Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Опре-делять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено, не-одинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовитель-ной, основной и заключительной частях занятия. Общее время, затраченное на занятие (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитыва-ются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия.

Общая плотность занятия -- это отношение педагогически оправданных (ра-циональных) затрат времени к общей продолжительности занятия.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесооб-разные мероприятия:

1. организацию обучаемых, проверку домашнего задания, постановку учебных задач, инструктаж по мерам безопасности;

2. сообщение и закрепление теоретических сведений;

3. проведение общеразвивающих упражнений;

4. инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5. подготовку и уборку технических средств обучения, необходимые перемеще-ния учащихся на уроке и т.д.;

6. изучение техники действий, технических приёмов, воспитание физических ка-честв;

7. методическую подготовку обучаемых, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8. мотивацию обучаемых;

9. использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10. педагогический контроль;

11. подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку до-машних заданий;

12. воспитательную работу на занятии.

Для определения общей плотности занятия или его частей суммируются пока-затели времени активной деятельности на занятии. Сюда входит время, затрачен-ное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организа-цию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои Тад. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятии Тобщ. (формула 1):

Общая плотность полноценного по специальной физической подготовке должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на занятие (опоздание с началом, несвоевре-менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность преподавателя или инструктора; непродуманные организация и содержание занятия, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для обучаемых на занятии;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к не-рациональному использованию времени из-за многократного повторе-ния команд и распоряжений, замечаний обучаемым, повторений объяс-нения и т.п.

Моторная плотность занятия -- это отношение времени, использованного не-посредственно на двигательную деятельность обучаемых, к общей продолжи-тельности занятия.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физиче-ских упражнений, действий, технических приёмов Тфу умножить на 100% и раз-делить на общее время занятия Тобщ (формула 2):

МПУ = Тфу: Т общ x 100 %

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания приме-няемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зави-симости от типа занятия. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70--80%, а на уроках разучи-вания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к сни-жению качества и эффективности учебной деятельности в целом.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве традиционной формы педагогической упорядоченной организации занятий урок, как известно, характеризующийся прежде всего, следующими признаками:

это основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяются программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций; в системе занятий отдельный урок лишь относительно самостоятельное звено, связанное в определенной последовательности с другими равнозначными звеньями;

ведущей фигурой в уроке выступает педагог - специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач;

поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, техническое оснащение и т.д.) регламентируются так, как это необходимо для его образовательно-воспитательного эффекта; контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден (по крайней мере, в группах и подгруппах).

Занятия, в полной мере характеризующиеся такими признаками, можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания он наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.). Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей.Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий, а так же его плотности.

Плотность урока играет важнейшую роль в правильно организованном и построенном уроке и не учитывать её во время проведения нельзя. Преподаватель всегда должен стремиться повышать плотность урока как общую так и моторную и находить для этого рациональные пути её повышения.

Цель: изучить общую и моторную плотность урока и пути её повышения

1. Изучить понятия общая и моторная плотность урока, а так же пути ее повышения;

2. Провести исследование общей и моторной плотности уроков.

База исследования: Политехнический колледж г.Благовещенска Амурской области

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и другие. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующим.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

Плотность урока и пути ее повышения

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и так далее.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и так далее.

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

Методика определения величины моторной плотности урока заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока.

Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и так далее.

По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и так далее. При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину моторной плотности урока влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и так далее.). Вместе с тем величина моторной плотности урока больше зависит от типа урока.

Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания моторная плотность урока будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то моторная плотность урока должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 90 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 45 мин., то расчет производится по формуле:

Следовательно, моторная плотность урока в нашем примере составляет 50%

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же моторной плотности урока должны достигать:

30- 70%, так как от учеников требуется более точное выполнение упражнений, и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение упражнений.

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

гимнастика

легкая атлетика

Баскетбол

Волейбол

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий, применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры:

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

2.Ознакомление с новым материалом

3.Разучивание нового материала

4.Закрепление и совершенствование нового материала

5.Контрольный

6.Комбинированный

7.Соревнование

8.Сюжетный(сказка, путешествие)

9.Круговая тренировка

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.

5. Исследование общей и моторной плотности уроков, проведенных студентами 1-4 курса Политехнического колледжа г.Благовещенска

Для решения задач исследования нами были проанализированы данные хронометрированных уроков.

Было хронометрировано уроки разных студентов.

Целью являлось выявление показателей общей и моторной плотности урока и соответствие их задачам урока, возрастным особенностям занимающихся.Анализ результатов показал,

Уроки проводимые в 1-2 курсах носили преимущественно образовательную направленность и моторная плотность составляла от 50% до 70%, а общая плотность от 85% до 90%.

Вывод: Согласно поставленным задачам урока в данных группах мы пришли к выводу, что общая плотность урока приближалась к 90%, что говорит о методически грамотно построенных уроков, моторная плотность приближалась к 70%, так как уроки носили образовательную направленность то соответственно моторную плотность свыше 70% получить было трудно в данных классах.

Уроки 3-4 курсах носили преимущественно тренировочную направленность и моторная плотность составляла от 70% до 85%, а общая от 90% до 97,5%.

Вывод: На 3-4 курсах были показаны результаты общей и моторной плотности уроков выше, чем 1-2 курсах, связано это прежде всего с тем, что уроки в данных классах носили преимущественно тренировочную направленность, ребята на этих курсах уже более подготовленные и на объяснение учебного материала затрачивается меньше времени нежели на 1-2 курсах, это соответственно прежде всего влияет на моторную плотность урока.

Средний показатель моторной плотности уроков на всех курсах, составил 74.95% , такие показатели приближаются к высокому показателю, так как баскетбол является техническим видом и в процессе обучения учитель много времени затрачивает на объяснение техники и показа упражнений.

Средний показатель общей плотности уроков, составил 92%, так как показатель свыше 90% является высоким.

Самая высокая общая плотность урока была зафиксирована на отметке 97,5%, исходя из вывода протокола хронометрирования связано это было с методической грамотностью преподавателя и с хорошей подготовкой к уроку.

Самая низкая общая плотность составила 84% как написано в выводе протокола хронометрирования связано это было с несвоевременной подготовкой инвентаря в результате чего преподаватель потерял большое количество времени урока.

Самая высокая моторная плотность урока составила 85% связано это с грамотно выдержанными частями урока, хорошо поставленной структурой урока, студентам было предложено большое количество физических упражнений.

Самая низкая моторная плотность составила 50%связано с низкой подготовленностью занимающихся и в связи с этим была применена индивидуальная работа и объяснение общих моментов урока в процессе проведения основной части.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок физической культуры в колледже является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию занимающихся с 1-4курс.

Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.

Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

В ходе своей педагогической деятельности учитель не должен забывать о роли общей и моторной плотности урока, он должен всегда стремиться повышать её разнообразными способами и приближать её к максимально возможным 100%. От высокой общей и моторной плотности урока во многом зависит эффективность того или иного урока.

По проведенному исследованию в Политехническом колледже, можно сделать вывод, что уроки проходили согласно поставленным задачам с высокой общей и моторной плотностью. Преподаватели стремились повышать общую и моторную плотность урока путем повышения физической нагрузки за счет физических упражнений, применяли групповой метод занятий (реже индивидуальный), использовали нестандартное оборудование т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Железняк, Ю.Д. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.К. Петров. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

2. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: учебное пособие для учащихся школьных педагогических училищ. – 5-е изд., доп. / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 1980. – 304 с. Ил.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. –М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

4. Методические указания по библиографическому оформлению научно-исследовательских работ. – Пенза 1988. – 21 с.

5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры / А.А. Гужаловский. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

6. Петров, П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2002. – 112 с.

7. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя / В.П. Богословский. – М.: «Просвещение», 1984. – 144 с.

8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Б.А. Ашмарина. –М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.

9. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение», 1979. – 360 с.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11. Эхо, Ю.П. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные работы, доклады, рефераты, диссертации: Успех без минимальных проблем / Ю.П. Эхо – М.: Издательство «Металур». 1996. – 112 с.

12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

Общая и моторная плотность урока физической культуры. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя. В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок. Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА–время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Примерные величины МПУ физкультуры (Таблица № 1)

По моим подсчетам, ученики могут находиться в полезном движении в зависимости от темы и задач уроков 25-35 мин. (сюда входят и различные перестроения). 5-10 мин. уходят на объяснение и демонстрацию упражнений. 1-2 мин. – на раздачу и сбор инвентаря, вынос и уборку матов (хотя лучше спланировать уроки, чтобы тяжелый инвентарь не убирался, а использовался в течение всего рабочего дня). За две минуты до конца занятий ребят приходиться отпускать в раздевалку, иначе они не успевают привести себя в порядок к следующему уроку.

Итак, в полезном движении ученики находятся 25-35 мин. Откуда такое большое расхождение во времени? На первых уроках новой темы приходится больше объяснять и демонстрировать, чем на последующих; при спортивных играх в небольшом по размеру залу команды вынуждены ожидать своей очереди выйти на площадку; неизбежные простои возникают при прыжках в длину с разбега.

Разумеется, и 35 мин, недостаточно для полноценных занятий, но уж коли больше не дано, их надо использовать с максимальной пользой. Учитель обязан проиграть в уме или непосредственно в спортивном зале внешнюю форму урока, проверяя по секундомеру не только время для всех его частей, но и отдельных компонентов внутри их.

По моим наблюдениям, у всех учителей, чьи уроки отличаются высокой плотностью, есть одно общее качество: требовательность к ученикам. У одних эта требовательность обеспечивается жестким руководством, другие идут более сложным путем – неустанное убеждение учеников в полезности занятий. Думаю, что второй путь все-таки предпочтительнее. Когда ученики сами стремятся выполнить задания, не только не возникает проблемы дисциплины, но не нужен неусыпный контроль за классом. Учитель может заняться индивидуально с тем, кому требуется помощь, не беспокоясь, что за его спиной кто-то присядет на скамейку поболтать с товарищем. Сознательное отношение к урокам позволяет желающим выполнять упражнения сложнее предусмотренных программой: сальто вперед с разбега, длинные кувырки вперед через стул или через «козла», прыжки с подкидного мостика через резинку на двухметровой высоте, лазание по канату с грузом и т.д. Если ребята видят, что учитель искренне заинтересован в их продвижении, если уроки проходят эмоционально и без простоев, то отношение к учителю больше, чем уважительное. Тогда ученики сами одернут нарушителя дисциплины и косо посмотрят на тех, кто работает вполсилы. Такое отношение складывается не сразу и только в том случае, если учитель переводит свои знания и умения в своих учеников, если старается превращать каждый урок в маленький праздник для них.

По методу круговой тренировки в начальных классах

Большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям (заинтересовать ребенка в двигательном действии считаю главной своей задачей) мне удалось добиться благодаря проведению упражнений поточным методом по принципу круговой тренировки.

Во время передвижения учащихся в ходе круговой тренировки слежу за дистанцией, качеством выполнения упражнений, которые корректирую по ходу, помогая, подсказывая, подстраховывая.

Приведу некоторые комплексы упражнений круговой тренировки, используемые в I- IV классах.

I класс

  1. Переползание по-пластунски. Методические указания. Дистанция -1 мат по длине, следить за работой коленями и локтями.
  2. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.
  4. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.
  5. Разгибание рук в упоре лежа, носками зацепившись за рейку гимнастической стенки. И.п. - лежа на животе, кисти рук под плечами, пальцы вперед. Количество раз определяетучитель.
  6. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.
  7. Перекат в сторону вытянувшись («бревнышко»). Передвижение за счет перемаха ног.
  8. Переход по гимнастической стенке с вертикальным переворотом. Высоту определяет учитель. Страховка - маты под стенкой.
  9. «Волчок» - вращение в седе на ягодицах с продвижением по гимнастической скамейке. Выполнять с помощью рук. Ногами касаться пола с одной стороныскамейки при передвижении.
  10. «Задний ход» на четвереньках. При передвижении соблюдать дистанцию. Четвереньки - низкие (получетвереньки), средние или высокие (в полуприседе) - определяетучитель.
  11. Передвижение в висе на гимнастической стенке лицом к ней. Выполнять по силам,без перенапряжения. Девочки передвигаются приставными шагами.
  12. Перемахи ног через гимнастическую скамейку с продвижением вперед. И.п. - стойка сбоку скамейки, упор на руки. Соблюдать дистанцию 2 м.
  13. Прыжки по матам с продвижением вперед, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 4 м.
  14. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках. Движение вокруг матов и гимнастических скамеек лицом и ногами вперед.
  15. Бег с чередованием с ходьбой различного вида (широким шагом, спиной вперед, боковым галопом и др.). Соблюдать дистанцию. Дышать ровно, не задерживатьдыхание.
  16. Ходьба с выполнением упражнений на развитие мышц рук и на равновесие. Упражнения на дыхание. Активный вдох и выдох. Остановка по сигналу.

II класс

  1. Переползание по-пластунски ногами вперед. Соблюдать дистанцию. Использоватьнатянутую резинку (переползание под резинкой).
  2. Подъем из положения лежа на спине у гимнастической стенки. Колени согнуты, голова на мате, руки за головой. Количество раз определяет учитель.
  3. Подтягивание по гимнастической скамейке на спине обеими руками попеременно,отталкиваясь пятками от скамейки. Соблюдать дистанцию.
  4. Передвижение на высоких четвереньках по матам боком (приставными шагами), на ладонях, ступнях. Соблюдать дистанцию.
  5. Пролезание за перекладиной («пожарные»}. Упражнение выполняют, если дети к нему готовы, с большой осторожностью и подстраховкой учителя; под гимнастической стенкой обязательно положить маты.
  6. «Каракатица» - передвижение в упоре сзади на четвереньках лицом вперед. Можно пере двигаться вдоль матов, опережая друг друга, но не сталкиваясь.
  7. Передвижение горизонтальное по гимнастической стенке с предметом в руке. Высоту указывает учитель. У гимнастической стенки маты.
  8. «Буксир» вдвоем. Подтягивание по гимнастической скамейке на животе. Хват за щиколотки. Соблюдать дистанцию.
  9. «Паук» - передвижение в упоре сзади на четвереньках, затылком вперед. Не сталкиваться. Продвижение вдоль матов.
  10. Передвижение по гимнастической стенке спиной к ней. Передвижение вдоль стенки. Высоту указывает учитель. У стенки положить маты.
  11. Передвижение по гимнастической скамейке, сидя боком, без помощи рук. Выполнять в быстром темпе.
  12. «Гусеница» на средних четвереньках в парах. В дальнейшем можно передвигатьсякомандами. Хват за щиколотки с внутренней стороны.
  13. «Мосты - мосточки» - прогибание и выгибание спины в упоре на гимнастическихскамейках. Упор с обеих сторон скамейки. Ладонями на скамейке, стоя на полу на носках, вытянувшись. Голова приподнята.
  14. «Космонавты» - перекаты в сторону, парами, держась за руки. Использовать две дорожки по 3 мата. Дистанция -1 мат по длине.
  15. Игра «Ковбои и амазонки» - стойка на гимнастической скамейке {одна рука впереди, другая сзади, ноги по бокам «коня»-скамейки). Выполняют по команде учителя. И.п. - сидя верхом друг за другом, дети «скачут», стуча ногами по полу. По команде «Овраг!» - отрывают ноги от пола, стойка на руках.
  16. Передвижение бегом по периметру спортивного зала с поворотами на 360° по сигналу. Переход на ходьбу с выполнением упражнений для развития мышц рук, ног.
  17. Соблюдать дистанцию. Бег ритмичный, ровный. Дыхание не задерживать, дышать равномерно.
  18. Упражнения в кругу – успокаивающие дыхательные. Активный вдох и выдох без задержки дыхания.

III класс

  1. Переползание по-пластунски с зажатым между голенями предметом (мячом). Продвижение с помощью рук (локтей), на животе.
  2. Продвижение с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали, в руке предмет (мяч). Соблюдать дистанцию. У гимнастической стенки положить маты.
  3. Пролезание змейкой в пролеты гимнастической скамейки. Соблюдать дистанцию. Мяч держать перед головой. Преодолеть не менее 6 пролетов. Затем встать, выпрямиться, выполнить передачу мяча броском от груди учителю.
  4. Передвижение на низких четвереньках боком приставными шагами (под натянутой резинкой).
  5. Передвижение по 3-й рейке гимнастической стенки спиной к ней, преодолеть все 5 пролетов. У гимнастической стенки положить маты.
  6. Передвижение на корточках по двум поставленным параллельно гимнастическим скамейкам («паук»). Скамейки должны быть неподвижными.
  7. Лазание по гимнастической стенке с помощью закрепленного над стенкой каната («скалолазы»). Влезть с помощью каната, спуск по гимнастической стенке. У стенки положить маты.
  8. Игра «Поезд». Переход из положения упор лежа в борцовский «мост». Все участники принимают упор лежа над матами. По сигналу учителя первый участник проползаетв «тоннеле» под «мостами». По следующему сигналу дети выполняют переворот навстречу «поезду» в положение борцовского «моста». Игра продолжается, пока все участники не побывают в роли поезда. Если участников много, их можно разделить на две команды и использовать две дорожки из матов.
  9. Игра «Ковбои и амазонки» на гимнастических скамейках.
  10. Ходьба различного вида (спиной вперед, на носках, на пятках, на корточках, с поворотами по сигналу учителя). Соблюдать дистанцию.
  11. Бег с напрыгиванием на стопку матов. Ходьба в сочетании с упражнениями, успокаивающими дыхание.

IV класс

В IV классе упражнения по методу круговой тренировки провожу в виде эстафет.

Методические указания. Все элементы эстафет должны быть отработаны на предыдущих уроках. Должна быть отлажена четкость в замене оборудования между эстафетами. Надо заранее приготовить доску, мел, секундомер, назначить судей из освобожденных от занятий учащихся, объяснить им правила подсчета очков и их запись. Приготовить предмет для передачи в эстафете.

После построения учащихся в одну шеренгу выполнить расчет на первый-второй. Звучат команды: «Вторые номера, шаг вперед! Шеренги, направо сомкнись!» Затем участники садятся на гимнастические скамейки у дальней стены спортивного зала; капитаны команд (командиры) сидят в центре скамейки.

1-я эстафета (рис. 2). Уложить по 2 мата па­раллельно вдоль спортивного зала, на гимнастической стенке закрепить тонкие канаты для подъема с их помощью. У канатов осуществлять страховку участников.

Выполнить перекат в группировке вдоль зала, добежать до гимнастической стенки, взобраться на нее с помощью каната, спуститься по рейкам стенки, добежать до скамейки, передать эстафету из руки в руку приготовившегося следующего участника.

2-я эстафета (рис. 3). Установить по 3 гимнастические скамейки вдоль зала.

Проползти в пролеты гимнастических скамеек змейкой, добежать до гимнастической стенки, коснуться предметом рейки, обратно проползти по тем же скамейкам на животе, передать предмет следующему участнику.

3-я эстафета (рис. 4). Плотно уложить рядом 6 матов (3 + 3) посередине зала, вдоль них с обеих сторон установить гимнастические скамейки.

Выполнить перекаты цепочкой по 3 человека. И.п. - лежа на животе вдоль матов, хват руками за голени впереди лежащего участника. Завершившие перекат садятся верхом на гимнастические скамейки.

Примечание. Пока перекат выполняет первая тройка, готовится занять и.п. тройка другой команды. За разрыв цепочки начисляют 1 штрафное очко. Хват за голени изнутри.

4-я эстафета. Участники команд сидят на гимнастических скамейках, установленных вдоль зала. У первых номеров в руках волейбольный мяч.

Первые номера выполняют передачу мяча влево (вправо) сзади сидящему участнику. Последний в ряду игрок, получив мяч, бежит вперед и. сев на скамейку, выполняет передачу мяча сзади сидящему и т.д.

Примечание . Эстафету начинают сразу, как только последний игрок команды завершил предыдущий этап.

5-я эстафета (рис. 5). Подготовить 2 большие – «групповые» скакалки, 2 кубика.

Участники команд сидят на гимнастических скамейках вдоль стен зала, в ходе эстафеты постепенно передвигаясь к его задней стене. У первых номеров в руках кубик. По сигналу они с кубиком в руках совершают прыжки через скакалку, из-под нее выбежав, кладут кубик на пол, прыгая на одной ноге, выполняют ведение кубика до конца зала, коснувшись гимнастической стенки, встают на четвереньки (упор сзади), кубик кладут на живот, добегают «каракатицей» до последнего сидящего игрока команды, садятся рядом с ним и передают кубик по рукам вперед. Сидящий первым берет кубик и с ним вбегает под вращающуюся скакалку и т.д.

Примечание. По завершении эстафет подсчитывают очки и объявляют команду-победительницу

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Развивая у детей прыгучесть, помимо самих прыжковых упражнений, целесообразно использовать упражнения на развитие гибкости и ловкости, так как эти качества непосредственно влияют на прыгучесть. В связи с этим для развития прыгучести предлагаю комплексы упражнений, в которых развитие гибкости и ловкости непосредственно связано с прыжковой подготовкой. Комплексы рассчитаны на круговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция - прыжки через скакалку;

2-я станция - подбросить мяч, присесть, поймать мяч;

3-я станция - из положения лежа на животе руки в стороны согнуть правую ногу назад и коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция - прыжки в высоту через препятствие;

5-я станция - прыжки вперед-назад с длиной прыжка 20-30 см;

6-я станция - из положения сидя согнуть правую ногу в колене и отвести правую стопу назад. Согнуть левое колено, взяться кистями обеих рук за левую стопу и поднять ногу вверх вертикально. Полностью вытянуть левую ногу, спину держать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшое возвышение;

2-я станция - кувырок вперед, поворот прыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция - из положения стоя спиной к стене выполнить наклоны вперед с касаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки через параллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция - прыжок через набивной мяч с поворотом в воздухе;

6-я станция - встать в широкую стойку ноги врозь, руки за голову. Сгибая правую ногу, сделать глубокий выпад вправо и наклон к правой ноге, локтем левой руки коснуться правого носка. С поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи. Толчком правой ноги вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция - прыжки в длину;

2-я станция - прыжки с доставанием высоко подвешенного предмета;

3-я станция - стоя на коленях, руки поднять вверх, выполнить наклон назад, стремясь коснуться руками пола;

4-я станция - прыжки через барьер;

5-я станция - прыжки с коленей на ступни (выполнять на гимнастическом мате). Из по­ложения на коленях, подпрыгнув (без помощи рук), принять положение «на корточках», затем прыжком вернуться в положение на коленях и т.д.;

6-я станция - из стойки ноги вместе наклониться вперед, обхватить ноги руками. Притягивать голову к коленям пружинистыми движениями, колени не сгибать.

Дозировка упражнений подбирается индивидуально с учетом возраста и подготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может стать проведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвовать две и более команд. Количество участников в каждой команде должно быть равным (от 6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивном зале. На каждой из них должны находиться не менее двух судей.

После построения и представления команд они расходятся по станциям (порядок прохождения станций для каждой команды определен заранее). Команда, выполнившая задание на одной станции, переходит на другую, пока не побывает на каждой из них.

Станция «Интеллектуальная». Судья зачитывает вопрос, после чего команда совещается 5-10 сек. и дает свой вариант ответа. Каждый правильный ответ приносит команде 50 баллов.

Примерные вопросы :

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная » (соревнования в прыжках со скакалкой). Нужно выполнить как можно больше прыжков со скакалкой. У каждого участника команды одна попытка. Количество прыжков, выполненных отдельным участником команды, суммируют и переводят в баллы, за­работанные командой на этой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру» (соревнования в прыжках через резиновые бинты). Между параллельно поставленными гимнастическими скамейками натягивают 6-8 резиновых бинтов через каждые 30 см. По сигналу судьи участник в течение 30 сек. выполняет прыжки через каждый резиновый бинт, продвигаясь вперед. Прыгать нужно одновременным толчком обеих ног. После того как учащийся перепрыгнет через каждый резиновый бинт, он разворачивается и начинает прыгать в обратном направлении. Если участник ошибается (задевает нога­ми резиновый бинт, выполняет прыжок не одновременным толчком обеих ног, а иным способом), судья даёт команду «Стоп!», и этому учащемуся засчитывают только предыдущие удачно выполненные прыжки. За каждый правильно выполненный прыжок участник приносит своей команде 5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование в прыжках в высоту). Между двумя стойками натягивают резиновый бинт на высоте 50-60 см (в зависимости от возраста участников соревнований). За резиновым бинтом, в зоне приземления, лежат гимнастические маты. Каждый участник после небольшого разбега выполняет прыжок в высоту любым способом. Участники, взявшие эту высоту, приносят своей команде по 10 баллов и получают право на выполнение следующего прыжка на высоту, увеличенную на 5 см. Если участник при прыжке задевает резиновый бинт какой-либо частью тела, он выбывает из участия в соревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная» (соревнования в прыжках в длину с места). Каждому участнику дается одна попытка. Результат каждого прыжка соответствует определенному количеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжках в длину (Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всех станций судьи подсчитывают общее количество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют и награждают победителей.

Урок ФК должен повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам – направлен на улучшение физического, функционального развития, повышению работоспособности, сохранению и закреплению здоровья.

Эффективность урока – положительный физиологический эффект – постепенное увеличение физической нагрузки. В подготовительной части - легкие по координации и степени воздействия упражнения, т.к. врабатывание органов и систем неравномерно и неодновременно (гетерохронно) – двигательная сис-ма (10-30 с), вегетативные органы (3-5мин). В подгот. части происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа, достижение требуемого уровня, функций вегетативных систем обеспечивающих мышечную деятельность. В основной части урока нагрузка должна повышаться в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности. Возникают выраженные функциональные изменения. В заключительной части нагрузка снижается, упражнения выполняются в замедленном темпе, способствя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активации восстановительных процессов. Заключ часть способствует переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму. При распределении времени урока учитывать направленность и характер деятельности, особенности врабатывания. У школьников врабатывание быстрее, т.к. инертная ССС и дых система. При оценке степени воздействия нагрузки на организм педагог полагается на показатели утомления: внимание, мимике, отношение к занятиям, окраске кожи, степени расстройства координации движений. При оценке пульса необходимо иметь ввиду что он не всегда отражает степень воздействия упражнения (статическая работа влияет на ССС, но незначительное учащение пульса, ЧСС растет при эмоциональных напряжениях).

Моторная плотность

Повышение моторной плотности урока увеличивает эффективность в воспитании физ качеств, в обучении двигательным действиям. Моторная плотность увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны сохранить возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений происходит быстрее при возбуждении в ЦНС. Для воспитания скорости интервалы отдыха должны обеспечит уровни полного восстановления, воспитание выносливости – интервалы отдыха сокращаются. Поддержание интереса урока связано с целесообразными кратковременным паузами отдыха.

11. Физиологические основы физического воспитания школьников.

Половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы

Самым эффективным средством, способствующим правильному разви-тию детей, являются занятия физической культурой и спортом. При органи-

зации этих занятий нужно строго и постоянно учитывать особенности орга-

низма, присущие каждому из возрастных периодов. Систематические занятия

спортом – это одно из эффективных средств нормального развития всех

функций организма.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошколь-

ных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической

подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двига-

тельных умений и навыков, разностороннее развитие физических способно-

стей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимна-

стических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ре-

бенка формируются умения дифференцированно управлять движениями,

способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений

для рационального использования сил при перемещениях в пространстве

(основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.),

при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяже-

стей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и

Физическое развитие – это биологический процесс становления измене-

ний естественных морфологических и функциональных свойств организма в

течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки,

жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, бы-

строта, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,

различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха

можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели

физического развития.

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон

упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем фи-

зическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необ-

ходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препят-

ствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной

ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им

можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные

возрастные периоды: становление роста, наивысшего развития форм и функ-

ций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства

организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и гео-

графической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического

воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. Физическое

развитие тесно связано со здоровьем человека.

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только

гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про-

фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что

составляет общее жизненное благополучие.

Имеются некоторые половые различия в энергетическом обеспечении

мышечной работы. В крови мужчин на 20% больше эритроцитов (клеток, не-

сущих кислород тканям). Это означает, что у них интенсивнее обмен ве-

ществ, и они обладают большей энергией. Особенности энергетического об-

мена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина расходует больше калорий,

чем женщина.

При нагрузках же количество энергетических трат возрастает сущест-

венно, и мужчина быстрее теряет силы. С годами мужчины также интенсив-

нее теряют способность к физическим нагрузкам. Каждые десять лет у жен-

щины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так

что 60-ти летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она

осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.

12. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений. Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности достигается за счет совершенствования координации двигательных и вегетативных функций. В первую очередь энергозатраты снижаются за счет совершенствования техники выполнения физических упражнений. При несовершенной технике вследствие возникновения в нервных центрах процессов иррадиации в движении могут принимать участие лишние мышцы и лишние двигательные единицы. Такая работа характеризуется повышением расхода энергии. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе в работу вовлекаются лишь необходимые мышечные волокна. В результате энергозатраты уменьшаются. У спортсменов, хорошо владеющих техникой движений, экономизация энергозатрат обусловлена улучшением координации не только двигательных, но в некоторой мере и вегетативных функций. Они мобилизуются в процессе двигательной деятельности, главным образом по механизму безусловных рефлексов. Вместе с тем при образовании двигательного навыка может происходить изменение характера протекания вегетативных безусловных рефлексов, приспособление их не вообще к мышечной работе, а именно к данному виду двигательной деятельности. В результате снижаются энергетические затраты на обеспечение работы сердца, дыхательных мышц и некоторых других вегетативных органов. Эти особенности функций вегетативных органов, приобретенные в процессе формирования навыков, и составляют условно-рефлекторные дыхательные, сердечно сосудистые и другие вегетативные компоненты двигательного акта. Принцип постепенного усложнения техники движений. При осуществлении спортивных движений функционируют очень сложные временные связи, управляющие одновременной деятельностью многих мышц. Такие связи образуются постепенно, по мере широкого использования ранее образованных двигательных рефлексов. Существенна при этом роль подготовительных упражнений, позволяющих усвоить отдельные фрагменты движения и затем включить их в целостную систему разучиваемого сложного двигательного акта. Принцип многократного систематического повторения упражнений. Временные связи, являющиеся основой двигательных навыков, формируются и совершенствуются при обязательном повторении упражнения. Важное значение при этом имеют число повторений и интервалы, как между повторениями, так и между тренировочными занятиями. Не только недостаточное, но и чрезмерное число повторений (с ним связано развитие утомления) затрудняет формирование навыка. То же нужно отметить и в отношении интервалов между тренировочными занятиями. Принцип разносторонней технической подготовки. Временные связи, образующиеся в процессе формирования двигательного навыка, при многократном стереотипном выполнении движений могут способствовать сужению экстраполяции. Это сужение, возникающее при односторонней тренировке, ограничивает возможность изменять характер движений адекватно изменениям ситуаций. Между тем изменение внешней обстановки и состояния спортсмена могут вызвать несоответствие стереотипной программы выполнения движения новой ситуации. Вследствие этого двигательный акт может быть неполноценным. Обучение стереотипному выполнению только ограниченного числа физических упражнений тормозит также и развитие тренируемости. Принцип индивидуализации обучения. Генетические особенности, детерминирующие способность быстро обучаться новым сложным движениям, у разных спортсменов могут значительно различаться. Весьма различным у них может быть также и фонд ранее приобретенных навыков. Оба эти фактора предопределяют необходимость индивидуального подхода, как при спортивном отборе, так и при обучении технике спортивных движений.

13.Два основных тренировочных эффекта. Диагностика тренированности Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки

В результате тренировочных занятий в организме спортсмена формиру-

ется особое состояние – эффект тренировки, или тренированность, которая

характеризуется определенным уровнем работоспособности. Для того чтобы программировать поведение спортсмена, необходимо

знать, как влияют тренировочные нагрузки на его организм. При этом боль-

шое значение имеют данные об уровне функций его организма в различных

состояниях. Исследование спортсменов проводят в состоянии покоя, при вы-

полнении стандартной нагрузки и предельной нагрузки.

Показатели тренированности в состоянии покоя. Исследование и срав-

нение состояния организма в покое у спортсменов и нетренированных людей

позволяет выявить изменения, возникающие под воздействием тренировоч-

ных занятий во всех тканях и системах организма.

Спортивная тренировка вызывает ряд морфологических изменений.

Происходит утолщение костей в местах прикрепления сухожилий мышц,

развивающих наибольшие усилия. Вследствие усиления обмена веществ воз-

никает гипертрофия мышц, выражающаяся в увеличении объема мышечных

волокон за счет увеличения количества саркоплазмы или миофибрилл, по-

вышаются твердость и упругость мышц. Увеличиваются емкость коронарных

сосудов, диаметр отверстий сердца, окружность грудной клетки, бронхиаль-

ная проходимость (уменьшение сопротивления движению воздуха при уси-

ленной вентиляции легких).

Наряду с морфологическими изменениями в организме спортсменов от-

мечаются физиологические изменения: увеличение энергетических ресурсов,

запасов белков и углеводов; в мышцах возрастает количество миоглобина.

Повышаются количество и активность ферментов, укоряющих протекание

аэробных и анаэробных реакций.

Вегетативные органы у спортсменов в состоянии покоя работают замед-

ленно. Одним их основных признаков тренированности является редкий

пульс – брадикардия (40 уд/мин и меньше). У спортсменов частота дыхания

реже и легочная вентиляция меньше, чем у нетренированных людей.

Перечисленные изменения показывают, что в состоянии покоя главной

особенностью тренированного организма является очень экономное расходо-

вание энергетических ресурсов. Это выражается в снижении основного об-

мена на 10-15%, в брадикардии, урежении дыхания и снижении легочной

вентиляции.

Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при

выполнении стандартной и предельной нагрузки

Метод оценки тренированности при помощи стандартных нагрузок об-

ладает рядом характерных черт. Он доступен всем испытуемым – как спорт-

сменам, так и неспортсменам, одинаков по форме совершаемого движения,

имеет строго определенные мощность, длительность и ритм. В качестве на-

грузок, используют следующие методы: пробу PWC170, Гарвардский тест, оп-

ределение МПК и некоторые другие.

Реакции всех функций организма на стандартные нагрузки у трениро-

ванных людей по сравнению с нетренированными характеризуются следую-

щими особенностями: 1) у них быстрее повышается уровень всех функций вначале работы; 2) более экономно выполняется работа; 3) быстрее протекают

восстановительные процессы.

Главное различие между тренированными и нетренированными людьми

при выполнении стандартных нагрузок состоит в том, что величина физиоло-

гических изменений у первых меньше, чем у вторых.

Показатели тренированности при предельной работе. Метод исследова-

ния тренированности с помощью предельных нагрузок помогает оценить

уровень способности спортсмена развивать и поддерживать максимальное

усилие. Существуют три варианта таких исследований.

В первом случае регистрируют физиологические изменения при выпол-

нении упражнения непосредственно во время соревнований или в условиях,

близких к ним. Этот вариант дает наиболее полное представление о потенци-

альных возможностях организма. Вместе с тем он сложен организационно и

технически и в известной мере отвлекает спортсмена от основной деятельно-

сти, т.е. от соревнований, и тем самым может явиться помехой к достижению

важного результата.

Можно регистрировать физиологические изменения при развитии мак-

симального усилия спортсменов в лабораторных условиях, что позволяет вы-

явить способность к предельной мобилизации физиологических возможно-

стей организма.

И наконец, третий вариант – регистрируют физиологические изменения,

возникающие в организме человека при работе заданной мощности, длящей-

ся неограниченное время. Сигналом к прекращению работы служит прогрес-

сирующее снижение мощности выполняемой работы или скорость передви-

Физиологические изменения у тренированных людей при выполнении

предельной работы значительно больше, чем у нетренированных. Это объяс-

няется тем, что они выполняют значительно большую мощность работу, тре-

бующую большого расхода энергии. Величина почти всех физиологических

изменений – минутное потребление кислорода, легочная вентиляция, частота

сердечных сокращений, уровень артериального давления, систолический и

минутный объемы крови – у тренированных больше, чем у нетренированных.

Предельная работа характеризуется, как правило, высокой интенсивно-

стью аэробных реакций. Несмотря на значительное повышение уровня почти

всех вегетативных функций, обеспечивающих выполнение работы, возникает

кислородный долг, достигающий 25 л. В результате в организме накаплива-

ются продукты анаэробного распада, возникает ацидотический сдвиг. У тре-

нированных спортсменов концентрация молочной кислоты в крови может

достигать 300 мг%, что вызывает изменение внутренней среды.

Следовательно, признаком тренированности является и способность ор-

ганизма к предельной работе в условиях резко измененной внутренней сре-

Понятие о специфичности состояния тренированности. При оценке

уровня тренированности следует учитывать направленность тренировочного

процесса. Это обусловлено тем, что конкретная направленность тренировоч-ного процесса оказывает такое же конкретное влияние и на характер морфо-

логических и функциональных изменений в организме спортсмена. В связи с

этим рост спортивных результатов в избранном виде спорта не всегда сопро-

вождается повышением функционального уровня всех систем организма.

Условия тренировочного процесса – вид и характер работы, режим дея-

тельности мышц, возможность обеспечения кислородом (аэробные или ана-

эробные условия работы) – вызывают формирование в организме специфиче-

ской функциональной системы, направленной на достижение высокого ре-

зультата в конкретном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой

системе, могут функционировать на низком уровне. Это явление представля-

ет своеобразную плату за приспособление к определенной работе («цена

адаптации»).

В каждом виде спорта главным являются специфические для него требо-

вания. Например, для прыгуна в высоту является техническая подготовка.

Для бегуна-стайера главную роль играет состояние систем, обеспечивающих

транспорт кислорода, аэробную и анаэробную мощность организма.

Изменение функций организма под влиянием тренировочного процесса

оптимально лишь для данного вида спорта. Так, например, при стандартной

физической нагрузке минутный объем дыхания (МОД) оказался больше у тех

спортсменов, тренировочный процесс которых был направлен на развитие

преимущественно силы (47 л) и скорости (37 л). У спортсменов, тренирую-

щихся на выносливость, он оказался самым маленьким – 29 л. Это свидетель-

ствует о повышении эффективности функций в процессе тренировок.

14. Физиологические механизмы развития тренированности. Генетиче-

ские основы тренируемости. Тренированность и спортивная форма

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический про-

цесс, направленный как на повышение общей работоспособности организма,

так и на улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта.

В результате тренировки в организме возникает эффект тренированно-

сти, характеризующий уровень специальной работоспособности спортсмена.

Уровень специальной работоспособности называется спортивной формой.

Тренировочный процесс должен отвечать следующим требованиям: быть не-

прерывным, разносторонним, направленным на повышение специальной ра-

ботоспособности. В тренировочном процессе можно выделить три периода,

каждый из которых имеет свою цель и соответствующее ей содержание. Раз-

личают подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период состоит из двух этапов и длится от 3 до 4 ме-

сяцев. Целью первого этапа подготовительного периода является общая фи-

зическая подготовка, второго – развитие специальных двигательных навыков

и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в

конкретном виде спорта.

Соревновательный период продолжается 4-5 месяцев. В это время

спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью при

этом является сохранение и некоторое повышение уровня тренированности.

Переходный период длится от 4 до 6 недель. В этот период тренировоч-

ные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности постепенно снижает-

ся. Спортсменам предоставляется отдых.

15.Понятие об адаптации к различным факторам среды.

Организм спортсмена должен приспосабливаться к физ нагр в относительно короткое время

Приспособительные изменения: в здоровом орг бывает 2 видов)

1) Изм в привычной зоне кколебания фактора среды, когда система функционирует в обычном составе (обычные физ реакции)

2) Изменение при действии чрезмерных (непривычных акторов с вкл в функционирующею систему доп эл-ов и механизмов (адаптационные сдвиги)

Плотность урока

Чем рациональнее используется время урока, тем выше его плотность.

Высокая плотность - при выполнении бега, ходьбы, строевых упражне­ний, ОРУ и т.п.

Низкая плотность - при выполнении прыжков, метаний, лазания, упраж­нений на снарядах и т.д.

На плотность урока влияет организация урока, при которой одновре­менно занимается максимально возможное количество учащихся.

Содержание урока Пока­зания секун­доме­ра Затраченное время (мин; сек) Объ­ясне­ние и показ Вы­пол­нение упр. Вспо-мога-тель-ные дейст­вия Отдых Про­стой
Начало урока Построение Сообщение задач урока 0:00 2:00 120 2:00 120
Ходьба 2:00 30 30
Бег: - гладкий 2:30 1:10 70 1:10 70
- высоким подниманием бедра 3:40 30 30
- приставными шагами (правым, левым боком) 4:10 50 50
Перестроение (для выполнения ОРУ) 5:00 30 30
Выполнение комплекса ОРУ 5:30 7:00 420 7:00 420
Перестроение (к основной части), раздача мячей 12:30 1:00 60 1:00 60
Сообщение основных задач урока. Закрепление верхней передачи и приема мяча в парах: 13:30 20 20
- объяснение 13:50 10 10
- передача мяча от груди 14:00 2:00 120 2:00 120
- объяснение 16:00 10 10
- передача мяча с ударом об пол (кис­тевая) 16:10 1:50 110 1:50 110
- объяснение 18:00 10 10
- выполнение верх­ней передачи над собой с последую­щей передачей парт­неру 18:10 2:30 150 2:30 150
Закрепление нижней передачи мяча в па­рах: - объяснение 20:40 20 20
- имитационные упр. приема-передачи мяча 21:00 3:00 180 3:00 180
- объяснение 24:00 15 15
- выполнение нижней передачи мяча парт­неру 24:15 2:45 165 2:45 165
- объяснение 27:00 30 30
- выполнение верх­ней передачи над 27:30 3:00 180 3:00 180
собой с последую­щей нижней переда­чей мяча партнеру
Сбор мячей 30:30 30 30 30
Перестроение для проведения учебной игры (закрепление материала урока в игре) 31:00 30
Повторение правил игры 31:30 30 30
Учебная игра 32:00 6:25 385 6:25 385
Построение для под­ведения итогов урока 38:25 15 15
Анализ основных ошибок при выпол­нении заданий. 38:40 1:15 1:15 75
Конец урока 39:55
Итоговое время 39:55 2395 34:35 2075 5:20 320 4:10 250 29:00 1740 4:45 - 2:00 120

Затраченное время - время, непосредственно затраченное на данный пункт.



Объяснение и показ - время, затраченное на объяснение задания и его показ (по А.П. Матвееву - объяснение и обдумывание (мыслительный анализ выполнения предстоящего двигательного действия, задания, уп­ражнения).

Выполнение упражнения - время, затраченное непосредственно на выполнение двигательного задания (упражнения) учащимися.

Вспомогательное действие - время, затраченное на раздачу инвента­ря, перестроения, выполнение имитационных упр. (по А.П. Матвееву - за­висит от раздела программы, поставленных задач, выполняемой работы).

Простой - «бессмысленно» потраченное время урока (ожидание для выполнения задания).

Отдых - время, затраченное на восстановления дыхания, переход от одного вида деятельности к другому и т.п.

Общая плотность данного урока (94,98%) является высокой, что объ­ясняется хорошо продуманной организацией и ведением урока.

Моторная плотность во время урока изменяется (подготовительная часть - 26%; основная часть - 46%, урока в целом - 73%), что объясняется методом ведения урока и содержанием используемых упражнений.

Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры
При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.
В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.
Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.
Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

Где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию.
Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:
- создание предварительного представления об упражнении;
- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);
- закрепление и совершенствование двигательного навыка.