Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема: В поисках буквы М

Цель: обучение различению и правильному произношению звука М

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • закрепить понятие о механизме образования звука [М]
  • закрепить различение изученных букв и звуков
  • формировать навыки словообразования и словоизменения

коррекционно-развивающие

  • автоматизировать у детей звук [М] в слогах, в словах и предложениях
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы
  • развивать фонематический слух и восприятие
  • развивать звукобуквенный анализ
  • уточнять и расширять словарь
  • развивать внимание и память

коррекционно - воспитательные

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью
  • воспитывать у детей наблюдательность

Образовательная область: Коммуникация (интеграция)

Вид деятельности : развитие речи

Оборудование: буквы на доске, картинки к загадкам, конверт, стрелочки, плакат с зашифрованными буквами, разрезные буквы, плакат солнце, буквы, картинки.

Ход занятия

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Доброе утро! Птицы запели!

Добрые люди, вставайте с постели.

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнитесь мне и друг другу.

Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей. Поприветствуйте гостей кивком головы.

Давайте покажем нашим гостям, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем.

Что такое буква? (Это то, что мы пишем и видим)

А, что такое звук? (То, что мы слышим)

Какие звуки синего и красного цвета мы знаем?

Красные это, какие звуки- одним словом? (Гласные)

Давайте назовем их. (А,У,О,И,Ы,Э)

Почему они гласные? (Мы их поем)

А синего цвета, какие звуки мы обозначаем? (Согласные)

Назовите их. (П,Т,К,Х)

Ребята, а ведь согласные звуки мы еще обозначаем зеленым цветом, почему, что означает зеленый цвет? (Мягкость согласного звука)

Назовите мягкие пары звукам: ПЬ, ТЬ, КЬ, ХЬ

А теперь отгадайте загадки:

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос . (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает.

кружок.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Зверь забавный, сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Медведь)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

(Логопед выставляет картинки на доску)

Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?

(С буквой и звуком [ М] )

А, как вы догадались? (Первый звук – [М] в словах)

Молодцы!

М – нам губы звук смыкает!

Если нет – тогда… молчанье!

Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Д.: Да.

Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: Нет, не можем.

Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Д.: Согласный.

А какая мягкая пара этого звука? (МЬ)

Придумайте слова с мягким зв МЬ.

А обозначаются звуки М, МЬ – буквой ….

- Ребята, это вредная Шапокляк решила нас проверить сможем ли мы найти букву и показать, что мы знаем и умеем. Покажем? (Покажем)

Логопед находит конверт. В конверте инструкция прохождения испытаний.

Физкультминутка. Раз, два!
Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)

Идите по стрелочкам

1 испытание: Найдите знакомые буквы (плакат с наложенными буквами друг на друга)

2. Соберите знакомые буквы (разрезанные картонные буквы)

3. Составьте и прочитайте слоги (работа в кассах)

4. Звукобуквенный анализ слов – мак, кит, мука

5. Отремонтируйте предложения (картинки) :

Кушать, Мишка, мед.

Катать, на машина, Маша.

- Ребята, посмотрите, вот нашлась наша буква (ЭМ), какие вы молодцы, вы справились со всеми испытаниями.

Давайте посмотрим, на что похожа буква М?

(ответы детей)

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Теперь давайте заштрихуем букву М.

Благодарность за работу (подарочки)


Тема: буквы Я, я в начале слога (закрепление).

Цели:

    Закрепить знания о букве Я;

    совершенствовать навык чтения слов и предложений;

    упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в подборе родственных слов;

    познакомить с многозначностью слова язык;

    развивать мышление.

Оборудование: карандаши, «Чудо – яблоня», «чёрный ящик», яблоки, буквы – половинки, картинка « Яки».

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Логопед:

Узнайте букву по её половинке.

На наборное полотно выставлены изученные буквы по количеству детей. Половина букв закрыта, последняя из букв – Я. Дети по цепочке называют буквы, педагог открывает их.

Ребята, в каком домике живёт буква Я? Почему? Назовите слова с буквой Я.

II . Закрепление буквы Я. Игра «Чёрный ящик».

Логопед:

- В ящике лежит предмет. Узнай его по описанию.

Это фрукт, круглое, гладкое, красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.

Логопед:

- Верно! Молодцы! Достаёт яблоко из ящика.

А вот «чудо – яблоня». На ней яблоки непростые. Чтобы снять яблоко с дерева, надо выполнить задание.

Задание №1

- Рассмотрите и назовите картинки.

Разделите слова на слоги. Подберите слоговую схему к каждому слову.

Какая буква Я: гласная или согласная? Почему?

Педагог снимает с «чудо – яблони» одно яблоко.

Задание №2 . Чтение предложений.

- Прочитайте предложение.

Посчитайте, сколько слов в предложении?

Подчеркните слово Я .

Молодцы! Педагог снимает с «чудо – яблони» второе яблоко.

Задание №3. Кто самый внимательный?

Прослушайте стихотворение « Ай да Я!..» А.Шибаева.
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я.
Я не только буква «Я» -
БУКВА,
СЛОГ
И Слово!
- Чем гордится буква Я?

Молодцы! Внимательно прослушали стих. Снимаем с нашей яблони третий фрукт.

III. Ребусы.

Задание №4.

Логопед:

    Если по букве написана другая буква. То они читаются с помощью предлога по (по – я- с – пояс).

    К какой букве подошла буква Я? (к И).

Ребята, соедините эти буквы предлогом к. Какое слова получилось?

Демонстрируется картинка « Яки», сопровождаемая рассказом.

Як – это могучий бык, живёт в горах. О яке часто говорят - «бык в юбке». «Юбкой» называют густую длинную шерсть, которая свисает с тела. Шерсть не даёт мёрзнуть, когда як лежит на снегу. На яках перевозят грузы по узким горным тропам.

Борис Заходер написал стихотворение об этом удивительном животном.
С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он - большой добряк:
Говорят,

На нём в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

    Если под буквами стоят цифры, то буквы читаются в порядке, указанном цифрами (язык).

Слово одно, а значений у слова ЯЗЫК несколько:

    язык у нас во рту;

    язычок – у ботинка;

    язык у колокола;

    языки пламени у костра.

Языком называют и речь какого – либо народа. Часто говорят: «Прикуси язык». Что это значит? А «распускать язык»?

Молодцы! Отгадали все ребусы. Снимаем с нашей яблони четвёртое яблоко.

IV . Разгадай кроссворд « Буква Я». Задание №5.

    На них садится курица, чтобы вывести цыплят.

    Месяц года.

    Подвижное животное, у которого может отрасти отброшенный хвост.

    Детский сад для самых маленьких детишек.

    Приспособление, удерживающее судно на месте.

    Плоды смородины, малины, земляники.

    Легкое судно для морских прогулок.

    Выкопанное углубление в земле.

    Тяжелый круглый снаряд для пушки.

Молодцы! Справились с заданием. Снимаем с нашей яблони пятое яблоко.

V . Физминутка « Вот так яблоко».

Дети имитируют движения.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

Трудно яблочко достать.

Подпрыгну, руку протяну,

Быстро яблоко сорву!

И в корзину положу.

Вот так яблоко!

VI . Формирование лексико – грамматического строя речи.

Задание №6.

    Образование родственных слов.

Чтобы вырастить яблоко, садовод посадил саженец - маленькую… (яблоньку)

Три года он с любовью ухаживал за яблонькой. Наконец выросли на ней маленькие… (яблочки)

Яблонька росла, набиралась силы и стала большой, ветвистой… (яблоней)

Садовод посадил целый сад яблонь. Какой у садовода сад? (яблоневый)

Каждый год он снимал большой урожай яблок и готовил из них сок. Какой сок? (яблочный)

    Рассмотрите дерево родственных слов у слова яблоко. Назовите слова – родственники у слова «яблоко».

    Чтение предложений и дополнение их словами, родственными слову яблоко.

Снимаем с нашей яблони шестое яблоко.

    Образование притяжательных прилагательных.

Задание №7.

    « Угадай, чья голова? Чей хвост? Чья лапа?»

Ребята, звери захотели поиграть с нами в прятки, они спрятались, но видно только хвост, голову или лапу. Нужно назвать, чья голова? Чей хвост? Чья лапа?»

Голова зайца -

Лапа медведя-

Хвост белки-

Голова льва-

Молодцы! Снимаем с яблони последнее яблоко.

VI I . Итог занятия.

На последнем яблоке написано слово СЮРПРИЗ.

Дети получают угощение – яблоки.

Лексические

  • активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
  • уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
  • повторение значения сигналов светофора;
  • актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.

Грамматические

  • развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

2. Коррекционно — развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности детей;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие у детей смекалки и сообразительности;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).

3. Воспитательные:

воспитание самостоятельности и активность на занятии.

Оборудование:

  • демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
  • круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
  • грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
  • плакат с изображением составных частей грузовой машины;
  • фломастеры.

Лексический материал:

Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.

Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.

Время занятия – 30 минут

Ход занятия:

I. Организационный момент

Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).

Логопед: Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети: Машины, транспорт.

Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.

II. Основная часть

Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»

Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.

Логопед: На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети: Наземный, воздушный, водный и подземный.

Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.

Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.

Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!

Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).

Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.

Физкультминутка «Машина»

Цель: Упражнять в координации речи и движения.

Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.

Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)

Логопед: Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети: Он перевозит людей и грузы.

Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!

Специальная техника:

ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина

Сигналы светофора

Логопед: Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед: Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.

Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)

А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)

III. Итог

Логопед: О чем мы говорили сегодня?
Дети: О наземном транспорте.

Логопед: На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети: На пассажирский, грузовой и специальный.

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Тема занятия : Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.

Цель : различение категориальных значений рода имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.В. Михеева, учитель-логопед

КОУ «Нефтеюганская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ» г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ

Тема занятия : Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.

Цель : различение категориальных значений рода имён существительных.

Образовательная задача : закреплять умение согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными.

Коррекционно – развивающая задача : обогащать словарный запас через узнавание новых слов, развивать и корректировать слуховую память, мышление через упражнения в подборе пар слов, отгадывание загадок, совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через упражнение на определенное движение в соответствии с заданным словом.

Воспитательная задача: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; самоконтроль.

Этапы занятия

Виды заданий

Деятельность специалиста

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Организационный

И.п. – о.с.

1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;

3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Проговаривает инструкцию

Выполняют упражнения.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Актуализация знаний, постановка задач занятия

Посмотрите на картинки. Назовите только те, про которые можно сказать она «моя». К какой части речи они относятся? Какого они рода? Назовите окончания? К этим картинкам мы подобрали слово «моя». А какое слово можно подобрать к оставшейся картинке? К какой части речи относится эта картинка? Какого рода? Назовите тему занятия сегодня?

Предлагает назвать картинки и выполнить задание

Называют картинки. Отвечают на вопросы, формулируют тему занятия.

Сформулировать цель занятия. Развитие зрительного восприятия; умения согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными

Для чего нам нужно изучать эту тему?

Задаёт вопрос

Чтобы уметь различать женский и средний род существительных, правильно писать и читать.

Формирование положительной мотивации и интереса к логопедическим занятиям.

Формирование новых знаний, первичная проверка усвоения

Какая картинка лишняя? Почему? Посмотрите что это? (картинка МАНГО), объяснение значения слова- это тропический фрукт со сладким вкусом, с кожурой в красных, жёлтых и зелёных тонах. Мякоть жёлтого или оранжевого цвета. Растет в Индии, Китае, Тайланде.

Объясняет значение нового слова, задаёт вопросы.

Запоминают слово, отвечают на вопросы.

Обогащение словаря.

Что же нам помогает определить род существительных? (Посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники.)

На доске появляется таблица – род имен существительных.

Показывает таблицу, задаёт вопросы.

Рассматривают таблицу, приводят свои примеры, отвечают на вопросы.

Развитие мыслительных операций.

Игра «Пары слов».

Я буду называть к данным картинкам пару (картинки висят на доске). Ваша задача - запомнить вторые слова из пары. (Морковь-грядка, капуста-пирог, тыква-каша, яблоко-дерево, свёкла-борщ).

Проверка: логопед называет первое слово, ученик - второе.

Вспомните картинки и определи род данных слов.

Предлагает запомнить картинки и слова, затем проверить правильность выполнения задания.

Запоминают картинки и слова, выполняют задание.

Совершенствование слухового и зрительного восприятия, мышления; развитие навыка определения рода имени существительного

Отгадывание загадок.

Запись слов с проговариванием орфограмм. Определение рода имен существительных- ответов на загадки.

Носит дом с собой она,

В нем живет всегда одна.

И идет от цели к цели

Потихоньку еле-еле (Ч Е Р Е ПАХА)

В этом доме до весны

Бурый мишка смотрит сны (Б Е РЛОГА)

Колыбель для деточек

Из травы и веточек (ГН Е ЗДО)

Не вода, не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь (Б О ЛОТ О )

Загадывает загадки, дает задание.

Отгадывает загадки, пишет и проговаривает чётко орфограммы, подбирая проверочные слова. Определяет род.

Развитие мыслительной деятельности, орфографической зоркости, формирование грамматических категорий рода.

Динамическая пауза

Выполним упражнения для рук «Змейка» (ученик скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет логопед. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук).

Теперь зажмурьте сильно глаза, дотроньтесь до кончика носа пальцем правой руки! Откройте глаза, зажмурьте - дотроньтесь пальцем левой руки. Повторить 5 раз!

Игра с движениями . Приседайте, если услышите существительное с.р., прыгайте - если существительное ж.р. Будьте внимательны, может быть ловушка!

Логопед называет слова, ученики выполняют движения (колесо, белка, море, лошадь, пальто, муравей, кресло, небо, снег , вода, ромашка).

Даёт словесную инструкцию и показывает образец выполнения упражнений.

Называет в достаточно быстром темпе слова.

Выполняют упражнение.

Внимательно слушают, выполняют движения.

Развитие межполушарного взаимодействия

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка.

Повышение работоспособности через использование двигательной активности.

Закрепление новых знаний, самостоятельная работа.

Работа в карточке с деформированными словосочетаниями. Подобрать к существительному прилагательное и соединить линиями. Запись в тетрадь. Определение рода имен существительных.

Придумайте предложение с одним из словосочетаний? Сделайте отстукивание предложений.

Составляют словосочетания, утрированно проговаривают, объясняют орфограммы

Составляют и отстукивают предложения, определяют количество слов.

Развитие грамматического строя речи, навыка согласования в роде существительного и прилагательного

Развитие самоорганизации, стройного оформления своих записей.

Работа с пословицами на карточке.

Предлагает выполнить задание.

Объясняет незнакомые пословицы.

Читают пословицы. Выполняют задание. Объясняют знакомые пословицы.

Развитие мыслительных процессов, расширение словарного запаса.

Рефлексия, оценка деятельности детей.

Что вы можете сказать о занятии:

Сегодня на занятии…

☺ Я не знал(а)…

☺ Теперь я знаю…

Мне было трудно…

☺ Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

- Я довольна вашей работой! Теперь подойдите ко мне и получите интересную информацию о вредных свойствах манго, которую вы прочитаете дома или на перемене! На следующем занятии расскажите, что нового вы узнали.

Оценивает деятельность учеников, даёт задание

Отвечают на вопросы, называют задания, при выполнении которых возникали затруднения.

Учить соотносить цель и результат учебной деятельности. Коррекция и развитие учебной мотивации (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся), развитие самоконтроля.

Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
  2. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
  3. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей: Педагогический университет «Первое сентября». – М., 2013.- 72с.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

«Продукты питания»

Цель : актуализировать знания детей о продуктах питания .

Задачи :

Коррекционно-образовательные : создать условия для упражнения в классификации продуктов питания , используя свои знания о сырье, из которого они изготовлены; формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа, относительные прилагательные, использовать в речи обобщающие понятия ; совершенствовать умение составлять описательный рассказ о продуктах питания.

Коррекционно-развивающие: развивать мышление , мелкую и общую моторику .

Коррекционно-воспитательные : воспитывать желание с заботой и вниманием относиться к своим близким и друзьям.

Оборудование : пригласительная открытка, карточки с изображением продуктов питания : йогурт, молоко, сыр, масло, кефир, творог, тесто, печенье, торт, бублик, батон, пирог, мясо, колбаса, сосиска, сардельки, плоскостные изображения корзин 3 шт. (красная, желтая, белая).

Ход занятия

I . Организационный момент

1) Беседа

Я точно знаю, что вы все очень любите смотреть телевизор. (Ответы детей)

И у вас есть наверно свои любимые передачи? (Ответы детей)

Поднимите руки над головой и хлопните в ладоши те, которые ну просто очень любят мультфильмы.

Ребята! У меня для вас отличная новость. Нас с вами пригласили в гости в деревню Простоквашино. (Логопедпоказывает открытку , зачитывает текст приглашения.) Да, ну здесь не написано кто ее отправил.

Подумайте, друзья, кто бы мог это сделать? (Ответы детей)

Ну, что принимаем предложение? (Ответы детей)

А ка вы думаете, чем бы мы могли порадовать наших мультипликационных героев? (Ответы детей)

Вы правы наши друзья большие лакомки, и я предлагаю купить им вкусные подарки.

А кто из вас помнит, что же больше всего на свете любит кот Матроскин? (Ответы детей)

Скажите-ка мне, всезнайки, как вы думаете, откуда берется молоко? (Молоко дает корова, коза)

Может кто-нибудь подскажет мне, какие продукты изготавливают из молока? (Йогурт, кефир, ряженка, сметана, творог, мороженное, масло)

А как, одним словом можно назвать все перечисленные продукты ? (Молочные)

Покажите мне вот так, большой палец те, кто очень любит молочные продукты . Мне остается только предложить вам назвать их ласково.

II. Основная часть

2) Д\и «Скажи ласково» :

Масло - маслице Творог - творожок

Сыр - сырок Молоко - молочко

Сметана - сметанка Каша - кашка

Кефир - кефирчик Ряженка - ряженочка

Мне понравилось, как вы справились с заданием.

3) Игра «Я начну, а ты продолжи»

Я могу вам предложить еще одну интересную игру. Слушайте правило : я бросаю мяч игроку и начинаю предложение, а он его заканчивает, а затем повторяет его полностью.

Вы запомнили правило? Кто хотел бы начать игру?

Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)

Сыр твердый, а масло (мягкое)

Молоко жидкое, а сметана (густая)

Сыр отрезают, а ряженку (наливают)

Молоко пьют, а творог (кушают)

Сыр кладут на бутерброд, а сметану (в борщ, в творог)

Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает)

Сыр пористый, а творог (рассыпчатый)

Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!

4) Беседа

А что получится, если в кастрюлю налить молоко и добавить какой-нибудь крупы, а затем поставить нашу кастрюлю на плиту, не забывая все это помешивать. (Ответы детей)

Вы правы мои юные поварята, конечно же, вкусная и полезная - каша!

5) Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша вкусной была,

(Дети облизывают широким языком

верхнюю губу.)

К нам в тарелочку пришла.

(«Идут» пальчиками по столу.)

Всех друзей угостим,

(В правой ладошке «мешают» указа тельным пальцем левой руки.)

По тарелочке дадим.

Птичке - невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Всем дадим по ложке!

(Разжимают кулачки)

6) Игра «Подарки Шарику и Матроскину»

А вот и корзинки для наших подарков. (На стол выставляются три плоскостные корзины с прорезями для вставления картинок)

Ну как бы нам не запутаться, ведь у каждого из наших друзей свои вкусовые предпочтения.

Как вы думаете, какого цвета корзинка подойдет для обозначения молочных продуктов ? И почему? (Ответы детей)

Значит, подарки коту Матроскину мы поместим в белую корзину. Кто поможет нам это сделать?

А кто знает, какие продукты предпочитает Шарик ? (Ответы детей)

Вы мне подскажите, почему они так называются? (Их изготавливают из мяса)

Мне очень интересно, в какой отдел магазина мы должны отправиться, чтобы приобрести подарки для Шарика? (Ответы детей)

А у вас есть любимые мясные продукты ? (Колбаса, сосиски, сардельки, ветчина, шашлык)

У Шарика очень хороший аппетит он любит покушать так, чтобы всего было побольше. Давайте поиграем в игру «Скажи со словом «много» .

Внимание правила игры : повторяйте за мной название мясного продукта вместе со словом «много» . Следите за тем, чтобы ваши слова были согласованы между собой, т. е. «дружили» .

Кому понятны правила игры - хлопните в ладоши.

Котлета - много… (котлет, сосиска - … (сосисок, сарделька (сарделек, колбаса (колбасы, ветчина -(ветчины, фрикаделька - (фрикаделек, отбивная - (отбивных, тефтеля - (тефтелей, пельмень - (пельменей,шницель - … (шницелей)

Шарик обожает колбасу. -Колбаса из мяса свиньи (какая) - (свиная, из курицы - (куриная, из говядины - (говяжья) .

Ребята как вы думаете, какая корзина подходит для мясных продуктов ? Почему? (Ответы детей)

Значит, подарки Шарику положим в красную корзину.

7) Музыкальная физкульминутка «Мы ногами топ-топ» (Е.Железнова).

Осталось подобрать угощение для нашего мальчика. Если вы отгадаете эту загадку, вы узнаете любимое лакомство дяди Федора :

Он бывает с толокном,

С рисом, с мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Из чего замешивают тесто (Из муки)

А из чего получают муку (Из зерна)

Что еще можно испечь из теста? (Батон, пряник, баранку, печенье, торт)

Все продукты , которые вы сейчас видите - называются хлебные продукты .

Ребята, назовите мне главный продукт , который выпекают из теста, который бывает на столе и на завтрак, и на обед, и на ужин и в обычные дни и на праздники? Правильно это - хлеб.

Скажите, пожалуйста, какой бывает хлеб? (Душистый, хрустящий, черный, белый, свежий, мягкий, черствый)

Кто подскажет мне, где покупают хлеб? (В магазине)

Чем покрыт хлеб снаружи? (Корочкой)

А что находится внутри? (Мякиш)

А как называются люди, выращивающие хлеб? (Хлеборобы)

В народе говорят :- «У хлеборобов руки «золотые» . И корочка у хлеба тоже золотистого цвета. Поэтому хлебные продукты мы положим в желтую корзину.

Продукты » . Условие : чтобы приобрести продукт нужно сказать , из чего он приготовлен, какой он и для кого. (Матроскина, Шарика или дяди Федора)

Например :

Этот продукт делают из молока . Он вкусный и полезный. Я угощу Матроскина йогуртом. (Ребенок кладет «продукт » в белую корзину.

Этот продукт делают из теста . Он свежий и мягкий. Я угощу дядю Федора бубликом. (Ребенок кладет «продукт » в желтую корзину.

Этот продукт делают из мяса . Это свиная сосиска. Я угощу Шарика. (Ребенок кладет «продукт » в корзину с красным кружком-символом)

III . Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Что больше всего понравилось?

А какие продукты питания вы любите больше всего?