В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.

Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.

А. Астафурова.

Скачать учебник СССР - Творческие работы по русскому языку 1962 года

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей система-тической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексическйх тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лекси-ке при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1)лексикологические задания по содержанию текстов упраж-нений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелекси-ческими понятиями.

Для повторения лексики в связи с анализом языка текстов упражнений отобраны следующие понятия: «многозначность слова», «переносное значение слова», «синонимы», «антонимы». Работа над ними ведется в связи с выяснением их функций в тексте. Для этого в учебнике даны следующие типы дополни-тельных вопросов и заданий по лексике: 1) В каком лексиче-ском значении употреблено выделенное слово? В прямом или в переносном значении употреблено в тексте выделенное слово?

2)Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объяс-ните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5)В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Для повторения лексики при изучении нелексических тем отобраны следующие понятия: «лексическое значение слова», «синоним». Лексическое значение слова оказывает влияние на образование новых слов и форм слов, на сочетание слов в пред-ложении. Употребление синонимов тесно связано с построением текста. В учебнике сформулированы следующие виды повтори-тельных заданий. В разделе «Слоцообразование»: 1) Какой значимой частью слова вы воспользуетесь, чтобы объяснить лек-сическое значение такого-то слова? 2) Почему к словам стол, стул и подобным не прибавляется суффикс -тель, а к словам учить, исследовать прибавляется? 3) С помощью чего в таком-то слове выражено уменьшительно-ласкательное значение?

В разделе «Морфология»: 1) Почему во множественном чис-ле от слова лист образуется две формы - листы и листья? 2) Почему слова типа Ваня (Петров) не имеют множественного числа? 3) Почему от слова березовый нельзя образовать крат-кую форму? 4) От какого глагола (в упражнении) нельзя обра-зовать форму 1-го лица ед. числа?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими коммен-тариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах ра-боты по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процес-се контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, тре-бующие воспроизведения изученного, например: что такое лекси-ческое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы це-лесообразны вопросы, направленные на выяснение различаю-щих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки "уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1)при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2)при обобщении изученного: подобрать синонимы (антони-мы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3)при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений):подчеркнуть синонимы (антонимы

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразо-вания в школе имеет огромное значение для познания особен-ностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, ов-ладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

Словообразование изучается в IV-VI классах. На долю IV класса приходится изучение структуры слова, т. е. учащиеся узнают, как оно устроено и какие могут быть изменения в зву-ковом облике морфемы. Соответственно этому в содержание работы по словообразованию включаются словообразовательные понятия, связанные со структурой слова: «часть слова», «состав слова», «основа», «окончание», «корень», «приставка», «суффикс», «чередование звуков», «однокоренные слова». Кроме то-го, учащиеся знакомятся со словообразовательными значениями нескольких суффиксов и приставок и со способами действий над словообразовательными явлениями.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются че-тыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специ-альный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в началь-ных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразова-тельные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В I-III классах учащиеся усваивали следующие понятия: «окончание», «приставка», «корень», «суффикс», «однокоренные слова». Эти понятия были им необходимы в первую очередь для овладения навыком правописания безударных гласных в корне слова. Помимо воспроизведения того, что известно учащимся, целесообразно сообщать им, что состав слова - это его струк-тура, строение, что слова могут совпадать и различаться по структуре (строению).

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведе-ния необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языко-вых явлений друг с другом.

Урок можно начать с вопроса по материалу предыдущего занятия: для чего служит язык? Далее учитель переходит к те-ме урока «Состав слова»:

Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С по-мощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова - это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпа-дать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в дру-гом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окон-чания: существительные и прилагательные надо изменить по па-дежам, а глагол - по лицам. Для закрепления умения выполня-ется упражнение 4 - учащиеся составляют предложения с дан-ными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необ-ходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

На следующем этапе урока повторяются два понятия - «ко-рень» и «однокоренные слова». Учащиеся отвечают на вопросы: что называется корнем? Какие слова являются однокоренными? (Свой ответ учащиеся сверяют с учебником, с. 6.) Как выделя-ется корень в слове? (Путем подбора однокоренных слов.)

Закрепляются умения выделять корень и подбирать одноко-ренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражне-ниях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; три-дцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился-див-; испугал-ся-пуг-; рыбачил-рыб-; слыхивал - слых-; говорила - го-вор-; сказал - сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о чело-веческой доброте; упражнение 9 - о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель за-дает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отде-лить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка - осина; приехать - ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляет-ся при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Раз-бирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготов-кой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

В дальнейшем, до специальной темы «Словообразование», перечисленные словообразовательные понятия и умения повто-ряются при изучении синтаксиса и пунктуации, фонетики и лек-сики. Особенно они нужны в работе по орфографии.

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и по-лучая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладе-вают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают не-которые словообразовательные значения (т. е. значения отдель-ных приставок и суффиксов).

Работа над новыми понятиями. В IV классе ими являются понятия: «форма слова» (противопоставляемое понятию «однокоренные слова»), «основа», «нулевое окончание» и «чередование звуков».

Противопоставление понятий «формы слова» и «однокорен-ные слова» имеет как образовательное, так и практическое зна-чение. В познавательном отношении различение этих понятий обеспечивает усвоение специфики словообразования и формооб-разования; в практическом отношении осознание различий меж-ду формами слова и однокоренными словами создает условия для формирования умения подбирать однокоренные слова. Кос-венно различение понятий «формы слова» и «однокоренные сло-ва» влияет на обогащение словарного запаса учащихся. Поэто-му необходимо не только добиться усвоения различий между этими понятиями, но и сформировать умение различать формы слов и однокоренные слова. Они легко различаются по следую-щим двум критериям: по составу и по семантике (лексическому значению). У однокоренных слов разный состав и разное лек-сическое значение, у форм одного и того же слова один и тот же состав и одно и то же лексическое значение. Указанные осо-бенности должны войти в алгоритм рассуждения. Его целесооб-разно ввести при выполнении упражнения 328,

Введение.

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моей творческой работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка".

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира;

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:

  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс

Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений.
  • рецензирование сочинений;
  • игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
  • творческие задания на дом;

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Глава 2. Уроки развития речи.

Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

6. Музыкальное сочинение.

  • 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
  • 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
  • слова памятки каждого предложения записывай;
  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
  • помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
  • из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
  • закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.

Глава 3. Творческие словари.

Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами". Я согласна с ним полностью. Мы "оживили" букву, создали её "образ" в конкретном слове. Когда мы начали такую работу с ребятами, результаты не заставили себя ждать.

И буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой:

На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это нож, которым можно его разрезать:

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика:

И з бананов очень легко можно выложить букву А, но невозможно выложить букву О.

Не бывает аллеи без деревьев:, а еще по аллеи гуляют люди, и не один - два, а много:

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Почему бы не пофантазировать так!

Ф А Н Т А З И Я

Ну, какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или эскимо.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применялся приём "слово в слове". Например, слово путешествие запоминали так: учащиеся находили в нём по заданию моему слово шест , объясняли значение этого слова. Затем учащиеся читали заранее написанное на доске стихотворение: Шест в путешествие возьмём, с шестом мы легче путь пройдём.

Рифмованные строки использовались и для запоминания слова хорошо: Хорошо, что х орошо пишется через три О.

Использую так же приём "сквозная буква": К А С Т Р Ю Л Я

В кастрюле часто готовят горячие блюда, и поэтому из неё идет пар. "ПАР поднялся из кастрюли: это суп готовит Юля".

Запоминание у нас не обходится без шуток. В слове СУББОТА 7 букв, столько же, сколько дней в неделе, и 2 буквы "Б", столько же, сколько выходных. Если кто- нибудь ошибался и писал одну букву "Б", то дети шутили "Теперь у Вовы будет один выходной!"

Эти творческие словарики дают мне возможность ускорить процесс запоминания детьми словарных слов, а так же развивают творчество, умение выделять главное в определенном слове, сопоставлять его с другими явлениями и предметами.

Глава 4. Использование игр на уроках.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Глава 5. Формы проведения творческих уроков.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям Словотворск, Сказуменция, Подлежащиха, Звукогорск:

В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы- вред, вместо радости - отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

Заключение.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:

1. Мои дети могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

2. Ученица Зарешева Айна пишет стихи с5 класса.

3.Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.

Творческий проект для школьников 4-6 классов

Сборник «Сказки из бабушкиного сундучка»

Описание работы: Вашему вниманию представлены творческие работы школьников, собранные в Сборник «Сказки из бабушкиного сундучка». Материал будет интересен библиотекарям, учителям начальных классов, классным руководителям, учителям русского языка и литературы.
Руководитель проекта: Беликова Екатерина Петровна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Участники проекта: учащиеся 4-6 классов.
Цель проекта: привлечение внимания школьников к чтению художественных произведений
Задачи проекта:
- развивать интерес учащихся к чтению художественных произведений;
- формировать умения создавать свой авторский текст по мотивам прочитанного произведения, развивая при этом грамотную монологическую речь школьников;
- воспитывать положительные качества посредством работы над созданием положительных героев.
Результаты работы над проектом:
В результате работы над проектом школьники учатся планировать и осуществлять работу в соответствии с целями и задачами; учатся выражать свои мысли, впечатления, мнения и излагать их в виде творческих работ.
Сроки: 1.09.14 – 30.09.14
Этапы выполнения проекта:
1)Подготовительный (1.09.14 – 10.09.14)
На этом этапе работы над проектом определяется состав участников команды, определяются сроки работы, выбирается редколлегия: редакторы, журналисты; учащиеся читают произведения, делятся впечатлениями, определяются с темой.
Творческий (11.09.14 – 20.09.14)
Готовятся творческие работы «Калоши счастья», «Волшебное кольцо», «Сказка как Пастух Царем стал», «Приключения Ульяны», «Три брата»; подбирается художественное оформление, редактируются сочинения.
И, наконец, выпускается брошюра.
2)Заключительный (21.09.14 – 30.09.14)
Проведение литературной гостиной. Презентация.

Калоши счастья

Долгалев Виталий
С самого вечера по небу плавали черные тучи, и, в конце концов, начался ливень. А у меня с обеда страшно болела голова, с ужасной головной болью лег спать.
Как не странно, всю ночь мне не спалось, хорошо, что мигрень прошла. После двух часов бессонницы решил выйти и подышать воздухом. Надев шорты, майку и камуфляжную куртку, вышел на веранду. Начал искать обувь. Было темно. Разглядел кое-как какие-то сланцы, но они не подходили, после дождя на улице слякоть и грязь. Стал искать что-то другое. Под руку попались старые калоши. Обул их.
Туч, как и не было. Все небо было усыпано звездами, они завораживали, на них можно было смотреть бесконечно.
Я невольно подумал: «В давние времена люди гадали: что есть эти огоньки?... Что Земля круглая и ЭТО звезды, узнали только в средние века. Вот бы оказаться там…»
На мгновение в глазах у меня потемнело. Я потер глаза руками, не отрывая взгляда от звезд. Простоял так несколько минут, пока меня не отвлек неожиданный приближающийся стук копыт. Когда опустил голову и посмотрел под ноги, стало понятно, что нахожусь в настоящий момент не в своем дворе, а в совершенно не знакомом месте. Я спрятался в зарослях кустов, присел на одно колено и выглянул. Стук копыт был уже рядом. Мимо меня проскакали трое всадников.
Они были одеты в кольчуги, двое с копьями, один из них в шлеме, третий с длинным мечом в левой руке. К седлам были прикреплены круглые булавы, на скаку они побрякивали. Это все, что мне удалось рассмотреть при свете звезд.


Всадники остановились в двадцати метрах от тех кустов, где я прятался. Между ними завязался бурный разговор, громкий, постепенно переходящий в крик. Их речь было трудно понять, но отдельные слова были схожи с русскими. Мне стало ясно, что они не могут найти нужный путь. Тот, который к мечом, показывал в сторону леса, другой, в шлеме, показывал в степь. Спор продолжался, но третий не принимал в нем участия, пристально глядел в сторону леса. Конфликт назревал все сильнее с каждым словом. Внезапно копейщик воткнул копье в землю и слез с лошади, мечник сделал то же самое. Мечник попытался убрать меч в ножны, но полоснул ремень своего ножа, со второй попытки он убрал меч. Каждый взял свою булаву. Разошлись в разные стороны на два шага, было ясно, что дело закончится боем или…
Тут третий дернул коня и окликнул спутников. Бой закончился, так и не начавшись. Оба «дуэлянта» вскочили на коней, у мечника нож упал на землю – это не было им замечено. И все трое поскакали в сторону леса. Оттуда через минуту послышались отчаянные вопли. Меня на таком расстоянии нельзя было заметить, я, пригнувшись, подошел и подобрал нож, привязал к поясу.
В это время всадники уже возвращались, и к лошади одного из них кто-то был привязан. В моей голове крутилась только одна мысль: «КАК МНЕ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ!?»
Постояв несколько минут в раздумьях, я решил: «Нет никакого способа вернуться домой, поэтому необходимо действовать по ситуации, и действовать быстро!»
Всадников выследить было легко по следам. Через полчаса пути завиднелся огонек. Я подобрался поближе. Три коня были привязаны к ветке дерева. Костер находился возле разваленной стены старого, очень ветхого дома. Из-за стены, куда не попадал свет от костра, слышался громкий храп двух всадников. Третий дремал у костра, он мог давно свалиться, но ему не давал крик пленника. Это был парень примерно моего возраста. «Сторож» что-то сказал пленнику, тот постепенно перестал кричать и опустил голову.
Я поспешно стал продумывать план действий. Под руку мне попалась здоровенная ветка, увесистая, но орудовать ей можно. Взяв ветку, я тихо подкрался к «сторожу». Размахнулся, и-и-и со всей силы ударил его, тот повалился. Связанный парень поднял голову, я поднес указательный палец к губам. Достал нож и перерезал веревку. Пленник потер передавленные руки и начал говорить на старорусском:
– Благодарю тебя, меня Святославом звать.
– Славка, значит, – подумал я и добавил - А меня Виталием.
Тут Святослав попросил меня ему помочь, недолго думая, я согласился.
Мы отвязали двух лошадей, и Славка сказал, чтобы я следовал за ним.
Скакали рысью минут семь-восемь. Завиднелся огонь. Мой попутчик остановился в двухстах метрах от пары домов. Там кричали женщины. Бегали двое вооруженных мужчин. Я взял булаву, и мы направились к дому.


Один из воинов стоял перед домом, другой скрылся в темноте. Мы подкрались. Размахнувшись, я ударил противника – он упал замертво. На его крик прибежал второй, Святослав выхватил меч и пронзил врага.
Я присел на траву, закрыл глаза и глубоко вздохнул. Мы только что спасли дом Святослава от поджога. Он поблагодарил меня и подарил золотой перстень.
Мои ноги сильно болели – калоши не лучшая обувь для подобных прогулок. Я снял с одной ноги, с другой… Вспышка. Стою посреди своего дома, в шортах, майке и камуфляже.
Я списал это все на сильную головную боль. Разделся и лег спать. На правой руке у меня был перстень…

Калоши счастья

Маршалова Дарья
Солнечные зайчики с самого утра бегали по стенам и потолку в моей комнате. Настроение отличное. Я быстро встала с постели в предвкушении предстоящего праздника: у моего друга сегодня день рождения. На сборы у меня целый час. Белое в крупный ярко-синий горох расклешенное платье, с широкой синей лентой на поясе, мое самое любимое, для особых случаев, сидело на мне великолепно, будто по моим меркам было сшито. Волосы, собранные в хвост, украшала синяя лента, она обвивала волосы по всей длине. И белоснежные босоножки, обшитые пайетками, завершали мой образ. Подарок был приготовлен еще вчера - большой и вкусный черничный торт.


Было очень весело! Конкурсы, подвижные игры в саду не оставляли никого из гостей равнодушными. Мой подарок очень понравился имениннику. Когда подали чай со сладостями, все мило беседовали на различные темы: одни делились впечатлениями о спектакле, просмотренном накануне, другие говорили о былых временах, третьи – о сувенирах и подарках, привезенных из других стран. Я закрыла глаза и замечталась о море – давно не отдыхала с семьей – пляж, морской бриз, теплый песчаный берег – все это было у меня перед глазами. Я не заметила, как разошлись все гости, и я осталась одна. Пришло время прощаться. Погода испортилась, моросил дождь. Вдруг обнаруживается, что моих белоснежных босоножек нет, не осталось ни одной пары обуви, кроме… каких-то стареньких дырявых калош. Чьи они? Хозяева недоумевали.
Мне ничего не оставалось, как обуть эти калоши. По дороге домой я поскользнулась и упала.
Когда очнулась, вокруг суетились люди, шумели дети, припекало по-летнему солнце, на берег набегали небольшие волны.
«Я заснула на пляже под палящим солнцем?! Или… потеряла сознание на улице под дождем!? Или… сошла с ума? Как это вообще происходит? » «Мороженое! Мороженое! Кто желает мороженое?» - послышалось недалеко от меня.


Детвора побежала за уходящей женщиной с большой сумкой. Белокурый курносый мальчишка, пробегая мимо, зацепил мою ногу, чуть было не упал, но удержал равновесие. А калоша с моей ноги слетела.
Тут же очутилась я на тротуаре. Дождь закончился. Я побрела домой босиком, мечтательно прижимая к себе волшебную обувь.

Калоши счастья

Элизабет Данс (Елизавета Дрогалева)


Однажды осенью я поехала в деревню к бабушке. Оделась модно, туфли на каблучке. В первый же день отправилась с подругами гулять – погода была чудесная. Когда я вернулась, бабуля напоила меня парным молоком, - мы с ней сидели за небольшим круглым столом и беседовали. Я рассказывала ей о жизни в городе, она – о жизни в деревне. Между нами завязался спор: где же лучше жить, в деревне или в городе. Бабушка утверждала, что лучше там, где живет она. В сельской местности природа, свежий воздух, леса, луга, поля… Люди добрее, легче с ними общаться, за помощью можно обратиться к каждому, – и помогут, и поддержат, и подскажут. В деревне свое хозяйство, свои фрукты, овощи.
А я настаивала, что городская жизнь лучше. Конечно, природа, свежий воздух, луга – это все здорово, но в городе всё намного доступнее. Пошёл в магазин и купил то, что тебе нужно, и не надо прикладывать никаких усилий. Так мы и спорили до позднего вечера, пока не пошел сильный дождь. Мы легли спать.
Утром, проснувшись, сразу же подошла к окну – кругом были лужи, грязь, слякоть. А мне нужно было ехать домой. Расстроившись, я села за стол и сидела молча, пока со мной не заговорила бабушка:
– Внученька, ты чего такая печальная?
– Бабуль, мне же надо ехать домой, а на улице такая грязь! Как я на каблуках доберусь до автобуса?
– Не расстраивайся! Выход всегда есть! Надень калоши!
– Ба, ну ты чего!? Как это будет смотреться! Меня же засмеют!
Но другого выхода не было, мне пришлось надеть калоши. Когда я отправилась на автобусную остановку, бабушка крикнула мне вслед:

– Эти калоши принесут тебе счастье, внученька!
Конечно, пока я шла по деревне, никто и не обратил внимание, во что я обута: громоздкая резиновая обувь не очень подходила под мою узкую белую юбку-карандаш и шифоновую нежно-персиковую блузку – я смотрелась карикатурно. А вот когда я вернулась в свой город, каждый прохожий улыбался, некоторые перешептывались. Мне было не по себе. Села на лавочку, чтобы переобуться, но туфлей не обнаружила.
– Какой ужас! Я забыла их у бабушки! – подумала про себя.
И денег на такси не было. Побрела по городским улицам в калошах. Возле Дома Культуры меня окликнул человек.
– Сейчас услышу очередную шутку, - подумала я.
Взглянула на того, кто ко мне обратился и услышала:
– Девушка, именно такое лицо мы ищем! Не желаете ли сняться в рекламе нового блеска для губ!?
Сказать, что я была рада – ничего не сказать. Мое сердце от радости провалилось в те самые калоши, пропал дар речи. Я пыталась что-то сказать, но не получалось. В конце концов, я кивнула.
Что происходило на съемочной площадке – это отдельная история!
Мысленно я благодарила бабушку за ее калоши, хоть в чудеса я и не верила. Этот день был самым счастливым!

Волшебное кольцо

Долгалев Виталий


Жил в одной деревушке парень по имени Ванька. Мать его была больной женщиной. Ванька старался зарабатывать: пахал в поле, пас скот, рыбачил.
Однажды, когда Ванька шел с рыбалки (поймал он три маленькие рыбешки), увидел маленького обессиленного от голода котенка на обочине дороги. Стало ему его жалко. Дал он животинке одну рыбешку, тот съел. Дал вторую – съел и ее, набрался сил котенок, встал и пошел с Ванькой.
Пришли они домой. Парню есть хотелось сильно, но не съел он третью рыбешку, пожарил и отдал матери.
Котенок взобрался на печь к матери и уснул. Лег и Ванька спать голодный.
Вставал он каждый день пораньше – ходил на рыбалку. Когда мать просыпалась, была свежая рыба. С каждым разом улова было все больше, и наесться досыта всем хватало.
Однажды продал Ванька рыбу и купил пять кусков мяса. Идет по базару и видит – собаки щенка бьют. Кинул им кусок мяса – убежали. Присел, дал щенку два кусочка мяса. Пошел щенок вместе с Ванькой.
Пришли домой, котенок увидел щенка, залез на печку и фыркает, а щенок лает. Назвали щенка Лайкой, а котенка Фыркой. Пожарил Иван мясо и отдал матери и Фырке. А сам снова спать голодный лег.
Утром парень пошел на рыбалку, наловил рыбы, приготовил. Пошел на охоту, убил двух уток и оленя. Утиное мясо пожарил, всех накормил и сам поел. Пошел на базар часть мяса продал и получил три копейки, а часть обменял на яйца. Видит, мужик змею душит, подошел к нему и говорит:
– Зачем змею душишь?
– На что она мне? Все равно проку никакого.
Говорит ему Ванька:
– А ты продай мне ее за три копейки.
Купил змею и идет домой. Говорит тут ему змея человеческим голосом:
– Спасибо тебе, Ваня, за то, что спас меня. Я тебя за это отблагодарю. Только дай мне яиц, уж больно я голодна.
Дал ей яиц. Пришли к дому, опустил змею Ванька, она еще раз поблагодарила. Сняла с себя чешуйку, которая тут же превратилась в кольцо. Объяснила она парню, что кольцо не простое, а волшебное и как им пользоваться, а сама исчезла.
Стоит Иван и думает: «А не попробовать ли силу волшебства». Покрутил кольцо вокруг пальца. Появились тринадцать молодцев и спрашивают:
– Чего желаете хозяин?
– Хочу, чтобы амбар был полон муки и немного яиц, масла и мяса с рыбой. Исчезли молодцы. Отправился спать и наш герой. Утром проснулся, встал, глядит на кухню: лежат на столе яйца, мясо, рыба и масло. Смотрит в амбар – муки гора. Будит мать, чтоб показать ей все это добро, а ей нездоровиться. Повернул кольцо – появились молодцы. Попросил он лучших лекарей найти. Отыскались таковые – вылечили женщину.
А к тому времени молодцы дворец новый построили: вокруг все в шелке, бархате. Зажил Иван с матерью по-королевски.
Однажды на прогулке он увидел плачущую девушку, подошел к ней и спрашивает:
– Почему ты плачешь, красавица?
– Я Марья, принцесса, родители выгнали меня за шалость – теперь я бедна.
Привел Ванька ее к себе домой и предложил пожениться. Девушка согласилась.
И стали они жить-поживать и добра наживать!

Волшебное кольцо

Дроботова Юлия
Однажды на уроке литературы мы читали произведение «Золотое кольцо».
Учительница спросила, что бы сделали мы, если бы кольцо было у нас.
Я мечтаю побывать в древних странах.
В этот день нам в школе давали пирожки с повидлом. Когда я ела пирожок, то мне на зуб попалось что-то твердое, я посмотрела – это было кольцо. Я не верила в чудеса, а чудо произошло. Сначала растерялась, потом обрадовалась. Этот пирожок мог достаться кому-то другому.


Переодела с пальца на палец блестящее украшение, и передо мной появились одиннадцать молодцев, спросили, чего я желаю. Я попросила, чтобы мой тесный старенький дом превратился во дворец, а в школу меня возили на шикарной машине. После того как это желание было исполнено, появилось следующее: чтобы мама и папа вернулись домой с работы и побыли со мной. И это тоже было исполнено. Я рассказала про то, что со мной произошло, семье, но мне не поверили. Пришлось снова вызвать молодцев и дать им задание – чтобы мои близкие и родные не болели.
Теперь хотелось бы исполнить свою мечту. Я вызвала одиннадцать молодцев и поведала им свое желание – машину со всеми удобствами, чтобы можно было отправиться в путь по древним странам.
Во время путешествия я увидела много интересного. Моё заветное желание исполнилось.

Волшебное кольцо

Касумов Анар


Жил Семен, была у него собака. Жили они бедно, спали на соломе. Однажды вечером он шёл с работы домой и увидел полуживую кошку, ему стало жалко бедное животное, и он забрал ее к себе. Вот и стали жить Семен, собака и кошка. Невзлюбила собака кошку: то еду у нее отберет, то хвост покусает. Говорит тогда кошка Семену: –Твоя собака обижает меня. Тогда Семен пошел искать хороших хозяев для кошки. Долго он искал хороших людей, чтобы пристроить кошку и нашел. На следующее утро он отвел кошку в новый дом. Хозяин подумал и дал ему кольцо. Перекинул с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним одиннадцать молодцев.
– Здравствуй, новый хозяин, – говорят. – Чего тебе надобно?
– Чтобы завтра утром на столе хлеб и масло были. – Ладно. И пропали. Проснулся Семен, поел и ушел на работу, а кольцо оставил дома.
В дом залез сосед мужчины, который взял кошку. Он узнал про кольцо и решил украсть его. Взял кольцо, вызвал одиннадцать молодцев и приказал им доставить домой.
Семен искал кольцо, но не нашел. Когда кошка гуляла, она увидела кольцо Семена. Она решила забрать его. Но на следующий день их сосед уехал в другой город.
Кошка долго шла через леса, болота, подошла к морю, ей надо на другой берег. Кит сказал:
– Влезай мне на спину.
Кошка залезла на спину киту, таким образом добралась до другого берега. Кошка нашла вора. Ночью, когда он положил кольцо в комод и лег спать, кошка залезла в дом, поймала мышку, сказала ей:
– Если ты залезешь в комод и достанешь кольцо, то я тебя не съем. Когда мышка принесла кольцо, кошка подвязала его на ошейник. Она бежала, через лес зацепилась, за ветку кольцо упало. Кошка остановилась и обнаружила, что она потеряла кольцо. Она долго его искала, но не нашла кольцо. Села отдохнуть рядом с деревом, на котором сидела сорока, в ее клюве было кольцо. Кошка вспугнула птицу, и кольцо упало на землю. Кошка взяла кольцо и побежала в деревню. Она отдала кольцо Семену. Семен полюбил девушку и женился на ней.
И стали они жить долго и счастливо.
И я там был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Сказка как Пастух Царем стал

Князева Алена


В некотором Царстве в некотором Государстве, не близко не далеко жил-был Царь, звали его Михаил Прокофьевич.
Жил он сладко да ума мало было. Однажды захотелось ему потешиться, и приказал он привести самого бедного человека царства. Привели ему самого бедного – пастуха Гаврилу. И говорит он ему:
– Гаврило, даю тебе одну ночь, чтобы ты сказал мне, чего царь не может, скажешь – денег дам, а не скажешь – сидеть тебе в темнице.
Ушел он, думал – всю ночь, на утро пришел к царю.
Спрашивает царь:
– Знаешь, чего Царь не может??
А Гаврило почесал затылок и говорит:
– Знаю. Не может быть, чтобы Царь с бедным местами поменялись.
А царь, не подумав, говорит:
– Как не может? Я царь, я все могу.
– Докажи! – говорит Гаврило.
Царь ему отвечает:
– Меняемся. Отдаю я тебе свой дворец, а ты мне свой домик.
Так пастух Гаврило стал Царем, и жил он себе поживал припеваючи.
А Царь стал пастухом.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Приключения Ульяны

Пучкова Яна


Жила-была девочка Ульяна. Она очень любила читать. И дня не проходило, чтобы она не брала в руки книгу. Каждый вечер, выполнив все мамины поручения, отправлялась в библиотеку.
Однажды взяла Ульяна книгу с самой дальней пыльной полки. Когда она легла спать, услышала: – Апчхи!!! –на письменном столе лежала раскрытая книга. Девочка прислушалась. – Чхи… – повторилось снова. – Кто здесь!? – спросила она. Но ей никто не ответил.
Ульяна подошла к столу и стала листать книгу и рассматривать иллюстрации.
Вдруг ее кто-то схватил за руку и потянул в книгу, девочка оказалась в сказке. Вокруг не было ни души.
– Где это я? Горница, все чисто убрано, на столе ужин. Неужели… – она зажмурила глаза. Отворилась дверь и на пороге появился медведь.
– Ты кто? Где Маша? – спросил Топтыгин. – Понятно! – пробурчала себе под нос девочка. – Значит, я попала на страницы сказки «Маша и медведь». И громче добавила:
– Ульяна я, а Машу ты сам отнес в коробе с пирожками домой. Я в книжке читала про вас.
Мишка почесал затылок: – Провела меня озорная девчонка! А тебя я никуда не отпущу и пирожки твоим бабушке и дедушке не понесу. Помогать мне будешь по дому, а то я не могу – лапы ломит.
К вечеру медведь заревел: – Ой-ой-ой! – Мишенька, что случилось? – В прошлом году весной с дерева упал, до сих пор лапы ноют, ничего делать не могу.
– Я вылечу тебя, я в книжке читала про это.
На следующий день Топтыгин проснулся в хорошем настроении, лапы не болели. – Ты помогла мне. Спасибо. Отпущу я тебя к маме и папе. – А как же я вернусь, дороги-то я не знаю. – У меня есть книга про людей, читаю на досуге,– сказал мишка. – Да, я тоже умею читать, а ты что думала!? Если в лесу живу, так дикарь совсем! Иди скорей ко мне.
Он уселся на полу и открыл книгу, Ульяна подсела к нему. – Она волшебная, заблудившийся чародей подарил. Читай!
И девочка начала читать. Едва закончилось предложение, как она уже сидела в своей комнате за письменным столом и рассматривала иллюстрации.
Эту книгу со сказками Ульяна в библиотеку отнесла не скоро.

Ульяна в гостях у лисы и кота

Пучкова Яна
Прошло несколько дней с того вечера, когда в руки Ульяны попала волшебная книга сказок. Она не торопилась вернуть её в библиотеку. Ей было любопытно, какая история может произойти, если она отправится в другую сказку. Стоило девочке коснуться страниц старой, потрёпанной книги, сразу же оживали все герои.
Любимый котёнок Бася играл с клубком ниток на столе и столкнул сборник сказок. – Ой-ё-ёй! – послышалось в ответ. – Землетрясение! Караул! Спасайся, кто может! Хозяйка книги подняла ее с пола и раскрыла. Не успела Ульяна взглянуть на название сказки, как ее снова схватили за руку и потянули. На этот раз оказалась она в лесу. Шла-шла по тропинке, слушала пение птиц, вдруг слышит, кто-то поёт в кустах малины: – Раз малинка, два малинка. Какое объеденье!!! Три малинка, пять малинка. Я сварю варенье!
Спряталась она за дерево и смотрит. Переваливаясь с одной лапы на другую, задом выполз из зарослей медведь. Он заметил человека за деревом.
– Ты кто такая? Что делаешь в лесу?
– Я Ульяна. Хочу познакомиться с героями вашей сказки. – А я Михайло, живу недалеко здесь. Да ты угощайся, милая, малинка сладкая, сахарная. Медведь протянул горсть ярко-красной сочной ягоды. – Спасибо, мишка.
– Да только всю не ешь! Волшебная она! Исполняет желания! Как только нужна будет помощь, шёпотом скажи ягодке, она из беды любого вызволит.
Разговорились они о том, о сём и побрели по тропинке. Рассказал он ей свои рецепты, как варенье на зиму готовит пятью разными способами. Обещал к лисе проводить. По дороге встретили они Серого – стрелял из рогатки по яблокам. – Здорово, дружище!
– Здорово!
– Нас Лисица-сестрица в гости звала на неделе. Пойдём?
– А я, волк, к ней как раз гостью веду. Ульяна познакомиться с нами со всеми хочет. Пойдем с нами.
– Так она просила с пустыми руками к ним не ходить. Зайдем ко мне, я уже гостинцы приготовил.
– А с кем живёт лиса? – спросила девочка.
– С Котофеем Ивановичем, воеводой здешним. Любит он покушать хорошенько.
Так за разговорами и прошло время в дороге. Подошли они к дому Патрикеевны. Волк и медведь остались на улице ждать хозяев, а в дверь стучать пошла Ульяна.
Лиса с котом хорошо встретили гостей. Были рады гостинцам. Устроили застолье. Стали историями разными делиться. Девочка рассказала им, как недавно была в другой сказке. Лиса Патрикеевна узнала, как пятна со скатерти вывести. Кот – солить рыбу. Медведю она рассказала, как пирог с малиной приготовить. Все были рады знакомству с Ульяной.
К вечеру вернулась девочка домой. Волшебную малинку в холодильник положила. Еще пригодится!
Продолжение следует!

Три брата сказка

Казачков Дмитрий
Жили-были три брата. Жизнь была их небогата. Пошли они как-то в поле на охоту, взяли с собой воду, хлеб да соль. Долго ли, коротко ли бродили по полю, решили отобедать. Только достали воду, хлеб да соль, подходит к ним старец.
– Добрые молодцы, не поделитесь ли со мной едой?
– Поделимся, – хором ответили братья.
Поел старец с братьями, подошёл поближе к молодцам и сказал:
– Спасибо за хлеб и воду, а за доброту, хочу отблагодарить вас.
Достает он из мешка меч богатырский, украшенный драгоценными камнями, лук с золотой тетивой и простой ножичек.
Подходит старший брат и берет меч богатырский, средний – лук, а младшему достается ножичек. Поблагодарили братья старца и пошли своей дорогой. На пути встретились им царские вестники, зазывающие мужиков на игрища необычные. Посовещавшись, братья решили попытать счастье и отправились на царский двор.
– Отправляйтесь на охоту и принесите царю диво – дивное, чудо – чудное. Кто удивит его своей добычей, тому и быть главным охотником при дворе – объявили всем глашатаи.
Отправились братья в лес. Старший шёл–шёл и увидел одноухого зайца.
– Вот так чудо! – воскликнул он и забрал зайца с собой.
Средний же брат поймал лису бесхвостую. Долго бродил младший брат по лесу и набрёл на пещеру. Слышит, медведь ревёт, испугался сначала, но потом поборол свой страх, вошёл в пещеру, видит, что попался медведь в капкан. Достал младший брат свой ножичек, раскрутил капкан и освободил медведя.
– Спасибо, добрый молодец. За свою отвагу проси чего хочешь.
– Ищу я в лесу чудо – чудное, диво – дивное, дабы удивить царя – батюшку, – отвечает младший брат.
– Знаю, знаю, что тебе нужно. Соседка моя – щука с ногами кота. Подойдет?
– Да, спасибо!
Взял младший брат щуку и понес её в царский двор. А там народу видимо – невидимо. Каждый свою находку показывает: кто кота одноглазого, кто лису бесхвостую. Удивляется царь, но молчит. Когда подошёл черёд младшего брата, достал он из мешка щуку на четырех ногах, ставит на землю. Она и побежала к царю. Удивился царь и говорит:
– Быть тебе главным охотником при дворе!Сказка для детей 8 - 11 лет. Каменное волшебство

ГОУ СОШ № 1929

ЮАО г. Москвы

Творческая работа

по русскому языку

на тему: «Фразеологизмы «черный день» и «золотой век»».

СКАЗКА

Выполнила ученица 8 «А» класса

Медведева Анна

14 лет

Учитель Яшкина Н. Г.

МОСКВА 2009

Медведева Анна занимается в 8 «А» классе школы №1929 ЮАО г. Москвы. Увлекается литературой, чтением, особенно любит уроки русского языка и истории, занимается спортом. Коллекционирует книги, посвященные историческому прошлому г. Москвы, разрабатывает маршруты экскурсий для себя и своей семьи. Неоднократно принимала участия в конкурсах чтецов, олимпиадах по русскому языку, занимала призовые места. Это вторая серьезная творческая работа ученицы. Анна написала сказку, в которой интересно и увлекательно представлена тема «Фразеологизмы «черный день» и «золотой век»». Защита данной работы, в которой были использованы игровые моменты, прошла на уроке русского языка. Сказка вызвала большой интерес у учащихся 8 «А» класса.

Черное и золотое

или невероятное приключение Лиры.

(Творческая работа по фразеологии современного русского языка на тему «Фразеологизмы «черный день» и «золотой век»».)


авным–давно на свете было королевство Солнечного Света, в котором все люди были счастливы. Правили этими землями король и королева. У них была дочь, и звали ее Лира.К ороль каждый месяц устраивал приемы для гостей из разных стран. В честь каждого торжества Лире дарили огромное количество подарков, и поэтому у девочки было все, о чем можно было только мечтать, но у нее не было друзей. Принцессе запрещалось выходить за ворота, потому что эта страна находилась на окраине леса, и жители очень боялись его. Одни говорили, что в лесу обитают злые духи, а другие утверждали, что в этом лесу находится страна Ночной темноты.Я сным летним днем, прыгая весело в саду и заигравшись с воображаемым другом, Лира выбежала за территорию королевства и случайно забрела в чащу леса, где услышала таинственный шорох. Внутренний голос подсказывал ей, что произошло что-то страшное, она потерялась.П ринцесса заволновалась. Стала звать на помощь слуг, но голос не откликался эхом, звучал глухо, необычно. Вдруг в темноте Лира увидела два светящихся глаза. Девочка испугалась, но что–то подталкивало ее к этим огонькам, и она дрожащим голосом заговорила: – Привет! Ты кто? – Меня зовут Уилл, - ответил голос из темноты, - я черная обезьяна. Скажи, Лира, что тебя привело в такую даль? – Откуда ты знаешь мое имя? – Мы здесь знаем очень многое. – Скажи, Уилл, а как ты оказался здесь? – Когда–то давно, когда я был еще маленьким, на нашу страну разгневалась злая ведьма и превратила весь наш народ в черных обезьян. Если верить преданию, то должен появиться человек и спасти нас, решив головоломку, но если он ошибется, то сам превратиться в обезьяну. Много было таких смельчаков, но еще никому это не удалось – Может, я смогу вам помочь? – спросила добрая девочка. – Перед тем как улететь, ведьма заколдовала этот дуб, - он указал на громадное дерево, - спрятав задание на одном из листочков. И только добрый, отзывчивый и честный человек сможет нам помочь. – А на какую тему это задание? – Я слышал, что задание посвящено фразеологизмам «черный день» и «золотой век». Для начала объясню тебе кое– что. – Как известно, черный – цвет сажи, угля, а золотой – цвет золота, блестяще–желтый. В символическом плане черному всегда противопоставлялось белое (например, черная кость – белая кость). Черный и золотой чаще всего встречаются, когда речь идет о времени. Один и тот же отрезок времени может быть представлен то, как положительно окрашенный (золотой век), то, как отрицательно (черный день). Сравним общее значение каждого из примеров: черный день, год, время – трудное время в жизни кого–либо, время нужды, безденежья, несчастий; золотой век, время, пора, день – счастливые времена существования. Как видим, словарные определения содержат взаимоисключающие элементы: несчастный – счастливый. Лира, ты поняла меня теперь? – Кажется, да. – Сначала ты должна на этом огромном дереве найти тот заветный листочек, на котором написано спасительное задание.О на подошла к дубу. Дерево было и впрямь волшебное: ветвистые и закрученные ветки напоминали большие чудовищные лапы какого-то зверя, листья жалобно позвякивали на ветру. Лира внимательно наблюдала за ним. И только один листочек был грустен и прятался за корявые ветки. -Я нашла его!- радостно воскликнула Лира.Н о как достать его? Ветки оберегали его. Лире казалось, что дерево не хотело отдавать ей его. Дерево вдруг ожило, стало сбрасывать принцессу с себя, но Лира изо всех сил пыталась не упасть с него. После долгих мучений цель оказалась близка. Лира протянула руку и взяла листок, но тут ветка, на которой сидела девочка резко качнулась, и заветный листочек выпал из ее рук и паря в воздухе начал опускаться в ручей, протекающий под дубом. Лира еле успела его поймать. Принцесса слезла с дерева и с интересом стала рассматривать задание, вчитываясь в таинственный текст. – Твоя задача подобрать правильное значение к волшебным словосочетаниям и соединить их. Еще никому не удавалось это сделать, но мы верим в тебя,- сказал Уилл.

Черное золото

10 «не проводимо официально доход»

Черные земли

«большие денежные суммы»

Черная биржа

«очень богатый человек»

Черный рынок

«мастер своего дела»

Черный нал

«образ действий, при котором избегают риска, крайностей»

Золотой дождь

«спекулянтская торговля»

Золотое дно

«сказочное богатство»

Золотой мешок

«земли, не покрываемые зимой снегом»

Золотые горы

«пятидесятилетие супружеской жизни»

Золотая свадьба

Золотые руки

«неисчерпаемый источник доходов»

Золотая середина

«неофициальная биржа»

П осле того как Лира выполнила задание, Уилл вдруг исчез. Лес как будто растворился в воздухе, и вокруг стало светло и солнечно. Перед ее глазами вырос небольшой город, а навстречу ей шел мальчик и улыбался. – Спасибо тебе! – сказал он. – Это ты, Уилл? – Да, это я. Лира, ты спасла нас, большое тебе спасибо! Оставайся жить в нашем городе. – Я бы осталась с вами, но мои родители, наверное, ищут меня, и мне так хочется домой! Если хочешь, то мы можем дружить с тобой, Уилл, и ты приходи ко мне в гости! – Конечно, я хочу с тобой дружить! Пока, Лира! – До свидания, Уилл!О ни распрощались, и девочка пошла домой.К огда Лира вернулась домой, она рассказала родителям о своем невероятном путешествии, а на следующий вечер король устроил праздник на все королевство, на который пригласил жителей соседнего расколдованного города. С тех пор в народном, разговорном языке стали употребляться фразеологизмы «черный» и «золотой», а жители королевства очень хорошо знали значение этих слов.от такая удивительная история приключилась в королевстве Солнечного света и научила, я надеюсь, всех нас вдумываться в лексическое значение слова и помнить, что у каждого слова своя история.

В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.
Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.
Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.
А. Астафурова.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Разнообразны виды письменных работ, проводимых на уроках изучения морфологии. К ним относится творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант творческое изложение, творческое сочинение.
Все эти виды работ должны проводиться в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

А. ТВОРЧЕСКОЕ СПИСЫВАНИЕ
Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, если они умеют объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно осложняется задания-, ми, которые связаны с развитием речи.
Прежде чем проводить такое списывание, необходимо повторить правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится таким образом: учащимся предлагается текст (текст предварительно записан на доске), в котором пропущены слова, написание которых надо проверить. Текст читается громко, в ходе работы над текстом подбираются пропущенные слова, проводится орфогоафический разбор, затем текст в теради.
(...)
Иногда списывание может сопровождаться подбором синонимов.
1) Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев. 2) Заливные луга покрылись сильным туманом. 3) Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком темном небе. 4) Земля была размыта сильным потоком дождя. 5) Мы едва могли грести против сильного течения. 6) О моем сильном желании учиться в школе живописи знали родители и не препятствовали моему решению поступить только в эту школу. 7) Сильных волей советских солдат не сломил грозный Тихий океан.
Этот текст можно использовать в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Коллективно подбираются синонимы к прилагательному сильный.
Сильный ветер - порывистый, резкий.
Сильный туман - густой, сплошной.
Сильные лучи прожектора - яркие, ослепительные, мощные.
Сильные потоки - бурные, обильные.
Сильное течение - быстрое, стремительное.
Сильное желание - страстное, большое, непреодолимое.
Учащиеся убеждаются (на подборе примеров), что в последнем предложении слово сильный является наиболее подходящим.
После устного подбора синонимов учащимся предлагается списать текст, подчеркнуть падежные окончания прилагательных, проверить их постановкой вопросов к прилагательным. В скобках указать после каждого прилагательного падеж.
Списывание с подбором синонимов можно провести на уроке, посвященном изучению правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах загораются огни.
3. Еше мгновенье - и кровля дома загорится.
4. Дом загорелся от неосторожного обращения с огнем.
5. На востоке заря загорается.
6. Протянут электропровода по деревне, загорятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро загораются.
В процессе коллективной работы подбираются следующие синонимы к слову загореться: зажечься, запылать, вспыхнуть, заняться, засветиться, воспламениться. Устно выясняется значение этого ряда синонимов. Так, слона загореться, зажечься, вспыхнуть употребляются и по отношению к свету от огня, от электричества, и по отношению к свету вообще. При наличии общего значения слова этого синонимического ряда имеют дополнительные смысловые оттенки. Например, слово вспыхнуть указывает на внезапность действия; запылать - очень сильно загореться; заняться то же, что загореться, но это слово несколько устарело. Слово воспламеняться говорит
о сильном действии и о способности предмета загораться.
После выяснения значения глаголов повторяется правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Затем учащиеся, списывая текст в тетради, самостоятельно заменяют слово загореться глаголом-синонимом, подчеркивают личные окончания глаголов, указывая, к какому спряжению относится глагол.
Работа ученика 5 класса Владимира Р.
1. Искры летят огненной метелью, избы загораются.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах зажигаются огнн.
3. Еще минута - и кровля дома запылает.
4. Часто пожар вспыхивает от неосторожного обращения со спичками.
5. На востоке заря занимается.
6. Протянут электропровода по деревне, засветятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро воспламеняются.
Работа над текстом дает возможность повторить чередование гласных в корнях гар - гор (загар - загореться), жег - жиг (зажечь - зажигать), зар - зор (заря - зорька), ня - ним (занять - занимать).
Аналогичная работа может быть проведена по теме «Наречие». Учащимся предлагается текст с подчеркнутыми словосочетаниями, которые при списывании следует заменить близкими по значению наречиями. Учащиеся выполняют работу самостоятельно, а затем она проверяется в классе. Во время проверки повторяется правописание вставленных наречий, их образование; выясняется соответствие по значению с теми словами, вместо которых они употреблены. Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфогра фни с работой по стилистике.

ЕЖИК
Пять месяцев шестиклассница Лиля Иванникова, как мать, растила, лелеяла Ежика В первые дни бычок фыркал на нее, не один раз пробовал бодаться. Лиля за это назвала своего упрямца Ежиком. Но упрямился бычок несколько дней, а потом привязался к Лиле. Как только раздастся голос девочки. Ежик сию минуту бежит к ней. Три раза в день кормила девочка своего любимца. Корм Лиля приносила бычку всегда в одно и то же время. Если девочка являлась не в свое время, Ежик мычал. Когда Ежик подрос, окреп, Лиля отдала его в колхоз. Ручным, ласковым был воспитанник девочки, но все в колхозе, как и прежде, звали его Ежиком. Доярки рассказывали, что Ежик несколько недель скучал без Лили.

Вот какими наречиями заменили учащиеся данные сочетания при выполнении работы:
как мать - заботливо, по-матерински, любовно;
в первые дни - сначала, вначале;
не один раз - непрестанно, часто;
несколько дней - недолго;
как только - лишь;
сию минуту - тотчас, сейчас же;
три раза - трижды;
в одно и то же время - регулярно, своевременно; не в свое время - не вовремя; как и прежде - по-прежнему; несколько недель - долго.

В V классе можно провести творческое списывание на уроке изучения местоимений. Этот вид работы был вызван тем обстоятельством, что учащиеся часто неправильно заменяют нужное существительное местоимением, нагромождают местоимения, что затрудняет понимание текста и подчас искажает его смысл. Чтобы научить школьников правильной замене, предлагается текст, в котором часто встречается одно и то же существительное.

МЕДВЕЖОНОК
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спрягалась старая медведица.

Проверка самостоятельном работы проводится в классе и дает возможность выяснить в каждом отдельном случае необходимость замены существительного местоимением или невозможность ее. Так, во втором предложении можно заменить слово медвежонок местоимением он. Кроме того, обращено было внимание на то, что во втором предложении вместо слов черного медведя употреблено слово косолапого, указали, с какой целью ыо сделано.
Предложения третье и четвертое не вызвали затруднения у учащихся: замена была произведена правильно. Допущена была ошибка в пятом предложении: хромая, медвежонок побежал - хромая, он побежал. Учитель напоминает учащимся, что если перед местоимением находится два или более существительных, к которым по числу и роду можно отнести местоимение, то может поникнуть неясность, к чему оно относится. Учащиеся делают вывод, что в пятом предложении существительное медвежонок не может быть заменено личным местоимением он.
После этой работы был сделан морфологический и орфографический разбор местоимений.


KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА