Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!


C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.


Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются, как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.


Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.




Группа школьников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: * дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * дети с нарушениями интеллектуального развития; * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; * дети с нарушениями слуха; * дети с нарушениями зрения; * дети с тяжелыми нарушениями речи.


Ключевыми направлениями работы психолога ОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; системность и доступность; непрерывность; непрерывность; вариативность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической принцип психологической комфортности; комфортности; гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность.


Коррекция коммуникатив н. навыков Развитие межличностных взаимоотн. Эмоционально- волевой сферы Групповая форма работы Подгрупповая форма работы Индивидуал. форма работы Развитие познавать. способ. Консультиров. педагогов Консультиров. родителей Методическая работа консультации, семинары Взаимопосещ. уроков Межпредметн. интеграции Родительские собрания Консультации Участие в педсоветах Самообразование Разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных возможностей (с учетом патологии) Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы Журнал учета всех видов деятельности Журнал индивидуальных форм работы Журнал групповых форм работы ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Первичная диагност. Углубленная диагност. Динамическое обследование Итоговая диагностика изучение познавать. сферы ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ личностные особенности изучение эмоц.- волевой сферы межличностные взаимоотношения. Коррекционно- развив. работа НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКА Изучение анамнестических данных Заполнение протоколов индивидуального обследования 1 определение психологического статуса учащихся 2 разработка стратегии психолог. сопровожд. учащихся с учетом патологии ДОКУМЕНТАЦИЯ II этапI этапIII этап Мониторинг психологического сопровождения; анализ рез. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ психол. особенности детско- родит. отношений, стиля сем. воспитания


Участники образовательного пространства Участники образовательного пространства дети; родители; педагоги; педагоги; специалисты (мед. работники, специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, педагог-психолог, логопед, работники доп. образования). работники доп. образования).


Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.


Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике Диагностическое направление


Диагностика осуществляется в двух формах Групповая диагностика Индивидуальная диагностика -исследование уровня психоэмоционального развития детей -исследование межличностных особенностей в классе (группе) Что исследуем -Углубленное исследование оценки состояний ребенка и его особенностей Выделение детей, которые по каким- либо характеристикам выпадают из всего контекста детей школы задачи Исследование причин возникновения сложностей психоэмоционального развития ребенка Начало, середина, конец учебного года Время проведения диагностикиВ течение учебного года Работа по школьному плану Причины проведения Работа по запросам: -от педагогов -от родителей -анализ результатов наблюдения психолога -вводная (первичная) -адаптация первых классов -переход из младшего звена в среднее -динамическая (по итогам середины и конца года) Виды диагностики -по запросам -динамическая (по итогам середины и конца года) -наблюдение -изучение документации -тестирование Методы диагностики -беседа (с родителями и ребенком) -изучение результатов деятельности -тестирование


Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно -развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, являются: *развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; *развитие познаватьельной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; *формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; *формирование и развитие социальных навыков и социализации.


Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно- воспитательных задач.




Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога- психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, родительским собраниям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.


Развитие навыков и личностных качеств Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность; социальная компетентность; толерантность; толерантность; навыки решения проблем; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания. навыки целеполагания.


7 вид -задержка психического развития 7 вид -задержка психического развития Тема: «Сделай сам, научи другого» Цель: развитие произвольных психических процессов и навыков саморегуляции поведения. Задачи: развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам; развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу; развитие у детей умения сотрудничать и действовать сообща. Материалы: бумага, карандаш.
Упражнение. Графический диктант «Волшебный карандаш» (про слона) Цель: Эти задания направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве. Ход игры: Построение фигуры учащимися осуществляется под диктовку педагога в специальной тетради в клетку. Уважаемые ребята! Я предлагаю вам выполнить графический диктант. Отгадайте, что будете сейчас рисовать: "Ходит длинный, пасть с клыками Ноги кажутся столбами, Как гора огромен он. Ты узнал, кто это? " (Слон) Правильно! Итак, отступите 3 клеточки с вниз, 3 клеточки в право, поставьте точку и начинаем рисовать: 2 клеточки вправо, 4 клеточка вниз, 1 клеточек вправо, 3 клеточек вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточки вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточки вверх, 4 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз, 8 клеточек вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки вправо, 7 клеточек вниз, 1 клеточка влево, 6 клеточек вниз. 3 клеточки влево, 5 клеточек вверх, 7 клеточек влево, 5 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 6 клеточек вверх, 3 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 7 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз,хвостик и ушко.





Игра – оптимизатор: «Комплименты». Игра – оптимизатор: «Комплименты». Цель: Развитие рефлексии; Расслабление детей в конце занятия; Получение детьми позитивного опыта общения. Ход игры: Все играющие встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент. Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например сердечко, сшитое из ткани, и др. Некоторые дети не могут говорить комплименты, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами. Рефлексия.


Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка". Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!



Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья: сущность и принципы

Идея сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья впервые прозвучала в конце 20 века в изданиях школы практической психологии Санкт-Петербурга.Главный идеолог службы сопровождения доктор педагогических наук Е.И. Казакова обозначает сопровождение как "особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития", особенность которого в том, "чтобы научить (ребенка) решать свои проблемы самостоятельно".

Предметом социально-педагогического сопровождения является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевое слово теории социально-педагогического сопровождения – проблема ребенка.

Основными принципами обеспечения социально-педагогического сопровождения могут быть следующие:

Согласие ребенка на помощь;

Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности;

Ориентация на способности детей самостоятельно преодолевать трудности;

Совместность, сотрудничество, содействие;

Конфиденциальность (анонимность);

Доброжелательность и безоценочность;

Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

Реализация принципа "не навреди";

Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности специалиста инклюзивной группы в условиях интернатного учреждения предполагает интеграцию профессионалов различной направленности:

Воспитателя;

Учителя;

Социального педагога;

Психолога;

Логопеда;

Инструктора по физической культуре;

Музыкального руководителя;

Медицинской сестры и врача-педиатра.

Психолого-педагогического сопровождение деятельности специалиста по социальной работе инклюзивной группы проходит ряд этапов:

Вхождение специалиста в инклюзивное образовательное пространство.

На этом этапе проводится разработка пакета документов специалиста по социальной работе: договор с родителями, положения, изменения в уставе, составление индивидуально – адаптированных программ для детей с ОВЗ, разрабатывается функционал обязанностей специалистов сопровождения.

Преобразование и поиск наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения.

Сопровождение воспитателей со стороны социального педагога состоит в корректировке индивидуальных адаптированных программ, подготовке к занятиям, организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников инклюзивной группы, организации игровой деятельности, проведении мастер-классов более опытных психологов, педагогов, имеющих опыт работы с такими детьми. Проведение семинаров-практикумов по проблемам обучения и воспитания в инклюзивной группе, разработке плана самообразования.

Сопровождение со стороны логопеда заключается в консультировании воспитателей и других специалистов сопровождения, в знакомстве с особенностями речевого развития детей, оказании консультативной помощи воспитателям по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ, в рекомендациях по проведению настольно – дидактических и речевых игр, в рекомендациях по приобретению детской литературы для чтения и пересказа.

Сопровождение со стороны завуча заключается в обеспечении группы необходимой материально технической базой, внесение дополнения в положение о распределении стимулирующего фонда.

Как система профессиональной деятельности социально-психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения.

Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения в данной ситуации

В качестве основных задач социально-психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи выделяют следующие:

Поддержка функционального гомеостаза семейной системы;

Помощь в преодолении кризисных ситуаций;

Помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Коррекция нарушений поведения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Нивелирование воздействий проблем здоровья ребенка на семью.

Служба индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, т. е. совокупность последовательных действий, позволяющих создать условия для оптимального развития, социальной адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В деятельности специалисты Службы сопровождения руководствуются принципами:

Рекомендательного характера советов сопровождающего, что позволяет проявлять самостоятельность ребенку в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком и его родителями;

Приоритета интересов сопровождаемого (на стороне ребенка), который ориентирует взрослых на включение в решение проблемных ситуаций знаний из области педагогики и психологии, собственного опыта и понимания, что у ребенка таких знаний нет. Специалист службы сопровождения должен стремиться каждую проблемную ситуацию решить с пользой для ребенка, помочь родителям грамотно и мудро найти выход из нее;

Непрерывности сопровождения, что гарантирует непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы, в процессе личностного становления ребенка с ограниченными возможностями здоровья до появления навыков самостоятельной жизни;

Мультидисциплинарности сопровождения, который реализуется через согласованную командную деятельность специалистов;

Индивидуальности сопровождения через создание системы успешной социальной реабилитации, адаптивного образования и психолого-социального благополучия детей.

Об эффективности работы службы сопровождения можно судить:

По успешности социальной реабилитации и психолого-социального благополучия ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

По востребованности услуг Службы со стороны родителей, воспитанников интерната, педагогов образовательных учреждений и т. д.;

По выраженности роста удачно решенных проблем в сравнении с проблемами, решить которые не удалось.

Социально-психологическое сопровождение включает три основных составляющих: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя три направления деятельности социального работника (педагога): обучение родителей, помощь в воспитании детей и просветительская деятельность (лектории, семинары-практикумы и т. п.).

Психологическая составляющая сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье и специальном образовательном учреждении в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

Основные направления психолого-педагогического и социального сопровождения в оказании помощи в решении проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе, личностных проблем развития ребенка и проблем здоровья; формирования здорового образа жизни. В первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех проблем развития:

Оказание помощи родителям (законным представителям) и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;

Изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;

Помощь ребенку, изменившему образовательный маршрут, при адаптации в новых условиях.

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в специальных образовательных учреждениях].

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации дошкольного или школьного учреждения.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов: составление плана комплексной помощи для каждого "проблемного" воспитанника.

Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Пятый этап – решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы социализации, формами проявления которой являются стойкие затруднения детей в усвоении дошкольной и школьной программ, нарушения дисциплины, отказ посещать образовательные учреждения. Причины могут быть различные :

Нарушения физического развития (дети с ограниченными возможностями здоровья),

Психологические (жертвы насилия, участники военных событий, техногенных катастроф и т.д.),

Социальные (малоимущие семьи, дети-сироты, дети-переселенцы и т.д.).

При любом варианте неблагоприятного развития детей у них наблюдается недоразвитие функций, соответствующих данному или предыдущему возрастным периодам, неадекватная потребность во внимании, проявляющаяся в демонстративном поведении или отрыве от действительности, слабая мотивация обучения и развития, трудности в выражении чувств и отсутствие навыков адекватного общения.

Основными принципами сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях жизнедеятельности в специальном образовательном учреждении, по мнению Л.М. Щипицыной, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, "на стороне ребенка"; – непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; стремление к автономизации .

Рассмотрим эти принципы подробнее.

1) Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости развития самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа, от "законодательных" решений, все решения центра сопровождения могут носить рекомендательный характер. Ответственность за решение в поле проблем остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна из сторон "субъектного четырехугольника" не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности дружеского окружения младшего школьника), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; близкое окружение. На разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами "неработающие элементы" системы.

2) "На стороне ребенка". Принцип отражает базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что "виновником" любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

3) Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна. Этот принцип означает так же и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок – сирота и т. д.) будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

4) Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы "команды" специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

5) Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства школы или педагогов нате или иные рекомендации центра.

Основополагающими организационными принципами сопровождения являются:

Комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

Равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

Гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

Специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся "на стороне ребенка", защищая его интересы и права.

Там же выделены основные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:

Укрепление здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;

Преодоление затруднений в учебе;

Выбор образовательного и профессионального пути;

Решение социально-эмоциональных и функциональных проблем развития ребенка;

Досуговая самореализации.

Особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования для детей с ОВЗ.

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Организация: МОУ ШИСОО с. НЫДА

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, с. Ныда

Аннотация. Необходимость адаптивной среды в школе-интернате посредством социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями – требование времени. В статье показана организация сопровождений детей с ОВЗ и семей в школе- интернате. Представлены результаты сопровождения.

Ключевые слова: адаптивная среда, сопровождение, амплификация, дезадаптация, коррекция.

В развитии детей часто возникают проблемы, выражающиеся в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде» .

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Анализ состояния сопровождения детей с ОВЗ, выявление факторов и противоречий, влияющих на сопровождение данного контингента и эффективность работы специалистов социально-психолого-педагогической службы с данным контингентом детей в школе-интернате - все это способствует развитию и совершенствованию опыта.

Школа должна измениться для того, чтобы быть ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия с детьми данной категории.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение ее по существу в образование психолого-педагогическое позволяет осуществлять в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» процесс обучения, ориентированный на развитие обучающихся с ОВЗ, учет особенностей и всестороннее раскрытие личностного потенциала.

Создание адаптивной среды, которая позволяет обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию, а также наличие адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок.

Процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ подразумевает:

1. Проектирование образовательной среды, исходящей из общегуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка, опираясь на возрастные нормативы развития, основные новообразования возраста как критерия адекватности образовательных воздействий, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.

2. Поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дезадаптации.

Главной отличительной способностью программы сопровождения, реализуемой в школе-интернате следует считать сбалансированность между объемом, сложностью такой информации и собственными возможностями ребенка с ОВЗ к амплификации, присвоению этой информации. Отсюда определяются и критерии оптимального, гармоничного психолого-педагогического сопровождения ребенка. В качестве основного критерия принимается «выход» всех показателей психического развития ребенка за пределы оптимальной зоны амплификации и границы перехода состояния ребенка в дезадаптивное » .

Собственно говоря, все сопровождение ребенка с ОВЗ и определяется оценкой этих границ и поддержанием необходимого объема образовательной информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное.

Цель: формирование системного подхода к обеспечению условий для развития, освоения общеобразовательных программ и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Совершенствование адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на всем протяжении их присутствия в школе-интернате, а также выработки за счет этого соответствующего ресурса для максимальной адаптированности в других социальных средах.
  2. Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной).
  3. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, а также формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей.

В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация школы-интерната, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педиатр участковой больницы.

Данная программа определяет основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе-интернате. В школе-интернате разработана нормативно-правовая база для реализации программы сопровождения детей с ОВЗ. Данная программа охватывает всех детей, обучающихся в школе-интернате, имеющих статус дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, УО).

Программа направлена на создание адаптивной образовательной среды для данного контингента детей и рассчитана на 2 года, но при этом возможно внесение корректив.

Сопровождение как процесс и целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело должно определяться тремя основными взаимосвязанными компонентами:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).

3. Созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Непрерывное поддержание силами всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и образовательными воздействиями (определяемых, в первую очередь, внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, любых других субъектов образовательной среды.

Критерием эффективности сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации. Все это - является средством для «недопущения» сдвига этих показателей в пограничную и, тем более, дезадаптивную зону, что может достигаться как за счет индивидуально-специфической для каждого ребенка организации образовательной среды в целом, так и в результате поддержания амплификационных возможностей ребенка развивающими или, при необходимости, коррекционными средствами со стороны других субъектов образовательной среды .

Психолого-педагогическое сопровождение, в том числе особенности индивидуализации образовательного маршрута и самой работы по индивидуальной программе с ребенком с ОВЗ, основывается на определенных принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, ориентацию на личностные особенности ребенка, семьи.

2. Гуманно-личностный – уважение к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт с администрацией, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, педагогами и родителями (законными представителями).

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущей деятельности, основных новообразований возраста ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях) .

Это общая методология психолого-педагогического сопровождения, представление взаимодействия ребенка с ОВЗ и образовательной среды как системы передачи и амплификации потока образовательной информации.

Ожидаемые результаты:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • создание психологически комфортных условий для развития эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ;
  • создание условий для социализации их в обществе.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  • систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.

Для педагогов школы-интерната: повышение психологической компетентности педагогов.

Для школы-интерната:

  • создание адаптивной образовательной среды посредством комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение и психопрофилактика в сетевом сообществе.

Технологии, используемые при сопровождении детей с ОВЗ: организация сопровождающей работы (М.Р. Битянова), работа психолога с различными возрастными группами (Р.В. Овчарова), работа с проблемными детьми: дифференциация и индивидуализация обучения; коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития, технология работы с умственно отсталыми детьми (Г.К. Селевко).

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается территориальной психолого-педагогической комиссией с учетом рекомендаций медицинских работников (МСЭ), исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается развивающая, коррекционно-развивающая работа при необходимости, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Принцип вариативности и возможности обучения применяется на протяжении всего периода обучения по адаптированной программе в школе-интернате, на уровне соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

В школе-интернате организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися. Отбор в коррекционные группы обучающихся для индивидуальных занятий проводится с учетом рекомендаций школьного ПМПк и тПМПК.

Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ОВЗ в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств детей-инвалидов и детей с ОВЗ: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам.

Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ необходимо на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ важным является развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная социально-психолого-педагогическая помощь по преодолению их отчужденности в обществе.

Результат деятельности службы сопровождения:

Наличие индивидуальных программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ;

Наличие индивидуальных программ работы с детьми с ОВЗ;

Наличие индивидуальных планов работы;

Наличие плана-графика тематических индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся и отдельных категорий родителей на 2015/2016 уч. г.;

Наличие адаптированных общеобразовательных программ для обучения детей с ОВЗ;

Наличие индивидуальных образовательных траекторий по основным предметам;

Наличие программы коррекционно-развивающих занятий «Тропинка к своему Я» для 1-8 классов;

Наличие логопедической программы «Коррекция звукопроизношения» для 1-4 кл.

Включение специалистов ведомств и учреждений Надымского района, участвующих в комплексном сопровождении детей с ОВЗ (сетевое взаимодействие): МСЭ, центр реабилитации, тПМПК и др.

Адаптирование архитектурной и материально-технической среды школы-интерната;

План работы волонтерского движения «Нью-Эйдж» для детей-инвалидов.

Результат проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ:

1. Положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы (тест Басса – Дарки): снижение выраженности следующих форм агрессии: физическая - 10 чел./41%; вербальная – 7/29%, негативизм – 5/21%, раздражительность – 11/46%. У большинства детей наблюдается средний уровень проявления агрессивных состояний - 19/79%).

2. Повышение уровня удовлетворенности школьной жизнью (А.А. Андреева):

2/8% чел – высокий уровень удовлетворенности

22/92% - средний уровень удовлетворенности,

нет – низкий.

3. Повышение уровня познавательных способностей обучающихся на уровне начального общего образования - 2/50% (компьютерный вариант теста Равена Д).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано, что в свою очередь направленно на результат.

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.

3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: методическое пособие / под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2004

Психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения в школе.

"Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям".

Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование».

Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.

В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база в области инклюзивного образования:

Конституция Российской Федерации

- «Конвенция о правах ребенка»

- «Конвенция ООН о правах инвалидов»

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Закон РФ «Об образовании»

Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г

Декларации прав ребенка

Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Программа «Доступная среда для инвалидов»,

Концепция непрерывного образования.

Специальные ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

В основе специальных стандартов лежат принципы договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

При изучении понятия «дети с особыми образовательными потребностями» остановимся на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, по которой к основным категориям относятся:

дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

дети с нарушением речи (логопаты);

дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

дети с умственной отсталостью;

дети с задержкой психического развития;

дети с нарушением поведения и общения;

дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА;

дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Оно должно быть устремлено на овладение учениками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект - субъектных отношений.

Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому психологу необходимо соблюдать основные требования:

    Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.

    Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.

    Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.

    Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.

    Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей: своевременно выявить детей с ОВЗ; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.

Работа по консультативно - просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в общеобразовательном учреждении. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.

Список литературы

    Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

    Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.

    Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения,-Альманах ИКТ №13, 2009.

    Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.,1991.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.

    Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

    Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.

    Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.

Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих!

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
дает определение создания специальных
условий для лиц с ОВЗ, которые включают
использование специальных образовательных
программ, пособий и дидактических
материалов (п.3 ст.79).

Федеральный закон определяет обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья как
физических лиц, имеющих недостатки в
физическом и (или) психологическом
развитии, подтверждённые заключением
психолого-медико-педагогической комиссии и
препятствующие получению образования без
создания специальных условий.

Группы детей с ОВЗ:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
дети с расстройством аутистического спектра.

С 1946-го появился термин дефективные дети – это
дети, у которых наблюдались нарушения
психического, физического развития.
С 1996-го года появился термин дети с
ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция или Инклюзия?

ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ
ИНКЛЮЗИЯ?

Понятие «сопровождение»

1) как особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по
оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов
поведения, принятия решений (Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова);
2) как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции
профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер);
3) как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на
разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова);
4) как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для
успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р.
Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова);
5) как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи
личности (Н. Осухова);
6) как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития
оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П.
Тряпицына);
7) комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия
сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и
сопровождение процесса его обучения,
воспитания, коррекции имеющихся отклонений
2) комплексная технология, особый путь
поддержки ребенка, помощи ему в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение

оптимального развития ребенка,
успешная интеграция в социум. (что
практически не возможно в условиях
спец школы)

Задачи сопровождения детей:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения, социализации: учебные трудности,
проблемы с выбором образовательного и
профессионального маршрута, нарушения эмоциональноволевой сферы, проблемы взаимоотношений со
сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов

Служба сопровождения

это объединение специалистов разного
профиля, осуществляющих процесс
сопровождения. Команда объединяет
учителей, учителей-дефектологов,
психологов, социальных педагогов,
представителей родительского актива.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны

Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция
нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе,
обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности
школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и
учебной
мотивации,
развитие
самостоятельности
и
самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения
учиться", развитие творческих способностей.
13

Основная
школа - сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в
решении
задач личностного
и
ценностно-смыслового
самоопределения
и саморазвития, помощь
в
решении
личностных проблем и проблем социализации, формирование
жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в
построении конструктивных отношений с родителями и
сверстниками,
профилактика
девиантного
поведения,
наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении, поддержка в решении
экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни,
достижение
личной
идентичности),развитие
временной
перспективы,
способности
к
целеполаганию,
развитие
психосоциальной компетентности, профилактика девиантного
поведения, наркозависимости.
14

Сопровождение Диагностический
минимум
Стратегия
сопровождения
-Особенности психических процессов;
Сведения социального характера -Особенности речевой деятельности;
-Особенности моторики (координация,
Медицинские данные
мелкая моторика и др.);
-Сформированность представлений (объем,
адекватность, временные и
пространственные представления);
-Характеристика общения;
-Эмоции;
-Самооценка;
-Роль обучающегося
15

К специальным образовательным условиям следует отнести:
повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их
подготовка к работе с детьми c ОВЗ;
методическую составляющую;
изменения в образовательной программе, то есть
возникновение определённого раздела в основной
образовательной программе, который ФГОС определяет как
«коррекционная работа/инклюзивное образование».

При работе с детьми ОВЗ Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих

реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия,
направленные на нормализацию эмоционально-волевой
сферы, формирование продуктивных способов
мыслительной деятельности, а также на профилактику
возможных отклонений межличностных отношений;
оказывает методическую помощь учителям; развивает
психолого-педагогическую компетентность педагогов и
родителей.

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Организационная модель комплексного психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в
общеобразовательной школе.

Алгоритм сопровождения обучающегося - инклюзивно

Алгоритм сопровождения обучающегося инклюзивно
Запрос на обследование ребенка (по решению
ПМП консилиума);
Обследование ребенка (всеми специалистами
ПМПк);
Определение образовательного маршрута и
необходимой коррекционной помощи;
Проведение коррекционно-развивающей
работы;
Повторное обследование для отслеживания
динамики развития.

Индивидуальный образовательный маршрут
составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и
содержит реальные, конкретные цели, задачи и
учебный материал, находящийся в сфере его
ближайшего развития.
С целью повышения качества психологопедагогической помощи ребенку с ОВЗ перед
педагогом-психологом стоит задача – для более
успешной социализации детей тщательнее
продумывать содержание индивидуального маршрута.
С учетом индивидуального подхода к каждому
обучающемуся создается комфортный психоэмоциональный режим обучения, который способствует
сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»).

Модель психолого-педагогического сопровождения

Мотивационный этап (благоприятные
взаимоотношения учитель-ребенок-родитель)
Ориентировочный этап (определение смысла
и содержания предстоящей работы)
Содержательно-операционный этап
(разрабатываются коррекционные программы на
диагностической основе конкретного ребенка)
Оценочный этап (анализ результатов)

Цель обучения ребёнка состоит в
том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи
учителя.
Элберт Грин Хаббард.

Но! давайте посмотрим правде в глаза

НО!
ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Реальные проблемы: -обеспечение (кадрами, ресурсами, силами); - бумажная волокита; - культурная готовность самого общества

(готовность государства, учреждений,
родителей, детей и тех кто на стороне детей с
ОВЗ);
- нагрузка педагогов

Практические приемы для работы с детьми ОВЗ

Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией.

Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
-
Нарушается взаимодействие с социумом
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения
Складываются неверные представления о лечении и воспитании
ребенка
- Длительный стресс приводит к появлению повышенной
раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских
отношений в целом
26

В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях:

психологическом - в силу хронического стресса, вызванного
заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей
природе психотравмирующими воздействиями;
социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов,
матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка
деформирует отношения между супругами,
соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в
различных психосоматических заболеваниях.
27

«Родительский клуб» Проводить тематические встречи заинтересованных родителей и родителей детей с ОВЗ для повышения культуры, а

также помочь родителям понять свои
воспитательные успехи и неудачи и,
возможно, пересмотреть систему
взаимодействия со своим ребенком

«Как помочь ребенку учиться»

Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его
самостоятельность, формируйте у него активную жизненную
позицию, веру в себя и свои силы.
Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка,
приучайте его к обязательному выполнению утренней
гимнастики, физических упражнений.
Используйте различные упражнения для развития мышления
ребенка.
30

Упражнения для развития мышления ребенка

При работе с текстом, для облегчения его понимания, осмысления и
последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое деление текста
на части и озаглавливание частей.
После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы
на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие
проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких
вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?».
Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию
мышления и логики.
Чаще задавайте ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.
Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать –
это…».
31

Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые
знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
Существует зависимость уровня развития мышления и
речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть
ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина,
вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает
поделки и т.д.
32

Развивайте речь ребенка:

Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их
значения и на основе наблюдения.
Уточняйте представление вашего ребенка о том или ином предмете
и явлении.
Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими
впечатлениями, пересказывать тексты.
Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал
окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и
технические средства.
33

Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно».

Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте миниэкскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте
активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте
недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха,
обоняния.
34Для облегчения запоминания материала необходима установка на
запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.
Смысловая работа над материалом также способствует более
прочному сохранению его в памяти. Например, разбивка его на
составные части, составление опорной схемы - значительно
облегчает запоминание и воспроизведение в дальнейшем.
Должна быть установка на время, в течение которого должен
храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований
показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил
установку на запоминание, данный материал и хранился в его35
памяти.

Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и
физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений:
через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на
следующий день.
У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают,
усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности
необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи
текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем
случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».
Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке,
дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего
предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение
ведет к развитию зрительной памяти.
36

Эффективными приемами коррекционного воздействия
на эмоциональную и познавательную сферу детей с
отклонениями в развитии являются: вовлечь детей:
- игровые ситуации, требующие оказания помощи
любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
- дидактические игры, которые связаны с поиском
видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения
общаться друг с другом, встать на место другого;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять
мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и
кистей рук.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно
использовать следующие активные методы и приёмы
обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении
заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с
другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с
буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при
изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся,
выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
Широко используется приём с различными цветовыми
изображениями.

Широко используется приём
с различными цветовыми
изображениями.
Они показывают карточку в
соответствии с их
настроением в начале и в
конце занятия. В данном
случае можно проследить,
как меняется эмоциональное
состояние ученика в
процессе занятия.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на
доску основных моментов изучения темы, выводов,
которые нужно запомнить). Данный приём можно
использовать в конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения материала – для
оказания помощи при выполнении заданий.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при
выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с
закрытыми глазами используется для развития слухового
восприятия, внимания и памяти.

уважайте ребенка, воспринимайте его как
полноценную личность, проявите к нему заботу,
внимание, терпение и будьте уверены – ваши
усилия не пропадут даром.