ВАРИАНТ 1

Часть 1

1) парта 3) Юра

2) коньки 4) букет

Укажи пару слов, в которой слова состоят из одинаковых звуков.


1) мышь - тишь

2) мыло - Мила

3) луг - лук

4) софа - сова


Укажи слово с ударением на первом слоге.

1) щавель 3) свёкла

2) цемент 4) начать

1) скала 3) сходка

2) съехать 4) сварка

Какое слово не является однокоренным к слову холод.


1) холодный

2) холодно

3) холодильник


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением».

1) з_морозить 3) х_трец

2) м_розный 4) сад_к

Укажи слово, в котором пропущена буква з?

1) _делать 3) привё_

2) ру_кий 4) поло_ка

Укажи слово с предлогом.


1) (по)други

2) (по)ехали

3) (по)берегу

4) (по)бережье


В каком слове пропущен мягкий знак (ь)?


1) скрипач_


10. В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и?


1) подготовка к осен_

2) прочитал в книг_

3) бегал по лужайк_

4) сидел на диван_


11. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется е?


1) за дальн_м озером

2) в син_м море

3) весенн_м теплом

4) от горьк_х слёз


Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.


1) выглянуло солнышко

2) солнышко выглянуло и покатилось

3) покатилось по небу

4) по синему небу


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове счас_ливый.

Ответ: _________________

Сучья (1) ломались(2) скрипели (З) трещали.

Ответ:____________________

Часть 3

А. Осенью упало с неё яблоко.

Б. Росла в саду яблоня.

В. Птицы склевали это яблоко, и только зёр­нышко спряталось в землю.

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.

Д. Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.

Ответ:_______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка 3) Юля

2) пять 4) чайка

2. В каком слове произносятся только твёрдые со­гласные звуки?

1) пение 3) вагон

2) прямо 4) колесо

Укажи слово с ударением на втором слоге.

1) километр 3) звоните

2) сторожит 4) документ

В каком слове отсутствует приставка?


1) подорожник

2) подарок

3) полочка


Какое слово не является однокоренным к слову сказка.


1) сказочка

2) сказочник

4) сказочный


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяйте ударением».


1) п_белка

3) молод_сть

4) л_нивый


В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?


1) влас_ный

2)лес_ница

3)чудесный

4)хрус_нула


В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание и?


1) встретились на вокзал_

2) играли на площадк_

3) мечтал о поездк_

4) подъехали к площад_


Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).

1) багаж_ 3) в_ехал

2) ноч_ной 4) молодёж_

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква и?


1) на горяч_м песке

2) по свеж_й траве

3) зимн_м лесом

4) в дальн_ю поездку


11. В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?

Смолистые шишки украшают вершины елей.


1) смолистые шишки

2) шишки украшают

3) вершины украшают

4) вершины елей

Часть 2

Укажи слова, близкие по значению (синонимы).


1) ночь, звёзды

2) подземный, подводный

3) река, рыба

4) жара, зной


Болотные птицы полетели на юг.

Ответ:_____________

Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники отвязали(1) лодку(2) уложили в неё рюкзак(З) оттолкнулись(4) от берега(5) и поплыли.

Ответ_________________

Часть 3

15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст .

А. Скоро у них вывелись аистята.

Б. На старом дереве аисты свили гнездо.

В. Радовались аистята вкусной еде.

Г. С раннего утра до позднего вечера роди­тели носили им из болота лягушек и ры­бёшек.

Д. Они благодарно хлопали широкими кры­льями и звонко щёлкали крепкими клю­вами.

Ответ: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3

Часть 1

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) эхо 3) юрта

2) звёзды 4) ель

2. В каком слове произносятся только мягкие соглас­ные звуки?

2) сеять 4) яркий

Укажи слово с ударением на третьем слоге.

1) растение 3) красивее

2) спасибо 4) магазин

В каком слове отсутствует суффикс?

1) волосок 3) карманы

2) чайник 4) берёзка

Какое слово не является однокоренным к слову ракета.

1) ракетный 3) ракеты

2) ракетчик 4) ракетница

В каком слове пишется буква о в корне?


1) кв_ртира

2) комн_та

3) ст_рожит

4) д_бежал


В каком слове на месте пропуска надо писать букву т?


1) прекрас ный

2) опас_ный

3) интерес_ный

4) прелес_ный


8. В каких словосочетаниях на месте пропуска в вы­деленных словах надо писать окончание -е ?


1) ошибки в тетрад_

2) на краю деревн_

3) скакал на лошадк_

4) ехал на лошад


Укажи слово, в которых пропущен разделительный твёрдый знак (ъ).

1) в_юга 3) с_едобный

2) товарищ_ 4) ш_ют

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква е?


1) на колюч_й веточке

2) под хрупк_м льдом

3) в берёзов_ю рощу

4) по высок_м берегам


11. В каком варианте верно указаны главные члены предложения?

Пролетела шумная стая зябликов и скрылась в берёзовой аллее.


1) стая зябликов

2) стая пролетела

3) стая скрылась

4) стая пролетела и скрылась


12. Укажи слово, противоположное по значению (анто­ним) слову мощный (мотор)?

1) сильный 3) спокойный

2) слабый 4) могучий

Часть 2

13. Определи падеж имени прилагательного в предло­жении.

Корни яблони тянут из земли питательные соки.

Ответ: _____________

Под корнями старого дуба(1) была маленькая норка(2) а в норке(З) спал ёжик.

Ответ:______________________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Б. Хороша будет ушица!

В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ответ: _____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4

Часть 1

В каком слове четыре буквы и три звука?



2. Укажи слово, которое оканчивается на глухой со­гласный звук.


2) водопад

3) прилетел

4) трактор


1) алфавит 3) километр

2) красивее 4) магазин

Состав какого слова отличается от состава слова нагрузка?


1) поделки

2) поездка

3) полюшко

4) подарки


В каком слове пропущена буква е в корне?


2) св_стит

3) на подоконник_

4) вып_чка


6. Укажи слово, в котором пропущена буква д .


1) лопа_ка

2) пала__ка

4) крова_ка


7. В каком варианте в обоих словах пропущена буква е?


1) в книг_ и в тетрад_

2) на верхушк_ ел_

3) по дорожк_ к сторожк_

4) на листочк_ черёмух_


Укажи слово с предлогом.


1) (с)бежать

2) (на)мазать


Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.


1) по зимней (дороге)

2) на нижней (нолке)

3) вечерние (сумерки)

4) у заднего (колеса)


10. Слово какой части речи отсутствует в данном предложении ?

Вьётся в воздухе листва.


2) существительное

3) прилагательное

4) предлог


11. В каком словосочетании имя прилагательное упо­треблено в переносном значении?


1) горячий кофе

2) горячий суп

3) горячий спор

4) горячий утюг


12. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

Перелётные птицы почистили перышки и от­правились в путь.


1) почистили перышки

2) перелётные птицы

3) птицы почистили

4) птицы почистили и отправились


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове мес_ность .

Ответ:___________________________

Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весной(1) снегирь летит в чащу леса(2) устра­ивает гнездо(З) в густых лапах елей.

Ответ:_______________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

A. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.

Б. А потом осмелела и набросилась на до­бычу.

B. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.

Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.

Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вна­чале побоялась подойти.

Ответ:____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 5

Часть 1

В каком слове пять букв и четыре звука?

1) ножка 3) ружьё

2) олень 4) верба

2. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий со­гласный звук.


2) рассказ

3) суффикс


В каком слове неверно поставлено ударение?

1) взяла 3) торты

2) столяр 4) позвоним

Состав какого слова отличается от состава слова лимончики?


1) травушка

2) стульчики

3) игрушки

4) записка


Укажи слово без предлога.


1) (на)горизонте

2) (под)деревом

3) (по)крылись

4) (в)ущелье


Часть 3

ВАРИАНТ 1

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) парта 3) Юра

Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова Согласные звуки Звонкие Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р - - - - Глухие П ф К Т Ш С - - - - - Х Ц Ч Ш Легко запомнить: эти фразы содержат 1. «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фу!» все глухие согласные. 2. «УМНая ГоЛоВа, РаЗБиРаЙ БоЖьи ДеЛа!» - все звонкие согласные. Обратите внимание!    Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сбить - [з]бить; экзамен - э[г]замен. Перед глухими согласными звонкие оглушаются: всходы - [ф]сходы; подходить - по[т]ходить. Звонкие согласные оглушаются в конце слов: вездеход - вездехо[т], рассказ - расска[с]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]? Твердые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные могут быть твердыми и мягкими. Всегда мягкие - Й, Ч, Щ На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, И, а также Ь: рябь - [р’ап’], весна - [в’и]сна. Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? Обратите внимание! Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного (см. предыдущий слайд). Два звука эти буквы передают: В начале слова: ест - [ ЙЭст]; юноша - [ЙУноша]. После Ъ и Ь: вьюга - [в’ЙУга]. После гласного звука: приехал - [пр’иЙЭхал]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, что Ъ и Ь звуков речи не обозначают! Позиции, в которых произношение согласных зависит от их положения в слове или от соседства с другими гласными или согласными. 1. Сочетания -тся, -ться произносится как [Ц] Здороваться -здорова[Ц]а 2. Сочетания дч, тч Пулеметчик - пулеме[Ч’]ик произносятся как [Ч’] 3. Сочетания дс, тс произносятся как [Ц] Соседский - сосе[Ц]кий 4. Сочетания сж, зж, жж Сжечь - [Ж]ечь произносятся как [Ж] 5. Сочетания зч, сч произносятся как [Щ’] Перевозчик - перево[Щ’]ик 6. Двойные согласные произносятся как один долгий звук Класс - кла[С] 7. В сочетаниях стн, нтск, ПрелесТный, гиганТский, серДце, безмолВствовать, нидерланДский, позДний, счасТливый, соЛнце и т.п. рдц, вств, лвств, здн, ндск, стл, лнц выделенные буквы не произносятся Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]? Решаем вместе а) В каком слове только звонкие согласные звуки? 1) 2) 3) 4) подход сбрил лёгкий взрыв Если вы будете исключать все слова, в которых есть глухие звуки, то наверняка ошибётесь. У вас останется четвертый вариант - слово взрыв, однако в абсолютном конце слова звук [в] оглушается. Поэтому не спешите, проверьте, не озвончается ли глухой звук перед звонким? В первом варианте оба звонких звука [д] оглушаются; в третьем есть глухой звук [к], который также оглушает стоящий перед ним звук [г]. Остается второй вариант: звук [с] озвончается перед звонким звуком [б]. Это и есть правильный ответ. Решаем вместе б) В каком слове произносится звук [с’]? 1) 2) 3) 4) сочетание мазь сапоги срок Достаточно даже методом исключения понять, что это не первый, не третий и не четвертый варианты: в них нет условий для смягчения предыдущего указанного согласного звука. А вот во втором варианте звук [з] оглушается на конце слова и смягчается - за ним стоит Ь. Правильный ответ - 2. Решаем вместе в) В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) 2) 3) 4) размять входить сгрести вложить В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно. Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного - [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ - 2. Решаем вместе г) В каком слове произносится гласный [о]? 1) 2) 3) 4) причёсанный чувство шоколад позвать Определяем ударение в слове, чтобы найти правильный ответ. Ударный гласный [о] только в первом варианте. Это и есть правильный ответ. Решаем вместе д) В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской Большее количество звуков в словах могут давать буквы Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной. Такое слово одно - яблочный - 9 звуков, 8 букв. В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ - 2. Укажите ошибочное суждение 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]. 3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв. Ответ 4) Укажите ошибочное суждение 1) В слове разгневанный все согласные звонкие. 2) В слове поход все согласные глухие. 3) В слове сдоба произносится звук [с]. 4) В слове звуков больница меньше, чем букв. Ответ 3) Укажите ошибочное суждение 1) В слове солнце согласный звук [л] является непроизносимым. 2) В слове просьба при произношении происходит озвончение согласного звука. 3) В слове учиться 5 звуков. 4) В слове универмаг все согласные звонкие. Ответ 4)

В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.

Буква ь

  • властный [власный] - восемь б., семь зв.;
  • солнце [сонцэ] - шесть б., пять зв.;
  • праздничный [празн"ич"ный] - одиннадцать б., десять зв.;
  • известный [изв"эсный] - девять б., восемь зв.

Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.

Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:

  • ужасный [ужасный] - семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров"эсн"ик] - восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] - семь б., семь зв.

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] - семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол"икт"иф] - девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] - шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр"истал] - восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик - одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст"икл"аный] - десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

Изменение качества звуков

В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:

  • от глаз скрывается [скрываица] - десять б. и девять зв.;
  • великий спортсмен [спорцмен] - девять б., восемь зв.;
  • городской [гарацкой] житель - девять б., восемь зв.

Практическое задание № 3

1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • чувствовать разочарование;
  • участвовать в соревнованиях;
  • неуместный вопрос;
  • сверстник моих родителей;
  • длинные ресницы;
  • частное лицо;
  • опасный возраст;
  • ненастный день;
  • вкусные яства;
  • липовая аллея;
  • ссорить друзей;
  • захваченная территория;
  • подать апелляцию;
  • изобразительное искусство;
  • аппетитное пирожное.

2. Диктант.

Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.

Русский язык один из самых богатых, сложных и интересных мировых языков. Он содержит в себе большое количество правил и таит множество ловушек. К примеру, есть такие слова, в которых звуков больше, чем букв, и наоборот: букв больше, а звуков же - меньше. Такие слова иногда непросты в транскрипции. Чтобы верно определять содержание звуков, нужно знать, как делать звуко-буквенный разбор (анализ) слова.

Что такое звуко-буквенный анализ

Анализ подразумевает по двум составляющим: звуки и буквы . Сначала пишется транскрипция - это запись по звуковому содержанию. Производится точная запись того, как оно произносится, слышится. При работе следует помнить, что такие «е», «ё», «ю», «я» в разных позициях слова могут обозначать два звука. Эти гласные называют йотированными. И в словах, где они имеются, будет больше звуков.

Йотированные гласные в разных позициях

  • в начале слова: ель – [й ’ э л ’ ]
  • после других гласных: каюта – [к а й ’ у т а ]
  • после разделительных «ь» и «ъ»: курьёз – [к у р ’ й ’ о с ] и изъян – [и з ’ й ’ а н ]
  • после согласных: люк – [л ’ у к]

А также, в русском алфавите присутствуют две буквы, которые не имеют звука, это «ъ» и «ь». Мягкий знак, стоящий после согласной, смягчает её. Помимо этого, он является морфологическим признаком в существительных женского рода третьего склонения. В таком случае, разумеется, будет меньше звуков.

Произношение йотированных гласных

Всего в русском алфавите четыре таких гласных , о которых рассказывалось в статье ранее. В транскрипции они обозначают два звука, из-за чего в слове преобладает количество звукового состава над буквенным. Буква Е произносится как Й и Э; Ё как Й и О; Ю как Й и У; Я как Й и А.

Загадочная буква Ё

В советские времена, и даже сейчас, во многих печатных изданиях букву Ё не печатали. Впервые буква была упомянута в далёком 1783 году, когда прошло одно из первых заседаний Академии Российской словесности, в котором принимала участие и директор Академии - княгиня Екатерина Дашкова, а также некоторые известные в то время писатели – Фонвизин и Державин. Екатерина была первой, кто предложи официально включить букву Ё в русский алфавит, и возражать ей никто не стал.

Новая волна известности буквы поднялась благодаря Н. М. Карамзину в 1797 году. Он готовил в печать очередное стихотворение и в «слёзы» вместо Е поставил Ё. Это был первый случай, когда Ё оказался в печатном издании.

В истории была замешана даже такая влиятельная фигура советских времён, как Сталин. Дело происходило так: в его руки попали германские карты, где были помечены названия российских населённых пунктов с максимальной точностью. Деревня Дёмино была именно ДЁмино, а не ДЕмино. Вождь оценил педантичность и внимательность противника. Вследствие чего 25 декабря 1942 года Сталин издал указ, в котором говорилось, что буква Ё должна стоять везде, где имеет место быть.

Некоторые факты о букве Ё:

  • в 2013 году Ё отметила юбилей – ей исполнилось 230 лет;
  • в русском языке Ё употребляется почти в 13 тысяч слов;
  • иногда опущение в словах Ё портит смысл: например – «передохнём» и «передохнем», разве не забавно?
  • Ё занимает счастливое 7 место в алфавите.

Фонетический принцип русской орфографии и графика

Звуко-буквенный анализ слова исходит из фонетического принципа . Его суть в том, что слова должны изображаться на письме так, как произносятся. Ключевым элементом здесь является согласованность. Не секрет, что в любом языке существуют две формы его использования - письменная и устная. Появляется и распространяется язык между людьми и народами в первоначальной стадии в устной форме, затем, при его успешном развитии, возникают письменные элементы, графические изображения звуков.

Графика - это содержание начертательных элементов любого вида письма. Графика включает в себя помимо букв также знаки пунктуации, пробелы и ударения. Графика держит соответствие между буквенными и звуковыми значениями слов. Буквы - это то, что мы читаем и изображаем на письме, а звуки - слышим и говорим. Гласных звуков в русском алфавите 6, букв же, обозначающих их – 10; согласных звуков – 36, а букв – 21.

Знание йотированных гласных помимо письменности и анализа применяется в области изучения вокала . Певец всегда должен следить за тем, чтобы йотированная гласная произносилась в сочетании двух звуков. Например, при протягивании «я» должна произноситься долгая гласная «а», иначе звук не раскроется полностью, что приведёт к плохому звучанию слова целиком. Вокальное звучание гласной может не достигнуть полной свободы выражения. Йотированные гласные всегда носят особую яркую окраску, полное раскрытие которой скрашивает произношение. Но при распеве применять эти гласные всё же следует с особой осторожностью и должным умением, при этом сконцентрировавшись на звучании.

Задания ЕГЭ А1, А 2 по русскому языку.

Фонетический анализ слова. Орфоэпические нормы

(произношение согласных звуков, ударение).

При выполнении заданий А1 – А2 обязательно произнесите слово, прислушиваясь к собственному произношению, и запишите его в транскрипции. Посчитайте буквы и звуки или найдите требуемый(-ые) в задании звук(и).

ОБРАЗЕЦ выполнения задания: В каком слове букв больше, чем звуков?

тростник [трасник] – 8 букв, 7 звуков

легкий [л"охк"ий] – 6 букв, 6 звуков

судья [суд"йа] – 5 букв, 5 звуков

чистого [чистава] – 7 букв, 7 звуков Ответ: 1.

Для правильного выполнения заданий по установлению ударения в словах необходимо овладеть акцентологическим минимумом:

алкогОль, алфавИт, апострОф, афЕра, баловАть, бАнты, бАрмен, безУдержный, блАговест, благоволИть, бОчковый, вЕрба, волгодОнский, водопровОд, газопровОд, гЕнезис, грУшевый, дЕвичий, дефИс, диспансЕр, добЫча, дОгмат, договОр, договОрный, досУг, дочернА, дремОта, духовнИк, жалюзИ, завИдно, зАгнутый, задОлго, заИндеветь, закУпорить, заржАветь, звонИт, знАмение, знАхарство, зубчАтый, Игрище, Иконопись, Искра, каталОг, кАтарсис, каучУк, кАшлянуть, квартАл, кедрОвый, коклЮш, кОлледж, коллЕж, кОмпас, красИвее, кУхонный, кремЕнь, ломОта, ломОть, лососЁвый, мастерскИ, мЕльком, мизЕрный, мытАрство, некролОг, нефтепровОд, обеспЕчение, облегчИть, оптОвый, освЕдомить, осуждЁнный, откУпорить, паралИч, пАхота, плЕсневеть, пОхороны, предрЕкший, премировАть, приговОр, придАное, принУдить, прозорлИвый, пулОвер, ремЕнь, свЁкла, сирОты, сосредотОчение, срЕдств, статУт, столЯр, танцОвщица, тОрты, трИптих, тУфля, украИнский, усугубИть, факсИмиле, фенОмен, фетИш, филИстер, фОрзац, ходАтайствовать, хозЯева, христианИн, цемЕнт, цепОчка, цыгАн, чЕрпать, шассИ, шАрфы, шАхтинский, шпрИцы, шофЁры, щавЕль, экспЕрт.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) тростник

4) чистого

2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) убедиться

2) любитель

3) горький

4) стебелек

3. В каком слове все согласные звуки твердые?

2) мировой

3) самобытный

4) простота

4. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) мучение

2) писательский

3) исчезнуть

4) щемящий

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) объяснить

2) отсутствие

4) искатель

6. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) фюзеляж

3) стебель

4) стерлядь

7. В каком слове звуков больше, чем букв?

4) подъехать

8. В каком слове все согласные звуки мягкие?

2) степень

4) слиться

9. В каком слове все согласные звуки глухие?

2) легкость

10. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

3) изваяние

11. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1) цемент, брала, эксперт

2) дефис, оптовый, созыв

3) статуя, свекла, поняли

4) тортов, начала, звонит

12. В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает?

1) вьюжная, деревня

2) купаешься, июньский

3) статуя, помощник

4) грамматика, чтобы

13. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?

1) воюю, страстная

2) тюльпан, юркий

3) двоякий, оппозиция

4) значение, явление

14. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

1) углубить, каталог, диспансер

2) намерение, закупорить, брала

3) приняли, апостроф, алфавит

4) дедовский, догнала, хозяева

15. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

3) акаДемик

16. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

2) буТерброд

4) анамНез

17. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

18. В словах какого ряда ударение на первом слоге?

1) начала, ломоть, квартал,

2) свекла, статуя, звонишь,

3) мельком, искра, верба,

4) оптовый, черпать, пахота

19. В словах какого ряда ударение на третьем слоге?

1) откупорить, плесневеть, баловать,

2) обеспечение, некролог, ходатайство,

3) апостроф, диспансер, заняла,

4) жалюзи, крапива, исчерпать

20. В каком ряду слов на месте букв ЧН произносится [шн]?

1) булочная, Ильинична,

2) яичница, нечто,

3) конечно, скучный,

4) сливочный, нарочно

21. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Алкоголь

2) духовнИк

3) катАлог

22. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) ходатАйство

3) плесневЕть

4) нефтепровОд

23. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) углубить

2) принудить

3) исчерпать

4) красивее

24. В каком слове ударение не на первом слоге?

1) кашлянуть

3) ржаветь

4) мизерный

25. В каком слове ударение падает на первый слог?

3) звонишь

26. В каком слове ударение падает на первый слог?

27. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?

1) к залу, экзаменационный

2) снег, вокзал

3) глина, сапоги

4) гора, диалог

28. В каком ряду во всех словах есть звук [д"]?

1) деготь, подъем, свадьба

2) подиум, дикий, сядь

3) дерматин, молотьба, диагональ

4) сладкий, поддержка, подьячий

29. В каком ряду во всех словах есть звук [з]?

1) позже, зорька, зонтик

2) гвоздь, запястье, зенит

3) развитие, скользит, близко

4) визг, сделать, запятая

30. В каком ряду во всех словах нет звука [з]?

1) сделать, позиция, заинька

2) мозжечок, здание, зуммер

3) указ, сказка, приезжать

4) повозка, зависть, разум

31. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕпочка

2) обОдришься

3) ободралА