Структура программы коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
  3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
  4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

Задачи программы

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2) .

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3) .

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю
. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Локалова Н.П
  • . 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  • Метусс Е.В., Литвина А.В
  • . и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  • Ястребова А.В
  • . Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.

    Мероприятия

    I . Организационная работа.

    Обследование уч-ся 1 класса и вновь прибывших уч-ся.

    Повторное обследование уч-ся 2-7 классов с указанием о речевых изменениях за летний период.

    Распределение детей по группам в зависимости от речевого дефекта и возраста.

    Наметить кандидатов для последующего зачисления в группы.

    Занести результаты обследования в речевые карты.

    Заполнить журнал посещаемости логопедических занятий.

    Заполнить журнал учёта детей с нарушениями речи.

    Составить расписание логопедических занятий.

    Завести для каждой группы тетрадь связи с учителем и воспитателями.

    Групповые занятия проводить в течении урока – 40 минут; индивидуальные занятия – 15-20 минут. Наполняемость группы в пределах 2-4 человек.

    Занятия с логопатами проводить во время уроков чтения и развития речи по согласованию с администрацией школы.

    Систематически обновлять материал стендов «Уголок логопеда», «В стране Читай – Игрании.»

    Провести логопедический утренник.

    Анализ коррекционной и методической работы по итогам года.

    II . Коррекционная работа.

    Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени.

    Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.

    III . Взаимосвязь со специалистами школы.

    Изучить анамнез в медицинских карточках и в личных делах вновь прибывших детей.

    Проанализировать результаты обследования детей педагогом-психологом.

    Ознакомить постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования.

    Индивидуализировать совместно с учителем систему письменных работ уч-ся по письму с учётом их дефекта.

    Заполнить в журнале листок здоровья в соответствии с рекомендациями медицинского работника.

    Учитывать физическое и психическое состояние детей во время занятий, физминуток, подвижных игр, логоритмики.

    Посещать уроки письма, чтения, развития речи и внеклассные мероприятия с целью контроля за речевым продвижением детей-логопатов.

    Консультировать педагогов школы. Помогать учителям и воспитателям в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей.

      Научно-методическая работа.

    Регулярно знакомится с новинками методической литературы по логопедии, материалом на интернет-сайтах.

    Начать изучение темы по самообразованию: «Использование ИКТ на логопедических занятиях».

    Сделать сообщение на МО учителей начальных классов «Использование мнемотаблиц на уроках чтения».

    Выступить на педсовете с докладом «Развитие познавательных способностей у детей с ОВЗ».

    Принять участие в вебинарах проекта «Инфоурок»:

    «Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС» 2ч.;

    «Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности» 2ч.

    Подготовить ребят 2-4 классов для принятия участия в Международной дистанционной олимпиаде по чтению и развитию речи «Осень 2016» на проекте «Инфоурок».

    В целях пропаганды логопедических и дефектологических знаний обновить материалы стенда «Социально-логопедическая служба».

    Размещать на своей странице школьного сайта и на персональном сайте проекта «Инфоурок» различную информацию из опыта работы для коллег, учителей-логопедов.

    V . Работа с родителями.

    Провести индивидуальные беседы с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия.

    Назначить день для консультаций.

    Выступить на родительском собрании с сообщением «Роль родителей в формировании правильного произношения».

    VI . Мероприятия по улучшению оборудования логопедического кабинета.

    Сделать косметический ремонт кабинета.

    Установить: логопедический стол для индивидуальных занятий над постановкой звуков; настенную сенсорную панель для развития мелкой моторики.

    Изготовить новый и обновить уже имеющийся наглядный материал и дидактические карточки.

    Пополнить методическую копилку новыми дидактическими играми, разработками, презентациями.

    Систематически пополнять новой методической литературой уголки «В помощь учителю, воспитателю, родителям» и «Методический уголок» в кабинете логопеда.

    Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.

    Задачи:

    1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся.
    2. Разработка и реализация рабочей программы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся, принятых на логопедические занятия.
    3. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей с СНР II –
    4. III уровня с учётом структуры дефекта.
    5. Разработка коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с ОВЗ по направлению «Оптимизации коррекционного процесса посредством компьютерных технологий» (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи II – III степени).
    6. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов.

    Приоритетные направления деятельности.

    • совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
    • структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне их;
    • систематизация учебно-методического материала.
    

    Мероприятия

    Сроки проведения

    Ответственный

    Результат

    I. Организация учебно–развивающей среды

    1. Подготовка кабинета к новому учебному году.

    Комович Е.В.

    Паспорт кабинета.

    2. Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии.

    В течение года.

    Комович Е.В.

    3. Подготовка наглядности для логопедических занятий по коррекции звукопроизношения.

    В течение года.

    Комович Е.В.

    4. Оформление общешкольного логопедического уголка и обновление материала для обучающихся школы.

    Один раз в четверть

    Комович Е.В.

    Фото стенда

    II. Диагностико–аналитическая деятельность.

    1. Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей.

    01.09 по 15.09, 15.05 по 31.05.

    Комович Е.В.

    Протоколы обследования.

    2. Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия.

    Комович Е.В.

    Речевые карты, журнал зачисления детей на логопедические занятия.

    3. Зачисление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи, в речевые группы с учетом возраста и речевого дефекта.

    Комович Е.В. (информация для ПМПК).

    Приказ по школе о зачислении детей на логопедические занятия.

    4. Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

    Комович Е.В.

    Расписание логопедических занятий согласованное с администрацией школы.

    5. Проведение мониторинга устной и письменной речи детей 1-7 классов.

    Комович Е.В.

    Диагностика.

    6. Оформление документации учителя-логопеда.

    Сентябрь, январь, май.

    Комович Е.В.

    Журнал учёта посещаемости занятий;
    - журнал учёта обучающихся с речевыми дефектами;
    - журнал динамического наблюдения;
    - индивидуальная речевая карта;
    - перспективные и поурочные планы;
    - циклограмма работы учителя – логопеда;
    - расписание логопедических занятий;
    - отчёт о работе логопеда (статистический) по полугодиям и анализ работы за год.

    7. Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде.

    В течение года

    Комович Е.В.

    Электронная база данных логопедической службы ОГОКУ СКШИ №28

    8. Анализ коррекционной работы.

    Декабрь,
    мая.

    Комович Е.В.

    Статистический и аналитический отчёт.

    III. Коррекционно – развивающая работа.

    1.Проведение фронтальных занятий согласно циклограмме рабочего времени.

    Комович Е.В.

    2. Проведение подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени.

    Комович Е.В.

    Поурочные планы, тетради обучающихся.

    3. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.

    Комович Е.В.

    Поурочные планы, тетради обучающихся.

    IV. Научно-методическая работа.

    1. Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей с ОВЗ по направлению «Оптимизация коррекционного процесса посредством компьютерных технологий» (для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи II – III уровня).

    В течение года

    Комович Е.В.

    Самообразование, разработки занятий, участие во всероссийском конкурсе «Открытый урок» на сайте «1 september», в номинации «презентация к уроку».

    2. Проведение групповых консультаций:
    а) Тематические консультации для учителей начальных классов на ШМО:
    - “Понятие, виды и причины дисграфии”; “Коррекция оптической (артикуляторно-акустической, акустической, Д. связанная с Н различных форм языкового анализа и синтеза, аграмматическая) дисграфии”.
    - Выпуск методических рекомендаций по теме для учителей начальных классов.

    Комович Е.В.

    Сообщение на ШМО учителей начальных классов, буклет по теме «Предупреждаем дисграфию»

    в) Тематические консультации для воспитателей младших групп (1 – 4 классов):
    - “Причины и степени речевых нарушений детей с недоразвитием интеллекта”;
    - “Значение и развитие мелкой моторики для коррекции речевых нарушений”.
    - Выпуск методических рекомендаций для воспитателей по теме.

    Комович Е.В.

    Сообщение на ШМО воспитателей начальных классов, буклет по теме «упражнения для каллиграфической минутки на уроках письма»

    3. Участие в МО учителей-логопедов г. Тулуна.

    В течение года

    Комович Е.В.

    Задания на ГМО, посещение занятий коллег.

    4. Участие в спец семинарах, педсоветах, ШМО в СКШИ №28.

    Согласно годового плана СКШИ №28

    5. Участие во всероссийском конкурсе открытый урок на сайте «1 September», выставление материалов на сайте «logoped».

    В течение года.

    Комович Е.В.

    Публикации, рецензии.

    6. Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и воспитателей:
    - тема…….
    - тема……

    По плану ШМО

    Комович Е.В.

    Самоанализ, анализ коллег.

    V. Взаимосвязь со специалистами ОУ.

    1. Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом.

    Сентябрь.

    2. Знакомство с обследованием учителя физкультуры и ЛФК состояния общей моторики вновь поступивших в школу детей.

    Сентябрь.

    Информация для индивидуальной речевой карты.

    3. Анализ результатов обследования всех специалистов школы и составление индивидуальных программ развития.

    Сентябрь.

    Индивидуальная программа коррекции и развития

    4. Ознакомление постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования.

    По плану школы.

    Комович Е.В.

    Сообщение на ПМПК в СКШИ №28

    5. Ознакомление педагогов школы с направлениями коррекционной работы на текущий учебный год.

    Сентябрь.

    Комович Е.В.

    Сообщение на диагностическом педсовете.

    6. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и психолога, логопеда и воспитателей, логопеда и учителей начальных классов.

    В течение года

    7. Посещение занятий:
    ? педагога – психолога;
    Цель: определить методы и приёмы по коррекции и развитию сенсорной и познавательной сфер детей, приемлемых на логопедических занятиях.

    Шевченко Т.В.

    Учителя физкультуры и ЛФК;
    Цель: сравнить уровень сформированности общих моторных навыков в сравнении с обучающимися не имеющими речевых дефектов.

    Купцов В.М.

    Обмен опытом, самообразование, мониторинг.

    Учителей начальных классов;

    Декабрь, январь

    Перегудова С.С.
    Ходзинская С.А.

    Обмен опытом, самообразование, мониторинг.

    Воспитателей;
    Цель: определить уровень автоматизации исправленных звуков в свободном общении.

    Февраль, март

    Обмен опытом, самообразование, мониторинг.

    8. Подготовка документации к ПМПк.

    В течение года

    Комович Е.В.

    VI. Работа с детьми с ОВЗ.

    1. Разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ. Проведение индивидуальных занятий по исправлению недостатков речи.

    В течение года

    Комович Е.В.

    2. Проведение консультационных мероприятий с педагогическими работниками для реализации программ по обучению детей с ОВЗ.

    В течение года

    Комович Е.В.

    3. Использование в работе с детьми логоритмических занятий, а также технологии моделирования и проигрывания сказок.

    В течение года

    Комович Е.В.