Какой предмет для ученика окажется самым важным, предсказать достаточно сложно. Каждый из предметов может потребоваться для дальнейшего изучения в вузе или для применения на практике. Все зависит от склонностей конкретного человека и той сферы, что он выберет для работы. Однако нередко можно встретить замечания людей о том, как долго они в школе мучились с математикой или физикой, а в итоге эти знания им нигде не пригодились. Значит, все же есть предметы, которые обладают особой спецификой, требующейся далеко не каждому человеку в будущем, а есть и те, что пригодятся абсолютному большинству.

Языки

К специфическим предметам относятся те, знания которых ученики не используют и никогда не будут использовать в обычной жизни. Такие знания нужны только в специализированных областях, например, на производстве, на заводе или в лаборатории. Знания, получаемые в старшей школе по физике, химии, биологии, математике, как правило, ничем не помогут во взрослой жизни, если ученик не углубится в своей трудовой деятельности в профессии, связанные с ними. Зато знания русского языка на высоком уровне помогут всем, грамотное общение - это один из признаков образованного человека, в какой бы области он ни трудился. Нельзя переоценить и значение иностранного языка в жизни будущих взрослых. В настоящий момент на большинстве хороших должностей требуется знание английского языка, так что без этого предмета почти невозможно подняться по карьерной лестнице.

Практические предметы

Очень важны знания, получаемые на уроках ОБЖ, они могут спасти жизнь в сложной современной ситуации. Во всяком случае, никогда не повредит иметь практические навыки помощи при переломах или ушибах, знать, как себя вести при взрыве или пожаре. С такими экстремальными ситуациями человек может и не столкнуться, но знание о том, как себя нужно вести, поможет ему чувствовать себя более защищенным. Хорошие спортивные навыки да и просто физическая подготовка на уроках физкультуры может приучить ребенка к здоровому образу жизни, что очень пригодится ему в дальнейшем. Нормальное развитие школьника и его здоровье во многом зависит от его каждодневной физической нагрузки. Для многих полезными становятся уроки труда, приучая детей к дисциплине и обучая их основам семейной жизни.

Все прочие предметы, которые имеют лишь косвенное применение во взрослой жизни, в старшей школе лучше изучать методом выбора. Стоит делить детей в 10-11 классах на профильные группы, чтобы они сами выбирали предметы, которые хотят изучать углубленно, а все остальные разделить на обязательные, которые будут изучать все, и необязательные, информацию по которым будут давать ученикам ради ознакомления.

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

А ещё что в школьных предметах изменить - это, наверно, тоже, да?
Рисование убрать однозначно. Художниками будут далеко не все, и для этого нужен талант. А в школе вряд ли кто-то нарисует шедевр живописи, в лучшем случае получатся карикатуры для нашего "Перца" или вашего "Крокодила".
Хореография - неужели у вас такой предмет есть? Убрать немедленно! Что, танцы так важны в жизни?
Неужели и религию изучают в школе (что-то такое слышал, может, это неправда)? Да ведь в школе могут быть разной веры. Учить мусульман христианству или христиан исламу - ну, знаете... Так что не надо.
Физкультуру сделать факультативом (то есть оценки не ставить). Вот если кто-то не может быстро бегать или подтянуться больше 1 раза, из-за этого ему не быть отличником?
Пение (или музыка - как у вас это называется?) - тоже факультатив. Ведь не у всех красивый голос, не все могут красиво петь. Да и если у человека нет музыкального слуха и он не может на слух различать ноты, что, опять же не быть ему отличником?
И почему на труде чёткое разграничение: столярные и слесарные работы - мальчикам, шитьё и приготовление еды - девочкам? Иногда стоит совмещать. Ну, девочкам работать топором или кувалдой не обязательно, но что-то попилить, попаять - это можно, так же как и мальчикам готовить еду.
Литературу сократить. Никаких нудных до одурения романов. Никакого внеклассного чтения. И почему на каникулы дают задание именно по литературе, а не, например, по математике, физике, химии, биологии, географии? А ещё вопрос: почему в библиотеках приблизительно 90% книг - всякие художества? Научно-популярная литература, всякие справочники, интересные журналы - такого побольше! А вместо нудных романов - всякие приключения, фантастика, юмористические произведения. Да хоть анекдоты! А что? А ещё никаких сочинений. Ну, напишут что-то своими словами - и кому это интересно будет читать? Как Пушкин всё равно вряд ли напишут, так зачем зря бумагу марать?
Историю тоже сократить. Изучать только действительно важные события. Хотя да, не только события, культуру древних и не очень древних времён тоже не помешает знать. Но даты зубрить не надо.
Ну, уж без математики не обойтись никак, это точно. Сначала изучают всё вместе, потом алгебру и геометрию изучают как отдельные предметы. Надо ли так? Наверно, нет. И логарифмы, интегралы, дифференциалы, всякие действия с тригонометрическими функциями можно изучать не столь обширно. А вот оригинальные способы вычисления, решения задач (есть и такое) - это стоит изучать.
Географию, наоборот, расширить. Все страны и их столицы - это каждый нормальный человек должен знать, а не только я. Да и физическая география тоже (где какие горы, какие реки...). А вот экономическую географию можно сократить, она не очень интересна.
Биологию тоже расширить, ведь не все классы животных и растений изучены в школе. Хотя бы 1 урок посвятить какому-то малоизвестному классу - и то хорошо.
Астрономию расширить обязательно. Ну вот что изучают по астрономии? Солнечную систему, некоторые созвездия, классы звёзд (да и то не все). А ведь в последнее время в астрономии столько открытий сделано! Открыты даже планеты у других звёзд, а в школьной программе это даже не упоминается.
Иностранный язык изучать более глубоко. Строить предложения, переводить простые тексты - да, это в школе изучают. Но чтобы завести самый простой разговор - тык-мык...
Информатика - это связано с компьютерами, да? Я такой предмет в школе не изучал, а пользоваться компьютером научился самостоятельно (ну да, накупил себе книг по компьютерам). И очень пригодилось, даже на работе имею дело с компьютером. Я так думаю, надо учить как пользоваться компьютером, разными программами, даже играть в разные игры (а что?). Но программирование изучать не очень детально, это же такая нудятина! Это изучать в специальных учебных заведениях.
Основы техники - тоже очень важно. Возможно, такой предмет уже есть. Важно знать всякие механизмы, простые электрические схемы, транспорт, энергетику.
Основы выживания - это то, что в жизни очень пригодится. Важно знать, как выжить в тяжёлой экономической ситуации (без работы, в бедности), в сложных природных условиях, при стихийном бедствии, при природной или техногенной катастрофе, в аварии, как в природе находить еду, как отличить съедобные грибы и растения от ядовитых, как спасать, как оказывать медицинскую помощь.
Да, и никаких экзаменов (или что там сейчас вместо экзаменов). А итоговые оценки выводить как среднее арифметическое полученных оценок (разве что можно кое-какие дополнительные вопросы, если ученик хочет более высокую оценку). А в специальные средние и высшие учебные заведения принимать без вступительных экзаменов, но после собеседования. Ну чтобы выяснить, какие у человека есть таланты, действительно ли ему интересна эта специальность, действительно ли он хочет посвятить себя этому великому или не очень великому делу. Вдруг человек не туда попал (даже если вступительные экзамены хорошо сдал)? Вдруг у него талант актёра, а он пошёл учиться на бухгалтера?

В преддверии 1 сентября и начавшегося школьного сезона аналитики «Левада-центра» задались вопросом, какие же предметы жители Российской федерации считают для школы обязательными, нужными и важными.

В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% — еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.

Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.

авг.16
Русский язык 68
Математика 53
История 33
Литература 32
Иностранный язык 27
Информатика, компьютерная грамотность, программирование 23
Физика, химия, биология 21
Физическая культура, спорт 18
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства 13
География 10
Навыки первой медицинской помощи 9
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) 9
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) 7
Половое воспитание 7
Художественное творчество, искусство, музыка 6
Основы религиозных культур и светской этики 5
Другие предметы 1
Затруднились ответить 4

10. Навыки первой медицинской помощи и общественные науки

Гуманитарные науки в глазах жителей России, видимо, считаются маловажными. Обществознание с социологией, экономикой и политологией хоть и вошли в топ-10 самых нужных предметов в школе, но заняли последнее место наряду с навыками медицинской помощи. За оба предмета высказались равное количество респондентов – 9%.

9. География

Одна из самых древних наук, зародившаяся еще в античную эпоху, не очень популярна среди россиян – за ее важность в школьном образовании высказалось всего 10%.

8. Трудовое воспитание

И географию, и общественные науки с отрывом в несколько процентов обошло трудовое воспитание. Социология социологией, а пуговицу надо уметь пришивать – так считают 13% от опрашиваемых.

7. Физкультура и спорт

18% респондентов считают, что школа должна помочь восполнить детям дефицит активного движения, создаваемого, в том числе, возросшей учебной нагрузкой.

6. Естественные науки

При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.

5. Иностранные языки

4. Литература

32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.

3. История

Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.

2. Математика

Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.

1. Русский язык

И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.

Удовлетворенность россиян нынешней системой образования (график)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наверное, каждый ученик хотя бы раз спрашивал себя, зачем ему нужна школа. К сожалению, с каждым годом ответить на этот вопрос становится все труднее: программы устаревают и отчаянно не успевают за потребностями стремительно меняющегося мира. Вряд ли стоит ожидать, что школьное образование резко станет более применимым к жизни, но можно хотя бы помечтать.

сайт составил список предметов, которые точно пригодились бы современным ученикам.

1. Каллиграфия

Если что-то и пригодится школьникам в будущем, так это способность мыслить творчески. Не стоит думать, что креативное мышление требуется только гуманитариям, оно полезно представителю любой профессии - от столяра до физика-ядерщика. К сожалению, в основном школа учит действовать по шаблону, а было бы здорово объяснять детям, как генерировать идеи и создавать собственные проекты.

4. Экофилософия

Как правило, уроков экологии в школах попросту нет либо они носят сугубо формальный характер и сводятся к констатации фактов или банальному запугиванию. Было бы здорово поговорить с учениками на более глубоком уровне. Например, объяснить, что такое общество потребления и чем такой образ жизни опасен для людей и планеты. И, конечно же, рассказать о том, что каждый из нас может сделать прямо сейчас и в перспективе.

5. Инновационные технологии и основы робототехники

Скорее всего, процент школьников, которые захотят связать свою профессию с инновационными технологиями, с каждым годом будет только расти. Так почему бы не начать наконец преподавать этот предмет на соответствующем уровне?

В рамках данного предмета можно было бы ввести курс, обучающий работе с информацией. Наверное, каждый из нас видел печальные примеры, когда интернет с его безграничными возможностями становился не помощником, а убийцей времени. А в худшем случае и вовсе настоящим убийцей. В силах взрослых сделать так, чтобы ребенок не потерялся в социальных сетях и огромном потоке информации. Но для начала нужно понять, что это действительно глобальная и серьезная проблема, которую необходимо решать.

6. Психология

Удивительный факт: чтобы получить водительские права, нужно ходить на курсы и сдавать серьезный экзамен, а чтобы стать родителем, не нужно ровным счетом ничего. Курс возрастной и личностной психологии сможет помочь школьникам не только разобраться в себе и наладить отношения с миром, но и мягко подготовиться к общению со своим будущим ребенком.

7. Основы медицины

Мало кто из школьников получит в будущем профессию врача, но подавляющее большинство станет родителями. От умения быстро определить симптомы менингита или обработать открытую рану может зависеть жизнь, чего не скажешь о способности по погонам отличать лейтенанта от майора. Странно, но большинство вопросов, связанных со здоровьем, вообще не обсуждается в школе, разве что на ОБЖ. И если эти уроки принесли вам хоть какую-то пользу, вы счастливчик, потому что нередко они имеют совершенно формальный характер и становятся пустой тратой времени. А ведь было бы так здорово отучить детей лечить ОРВИ антибиотиками и объяснить наконец, как важно предохраняться. Кстати, основы медицины преподают во многих европейских и азиатских школах, но обычно в рамках естествознания.