1

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях детских садов, школ и учреждениях дополнительного образования. Обусловлено это стрессогенностью жизни взрослых, их занятостью преимущественно работой, что приводит к росту психологических и психосоматических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и огромные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Необходимо разграничивать понятия психического и психологического здоровья. Под психическим здоровьем понимается комплекс характеристик обеспечивающих составной элемент здоровья в целом. Психическое здоровье является важной составляющей адаптации человека в социуме. Психологическое же здоровье - это важная характеристика личности человека. Оно тесно связано с психическим развитием в процессе всей его жизни, т.е. психологическое здоровье это возможность развития человека на всем его жизненном пути. Понятия психического и психологического здоровья тесно связаны друг с другом.

О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.

Так, уже первый год жизни вносит важный вклад в формирование Я ребенка. К концу этого периода у него складывается предпосылка самоуважения, возникает первичный образ окружающего мира, к которому он испытывает доверие. Но могут сформироваться и неустойчивое или негативное отношение к себе, потребность в постоянной помощи, заботе, а также недоверие к окружающему миру, чувство небезопасности. Можно сказать, что закладываются основы эмоционального развития - оптимизм и жизнерадостность, эмоциональная отзывчивость. Но возможно и развитие апатии либо неспособности к эмоциональному заражению, к эмоциональным контактам в целом (синдром «потери чувств»).

Важнейшее условие формирования в младенчестве позитивных новообразований - адекватное возрасту и темпераменту взаимодействие с ним матери. Применительно к первым трем-четырем месяцам многие психологи говорят о необходимости «ансамбля» мать - ребенок, в котором ребенок «солирует», а мать прислушивается к его желаниям и потребностям и в соответствии с этим выстраивает свое поведение.

В раннем возрасте (от года до трех лет) Я ребенка развивается за счет первоначального осознания самого себя. К концу раннего возраста формируется автономная позиция, т. е. возможность самостоятельно совершать собственный выбор и добиваться его реализации. Однако могут возникнуть и затруднения в ее развитии, следствием чего становятся пассивность, зависимость от оценок взрослых или постоянное стремление всеми силами утверждать свою свободу. Этот период важен для формирования у ребенка способности подчиняться общественно принятым нормам. Ребенок учится следовать некоторым «можно» и »нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самостоятельно одеваться, убирать разбросанные кубики и т.п.).

В раннем возрасте начинает развиваться эмоциональная сфера ребенка. В случае нарушенного развития ребенок прячет от окружающих свою агрессивность и становится подчеркнуто миролюбивым. В другом варианте развивается деструктивная агрессивность, т.е. стремление разрушать предметы (ломать игрушки, рвать книжки, собственные вещи) или нарушать нормы поведения, и в первую очередь не слушаться взрослых.

В дошкольном возрасте происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший. Важнейшее значение в этом играет процесс идентификации с родителем своего пола, т.е. не простое подражание или частичное принятие качеств родителя, а стремление чувствовать себя сильным, уверенным или нежным, заботливым - таким, каким хотел бы видеть себя ребенок. В дошкольном возрасте также активно развивается самосознание. Ребенок осознает, что в целом он хороший, но имеет некоторые недостатки, и начинает понимать: чтобы быть хорошим, нужно соответствовать родительским требованиям. Можно говорить о так называемом явлении родительского программирования - формировании под воздействием родительских директив основных жизненных сценариев ребенка. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать необходимое ему внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения внимания с помощью негативных проявлений, таких, как нарушение поведения, драки, ложь и т. п. В этом случае ребенок предпочитает быть пусть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми.

Существует объективные (не зависящие от ребенка) и субъективные (поддающиеся коррекции) факторы ухудшения психологического здоровья современных детей.

К объективным относятся:

1. Загруженность родителей на работе и дефицит общения родителей с детьми. Сейчас семья не несёт тех социальных функций, которая она несла раньше (нет близкого окружения родственников и нет рядом людей, которые эмоционально бы защитили ребенка).

2. Информационная перегрузка детей. Дети в большом количестве смотрят телевизор (в том числе и сцены насилия). Происходит ассоциирование ребенка с главными героями. Отсюда у ребенка появляются страхи, фобии, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, ведущий зачастую к невротизации.

3. Для большинства родителей характерен такой стиль детско-родительских отношений, как гиперопека и гиперпротекция. Родители стремятся отгородить детей от любых проблем и дел. Воспитание ребенка идет вербальными методами, а не наглядно-действенными.

4. Дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания внутри родительских отношений или нарушения в сфере детско-родительских отношений (конфликты, ссоры, частая ругань), с которых часто дети берут модель поведения. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического неблагополучия и психосоматических проблем (тики, заикание, энурез, двигательная расторможенность).

5. Нарушения развития ребенка в перинатальном периоде (асфиксия, низкий уровень здоровья матери).

6. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасти (до трех лет) в дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - категория «МЫ»). При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Субъективные же причины поддаются коррекции и к ним относятся:

Характер детско-родительских отношений;

Моральные ценности семьи и взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

В целом, современные дети-дошкольники существенно отличаются от детей прошлых лет, а именно:

1. Большие различия календарного, физиологического и психологического возраста.

2. У детей разный уровень развития, степень эмоциональной и психологической готовности к началу обучения в школе.

3. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Но она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникает тревожность и неуверенность.

4. У детей более свободное ощущение своего «Я» и независимое поведение.

5. У современных детей более слабое физическое здоровье.

6. Современные дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, которые зачастую заменяют телевизор и компьютер.

Библиографическая ссылка

Мичурина Ю.А., Дробышевская Д.А., Васильченко К.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13306 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Охрана и укрепление здоровье детей дошкольного возраста как социальная и педагогическая проблема.

Климентьева Т.А.,

инструктор по физическому воспитанию,

ГККП «Ясли – сад №16 акимата города

Костаная отдела образования акимата

города Костаная»

Дошкольный возраст – особенный период развития ребенка. Так как именно в этом периоде мы педагоги и родители закладываем фундамент здоровья детей, выносливость и сопротивление его организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Одной из сторон развития личности ребенка является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем. В период дошкольного детства закладываются основы здорового образа жизни, всесторонней двигательной подготовки и гармоничного физического развития. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения осуществляет свою работу под гуманным лозунгом за всю историю человечества: «В 21 веке – здоровье каждому человеку планеты!». И понятие «здоровье» определяет, как физическое, психическое и социальное благополучие. Эта трактовка поднимает роль физического воспитания совершенно на новый уровень, она становится основой формирования здорового образа жизни людей в целом. П. И. Калью отмечал, что одни авторы трактуют здоровье как состояние, другие как динамический процесс, третьи обходят понятие стороной. Анализируя всех авторов он приходит к выводу, что в настоящее время педагоги склоняются к тому, что здоровье является динамическим процессом. Проанализировав существующих понятий «здоровья» позволяет выделить четыре основных модели: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно – социальную.

Наряду с загрязнением окружающей среды в республике, ускорение темпа жизни общества, связанное с этим увеличение отрицательных эмоций детей, внешней нестабильности и экономической сложности, связанной с финансовым кризисам происходит истощение защитных механизмов, срыв иммунной системы детей дошкольного возраста, рост патологий. Наиболее критическая группа населения, в недрах которой закладываются основы будущего здоровья и благосостояния нации республики – это дети дошкольного возраста. Эти факторы и патологии проявляются в разрушении воспитания и обучения детей в семьях, высокий уровень заболеваемости самих родителей, а не только детей, педагогические и медицинские проблемы, а так же способствует увеличению детей с ограниченными возможностями в здоровье, и делают проблему еще более актуальной.

Здоровье ребенка – дошкольника в основном зависит от условий общества, жизни семьи, гигиенической культуры, статуса здравоохранение и образования, социальной и педагогический проблемы в республике, мире.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей при поступлении в дошкольное учреждение выявляется 27,5% детей с проблемами со здоровьем; с нарушением осанки – 24,5%; с каждым годом увеличивается процент заболеваний органов пищеварения – это составляет почти половину детей посещающих дошкольных учреждения; а также наблюдается тенденция к росту заболеваний кровообращения – 42%.

Сделав анализ заболеваемости детей дошкольного возраста с 3-х лет до 6 лет, можно сказать, что ребенок в период дошкольного детства часто подвергается воздействиям различных факторов (экология, человек, природа). Увеличивается процент детей с заболеваниями острых респираторных, ангина, отит и это приводит к недоразвитию как физических качеств, так умственного, психологического развития ребенка. Часто болеющие дети встречаются с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. В Республике присутствует большой процент детей с положительной пробой Манту, что приводит к заболеваниям легких. То есть у детей дошкольного возраста слабый процент иммунитета.

Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные , в от только некоторые из них:

    к лиматические условия : недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, резкие перепады атмосферного давления и температуры воздуха, недостаток ярких природных красок, низкое содержание йода в воде и многое другое;

    с оциальные условия . Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда в страхе потерять работу, мамам приходится оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь. Что также негативно влияет на соматическое и эм оциональное здоровье ребенка;

    т ехнологизация жизни . Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за компьютером. А известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Здоровье детей зависит еще и от его социального благополучия, то есть семьи. Концепция дошкольного воспитания уделяется внимание связи семьи и дошкольного учреждения в области здоровья. Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и дошкольным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Реализаций основных положений, связанных с охраной и укреплением здоровья дошкольников, направила на поиск инновационных физкультурно-оздоровительной работы педагогов, оценки здоровья и физического развития.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного учреждения, должна базироваться на осознанном отношении детей к здоровью, должна стать системным фактором физкультурно – оздоровительной деятельности при соблюдении некоторые педагогических условий.

1) Своевременное повышение квалификации инструкторов по физическому воспитанию. Одной из важнейших приоритетных задач становится здоровьесберегающие технологии, без которых не проходит учебно – воспитательный процесс ДО. Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме воспитание физической культуре здоровьесбережения и здоровьеобогащения; специально организованное во времени и в рамках определенное образовательной системой взаимодействие детей и педагогов. Здоровьесберегающая технология, направлена на решение, приоритетной задачи, современного дошкольного образования, сохранение и обогащение здоровья детей в условиях дошкольного учреждения. Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью, накопление знаний о нем и умение его оберегать, иметь знание о валеологической компетентности, что позволить ребенку – дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни.

2) Создание условий и содержания здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста в ДО. Полноценное и всестороннее развитие детей не может осуществляться без правильно организованной на достаточном уровне двигательной активности детей дошкольного возраста, которая оказывает большое влияние на состояние здоровья и физическое развитие. Организация двигательной активности способствуют эффективной организации педагогического процесса, позволяет решать ряд задач:

    развитие движений и совершенствование двигательных функций;

    достижение необходимой физической подготовки;

    предупреждение различных нарушений опорно – двигательного аппарата;

    воспитание волевых черт личности, активности, самостоятельности;

    создание условий для отдыха детей, различной деятельности в режимных моментах, то есть в играх, развлечениях, спортивных праздниках, дней здоровья и т.д.

При организации образовательного процесса, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и способности. А важным принципом при организации образовательного процесса является принцип оздоровительной направленности, который доминат здоровья всех форм образовательной работы с детьми. Наиболее важным принципом так же можно выделить гармонию трех начал, ими являются в гармоничном соединений направления в развитии ребенка: физического, эмоционально-личностного, интеллектуального.

Многолетние исследования, проведенные ведущими учеными, доказали, что именно дошкольный возраст является чрезвычайно важным для формирования интеллекта, личности, социального и эмоционального развития человека.

В свою очередь реализация социального заказа общества, родителей, начальной школы на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, имеющей не только набор знаний, но и умеющей применять эти знания на практике, достаточно быстро адаптироваться в окружающей среде, предполагает обновление содержания образовательных программ. В программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет), в программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Б із мектепке барамыз » (от 5 до 6 лет) предполагает использование новых современных подходов к организации педагогического процесса ориентированного на потребности и возможности ребенка, направленного на его компетентностное развитие. А это, в свою очередь, требует вдумчивого, творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, но и в большей мере методами проектирования своей деятельности, прогнозирования процессов развития ребенка, методами наблюдения и оценки его развития.

Литература.

1. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология 21 века / Ю. Е. Антонов. – М. : Просвещение, 2008. – 198 с.

2. Бутузова, А. С. Медико-педагогическая оздоровительная работа / А. С. Бутузова, П. А. Волков // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. – 44 с.

3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. – А. : Мин.о. и н. РК, 2012. – 55 с.

4. Гупп, Г. М. Современные технологи проблемы охраны здоровья: учеб. пособие / Г. М. Гупп – Спб. 2010. – 185 с.

5. Каменская , В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегательных технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пос. / В. Г. Каменская, С. А. Котова; под ред. Н. А. Ноткиной. - СПб: Книжный дом, 2008. – 224 с.

6. Кочеткова, Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. – М. : Просвещение, 2005. – 233 с.

З а последнее десятилетие катастрофически растет заболеваемость детей. Отмечены высокие темпы роста числа таких заболеваний среди детей до 14 лет, как анемия (в 1,3 раза), болезни эндокринной (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы (в 1,5 раза), аллергические болезни (в 1,3 раза), болезни системы кровообращения (в 1,3 раза), новообразования (в 1,3 раза).

Наиболее серьезная ситуация регистрируется среди подростков. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной системы в 1,9 раза, аллергических болезней в 1,6 раза, болезней системы кровообращения в 1,5 раза, новообразований в 1,8 раза, болезней мочеполовой системы в 1,5 раза, костно-мышечной системы в 1,9 раза.

Вследствие увеличения доли длительно текущих соматических болезней за этот период вдвое возросла психосоматическая патология. Как ответ на воздействие негативных факторов внешней среды, на треть увеличилось число реактивных состояний и психопатий.

Число наркологических расстройств в 90-х годах возросло в 3,7 раза, наркоманий - в 15 раз, алкогольных психозов - в 15,5 раз, хронического алкоголизма - в 2 раза. По данным специальных исследований, реальное число больных алкоголизмом подростков увеличилось в 2-3 раза, страдающих наркоманиями и токсикоманиями - в 6-10 раз, токсикоманов - в 5,6 раза.

Есть убедительные данные о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже об их децелерации.

Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты. За последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По экспертным оценкам, число детей-инвалидов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

В целом в России состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется следующими особенностями:

Увеличением хронической заболеваемости

Нарастанием уровня инвалидности

Нарушением становления репродуктивной системы

Отклонениями психического здоровья

Увеличением числа дезадаптированных детей

Снижением показателей физического развития.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм.

Ухудшение социального статуса большинства детей

Изменение качества питания

Воздействие экологических факторов

Нарастание тяжести зобной эндемии

Медикаментозную “агрессию”

Введение новых форм обучения.

Об ухудшении социального статуса большинства детей свидетельствует рост числа социально обездоленных детей. Так, 600 тыс. детей не имеют родителей, 500 тыс. ежегодно “теряют” одного из родителей, 300 тыс. детей ежегодно рождаются вне брака. 160 тыс. детей - беженцы и переселенцы, 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, 10 млн. - в бедных семьях, 2 млн. - безнадзорные. При таком положении дел в стране социальный фон может являться серьезной предпосылкой к формированию болезней и их прогрессированию.

Изменение качества питания

По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Так, специалисты НИИ питания РАМН, обследовавшие школьников Москвы, установили, что концентрация аскорбиновой кислоты в крови была ниже нормы у 40%, витамина Е - у 33%, витамина А - у 28% школьников. В Оренбурге у 95% детей обеспеченность витамином С была существенно ниже нормы, в том числе у 10% выявлен глубокий дефицит. Аналогичные показатели отмечены и в других регионах России.

Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенока вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом, распространенность которого достигла, по нашим данным, 44%.

Необходимо принимать во внимание, что в ряде регионов России не только дети, но и 40-90% беременных женщин испытывают разную степень дефицита того или иного макро- или микронутриента.

Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним прежде всего относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.

Воздействие экологических факторов

Бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состоянии здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания - на 67%, пищеварения - на 77,6 %, опорно-двигательного аппарата - на 21%, новообразований - на 15%.

Нарастание тяжести зобной эндемии

Прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% - доли подростков с нарушениями полового созревания.

Медикаментозная “агрессия”

Все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии.

Введение новых форм обучения

Реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5 ч превысили допустимые нормы. С этой “антидетской” реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствует тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции.

Проблемы и решения

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует широкого внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, и оптимизации нутритивного обеспечения, гармоничного развития и грамотной терапии болезней - с другой. Педиатрические наука и практика имеют большой опыт, позволяющий решать эти проблемы. О значении оценки значимости профилактики в сохранении здоровья детей можно судить по результатам, которые сулит принести реализация некоторых из них программ.

Внедрение массовой йодной профилактики обеспечивает:

Снижение на 10-20% числа детей дошкольного возраста с дисгармоничным физическим развитием

Снижение на 30% числа детей с хроническими болезнями

Снижение на 20-25% числа детей, не усваивающих базовую учебную программу

Уменьшение на 15% числа детей с риском асоциальных форм поведения

Предотвращение тяжелых форм умственной отсталости до 1000 детей ежегодно

Снижение заболеваемости раком щитовидной железы в 3 раза.

Профилактика дефицита кальция у детей и подростков позволяет снизить до 40-45% частоту болезней опорно-двигательного аппарата у лиц трудоспособного возраста.

Совершенствование медицинской помощи подросткам 15-18 лет может:

Снизить на треть частоту неблагоприятных исходов хронических болезней

Повысить выявляемость функциональных нарушений и хронических болезней в 5 раз, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата

Уменьшить на 18-20% частоту развития инвалидности в трудоспособном возрасте.

Организация оздоровления детей непосредственно в школе позволит:

Уменьшить в 2 раза число детей с дефицитом массы тела

Снизить в 2,2 раза заболеваемость ОРВИ

Уменьшить на 22% число рецидивов хронических болезней

Снизить в 2 раза частоту ЛОР-патологии

Улучшить на 15% успеваемость школьников.

В настоящее время как никогда актуально активизировать и научные исследования в педиатрии. Ребенок динамичен, его отличает способность остро реагировать на все изменения окружающей среды. Поэтому перед педиатрией на каждом этапе развития общества встают новые научные задачи, от решения которых зависит эффективность профилактических и организационных технологий.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, микронутриентной обеспеченности, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска.

Обоснование и оценку качества здоровья детей.

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей.

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства.

1

В данной статье приводятся результаты научно-практических исследований по оценке питания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

здоровье

меню-раскладка

организация школьного питания

физическое развитие

1. Воронцов И.М., Тихвинский С.Б. Антропометрический скрининг при массовых осмотрах детей: метод. рек. – Л., 1991. – 29 с.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Звездина И.В., Александрова И.Э., Бокарева Н.А., Соколова С.Б. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей. – М., 2011. – 142 с.

3. Мартинчик А.Н. Физиология питания: учеб. для студ. учреждений проф. образования. – М., 2013. – 240 с.

4. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М., 2004. – 176 с.

5. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 г [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Дата обновления 17.02.2016. Режим доступа: локальный.

6. О комплексной оценке состояния здоровья детей: Приказ Минздравсоцразвития № 621 от 30 декабря 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

7. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций / утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

8. СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования / утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ № 45 от 23.072008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/. Загл. с экрана.

9. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных образовательных учреждениях / под ред. М.П. Могильного, В.А. Тутельяна. – М., 2010. 584 с.

10. Тутельян В.А., Вялков А.И., Разумов А.Н., Михайлов В.И., Москаленко К.А., Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Сергеев В.Н. Научные основы здорового питания. – М., 2010. – 816 с.

11. Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования / принята на 18-й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association – WMA; Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г.; с последующими изменениями. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.sgmu.ru/sci/ethical/files/hd.pdf. Загл. с экрана.

Непременным условием поддержания здоровья нации, одним из важнейших факторов профилактики заболеваний, повышения адаптационных возможностей организма является питание, прежде всего правильное, здоровое, рациональное питание. Велико значение рационального питания подрастающего поколения для обеспечения процессов роста и развития, физического и нервно-психического развития. Кроме того, необходимо иметь в виду и тот факт, что формирование целого ряда алиментарно-зависимых заболеваний происходит в детском возрасте, являясь при этом заведомо предотвратимым.

А как же на самом деле обстоит дело с питанием детей и подростков? С этой целью нами был проведен ряд исследований. Объект исследования - дети дошкольного и младшего школьного возраста. Использован комплекс методов (гигиенические, клинические, социологические), более подробная информация о которых изложена в соответствующих частях статьи. Все исследования проведены с информированного согласия детей, их родителей в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта .

На первый взгляд может показаться, что проблемы питания организованных дошкольников (т.е. детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного типа) не существует - для них организовано четырехразовое рациональное питание. Однако анализ 10-дневных меню воспитанников одного из детских садов нашего города (возраст детей от 3 до 7 лет) показал явное несоответствие существующим стандартам .

Модель питания построена без учета физиологических потребностей детей. Энергетическая ценность блюд в абсолютном большинстве анализируемых дней ниже рекомендуемой для данного возраста Выявлены существенные отклонения от существующих норм потребления макро- и микронутриентов, что сопровождалось нарушением сбалансированности рациона питания. При составлении рационов не учитывались сезонные особенности - меню двух сезонов практически одинаковы, изменения касались только объема продуктов. Кроме того, отмечались существенные, выходящие за пределы рекомендуемых величин (± 5 %), отклонения показателей, характеризующих каждодневный рацион питания. Например, содержание жиров колебалось от 37,7 до 130,6 г/сутки, причем последнее значение в 2 раза превышает норму. Отмечены четырехкратные колебания суточного содержания углеводов (149 - 488 г) и аскорбиновой кислоты (14 - 71 мг).

Для снижения возможного риска развития алиментарно-зависимых заболеваний у воспитанников детского сада необходимо изменение рациона питания. Поэтому практическим результатом данной работы явилось составление примерного меню на 10 дней с использованием технологических карт .

Затруднения при составлении оптимального циклического меню для организации детского питания разных возрастных групп в ДШУ чаще всего обусловлены незнанием современных принципов рационального питания, неумением рационально использовать рекомендованные для детей различных возрастных групп продукты питания .

Как известно, период школьного образования связан с риском нарушения здоровья. Вклад «школы» в здоровье велик - от 12,6 % в начальной школе до 20,5 % к концу обучения. Питание - важнейший и управляемый фактор здоровья; считается, что питание лежит в основе или имеет существенное значение в формировании и особенностях течения около 80 % всех известных патологических состояний . Два вышеприведенных постулата обусловливают значимость питания детей школьного возраста.

Что касается питания школьников в домашних условиях, то это, образно говоря, лежит на совести родителей. (Но и в этом направлении необходима работа просветительского толка, создание условий для претворения разработанных принципов концепции рационального питания). Но дети значительную часть времени проводят в школах, а проблема организованного питания школьников не нова и окончательно не решена, несмотря на ряд предпринимаемых мер . Постановлением Правительства Новосибирской области утверждена концепция и разрабатывается проект долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы». Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является одной из наиболее значимых как для государства, так и для общества в целом. На период от 7 до 18 лет, когда ребенок большую часть времени проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками.

В связи с этим в одном из исследований мы поставили цель изучить влияние организованного питания на физическое и психическое состояние школьников. Данное исследование проведено на младших школьниках (возраст 9 - 10 лет). Дети (40 человек) были разделены на две группы. В основу деления положена характеристика питания в период пребывания в школе. Дети первой группы в школьной столовой организованно получали горячие завтрак и обед, дети же другой группы самостоятельно питались в буфете.

Для выявления вклада различных вариаций питания проводили;

На основании собственных антропометрических исследований оценку физического развития с использованием скрининг-теста по Воронцову И.М. .

На основании анализа медицинских карт оценку и распределение детей на группы здоровья в соответствии с общепринятым подходом .

Кроме того для диагностики психических состояний использовали цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова, Г.Н. Генинг . Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний (тест Люшера, методика Лутошкина), доступен и удобен в применении.

Цветорисуночный тест выявил положительное психическое состояние у большинства школьников, однако имелись незначительные отличия по наличию признаков усталости и утомления - в первой группе у 1 ребенка, а во второй - у 3.

Что касается здоровья и его составляющих, то анализ результатов показал более значимые, статистически достоверные (непараметрический критерий, хи-квадрат, Р = или менее 0,05), различия между группами (таблица).

Характеристика физического развития здоровья школьников

Исследуемый показатель

контингент

Здоровье, распределение по группам здоровья. Доля детей, %

1 группа - здоровые дети.

2 группа - дети со сниженной резистентностью, имеющие функциональные нарушения.

3 группа - дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации.

Физическое развитие, распределение по группам физического развития.

Доля детей, %

1 группа - без выраженных антропометрических отклонений.

2 группа - с незначительными антропометрическими отклонениями, группа «риска», «пограничная» группа.

3 группа - дети с выраженными антропометрическими нарушениями.

В обеих выборках преобладала доля детей I и II группы здоровья - 84 % (в первой группе испытуемых) и 63 % (во второй). Необходимо отметить незначительное число здоровых детей в первой группе и отсутствие таковых во второй. Основное различие между группами состояло в величине доли детей, имеющих хронические заболевания, соответственно, 16 % и 37 %. Неодинаковым было распределение школьников и по физическому развитию. Доля детей без выраженных отклонений антропометрических признаков во второй группе была почти в два раза меньше по сравнению с первой группой (63 % и 37 %), соответственно больше детей, отнесенных в «пограничную» (соответственно, 26 % и 42 %) и группу с выраженными отклонениями антропометрических признаков (соответственно 11 % и 21 %).

Таким образом, школьники, получающие организованное горячее питание в течение учебного дня, имеют более крепкое здоровье, развиваются гармонично и испытывают больше положительных эмоций. Для более точной оценки здоровья необходимо дополнительное углубленное обследование школьников второй группы с привлечением узких специалистов и диспансерный контроль школьного врача-педиатра.

Результаты проведенных исследований служат одним из «кирпичиков» в большой пирамиде знаний по проблеме «Питание и здоровье» и свидетельствуют о необходимости продолжения работ по обоснованию и внедрению теоретических и практических рекомендаций рационального, адекватного питания.

Библиографическая ссылка

Семенова В.Н., Галузо Н.А., Лутковская Н.А., Зырянова Е.Л., Кольченко Н.В. О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 3. – С. 58-60;
URL: http://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35764 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»