Ирина Строинская
Конспект логопедического занятия «Звуки [Б] [Б’] и буква Б»

Коррекционно-образовательные цели.

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Б Б ’

2. Учить выделять первый и второй слоги в словах.

3. Учить определять место звука в слове .

4. Познакомить с буквой Б .

5. Учить подбирать слово в нужном падеже.

Коррекционно-развивающие цели.

1. Развивать фонематический слух, память, мышление.

2. Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слогов , слов.

Коррекционно-воспитательные цели.

1. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии .

2. Воспитание самостоятельности, активности.

Оборудование :

Предметные картинки, кассы, карандаши, тетради.

Предметные картинки. (белка, бейсболка, брусника, брюки, божья коровка, бинт, библиотекарь, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, клубника, бабочка).

Карточки с буквой Б .

Картинки на фланелеграфе. (балалайка, берёза, банан, бочка, губы, футболка, яблоко, бабочка) .

Карточки для обозначения места звука в слове .

Карточки для схемы слова.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед . Сядет тот, кто вспомнит картинки на звук К . К` (тема пройденного занятия )

Дети называют слова (кот, коза, кит, клумба) .

2. Знакомство с новой темой.

Логопед . К нам сегодня в гости пришёл Буратино и принёс Азбуку. Он хочет вас познакомить со звуками [Б] , [Б`] и буквой Б .

С какого звука начинается слово Буратино?

Дети. Со звука [Б] .

Логопед . Давайте произнесём звук [Б] .

Дети вместе с логопедом произносят звук [Б] .

Логопед . При произнесении звука есть преграда ?

Дети. Есть.

Логопед . Какая?

Дети. Губы.

Логопед . Значит это какой звук ?

Дети. Согласный.

Логопед . Давайте проверим, какой это звук ? Звонкий или глухой?

Дети закрывают ладошками уши, произносят звук Б , определяют, что он звонкий.

Логопед обращает внимание детей на картинки бабочки и белки. В слове бабочка звук Б твёрдый , а в слове белка звук Б мягкий .

3. Характеристика звука [Б]

Логопед . Звук Б - согласный , звонкий. Может быть твердым, может быть мягким.

Дети повторяют характеристику звука Б .

4. Игра для развития фонематического слуха «Поймай звук »

Логопед . Я буду произносить различные звуки , когда услышите звук [б] или [б`] вы должны хлопнуть в ладоши.

1. В слогах. та – ба -па- ко- би –по –бу –ка- бо –бы –ка – бэ.

2. В словах. Соки, белка, бант, кран, баран, сапоги, кубики, дудка, барабан, верба, люди, труба, топор, абрикос.

5. Игра «Послушай и повтори» .

Логопед . Ба – бо - бу - бы.

Бо – бу – бы - ба.

Бу – ба – ба -- бо.

Бы - ба – бо – бу.

Ба – бо – бы, на дворе стоят столбы.

Бу – бы - ба, из окна торчит труба.

Ба – ба - ба, вот стоит изба.

Бу – бу – бу, купите мне трубу.

Бы – бы – бы, я несу грибы.

Бе – бе – бе, я иду к тебе.

Дети повторяют за логопедом .

6. Место звука в слове .

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, которые находятся на доске и определить место звука Б в словах : (белка, рябина, брюки, божья коровка, бинт) .

Логопед вызывает детей к фланелеграфу.

Даша. Это балалайка. Звук Б находится в начале слова.

Кирилл. Это банан. Звук Б находится в начале слова.

Ярослав. Это яблоко. Звук Б находится в середине слова.

7. Дополни предложение.

Логопед загадывает загадку .

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Логопед произносит предложение и показывает карточку с бабочкой. Дети должны закончить предложение.

Таня нарисовала---(бабочку)

Таня любуется своей--- (бабочкой)

Она рассказывает старшей сестре о---(бабочке)

8. Физ. Минутка. «Буратино»

Дети выполняют движения под музыку.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

9. Работа в кассах

Дети читают буквы (хором, индивидуально) А, О, У, И. Т, П, М, Н, Б.

Печатают в кассе слова Бок, бак, бык. Делают звукобуквенный анализ слова бык .

Логопед . Какой первый звук ?

Дети. Звук [б]-согласный , твердый.

Логопед . Какой второй звук ?

Дети. Звук [ы]- гласный .

Логопед . Какой третий звук ?

Дети. Звук [к]- согласный , твердый.

Логопед . Сколько всего звуков в слове бык ?

Дети. Три звука .

10. Работа в тетрадях.

1. Штриховка буквы Б (синим, зеленым карандашом)

2. Печатанье буквы Б б

Итог занятия .

Логопед . С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дети. Со звуками [Б] , [Б’]

Логопед . Где этот звук может находиться в слове?

Дети. В начале, в середине, в конце слова.

Логопед . Дайте характеристику звуку [Б] .

Дети. Звук [Б] - согласный , звонкий, может быть твердым, а может быть мягким.

Логопед . Что больше всего вам понравилось на занятии ?

Дети Работать в кассах. .

Буратино угощает детей.

Занятие по фонетике с группой студентов из 2 человек. Начальный уровень.

Продолжительность – 90 мин.

Цель занятия: постановка звуков [Б"], [П"],[В"],[Ф"]. Отработка правильного произношения этих звуков.

Языковой материал:

1. Схематичные рисунки артикуляции указанных согласных.

2. Раздаточный материал – упражнения для студентов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (1 мин) : Приветствие, раздача студентам части раздаточного материала.

Вводная беседа (3-5 мин): как дела у студентов, что они делали вчера вечером, разговор о погоде.

Речевая разминка: Повтор звуков изученных на прошлом уроке звуков.

Бо́ря По́ле дал ири́ску,
По́ля Бо́ре - барбари́ску.

Ве́ра Фе́де вручи́ла фона́рь,
Фе́дя Ве́ре – конфе́ты.

До́ждь на лу́жах

Ста́вит то́чки.

Мол, тепло́ конча́ется.

Сло́вно ла́сточки

Листо́чки

Улете́ть пыта́ются.

Хо́дит до́ждь по переу́лку

И до са́мой темноты́

Приглаша́ет на прогу́лку

Сапоги́, плащи́, зонты́.

Новый материал:

Если после буквы «?» стоят:

Ь ь, Я я, Е е, Ё ё, Ю ю, И и

то звук «?» становится мягким.

Артикуляция:

Твердый Мягкий

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ [Б"] и [П"]

· [Б"] - мягкий звонкий согласный.

губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Повторение разницы положения языка при твердом и мягком согласным.

Слушайте и повторяйте слоги:

Бя – бя – бя Бё – бё – бё Бю – бю – бю Бе – бе – бе Би – би – би Бя – бё – бю – бе - би Бё – бю – бе – би– бя Бю – бе – би – бя – бё Бе – би – бя – бё – бю Би – бя – бё – бю – бе

Повторение за преподавателем слов со звуком [Б"]:

Под ударением: бег, бью, би́нт, би́тва, би́сер, бе́дный, бе́дность, бе́лый, бе́лка, бе́рег, каби́на, заби́тый, люби́ть, разби́ть; обе́д, обе́дать, забе́г, побе́лка, ребё́нок, ребя́та, бя́ка, тебя́, себя́, бюст.

Без ударения: бизо́н, биле́т, бино́кль, библиоте́ка, беда́, бегемо́т, бензи́н, бельё́, бере́т, берё́за, бюро́, кабине́т, собира́ть, забира́ть, обезья́на, забежа́ть, побели́ть, бюжде́т, бюро́, бюдже́т.

В конце слова: ско́рбь, зябь, го́лубь, про́рубь.

Чистоговорки:

Би - би - би – гуди́т маши́на, не пое́ду без бензи́на.

Би - би - би – гро́мко не труби́.

Бе - бе - бе – игра́ю на трубе́.

Бе - бе - бе – идё́м к тебе́.

Поговорка: Береги́сь бед, пока́ их нет.

Дифференциация звуков Б – БЬ

Повторить слоги:

Ба - бя бы - би бу - бю бо - бё

Бя - ба би - бы бю - бу бё – бо

Ба - бя - ба бы - би - бы бю - бу - бю бё - бо - бё

Бя - ба - бя би - бы - би бу - бю - бу бо - бё - бо

Повторить слова:

Ба́ки – бя́ки Бу́нт – би́нт

Бале́т – биле́т Бы́ть – би́ть

Ба́нт-би́нт Бы́л – би́л

Каба́н – каби́на Бато́н – бето́н "

Лю́ба – люби́ть Руба́ха – руби́ть

Бу́лка – бе́лка

Боли́т – бели́ть

Чистоговорки:

Бы - би - бы - я несу грибы́.

Бы - би - бы - во дворе́ стоя́т столбы́.

Ба - бя - ба - из окна́ торчи́т труба́.

Би - бы - би - ты меня́ люби́.

Поговорки: Бога́тый бе́дному не бра́т.

Прочитайте предложения и распределите слова в таблицу ниже:

Мы бу́дем бу́квы изуча́ть. У нас в кварти́ре но́вая ме́бель.Зимо́й мы ныря́ем в про́рубь. Мы бу́дем о́чень мно́го зна́ть! Лю́ба несе́т бидо́н с молоко́м. На берегу́ сиди́т рыба́к. У соба́ки бу́дка под берё́зой. Я люблю́ бу́лочку с дже́мом. Бу́лочник стучи́тся в две́ри к нам! К окну́ прилете́л го́лубь. Бо́ря раз­би́л ва́зу. У бе́дного бегемо́та боли́т живо́т. Лю́ба иде́т в каби­не́т. Я вы́играла автомоби́ль.

Повторение за преподавателем слов со звуком [П"]:

Под ударением: пир, пень, петь, печь, пя́ть, пя́тка, пя́тна, пи́во, пи́ск, пи́ща, пи́ла, пи́цца, пе́на, Пе́тя, пе́чка, пе́ние, опя́ть, опя́та, кипяти́ть, храп́ят; доп́ить, опи́лки, копи́лка, допе́ть, напе́ть, сопе́ть, испе́чь, запе́ть, капе́ль, храпе́ть, сапё́ры, напё́рсток.

Без ударения: пить, пио́н, письмо́, пило́т, пиро́г, пету́х, пе́сня, песо́к, пингви́н, пече́нье, пена́л, перо́, перча́тка, переме́на, кипято́к, компью́тер, то́пят, пюре́, вы́пить, капита́н, дописа́ть, ка́пельки, исписа́ть, храпе́ть, наперё́д, капюшо́н.

В конце слова: топь, сыпь, зыбь (пь), цепь, степь.

Чистоговорки:

Пе-пе-пе – сори́нки в крупе́.

Пей-пей-пей - воду допе́й!

Пи-пи-пи - не сопи́.

Пи-пи-пи – зна́ния копи́.

Скороговорка: Пе́тя пили́л пило́й пе́нь. У пенько́в опя́ть пя́ть опя́т. Из-под пи́лки летя́т опи́лки.

В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения дифференцировать звуки [б]-[бь]/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в слогах и словах.

Цели занятия:

1 ) Образовательные:

  • Закрепление навыка дифференциации звуков «Б-БЬ» на материале слогов и слов.
  • Закреплять умение различать звуки «Б-БЬ» с опорой на гласную букву при чтении слогов и слов.
  • Закреплять умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, находить слоги со звуками «Б - БЬ».

2) Коррекционно-развивающие:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха на материале слогов и слов с согласными звуками «Б-БЬ».
  • Уточнение и обогащение словарного запаса детей, на материале слов со звуками «Б-БЬ».

3 ) Воспитательные:

  • развитие внимания к ответам товарищей, усидчивости, аккуратности, прививать интерес к жизни животных.

Оборудование : картинный материал для развития артикуляционной моторики, слова со звуками «Б-БЬ», презентация «Цирк. Животные, в названиях которых есть звуки «Б» и «БЬ», таблицы слов для чтения с буквой «Б», слоги.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Сегодня у нас с вами занятие не простое, а сегодня мы с вами будем работать вместе со сказочными героями – гномами.
  2. Речевая разминка:

Учитель – логопед:

Как язычок умеет наш работать,

Покажем мы для всех гостей.

Глазами в зеркало смотри.

И все движенья повтори.

1. «Маляр»

Мы сегодня утром встали

И свой город не узнали.

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

2. «Почистим зубки»

Зубки надо чистить дважды

Каждое утро и вечер каждый.

3. «Блинчики»

Испекли блинов немножко

И оставим на окошке.

4. «Вкусное варенье»

Блины мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать

Ротик нужно облизать.

5. «Чашка»

Вкусных мы блинов поели

Выпить чаю захотели.

6. «Часы»

Тик – так, тик-так

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты играть уже готов?

7. «Расческа»

С волосами я дружу.

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня – расческа.

8. «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись

А потом назад вернулись.

9. «Бегемот»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем.

Широко раскроим ротик,

Как голодный бегемотик

А потом закроем рот.

Отдыхает бегемот.

10. «Лягушки»

Подражаем мы лягушка

Тянем губки прямо к ушкам.

11. «Слон»

Буду подражать слону,

Губы хоботком тяну.

12. «Лягушки и слона»

Раз – лягушка с толстым брюшком

Два – большой и добрый слон.

13. «Змея»

Подражаем мы змее

С ней мы будем наравне.

Высунем язык и спрячем.

Только так, а не иначе.

14. «Лошадка»

Я веселая лошадка

Темная как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонко. (Щелкаем пальцами рук)

16. «Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет

На прогулку лодочка

Всех ребят зовет.

17. «Кошка сердится»

Выгляни в окошко

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

18. «Воздушный шарик»

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда.

Новый шар надую я.

19. «Комарик»

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть он нам.

Зло звенит над ухом, вьется.

Только в руки не дается.

20. «Грибок»

Под березой у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

21. «Гармошка»

Ну - ка, рот пошире, крошки.

Я играю на гармошке.

22. «Дятел»

Дятел дерево долбил,

Червячку он все твердил:

«Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой»

Учитель – логопед: Молодцы! Язычок потрудился на славу.

  1. Определение темы занятия:

Наших гномов зовут Бим и Бом. (слайд 1)

Вслушайтесь в их имена: Бим – Бом.

Одинаково ли звучат их имена? (Нет)

Назовите первые звуки в их именах? («Б-БЬ»)

Одинаково ли звучат первые звуки в их именах?

(Нет, по разному. БОМ -«Б», БИМ – «Бь»)

Дадим характеристику этим звукам.

Б - согласный, звонкий твердый.

Бь – согласный, звонкий, мягкий.

  1. Как меняет свое положение язычок при произношении звуков «Б-БЬ».

(При звуке «Б» язык плоский, кончик языка немного отходит о нижних зубов, а при звуке «Бь» – спинка языка выгнута, а кончик языка прижат к нижним зубам.)

Какие звуки мы сегодня будем различать?

(Мы сегодня будем различать звуки «Б-БЬ»).

  1. На письме обозначается буквой Б б.(бэ)
  2. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему нашего занятия:

Звуки «Б - БЬ» обозначаются буквой Б. Буква Б («Б-БЬ»)

На доске записывается тема занятия.

  1. Дифференциация звуков «Б-БЬ» в слогах.

Учитель – логопед:

Каждый гном решил построить для себя дом.

Бом выбирал слоги с твердым согласным звуком «Б», а Бим с мягким согласным звуком «БЬ».

Давайте разберем кирпичи. Бом – синие (БА, БЫ, БЭ БО, БУ), а Бим – зеленые (БИ, БЮ, БЕ, БЯ, БЁ).

(Разбирают, читают, распределяют на 2 домика).

(Я, Ю, И, Е, Ё)

(А, О, У, Ы, Э)

Какого цвета получился дом Бома, а у Бима? (Синего и зеленого). (слайд 2)

Эти цвета мы используем для обозначения твердых и мягких согласных на письме.

  1. Развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

Гномики очень любили играть на колокольчиках. Догадайтесь кто играет Бим или Бом?

У Бима, колокольчик напевал бим - бим – бим - бим. У Бома колокольчик напевал – бом - бом – бом - бом.

А когда они играли дуэтом т. е. вдвоем то их мелодия звучала так: бом - бим – бом – бим - бом – бим - бом. Прослушивание звона колокольчиков.

9. Гномы Бим и Бом очень любили петь песни из слогов. Сейчас я буду называть слоги, а вы записывать их в 2 строчки

в 1 с твердым согласным звуком «Б», а во 2 строчку слоги с мягким согласным «БЬ» . (выполнение работы).

БА, БЫ, БЕ, БЯ, БУ, БИ, БЭ, БО, БЁ, БЮ.

  • Проверим: Прочтите слоги 1 строчки. БА, БЫ, БУ, БЭ, БО.
  • Как вы думаете, кто из гномов пел эти слоги? (Бом)
  • Прочтите слоги 2 строчки. БЕ, БЯ, БИ, БЁ, БЮ.
  • Как вы думаете, кто пел эти слоги? (Бим)

Физминутка.

Гномики приседали низко.

Гномики поднимали руки высоко.

Гномики раскрывают руки широко.

Гномики бегают быстро (бег на месте).

Гномики веселые (улыбнулись).

Гномики тихо садятся за парты.

Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в словах.

  1. Гномы любили покушать. Достаньте из корзины продукты и догадайтесь кто их ел Бим или Бом?

Прочитайте слово, определите какой звук в нем есть «Б» или «БЬ» . Подчеркните букву «Б» соответствующим цветом.

Вывод: Какие гласные пишутся после мягкого согласного «БЬ»

(Я, Ю, И, Е, Ё)

Какие гласные пишутся после твердого согласного на письме?

(А, О, У, Ы, Э)

  1. Гномы прислали письма, и попросили помочь разобраться, как звучат их любимые согласные в словах.

Рассмотрим картинки. Прослушайте их названия. Закрыть каждое слово соответствующей фишкой по цвету. Если в слове «Б» звучит твердо, то синей фишкой, если «БЬ» звучит мягко, то зеленой фишкой.

Выполнение, проверка.

Проверка учителем.

  1. Все очень любят цирк, и гномы и великаны. Просмотр презентации (слайд 7) «Цирк. Животные, в названиях которых есть звуки «Б» и «БЬ».

Эй, ребята побыстрей

Собирайте в цирк друзей!

Кто же будет выступать?

Всех попробуем назвать.

Бабуин, бобер, барсук,

Барс, бизон и бурундук,

Бегемот, верблюд, белуха,

Белка, буйвол, бык, белуга

Обезьяна, зубр, баран.

Жаба, зебра и кабан.

Дети отгадывают названия животных.

На какие 2 группы можно разделить этих животных?

(Животные жарких стран и животных средней полосы России). А вспомните, какие звуки мы сегодня различаем?

Задание: Записать слово – графически, разделить слово на слоги, записать слоги с буквой «Б».

Бел ка, бар сук, ка бан , бе гемот, биз он, бу рундук.

Вывод: Какие гласные пишутся после мягкого согласного «БЬ»

(Я, Ю, И, Е, Ё)

Какие гласные пишутся после твердого согласного на письме?

(А, О, У, Ы, Э)

  1. Физминутка. (Слайд 28)

В цирке звучит веселая мелодия. (Отстукивание ритма).

  1. Работа по карточкам.

Ж.ба, б.ран, б.йвол, б.к, б.рс, б.гемот, б.рсук, б.рундук, б.лка, б.зон, об.зьяна, б.луга.

  1. Итог занятия:

Чему учились на занятии:

  • Учились различать звуки «Б» и «Бь» в слогах и словах.
  • Различать звуки «Б- бь» с опорой на гласную букву при чтении слогов и слов. https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Логопедическое занятие Тема: Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в слогах и словах. Автор: учитель – логопед: Вульфович Надежда Алексеевна МБОУ СОШ №5 - «Школа здоровья и развития» г. Радужный Ханты-Мансийский автономный округ.

    Тема: Дифференциация согласных звуков «Б-БЬ» в слогах и словах. Планируемый результат: Создание условий для закрепления навыка дифференциации звуков «Б-БЬ» на материале слогов и слов, для развития умение различать звуки «Б-БЬ» с опорой на гласную букву при чтении слогов и слов, навыка в составлении схемы слов, делить слова на слоги, находить слоги со звуками «Б - БЬ».

    Домик для гномов

    Колокольчики звенят

    Песенка слогов. --- --- --- ---

    физминутка

    Эй, ребята побыстрей Собирайте в цирк друзей! Кто же будет выступать? Всех попробуем назвать.

    бурундук

    обезьяна

    БЕЛКА БЕГЕМОТ БАРСУК БИЗОН БУРУНДУК КАБАН

    Веселый ритм

    Молодцы! Чему учились на занятии?


    Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста (обучение грамоте).

    Тема: Звуки «Б», «Бь», заучивание стихотворения.

    Подготовила: , воспитатель ДОУ

    Цель: Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Б», «Бь» в словах, во фразовой речи.

    Задачи: Учить называть первый звук в словах, находить в стихотворении слова, в которых есть звуки «Б», «Бь».

    Развивать внимание, наглядно – образное и логическое мышление.

    Закреплять умение делить слова на слоги, используя схемы.

    Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).

    Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.

    Оборудование: мультимедийная презентация; проектор; экран; изображение клоунов Бима и Бома; предметные картинки и игрушки на звуки «Б», «Бь»; индивидуальные зеркала; флажки обозначающие твердость (мягкость согласных); цветные карандаши; индивидуальные карточки по пособию « От слова к звуку »; иллюстрации к стихотворению Г. Сапгира « Был у бабушки баран ».

    Ход НОД

    1. Оргмомент: психогимнастик.

    Ребята, вы любите цирк? (Да)

    А теперь представим, что вы играете на балалайке , трубе, барабане.

    2. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы познакомимся со звуками «Б», «Бь». К нам пришли гости веселые клоуны: Бим и Бом.

    Какой первый звук в имени Бом?

    (звук «Б» твердый, согласный).

    А какой первый звук вы услышали в имени Бим?

    («Бь» мягкий, согласный)

    2. Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

    Очень любит наш роток улыбаться (улыбка)


    А подвижный язычок работой заниматься.

    Наш язык лопатку сделал раз, два (лопатка)

    А потом забор построил красота (заборчик)

    Рядом с новеньким забором – желобок (желобок)

    Почему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

    Мясорубку надо делать не спеша (мясорубка)

    Физкультура получилась хороша.

    4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

    Давайте произнесем звук «Б» перед зеркалом.

    Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

    Какой звук «Б» гласный или согласный?

    (согласный; твердый)

    А как мы определяем какой звук (гласный или согласный)

    Гласный можно пропеть (ниточка не рвется), а согласный мы пропеть не можем (ниточка рвется)

    Раз мы знаем, что звук «Б» согласный, твердый, то будем обозначать синим цветом.

    Звук «Бь» согласный, мягкий, будем обозначать зеленым цветом.

    Давайте еще раз произнесем звуки «Б» и «Бь». Звук «Б» согласный, твердый.

    Ребята звук «Б» твердый как камень, а звук «Бь» согласный, мягкий как перышко.

    5. Произношение звуков «Б»., «Бь» в слогах. Развитие координации движений.

    Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними.

    На барабане:

    Бам – бом – бум – бим.

    На трубе:

    Би – ба – бо – би – ба – бо.

    На балалайке:

    Ба – бо – бу – ба – бо – бу.

    Бим спрашивает, зачем вам цветные значки (чтобы обозначать звук).

    Звук «Б» какой? (согласный, твердый обозначаем его синим цветом). Звук «Бь» какой? (согласный, мягкий обозначаем его зеленым цветом).

    6. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

    Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которх есть звуки «Б», «Бь». Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

    Что у нас в первом мешке? (банан, баночка, бант, бубен). Какой звук встречается во всех этих словах? (звук «Б»). Где мы произносим звук «Б» (вначале слова).

    А что у нас во втором мешке? (бинокль, белочка, бегемот, билет). Какой звук встречается во всех этих словах? (звук «Бь»).

    Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (первый мешок подарил Бом)

    А кто подарил второй мешок? (второй мешок с подарками подарил Бим).

    Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

    Бабочка – коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На березовой ветке.

    Скрестите запястья обеих рук и прижмите ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы должны быть выпрямленными. Из положения « бабочка сидит на цветке » (ладони прямые, напряженные, пальцы вытянутые), переходим в положение « бабочка в полете: легкие, но резкие движения рук в запястьях – имитация полета бабочки ».

    7. Деление слов на слоги.

    Ребята как мы делим слова на слоги. С помощью хлопков. Посмотрите на доску и скажите, кто изображен? (Белка) Сколько слогов в слове белка? (в слове белка 2 слога) А теперь прямоугольник под картинкой разделим на столько же частей. Значит, прямоугольник разделим на 2 части.

    Первый звук в слове белка звук «Бь» согласный, мягкий, зеленый. А сейчас тоже самое сделайте у себя на листке.


    А сейчас кто изображен на картинке? (нарисован барабан) Сколько в слове барабан слогов? (в слове барабан 3 слога) Значит делим прямоугольник на 3 части. Первый звук в слове барабан, какой? Первый звук в слове барабан «Б» согласный, твердый, синий.

    А кто сейчас нарисован на картинке? (нарисован бык) Сколько в слове бык слогов? (в слове бык 1 слог) Значит прямоугольник мы делим или нет? В слове бык первый звук «Б» согласный, твердый, синий.

    8. Физминутка.

    Бим и бом приглашают нас потанцевать. (Дети танцуют под веселую ритмичную музыку)

    Общее расслабление:

    Раз, два – выше голова

    Три, четыре – плечи шире

    Пять, шесть – тихо сесть.

    9.Заучивание стихотворения.

    Ребята, рассмотрите рисунок и послушайте стихотворение.

    Был у бабушки баран,

    Бил он бойко в барабан,

    И плясали бабочки

    Под окном у бабушки.

    Задание и вопросы:

    Назовите слова из стихотворения со звуком «Б» (был, баран, бойко, бабушки, барабан, бабочки).

    Назовите слова со звуком «Бь» (бил).

    Что делал баран у бабушки?

    (бил он бойко в барабан).

    Что делали бабочки?

    (И плясали бабочки под окном у бабушки).

    Это грустное, веселое или шутливое стихотворение?

    Я, еще раз вам прочитаю стихотворение, а вы старайтесь его запомнить.

    10. Звук «Б»

    Ребята пройдите на свои места.

    Вам Бим и Бом предлагают игру «Соедини правильно».

    Назовите предметы, которые нарисованы на картинке (бинокль, бант, бегемот, бабочка)

    Назовите слова со звуком «Б» (бант, бабочка). Назовите слова со звуком «Бь» (бинокль, бегемот).

    Соедините картинки названия которых начинаются с твердого согласного звука «Б» синим карандашом. (бант, бабочка) А с мягкого согласного звука «Бь» - зеленым. (бинокль, бегемот)

    11. Рисование «Бусы»

    Бим и Бом очень любят рисовать и вам предлагают нарисовать бусы.

    Но сначала мы разомнем свои пальчики.

    Упражнение «Ежик».

    Из каких геометрических фигур состоят бусы?

    Какого цвета бусы?

    Дорисуйте и раскрасьте бусы, как оказано на рисунке.

    12. Рефлексия.

    Ну что ж Биму и Бому пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им, мы с вами узнали столько много слов со звуками «Б», «Бь».

    Давайте еще раз вспомним слова со звуком «Б» (барабан, бык, банан, баночка, бант, бубен, бабочка, баран, бабушка)

    А назовите слова со звуком «Бь» (белка, бинокль, бегемот, берет, билет)

    А каким цветом обозначаем звук «Б», «Бь» (синим звук «Б», зеленым звук «Бь»).

    Биму и Бому очень понравилось с вами заниматься. Они вам дарят на память бабочек.

    Коррекционно-развивающие задачи.

    1. Научить ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением.

    2. Развивать у ребенка динамический праксис.

    3. Научить ребенка четко произносить звуки [Б], [Б"], дифференцировать их на слух и в произношении.

    4. Научить ребенка делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных.

    5. Продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову.

    6. Учить звуковому анализу слов.

    Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания).

    Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритмический рисунок!! ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т.д.

    Задание 2 . Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие координации движений рук).

    Ребенок по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно) выполняет следующие движения руками одновременно: правая рука — кулак, левая рука — ладонь и т.д.

    Задание 3 . Знакомство со звуком [Б].

    Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б]) и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:

    У барана Бубы болят зубы...

    Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Б]:

    — губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;

    — горлышко «работает».

    Символ звука: стук большого барабана: ББББ...

    Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

    Задание 4 . Фонетическое упражнение. Мальчик упал с санок — бух! бух!

    Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Б]»:

    д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока..

    Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку повторить за ним слогов, голосом выделяя ударный:

    ба-ба-ба-ба, бы-бу-бо-ба...

    Задание 7 . Договорить в словах последний слог:

    БА: вер..., из..., ту..., тру..., стрель..., борь...;

    БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...

    Задание 8. Подобрать слова к первому слогу:

    БА: -тон, -гаж, -лет...;

    БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон...;

    БО: -ря, -бик...

    Задание 9 . Дидактическое упражнение «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):

    бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки...

    Задание 10 . Работа с картинками (при затруднении использовать карточки и синий кружок с колокольчиком).

    Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в начале слова.

    Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в середине слова.

    Задание 11 . Ребенку предлагается вспомнить слова со звуком [Б] самостоятельно, определить место звука [Б] в словах.

    Задание 12 . Подобрать родственные слова к слову

    баба — бабушка, бабуля...

    Задание 13 . Выучить чистоговорки:

    Ба-ба-ба — новая труба.

    Бу-бу-бу — взяли мы трубу.

    Бы-бы-бы — нет трубы.

    Задание 14 . Знакомство со звуком [Б"].

    Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

    В дупле живет

    Да орешки грызет. (Белка )

    Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь...

    Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

    Задание 15 . Фонетическое упражнение. Баран блеет: беее...

    Задание 16.

    бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон, корова, обида...

    Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слогов, голосом выделяя ударный:

    бя-бя-бя-бя; бя-бе-бю-би...

    Задание 18 . Из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук [Б"].

    Задание 19 . Дифференциация звуков [Б] — [Б"].

    Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б"]»:

    б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...

    Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б"]):

    баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.

    Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

    По горам, по долам

    Ходит шуба и кафтан. (Баран)

    Стоят в поле сестрицы,

    Платья белены,

    Шапочки зелены. (Березы )

    Без крыльев, а быстрее птицы

    С дерева на дерево перелетает. (Белка )

    Что на сковородку наливают

    Да вчетверо сгибают? (Блины)

    Задание 20 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Б] и [Б"].

    Подобрать слова со звуками [Б] и [Б"], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.

    Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:

    быть — бить, были — били, забыть — забить.

    Выучить скороговорки:

    Все бобры добры для своих бобрят.

    Баран-буян залез в бурьян.

    Задание 21 . Знакомство с буквой Б:

    Б — большая бочка с краном,

    Пьем из бочки утром рано.

    В. Ковшиков

    На что еще похожа буква Б?

    Игры с буквой.

    Задание 22 . Звуковой анализ слов (составление схем слов из кружков, анализ):

    баба, Бим.

    Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание письмо печатными буквами под диктовку.