План индивидуальной работы логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.
Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:
1. Развитие артикуляционного аппарата:
Общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;
Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
2. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений.
3. Развитие общей, тонкой моторики.
4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация).
6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.
Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.
Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрослыми.
Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведения, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо заниматься только индивидуально.
Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.
Например: По результатам первичной диагностики скомплектованы 2 группы:
I подгруппа - дети 2-го года обучения;
II подгруппа - дети 1-го года обучения.
Возраст всех детей от 6 до 7 лет.
Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).
Напомним, что логопед в неделю проводит два тематических занятия:
Ознакомление с новой лексической темой;
Знакомство с новым звуком и буквой.
86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1
Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.
Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятельности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, проводит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруппы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в другой форме, создавая другие ситуации, используя другие игровые приемы.
Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.
Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая травка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев воробьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».
Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.
Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квартал. План обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совещании:
сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.
Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.
Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.
Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажиста и, конечно же, родителей.
Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом реализуемых программ (комплексной и коррекционной), результатов первичной диагностики детей, логопедического заключения, возраста и периода обучения.
Например: один из разделов перспективного планирования.
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического слогового анализа предложения).
Возраст: 6-7 лет.
Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ
Обследование фонематического восприятия (повтори, покажи).
Регевой материал:
па-ба ба-па том - дом
та-да да-то богка - погка
ка-га га-ка мишка - мышка
та-да-та да-та-да миска - мишка
ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки
Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:
Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].
Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?
Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?
Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?
Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.
Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].
Начальные навыки чтения и письма.
ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)
2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):
90_______________ _______________ I
3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.
Игры: «Путешествие в лес».
С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:
л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.
«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.
Символ: - А.
Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.
Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.
«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \
вает звуки: А У И.
Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.
4. Выделение гласного в нахале слова
(Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов
(мак, дом, !
лук, кит).
Игры: «Разберем картинки» (звук А).
«Найди ошибки у Незнайки».
Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.
Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.
5. Подбор слов на гласные звуки.
Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
6. Знакомство с понятием «согласные звуки».
Учить разли
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)
Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].
7. Выделение изугенных согласных звуков из слова
(начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)
____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92
8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила добрая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)
9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).
10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:
Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отбирать картинки, рисовать предметы, названия которых соответствуют схеме.
11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.
12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, мозаики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)
Раздел:
Материал подбирается на основе промежуточной диагностики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.
1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.
Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искажения, произношения звука.
2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).
92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________
Методика фонематического анализа:
Выделение звука на фоне слова;
Определение места звука с слове;
Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;
Определение последовательности звуков в слове;
Определение количества звуков в слове.
3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)
обознагатъ твердые со-
гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.
4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос
сворды, шарады).
Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):
КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА
ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ
Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей каждого ребенка.
5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести
1
понятия «слог», «слог как гасть слова».
Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:
а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.
МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.
б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по
нятием качества слогов.)
6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты
ми предлогами.
Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:
______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93
7. Знакомство с элементарными правилами правописания:
Раздельное написание слов в предложении;
Точка в конце предложения;
Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.
8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составлению слова из пройденных букв.
9. Обугение детей послоговому ътению слов.
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)
Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений.
1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.
2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.
Фоматический синтез:
Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом последовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);
Более сложный вариант произнесения звуков в нарушенной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).
3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.
4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.
5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости согласных на письме:
а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.
4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Таким образом логопед раскрывает все разделы перспективного планирования.
Данные варианты перспективного планирования не являются обязательными. Логопеды могут использовать эти материалы для написания собственного планирования.
* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герцена).
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.
Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
Планы индивидуальной
на 2016-2017 уч.год
группа «Петушок»
учителя-логопеда Костенко Н.В.
Фамилия, имя ребенка – В. Д.
Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Сентябрь- май |
|||
Развитие импрессивной речи: | Игры с предметами | Сентябрь- май |
|
Сентябрь-май |
|||
Серия картинок (от 2до 5) | Декабрь-май |
||
Дидактические игры: | Ноябрь – май |
||
Развивать мелкую моторику: | Пальчиковая гимнастика; Пазлы | Сентябрь- май |
|
Постановка речевого дыхания: | Дидактические игры: «Воздушный змей» Игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – Ф. М.
Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень
Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
|
Развитие импрессивной речи: Расширять объем понимания речи; Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми». | Демонстрационный материал по лексическим темам Игры с предметами | Сентябрь- май |
|
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Оформление логопедического альбома Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
|
Создавать предпосылки к развитию речи: Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; Формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок (от 2до 5) | Декабрь-май |
|
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Ноябрь – май |
|
Развивать мелкую моторику: | Пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» Пазлы | Сентябрь- май |
|
Постановка речевого дыхания: | Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» Игры с предметами | Сентябрь- ноябрь |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – В. Т.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень
Основные направления логокоррекционной работы | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие артикуляционной моторики: | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка». | Сентябрь- май |
|
Постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь Воспитание самоконтроля (родители, педагоги) | Сентябрь- май лр |
||
Развитие импрессивной речи: Расширять объем понимания речи; Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми». | Демонстрационный материал по лексическим темам Игры с предметами | Сентябрь- май |
|
Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Оформление логопедического альбома Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др. | Сентябрь-май |
|
Создавать предпосылки к развитию речи: Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений; Формировать умение правильно отвечать на вопросы | Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш». Серия картинок (от 2до 5) | Сентябрь-май |
|
Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи | Дидактические игры: «Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун» | Сентябрь – май |
|
Развивать мелкую моторику: | Пальчиковая гимнастика; - «Волшебные ниточки и клубочки» Пазлы | Сентябрь- май |
|
Постановка речевого дыхания: | Дидактические игры: «Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики» «Воздушный змей» Игры с предметами | Сентябрь - ноябрь |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – С. Ф.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.
Основные направления | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Сентябрь |
|||
Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков простого и сложного онтогенеза. Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Сентябрь-май Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май |
|||
Январь-май |
|||
Дидактические игры: | Сентябрь-май |
||
Сентябрь-ноябрь. Декабрь –май. |
|||
Сентябрь-май. |
|||
Формирование связной речи: | Сентябрь-май. Сентябрь-май Декабрь-май. |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – К. К.
Основные направления логокоррекционной работы и задачи | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие артикуляционной моторики. | Артикуляционные упражнения Самомассаж языка, губ. | Сентябрь |
|
Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков сложного онтогенеза: р,рь. Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Лопаточка», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Демонстрационный материал по лексическим темам. Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины». | Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май. |
|
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем. Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова. | Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова», Дидактическая игра «Делим слова на слоги». Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др. | Сентябрь-май |
|
Формирование грамматического строя речи: Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа; Предложного формы имени существительного; Согласование имен числительных с именами существительными; Согласование прилагательных с существительными; Знание и употребление пространственных предлогов | Дидактические игры: «Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год». Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений» | Сентябрь-май |
|
Развитие фонематическое восприятие Развивать слуховое внимание, память. Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением. Учить выделять согласный звук из конца слова. Определять поставленный звук в разных позициях. | Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун». | Сентябрь –май. |
|
Формирование мелкой и общей моторики: Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки. Развивать мелкую моторику рук. | Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д. Работа в рабочей тетради «Я буду писать правильно». | Сентябрь-май. |
|
Формирование связной речи: Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания. Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам. Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку». Дидактическое пособие «Рассказы в картинках» | Сентябрь-май. Сентябрь-май Ноябрь-май. |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – Г. Е.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНГЛ
Основные направления логокоррекционной работы и задачи | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие подвижности речевого аппарата. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка», | Сентябрь |
|
Формирование правильного звукопроизношения: Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома. Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины». | Сентябрь-май Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май |
|
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем. Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова. | Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова», Дидактическая игра «Делим слова на слоги». Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др. | Январь-май |
|
Формирование грамматического строя речи: Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа; Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа; Предложного формы имени существительного; Согласование имен числительных с именами существительными; Согласование прилагательных с существительными; Знание и употребление пространственных предлогов | Дидактические игры: «Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год». Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений» | Сентябрь-май |
|
Развитие фонематическое восприятие Развивать слуховое внимание, память. Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением. Учить выделять согласный звук из конца слова. Определять поставленный звук в разных позициях. | Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни» Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун». | Сентябрь-ноябрь. Декабрь –май. |
|
Формирование мелкой и общей моторики: Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки. Развивать мелкую моторику рук. | Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д. | Сентябрь-май. |
|
Формирование связной речи: Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам. Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку». Дидактическое пособие «Рассказы в картинках» | Сентябрь-май. Сентябрь-май Декабрь-май. |
План индивидуальной логокоррекционной
работы на 2016 – 2017 уч. год
Фамилия, имя ребенка – В. А.
Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь
Основные направления логокоррекционной работы и задачи | Формы, методы, приемы | Сроки |
|
Развитие подвижности речевого аппарата. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. | Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка», | Сентябрь |
|
Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков сложного онтогенеза. Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности Воспитание самоконтроля а) через внешний контроль со стороны взрослых (родители, педагоги) б) через использование сигналов обратной связи в) через систематическую работу Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь. | Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик». | Сентябрь-май |
|
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом | Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома. Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины». | Сентябрь-май Сентябрь-ноябрь Сентябрь-май |
|
Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем. Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова. | Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова», Дидактическая игра «Делим слова на слоги». Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др. | Январь-май |
|
Формирование грамматического строя речи: Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа; Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа; Предложного формы имени существительного; Согласование имен числительных с именами существительными; Согласование прилагательных с существительными; Знание и употребление пространственных предлогов | Дидактические игры: «Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год». Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений» | Сентябрь-май |
|
Развитие фонематическое восприятие Развивать слуховое внимание, память. Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением. Учить выделять согласный звук из конца слова. Определять поставленный звук в разных позициях. | Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни» Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун». | Сентябрь-ноябрь. Декабрь –май. |
|
Формирование мелкой и общей моторики: Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки. Развивать мелкую моторику рук. | Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д. | Сентябрь-май. |
|
Формирование связной речи: Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок. | Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам. Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку». Дидактическое пособие «Рассказы в картинках» | Сентябрь-май. Сентябрь-май Декабрь-май. |
Марина Фомина
Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте
Обследовав ребенка, мы заполняем речевую карту и протокол на каждого воспитанника логопедического пункта . Также составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка . Данный образец позволяет внести все необходимые данные по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Разработан для детей с ФН и ФФНР. Удобен в использовании, позволяет быстро увидеть всю необходимую информацию.
Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте
Учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Логопедическое заключение___
1. Развитие артикуляционной моторики :
Артикуляционная гимнастика___
Развитие речевого дыхания___
логопедический массаж___
2. Формирование правильного звукопроизношения :
Постановка звуков___
Автоматизация и введение в самостоятельную речь___
Дифференциация звуков___
3. Развитие фонематического восприятия___
4. Работа по коррекции слоговой структуры слова___
5. Работа над лексическим строем речи___
6. Работа над грамматическим строем речи___
7. Работа над связной речью___
8. Подготовка к обучению грамоте___
9. Развитие психических процессов___
10. Развитие мелкой моторики :
Пальчиковая гимнастика ___
Подготовка руки к письму___
Шнуровки, игры с предметами___
Ориентировка на листе бумаги___
Публикации по теме:
Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года. Ф. И. ребенка:.
Индивидуальный план работы воспитателя на 2015–2020 Индивидуальный план работы Воспитателя 2015-2020 год. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Белочка» поселка Октябрьский ЗМР РТ».
Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» комбинированного вида с татарским языком воспитания и.
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня 1. Ф. И. О. педагога – Яковлева Вера Александровна 2. Образование – Среднееспециальное. Бугульминское педагогическое училище. 3. Категория.
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога-психолога Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период педагога-психолога МКУ «Управление образования».
Индивидуальный план работы с ФФН ___ 1. Развитие артикуляционной моторики: Комплексная артикуляционная гимнастика.
Индивидуальный план коррекционной работы. Обучение пересказыванию детей предшкольного возраста Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на 20…. – 20…. учебный год Фамилия имя ребёнка: Дата рождения: Номер группы:.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.
В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год
Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Основные направления логокоррекционной работы |
Виды занятий |
Примечание |
|
Развитие артикуляционной моторики: Артикуляционные упражнения; Логопедический массаж; Самомассаж языка, губ |
Индивидуальные | ||
Формирование правильного звукопроизношения: | |||
Развитие фонематических процессов |
Индивидуальные, групповые | ||
Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы; Детеныши животных; продукты питания; Транспорт |
Групповые | ||
Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов |
Индивидуальные | ||
Совершенствование грамматического строя речи: Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; Согласование имен числительных с именами существительными; Употребление в речи несклоняемых существительных |
Индивидуальные, групповые | ||
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие вербального мышления |
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Планы индивидуальных занятий с ребенком
Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий
Фамилия, имя ребенка - Иванов С.
Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.
Результаты |
||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки». Самомассаж языка, губ: - «Накажем непослушный язычок»; - «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»; Артикуляционное упражнение «Расческа». Постановка звука [е] (смешанный способ). Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы») | ||
Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится». Проведение логопедом массажа языка, губ. Постановка звука [с] (смешанный способ). Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные |
В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).
Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.
Цели и задачи
Основные направления коррекционной работы
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.
1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по требность в них.
2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес кого восприятия в играх и специальных упражнениях.
3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
4. В процессе систематических тренировок овладение ком плексом пальчиковой гимнастики.
5. У крепление физического здоровья (консультации вра чей - узких специалистов, при необходимости медика ментозное лечение).
Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .
1. Массаж мышц:
Грудной клетки, шеи и рук;
Лица;
Губ;
Языка.
2.Развитие речевого дыхания.
4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.
5.Артикуляционная гимнастика.
Развитие фонематического слуха.
1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
Воспроизведение ритмического рисунка на слух.
2.Развитие фонематического восприятия.
Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
Составление условно графических схем.
Устранение дефектов звукопроизношения
1. Постановка звуков:
свистящие С, 3, Ц, С", 3";
шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;
Соноры Р, Р", Л, Л ".
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";
для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:
а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав томатизации в слогах.
По мере овладения произношением каждого слога он не медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан ным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;
Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;
6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
Преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.
Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.
Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
Пальчиковая гимнастика;
Упражнения для выработки свободных движений руки
Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
Работа с конструктором;
Работа с лекалами и трафаретами.
Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
Развитие зрительно-двигательных траекторий:
работа по зрительно- двигательным траекториям;
графические диктанты;
упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
рисование по точкам, пунктиру;
рисование орнаментов.
Развитие слухо – моторных координаций:
слуховые диктанты;
шифрованные диктанты;
работа по словесной инструкции.
Развитие зрительного восприятия.
Формирование целостности зрительного восприятия:
работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;
узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;
конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
Лабиринты.
Рисование орнаментов.
Зрительные и шифрованные диктанты.
Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.
Уточнение значений имеющихся слов.
Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
Расширение глагольного словаря.
Расширение словаря признаков:
Прилагательных;
Антонимов;
Синонимов.
Расширение словаря наречий.
Расширение словаря числительных.
Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.
Уточнение лексического значения различных предлогов.
Обогащение словаря по лексическим темам.
Обучение обобщения и классификации.
Обучение подбору родственных слов.
Развитие грамматического строя речи.
1. Обучение префиксальному способу словообразования.
2. Обучение суффиксальному способу словообразования.
Упражнение в согласовании:
существительного и прилагательного;
существительного и глагола.
Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.
Образование относительных и притяжательных прилагательных.
Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
Развитие связной речи.
Развитие навыков построения связного высказывания.
Програм мирование смысла и смысловой культуры высказывания.
Установление логики (связности, последовательности).
Точ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Отбор языковых средств, адекват ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.
Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.
Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
Формировать навык использования различных способов словообразования.
Уточнить лексические значения различных предлогов.
Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
Работа по предупреждению и преодолению дислексии.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.
Дифференциация звуков:
по твердости – мягкости;
по звонкости – глухости;
свистящих – шипящих.
Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.
Совершенствование грамматического строя речи.
Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии.
Упражнение в различении оптических сходных букв.
Работа по преодолению оптической дисграфии.
Совершенствование грамматического строя речи.
Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова.
Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации.
Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.
Развитие зрительной дифференциации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциации звуков).
Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.
Развитие фонематических дифференцировок в группе:
свистящих - шипящих;
аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Развитие и совершенствование психологических пред посылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе ние путей и средств достижения учебной цели);
контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качествен но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос тавление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готов ности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умения свободно владеть вербальными средствами об щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адек ватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват ным использованием усвоенной терминологии;
ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
применение инструкции (схемы) при подготовке развер нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
употребление усвоенной учебной терминологии в связ ных высказываниях;
обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
пояснение инструкции, учебной задачи с использовани ем новой терминологии;
развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
составление устных связных высказываний с элемента ми творчества (фантазии).
Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.