Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации ».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.

Методические рекомендации для учителя



Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

Разделы: Технология , Экономика

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

Воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые гры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
  • Экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :

Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

Проводить своевременный финансовый анализ;

Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

Основам взаимодействия с кредитными организациями;

Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

Выбирать страховые продукты и страховые компании;

Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

Составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться :

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Понимать права и обязанности в сфере финансов;

Владеть коммуникативными компетенциями;

Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

Определять задачи в области управления личными финансами;

Находить источники информации для решения финансовых задач;

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

Формировать собственную финансовую стратегию;

Решать финансовые задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Личное финансовое планирование (11 часов).

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану
10 «д»
10 «ж»

Дата проведения урока по факту
10 «д»
10 «ж»

Личное финансовое планирование (11 часов)

Знакомство с курсом «ОФГ»

Человеческий капитал и успех

Принятие решений о личном финансировании

Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

Составление личного финансового плана

Творческая работа «Составление личного плана»

Деловая игра «Моя стратегия»

Депозит (7 часов)

Накопления и инфляция

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита

Управление рисками по депозиту

Повторение изученного по блоку «Депозит»

Кредит (7 часов)

Что такое кредит?

Основные характеристики кредита

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Как уменьшить стоимость кредита

Типичные ошибки при использовании кредита

Творческая работа «Кейс»

Расчетно-кассовые операции (7 часов)

Хранение, обмен и перевод денег

Различные виды платежных средств

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

(PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Протокол заседания МО учителей

Заместитель директора по УВР_________Педашенко Г.В.

Решением педагогического совета

Естественно-математического цикла

от « »_____2017 года

от « »______2017 года №___

« »________ 2017 года

Протокол №___

Руководитель МО:

введено в действие приказом

/Костюк Л.Г../______________

от « »_____2017 года

Директор МКОУ «ЦО» ИМРСК

___________/Ю.Г. Горлов/

Рабочая программа

по курсу:

« Основы финансовой грамотности»

11 класс

Количество часов - 34 часа

Учитель математики: Костюк Любовь Григорьевна

Программа разработана по спецпроекту Российской экономической школы по личным финансам.

на 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Сейчас в мире сложилась ситуация, когда школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой.

Данный курс «Основы финансовой грамотности» разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 11 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из учебных модулей основного предмета «Обществознание». Предназначение курса - предметно-ориентированное - дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических работ.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса « Основы финансовой грамотности» состоит из пяти разделов:

Управление денежными средствами семьи.

Способы повышения семейного благосостояния.

Риски в мире денег.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Человек и государство: как они взаимодействуют.

Цели и задачи курса

Цель: сформировать у обучающихся 11 класса основы финансовой грамотности.

Задачи:

усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых в финансовой сфере

формирование финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе собственные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

лекции,

практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

семинары,

дискуссии,

деловые игры,

решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. В процессе обучения проводится две контрольных работ.

Структура курса

Курс «Основы финансовой грамотности» в 11 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

Раздел 3

Риски в мире денег

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

ВСЕГО:

Литература:

www.minfin.ru - сайт Министерства финансов РФ

www.gov.ru - сайт Правительства РФ

www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики

www.economy.gov.ru/minec/ma - сайт Министерства экономического развития РФ

www.minpromtorg.gov.ru - сайт Министерства торговли и промышленности РФ

www.fas.gov.ru - сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ

www.nalog.ru - сайт Федеральной налоговой службы РФ

www.rbx.ru - сайт «РосБизнесКонсалтинг»

Содержание курса

Раздел 1.

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX - начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания :

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

Базовые понятия и знания :

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

Базовые понятия и знания :

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

Базовые понятия и знания :

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц. Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

Календарно - тематическое планирование по основам финансовой грамотности

11 класс

Количество часов: 1 час; всего 34 часа

Содержание

Кол-во часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Домашнее задание

1.

Управление денежными средствами семьи (10 ч)

1.1.

Деньги: что это такое?

конспект

1.2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

конспект

1.3

Какие бывают источники доходов

конспект

1.4

конспек

1.5

От чего зависят личные и семейные доходы

Подготовить реферат на тему: «Управление денежными средствами семьи»

1.6

Как контролировать семейные расходы

конспект

1.7

Что такое семейный бюджет и как его планировать

Привести пример семейного бюджета вашей семьи

1.8

Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.

конспект

1.9

Как оптимизировать семейный бюджет

конспект

1.10

Практическая работа

Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

2.1

Для чего нужны финансовые организации

конспект

2.2

конспект

2.3

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

конспект

2.4

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

конспект

2.5

Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Подготовить реферат на тему: «Способы повышения семейного благосостояния»

2.6

Контрольная работа № 1

Повторение пройденного материала

Риски в мире денег (5 ч)

3.1

Особые жизненный ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

конспект

3.2

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

конспект

3.3

Какие бывают финансовые риски

конспект

3.4

Способы сокращения финансовых рисков.

конспект

3.5

Что такое финансовые пирамиды

Подготовить реферат на тему: «Риски в мире денег»

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

4.1

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

конспект

4.2

Польза и риски банковских карт

конспект

4.3

Что такое бизнес

конспект

4.4

Личный бизнес - план

Привести пример личного бизнес - плана

4.5

Как создать свое дело

конспект

4.6

Что такое валютный рынок и как он устроен

конспект

4.7

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

Подготовить реферат на тему: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)

5.1

Что такое налоги и зачем их платить

конспект

5.2

Какие налоги мы платим

конспект

5.3

Все о будующей пенсии: для учебы и старости.

конспект

5.4

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

конспект

5.5

Ответственность налогоплательщика.

Подготовить реферат на тему: «Общие принципы устройства пенсионной системы РФ»

5.6

Контрольная работа № 2

Подведение итогов

«Рабочая программа дисциплины «Финансовая грамотность» Москва, 2015 г. Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины в цикле программ, связанных с повышением...»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное

учреждение дополнительного профессионального

образования

города Москвы

Московский центр

технологической модернизации образования

Рабочая программа дисциплины

«Финансовая грамотность»

Москва, 2015 г.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины в цикле

программ, связанных с повышением финансовой грамотности работников и

учащихся в системе образования города Москвы.

Рабочая программа составлена с учетом основных требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1. Аннотация 4

2. Цели и задачи освоения дисциплины. Перечень планируемых результатов обучения 4

3. Место дисциплины в структуре программ повышения финансовой грамотности 8

4. Объем дисциплины 9

5.1. Структура дисциплины 9

5.3. Темы и содержание лекций 13

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 15

6.1. Самостоятельное изучение разделов дисциплины 15

7. Образовательные технологии 16

7.1. Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях16



7.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях 16

8. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций 17

8.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций 17

8.2. Организация занятий по дисциплине 20

8.3. Виды и формы отработки пропущенных занятий 22

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 23

9.1. Основная литература 23

9.2. Дополнительная литература 24

9.3. Интернет-ресурсы 26

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 27

11. Методические указания обучающимся по освоению обучения 28

12. Методические указания преподавателям по организации обучения по дисциплине 29

1. Аннотация Изучение дисциплины «Финансовая грамотность» ориентировано на получение учащимися знаний о современных финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования и возможностях населения в сфере управления личными финансами. В рамках курса изучаются основные финансовые институты российского общества, особенности финансового поведения потребителей, современные технологии финансового обслуживания, основы финансового планирования и безопасности потребителя при работе с финансовыми инструментами, налогообложение физических лиц.

Курс рассчитан на 18 часов лекций, 36 часов практических занятий и 16 часов самостоятельной работы. Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью тестовых заданий. По результатам изучения дисциплины предусмотрен итоговый контроль в форме зачета или итогового тестирования.

2. Цель и задачи дисциплины. Перечень планируемых результатов обучения Цель изучения дисциплины «Финансовая грамотность» – формирование культуры экономического мышления и базовых компетенций в области экономической и финансовой грамотности, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества.

Задачи дисциплины:

сформировать базовые компетенции в области финансовой грамотности, сформировать общее представление об особенностях современных финансовых рынков;

обучить технологиям анализа финансовой информации;

выработать практические навыки принятия финансовых и экономических решений.

Процесс изучения дисциплины «Финансовая грамотность» направлен на формирование компетенций или элементов следующих компетенций:

ФК1 – понимание роли денег в жизни обучающегося.

ФК2 – понимание возможностей получения обучающимся доходов, включая выполнение оплачиваемых видов работ и создание собственного бизнеса.

ФК3 – понимание возможностей эффективного управления бюджетом и финансами обучающегося.

ФК4 – понимание роли и возможностей учреждений финансовой сферы при управлении бюджетом и финансами.

ФК5 – понимание возможностей открытия собственного бизнеса.

ФК6 – понимание специфики выбора стратегии и траектории рационального финансового поведения.

ФК7 – понимание возможностей инвестирования в современных экономических условиях.

ФК8 – понимание основ налоговой грамотности и социальной ответственности обучающегося при управлении бюджетом и финансами.

ФК9 – понимание основных рисков недостаточной финансовой грамотности при обеспечении экономической безопасности и благосостояния обучающегося.

ФК10 – понимание условий и возможностей финансового обеспечения получения образования в городе Москва.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) иметь представление:

о роли денег в жизни потребителя;

о возможностях получения доходов, включая выполнение оплачиваемых видов работ и создание собственного бизнеса;

о возможностях эффективного управления бюджетом и личными финансами;

о роли и возможностях учреждений финансовой сферы при управлении бюджетом и личными финансами;

о возможности открытия собственного бизнеса;

о специфике выбора стратегии и траектории рационального финансового поведения;

о возможностях инвестирования в современных экономических условиях;

об основах налоговой грамотности и социальной ответственности при управлении бюджетом и личными финансами;

об основных рисках недостаточной финансовой грамотности при обеспечении экономической безопасности и благосостояния;

об условиях и возможностях финансового обеспечения получения образования в городе Москве;

функции денег в повседневной жизни, основы управления деньгами;

основные характеристики оплачиваемой трудовой деятельности и этики, различия между работой по найму и самозанятостью;

связи между способностями и выбором будущей профессии;

основные виды, функции и продукты, услуги учреждений финансовой сферы;

основные этапы планирования и создания собственного бизнеса;

условия и инструменты принятия грамотных потребительских решений в финансовой сфере;

основные подходы к инвестированию ресурсов в современных экономических условиях;

основные виды налогов, права потребителей услуг учреждений финансовой сферы и требования по обязательному раскрытию информации;

основные виды рисков при использовании продуктов, услуг учреждений финансовой сферы;

основные профессии специального и высшего образования, специфику развития города Москвы как Международного Финансового Центра;

управлять деньгами; учитывать движение денежных средств;

применять способы зарабатывать на жизнь, связанные с работой по найму и организацией собственного бизнеса;

применять от 3-х до 5-ти способов распределения денег между сбережениями и расходами, критически рассматривать возможности в сфере планирования личного бюджета, бюджета семьи;

применять от 3-х до 5-ти способов обоснования выбора конкретного учреждения финансовой сферы в качестве партнера, критически рассматривать предложения продуктов, услуг учреждений финансовой сферы;

рассчитывать размеры затрат и доходов бизнеса на примере виртуального предприятия, выбирать наиболее рациональные формы использования кредитных, заемных ресурсов;

определять разницу между личным и производственным потреблением;

применять инструменты инвестирования ресурсов с учетом личных интересов или интересов бизнеса;

выбирать наиболее рациональные формы меценатства для своей популяризации как владельца финансовых ресурсов;

распознавать финансовые пирамиды и аферы, применять инструменты страхования своих действий по управлению бюджетом и личными финансами;

создавать портфолио обучающегося для подтверждения уровня своей образованности и соответствия будущей профессии, критически оценить предложения учреждений финансовой сферы по вопросам предоставления образовательных кредитов;

4) приобрести навыки:

принятия финансовых решений, учета денег;

принятия финансовых решений с учетом экономических последствий и этических соображений;

управления бюджетом и личными финансами;

выстраивания системы экономических и социальных отношений с учреждениями финансовой сферы, оценки эффективности применения продуктов, услуг учреждений финансовой сферы;

принятия рациональных потребительских решений в финансовой сфере, обоснования рациональных вариантов решения задач, связанных с осуществлением операций по сбережению или расходованию финансовых ресурсов;

повышения уровня социальной ответственности при одобрении обществом и государством действий по управлению бюджетом и личными финансами;

планирования пенсионного периода и финансового обеспечения основных событий жизненного цикла;

планирования образовательного периода и финансового обеспечения получения специального и высшего образования.

3. Место дисциплины в структуре программ по повышению финансовой грамотности Курс «Финансовая грамотность» рассчитан на учащихся, имеющих общую подготовку по информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к экономическим проблемам.

Курс дает базовые знания, необходимые для изучения дисциплин:

финансовые рынки, финансовый менеджмент, методы оптимальных решений, методы принятия управленческих решений, поведение потребителей, преподаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся с литературой. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются лекции.

Практические занятия проводятся в виде дискуссий, семинаров, группового проектного обучения, а также использования кейсов. По дисциплине осуществляется текущий контроль и итоговый контроль в форме зачета или итогового тестирования. Распределение часов по различным видам работ представлено в таблице 1.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы (70 часов).

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

–  –  –

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

7.1. Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объёму и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов.

Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: учебные видеофильмы, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, контрольно-тестирующие комплекты, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

1. Видео контент:

Видеолекция с разбивкой на логические фрагменты с использованием презентации, включающей ключевые фразы и иллюстрации, способствующие лучшему усвоению лекционного материала слушателями.

2. Электронные учебно-методические комплексы:

Теоретический материал по каждой теме: раскрытие теоретических положений темы с использованием примеров, таблиц, рисунков, схем, графиков.

Практические задания по каждой теме (индивидуальные и групповые): разработаны с использованием аналитических материалов (статьи, экспертные мнения, интервью).

Тестовые задания для самопроверки по каждой теме.

3. Итоговые мероприятия:

Экзаменационное задание для проведения итоговой аттестации, предусматривающие проверку заданий. Задание нацелено на проверку всех тем курса.

При использовании технологий дистанционного обучения обеспечивается доступ каждому учащемуся к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объёме часов учебного плана, необходимых для освоения образовательной программы.

7.2. Альтернативные образовательные технологии 7.2.1. Аудиторные занятия При реализации дисциплины «Финансовая грамотность» используются образовательные технологии, наиболее полно отражающие специфику дисциплины, а именно активные и интерактивные формы проведения занятий, кроме пассивных методов (опрос и прочее).

Активные методы обучения, используемые на семинарских занятиях дисциплины «Финансовая грамотность»

Имитационные Неимитационные Неигровые Игровые Проблемное обучение. Анализ конкретных Ролевые игры Эвристическая лекция, ситуаций.

семинар. Творческое задание Тематическая дискуссия.

Информация об интерактивных формах проведения занятий представлена в п.7.2.

7.2.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях При реализации дисциплины «Финансовая грамотность» используются интерактивные формы проведения занятий.

Поскольку интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися, в том числе с использованием информационных технологий и технических средств.

Для решения воспитательных и учебных задач в дисциплине «Финансовая грамотность» в рамках осуществления взаимодействий с обучающимися используются следующие интерактивные формы:

метод проектов;

работа в малых группах.

Кроме того, в процессе обучения задействована такая форма диалогового обучения, как рубежное тестирование обучающихся по разделам дисциплины.

В рамках развития интерактивных форм обучения по дисциплине «Финансовая грамотность» разработаны презентации с возможностью использования различных вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах по дисциплине, представлен таблицей ниже.

Интерактивные методы обучения, используемые на семинарских занятиях дисциплины «Финансовая грамотность»

–  –  –

8. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И

РЕАЛИЗУЕМЫХ

В ДИСЦИПЛИНЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

8.1.Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций В соответствии с требованиями к подготовке обучающихся для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины «Финансовая грамотность» разработан «Фонд оценочных средств», в котором представлены оценочные средства, сформированные объявленными в п.2 компетенциями.

Фонд оценочных средств включает:

а) паспорт фонда оценочных средств;

б) фонд промежуточной аттестации:

вопросы к зачету;

в) фонд текущей аттестации:

вопросы к диспуту;

тематика эссе.

Вопросы к зачету (итоговому тестированию) по дисциплине «Финансовая грамотность»

Общая классификация финансовых услуг и продуктов.

Обзор услуг и инструментов под разные потребительские 2.

задачи и разные этапы жизненного цикла человека.

Роль и место финансовых услуг в жизни человека.

Обзор услуг и инструментов под разные потребительские 4.

Финансовые посредники.

Законодательство и основы регулирования рынка 6.

финансовых услуг, страхование вкладов.

Риски, особенности, мошенничество 7.

Обзор сегмента рынка банковских услуг, основные понятия, 8.

три основные функции банков (расчеты, кредитование, аккумулирование денежных средств).

Нормативная база (законы, которые регулируют отношения 9.

государства, банка и его клиентов).

10. Участники данного сегмента рынка: банки и иные кредитные учреждения.

11. Продукты и услуги, которые предлагаются банками и иными кредитными учреждениями.

12. Основные финансовые вычисления, необходимые потребителю в работе с банковскими услугами и продуктами.

13. Особенности работы с документами, которые подписывает клиент банка, и по которым несет ответственность.

14. Особенности и риски клиентов банков. Исторический экскурс.

15. Международный аспект банковских услуг и продуктов

16. Обзор рынка страховых услуг, основные понятия.

17. Законы и нормативные акты, которые регулируют отношения государства, страховщика и клиента.

18. Страховые компании, профессиональные объединения страховщиков.

19. Три основных типа потребительского страхования: жизнь и здоровье, имущество, гражданская ответственность.

20. Продукты и услуги, которые предлагаются потребителям в данной сфере.

21. Основные финансовые вычисления в данной сфере.

22. Особенности работы с документами, которые подписывает клиент страховой компании, и по которым несет ответственность.

23. Риски клиентов на рынке страховых услуг. Исторический экскурс по теме.

24. Международный аспект (в т.ч. страхование при выезде за рубеж).

25. Обзор основных форм жилищного инвестирования (ипотека, жилищные кооперативы, долевое строительство).

26. Нормативные акты, которые регулируют отношения государства, профессиональных участников рынка недвижимости и потребителя.

27. Особенности работы с документами, которые подписывает покупатель/инвестор, и по которым несет ответственность.

28. Основные финансовые вычисления в данной сфере.

29. Риэлторские компании, рынок аренды жилья.

30. Риски клиентов на рынке недвижимости. Исторический экскурс. Международный аспект темы.

31. Обзор услуг и продуктов на рынке ценных бумаг, общие понятия, структура.

32. Нормативные акты, которые регулируют отношения государства, профессиональных участников фондового рынка и потребителей услуг.

33. Эмитенты и их ценные бумаги: акции, облигации.

34. Бездокументарная форма ценных бумаг.

35. Инвесторы: институциональные, индивидуальные, коллективные.

36. Квалифицированные и неквалифицированные инвесторы.

37. Профессиональные посредники на рынке ценных бумаг:

брокеры, доверительные управляющие, депозитарии.

38. Фондовая биржа, ее роль для инвестора.

39. Управляющие компании, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

40. Инвестиционный портфель.

41. Стратегии инвестирования.

42. Риски инвесторов на фондовом рынке.

43. Особенности работы с документами, которые подписывает инвестор на рынке ценных бумаг, и по которым несет ответственность.

44. Финансовые пирамиды и другие виды мошенничества на фондовом рынке. Исторический экскурс по теме. Международный аспект темы.

45. Жизненные циклы человека и различные цели инвестирования.

46. Пенсионный возраст и государственное пенсионное обеспечение.

47. Персональная ответственность каждого за обеспечение нетрудоспособного этапа своей жизни (личный пенсионный план).

48. Негосударственные пенсионные фонды.

49. Формы негосударственного пенсионного обеспечения:

корпоративные и индивидуальные.

50. Особенности работы с документами, которые подписывает инвестор на рынке долгосрочных инвестиций, и по которым несет ответственность.

51. Особенности и риски рынка долгосрочных инвестиций.

Исторический экскурс по теме. Международный аспект темы.

52. Обзор структуры финансовой информации.

54. Обзор инструментов анализа.

55. Анализ доходности ценных бумаг: фундаментальный и технический анализ.

56. Документ как основной носитель потребительской информации в финансовой сфере.

57. Основные правила работы с финансовой информацией.

59. Электронные финансы как цифровая форма финансовых инструментов, продуктов и услуг.

60. Электронные платежи и платежные терминалы.

61. Интернет-банкинг и пластиковые карты.

62. Интернет-трейдинг, алгоритмическая торговля на фондовом рынке (программы-роботы).

63. Интернет-магазины.

64. Электронные кошельки и электронные билеты.

65. Риски и мошенничества в сфере электронных финансов.

66. Жизненные циклы человека и их особенности.

67. Три составляющих личных финансов: Зарабатываю – Сберегаю – Инвестирую.

68. Цели и стратегии на разных этапах жизненного цикла.

69. Личный и семейный бюджет: статьи расходов и доходов, планирование.

70. Расчеты на уровне обслуживания семейных потребностей.

71. Финансовые вычисления, специальные компьютерные программы.

72. Финансовые советники и консультанты

73. Регулирование, саморегулирование на рынке финансовых услуг.

74. Договор – основной документ на рынке финансовых услуг.

75. Права и обязанности клиента банков: вкладчика и заемщика.

76. Права и обязанности владельца ценных бумаг.

77. Права и обязанности клиента брокера и доверительного управляющего.

78. Права и обязанности пайщика паевого инвестиционного фонда и вкладчика НПФ.

79. Права и обязанности владельца страхового полиса.

80. Кредитные истории, кредитная репутация, взыскание долгов.

81. Правила выхода из критических ситуаций и основы самозащиты на рынке финансовых услуг.

82. Налоги на доходы физических лиц и их роль в развитии экономики и общества.

83. Налогообложение физических лиц по различным видам доходов: зарплата, аренда жилья, депозиты, ценные бумаги, пенсионные программы.

84. Налоговые агенты.

85. Налоговые вычеты.

86. Налоговая декларация. Исторический ракурс.

Международный аспект темы.

8.2. Организация занятий по дисциплине Занятия по дисциплине «Финансовая грамотность» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

На практических занятиях обучающиеся выполняют задания, связанные с основами финансовой грамотности, обсуждением отдельных вопросов, выступлением и участием в дискуссиях, диспутах, круглых столах, решением задач, анализом финансовых стратегии и применение инновационных мер при планировании личных финансов. В рамках самостоятельной работы обучающиеся готовят самостоятельно вопросы, объявленные в п. 6.1, готовятся к семинарским занятиям, осуществляют подготовку к зачету.

Текущая аттестация обучающихся. Текущая аттестация обучающихся по дисциплине «Финансовая грамотность» является обязательной.

Текущая аттестация по дисциплине «Финансовая грамотность»

проводится в форме опроса и контрольных мероприятий (эссе, тестирования, прочее) по оцениванию фактических результатов обучения обучающихся и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценивания выступают:

учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

степень усвоения теоретических знаний;

уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы;

результаты самостоятельной работы.

Активность обучающихся на занятиях оценивается по их выступлениям по вопросам практических занятий, на дискуссиях, диспутах, круглых столах, кейс-методах, проектах.

Оценивание обучающегося на занятиях осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы в соответствии с технологической картой дисциплины. Оценивание обучающегося на контрольной неделе также осуществляется по балльно-рейтинговой системе с выставлением оценок в ведомости и указанием количества пропущенных занятий.

Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине «Финансовая грамотность является обязательной. При этом может быть использована любая форма текущего контроля.

Обучающиеся допускается к зачету (итоговому тестированию) по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине:

выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины п.5.2. (по формам текущего контроля) и выполненных эссе или иных форм текущего контроля. В случае наличия учебной задолженности обучающийся отрабатывает пропущенные занятия в соответствии с требованиями, указанными в п. 8.3. Оценка знаний обучающегося на зачете (итоговом тестировании) носит комплексный характер, является балльной и определяется его:

ответом на зачете (итоговом тестировании);

учебными достижениями в период обучения.

Знания, умения, навыки обучающегося на зачете оцениваются оценками: «отлично» – 5, «хорошо» – 4, «удовлетворительно» – 3 (это соответствует «зачтено»), «неудовлетворительно» – 2 (что соответствует «незачтено»). Кроме того, обучающемуся выставляется оценка в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Основой для определения оценки служит уровень усвоения обучающимися материала, предусмотренного данной рабочей программой.

–  –  –

8.3. Виды и формы отработки пропущенных занятий Обучающийся, пропустивший два занятия подряд, допускается до последующих занятий на основании допуска.

Обучающийся, пропустивший лекционное занятие, обязан предоставить конспект соответствующего раздела учебной и монографической литературы (основной и дополнительной) по рассматриваемым вопросам в соответствии с программой дисциплины.

Обучающийся, пропустивший семинарское занятие, отрабатывает его в форме реферативного конспекта соответствующего раздела учебной и монографической литературы (основной и дополнительной) по рассматриваемым на семинарском занятии вопросам в соответствии с программой дисциплины или в форме, предложенной преподавателем.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

9.1. Основная литература:

1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. – М.: Институт Новой экономики, 2012.

2. Архипов А.П. Страхование. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Астахов П.А. Пенсионер: юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / 5-е изд. – М. : Эксмо, 2012.

4. Белянинова Ю.В Как получить большую пенсию/ Белянинова Ю.В, Захарова Н.А., Удалова Н.М. – М. : Эксмо, 2012.

5. Белянинова Ю.В. Пенсии: назначение и оформление. – М.: Изд.

«Эксмо», 2012.

6. Берзон Н.И. Основы финансовой экономики: Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Вита-Пресс, 2011.

7. Берзон Н.И. Фондовый рынок: Учеб. пособие для высш. учебн.

8. Берзон Н.И. Фондовый рынок: Учеб. пособие для высш. учебн.

зав. экон. профиля / Гос. унив. – Высшая школа экономики.

Высшая школа менеджмента. – М.: Вита-пресс, 2009.

9. Богатская С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности.

Серия: Новая университетская библиотека. – Издательство «Университетская книга», 2007.

12.Гинзбург А.И. Страхование: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Питер, 2008.

13.Горяев А., Чумаченко В. «Финансовая грамота», спецпроект

Российской экономической школы по личным финансам. М.:

14.Гудырин С.Н. Основы маркетинга. 10–11 класс. Элективный курс.

– М: Вита-пресс, 2008.

15.Думная Н.Н. и др. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

16.Думная Н.Н., Медведева М.Б., Рябова О.А. Выбирая свой банк:

учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

17.Киреев А. Экономика, 10–11 кл., Книга для учителя. – М.: ВИТАПРЕСС, 2010.

18.Крымов А.А. Мастерство страхового агента. – М.: Бератор-пресс, 2011.

20.Мальцев В.А. Финансовое право. – Учебник, 2008.

21.Нариньяни А. Беспроцентный кредит: Шокирующая правда о беспроцентных кредитах в России. – Издательство: АСТ: Funky Inc, 2008.

22.Основы страховой деятельности: Учебник. Федорова Т.А. – М.:

Изд-во БЕК, 2008.

23.Паранич А.В. 170 вопросов финансисту. Российский финансовый рынок. – М.: Smart Book, 2012.

24.Паранич А.В. Личный финансовый план, М.: И-трейд, 2009.

25.Пособие Пенсионного фонда РФ «Для учебы и жизни – все о будущей пенсии» Издание №1 –М. 2011.

26.Розанов Н.М. Банк: от клиента до президента. – М.: ВТА-ПРЕСС, 2011.

27.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. – М.: Вита-ПРЕСС, 2009.

28.Середа К.Н. «Пенсия на носу»: Новый расчет и оформление с изменениями и дополнениями в соответствии с законодательными актами. Серия «Консультирует юрист» / Изд. 6 Ростов-на-Дону:Изд. Феникс, 2011.

29.Страхование. Учебник / Под редакцией Федоровой Т.А.. М.:

Коммерсантъ, 2009. 875 с.

30.Страхование: принципы и практика / Составитель Д. Бланд. М.:

Финансы и статистика, 2008. 416 с.

31.Страхование: экономика, организация, управление. Под редакцией д.э.н., профессора Г.В. Черновой. – М.: «Экономика», 2010.

32.Страховое право. Учебник. Изд 2-е, перераб и доп. / под ред. В.В.

Шахова, В.Н, Григорьева, А.П. Архипова. М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2006. 335 с.

33.Финлейн С. Управление потребительским кредитованием. Как банкам привлечь клиентов и при этом не потерять на плохих кредитах. – Издательство «Гревцов букс», 2010.

34.Хиггинс Р.С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений. 8-е изд. – М.: Диалектика, Вильямс, 2008.

35.Шахов В.В. Страхование. – М.: Финансы и статистика, 2012.

36.Шихов А.К. Страховое право. Учебное пособие. М.:

Юстицинформ, 2009. 300 с.

37.Экономика в школе. – № 1 / 2 (43/44). – 2008.

38.Экономика в школе. – № 3 (45) – 2008.

9.2. Дополнительная литература:

1. Адамчук Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. М.:

МГИМО; Российская политическая энциклопедия, 2004. 591 с.

2. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии (Китая, Японии). – М.: «Анкил», 2007.

3. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. М.: Юнити-дана, 2004.

4. Ашарчук Л.М. Автоматизированные финансовые системы: Курс лекций для студентов экономических специальностей. - Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2004.

5. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник. – СПб.: Питер, 2003.

6. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Пер. с англ. – М.:

7. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. - М.:

Академический Проект; Альма Матер, 2005.

8. Жукова Е. Ф. Общая теория денег и кредита. – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

9. Жукова Е.Ф Банки и банковские операции. – Москва: Банки и биржи, 1997.

10.Иванова С.И. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

11.Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика, 10–11 кл., учебник. – М.: РФПР, 2003.

12.Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Практикум по рынку ценных бумаг:

Учебное пособие. – М.: Бек, 1997.

13.Колесников С.В. Практикум по курсу «ценные бумаги»: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

14.Лаврушин О. И. Банковское дело: Учебник. – Москва: «КноРус», 2009.

15.Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей. – М., 1994.

16.Семенюта О.Г. Пластиковые карты. Практическая энциклопедия. – Москва: БДЦ, 2005.

17.Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит». – Москва:

Велсби-Проспект, 2007.

18.Стариченко Т.Н. Экономика. Практикум. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.

19.Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.:

«Анкил», 2000.

20.Уткина Э.А. Банковское дело в России. – М., 1998.

21.Учебное пособие для школ. Вы и мир инвестиций. М.: ММВБ –MICEX.

22.Шахов В.В. Зарождение страховой науки в России // Финансы. 2007.

№ 4. С. 48-51.

23.Экономика в школе. – № 3 (41) – 2007.

24.Эрнест Дж. Деловые финансы: Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998.

9.3. Интернет-ресурсы:

Наименование портала № Ссылка (издания, курса, документа) Законодательные акты 1 Федеральный закон «О рынке ценных http://base.garant.ru/10106464/ бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ 2 Федеральный закон «О банках и http://base.garant.ru/10105800/ банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 3 Федеральный закон «Об акционерных http://base.garant.ru/10105712/ обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ 4 Закон РФ «Об организации страхового http://base.garant.ru/10100758/ дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 5 Федеральный закон «Об http://base.garant.ru/12124999/ инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

6 Федеральный закон «О кредитных http://base.garant.ru/12138288/ историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ 7 Федеральный закон «О http://base.garant.ru/12111456/ негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ 8 Федеральный закон «О жилищных http://base.garant.ru/12138285/ накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ 9 Федеральный закон «О валютном http://base.garant.ru/12133556/ регулировании и валютном контроле»

от 10.12.2003 N 173-ФЗ 10 Федеральный закон «О защите прав и http://base.garant.ru/12114746/ законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ 11 Налоговый кодекс, часть 1 от http://base.garant.ru/10900200/ 31.07.1998 N 146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ 12 Федеральный закон «Об ипотеке http://base.garant.ru/12112327/ (залоге недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ

–  –  –

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Требования к аудиториям (помещениям) для проведения занятий:

лекционные аудитории с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет;

компьютерный класс с установленным программным обеспечением.

Требования к программному обеспечению:

Microsoft Office;

Adobe Reader, Adobe Acrobat Internet браузеры (Internet Explorer, Google Chrome)

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучение по дисциплине «Финансовая грамотность» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические работы) и самостоятельной работы обучающихся. Семинарские занятия дисциплины «Финансовая грамотность» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.5.1.

С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

знакомит с новым учебным материалом;

разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

систематизирует учебный материал;

ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

внимательно изучите материал предыдущей лекции;

узнайте тему предстоящей лекции по тематическому плану;

по возможности ознакомьтесь с учебным материалом;

определите место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

запишите возможные вопросы, которые вас интересуют.

Подготовка к семинарским занятиям:

внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом;

выпишите основные термины;

ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям (развернутый ответ на каждый из вопросов);

уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия);

готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы;

рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к зачету (итоговому тестированию). К зачету (итоговому тестированию) необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину за короткий период времени, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты.

В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

программой дисциплины;

перечнем знаний и умений, которыми обучающийся должен владеть;

тематическими планами лекций, семинарских занятий;

контрольными мероприятиями;

учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

перечнем вопросов к зачету (итоговому тестированию).

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

При организации обучения по дисциплине «Финансовая грамотность»

преподаватель должен обратить особое внимание на организацию семинарских занятий и самостоятельной работы обучающихся, поскольку курс предполагает широкое использование интерактивных методов обучения.

Для проведения семинарских занятий необходимо активно использовать методы работы в малых группах, вовлечение в индивидуальную работу.

Задача преподавателя состоит в максимальном отказе от роли лектора, его функции состоят главным образом в модерации дискуссий. Материалы для занятий необходимо обновлять ежегодно, учитываю изменяющиеся условия.

При чтении лекций и проведении семинарских занятий используются презентации.

Презентация – это передача информации в виде изложения различных теорий, методологических подходов с использованием информационных ресурсов. Формы презентации различны и могут варьироваться от обычной лекции (доклада) до некоторого вовлечения аудитории в процесс через вопросы и участие в дискуссии. Метод используется для обучения какому-либо конкретному аспекту теории или методологии и для моделирования постепенного подхода к решению задачи. Может быть использован при проведении семинара-дискуссии, выступлении с докладом, проведении ролевых и деловых игр, защите курсового проекта и т.п. Этапы процесса: определение содержания материала и цели презентации; составление примерного плана презентации; разработка системы наглядного материала, иллюстрирующего материал презентации; подведение итогов, изложение самых главных моментов представленного материала и его наглядных иллюстраций; обсуждение (вопросы – ответы); выявление достоинств и недостатков проведенной презентации.

Демонстрация и толкование нормативно-правовых актов – это представление участникам игры, семинара и т.п. методологии выполнения чего-либо. Метод используется: для обучения какому-либо конкретному навыку или способу и для моделирования постепенного подхода к поставленной цели. Преимущества метода: легко сконцентрировать внимание аудитории на чем-либо существенном; определяет варианты практического использования метода; активно вовлекает слушателей в процесс обучения при самостоятельном использовании этого метода.

Этапы процесса:

установление цели демонстрации; представление материалов, предназначенных для использования; непосредственно сама демонстрация;

обсуждение демонстрации в аудитории (вопросы – ответы); подведение итогов.

При реализации дисциплины «Финансовая грамотность» используются следующие интерактивные формы проведения занятий, которые могут и должны проводиться вместо обычного опроса обучающегося:

круглый стол (дискуссия, дебаты);

мозговой штурм (мозговая атака);

ролевые игры (разыгрывание ролей);

кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций);

метод проектов;

работа в малых группах.

«Круглый стол» организуется следующим образом:

преподавателем формулируются вопросы, 1) обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;

вопросы распределяются по подгруппам и 2) раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

для освещения специфических вопросов могут 3) быть приглашены специалисты либо эту роль играет сам преподаватель;

в ходе занятия вопросы раскрываются в 4) определенной последовательности;

выступления специально подготовленных 5) обучающихся обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, обучающиеся высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

«Дискуссия», как особая форма всестороннего обсуждения спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре, реализуется в дисциплине «Финансовая грамотность» как коллективное обсуждение какоголибо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Целью проведения дискуссии в этом случае является обучение, тренинг, изменение установок, стимулирование творчества и др. В проведении дискуссии используются различные организационные методики:

Методика «вопрос – ответ» – разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Методика «клиники» – каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации. Затем это решение оценивается как преподавателем (руководителем), так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается».

Методика «лабиринта» или метод последовательного обсуждения - своеобразная шаговая процедура, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика «эстафеты» – каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому считает нужным.

Свободно плавающая дискуссия - когда группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, когда участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

В основе «круглого стола» в форме «дебатов» организуемое как свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному обучающимся тематическому тезису, эта форма «круглого стола» посвящена получению однозначного ответа на поставленный вопрос – «да» или «нет». Причем одна группа – утверждающие - является сторонниками положительного ответа, а другая группа – отрицающие – сторонниками отрицательного. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых нереалистичных. После чего из числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач при тупиковых или проблемных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. При этом используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений.

Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов». Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Ролевые игры (разыгрывание ролей).

Ролевая игра – это организация занятий, при которой несколько участников разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой изучения.

Использование метода:

Помогает сформировать или изменить отношение участников к тому или иному вопросу;

Позволяет участникам опробовать различные варианты решений и альтернативные подходы;

Предоставляет возможность увидеть последствия своих действий и их воздействие на других;

Дает возможность увидеть, как иные люди могут вести себя и что они могут чувствовать, находясь в сходной ситуации;

Создает благоприятную обстановку для обсуждения и исследования проблем, о которых участникам может быть не очень удобно говорить применительно к реальной жизни.

Разбор ситуации – это изложение гипотетической ситуации, которое используется для анализа и обсуждения. Этот метод стимулирует дискуссии и обсуждения в группах, совместные поиски новых путей работы. Метод используется для обсуждения различных проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все гражданские служащие, и развивает навыки коллективной работы над разрешением и преодолением трудностей.

Этапы процесса: описание конкретной ситуации, детальное ознакомление с ситуацией; формулирование проблемы, которую надо разрешить и вопросов для обсуждения, подготовка к обсуждению и поиск путей решения проблемы;

изложение подготовленных предложений или вариантов ответов на вопросы;

обсуждение предложенных вариантов решений; обобщение результатов занятий и подведение итогов.

Деловая игра (кейс) – это способ рассмотреть реальную управленческую ситуацию. Предполагает анализ информации в изучаемом объекте, постановку проблемы, поиск решений, составление (отбор) предлагаемых путей решения проблемы, формирование цели в виде программы (действий). Данный метод привязывает дискуссию к реальным фактам, с которыми участникам игры в той или иной мере доведется иметь дело на практике. Деловая игра позволяет магистрантам осмыслить механизм и средство решения актуальных проблем, попробовать себя в роли менеджера, руководителя, ответственного за принятие решений.

Кейс- метод не ограничивается лишь совместным обсуждением проблемы в учебной аудитории, предполагает реализацию следующих шагов:

индивидуальную подготовку участников к обсуждению конкретной ситуации (сбор информации) по обсуждаемой проблеме;

предварительное неформальное обсуждение кейсситуации в активной группе обучающихся;

кейс-обсуждение под руководством преподавателя;

письменная контрольная работа с использованием кейса.

Самостоятельная работа обучающихся Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе самостоятельной работы обучающихся. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем. К самостоятельному виду работы обучающихся относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Обучающиеся могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестовые задания.

Россельхозакадемии РЕЗУЛЬТАТЫ СЕЛЕКЦИИ ЯРОВОЙ ТВЁРДОЙ ПШЕНИЦЫ НА КУБАНИ Селекция яровой твёрдой пшениц...» и воспитания учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы чл. Корр. РАО И.А. Сасова. – Москва, Издательство "ВИТ...»

«2014 ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОРЕГИОНА "БУГ" ДО 2020 ГОДА стр. 2 "Интегрированная функционально-пространственная концепция развития Еврорегиона "Буг" до 2020 года" разработана в рамках проекта "ГИС через границу – совместная платформа территориального упр...»

«УДК 331.5 Иванова Наталья Алексеевна Ivanova Natalya Alexeevna кандидат экономических наук, PhD in Economics, доцент кафедры финансов Associate Professor of и бухгалтерского учета the Finance and Accounting Department, Поволжского кооперативного института (филиала) Volga Cooperative Institute, Российского университет...»

«ГБПОУ "СТАПМ им.Д.И. Козлова". РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.В.06 ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА Общий гуманитарный и социально-экономический цикл программы подготовки специалистов средне...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.