В связи с тем, что Министерство образования перешло на новый стандарт обучения детей в детских садах, школах, колледжах и вузах, у учителя сразу появилось несколько задач. Одна из них заключается в том, чтобы воспитать активного, успешного и талантливого школьника.

Наша задача заключается в том, чтобы объяснить учителям, что такое личностные УУД в начальной школе и как они формируются. Но для этого необходимо разобраться в структуре универсальных действий. Итак, обо всем по порядку.

Какими бывают УУД (учебные универсальные действия)

По новому образовательному стандарту принято выделять 4 вида :

  • Личностные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.
  • Регулятивные.

В чем заключается сущность личностных действий

Уже по названию становится понятно, что личностные УУД в начальной школе должны быть направлены обучающимися на себя. Иными словами, личностные универсальные действия нужны для того, чтобы дети умели соотносить свои поступки и происшествия с принятыми культурными и этическими принципами. Кроме того, они обеспечивают знание и усвоение моральных норм, а также ориентацию ребенка в социальных ролях и отношениях в обществе.

Педагогу стоит понимать, что личностные УУД по ФГОС никогда не сформируются, если ребёнок на уроках будет 40 минут конспектировать параграф учебника.

Виды действий

Если к учебному процессу на уроке применяются действия, то сегодня их следует разделить на три вида:

  • Самоопределение - благодаря этому действию обучающиеся ищут свое место в мире и обществе.
  • Смыслообразование - учащиеся устанавливают связь между учебным процессом и мотивом. Иными словами, ребенок на уроке должен задать для себя вопрос: «Какое значение для меня несёт данное учение?» Кроме того, он должен найти еще и ответ на этот вопрос.
  • Нравственно-этический ориентир - необходим для того, чтобы дети могли совершать личностный и опираясь на социальные ценности.

Группы личностных УУД

Педагоги и методисты совместно разработали 2 группы личностных универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

Младший школьник должен:

  • Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.
  • Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей.
  • Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет.
  • Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.
  • Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил - «хорошо» или «плохо».
  • Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.
  • Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.
  • Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.

2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.

Младший школьник должен:

  • Понимать речь учителя и одноклассников.
  • Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше.
  • Давать оценку своим действиям.
  • Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Как формируются личностные УУД в начальной школе

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением. Но что же для этого нужно делать?

Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.

Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.

В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.

В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.

В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.

В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.

В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

А теперь давайте рассмотрим практические советы для учителей по формированию личностных УУД на уроках.

Литературное чтение

На занятии должна проводиться работа с литературными произведениями. А детям необходимо прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Заинтересованные читатели должны себя отождествлять с героями сказки или рассказа. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения. Педагогу стоит помогать выявлять моральное содержание и нравственное значение поступков персонажей. Воспитательная составляющая на уроках литературного чтения должна знакомить детей с героическим прошлым народа и страны, в которой они проживают. Такое знакомство не должно быть представлено просмотром «сухой» презентации. Представление нужно провести на уроке таким образом, чтобы дети испытывали чувства переживания и гордости к гражданам страны. Так развитие универсальных действий будет проходить ровно.

Например: при изучении произведений Бориса Заходера ученики на уроке сравнивают образ «Я» с героями произведений, а также отождествляют себя с ними, чтобы обсуждать разные мнения и позиции.

Если в календарно-тематическом планировании есть урок, посвященный сказкам, то после их изучения можно детям дать задание: придумать персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как положено», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.

Окружающий мир

Этот урок любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы о ближнем и далеком прошлом. Но и это не все. На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природособразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: "Жизнь птиц".

Несколько слов о диагностике

Так уже заведено, что ежегодно дети должны проходить диагностику личностных УУД. В некоторых школах будущих первоклассников тестируют при поступлении. Делать это необходимо для того, чтобы понимать насколько ребёнок готов к занятиям в школе, ориентирован в социальных ролях, а также как он взаимодействует с окружающими.

Помните, что диагностика личностных УУД проходит как в начале учебного года, так и в конце. Сборники для определения уровня сформированности УУД уже разработаны для каждой образовательной программы. Педагогу достаточно обратиться в ближайший книжный магазин.

Заключение

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

  • Проблемное обучение.
  • Групповые, а также парные формы работы на уроке.
  • Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.
  • Методы самооценки и рефлексии.
  • И другие.

Введение

Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.

Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Каждый учитель является частью огромной системы рос­сийского образования и должен осознавать и понимать свое ме­сто и предназначение в этой системе.

Основные принципы образовательной политики России оп­ределяются Национальной доктриной образования и Федераль­ной программой развития образования и находят свое воплоще­ние в Концепции модернизации российского образования.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает:

Ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидатель­ных способностей;

Формирование опыта самостоятельной деятельности;

Базовыми целями начального образования в условиях мо­дернизации являются:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

Формирование у младших школьников желания и умения учиться.

Решить данные проблемы в комплексе может только созда­ние новой модели начальной школы, в которой главным являет­ся педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружа­ющим миром, к самообразованию и саморазвитию.



Начальное общее образование - первая ступень общего об­разования.

Задача начальной ступени - развитие творческих возмож­ностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмо­ционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Объект исследования: познавательные способности младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии.

Охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников.

Рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста;

Провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД.

Методы исследования:

– анализ психолого-педагогической и методической литературы;

– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.

Экспериментальный метод и математическая обработка результатов.

Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.

Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников

Сущность понятия «универсальные учебные действия»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

Обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

Основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

Познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

Коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:

Познавательные универсальные учебные действия

Умение сравнивать состоит из следующих действий:

– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;

– выделение признаков сходства;

– выделение признаков различия;

– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.

– выделение существенных признаков объекта.

Умение анализировать состоит из следующих действий:

– разделение объекта на части;

– расположение частей в определенной последовательности;

– характеристика части объекта.

Умение делать выводы состоит из следующих действий:

– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;

– установление главной причины явления;

– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.

Умение схематизировать включает действия:

– разделения объекта на части;

– расположения частей в определенной последовательности;

– определение связей между частями;

– оформления графического изображения.

Регулятивные универсальные учебные действия

В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).

В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:

– адекватное восприятие себя;

– постановка цели деятельности;

– определение результата деятельности;

– соотношение результата с целью деятельности;

– выявление наличия ошибок в собственных действиях;

– описание прожитой ситуации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.

Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;

– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;

– умение находить себе партнера;

– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

– умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);

– умение слушать, не перебивая товарища;

– соблюдение регламента деятельности в паре, группе.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:

– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;

– концентрирование внимания при слушании;

– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;

– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

– выделение смысловых частей текста;

– выделение главной мысли (мыслей) текста;

– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,

– извлечение из текста информации, данной в явном виде;

– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;

– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;

– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

– ставить перед собой цель чтения;

– выделять в тексте ключевые слова;

– выделять непонятные слова;

– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

– выделять в тексте понятное и непонятное;

– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

– подтверждать свое суждение примерами из текста;

– определять главную мысль (мысли) текста;

– выделять смысловые части текста;

– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

– формулировать выводы на основе прочитанного;

– выполнять краткий пересказ прочитанного;

– выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

– определение границы содержания темы;

– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;

– сохранение темы при изложении мыслей;

– сохранение определённого плана при изложении мысли;

– изложение тезисно;

– формулирование выводов из собственного текста;

– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;

– пользование первоисточников;

– подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли.

Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

– определять границы содержания темы;

– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;

– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

– придерживаться темы при изложении мыслей;

– придерживаться определённого плана при изложении мысли;

– оформлять мысли тезисно;

– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).

Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) - набор различных действий, направленных на самостоятельное получение знаний, активное саморазвитие, приобретение нового практического и познавательно-исследовательского опыта. УУД по ФГОС - базовая составляющая умения учиться, обеспечивающая возможность успешного саморазвития.

  • Общеучебные умения носят метапредметный характер, а потому могут применяться для освоения любого школьного предмета.
  • На них базируется любая деятельность учащегося.
  • УУД позволяют сформировать психологические способности ребенка.

УУД по ФГОС

До появления ФГОС современный образовательный процесс больше опирался на сбор необходимой для изучения темы информации и развитие психических процессов, реже приоритетом была практика эффективных учебных и мыслительных приемов. Подобный подход негативно отражался на развитии личности и эффективности школьного учебного процесса, снижая мотивацию учеников и уровень их ответственности. Внедрение стандарта изменило подход к обучению, а вместе с тем и модель выпускника младших классов, который отныне определяется как учащийся с основами общеучебных навыков и базой нравственного поведения, способный к взаимодействию с одногодками и педработниками, открытый для приобретения знаний и умений. Цель нынешней стратегии образования - научить каждого учиться сначала под руководством учителя, наставника, а затем самостоятельно. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться всю жизнь. Проектирование и реализация программы развития УУД - задача каждого учителя, который будет работать в новой школе.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Шесть новых методик для диагностики коммуникативных УУД у школьников (критерии сформированности)
- Выявляйте метапредметные и личностные УУД (лист анализа урока)

УУД по ФГОС - это способность к самостоятельному развитию, надпредметные действия, общеучебные умения, определение которых охватывает все сферы развития личности ребенка. Согласно федеральному стандарту, формальные умения и знания становятся второстепенными, поскольку мерилом результативности обучения становятся виды деятельности, которые осваивают учащиеся в течение года. Младшеклассник должен научиться читать и писать, но гораздо важнее мотивация к учебе и выработка метапредметных способов действий.

Скачайте презентацию: «Способы формирования УУД по ФГОС»
Скачать бесплатно в.pptx

Особое значение УУД приобретают в младшей школе, когда у детей формируется способность учиться самостоятельно и осознанно, расширяя собственные компетентности, чтобы в дальнейшем переносить их на другие области. Освоив умение учиться, дети смогут переносить этот навык на любые компоненты учебной деятельности, повышая ее эффективность.

Функции надпредметных способов действий:

  • способствуют всестороннему развитию школьников посредством непрерывного образования, толерантности и гибкости взглядов;
  • создают условия для самостоятельной учебы, формирования учебных целей, поиска средств и методов их достижения, самоанализа и самоконтроля;
  • обеспечивают условия для эффективной учебы через приобретение общеучебных компетентностей;
  • стимулируют формирование картины мира, толерантности в контексте поликультурности общества и компетентности в различных предметных областях.

Виды УУД по ФГОС

Надпредметные действия мотивируют и позволяют детям самостоятельно организовывать процесс обучения и восприятия учебного материала. Несмотря на общеучебный характер универсальных действий, различают четыре вида УУД по ФГОС , представленные в таблице.

Личностные

Благодаря личностным УУД дети учатся ориентироваться в межличностных отношениях, социальных ролях, соотносить моральные нормы, этические принципы с поведением окружающих, делая соответствующие выводы.

Личностные УУД по ФГОС в начальной школе делятся на:

  • самоопределение профессиональное и личностное;
  • соотнесение цели учебы и достигнутых результатов;
  • совершение морального выбора, нравственно-этическое самоопределение.
Регулятивные

Каждое из регулятивных действий необходимо для организации самостоятельного учебного процесса:

  • ученик оценивает свои знания, определяет границы известного и ставит учебную задачу (целеполагание);
  • учитывая поставленную цель, планируется последовательность работы над ее реализацией;
  • ребенок должен прогнозировать промежуточные и итоговые результаты учебной деятельности;
  • если промежуточные результаты не соответствуют запланированным, необходимо корректировать план и методы действий;
  • самооценка и осознание реальных результатов учебной деятельности обеспечивают эффективное целеполагание.

В процессе освоения регулятивных УУД ученикам важна способность к самомотивации, волевому усилию и мобилизации моральных и физических сил, направленных на преодоление затруднений.

Познавательные

Познавательные общеучебные действия подразумевают формулирование и решение проблемы через логически выстроенные действия. Ученики определяют познавательную цель, собирают необходимые материалы, ресурсы и информацию, приводят знания в структуру, подбирают способы достижения цели в контексте сложившихся условий, а после проводят самооценку и рефлексию познавательной деятельности.

В отдельные подгруппы познавательных способов действий выделяют:

  1. Знаково-символические - предусматривают моделирование предметов и символов в пространстве на основе характеристик объекта преобразование его в модель для поиска законов, систематизирующих эту предметную область.
  2. Логические - дети анализируют существенные и несущественные признаки предметов, оценивают целое и его составные части, а на основании полученной информации классифицируют предметы по классам или понятиям, формируя причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Выстраивая логическую цепочку, они опираются на выводы, доказательства и факты.
Коммуникативные

Общеучебные действия направлены на приобретение навыков слышать и слушать собеседника, социальной компетентности, коммуникабельности, умение налаживать продуктивное сотрудничество со сверстниками и взаимодействие с педагогами.

Коммуникативные УУД по ФГОС подразумевают:

  • определение целей, задач и способов взаимодействия с учениками и учителями;
  • коллективную работу по сбору и систематизации информации;
  • успешное преодоление конфликтных ситуаций через поиск компромиссов, альтернативных решений, идентификацию проблемы;
  • максимальное взаимодействие с одноклассниками - оценка, коррекция и контроль их действий;
  • коммуникабельность и красноречие - умение устно и письменно высказывать свои мысли лаконично и по существу, владеть навыком ведения грамотного диалога и монолога.

УУД по ФГОС в начальной школе

Удивительно, но универсальные учебные действия, используемые для освоения учебных предметов, формируются в процессе обучения. В зависимости от содержания учебного предмета и тематики создаются особые перспективы освоения тех или иных УУД. Учителю следует принимать во внимание состояние здоровья учеников, их уровень развития речи и умения контролировать свое поведение, коммуникабельность детей, их мотивация к учебе, учение задавать вопросы, слушать и слышать на уроке. Без учета данных особенностей, освоение учебных действий будет проходить сложно как для учеников, так и для педагогов. Что в конечном итоге приведет к потере времени и сил, да и просто ставит под сомнение вопрос о компетентности учителя младших классов.

Чтобы достичь эффективного освоения , классные руководители и учителя-предметники используют комплекс мер, в ходе реализации которых педагоги акцентируют внимание на актуальных достижениях учеников, а не сравнивании учащихся между собой.

  • Важны самоанализ и самопроверка, которые учат детей находить и оперативно исправлять свои ошибки, которое помогают им узнавать новое. Педагог также оценивает учебные успехи детей, поясняя свой выбор, параллельно обучая школьников оценивать деятельность по критериям и выбирать критерии для оценки.
  • Мотивируя к учебе, педагоги поясняют практическую ценность новых знаний, развивающее значение того или иного упражнения. Акцент делается на тех видах работы с материалами и данными, которые потребуются в учебной деятельности, практикуется эффективное запоминание, которое положительно сказывается на логике и памяти детей.
  • Учителю важно научить детей работать в группах и парах, а случае возникновения конфликтов - эффективно устранять их, находя компромиссы. Через проблемные ситуации, пробелы в знаниях или их противоречивость классный руководитель помогает детям назвать цель урока, составить план действий.
  • Дети должны уметь делать нравственный выбор, свободно и грамотно выражать свои мысли, уметь отстаивать собственное мнение, используя аргументы, а не грубость, демонстрировать уважение к собеседнику. Поощряется взаимодействие учащихся между собой.
  • Педагог и дети взаимодействуют на принципах сотрудничества, они совместно решают проблемные моменты, распределяют обязанности, учатся планировать работу и отдых. Ученики могут выбирать задания из нескольких предложенных.

Получите диплом установленного образца

Актуализировать знания о нормативном регулировании образовательной деятельности ОО, требованиях к квалификации педагога (учителя), разработке основных образовательных программ общеобразовательной организации поможет обучение по программе

Методика поэтапного формирования УУД, предложенная П.Я. Гальпериным и его единомышленниками, опирается на внутреннюю зависимость между практическим исполнением и интеллектуальными операциями. Согласно этой теории, общепредметные действия формируются по аналогии с умственными и предполагают несколько этапов:

  1. Необходимо изучить образец и состав будущего действия, использовать сведения и указания всех его компонентов. Детям демонстрируют и поясняют образец умственного действия, которое им нужно освоить, что незаменимо для учеников-визуалов и аудиалов.
  2. Выполняется действие с учетом всех операций, которые входят в него, таким образом усвоив суть действия и осуществив самоконтроль каждого этапа, что важно для детей-кинестетиков.
  3. Повторное выполнение действия без опоры на образец.
  4. Для осознания последовательности этапов алгоритм действия проговаривается вслух, а после переносится во внутренний план с проговариванием про себя.
  5. Действие выполняется в контексте внутренней речи в плане сознательного контроля, что позволяет выработать автоматическое его исполнение, в котором способ действия является актом мысли, стремящимся к конечному продукту процесса.

Успешная учеба в школе невозможна без освоения УУД по ФГОС по классам начального звена. Для развития метапредметных действий педагоги используют следующие виды деятельности и методических заданий:

УУД Виды работ
Личностные
  • Групповые проекты незаменимы в процессе формирования личностных УУД, поскольку позволяют ученикам коллективно выбирать тему работу, распределять роли с учетом способностей детей таким образом, чтобы каждый внес важный вклад в реализацию проекта.
  • Творческая работа способствует расширению кругозора и сферы интересов, совершенствованию способностей и талантов, необходимых для личного и профессионального самоопределения.
  • Портфолио индивидуальных достижений - фиксация ситуации успеха, дарящая уверенность в себе и повышающая самооценку, стимулируя к самообразованию и совершенствованию личностных качеств.
Регулятивные Приобретение УУД по ФГОС в 2019 строится на формулировании учащимися цели изучения учебного материала. Без целеполагания полноценное освоение темы неосуществимо, а потому детям в первом этапе урока предлагают ответить на вопросы: Что я уже знаю? Что я смогу узнать? Какие предметные области для этого понадобятся? В конце урока предлагают найти ответ на другой вопрос: Что я узнал нового на уроке? Что было для меня наиболее интересным?
Помимо целеполагания учителя используют приемы работы с намеренно неправильным планом, который ученикам следует исправить, предлагают составление и обсуждение плана осуществления учебных задач.
Познавательные Для формирования общеучебных действий педагогическая практика использует принципы составления логической последовательности или кластера, упражнения на поиск соответствия или различий, постановка тестовых вопросов и поиск ответов на них.
Коммуникативные Формированию навыка общения и развитию коммуникабельности способствуют:
  • работа с уточняющими вопросами к выступающему ученику, что развивает мыслительные процессы детей, навык составления вопроса, ведения дискуссии со сверстниками;
  • выступление перед классом с сообщением или докладом - развитие способности высказывать свои суждения, аргументировать собственное мнение, практика монологической речи;
  • продолжение суждения одноклассника или поиск контраргументов - прием, который предполагает развитие красноречия и мышления, умения слушать и слышать одноклассников, навыки построения высказывания;
  • учебная дискуссия (мозговой штурм, круглый стол, дебаты) - эффективный прием развития коммуникабельности, который дает новые знания и умения ведения уважительного диалога, отстаивания собственного мнения, использования аргументов.

УУД по ФГОС: взаимосвязь с учебными предметами младшей школы

Развитие надпредметных действий у учеников 1-4 классов происходит согласно возрастному развитию. Учебный процесс регулирует перспективы освоения УУД и суть обучения. Получение навыков метапредметных способов действий в каждой дисциплине взаимосвязано с другими предметами и действиями и подчиняется принципам возрастного развития. В контексте изучения различных предметов формируется комплекс УУД по ФГОС в начальной школе , что подтверждает таблица взаимосвязи метапредметных действий с учебными дисциплинами.

Предмет и развиваемые им УУД Описание метапредметных действий
Русский язык - регулятивные, коммуникативные и познавательные
  1. Читая и анализируя тексты, дети практикуются в сравнении, выполнении логической оценки, установлении причинно-следственных связей.
  2. Моделирование и знаково-символьные действия, воображение развивается в ходе работы с графической реализацией букв, строением слова, языковым синтаксисом и морфологией.
  3. Изучение русского языка в пределах возрастных особенностей ученика развивает не только речевую функцию и так называемое «языковое чутье», но и прогностическую и обобщающую функции.
Литературное чтение - помогает развить все виды УУД по ФГОС (ключевая роль коммуникативной и регулятивной сфер) Младшие школьники осваивают эстетическое и идейно-нравственное значение произведений, перенося духовный и социальный опыт для понимания поступков героев и анализа авторской позиции. На уроках обучающиеся:
  • учатся самопознанию через сравнение себя с персонажами литературных текстов;
  • прослеживают поступки и личностные ориентации героев произведений;
  • знакомятся с эстетикой текстов;
  • получают азы патриотического воспитания и гражданской идентичности через изучение истории Родины;
  • практикуют нравственно-эстетическое оценивание действий героев;
  • учатся осознавать и создавать контекстную речь, опираясь на действия и слова литературных героев;
  • устанавливают причинно-следственные связи и выстраивают логические цепочки событий;
  • учатся выделять главное и второстепенное.
Математика - познавательные УУД На уроках математики дети учатся планированию действий, структурированию и систематизации знаний, дифференциации понятий, моделированию, практикуют алгоритмические и логические действия. В рамках программы УУД по ФГОС математика играет ключевую роль, способствуя системности мышления, моделированию и знаково-символическим действиям, актуальным в других школьных учебных предметах. Дети осваивают систему общепринятых символов и знаков, актуальных в процессе социализации и дальнейшем обучении.
Окружающий мир - развитие личностных и познавательных способов действий Занятия «Окружающим миром» помогают младшеклассникам сформировать картину социокультурного и природного мира, освоить взаимосвязи природы и людей, отношения личности и общества, понятие государства и его места в мире. Этот дисциплина незаменима для становления гражданской идентичности учеников, мировоззрения подрастающего поколения, формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонентов. Развитие общепредметных навыков предусматривает:
  • знакомство с символикой России, умение рассказать о своей стране, достопримечательностях края, знакомство с географией и особенностями других стран;
  • базу исторической памяти - знание ключевых для истории России событий, знаковых личностей;
  • получение базы природосообразного поведения и основ экологических знаний;
  • понимание принципов взаимоотношений между сообществами и различными социальными слоями людей.
Помимо личностных способов действий «Окружающий мир» формирует познавательные УУД посредством:
  • использования базовых исследовательских навыков, в том числе задействования ИКТ и различных видов информации;
  • практики моделирования и замещения;
  • применения логических действий классификации, сравнения, проведения аналогий между природными и рукотворными объектами, явлениями и свойствами, построение причинно-следственных связей.
Технология - познавательные и коммуникативные УУД На занятиях «Технологии» ключевой деятельностью является предметно-преобразовательная работа, прогнозирование и моделирование, играющие главенствующую роль в освоении УУД. Дети анализируют, рефлексируют, работают в группах и в паре, используя различные формы сотрудничества, получают основы ИКТ-компетентности.
Уроки обеспечивают:
  • развитие у детей знаково-символического, репродуктивного, творческого и пространственного мышления;
  • практику целеполагания, прогнозирования и планирования работы с последующим самоконтролем и самооценкой;
  • практику коммуникативности через совместно-продуктивную работу на уроке;
  • стимулирование творческой самореализации и мотивации к получению новых знаний, достижений в учебе;
  • выработку уважения к чужой личной информации, знакомство с избирательностью информации.
Физическая культура - личностные, коммуникативные и регулятивные способы действий Систематические физические упражнения для учащихся младших классов становятся мотивирующим фактором к преодолению сложностей, стрессоустойчивости, источником знаний о современном спорте. Дети приобщаются к гражданской и общекультурной идентичности, учатся использовать физические и моральные ресурсы для достижения поставленных целей, следовать правилам здорового образа жизни.
Помимо этого, дисциплина «Физическая культура» формирует у детей навыки регулировать, планировать, анализировать свои действий, способствуют умению взаимодействовать с одноклассниками, сотрудничать и работать в парах, а в командных играх - ставить цель, распределять функции, планировать и достигать результата. Дети учатся оценивать поведение на уроке, выполнять взаимный контроль.

УУД по ФГОС в 2019. Результаты освоения

Фундаментальное значение всех видов УУД по ФГОС в качестве ядра общего образования - база реализации федерального стандарта. От степени формирования метапредметных действий зависит не только психологическая составляющая успешности освоения учебных дисциплин, но и реализация Требований к результатам освоения общего образования.

Уровень освоения метапредметных действий оценивается по нескольким параметрам:

  1. Развитие личности. На момент окончания 4 класса дети должны быть мотивированы на дальнейшую учебную и познавательную деятельность, иметь четко сформированную внутреннюю позицию, ориентироваться на моральные нормы, следуя им.
  2. Организованность и мотивированность учебы. Ученики в равной мере осваивают все виды УУД по ФГОС из таблицы начальной школы , используя для их организации учебной деятельности, постановки, принятия и выполнения образовательных задач, планирования работы, самооценки деятельности с возможным внесением корректив по мере необходимости.
  3. Предметная деятельность. Ученики усваивают опыт деятельности в каждой предметной области, стремясь получить, преобразовать и применить полученное знание и навыки, учитывая их в формировании собственной картины мира.
  4. Исследовательская деятельность. Дети должны уметь работать с знаково-символьными средствам и текстами, анализировать и воспринимать их, осуществляя познавательную и логическую деятельность в процессе моделирования или решения задач.
  5. Культура общения. Младшие школьники должны уметь толерантно общаться со сверстниками и старшими, учитывать мнение и позицию собеседника, сотрудничать и взаимодействовать для решения поставленных образовательных задач, распределять роли в командной работе, воспринимать и передавать информацию, достойно выходить из конфликтных ситуаций, осознанно и адекватно строят свою письменную и устную речь.

Несмотря на очевидно значимую и стремительно возрастающую роль общеучебных способов действий, работа по освоению УУД в большинстве школ ведется стихийно и бессистемно, потому сформировать у школьников универсальные действия стремятся только избранные педагоги, что выражается в незначительном уровне познавательной активности и мотивации к учебе у школьников, способности детей планировать и осуществлять познавательную и учебную деятельность, провоцируя девиантное поведение и школьную дезадаптацию. Чтобы избежать этого, необходимо систематически и планомерно способствовать формированию УУД по ФГОС 2019 , а вместе с тем разумности, осознанности, логичности учебного процесса.

Представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

  • познавательными мотивами;
  • учебными целями и задачами;
  • умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
  • контролем и оценкой результатов своей работы.

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

Функции

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

  • самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
  • смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
  • нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

  • целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
  • планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
  • сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
  • коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
  • оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

  • индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
  • поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
  • выстраивание структуры знаний;
  • осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
  • подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
  • рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
  • осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

  • моделирование;
  • символические действия;
  • изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.

Формирование УУД логического вида:

  • синтез;
  • анализ;
  • сравнения;
  • классификации по признакам разных объектов;
  • выявление следствий;
  • определение причинно-следственных связей;
  • выстраивание логического плана действий;
  • постановка гипотезы, ее обоснование;
  • доказательство.

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
  • постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
  • разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
  • контроль, анализ, коррекция работы партнера;
  • полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

  • в качестве цели, содержания, организации;
  • в рамках усвоения различных предметных областей;
  • в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий , Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

· самостоятельно ставить учебные цели,

· проектировать пути их реализации,

· контролировать и оценивать свои достижения,

иначе говоря - формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.


Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Рассмотрим как формировались УУД на уроке:

Личностные действия. Детям было предложено объяснить различные ситуации, с которыми они встречаются в повседневной жизни и встречались на предыдущих уроках. Они сами проводили опыты, наблюдали, делали выводы. Кто-то захочет заниматься исследовательской деятельностью , и это будет смыслом его жизни. Кто-то изменит своё отношение к окружающему миру и будет к нему бережнее относиться. И этому будет учить своих детей.

Регулятивные действия формировались во время планирования этапов урока, определении целей и задач урока, на этапе контроля своих действий и действий товарищей (работа в тетради, проведение опыта), а также, когда оценивали своё участие и участия одноклассников в ходе работы на уроке.

Познавательные действия были представлены на этапе проведения опыта, эксперимента, работе с учебником, когда выбирали более важную информацию.

Коммуникативные действия проявлялись на этапе работы в группе, когда ребята сами проговаривали правила поведения в группе, а затем старались их придерживаться.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам и целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования , актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.


Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [, и др.]; под ред. . - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN .

Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий.

В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.

Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.

УДК 37.01

ББК 74.202

ISBN 978_5_09_019148_7 © Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2008

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новый государственный стандарт общего среднего образования предлагает новый подход к конструированию содержания образования. При таком подходе

Знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация , которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;

Ориентировочная основа действий формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия ;

Освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях;

Теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач , значимых для получения предметных, метапредметных и личностных результатов;

Учитель целенаправленно организует освоение учащимися универсальных учебных действий в соответствии с психическими новообразованиями ведущей деятельности каждого возраста;

Реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию;

Метапредметные, личностные и предметные результаты обучения подлежат критериальному оцениванию .

Такой подход получил в педагогике название системно-деятельностного , развивающего.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКА НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

При подготовке занятия на системно-деятельностной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов:

1. Какие учебные действия ученикам необходимо освоить?

2. Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)?

3. Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач?

4. Какие методы преподавания наиболее подходят для этого?

5. Какой учебный материал для этого нужен?

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПО РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

1. общее представление об изучаемой теме;

2. ознакомление с целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие в

ее определении (Что узнаю? Что научусь делать?);

3. проблемная ситуация, которая приводит к осознанию -

4. границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную;

5. что надо сделать, чтобы решить проблему? - формулировка с помощью

учителя учебной задачи;

6. что получится в результате решения учебной задачи? - какой образовательный

продукт будет получен? (составим план, заполним таблицу…);

7. по каким критериям будем оценивать образовательный продукт?

8. планирование действий;

9. исполнение;

10. оценка и самооценка;

11. рефлексия – что получилось, что не получилось, задачи на будущее.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕКОТОРЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

АНАЛИЗИРОВАТЬ – мысленно расчленить предмет на его составные части и выделение их признаков.

ГРУППИРОВАТЬ – мысленно разделить множество предметов на группы по какому-либо одному признаку без остатка.

ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – раскрыть смысл незнакомого слова с помощью знакомых ближайших понятий.

ДОКАЗАТЬ – с помощью рассуждения установить истинность чего-либо с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана.

ИЗУЧИТЬ предмет – определить признаки предмета, выделить из них все обязательные, определить причинно-следственные связи их друг с другом и с функцией (назначением) предмета.

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ – мысленно разделить объем некоторого понятия на группы многоступенчатые, разветвленные.

КОНТРОЛИРОВАТЬ – сопоставлять результат с целью.

НАБЛЮДАТЬ – преднамеренно, внимательно и целенаправленно воспринимать действительность в соответствии с поставленной целью.

ОБЪЯСНИТЬ – истолковать сущность одного предмета (явления) через другое, являющееся понимаемым, достоверным.

ОПИСАТЬ предмет – перечислить ряд внешних признаков предмета, как обязательных (существенных), так и необязательных (несущественных).

ПЛАНИРОВАТЬ – заранее наметить порядок выполнения действий.

ПОНЯТЬ - усвоить новое путем его включения в систему имеющихся знаний и умений.

ПРОЕКТ – образ желаемого будущего.

САМОКОНТРОЛЬ – самопроверка и самооценка полученных результатов, сравнение их с целью.

СИНТЕЗИРОВАТЬ – мысленно соединить в единое целое части предмета и их признаки.

СРАВНИТЬ – поставить цель сравнения предметов, выявить обязательные и/или необязательные (в зависимости от цели сравнения) признаки сравниваемых предметов и сопоставить их по наличию сходства и различий, сделать вывод.

ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ предмет – перечислить внутрен­ние, обязательные признаки предмета.

ЦЕЛЬ – образ желаемого результата.