Задачи:

Образовательные:

формировать элементарные представления о происхождении герба г.Стародуба;

закреплять представления воспитанников о своем родном крае, достопримечательностях малой Родины;

Развивающая:

развивать речь, как средство общения; активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Воспитательная :

воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю; формировать интерес к познанию родного края.

Материал:

Демонстрационный : иллюстрации достопримечательностей города, сундучок, фланелеграф, аудиозапись песни «Любимый Стародуб» и мелодия из произведения Моцерта.

Раздаточный: шаблоны листьев дуба, Лего-конструкторы , медальки.

Предварительная работа: Беседы о родном городе; рассматривание фотографий, иллюстраций города и достопримечательностей; создание в группе мини-альбома «Стародуб – мой город»; чтение и заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу (посещение культурных и памятных мест); словесные игры по теме; сюжетно-ролевые игры детей («Дом Культуры», «В больнице», «Музей», «Почта»)

Ход занятия

Воспитатель :

Дорогие ребята, приглашаю вас пройти в группу.

Ребята у нас сегодня необычное утро к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них добрыми глазами, поприветствуем и подарим им добрую улыбку. Присаживайтесь.Предлагаю вашему вниманию красивое стихотворение. Вы готовы слушать?

Дети : Да

Воспитатель:

Люблю я город свой

Люблю я край родной

И рада, что живу я тут

Где новых все открытий ждут

Наш город расцветает

Как будто он живой

И каждый гость пусть знает,

Про город наш родной.

Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?(о родном крае, о нашем городе, о малой родине)

Воспитатель: А что мы называем малая родина?

Дети : где я родился и вырос, где живут наши любимые родители, где мы сделали первые шаги, где растет мой братик…мой родной детский сад.

Воспитатель: Правильно вы всё сказали, Малая Родина – это уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Воспитатель: Назовите нашу малую родину

Дети :Стародуб.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети : Стародубчане.

Воспитатель: Ребята, г. Стародуб – один из древнейших городов Брянского края и город наш занесён в список древнейших городов России. История Стародубщины уходит своими корнями в далекое прошлое. Произошло название города, ставшего центром района, от дубовых лесов, окружавших его в давние времена, а в частности, от дуба - великана.

Дети : мой папа рассказывал про дуб…..и т.д.

Воспитатель: хорошо, что ваши близкие люди вам рассказывают события из истории земли Стародубской. У нашего родного города есть свой главный символ-герб.

Посмотрите,как выглядит исторический герб нашего родного города. (рассматриваем на фланелеграф герба)

Дети: изображен старый толстый дуб, грустный, у него с справа есть листики дубовые, а слева нету.

Воспитатель: Исторический герб Стародуба: «дуб старый, стоящий на зеленой земле, поле белое».

Дети :

Дуб - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря.

Дуб -символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа.

В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

Дуб – дерево-долгожитель.

Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава. Из коры дуба ещё изготавливают лекарственные отвар, настойки.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни, есть желуди.

Воспитатель: вы большие молодцы, много знаете интересного про дуб.

Воспитатель. Ребята, а предлагаю вам сказать о нашем родном городе добрые и красивые слова. Оживим словами наш могучий дуб. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и вешает листик к дереву.

Дети :

Культурный, город добрых людей, спортивный, красивый, родной, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, город хороших людей, Стародуб-капелька России.

Воспитатель: я с вами полностью согласна, наш город Стародуб самый замечательный, самый родной сердцу уголок.

Радостный и величавый получился наш дуб.

Ребята хотелось бы вам на минутку превратиться в дубочки? Попробуем.

Физминутка.

На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!

Воспитатель: Хорошо у нас получилось. Ребята, а что это тут у нас под нашим дубом? Сундучок волшебный. Посмотрим что там за сюрприз. Попробуем открыть?

(Да. Дети открывают и не могут открыть)

Воспитатель: Что же делать? Как же быть?

Чтобы открыть волшебный сундучок, нам что то нужно сделать, какие будут предложения? (рассказать стих, задание выполнить, может рассказать о родном городе, о наших любимых местах или построить здания.)

Воспитатель: Интересное предложение. А чтобы вы хотели построить?

Дети :

наш любимый детский сад, музей, спортивный комплекс.

Очень хорошо вы придумали.(на столах стоят фотографии зданий.) Тогда я предлагаю разделиться на 3 группы:

1 группа пройдет к столу,где строят спортивный комплекс.

2 группа пройдет к столу, где строят наш любимый детский сад «Березка»

3группа пройдет к столу, где строят краеведческий музей

(звучит музыка любимый Стародуб)

(В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

Воспитатель: Время подошло к концу.

Ребята посмотрим, что у вас получилось.

Дети :

(Подходят все дети к 1 столу и рассказывают, что они построили и так ко 2, 3 столу.)

Воспитатель: Как здорово получилась, красиво. Мне понравилось, что вы вместе строили, договаривались. Каждый из вас принимал участие в строительстве своего здания.

Звучит музыка.

Воспитатель: Я уверена, что это музыка не зря зазвучала. Это в нашем волшебном сундучке, может он открылся?

Дети : ура, открылся, все правильно сделали.

Воспитатель: Это сюрприз от нашего дерева дуба, дерева-добрых слов (воспитанники берут себе медали)

Что сделаем с остывшими медалями?

Дети : я хочу подарить Вам, маме, а я гостям….

Воспитатель: Умнички мои. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с гербом Стародуба для вас было интересным и познавательным. Вам понравилось заниматься?

Предлагаю вам выполнить д/з. нарисовать свое любимое место, свой родной край. Пришло время прощаться с гостями. (До свидания!)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе

Тема: «Мой родной город Стародуб»

Задачи:

Образовательные:

формировать элементарные представления о происхождении герба г.Стародуба;

закреплять представления воспитанников о своем родном крае, достопримечательностях малой Родины;

Развивающая:

развивать речь, как средство общения; активизировать и обогащать словарный запас по теме.

Воспитательная :

воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю; формировать интерес к познанию родного края.

Материал:

Демонстрационный : иллюстрации достопримечательностей города, сундучок, фланелеграф, аудиозапись песни «Любимый Стародуб» и мелодия из произведения Моцерта.

Раздаточный: шаблоны листьев дуба, конструкторы, медальки.

Предварительная работа: Беседы о родном городе; рассматривание фотографий, иллюстраций города и достопримечательностей; создание в группе мини-альбома «Стародуб – мой город»; чтение и заучивание стихотворений о Родине, экскурсии по городу (посещение культурных и памятных мест); словесные игры по теме; сюжетно-ролевые игры детей («Дом Культуры», «В больнице», «Музей», «Почта»)

Ход занятия

Воспитатель :

Дорогие ребята, приглашаю вас пройти в группу.

Ребята у нас сегодня необычное утро к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них добрыми глазами, поприветствуем и подарим им добрую улыбку. Присаживайтесь.Предлагаю вашему вниманию красивое стихотворение. Вы готовы слушать?

Дети : Да

Воспитатель:

Люблю я город свой

Люблю я край родной

И рада, что живу я тут

Где новых все открытий ждут

Наш город расцветает

Как будто он живой

И каждый гость пусть знает,

Про город наш родной.

Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?(о родном крае, о нашем городе, о малой родине)

Воспитатель: А что мы называем малая родина?

Дети : где я родился и вырос, где живут наши любимые родители, где мы сделали первые шаги, где растет мой братик…мой родной детский сад.

Воспитатель: Правильно вы всё сказали, Малая Родина – это уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Воспитатель: Назовите нашу малую родину

Дети :Стародуб.

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети : Стародубчане.

Воспитатель: Ребята, г. Стародуб – один из древнейших городов Брянского края и город наш занесён в список древнейших городов России. История Стародубщины уходит своими корнями в далекое прошлое. Произошло название города, ставшего центром района, от дубовых лесов, окружавших его в давние времена, а в частности, от дуба - великана.

Дети : мой папа рассказывал про дуб…..и т.д.

Воспитатель: хорошо, что ваши близкие люди вам рассказывают события из истории земли Стародубской. У нашего родного города есть свой главный символ-герб.

Посмотрите,как выглядит исторический герб нашего родного города. (рассматриваем на фланелеграф герба)

Дети: изображен старый толстый дуб, грустный, у него с справа есть листики дубовые, а слева нету.

Воспитатель: Исторический герб Стародуба: «дуб старый, стоящий на зеленой земле, поле белое».

Дети :

Дуб - очень сильное, величественное, дерево, напоминающее своими качествами былинного богатыря.

Дуб -символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа.

В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

Дуб – дерево-долгожитель.

Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава. Из коры дуба ещё изготавливают лекарственные отвар, настойки.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни, есть желуди.

Воспитатель: вы большие молодцы, много знаете интересного про дуб.

Игра. «Дерево добрых красивых слов»

Воспитатель. Ребята, а предлагаю вам сказать о нашем родном городе добрые и красивые слова. Оживим словами наш могучий дуб. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и вешает листик к дереву.

Дети :

Культурный, город добрых людей, спортивный, красивый, родной, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, город хороших людей, Стародуб-капелька России.

Воспитатель: я с вами полностью согласна, наш город Стародуб самый замечательный, самый родной сердцу уголок.

Радостный и величавый получился наш дуб.

Ребята хотелось бы вам на минутку превратиться в дубочки? Попробуем.

Физминутка.

На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)

Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!

Воспитатель: Хорошо у нас получилось. Ребята, а что это тут у нас под нашим дубом? Сундучок волшебный. Посмотрим что там за сюрприз. Попробуем открыть?

(Да. Дети открывают и не могут открыть)

Воспитатель: Что же делать? Как же быть?

Чтобы открыть волшебный сундучок, нам что то нужно сделать, какие будут предложения? (рассказать стих, задание выполнить, может рассказать о родном городе, о наших любимых местах или построить здания.)

Воспитатель: Интересное предложение. А чтобы вы хотели построить?

Дети :

Наш любимый детский сад, музей, спортивный комплекс.

Очень хорошо вы придумали.(на столах стоят фотографии зданий.) Тогда я предлагаю разделиться на 3 группы:

1 группа пройдет к столу,где строят спортивный комплекс.

2 группа пройдет к столу, где строят наш любимый детский сад «Березка»

3группа пройдет к столу, где строят краеведческий музей

(звучит музыка любимый Стародуб)

(В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

Воспитатель: Время подошло к концу.

Ребята посмотрим, что у вас получилось.

Дети :

(Подходят все дети к 1 столу и рассказывают, что они построили и так ко 2, 3 столу.)

Воспитатель: Как здорово получилась, красиво. Мне понравилось, что вы вместе строили, договаривались. Каждый из вас принимал участие в строительстве своего здания.

Звучит музыка.

Воспитатель: Я уверена, что это музыка не зря зазвучала. Это в нашем волшебном сундучке, может он открылся?

Дети : ура, открылся, все правильно сделали.

Воспитатель: Это сюрприз от нашего дерева дуба, дерева-добрых слов (воспитанники берут себе медали)

Что сделаем с остывшими медалями?

Дети : я хочу подарить Вам, маме, а я гостям….

Воспитатель: Умнички мои. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с гербом Стародуба для вас было интересным и познавательным. Вам понравилось заниматься?

Предлагаю вам выполнить д/з. нарисовать свое любимое место, свой родной край. Пришло время прощаться с гостями. (До свидания!)


Проект "Моя Родина-Россия". Старший дошкольный возраст

Актуальность : Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
Цель проекта : Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю
Задачи проекта:
- Дать знания детям об истории родной страны, символике, достопримечательностями
- Расширить знания детей разнообразии флоры и фауны страны.
- Воспитывать любовь к родной стране, к русским национальным героям. Гордится тем, что ты россиянин.
- Познакомить с праздниками, культурой и традициями русского народа.
Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: родители, воспитатели, дети подготовительной к школе группы группы

Возраст детей: 6-7 лет.

Этапы работы над проектом.

1 этап.

Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, игр,; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
2 этап.
Беседы: «Кто такие патриоты?», «Самая большая страна», «Самое глубокое озеро», «Самая длинная река».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России».
-Просмотр мультфильма «Россия».
-Прослушивание и разучивание гимна России
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
- Приобщение к художественному слову: чтение И. Токмакова «Чудо Георгия о змее».
-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья».
-Презентации: «Наша Родина-Россия»
-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания; аудиозапись с военным маршем, флаги, атрибутика военных; фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
-Наблюдение: «Где мы видим флаг России».
-Создание альбома «Города России
-Посещение краеведческого музея.
-Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль»
-Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость».
-Создание герба группы.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота».
-Спортивная игра «Крепость и защита».
-Выставка творческих работ детей.
- Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
- Викторина «Что? Где? Когда?».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
-Участие в создании коллекций, предоставление коллекции старинных монет.
-рекомендации родителям организовать экскурсию в краеведческий музей.
Заключительный этап:
Фото – выставка «Россия»
Выставка рисунков «Моя страна»
Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Конспект ННОД по ознакомлению с окружающим по теме

«Широка страна моя родная»

Задачи :

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

Уточнить и систематизировать знания о столице России, формировать представления о Москве, как о главном городе нашей страны.

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Закрепить и обобщить знания о символах: флаге, гербе и гимне.

Воспитывать гражданско - патриотические чувства.

Оборудование и материалы : Иллюстрации с символикой России (флаг и герб), телевизор для просмотра слайдов и презентации, магнитофон.

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей

Предварительная работа : Беседы, чтение стихотворений о Родине, сказок народов России, заучивание пословиц и поговорок о Родине.

Словарная работа : Объяснение слов «Русь», «град», «столица»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Звучит песня «Широка страна моя родная» композитора М. Дунаевского

Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (ответы детей). Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе. Посмотрите, как пишется это слово (Воспитатель крупными печатными буквами пишет слово «Россия»)

В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, большие города, удивительные люди. Ни одна страна не имеет такой огромной территории, как Россия.

Показ 1 слайда с географическим расположением России.

Послушайте стихотворение о России Натальи Забилы «Наша Родина», которое прочитает Валя.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света. Кто из вас напомнит названия частей света? (ответы детей)

Россия граничит с 16 государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Посмотрите, (педагог показывает на карте границы России) как проходят границы: не только по суше, но и по воде. С соседями надо жить в дружбе и мире.

Ребята, а какие государственные символы России вы знаете? (Ответы детей)

Показ 2 слайда с символикой России.

Флаг - это прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета. Российский флаг - символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть государственные флаги? (ответы детей)

Что обозначают цвета на флаге? (ответы детей)

Посмотрите на этот символ. Что это? (ответы детей)

Герб - это отличительный знак государства. Где вы видели изображение герба? (ответы детей) .

Какой символ вы ещё знаете? (ответы детей)

Послушайте гимн (Звучит фонограмма гимна)

А вы знаете, что такое гимн? (ответы детей)

Когда он исполняется? (ответы детей)

А кто знает, как надо слушать гимн? (ответы детей)

В нашей стране более тысячи городов и у каждого города своя символика.

Какие города вы знаете? (дети перечисляют знакомые города)

Вы перечислили много названий городов, а знаете, какой главный город в нашей стране? (ответы детей) .

Сейчас мы с вами попадём в столицу нашей Родины, которую называют белокаменной, златоглавой, красно звонной, хлебосольной, приветливой

Москва по - особенному разговаривает со своими гостями и горожанами (Включаем запись колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля и слайд с изображением Кремля). Вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве.

Показ 3 слайда с символикой Москвы

Москва - столица нашей Родины. А как вы понимаете слово «столица»? (размышления детей)

Столица - это главный город государства. Повторите, что обозначает слово «столица». В столице находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и самый красивый город России. В старину люди говорили «Град Москва - всей Руси глава».

А, что за голубые ниточки тянутся по всей территории России? (ответы детей)

Назовите, какие реки вы знаете? (ответы детей)

В народе говорят «Русский человек без Родины не живёт». Родина - это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне, все мы говорим на одном языке, имеем одинаковые паспорта и все горячо любим свою Родину.

Давайте поиграем в игру «Кто в какой стране живёт» ( Формировать представление, что на свете много разных стран, закрепить названия стран)

Вспомните пословицы и поговорки о Родине.

Сегодня мы попутешествуем по России. Но, чтобы объехать нашу огромную страну, понадобятся все виды транспорта. Отправляемся!

Физкультминутка.

На лошади ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Тр - р! Стоп! Разворот. На реке - пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везёт, надо сесть в самолёт.

Самолёт летит, в нём мотор гудит: У –у- у- у- у.

Наша страна великая, сильная и красивая, она сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много.

Вспомните и назовите, какие народы проживают на нашей территории? (ответы детей)

Правильно, ребята! Русские, чуваши, мордва, татары, башкиры – они проживают в средней части России. Чукчи, ненцы, коми – на севере страны, осетины, ингуши – на юге России. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Просмотр презентации с комментариями о народах, населяющих Россию.

Итог: Наша страна сильна единством, дружбой разных народов и будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.

Ребята, а вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

Ала Кожухарь
Конспект НОД «Широка страна моя родная» в подготовительной группе

«ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ» КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Тема: Широка страна моя родная

Цели : Коррекционно-образовательные:

Развивать навыки связной речи;

Расширять и уточнить словарный запас;

Расширять знания о родном городе;

Коррекционно-развивающие:

Развивать память и воображение;

Развивать графические навыки;

Коррекционно-воспитательные:

Закреплять знания детей о названии страны ее природе;

Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Наглядный материал и оборудование: карта России для детей, сюжетные картинки лесов, рек, морей, гор, городов нашей страны, мольберт, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит песня «Широка страна моя родная». Слова И. Дунаевский, муз. В. Лебедев-Кумач.

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Логопед : Ребята, как вы понимаете выражение: «Широка страна моя родная!»? (Она большая.)

Логопед: Как называется наша страна? (Россия.)

Логопед : Да, Россия – наша с вами Родина. Прислушайтесь: Родина, это слово похоже на знакомые нам слова: родная, родные, родители. Родиной называют место, где мы родились и живем. Какая она большая! В ней много разных городов: больших и маленьких. Как называется главный город нашей страны? (Главный город нашей Родины – Москва.)

Логопед : Как называется город, в котором мы живем? (Город Мытищи.)

Логопед: Наш город - Мытищи расположен рядом с Москвой. Какие еще вы знаете города?

Логопед : Посмотрите на нашу карту. Вот Россия, это её границы, вот Москва, Мытищи – все это наша Родина, страна. На карте вы видите разные цвета. Как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (Голубым цветом обозначены – реки, озера, моря.)

Логопед: Много голубого цвета на карте страны? (Да.)

Логопед : Правильно, в России много рек, морей, У каждой реки, моря, есть свое название. Какие вы знаете реки? (Лена, Дон, Волга, Енисей.)

Логопед: Кто скажет, куда же бежит река? (В море.)

Логопед : По берегам России много морей. Море – большое царство воды. Чем отличается река от моря? (Море бескрайнее, а у реки можно увидеть берег.)

Логопед: Какие, вы знаете моря? (Черное, Красное, Азовское.)

Логопед: Кто из вас был на море? Какие у вас впечатления? Какая вода была на море? (Соленая.)

Подвижная игра: «Море волнуется».

Правила игры: выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются).

Ведущий: Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

Игроки замирают, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой – игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего – отгадать, что эта за фигура.

Логопед : А что на карте обозначено зеленым цветом? (Зеленым цветом обозначены леса.)

Логопед: В России есть огромный, непроходимый, дикий хвойный лес - Сибирская тайга. Наша Родина богата лесами. Скажите, какая от них польза? (Ответы детей.)

Логопед : Лес – это дерево, из которого делают различные предметы, бумагу, картон. В лесу живет много животных.

Логопед : Коричневым цветом обозначены – горы. Какие горы вы знаете? (Уральские, Кавказские, Алтайские, Сибирские.)

Логопед : На Кавказе есть гора Эльбрус – эта самая высокая гора России. Поднимаясь все выше и выше в горы, трава исчезает. С чем это связано? Почему на самой вершине лежит снег? (На вершине горы очень холодно.)

Логопед: Много интересного и хорошего есть в нашей стране. А именно, бескрайние ее просторы наполнены реками, лесами, горами. Ребята, а теперь для вас очень интересное задание: на мольберте большой лист бумаги, на котором вы нарисуете Родину. Каждый по очереди подходит и рисует то, что для него важно. (Дети рисуют дома, родителей, цветы, деревья, реки, небо, солнце,)

Итог занятия .

Логопед : Чем богата наша страна? (Наша страна богата реками, лесами, горами.)

Логопед: Для того, чтобы все это сохранить надо любить …. (Логопед называет нарисованные детьми предметы.) Это есть наша Родина!

НОД «Широка страна моя родная…»

Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Физическая культура, Музыка, Чтение художественной литературы.

Задачи:

Закрепление знаний детей о нашей стране, о нашем городе, его достопримечательностях («Познание»);

Систематизация знания детей о символике государства («Познание»);

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу («Социализация»);

Совершенствовать умение отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь («Коммуникация»);

Воспитывать любовь к произведениям русских поэтов («Чтение художественной литературы»);

Воспитывать желание исполнять музыкальное произведение патриотического характера («Музыка»);

Совершенствовать двигательную активность детей через подвижные народные игры («Физическая культура»);

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц («Чтение художественной литературы»);

Уточнить знания детей о народных символах страны – березке, матрешке («Познание»);

- закрепить названия российских городов, названия рек, народных промыслов, праздников («Познание»);

Воспитывать эмоционально – положительный отклик на красоту русской природы, талант русского народа («Познание»);

Совершенствовать умение создавать целое из частей через игровую деятельность («Социализация»).

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная; восприятие художественной литературы.

Методы и приемы: - практические

Наглядные

Словесные

Игровые

Предварительная работа:

Разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, народных игр, хороводов; пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе.

Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, городе;

Рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, города;

Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Экскурсии по городу.

Звучит песня о Родине. Дети под музыку входят в зал (мальчики с флажками, девочки с голубями). Выполняют перестроения, садятся на стульчики.

Ведущая: Дорогие гости, дети, сегодня в этом зале мы собрались, чтобы воспеть хвалу нашей великой державе.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Ребята, я в руках держу модель земли. Что это? (глобус). Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете? (ответы детей). Но есть на глобусе лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной. Как называется наша страна? (Россия).

Правильно, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. У нашей страны удивительно красивое и звучное имя – Россия. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки – 24 часа. (Слайд карты мира)

Какие слова можно сказать о величине нашей страны? (большая, огромная, величавая, необъятная, красивая, сильная). Посмотрите, на карте она выделена особым цветом.

Много поэтов написали замечательные слова о нашей большой Родине. Предлагаю их послушать.

Ребенок 1: Вот она, Россия – наша страна,

Очень и очень большая она,

Россия – родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем.

Ребенок 2: Под теплым солнцем выростая,

Мы дружно, весело живем,

Россия, милая, родная

Цвети и крепни с каждым днем!

Ребенок 3: Сколько сказочных мест у России!

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Ребенок 4: Под самым небом – горные дороги,

Внизу – поля, раздолье, ширина.

Бегут тропинки и пути – дороги…

Просторы эти – родина моя!

Ведущая: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Почему мы говорим Россия – наше Отечество? (в ней испокон веку жили отцы и деды наши). А почему Россия – наша Родина? (Родиной зовём мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком. Она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, защищает и бережёт от всяких врагов).

Дети, а что такое Родина для каждого из вас? (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна).

Ребенок 1: Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем

Ребенок 2: Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Ребенок 3: Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем.

И под небом синим-синим

Флаг россии над Кремлем.

Дети исполняют песню «Что зовем мы Родиной?».

Ведущая: А сейчас, ребята мы с вами будем выкладывать из букв слова Родина и Россия (дети работают у мольбертов).

Звучит музыка, в зал входит Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Как вас много! А что это вы здесь делаете? А варенье будет? А конфеты? Я так запыхался, когда летел к вам!

Ведущий: Здравствуй, здравствуй, дорогой Карлсон! Видно летел ты издалека. Ты, наверное, очень устал?
Карлсон: Конечно, ещё спрашиваете! Я живу очень далеко, в другой стране, в очень большом городе, на самой высокой крыше!
Ведущий: Уважаемый Карлсон, а как же называется страна, в которой ты живешь? Какой главный город твоей страны?
Карлсон: А я не знаю как называется страна и город! Зачем мне знать? Я живу на крыше, оттуда все и всех видно. Я летаю везде, где захочу. А разве вы знаете, как называется ваша страна?!
Ведущий: Конечно, Карлсон, наши ребята знают, как называется наша страна, и как называется главный город страны! Правда, ребята?
Карлсон: (спрашивает у детей) Что-то мне не очень верится! Ну-ка ответьте мне в какой стране вы живете?! (ответы детей)
Ведущий: Вот видишь, я же говорила, что наши ребята все знают!

Карлсон: А какой главный город вашей страны? (Слайд Москвы с Кремлем)

Ведущая: Ребята, кто расскажет стихотворение о Москве?

Ребенок: Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя!.

Ведущая: А чем отличается наше государство от другого? (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом).

Всё правильно. У каждой страны, Карлсон, есть свои государственные символы. Это официальные знаки отличия страны от других стран. Какие, дети? (гимн, флаг, герб)

Карлсон: А у меня в кармане столько разных картинок (достает флаги разных стран). Найдите, ребята, флаг вашей страны (дети выбирают из предложенных флаг России). (Слайд с флагом России)

Ведущая: Дети, а как выглядит флаг россии ? (Это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос разного цвета) Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге? (Ответы детей)

Давайте вспомним, что обозначают эти цвета (белый цвет-благородство, чистоту души, синий-честность, верность, красный - смелость и великодушие, мужество, отвагу).

Ребенок: Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Цвета Российского флага выбраны неслучайно. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна на Руси считались самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

Дидактическая игра «Составь флаг России».

(Слайд герба России)

Ведущая: Ребята, а что вы знаете о гербе России? Что на нем изображено? (На гербе изображен золотой двуглавый орел, а на груди у орла воин Георгий Победоносец).

Почему орел двуглавый? (Чтобы видеть всю огромную Россию: одна голова смотрит на восток, другая на запад).

Что обозначает изображение орла на гербе? (силу, что наше государство сильное, непобедимое).

Действительно, у нас красивый герб. Он символизурует победу добра над злом. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Ребенок: У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Для того чтобы запомнить как выглядит герб нашей страны, давайте разделимся на две команды и соберем пазлы с изображением герба на скорость.

Игра «Собери герб страны».

Ведущая: Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили? (гимн)

А что такое гимн? (Это торжественная, главная песня страны).

Когда исполняется гимн? (ответы) Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях: при поднятии флага, привручении наград, при встрече иностранных гостей. И сейчас мы с вами будем слушать гимн.

Давайте, вспомним, как надо слушать гимн (стоя, не разговаривать). А почему, ребята, как вы думаете? (этим мы выражаем уважение к своей стране). Давайте, прослушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные, торжественные слова о России (включается запись, дети слушают стоя)

После окончания музыки ведущая предлагает детям и гостям сесть.

Карлсон: Ребята, скажите, а где в Росии вы живете? (в городе Новокуйбышевск).

(Слайд родного города)

Ведущая: Карлсон, Россия – огромная страна. В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди, много городов, сел, деревень, которые имеют свое название. Сейчас, Карлсон, ребята скажут много добрых слов о своем родном городе. Послушай их.

Ребенок 1: Есть небольшой, но славный город

Над волгой, русскою рекой.

Года идут, а он все молод,

Наш новокуйбышевск родной.

Ребенок 2: свой город любит каждый житель,

Народ хороший, трудовой.

Нефтяник, химик и строитель

Живут здесь дружною семьей.

Ребенок 3: идут от площади кварталы

Благоустроенных домов.

На карте родины немало

Таких хороших городов.

Ребенок 4: Мы город свой с любовью украшаем,

Чтоб чисто и уютно было в нем.

Ведь мы одна семья, семья большая,

Пусть хорошеет наш любимый дом.

Ведущая: Карлсон, а хочешь узнать, чем славится наша Родина?

Карлсон: Конечно, хочу. Расскажите мне, ребята.

Ребенок 1: Как велика моя земля,

Как широки просторы

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Ребенок 2: раскинулась моя страна

От севера до юга: когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

(Во время чтения стихотворения на экране демонстрируются пейзажи России: леса, реки, горы).

Карлсон: Ребята, а какие города России вы еще знаете? (казань, Владивосток, Москва, Самара)

Ведущая: Ребята, а какие реки вы знаете? (лена, москва, обь, иртыш, ока, енисей, амур) Какая самая длинная река в России?

А самое глубокое озеро в мире?

Какая самая высокая гора, кто знает? (ответы детей).

Карлсон благодарит детей, прощается и уходит.

Ведущая: Ребята, мы с вами поговорили о государственных символах России. А знаете ли вы, что есть еще и народные символы. Какие? (слайд на экране)

В нашу страну приезжает много гостей из разных стран мира. И многие из них увозят с собой наши руские сувениры.

Посмотрите, какой красивый сундучок. В нем ваши бабушки хранили посуду, складывали одежду. Давайте посмотрим, что же лежит в сундучке? Здесь лежат разные предметы сделанные русскими мастерами. Что вы здесь видите? (деревянные ложки, доски, матрешки, балалайку, гармошку, самовар) Эти предметы любят гости из разных стран мира, и они всегда покупают их на память о России. Но чаще всего, ребята, гости увозят сувенир, который вы назовете, отгадав загадку:

Ростом разные подружки,

Но, «похожи» друг на дружку.

Все они сидят друг, в дружке

А всего одна игрушка (Матрешка)

Звучит музыка, входит Матрешка.

Матрешка: Здравствуйте, ребята, гости дорогие. Матрешечками-красавицами матушка Россия очень славится. Ребята, слышала я, много вы рассказали о россии. А кто из вас может назвать дерево, которое является символом России? (береза).

(Слайд на экране)

Матрешка: Когда рассказывают о россии, то чаще всего вспоминают березку. Березы-красавицы русского леса. Посмотрите, какие они стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Береза – символ и гордость русского народа.

А вот красавица берёзка тихо шепчет: «Девочки-подруженьки, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!», девицы-красавицы платочки берут и вокруг берёзки хоровод ведут.
Девочки исполняют хоровод «Во поле берёза стояла».

Матрешка: Умели на Руси и играть. И сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря - заряница», чтоб и повеселиться и отдохнуть.

Дети встают в круг, держут ленту, заря – ходит сзади. Дети ходят по кругу и поют:

Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

С последними словами водящий осторожно дотрагивается до плеча одному из играющих. Оба игрока бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Ведущая: Ребята, 4 ноября, наша страна отмечала праздник. Какой, как вы думаете? (день Народного Единства). Что этот праздник обозначает? (ответы детей)

Правильно, ребята, сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник.

Назовите русские праздники?

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно! Наша страна, ребята, многонациональна. Даже в нашем городе живут люди самых разных национальностей. Каких, называйте дружно? В наш детский сад так же ходят ребята самых разных национальностей, но это им не мешает быть настоящими друзьями.

Дети исполняют песню на различных языках.

Ведущая: Ребята, мы с вами уже говорили, что Россия очень большая, богатая и красивая страна. И живет в России талантливый народ. И чего только русские люди не умеют делать! И сказки придумывать и песни красивые петь и разные красивые предметы делать. Русский народ сложил много сказок, и они интересные, как сюжетом, так и красивым выразительным языком.

Какие вы знаете русские народные сказки? («Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Аленушка и братец Иванушка» и т.д.).

Ведущая: Молодцы, много сказок знаете. А теперь я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о Родине, которые сложил русский народ. Послушай, матрешка, какие пословицы и поговорки о Родине знают дети.

Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родин выручает.

Кто за родину горой, тот истинный герой.

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет родина крепка.

Родина мать, сумей за нее постоять.

Человек без родины, что соловей без песни.

Матрешка: Молодцы, как много пословиц и поговорок вспомнили!

Ведущая: Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.

Наша матушка россия

Как и прежде станет сильной.

Праздник – день патриотизма,

Славься, гордая отчизна!

Танец с плотками.

Матрешка предлагает игру «Плетень».

Ребенок: Пусть ветры колючи, метели метут,

Морозы за сорок, суровый уют,

Но дружный, горячий живет здесь народ,

И можно из наций собрать хоровод.

Хоровод дружбы.

Матрешка прощается и уходит.

Ведущая: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”.

Дорогие ребята, на Руси есть очень важный обычай: на ярмарках, праздниках угощаться чаем, сладостями, пряниками. Этот обычай жив и по сей день.

(Вносят в зал самовар с пряниками. Приглашают гостей и детей на чаепитие).