Тимоти Дэвид Снайдер (Timothy David Snyder ) - американский историк, специалист по Восточной Европе, в частности, по новой истории Украины, Беларуси, Польши, Литвы и России. Основные темы исследований – национализм, холокост и тоталитаризм. Профессор истории Йельского университета, действительный член академии «Институтa гуманитарных наук».
Родился 18 сентября 1969 года в Огайо, США. В 1987-91 гг. учился в Браунском университете, а с 1991 по 1995 – в университете Оксфорда, где в 1997 году защитил докторскую диссертацию и стал стипендиатом Маршалла. Получил несколько грантов на исследования в европейских научных центрах и Академическую стипендию в Гарварде. Порядка 10 лет прожил в Европе, изучил 10 европейских языков, в том числе, украинский, польский и русский.

В 1994-95 гг. работал при Национальном центре научных исследований (CNRS) во Франции и Венском институте наук про человека (Institut für die Wissenschaften vom Menschen).

С 2001 года ведет преподавательскую деятельность в Йельском университете.

Основные научно-популярные труды Тимоти Снайдера:

  • «Национализм, марксизм и современная Центральная Европа: Биография Казимежа Келлес-Крауза» (1998);
  • «Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва и Беларусь, 1569–1999» (2003);
  • «Зарисовки секретной войны: миссия польского артиста по освобождению Советской Украины» (2005);
  • «Красный принц: тайные жизни габсбургского эрцгерцога» (2008);
  • «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» (2010);
  • «Черная земля: Холокост как история и предупреждение» (2015).

Книга «Кровавые земли» получила 9 первых премий, включая Премию Эмерсона в области гуманитарных наук, литературную премию Американской Академии искусств и литературы, Лейпцигскую премию за понимание Европы и премию им. Ханны Арендт в области политической мысли. «Кровавые земли» стали «книгой года» по итогам двенадцати литературных рейтингов. Книга переведена на тридцать языков, в том числе на украинский (К.: Грани-Т, 2011, перевод М.Климчука и П. Грицака) и стала бестселлером в шести странах.

В сентябре 2014 года статьи Тимоти Снайдера об украинской революции после публикации стали книгой «Украинская история, российская политика, европейское будущее».

Timothy Snyder. Bloodlands. Europe between Hitler and Stalin . -Basic Books, 2010. 524 p.

Многие верят, что преступления нацизма столь колоссальны, что стоят особняком в истории. Как ни странно, это искажённое эхо уверенности самого Гитлера в том, что воля победит факты. Другие убеждены, что сталинские преступления, безусловно, ужасны, но они были вынужденной мерой для того, чтобы создать и защитить государство. Это напоминает взгляды Сталина - что история имеет только один курс, в который он верил, и который будет служить оправданием его политики для будущих поколений.

Тимоти Снайдер. «Кровавые земли»

Книга «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» была написана Тимоти Снайдером, профессором Йельского университета, одним из ведущих американских специалистов по истории Восточной Европы. Сразу отметим, что «Кровавые земли» - работа неоднозначная, книга наверняка вызовет вопросы у российской аудитории. Почему же этот труд заслуживает серьёзного внимания в России? Прежде всего, потому, что он имел и имеет широкий резонанс как в самих США , так и Западной Европе. А значит, что снайдеровский взгляд на историю Восточной Европы 1933 - 1945 гг., возможно, будут разделять сотни людей на западе.

После выхода книги в свет, рецензии на её появились практически во всей серьёзной англоязычной периодике - New York Times Book Review, Washington Post, The Financial Times, Telegraph, The Wall Street Journal, Guardian, The Sunday Times, The New Yorker, Seattle Times, BBC History Magazine и мн. др., а Independent и The Economist назвали монографию Снайдера лучшей книгой 2010 года.

Западные критики, в частности, отмечают, что книга концептуализирует современное понимание Холокоста, помещая это событие в контекст других преступлений ХХ в. Западная аудитория традиционно ассоциирует массовые убийства в Европе ХХ в. с нацистскими концентрационными лагерями и, в частности, с Освенцимом. Представляется, кроме того, что Сталин убил гораздо больше людей, чем Гитлер, отправляя свои жертвы в ГУЛАГ . Автор опровергает эти и подобные стереотипы. Например, он показывает, что убийство людей в газовых камерах не было самым крупным преступлением Гитлера - к 1943, моменту, как эта машина смерти набрала обороты, большинство евреев в Европе уже погибли.

Кровавыми землями (Bloodlands) Снайдер называет территорию от центральной Польши до Западной России (включая Украину, Белоруссию, Прибалтику), в период сотрудничества национал-социализма и сталинизма (1933 - 1938), совместной германо-советской оккупации Польши (1939 - 1941), немецко-советской войны (1941 - 1945). Это время, пишет Снайдер, «характеризовалось таким массовым насилием, какого никогда не было в этом регионе за всю его историю. Жертвами были, прежде всего, евреи, белорусы, украинцы, поляки, русские и балтийские народности - т.е. люди, которые издавно жили на территории этих земель. В течение двенадцати лет, за период 1933 - 1945 гг., было уничтожено около 14 миллионов человек. Причём все эти люди стали жертвами целенаправленой политики уничтожения, а не погибли в результате военных действий. Никто из14 миллионов человек, о которых идёт речь, не был солдатом, большинство из них составляли женщины, дети, старики». Таким образом, Снайдер рассказывает о политике массового уничтожения.

Какие события попадают в фокурс его внимания? Приведём перечень глав книги, из которого легко восстановить сюжеты, о которых идёт речь:

1. Голод в СССР
2. Классовый террор (в СССР )
3. Национальный террор (в СССР )
4. Европа Молотова-Риббентропа
5. Экономика Апокалипсиса (нападение Германии на Советский союз)
6. «Окончательное решение»
7. Холокост и месть
8. Нацистские фабрики смерти
9. Сопротивление и кремация (включая восстание в Варшавском гетто и Варшавское восстание 1944 г.)
10. Этнические чистки (изгнание немцев из Польши в её послевоенных границах, судьба немцев на занятых Красной армией территориях)
11. Сталинский антисемитизм

Как видно из содержания, «Кровавые земли» во многом сопоставляют политику Гитлера и Сталина (одно это способно, к сожалению, отвернуть от книги значительную часть широкой российской аудитории). Кроме того, если взять немецкую часть истории в скобки, речь здесь идёт о наиболее сложных и драматичных страницах советской истории, многие из которых до сих пор составляют зону табу и умолчаний, если не в профессиональных исторических кругах, то в общественных дискуссиях и на уровне национального осмысления прошлого. То есть Снайдер дважды затрагивает болевые точки российского исторического самосознания. И появление его книги на русском языке наверняка бы привело к большому числу дискуссий, и возможно, позволило бы прояснить какие-то неизжитые комплексы.

Книга Снайдера «неудобна» и провокативна. Адресованная, в первую очередь, американским читателям, русские национальные чувства она совершенно не щадит. И дело тут не только в интонациях - таких, как, например, во фразе:

«Во время своего похода на Берлин в восточном Рейхе, территориях, предназначавшихся для Польши, Красная армия следовала предельно простой тактике: её солдаты насиловали немецких женщин и угоняли немецких мужчин (и иногда женщин) на принудительные работы» (с. 316)

Дело в том, что для отечественных читателей, знакомых с советской историей, многие ключевые эпизоды книги покажутся изолированными от исторического контекста, они представляются оттого более схематичными и определёнными (Снайдер будто бы забывает, что в истории допустимо сослагательное наклонение, есть элемент случайности, или сосуществование разнонаправленных интенций и сил).

Например, подобным упрощением представляется интерпретация ситуации с голодом: по Снайдеру, сначала подобные меры были намерено избраны Сталиным в 1933 году по отношению к советскому крестьянству; а затем чуть ли не дословно повторёны Гитлером в практике содержания пленных, а также при осаде советских городов, в частности, Ленинграда. Конечно, в этих эпизодах аналогия возможна, но для Снайдера она оказывается одной из центральных в выстраивании аргументации. Да, голодная смерть местных жителей на оккупированных территориях входила в планы Гитлера в случае победы на Востоке, но уместно ли говорить о том, что Гитлер учился у Сталина?

Пакт Молотова-Риббентропа также не рассматривается в контексте других возможных альянсов, к которым стремился СССР в 1939 г. Он берётся как данность, собственно, в книге даже не рассматривается история его подписания, и четвёртая глава - «Европа Молотова-Риббентропа» сразу начинается с описания немецких бомбёжек Варшавы 1 сентября 1939 г. История Прибалтийских государств начинается по сути с 1940 года.

Вернёмся к голоду. Глава, которая называется «Голод в СССР », рассказывает о голоде преимущественно и главным образом на территории Украины (кстати говоря, и в списке использованной литературы в основном указываются украинские источники на эту большую тему). Упоминается голод на территории Казахстана (этому сюжету отводится несколько страниц), про Повольжье, Южный Урал, Центральное черноземье и Кубань можно узнать из нескольких предложений. Безусловно, эти территории не входят в ареал Кровавых змель, который больше всего волнует Снайдера. Но исключение этого масштабного события из общего контекста подкрепляет представление об уникальности украинского опыта. Говоря о жертвах раскулачивания и коллективизации, событиях, предшествовавших голоду, автор также сосредотачивается на украинских примерах, хотя в книге отмечается, что в лагеря было сослано около 300 тыс. раскулаченных из Украины, всего же там содержалось около 1,7 млн. раскулаченных. Говоря о голоде на территории Поволжья, Снайдер отмечает, что там пострадали преимущественно украинцы, хотя это не было так По данным историка Виктора Кондрашина, которые он специально подготовил в ответ на заявления украинских историков (их по сути в данном случае повторяет Снайдер), см. доклад . См. также работы этого автора: Кондрашин В., Пеннер Д. Голод: 1932 - 1933 годы в советской деревне (на материалах Поволжья, Дона и Кубани) - Самара - Пенза, 2002. - 432 с.), Кондрашин В.В. Голод 1932 - 1933 годов. Трагедия российской деревни. - М.: РОССПЭН , 2008. - 520 с.. В то же время, рассказывая об украинских событиях, автор оставляет за скобками жертвы среди жителей русскоязычных деревень, а такие тоже были М.И. Старовойтов «Русские белорусско-российско-украинского пограничья в 1920 - 1930-е гг.: социокультурный аспект» , где автор отмечает, что абсолютное большинство русского населения в украинских областях на границе с Россией проживало в сельской местности, а не городах. Аргументация против Снайдера будто бы заставляет встать на российскую национальную позицию, но это лишь отчасти так - скорее есть стремление разобраться в конструкте, который предлагает американский историк. Его безусловно важная и содержательно насыщенная работа только бы выиграла, утратив свойственный ей, к сожалению, элемент политизированности.

Кроме некоторой одностороннести и выборочности в изложении событий, ещё один момент в аргументации Снайдера вызывает внутренний протест - это «арифметика страданий», повторяющиеся в разных главах рассуждения о том, кому пришлось хуже:

«Девяносто процентов из тех, кто попал в ГУЛАГ , остались живы. Большинство людей, прошедших немецкие концентрационные лагеря (не принадлежащие к числу немецких газовых камер, ям смерти и тюрем для военопленных), также выжило.Судьба узников концентрационных лагерей, какой бы ужасной она ни была, отличается от судьбы миллионов людей, убитых в газовых камерах, застрелянных или заморенных голодом. Разграничить уловия концентрационного лагеря и преднамеренные убийства не так легко: в лагерях также происходили казни и смерти от голода. Однако между приговором к лагерю и смертным приговором есть разница, как есть разница между принудительным трудом и газом, рабством и пулями. Подавляющее большинство погибших от рук немцев или советов никогда не видели концентрационных лагерей. Освенцим представлял собой и трудовой лагерь, и машину смерти, и судьба не-евреев, вынужденных тут трудиться, как и евреев, привлечённых к труду, весьма отличалась от судеб тех, кому была уготована газовая камера. Поэтому Освенцим принадлежит двум историям, связанным, но различным. Нахождение в трудовом лагере Освенцим сравнимо с опытом людей, приговорённых в Германии (или в Советском союзе) к концентрационным лагерям, в то же время Освенцим как место организованного убийства связан с судьбами тех, кто был убит преднамерено (С. xiii).

«Строители Беломорканала получали очень скудный рацион, около 600 грамм хлеба в день (примерно 1300 калорий). И всё-таки это было лучшим питанием, нежели то, которое было доступно в советской Украине приблизительно того же времени. Принуждённые работать на Беломорканале получали в два-три раза больше, чем крестьяне, вынужденные работать в колхозах 1932 - 1933 гг.» (С. 27 - 28).

Эти рассуждения, с одной стороны, содержат истину. Но они не совсем понятны, поскольку избираются автором как риторический приём, а сравнения даются«в лоб», без известных и без уместных в таком случае оговорок. Не было бы, скажем, более справедливым сравнить положение украинских крестьян и состояние с вопросом питания в пансионатах ГПУ УСРР в начале 1930-х? У Снайдера же получается, что узникам ГУЛАГ а или немецких концентрационных лагерей чуть ли не повезло, что они туда попали.

Впрочем, провокативность - одновременно и минус, и плюс книги. И подбор фактов, и характер их изложения заслуживают отдельных открытых дискуссий, а следовательно - наталкивают на размышления, каким образом современному историку следует ставить вопросы, стоит ли избегать формулировок, задевающих национальные чувства, или их нужно, напротив, заострять. Книга Снайдера способна и разрушить определённые мифы, и в то же время породить новые «закруглённые» интерпретации. А дискуссия о «Кровавых землях» обязательно включала бы в себя вопрос использования истории в чьих-то политических интересах.

В пользу книги необходимо отметить, что Снайдер оперирует большим массивом интересных данных, в том числе, свидетельств. А поскольку речь идёт о самых обездоленных, многочисленные рассказы от лица жертв делают книгу яркой, эмоциональной, и конечно же, страшной - весь этот материал производит сильное впечатление. Большинство свидетельств были переведены самим автором с польского, украинского, немецкого, русского языков и по сути введены в англоязычный научный оборот. Как было уточнено и дополнено и само представление о Кровавых землях. Сам автор во введении говорит о том, что об этой территории до 1989 г. у западного читателя (даже в академических кругах) было довольно смутное представление - сказывалась и закрытость восточно-европейских стран, и невозможность полноценной архивной работы в них, и то, что территории самых страшных немецких лагерей уничтожения были вынесены за пределы самой Германии, а следовательно, не было возможности посещать эти лагеря и изучать соответствующую документацию.

Наталья Колягина

(«Вся вла́сть Сове́там!»,)

главный политический лозунг большевистской партии в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (См. Великая Октябрьская социалистическая революция). Выдвинут в Апрельских тезисах В. И. Ленина (См. Апрельские тезисы В. И. Ленина) и закреплён в решениях Всероссийской Апрельской конференции РСДРП (б). Содержание лозунга менялось в процессе борьбы за социалистическую революцию. В период мирного развития революции (апрель - июнь 1917) он предполагал ликвидацию двоевластия (См. Двоевластие) путём перехода всей власти к Советам, создания советского правительства из эсеров и меньшевиков, поскольку они составляли большинство в Советах. В этот период большевики должны были, не входя в правительство, выступать в качестве оппозиционной партии перед широкими массами, критикуя непоследовательность и колебания мелкобуржуазных партий, используя право отзыва депутатов, добиваться изменения партийного состава Советов и в конечном счёте создать большевистское Советское правительство. В этот период вопрос о свержении буржуазного Временного правительства путём вооружённого восстания не ставился, ибо правительство поддерживалось эсеро-меньшевистскими Советами. Временное правительство, не имевшее в своём распоряжении реальной силы и державшееся у власти соглашением с Советами, не смогло бы тогда оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления.

В ходе развития революции массы убеждались на собственном опыте, что Временное правительство и поддерживающее его эсеро-меньшевистское руководство Советов не осуществляют их требований. Начался процесс изживания соглашательских иллюзий. Ярким показателем этого явились массовые демонстрации в Петрограде (апрельская, июньская и июльская) и других городах. В Июльские дни 1917 установилось единовластие буржуазии. Эсеро-меньшевистские Советы превратились в бессильные придатки буржуазного правительства. В этих условиях Ленин обосновал необходимость временного снятия лозунга о передаче власти Советам, 6-й съезд РСДРП (б) снял лозунг «В. в. С.!». После большевизации Советов как центральных, так и многих местных, содержание лозунга «В. в. С.!» изменилось: теперь он призывал к борьбе за превращение революционных, большевистских Советов в органы восстания против буржуазного правительства, за установление диктатуры пролетариата. Лозунг «В. в. С.!» был реализован в результате победы Октябрьской революции. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 взял всю власть в свои руки и образовал Советское правительство (СНК).

Лит.: Ленин В. И., Задачи пролетариата в нашей революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б), там же; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 34; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., М., 1954, с. 332-53; Шестой съезд РСДРП (большевиков). Протоколы, М., 1958: История КПСС, т. 3, кн. 1, М., 1967; Минц И. И., История Великого Октября, т. 2, М., 1968.

Ю. С. Токарев.

  • - Власть 1...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться...

    Энциклопедия культурологии

  • - Франц. pouvoir, англ. power. В концепции М. Фуко как совокупность различных «властей-к-знанию» является иррациональным перводвигателем истории...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Под "властями" в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей...

    Философская энциклопедия

  • - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли и дихотомии «господин - раб» восходит к Платону и Аристотелю...

    Новейший философский словарь

  • - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли и дихотомии ‘господин - раб’ восходит к Платону и...

    История философии

  • - способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. - неотъемлемая часть любых человеческих отношений...

    Термины гендерных исследований

  • - Возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение отдельных людей и коллективов с помощью каких-либо средств - авторитета, воли, права, насилия и прочие; ...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей...

    Словарь терминов антикризисного управления

  • - ВЛАСТЬ Способность заставлять людей совершать то, что иначе они бы не совершили...
  • - главный политический лозунг большевистской партии в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прил., кол-во синонимов: 5 следовавший наставлениям слухавший слухавшийся слушавший слушавшийся...

    Словарь синонимов

Из книги Нестор Махно автора Голованов Василий Ярославович

СЪЕЗД. «ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!» Любопытный вопрос: почему в минуты своих побед махновцы приглашали большевиков «во власть», а большевики махновцев – нет? На фронтах их, конечно, оставляли командирами, но чтобы пригласить в ревком? Не припомню такого случая. Ну, если не

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Вся власть Советам – Ленин советовал, когда идете с просьбой к начальнику, непременно идите с бумагой, чтоб он мог написать резолюцию, иначе потом забудется.16.06.1977Спрашиваю:– Ленин говорил: вся власть Советам, а не партии. Не кажется ли вам, что у нас значительно принижена

Из книги В команде Горбачева: взгляд изнутри автора Медведев Вадим

Глава III Власть - Советам Первые демократические выборы: победа или поражение? - Демократия или охлократия: из зала Съездов народных депутатов. - Горбачев становится

Из книги Русские оружейники автора Нагаев Герман Данилович

Вся власть Советам! Война продолжала полыхать от моря до моря, унося миллионы молодых и сильных людей. Наибольший урон несла Россия, расплачиваясь за свою отсталость и плохое вооружение сотнями тысяч жизней своих солдат. Чтобы добиться перелома в войне, нужны были свежие

Из книги автора

Вся власть Советам или правительству реформ? Демократия - это не власть большинства, а защита меньшинства. Альбер Камю Принципу демократии, то есть право большинства навязывать свое решение меньшинству, противостоят принципы либерализма, то есть естественное право

Из книги Дегтярев автора Нагаев Герман Данилович

ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ! Успех автомата Федорова принес Дегтяреву большую радость и в то же время заставил его опять задуматься над своим изобретением.«Неужели несколько лет тяжелой работы в невообразимо трудных условиях пропали даром? - размышлял он. - Неужели мой карабин

Из книги Артем автора Могилевский Борис Львович

«Вся власть Советам!» После ликвидации корниловского мятежа партия снова выдвинула лозунг «Вся власть Советам!». Временное правительство должно быть свергнуто, Советы должны стать единственной формой власти в стране. В Петрограде и в Москве, Екатеринбурге, Саратове,

Из книги Большевики приходят к власти автора Рабинович Александр

10 "Вся власть Советам!" В последние, критические августовские дни Ленин оставался на нелегальном положении в столице Финляндии Гельсингфорсе. В Финляндии, входившей в состав Российской Империи с 1809 года, стремление финнов обрести национальную самостоятельность

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Вся власть Советам? «Советы рождаются, не спрашивая разрешения у власти, как орган борьбы сначала экономической, затем политической, и нет другой организационной формы, способной отобрать власть у президентов и парламентов.Главный признак Советской власти - ее

Глава XII Власть: борьба за власть большевиков, власть армии, идея диктатуры

Из книги Крушение власти и армии. (Февраль – сентябрь 1917 г.) автора 27. «Вся власть советам!» «Вы…не допустите, чтобы власть ушла из ваших рук. Оттого вы не допустите доброй волей двух- или многопартийную парламентскую систему… реальных выборов, при которых вас могли бы не выбрать». (42) Поскольку класс партийных бюрократов не допустит Из книги 2008_46(594) автора Газета Дуэль

ПО СОВЕТАМ МВФ На презентации нового прогнозно-аналитического доклада МВФ руководитель профильного подразделения исследовательского департамента Фонда Йорг Декрессин по сути подтвердил, что Россия в состоянии содействовать стабилизации финансовых рынков на

Из книги Предвечный трибунал: убийство Советского Союза автора Кофанов Алексей Николаевич

Вся власть Советам Партия теряла рычаги управления, власть перемещалась в Верховный Совет СССР. Точнее, власть в демократическом понимании: как возможность поорать.В марте 1990-го III съезд народных депутатов проорал отмену шестой статьи Конституции. На весь мир гаркнул. И