План индивидуальной работы логопед составляет ежеднев­но на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.

Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:

1. Развитие артикуляционного аппарата:

Общая и специальная артикуляционная гимнастика, на­правленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;

Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).

2. Развитие физиологического дыхания с помощью специ­альных упражнений.

3. Развитие общей, тонкой моторики.

4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, инто­нация).

6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.


Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.

Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрос­лыми.

Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведе­ния, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо за­ниматься только индивидуально.

Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.

Например: По результатам первичной диагностики скомп­лектованы 2 группы:

I подгруппа - дети 2-го года обучения;

II подгруппа - дети 1-го года обучения.

Возраст всех детей от 6 до 7 лет.

Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).

Напомним, что логопед в неделю проводит два тематиче­ских занятия:

Ознакомление с новой лексической темой;

Знакомство с новым звуком и буквой.



86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1

Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.

Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятель­ности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, прово­дит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруп­пы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в дру­гой форме, создавая другие ситуации, используя другие игро­вые приемы.



Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.

Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая трав­ка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев во­робьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».

Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.


Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квар­тал. План обсуждается и утверждается на медико-педагоги­ческом совещании:

сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.

Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образова­тельном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.

Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд раз­делов не только коррекционно-логопедической направленно­сти. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успеш­ное преодоление речевого дефекта возможно только при ус­ловии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руко­водителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажис­та и, конечно же, родителей.

Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом ре­ализуемых программ (комплексной и коррекционной), резуль­татов первичной диагностики детей, логопедического заклю­чения, возраста и периода обучения.



Например: один из разделов перспективного планирования.

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений (фонематического слогового анализа предложения).

Возраст: 6-7 лет.

Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ

Обследование фонематического восприятия (повтори, по­кажи).

Регевой материал:

па-ба ба-па том - дом

та-да да-то богка - погка

ка-га га-ка мишка - мышка

та-да-та да-та-да миска - мишка

ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки

Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:

Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?

Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?

Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.

Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].

Начальные навыки чтения и письма.

ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)

2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):


90_______________ _______________ I

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.

Игры: «Путешествие в лес».

С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:

л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.

«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.

Символ: - А.

Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.

Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.

«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \

вает звуки: А У И.

Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.

4. Выделение гласного в нахале слова (Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов (мак, дом, !
лук, кит).

Игры: «Разберем картинки» (звук А).

«Найди ошибки у Незнайки».

Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.

Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.

5. Подбор слов на гласные звуки.

Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

6. Знакомство с понятием «согласные звуки». Учить разли­
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про­
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)

Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].

7. Выделение изугенных согласных звуков из слова (начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)


____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92

8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила доб­рая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)

9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).

10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:

Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отби­рать картинки, рисовать предметы, названия которых соот­ветствуют схеме.

11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, моза­ики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)

Раздел:

Материал подбирается на основе промежуточной диагнос­тики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.

1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искаже­ния, произношения звука.

2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).


92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________

Методика фонематического анализа:

Выделение звука на фоне слова;

Определение места звука с слове;

Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;

Определение последовательности звуков в слове;

Определение количества звуков в слове.

3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)

обознагатъ твердые со-

гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.

4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос­
сворды, шарады).

Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):

КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА

ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ

Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных осо­бенностей развития и возможностей каждого ребенка.

5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести 1
понятия «слог», «слог как гасть слова».

Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:

а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.

МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.

б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по­
нятием качества слогов.)

6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты­
ми предлогами.

Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:


______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93

7. Знакомство с элементарными правилами правописания:

Раздельное написание слов в предложении;

Точка в конце предложения;

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составле­нию слова из пройденных букв.

9. Обугение детей послоговому ътению слов.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений.

1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.

Фоматический синтез:

Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом пос­ледовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);

Более сложный вариант произнесения звуков в нарушен­ной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).

3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости со­гласных на письме:

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);

б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.



4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Таким образом логопед раскрывает все разделы перспек­тивного планирования.

Данные варианты перспективного планирования не явля­ются обязательными. Логопеды могут использовать эти мате­риалы для написания собственного планирования.


* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методи­ческих рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герце­на).


В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуров­невое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.

Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень наруше­ния (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в про­цессе его или после того, как речь уже сформирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими лично­стными отклонениями сопровождается то или иное речевое на­рушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

Планы индивидуальной

логокоррекционной работы

на 2016-2017 уч.год

группа «Петушок»

учителя-логопеда Костенко Н.В.

Фамилия, имя ребенка – В. Д.

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Сентябрь- май

Развитие импрессивной речи:

Игры с предметами

Сентябрь- май

Сентябрь-май

Серия картинок

(от 2до 5)

Декабрь-май

Дидактические игры:

Ноябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Ф. М.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровень

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

Развитие импрессивной речи:

Расширять объем понимания речи;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Демонстрационный материал по лексическим темам

Игры с предметами

Сентябрь- май

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Оформление логопедического альбома

Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

Создавать предпосылки к развитию речи:

Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

Формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

(от 2до 5)

Декабрь-май

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Ноябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь- ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. Т.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровень

Основные направления

логокоррекционной работы

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики:

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Щетка».

Сентябрь- май

Постановка звуков сложного онтогенеза: с,сь,з,зь,ш,ж,ч,щ,л,ль,р,рь

Воспитание самоконтроля

(родители, педагоги)

Сентябрь- май лр

Развитие импрессивной речи:

Расширять объем понимания речи;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Демонстрационный материал по лексическим темам

Игры с предметами

Сентябрь- май

Обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Оформление логопедического альбома

Дидактические игры: «Три картинки», «Мир вокрук нас», «Развивающие лото», «Кто чей малыш» и др.

Сентябрь-май

Создавать предпосылки к развитию речи:

Формирование языковых способностей, вызывая подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений;

Формировать умение правильно отвечать на вопросы

Дидактические игры: «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы», «Машина», «Пирамида»,«Расскажи сказку», «Кто как кричит», «Чей малыш».

Серия картинок

(от 2до 5)

Сентябрь-май

Постановка и развитие тембро-ритмической организации речи

Дидактические игры:

«Мозаика», «Дом», «Муравей», «Самолетик», «Клоун»

Сентябрь – май

Развивать мелкую моторику:

Пальчиковая гимнастика;

- «Волшебные ниточки и клубочки»

Пазлы

Сентябрь- май

Постановка речевого дыхания:

Дидактические игры:

«Ветерок», «Кораблики», «Одуванчики»

«Воздушный змей»

Игры с предметами

Сентябрь - ноябрь

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – С. Ф.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНгл.

Основные направления

Формы, методы, приемы

Сроки

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков простого и сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Январь-май

Дидактические игры:

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – К. К.

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционные упражнения

Самомассаж языка, губ.

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков сложного онтогенеза: р,рь.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Лопаточка», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май.

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Сентябрь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Работа в рабочей тетради «Я буду писать правильно».

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания.

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Ноябрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – Г. Е.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь на фоне СНГЛ

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Январь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.

План индивидуальной логокоррекционной

работы на 2016 – 2017 уч. год

Фамилия, имя ребенка – В. А.

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровнь

Основные направления

логокоррекционной работы и задачи

Формы, методы, приемы

Сроки

Развитие подвижности речевого аппарата.

Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики: «Худяк», «Толстяк», «Окошечко», Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Трубочка»,

Сентябрь

Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка звуков сложного онтогенеза.

Автоматизация поставленных звуков в строгой последовательности

Воспитание самоконтроля

а) через внешний контроль со стороны взрослых

(родители, педагоги)

б) через использование сигналов обратной связи

в) через систематическую работу

Введение поставленных и автоматизированных звуков в спонтанную речь.

Артикуляционные упражнения: Чередование «Заборчик»-«Трубочка», «Лопаточка», «Язычок перешагивает зубы», «Кто дальше загонит мяч», «Чашечка», «Качели», «Пароход», «Фокус», «Парус», «Заведи моторчик».

Сентябрь-май

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам в соответствии с перспективным планом

Демонстрационный материал по лексическим темам. Оформление логопедического альбома.

Дидактические игры: «Мир вокруг нас», «В саду, в поле, в огороде», «Чей малыш», «Чей домик», «Животные и птицы. Как говорят и что едят». «Уютный домик», «Три картинки», «Круглый год», «Осень, зима,весна,лето»,»Развивающее лото», «Знают все профессии», «Четвертый лишний», «Противоположности», «Умные машины».

Сентябрь-май

Сентябрь-ноябрь

Сентябрь-май

Работа над слоговой структурой слов. Проведение работы по делению слов и выделению ударного слога

Определение количества слогов в слове, составление слоговых схем.

Анализ слов: обратный прямой, со стечением согласных

Проговаривание и чтение слогов со стечением согласных и включение этих слогов в состав слова.

Дидактическое пособие «Преодоление слоговой структуры слова»,

Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Различные упражнения типа «Запомни - повтори», «Скажи - повтори» и др.

Январь-май

Формирование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных именительного падежа единственного и множественного числа;

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Употребление имен существительных дательного падежа единственного и множественного числа;

Предложного формы имени существительного;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Согласование прилагательных с существительными;

Знание и употребление пространственных предлогов

Дидактические игры:

«Автобус для зверят», «Счет 1,2,3…», «Веселая геометрия», «Найди по описанию», «Посади огород», «Один-много», «Большой-маленький», «Чей малыш», «Что из чего» , «Круглый год».

Дидактическое пособия: «Развиваем речь», «Большая книга упражнений»

Сентябрь-май

Развитие фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание, память.

Учить выделять согласный звук из начала слова под ударением.

Учить выделять согласный звук из конца слова.

Определять поставленный звук в разных позициях.

Речевые игры: «Поймай звук», «Хлопни – топни»

Дидактическая игры: «Логопедическое лото», «Кот –охотник», «Лиса и колобок», «Пес – шалун».

Сентябрь-ноябрь.

Декабрь –май.

Формирование мелкой и общей моторики:

Учить правильно держать карандаш, регулировать нажим карандаша и ручки.

Развивать мелкую моторику рук.

Различные упражнения на профилактику дизграфии («Почини букву», «Вылепи букву», «Допиши букву», «Сложи букву» и т.д.

Сентябрь-май.

Формирование связной речи:

Учить объединять простые предложения в короткий рассказ. Составлять элементарные рассказы – описания(с опорой на схему

Обучать умению составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Составление рассказов «Мой любимый овощ, фрукт, игрушка» и далее по лексическим темам.

Дидактические игры: «Истории в картинках», «Сказки для маленьких», «Расскажи сказку».

Дидактическое пособие «Рассказы в картинках»

Сентябрь-май.

Сентябрь-май

Декабрь-май.


Марина Фомина
Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте

Обследовав ребенка, мы заполняем речевую карту и протокол на каждого воспитанника логопедического пункта . Также составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка . Данный образец позволяет внести все необходимые данные по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Разработан для детей с ФН и ФФНР. Удобен в использовании, позволяет быстро увидеть всю необходимую информацию.

Индивидуальный план коррекционной работы на логопедическом пункте

Учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___

Логопедическое заключение___

1. Развитие артикуляционной моторики :

Артикуляционная гимнастика___

Развитие речевого дыхания___

логопедический массаж___

2. Формирование правильного звукопроизношения :

Постановка звуков___

Автоматизация и введение в самостоятельную речь___

Дифференциация звуков___

3. Развитие фонематического восприятия___

4. Работа по коррекции слоговой структуры слова___

5. Работа над лексическим строем речи___

6. Работа над грамматическим строем речи___

7. Работа над связной речью___

8. Подготовка к обучению грамоте___

9. Развитие психических процессов___

10. Развитие мелкой моторики :

Пальчиковая гимнастика ___

Подготовка руки к письму___

Шнуровки, игры с предметами___

Ориентировка на листе бумаги___

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года. Ф. И. ребенка:.

Индивидуальный план работы воспитателя на 2015–2020 Индивидуальный план работы Воспитателя 2015-2020 год. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Белочка» поселка Октябрьский ЗМР РТ».

Индивидуальный план работы педагога в межаттестационный период на пять лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» комбинированного вида с татарским языком воспитания и.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня 1. Ф. И. О. педагога – Яковлева Вера Александровна 2. Образование – Среднееспециальное. Бугульминское педагогическое училище. 3. Категория.

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога-психолога Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период педагога-психолога МКУ «Управление образования».

Индивидуальный план работы с ФФН ___ 1. Развитие артикуляционной моторики: Комплексная артикуляционная гимнастика.

Индивидуальный план коррекционной работы. Обучение пересказыванию детей предшкольного возраста Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на 20…. – 20…. учебный год Фамилия имя ребёнка: Дата рождения: Номер группы:.

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления кор-рекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

План индивидуальной логокоррекционной работы на 200_/00__ уч. Год

Фамилия, имя ребенка - Иванов С. Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

Развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционные упражнения;

Логопедический массаж;

Самомассаж языка, губ

Индивидуальные

Формирование правильного звукопроизношения:

Развитие фонематических процессов

Индивидуальные, групповые

Уточнение, обогащение словаря по темам: грибы;

Детеныши животных; продукты питания;

Транспорт

Групповые

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

Индивидуальные

Совершенствование грамматического строя речи:

Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

Согласование имен числительных с именами существительными;

Употребление в речи несклоняемых существительных

Индивидуальные, групповые

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

Развитие вербального мышления

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Планы индивидуальных занятий с ребенком

Основная задача индивидуальных логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Примерная запись плана индивидуальных логопедических занятий

Фамилия, имя ребенка - Иванов С.

Логопедическое заключение: ФФН, минимальные проявления дизартрии.

Результаты

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лонаiочка», «Почистим нижние зубки».

Самомассаж языка, губ:

- «Накажем непослушный язычок»;

- «Покусаем верхнюю и нижнюю губы»;

Артикуляционное упражнение «Расческа».

Постановка звука [е] (смешанный способ).

Игра «Что изменилось?» (Тема «Грибы»)

Выполнение артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков: «Заборчик», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Киска сердится».

Проведение логопедом массажа языка, губ.

Постановка звука [с] (смешанный способ).

Классификация картинного материала (Тема «Грибы») по признаку: съедобные, несъедобные

В графе «Результаты» логопед оценивает деятельность ребенка после выполнения каждого вида заданий условными обозначениями («+», «--») или короткой фразой (не получается, затрудняется).

Перспективный план индивидуальной логопедической работы с_____________________________________________ на 20____- 20____ учебный год.

Цели и задачи

Основные направления коррекционной работы

Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже по­ требность в них.

2. Р азвитие слухового внимания, памяти, фонематичес­ кого восприятия в играх и специальных упражнениях.

3. Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

4. В процессе систематических тренировок овладение ком­ плексом пальчиковой гимнастики.

5. У крепление физического здоровья (консультации вра­ чей - узких специалистов, при необходимости медика­ ментозное лечение).

Формирование и развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса .

1. Массаж мышц:

2.Развитие речевого дыхания.

4.Развитие кинетических и кинестетических ощущений от артикуляционных укладов.

5.Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического слуха.

1.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

  • Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

    Воспроизведение ритмического рисунка на слух.

2.Развитие фонематического восприятия.

    Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

    Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

3.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.

4. Последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

    Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

    Составление условно графических схем.

Устранение дефектов звукопроизношения

1. Постановка звуков:

свистящие С, 3, Ц, С", 3";

шипящие Ш, Ж; шипящие Ч, Щ;

Соноры Р, Р", Л, Л ".

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих : "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Жело­ бок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус";

для шипящих : "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки";

для Р, Р" : "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки:

а) С, 3, Ш, Ж, С", 3", Л" автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р" можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам ав­ томатизации в слогах.

По мере овладения произношением каждого слога он не­ медленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рас­ сказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с дан­ ным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-3, С-С", С-Ц, С-Ш; Ж 3, Ж Ш; Ч-С", Ч-Т", Ч-Щ;

Щ-С", Щ-Т", Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Р", Р"-Л", Р"-Й, Л"-Л;

6 . Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогичес­кой речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экс­курсиях, труде...).

Преодоление нарушений слоговой структуры слова.

  1. Формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственной ориентации.

    Формирование понятия последовательности звуко-слогового ряда.

    Формирование понятия последовательности звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

5. Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических и каллиграфических навыков.

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

    • Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для выработки свободных движений руки

    Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;

    Работа с конструктором;

    Работа с лекалами и трафаретами.

Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

    Развитие зрительно-двигательных траекторий:

    работа по зрительно- двигательным траекториям;

    графические диктанты;

    упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;

    рисование по точкам, пунктиру;

    рисование орнаментов.

    Развитие слухо – моторных координаций:

    слуховые диктанты;

    шифрованные диктанты;

    работа по словесной инструкции.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Формирование целостности зрительного восприятия:

    • работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр;

      узнавание знакомых предметов, изображений букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе;

      восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу;

      конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

  2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.

    Лабиринты.

    Рисование орнаментов.

    Зрительные и шифрованные диктанты.

Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря.

  1. Уточнение значений имеющихся слов.

    Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

    Расширение глагольного словаря.

    Расширение словаря признаков:

    • Прилагательных;

      Антонимов;

      Синонимов.

  2. Расширение словаря наречий.

    Расширение словаря числительных.

    Расширение словаря местоимений и служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц.

    Уточнение лексического значения различных предлогов.

    Обогащение словаря по лексическим темам.

    Обучение обобщения и классификации.

    Обучение подбору родственных слов.

Развитие грамматического строя речи.

1. Обучение префиксальному способу словообразования.

2. Обучение суффиксальному способу словообразования.

  1. Упражнение в согласовании:

    • существительного и прилагательного;

      существительного и глагола.

  2. Образование родительного падежа множественного числа имени существительного.

    Образование относительных и притяжательных прилагательных.

    Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

Развитие связной речи.

  1. Развитие навыков построения связного высказывания.

    Програм­ мирование смысла и смысловой культуры высказывания.

    Установление логики (связности, последовательности).

    Точ­ ное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

    Отбор языковых средств, адекват­ ных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно - временные связи.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи.

  1. Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

    Продолжать обогащение словар­ного запаса путем накопления но­вых слов, относящихся к различ­ным частям речи.

    Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

    Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью приставок.

    Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение об­разовывать новые слова с помощью суффиксов.

    Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.

    Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.

    Формировать навык использова­ния различных способов словооб­разования.

    Уточнить лексические значения различных предлогов.

    Формировать (закреплять) уме­ние согласовывать слова в слово­сочетаниях, предложениях, моде­лях различных синтаксических конструкций.

    Формировать навыки: програм­мирования смысла и смысловой структуры высказывания; уста­новления логики (связности, по­следовательности) изложения.

    Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концеп­ции, для построения высказыва­ния в тех или иных целях обще­ния (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Работа по предупреждению и преодолению дислексии.

  1. Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых (или дефектно произносимых) в собственной речи.

    Дифференциация звуков:

    по твердости – мягкости;

    по звонкости – глухости;

    свистящих – шипящих.

    Совершенствование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    Развитие навыков сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

    Закрепление знаний по обозначению мягкости согласных гласными буквами на письме.

    Совершенствование грамматического строя речи.

    Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание, предупреждение кинетической дисграфии.

    Работа по преодолению аграмматической дисграфии.

    Упражнение в различении оптических сходных букв.

    Работа по преодолению оптической дисграфии.

    Совершенствование грамматического строя речи.

Работа по предупреждению и преодолению дисграфии.

  1. Развитие речевого анализа и син­теза на уровне текста, предложения, слова.

    Развитие фонематического вос­приятия, представлений, диффе­ренциации.

    Развитие фонематических пред­ставлений, звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов.

    Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных.

    Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв. (Сначала провести работу по фонематической дифференциа­ции звуков).

    Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.

    Развитие фонематических дифференцировок в группе:

    свистящих - шипящих;

    аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Развитие и совершенствование психологических пред­ посылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

    наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    способности к запоминанию;

    способности к переключению;

    навыков и приемов самоконтроля;

    познавательной активности;

    произвольности общения и поведения.

Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учеб­ ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе­ ние путей и средств достижения учебной цели);

    контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­ тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­ но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос­ тавление и т.д.);

    применение знаний в новых ситуациях;

    анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ ности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    умения свободно владеть вербальными средствами об­ щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­ точенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адек­ ватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ ватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекват­ ным использованием усвоенной терминологии;

    ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    применение инструкции (схемы) при подготовке развер­ нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    употребление усвоенной учебной терминологии в связ­ ных высказываниях;

    обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ ем новой терминологии;

    развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    проведение дифференцированного опроса и оценка от ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    составление устных связных высказываний с элемента­ ми творчества (фантазии).

Предупреждение и преодоление трудностей в усвоении общеобразовательной программы.