Экспертиза в ДОУ. Педагогический кроссворд с ответами

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Предлагаю вашему вниманию кроссворд «Экспертиза в дошкольном образовании».
Данный кроссворд будет полезен старшим воспитателям, методистам ДОО, педагогам дошкольного образования, студентам педагогических колледжей и вузов. В кроссворде представлены современные трактовки понятий «экспертиза», «эксперт», «экспертные оценки», «научно-педагогическая экспертиза»; как они определяются в дошкольной педагогике.

Цель: отгадывание кроссворда по теме «Экспертиза в дошкольном образовании»

По горизонтали:
1.Один из способов (методов) оценки. (Количественный)
2.Исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. (Экспертиза)
3.Степень соизмерения результатов с затратами, один из важнейших критериев экспертной оценки. (Эффективность)

4.Нормативно-правовой документ дошкольного образования, определяющий требования к психолого-педагогическим условиям воспитания в детском саду; образовательным программам; профессиональной компетенции педагогов; созданию материальной развивающей среды. (Стандарт)


5.Одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга. (Нормирование)

6.Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. (Качество)

7.Процедура, признанная государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольной образовательной организации с присвоением ей вида и категории. (Аккредитация)

8.Предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания; произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства, подвергающийся экспертной оценке. (Игрушка)

По вертикали:
1.Вид мониторинга по масштабу целей образования. (Стратегический)

3.Один из основных принципов, являющийся основополагающим для экспертных оценок современного дошкольного образования. (Гуманизация)

4.Процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательной организации лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. (Лицензирование)

5.Сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса. (Эксперт)

6.Комплексная экспертиза деятельности ДОО с целью выявления ее соответствия (несоответствия) требованиям государственного образовательного стандарта. (Аттестация)

7.Метод, включающий в себя комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анали и обработку с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. (Экспертный)

8.Фамилия исследователя, изучающего системно-комплексный подход в научно-педагогической экспертизе. (Шамова)

Список литературы:
1.Крулехт М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 112 с., 2002

Система функционированиия экспертных групп педагогов ДОУ

Цель работы экспертных групп – отслеживание динамики качества и эффективности осуществления образовательной деятельности педагогов, анализ и получение систематизированной информации о результатах деятельности педколлектива.

Основные направления контрольно аналитической деятельности экспертных групп ДОУ:

Качество календарно-тематического планирования образовательного процесса;

Качество планирования и организации прогулок;

Качество функционирования родительских уголков.

Планирование содержания контрольно-аналитической деятельности на год каждой экспертной группой в соответствии с реализующими задачами и годовым планом ДОУ. (Прилож е ние №2)

Целенаправленный ежемесячный контроль, сбор полученной информации, и её систематизация в специально разработанной форме таблиц. (Приложение №3)

Качественный и сравнительный анализ результатов контроля: выявление особенностей, положительных и отрицательных факторов; оценка качества профессионально-педагогической деятельности.

Представление результатов контроля за месяц на методической оперативке.

Подведение итогов деятельности экспертной группы за год (Приложение №5) .

Оценки результатов контроля ежемесячно фиксируются в электронных таблицах Excel на основе полученных данных.

Рассмотрим содержание этих таблиц (Приложение №4) :

В «шапке» по горизонтали на каждый месяц обозначено содержание контроля (т.е. указано, что проверяется в этом месяце), а по вертикали – все группы. В конце каждого месяца руководители ЭГ по результатам контроля заносят оценки в каждую таблицу и анализируют работу каждой группы за месяц.

Критерии оценки имеют условные обозначения:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется недостаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

балла – есть “изюминки”, творческий подход

Кроме оценок в каждой ячейке по результатам контроля указываются замечания и предлож ения с помощью специальной функции электронных таблиц «примечания».

В конце каждой таблицы по вертикали автоматически считается сумма накопленных за год баллов, по которым вычисляется процент качества и рейтинг группы, что позволяет увидеть уровень качества организации образовательного процесса в каждой группе и в целом по детскому саду за год. А процентные показатели качества работы каждой группы в горизонтальной итоговой строке указывают, в каком направлении коллектив сработал успешно, а где недостаточно и требуется методическая поддержка. Таким образом, предоставляется возможность многогранно проанализировать работу всего педагогического коллектива за год, своевременно и точно определить проблемы и направления работы для дальнейшего развития и совершенствования качества образовательной деятельности педагогического коллектива.

Такая форма управленческой контрольно-аналитической деятельности, как функционирование экспертных групп в ДОУ, предоставляет возможность получать объективные данные о результативности работы каждого педагога, повышает ответственность каждого за конечный результат, способствует деловому стилю взаимоотношений в коллективе. Что значительно влияет на повышение эффективности и результативности педагогического труда, рост профессионального мастерства педагогов. А систематический анализ, поиск и своевременное устранения проблем способствует эффективному повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Приложение №1.

Утверждено:

Заведующая МБДОУ

« Цетр развития ребёнка –

детский сад №18 « Семицветик »

___________ Л.А Сапегина

«_____»_____________2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертной группе педагогов

1. Основные положения.

1.1. Внутренняя экспертная группа является профессиональным объединением педагогов, служащих и управленцев, которое создается в структуре ДОУ, находящемся в режиме развития.

1.2. Создается по инициативе администрации для анализа образовательного процесса с целью повышения его качества через поиск и устранение проблем.

1.3. В экспертную группу могут входить педагоги, владеющие методами проблемно-ориентированного анализа, прогнозирования. Состав ЭГ утверждается приказом заведующей ДОУ.

2. Цели и задачи.

2.1. Анализ и оценка результатов образовательного процесса, качества продукта или проекта по определенным результатам.

2.2. Обеспечение эффективной работы администрации ДОУ по вопросам контроля результативности образовательного процесса. Помощь администрации в изучении результативности работы педагогов, получении объективных данных.

2.3. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

2.5. Помощь педагогам в самовыражении, становлении собственного уникального опыта.

3. Организация деятельности.

3.1. Каждая экспертная группа составляет план ежемесячного контроля в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

3.2. Руководителем экспертными группами является зам. зав. по ВМР или по АХЧ.

3.3. Заседания ЭГ собираются 1 раз в месяц для подведения результатов контроля.

3.5. Эксперт изучает непосредственно вверенный ему раздел деятельности коллектива или объект, формирует свою оценку, подготавливает и отдает руководителю экспертного совета обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных документах.

4. Документация и отчетность.

4.1. Ежемесячно экспертные группы фиксируют результаты контроля, замечания и предложения в протоколах и сдают их руководителю, который их систематизирует и хранит.

4.2. Оценки по результатам контроля ежемесячно заносят в мониторинговую таблицу.

4.3. Протоколы, информация о мониторинге результатов контроля хранятся в делопроизводстве ДОУ.

Приложение №2. Экспертная группа №1.

Ответственный руководитель группы – Казимирова С.В.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

*Планирование мероприятий Недели безопасности.

* Планирование тематического дня.

* Планирование трудовой деятельности дошкольников:

-навыки самоо б служ и вания

-поруч е ния

-дежу р ство

-колле к тивный труд

*Планирование игр-экспериментов: содерж а ние, цель, соотве т ствие возрасту, систем а тичность (не реже 1 раза в неделю)

*Планирование работы по развитию речи:

-работа в книжном уголке

-утренние беседы с детьми

-чтение худож . л и тературы

-индивид у альная р а бота

-разнообр а зие форм работы по РР

*Планирование индив идуальной работы с детьми в соответствии с рекомендациями специалистов и программы «ДЕТСТВО+» (имя ребёнка упра ж нения, цель, резул ь тат)

* Качество планирования занятий по математике: задачи (триед и ные), приёмы и методы (разноо б разие), словарная работа, индивид у альная работа

*Планирование содержания игровой деятельности: игры-драмат и зации, д и дактич е ские игры, разв и вающие игры, с ю жетно-ролевые игры, по д вижные игры, и г ры-экспер и менты

*Планирование работы по художественно –эстетическому направлению:

-работа в из о уголке ,- формы организации изодеятельн о сти ,

-занятия в Академии творчества

*Систематичность планирования тематических дней (ра з нообразие, с о держател ь ность)

*Планирование работы с родителями:

-Разнообразие форм работы с родителями;

-Актуальность, полезность, информир о ванность.

*Подведение итогов и анализ работы группы за год.

Экспертная группа №2.

Ответственный руководитель группы – Колышкина Л.С.

Цель: Анализ условий и качества проведения прогулок с детьми, оказание консультативной помощи н а чинающим педагогам по организации прогулок, выявление интересных, творческих находок педагогов.

Осень

Зима

Весна

Организация трудовой деятельности в природе, трудовые поручения

Спортивные и подвижные игры, упражнения

Режим прогулок, сборы на прогулку – – осуществление индивидуального подхода к детям

Организация наблюдений с детьми

Соблюдение двигательного режима

Организация сюжетно- ролевых игр

Индивидуальная работа с детьми на прогулке (физ. развитие, развитие речи, развитие наблюдательности)

Организация самостоятельной деятельности детей на участке

Изодеятельность детей на прогулке

В течение года:

Соблюдение ТБ и инструкции по охране жизни и здоровья детей

Санитарное состояние участков

Одежда детей – соответствие сезону, индивидуальный подход к ЧДБ

Наличие выносного материала по сезону

Экспертная группа №3.

Ответственный руководитель группы – Семёнова С.Б.

Осень

Зима

Весна

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

* Информация по безопасности.

*Наглядная информация по развитию изобразительных навыков дома (рекомендации, советы)

*Уголок творчества в приёмной

*Уголок приветствия, настроения

*Пед. информация по развитию познавательных способностей

*Поздравления и встреча нового года

*Новогоднее ассорти

*Тематические дни

*Рождественские праздники

* Новогодняя газета («Как я встретил новый год!»)

*Неделя безопасности на дорогах

*Поздравительная открытка «С днём рождения д/с!»

*Комплексная безопасность (материалы для родителей о пожарной безопасности, травматизме, терроризме, опасных предметов, ситуациях и т.д.)

В течение года: * Вести с занятий специалистов ДОУ

*Обращения к родителям (приглашения, благодарности…)

*Личные успехи детей!

Пр иложение №3.

Таблица результатов контроля при проверке календарно-тематического

планирования

Месяц ________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется не достаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Таблица результатов контроля при проверке содержания родительских

уголков

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – содержание уголка не обновляется,

1 балл – содержание уголка соответствует требованиям, но есть замечания и предложения,

2 балла – содержание уголка соответствует требованиям, без замечаний,

дополнительный 1 балл – творческий подход в оформлении содержания.

Таблица результатов контроля при проверке качества проведения прогулок

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – проверяемый объект контроля не организуется,

1 балл – организовано достаточно, но есть замечания и предложения,

2 балла – организуется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Дополнительный 1 балл – творческий подход

Приложение №4. Мониторинг качества календарно-т ематического планирования в 2010 -201 1 г. (Ответственные)

Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования. Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ. Критерии качества дошкольного образования. Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования. Мониторинг качества образования. Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности. Этика поведения эксперта.

Качество образования как приоритетное направление развития системы российского образования. Определение понятия качество дошкольного образования.

Качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образо­вания и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дош­кольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образо­вательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потре­бителей услуг ДОУ.

Качество образования - понятие развивающееся, оно не мо­жет быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рас­сматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:

гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на ов­ладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

деидеологизация дошкольного образования - приоритет общече­ловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России.

В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принци­пов, отечественная система дошкольного образования переориен­тируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в ре­зультате дифференциации содержания основного и дополнитель­ного образования, предоставления широкого спектра платных до­полнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания де­тей в детском саду.

В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:

    предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди­видуального образовательного «маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми;

    обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий;

    гарантией достижения каждым ребенком, систематически по­сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо­вания личности.

Таким образом, качество дошкольного образования - социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие обще­ства, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях со­вершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная ок­раска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.

Нормативно-правая база обеспечения качества дошкольного образования в РФ.

Организация педагогической экспертизы в сфере управления образованием основана на нормативно-правовых документах. Экс­перты руководствуются в своей деятельности федеральными зако­нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Россий­ской Федерации, решениями органов управления образованием.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматри­вает введение и порядок утверждения государственных стандартов образования, компетентной экспертизы деятельности образователь­ных учреждений.

Основные задачи Федерального экспертного совета, его функ­ции, состав и структура, порядок деятельности определяет Поло­жение о Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования Российской Федерации (приказ Ми­нистерства образования (МО) РФ от 23.10.93 № 444).

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного образования особое значение имеет Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении (Постановление Прави­тельства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функ­цию примерного для негосударственных учреждений системы дош­кольного воспитания.

Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15).

V Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек определяет Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19 - 12 «О психолого-педагогических требовани­ях к играм и игрушкам в современных условиях», v Проведение экспертизы при лицензировании образовательных учреждений определяет Положение о порядке лицензирования обра­зовательных учреждений (приказ МО РФ от 17.11.94 № 442). Требова­ния к процедуре аттестации по технологии экспертных оценок уста­навливает приказ МО РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении доку­ментов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической и уп­равленческой деятельности воспитателей и руководителей дошкольных учреждений исходит из Типового положения об аттес­тации педагогических и руководящих работников государствен­ных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (приказ МО РФ от 17.06.93 № 256).

Министерство образования России, разрабатывая и реализуя концепцию развития образования в стране, выступает основным заказчиком и организатором экспертизы во всех областях приме­нения экспертных методов в педагогике. Современный механизм управления системой образования предусматривает распределение прав, полномочий и ответственности между министерством и крае­выми, областными комитетами и управлениями, а также город­скими, районными управлениями и отделами образования. Поэтому функции экспертизы все шире используются во всех структур­ных компонентах системы образования.

Управление качеством дошкольного образования, основные этапы.

Под «качеством продукции» понимается совокупность потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя (в моем случае потребителем является социум, точнее – семья, родители воспитанников). Набор этих качеств определяют стандарты.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Под качеством управления дошкольным образовательным учреждением понимается совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. И здесь особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Характеристики качественной работы руководителя ДОУ складываются на пересечении четырёх линий его деятельности:

Ресурсообеспечения и ресурсосбережения (в том числе здоровьесбережения);

Организации воспитательной работы и её методического обеспечения;

Экспертизы образовательных инноваций и проектов, организации мониторинга их реализации;

Стимулирования развития педагогического коллектива в системе построения диалогических взаимоотношений.

В качестве основных управленческих умений руководителя дошкольного учреждения по управлению качеством образовательного процесса, выступают:

· адресованность управленческих воздействий, умение привлечь внимание к проблемам развивающего взаимодействия, доброжелательность обращений и разъяснений заведующей и старшего воспитателя;

· аргументированность их точек зрения, проявляющаяся через обоснование распоряжений, поручений, просьб, оценок;

·преобладание положительных оценок действий воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей детей над отрицательными.

1. Первым компонентом модели управления качеством дошкольного образования является изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляют потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров дошкольного образовательного учреждения. Эту работу выполняют психологи. Результатом этого этапа является сформулированный перечень требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения исходя из требований социального заказа родителей.

На третьем этапе осуществляется планирование и отбор образовательных программ и технологий. Здесь открывается широкое поле деятельности для реального выбора, проявления творчества педагогов и реализации инновационных проектов.

На четвертом этапе решается задача нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Особую значимость приобретает материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений ДОУ, а также участка должна обеспечивать развитие и эмоциональное благополучие ребенка, его комфортное пребывание в детском саду, отвечать его интересам и потребностям.

Пятый этап - отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации.

Шестой этап – первичная диагностика учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, наклонностей, потребностей, уровня физического развития для того, чтобы определить его оптимальную образовательную траекторию.

Седьмой этап - организация учебного процесса. Система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования. Развивающее образование, ориентированное на каждого ребенка, основной целью ставит не усвоение знаний, умений или навыков в строго заданном объеме, а развитие ребенка.

Восьмой этап – текущий контроль образовательного процесса.

Девятый этап - итоговая диагностика воспитанников.

Десятый этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников, что стало возможным, прежде всего, через установление прочных связей со средними общеобразовательными учреждениями и родителями выпускников. При этом акцентируется внимание на анализе характера адаптации детей, уровня их успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленным целям, своей миссии, требованиям социальных заказчиков. На основании анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин несоответствий. Эти мероприятия направлены на корректировку основных целей и направлений деятельности ДОУ.

Научно-педагогическая экспертиза как механизм изучения качества дошкольного образования.

Экспертиза - слово латинского происхождения, означающее исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. В свою очередь, экс­перт означает сведущее лицо, приглашаемое в спорных или труд­ных случаях для экспертизы.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в по­следние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных про­грамм и технологий, стандартов образования, а также расшире­ние финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления.

Способность принять верное управленческое решение на осно­ве научно-обоснованной экспертной оценки - одно из важней­ших профессиональных умений менеджера образования как спе­циалиста, профессионально осуществляющего функции управле­ния на основе современных научных методов руководства.

Новым в педагогической практике является аттестация и ак­кредитация дошкольных учреждений, механизм осуществления ко­торых основан на научно-педагогической экспертизе.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, рас­крывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1. рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,

проблем, результатов педагогической деятельности, а также прогно­

зирование развития системы образования, экспертная оценка аль­

тернативных решений и определение наиболее предпочтительных

вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­

ния качества и обновления содержания образования, оказания кон­

уч­реждений;

2. комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на

получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с

целью принятия компетентных решений в области управления

образованием;

3. показатель профессиональной компетенции, как одной из про­

фессиональных обязанностей менеджера образования.

Экспертная оценка - результат научно-педагогической экспер­тизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Мониторинг качества образования.

Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформирова­нием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.

Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor ^ (мо­нитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.

Мониторинг качества образования - понятие емкое и много­гранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга

    систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио­нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно­го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;

    относительно самостоятельное звено в управленческом цикле, обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, мероприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;

    возможность правильно оценить степень, направление и причи­ны отклонений.

В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:

    разработка государственных (региональных) стандартов до­школьного образования;

    операционализация стандартов в индикаторах (показателях,

    измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож­но судить о достижении стандартов;

    проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),сбор данных и оценка результативности и качества образователь­ных услуг ДОУ;

    принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное

    развитие системы дошкольного образования, оценку результатов принятых мер в соответствии со стандартами;

    возможность изменения, корректировки самого стандарта.

Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, нор­ме. Нормирование - одно из самых необходимых условий и осно­ваний мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты кор­ректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогиче­ских наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, пока­затели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности - результаты образования. Это обус­ловливает одну из сложнейших проблем мониторинга - проблему измеримости его показателей.

Следует подчеркнуть также, что мониторинг - это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мо­ниторинг не может повысить качества образования - он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.

Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппара­та мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров обра­зования) или коллективного органа, реализующего механизм мо­ниторинга.

В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного об­разования.

Основание для классификации:

Вид мониторинга:

Масштаб целей образования

Стратегический Тактический Оперативный

Этап проведения педагогической диагностики

Первичный Промежуточный Итоговый

Временная зависимость

Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий

Частота процедуры

Разовый Периодический Систематический

Охват объектов для мониторинга

Локальный Выборочный Сплошной

Организационные формы мониторинга

Индивидуальный Групповой Фронтальный

Формы объект-субъектных отношений

Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ

Используемый инструментарий

Стандартизированный Нестандартизированный

Статус эксперта и требования, предъявляемые к его компетентности.

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязан­ностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом “Экспертного совета”.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

    компетентность;

    креативность, развитые творческие способности, позволяю­щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре­шения противоречий;

    отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль­шинства;

    научная объективность;

    аналитичность, широта и конструктивность мышления;

    позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз­ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Этика поведения эксперта.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Тенденции развития качества дошкольного образования.

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д.

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы :

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Срок аккредитации - пять лет".