Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.

  • Составление предложений:

Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например "озеро", "карандаш" и "медведь". Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).

Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.

  • Поиск общего:

Наугад берут два малосвязанных слова, например "кастрюля" и "лодка". Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.

Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно "не лежат на поверхности".

Берут любые три слова, например "собака", "помидор", "солнце". Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них.

  • Поиск аналогов:

Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.

Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

  • Поиск противоположных предметов:

Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.

  • Способы использования предмета:

Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности. Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.

Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.

Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.

Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.

  • Высказывание мысли иначе:

Берут несложную фразу, например: "Это лето будет очень тёплым" . Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе. При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль). Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.

Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания — свободная форма его выражения: то, что хорошо понятно мы легко можем объяснить своими словами, к тому же разными способами, а если нет понимания, то цепляемся за словесную формулировку и боимся отойти от неё.

Задания для развития творческих способностей

  • Задания направленные на развитие:
    • Бдительности в поисках проблем: записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с привычным объектом, например деревом (иногда вопрос имеет такой вид: "Что бы вы сделали, если бы вам отдали это дерево?" ).
    • Скорости мышления: назвать слова, к которым применимы все три определения, например: мягкий, белый, съедобный.
    • Лёгкости ассоциирования: назвать все слова, противоположные данному по содержанию (например, слову "сухой" или "старый").
    • Лёгкости словообразования: придумать больше всего слов, которые начинаются с данного префикса или содержат данный суффикс.
    • Способности определять категории объектов: записать на бумаге все предметы, к которым применимо данное определение (например, круглый).
  • Неделя творческих заданий. Вот десять вариантов вопросов, которые соответствуют пяти дням недели с понедельника по пятницу (по 2 вопроса на каждый день):
  1. Что общего между рубкой деревьев и созданием причёски (написанием картины и ремонтом будильника; заполнением анкеты и смазкой лыж; вытиранием носа платком и ловлей раков; дедовщиной в армии и вождением автомобиля)?
  2. Чем рубка деревьев (написание картины; заполнение анкеты; вытирание носа платком; дедовщина в армии) отличается от создания причёски (ремонта будильника; смазка лыж; ловли раков, вождения автомобиля)?
  3. Придумайте больше всего способов использования обойного молотка (древнегреческо-верхнетюркского словаря; электрического чайника; академического отпуска в учебном заведении; ивовой лозины).
  4. Если бы у вас был (была) шарф из провода (записная книжка; машина времени, за каждое использование которой вы стареете на 10 лет; пакетик с новогодней вуалью; стул со сломанной ножкой), что бы вы с ним (нею) сделали?
  5. Что было бы, если бы растения могли говорить (у всех людей был глаз на затылке; существовали лекарства от глупостей; телевидение захватили инопланетяне)?
  6. Найдите или придумайте два ключевых (важнейшие) слова для ситуации "цирюльник бреет усы" ("человек упал и пытается приподняться"; "прочистка замусоренной трубы"; "кремлёвские звезды погасли", "летят два крокодила: один красный, а второй — на юг").
  7. Выпишите из любого текста 20 существительных, 20 прилагательных и 20 глаголов в таком порядке: существительное, глагол, прилагательное, существительное, глагол, прилагательное и так до конца. Из каждого предложения взять не более одного слова.
  8. Опишите с помощью наибольшего количества названий ощущений и их модальностей (например, зрения — цвет, объём, яркость, контрастность, расстояние; вкуса — температура, солёность, консистенция и тому подобное) кактус (кенгуру; падающий метеорит; "Сникерс"; лоскуток ваты).
  9. Постройте ассоциативную цепочку приблизительно с 50-100 словами, начиная со слова "книга" ("молоко"; "звук"; "хвалить"; "Австралия").
  10. Какие решения проблемы поиска затерянного бумажника (как накормить ребёнка кашей; как догнать уезжающий поезд; студент забыл ответ на вопрос экзамена, и никто ему не помог; мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята) вы придумали в первую очередь за отведённое время?
  • Разные виды заданий:
    • Множественные группирования: испытуемому дают список слов, например: "стрела", "пчела", "рыба", "яхта", "крокодил", "коршун", "воробей". Нужно сгруппировать эти слова, выделив больше всего классов (тех, которые летают, плавают, живых, хищных и других объектов).
    • Выведение последствий: описывают ситуацию и предлагают придумать последствия, например: "Что произойдёт, если дождь будет лить непрерывно?" (обычные ответы — "мы все смокнем ", "подорожают зонтики" , "переселимся в горы" , "Тибет будет перенаселён" , "подорожают костюмы для подводного плавания" и тому подобное).
    • Символ профессии: показывают рисунок с изображением знакомого предмета, скажем электрической лампы. Нужно назвать профессии, которые символизирует этот предмет (электрик, учитель, учёный и т.д.).
    • Формирование символов: на листе бумаге, разделённой горизонтальными и вертикальными линиями — 12 клеток, в каждой из которых — короткая фраза: "человек идёт" , "самолёт взлетает" , "гнев" , "гордость" . Нужно подать их символично, но не в виде иллюстрации.
    • Спроси и угадай: испытуемому показывают иллюстрации к какой-то сказке или просто сюжетный рисунок. Он должен составить вопрос, ответ на который не находит на картинке. Ему также предлагают вопрос о событиях, которые предшествуют изображённому. За результатами теста оценивают лёгкость ассоциирования, гибкость и оригинальность мышления.
    • Улучшение объекта: игрушку с папье-маше — собаку, мартышку — нужно усовершенствовать, то есть сказать, как сделать её более смешной. Оценивают гибкость, оригинальность, изобретательность.
    • Воображение: нужно составить небольшой рассказ на одну из десяти предложенных тем, которые касаются чего-то необычного: например, "летающий крокодил", "мужчина, который плачет" и т.п.
    • Завершение рисунков: испытуемый должен завершить незаконченный рисунок. При этом учитывают глубину постижения содержания рисунка, оригинальность, фантазию.
    • Круги и квадраты: на листе бумаги беспорядочно размещено 35 кругов. Нужно нарисовать больше всего разных предметов, используя круг, как составную часть, а под рисунками написать названия предмета. Обычно рисуют тарелку пуговицу, воздушную пулю, монокль, колесо. Необычные рисунки — нос человека снизу, как его увидела бы муха, которая сидит на верхней губе. Вместо кругов можно брать квадраты. При этом важны лёгкость, гибкость, оригинальность.
    • Высказывание догадки: за описанием фантастической ситуации изобразить возможные последствия: "Представьте, что человек прошёл через машину для отжима белья и вышел из неё плоский и обезвоженный" . По результатам теста оценивают лёгкость, гибкость, оригинальность.
    • Конструирование: нужно составить рисунок из стандартных деталей — кусков цветной бумаги или картона. Сюжет должен быть содержательным; к нему нужно придумать название. Экспериментатор оценивает оригинальность, информативность изображения, фантазию.

Оценка степени творческой одарённости

Используя понятие "лёгкость", "гибкость" и "оригинальность" для оценки степени творческой одарённости, следует знать, как они оказываются во время выполнения названных заданий.

Лёгкость оказывается в скорости выполнения заданий; её определяют по количеству ответов за отведённый промежуток времени. Гибкость оценивают по количеству переключений из одного класса объектов на другой. На вопрос: "Сколько применений можно придумать для жестянки из-под консервов?" — испытуемый называет кастрюлю и чашку. В случае оценки лёгкости это два разных ответа. Но кастрюля и чашка — посудины, в которые наливают жидкость. Потому, оценивая гибкость, эти ответы учитывают как одну, потому что здесь нет переключений из одного класса объектов на другой.

Оригинальность определяют по частоте ответа в однородной группе (студентов одного института, учеников одной школы). Если 45% испытуемых ответили одинаково, то оценка равняется нулю. Когда какой-то ответ дают меньше чем 1% испытуемых, то её оригинальность оценивают в 4 балла (это наивысшая оценка), 1-2 — в 3 балла.

Оригинальность ассоциаций в целом согласовывается с творческим потенциалом, но лишь тогда, когда она не превращается в причудливость. Люди, которые придумывают ответы, частота которых в данном контингенте испытуемых более малая за 0,5%, не принадлежат к особенно одаренным.

Как видим, оценка результатов тестирования недостаточно жёсткая: здесь может оказаться своеволие экспериментатора. Станут ли творческими работниками студенты, которые получат наивысший балл? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ожидать несколько десятилетий, все это время наблюдая за испытуемым.

Придерживаясь умного скептицизма относительно тестовой методики, следует помнить, что для повышения надёжности тестов иногда достаточно малозаметного, казалось бы незначительного, усовершенствования.

Наталья Полухина
Игры и упражнения для развития креативности

У большинства детей до 5-7 лет функции практически всех психических проявлений соответствуют правому полушарию. В этом возрасте доминантным (ведущим) будет правое полушарие.

Левое полушарие становится доминантным лишь в более поздние сроки.

Удивительно, но, благодаря незрелости, мозг ребенка чрезвычайно эластичен, мышление и запоминание происходит не только совершенно другим, отличным от способа взрослых путем, но и более эффективно.

Важно давать знания, которые развивают правое полушарие в период раннего детства, так как в более старшем возрасте неразвитое правое полушарие тормозит левое, поэтому активное развитие функций левого полушария мозга желательно только тогда, когда уже есть соответствующие функции правого.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Игры на нахождение противоречий между заданными объектами и явлениями.

«Цепочка противоречий» Н: конфета – это хорошо-, и это плохо -…

Понимание детьми противоречивости способствует:

развитию качеств творческой личности;

развитию умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы;

развитию способности логически оценивать свои действия.

Игры на альтернативное применение предметов в другом качестве, а также их преобразование и усовершенствование.

«Новое применение»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Все знают, для чего нужна тарелка или кастрюля, полотенце или скатерть. Но ведь все эти предметы можно использовать не только по прямому назначению. Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения. Придумайте новое применение таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, зубная щетка и т. д.

«Усовершенствуй предмет»

Цель: развитие фантазии и навыков комбинаторики.

Постарайтесь усовершенствовать названные предметы, добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами.

Игры на развитие ассоциативности. Ассоциативность - способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых;

Игры на решение проблемных ситуаций, вариативность высказывания, игры с использованием приема аналогии.

«Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Детям предлагается назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций: во всем доме погасли все электрические лампочки; стоящее во дворе дерево облеплено птицами.

«Продолжи предложение»

Цель: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи.

Предложить детям продолжить предложение:

Птицы начали вить гнезда, потому что…

«Составь рассуждение»

Цель: учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.

1 вариант: предлагается составить рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используя для связи предложений слова «вот поэтому», «потому что», «в связи с этим».

2 вариант: выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта?», «Почему следует быть честным?»

Игры на дополнение и опредмечивание изображени

«Камушки на берегу»

Цель: способствовать созданию в воображении образа на заданную тему.

Детям показывается картинка и говорится, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит ребят угадать и дорисовать, что же было на берегу.

«Кляксы»

Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений.

«Дорисовки»

Цель: научить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Перед ребенком кладется игровая карточка с набором незавершенных рисунков и предлагается дорисовать их.

Игры на составление образа из заданных элементов.

«Конструирование фраз»

Цель: способствовать развитию навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.

Ребенку раздаются картинки, предлагается подобрать пары и соединить их в предложение.

«Активные буквы»

Цель: Развитие образной беглости; развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определеной буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

Задание: Попросить ребенка назвать действия, которые начинаются на букву «Б», предложить дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия».

«Мозаика»

Цель: упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур, развитие вариативности мышления.

Материал: разноцветные геометрические фигуры.

Взрослый предлагает ребенку придумать и составить из данных фигур как можно больше вариантов предметов.

«Придумай слова»

Цель: развить умение подбирать различные варианты слов на заданный слог.

Ребенку дается задание придумать слова, начинающиеся на слоги СА, МА, КА, ТА и т. д. или заканчивающиеся на данные слоги.

Игры на нахождение сходства между заданными объектами и явления

«Классификация»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ребенку предлагается разделить предметы на возможные группы.

«Вещи как люди»

Цель: развитие умения подбирать предметы, ориентируясь на определенный признак.

У человека есть руки, ноги. Голова. Животные могут ходить, бегать, прыгать. Но, оказывается, что все это могут делать не только живые существа. Предложить детям перечислить вещи, предметы, явления, которые похожи на людей, зверей тем, что:

У них есть ноги,

У них есть руки (ручки,

Они могут говорить (издавать звуки,

Они могут пить (наполняться жидкостью,

Они могут отдавать окружающим свое тепло.

Игры на развитие системност

Системность - способность видеть предмет или явление как целостную систему.

Игры на сочинение рассказов, самостоятельное выдвижение идей.

«История старого чайника»

Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.

Ребенку задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории.

«Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения при придумывании окончания истории.

Ребенку читают начало какого – либо рассказа и предлагают закончить его.

«Измени сказку»

Цель: учить детей использовать при составлении сказки прием реконструкции.

Ребенку читается название сказок «Три поросенка» и «По щучьему велению». Их просят изменить сказку, так чтобы поросята пустили волка к себе в дом, и его там поджидал Емеля на печке.

Креативность - это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Упражнение №1: “Два случайных слова”

В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: “Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют”.

Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.

Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.

Упражнение №2: “Игра в ассоциации”

Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.

Например, а нашем случае: диктофон…

  • стильный;
  • функциональный;
  • удобный;
  • легкий;
  • белый.

Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…

  • изумрудный;
  • зимний;
  • жареный;
  • ситцевый;
  • сморщенный.

Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Упражнение №3: “Безумный архитектор”

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.

Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.

Упражнение №4: “Час молчания”

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.

В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя “да” , “нет” и “не знаю” . Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.

Упражнение №5: “Тест на креативность”

Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма “99 франков”: “Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм” .

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
© Американский психолог Абрахам Маслоу

Мы уже публиковали статью . Сейчас предлагаем вам практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот, что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:



Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:


P.S.

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!

«Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм». © фильм «99 франков»

Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.

Онлайн-игры

Поймай кота. Игра

«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» - по-французски).

Друдлы

Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов .

IQ Ball

«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть .

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть .

8 ферзей

8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть .

Оффлайн-игры

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

Буриме

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

Крокодил (Пантомимы)

Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.

Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .

Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.