Общая плотность 79.5% является недостаточной и объясняется несвоевременным началом урока и недостаточным умением учителя заинтересовать учащихся предла­гаемым упражнениями, а также неэффективной организацией выполнения упражне­ний в основной части урока.

двигательные по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий , подготовка мест занятий, взаимопомощь и др.);

отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой » и не входят в процент плотности.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

§ неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т. п.);

§ неподготовленность учителя к уроку , непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;

§ излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

§ нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.


Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа занятия.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной деятельности в целом.

В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике.

На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в VI-VIII классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.

устранению отмеченных недостатков и укачаны пути повышения плотности урока.

Хронометраж урока физической культуры.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Совершенствовать выполнение группировки в кувырке:

а) вперед в упор присев (девочки);

б) назад из седа (мальчики).

2.Совершенствовать выполнение приземления в опорном прыжке ноги врозь.

II. Развивающие:

1. Развивать координационные, силовые, скоростно-силовые способности.

III. Воспитательные:

Воспитывать чувство организованности и дисцип­линированности.

Класс: 5 «А»

В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).

Наблюдение проводилось за учеником

Хронометрировал урок:

Примерная запись анализа плотности урока.

Начало урока не было четко организовано. Класс опоздал на 2 минуты, чем объясняется простой в подготовительной части урока

При проведении обще­развивающих упражнений учитель сначала объяснял и показывал уп­ражнения, а затем учащиеся их выполняли. Более целесообразно было бы проводить их по названию или по команде «Делай раз» и т. д. Это позволило бы сократить время, затраченное на показ и объяснение, тем более что уп­ражнения хорошо знакомы школьникам. Общая продолжительность подгото­вительной части -19. 00 мин.” затянута.


В основной части урока при выполнении упражнений ученик проделал опорный прыжок 5 раз, а кувырок только 3 раза и затратил на это 1 минуту 26 секунд, а на ожидание очереди и отдых - 8 минут 31 секунду. Время на ожи­дание очереди и отдых при выполнении сложно координационных упражне­ний (прыжок через «козла»), должно быть не более 2 минут. В данном случае наблюдался неоправданный простой. Увеличение числа повторений не только повысит мо­торную плотность урока, но и в большей мере будет соответствовать задаче совершенствования разученных движений. Повысить моторную плотность можно было, введя дополнительное упражнение в интервалах между основ­ными заданиями (элемент круговой тренировки). Например, в прыжках это могло быть подпрыгивание на месте на двух ногах с последующим принятием положения правильного приземления.

тили на различные вынужденные паузы, в большинстве своем нецелесообразные. В продолжение основной части урока ученик, за которым велось наблюдение, выполнил 2 подхода в прыжках в длину, (один вне очереди) и 4 подхода в метании. Моторную плотность основной части урока можно было увеличить, используя для метания упражнение в парах.

Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята достаточно дисциплинированы, занимались с интересом) можно предположить, что улучшению дисциплинированности будет способствовать более основательная подготовка преподавателем к уроку, конкретизация частных задач, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации.

Педагогически значимой заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построились и на этом урок был закончен. Подвести итоги, оценить и мотивировать учащихся к следующим занятиям педагог не успел. В том числе по причине неэффективного расхода времени на предыдущих этапах.

Общую и моторную плотность урока можно было повысить, резервы для этого имелись.

Предложения:

1. Следует обратить внимание на более качественную разработку конспекта и своевременную организацию материально-технических условий.

Подпись хронометриста:____________________

Оценка урока: _________________

Подпись проводящего урок:________________

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени (графы 4) должны равняться общей продолжительности урока

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения урока Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с цепью более экономного, эффективного исполь­зования времени урока В анализе плотности урока нужно конкретно изло­жить причины, которые обусловили соответствующие показания секундоме­ра В заключение анализа должны быть внесены предложения по

Таблица 1. Примерные показатели моторной плотности на уроках различного типа

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ

Одним из показателей эффек­тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы­ми возможностями и условиями организации работы в подгото­вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре­мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

« МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРОЕКТ

ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

Выполнено студенткой 42 группы

БЕЛОВОЙ ЮЛЕЙ ГЕННАДИЕВНОЙ

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Руководитель: КРИВЦОВА НИНА ИВАНОВНА, преподаватель

Орёл, 2017

Введение……………...………………………………………....…………………....2

1.1 Общее понятие и виды плотности урока……………………………….............5

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке ………………………...........................................................……7

2. Приемы рационального использования времени на уроках………………………………............................................................................9

2.1. Определение плотности урока путем хронометража……...........……………………………………………………..……12

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования……...15

Заключение ……………………………………………………………....…………19

Список использованной литературы………………...……………..……......….…21

Приложение 1………………………………………………..…………......…….…24

Введение

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Актуальность исследования: Одной из главных проблем современной системы физического воспитания школьников является повышение эффективности урока, как основной организационно-методической формы физического воспитания в школе (Зигфрид, 1991). В решении этой задачи особое значение приобретает поиск более рациональных путей совершенствования эффективности урока физической культуры, одним из которых является интенсификация учебно-тренировочной деятельности (Шитиков, 1997). Урок выступает как единое целое, структурно-целостное, относительно самостоятельное звено состоящее, однако, из взаимосвязанных частей, содержание и структура которых определяется логикой обучения физиологическими закономерностями и задачами урока. Закономерности построения различных частей урока изучены неодинаково. Так большое внимание уделяется исследованиям основной части урока и неоправданно малое той части, которая в значительной степени обуславливает успешное решение главных задач основной части урока, а именно, подготовительной. Многие исследователи (Шитиков, 1997) отмечают, что двигательная активность детей резко снизилась. Это объясняется тем, что применяемые методы массового обучения продолжают значительно отставать от уходящей вперед спортивной практики. На школьном уроке педагоги часто пользуются недостаточно эффективными приемами массового овладения основами техники бега, прыжков и метаний, применяют неинтересные и однообразные средства, а также недостаточные практические умения составлять и планировать уроки, учитывая возрастные особенности, - обуславливают снижение моторной активности. Из выше изложенного следует, что решение задач по повышению эффективности процесса обучения, за счет повышения моторной плотности урока, является актуальным научным направлением, от успешного развития которого зависит процесс обучения.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: содержание и технология определения плотности урока физической культуры.

Цель: повышение качества процесса физического воспитания, за счет повышения моторной плотности урока за счет использования оптимальных средств, методов и способов организации занятий.

Задачи:

Проанализировать научно - методическую литературу.

Определить уровень физических качеств младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагается, что если в процессе проведения школьных уроков использовать оптимальные средства, методы и способы организации занятий, то это позволит повысить моторную плотность уроков, и будет способствовать улучшению двигательного опыта и повышению уровня физической подготовленности школьников.
Практическая значимость: исследования заключается в разработке и эффективности применения экспериментальной программы поурочных занятий, направленной на повышение моторной плотности. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов средних общеобразовательных учреждений.

1. Теоретическое обоснование плотности уроки физической культуры

1.1 Общее понятие и виды плотности урока

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

2. Приемы рационального использования времени на уроках

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 - 40%

2. Ознакомление с новым материалом

20 - 30%

3. Разучивание нового материала

30 - 50%

4. Закрепление и совершенствование нового материала

50 - 80%

5. Контрольный

40 - 50%

6. Комбинированный

40 - 60%

7. Соревнование

50 - 90%

8. Сюжетный(сказка, путешествие)

30 - 60%

9. Круговая тренировка

50 - 90%

В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями,

физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необходимые методы организации занимающихся, методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств являются составными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в решении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высокой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).

Средства - подбор системы подводящих упражнений, подбор специально-подготовительных упражнений, включение дополнительных действий, заданий, изменение черт техники, включение дополнительных заданий на развитие физических качеств между подходами, применение сопряженных упражнений, смена упражнений (характер, способ выполнения), включение знакомых игр и эстафет.

Методы - создания представления об упражнении (делай - раз, делай - два), преимущественное использование наглядного метода перед словесным использование целостного метода, применение многообразия методических приемов в освоении техники физических упражнений, применение игрового и соревновательного метода, сокращение времени отдыха между подходами, применение наглядных карточек, зарисовок упражнений, краткие и грамотные объяснения педагога.

Организация - использование многопропускных снарядов, нестандартного оборудования; тренажеров, дополнительного инвентаря.

Принципы - хорошие предпосылки и условия для высокой моторной плотности и рациональной нагрузки имеет реализация преподавателем принципов обучения: активности и сознательности, доступности, систематичности, прочности. Работа педагога, направленная на осознания цели и задач проводимых занятий, перспективных путей физического совершенствования, стимулирования интереса, мобилизация чувств, воли учащихся, помогают установлению сознательного отношения к предлагаемому заданию. Указанные принципы оказывают положительное влияние на проявление творческой инициативы, повышение личной ответственности за качество и эффективность учебной работы, а также используются преподавателем для повышения работоспособности учащихся. Оперативный контроль действий учащихся, своевременная теоретическая и практическая помощь, умение педагога сосредоточить внимание учеников на ошибках и способах их устранения позволяют выявить закономерности, определяющие успех обучения и воспитания. Стимулирование и поощрение поисковых и творческих усилий - все это предпосылки для активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Организация взаимообучения, когда учащиеся на уроке объясняют и находят ошибки и совместно предлагают пути их устранения, оценивают друг друга, оказывают непосредственную физическую помощь развивает любознательность, наблюдательность, мыслительную активность. Инициатива и чувство ответственности способствуют воспитанию настойчивости, трудолюбия.

2.1. Определение плотности урока путем хронометража

Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся:

- непосредственное выполнение двигательных действий, необходимых для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач;

- прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

- организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся устанавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

- необходимый отдых и ожидание очереди;

- простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечивает решение поставленных задач.

Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально затраченному времени относят все те действия, которые помогают решать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танцевальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, основные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педагогически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).

Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необходимых строевых упражнений, перестроений, передвижений и переходов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражнения.

Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затраченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преждевременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безграмотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные передвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск

подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования.

Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Установка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.

Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.

Технология хронометрирования урока включает следующую последовательность операций:

- перед уроком необходимо заранее подготовить форму протокола;

- включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

- при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

- выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

- обработку протокола начинать сразу после окончания урока, отдельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельности в уроке в целом;

- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

- вычертить шкалу плотности урока;

- дать письменный анализ полученных данных.

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1. Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2. сообщение задач урока

1.30

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

7. ходьба с восстановлением дыхания

0.30

8. перестроение

9. ОРУ поточно

11.0

10. перестроение

12.0

ИТОГО:

12.0

11.0

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

11 обьяснение

12.30

0.30

12. п\и « охотники и утки.

22.30

0.30

Выбили, сидит без задания.

13. подведение итогов игры

23.0

0.30

14. п\и « белые медведи »

30.0

15. полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. п\и передал, садись

34.30

18. подведение итого игры

35.30

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

21. домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 12.0: 12.0 * 100 = 720:720 *100 = 100%

МП = 11.3:12.0 * 100 = 678: 720 * 100 =94.1%

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 4.3: 4.3 * 100 = 100 %

МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:

ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400 *100 = 94.5%

МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил игр.

В заключительной части урока общая плотность отличная.

В целом, плотность на уроке была достаточной.

Оценка за урок: 5 « отлично »

Заключение

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Список использованной литературы

  • Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. -3 – е изд., стер., - М.:Академия, 2014. -528с.
  • Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: под общей редакцией Г. В.Барчуковой. – М.:Москва,2016. – 367с
  • Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. - К.: Олимп. Лит., 2014. - 89 с.
  • Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Д. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
  • Виненко, В. И. Физкультура. 5 – 11 классы: календарно – тематическое планирование по трехчасовой программе/ авт. – сост. В. И. Виненко. Волгоград: Учитель, 2014. – 254с.
  • Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2014. - № 10. – С. 25-27
  • Гужаловский, А. А. Физическое воспитание в школе [Текст]: метод, пособие/ А. А.Гужаловский, Е. Н.Ворсин. - Минск: Полымя, 2015. - 95 с.
  • Евсеев, Ю.И. Физическая культура[Текст]: / Ю. И. Евсеев. – Изд. 7-е, доп. И испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 444,с.: ил. – (Высшее образование).
  • Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2015. - 56 с.
  • Каинов, А.Н.,Курьеров Г. И. Физическая культура. 1 – 11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт. – сост. А. Н.Каинов, Г. И.Курьеров. Волгоград: Учитель, 2014. – 171с.
  • Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2014.- 201 с.
  • Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2016.- 298 с.
  • Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2013. -319с.
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2016. -543с.
  • Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре // Физическая культура в школе. - 2015. №4. - 10-16 с.
  • Поваляева В.В. « Секреты » моих уроков // Физическая культура в школе. - 2015. - №2. - 43-46 с.
  • Романов К.Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. - 2014. - №5. - 17-23 с.
  • Соломахин О.Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №6. - 85-90 с.
  • Сумин П.И. Намечены направления деятельности // Физическая культура в школе. - 2013. №4. - 2-6 с.
  • Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2014. – 139с.
  • Хафизова Г.Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья // Начальная школа. - 2015. - №7. - 77-79 с.
  • Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж. К.Холодов, В. С.Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 479 с.
  • Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями: учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб. : Копи-Р Групп, 2014. - 103 с.
  • Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 - 256 с.
  • Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н /Д: « Феникс », 2014. - 624 с.

ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, т. е. отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и т. д.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и т. д.

Время, затрачиваемое на выполнение упражнений, связано с понятием двигательной плотности, т. е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 45 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 20 мин., то расчет производится по формуле:

20*100

P = 45 = 44,4%

Следовательно, двигательная плотность урока в нашем примере составляет 44,4%.

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же двигательной плотности урока должны достигать:

I - III классах -30-40%

IV - VIII классах - 70%

IX - XI классах - 80%

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

гимнастика

IV - VI классы -45%

VII - X классы -60%

легкая атлетика

IV - V классы -50%

VI - VII классы -60%

VIII - X классы -75%

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий и т. д.

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.

Учитель физкультуры

МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов

Рис. 1 .Графическая запись результатов хронометрирования

Одним из наиболее объективных приемов педагогиче c кого наблюдения является хронометраж. Сведения, получаемые в результате хронометрирования, значительно уточняют и углубляют педагогический анализ урока, так как показывают степень рационального использования времени на различные виды деятельности.

При проведении хронометража урока учитель оформляет следующие материалы хронометрирования:

1) протокол хронометрирования,

2) расчет общей и двигательной плотности урока (в процентах),

3) график хронометрирования,

4) текстовой анализ плотности урока.

Сущность хронометража урока физических упражнений заключается в измерении во времени конкретных действий в уроке для определения его плотности. Запись результатов метража производится различными способами. На распространенные из них - цифровой и графический (в виде круга с секторами, столбиков, кривых и т. п.). Этим самым данные о плотности урока представляются наглядно. (См. рис.1).

Наблюдение и запись времени по секундомеру требуют большого напряжения внимания. Поэтому протокол хронометрирования проводят два человека: один следит за ходом урока и по секундомеру отмечает время, затраченное на определенный вид деятельности, другой записывает данные хронометража со слов первого.

До начала урока учитель должен отметить в протоколе хронометрирования задачи и предполагаемый расчет времени на прохождение различных разделов или частей наблюдаемого урока. Для этого учитель должен составить конспект проводящего урок.

Цифровая запись результатов хронометрирования ведется по предлагаемой ниже таблице.

Последующая обработка данных состоит в том, что суммируются показатели времени, затраченного на отдельные виды деятельности. Наконец, вычисляется общая и моторная плотность урока.

Из приводимой таблицы видно, что на организацию учащихся потребовалось 8 мин. 10 сек; объяснение и показ заняли 12 мин. 50 сек. времени урока. Двигательная плотность урока в нашем примере (при 20-и минутах выполнения движений) достигла 44,4%, а общая плотность (при 4-х минутах неоправданно потерянного времени урока) составила 91,1%.

Оценки заслуживает общая плотность урока в том случае, если все 45 мин. были использованы рационально, без потерь.

Оценка двигательной плотности урока по количественным показателям секундомера представляет известную трудность.

Оптимальная (большая или меньшая) двигательная плотность зависит от ряда факторов (возраст учащихся, задачи урока, материальные условия для занятий физической культурой). Например, на уроке, в котором стояла задача ознакомить учащихся с техникой нового для них движения, целесообразно подробное объяснение способов выполнения движения, показ движения в целом и отдельных его элементов и, возможно, компьютерная демонстрация. Естественно, что на таком уроке двигательная плотность будет ниже, чем на уроках «разучивания» или «совершенствования» движений. Тем не менее целесообразность такого урока бесспорна, и при анализе его плотности все особенности педагогического процесса следует учитывать и отмечать в текстовом анализе плотности данного урока.

Рациональная общая и двигательная плотность урока физической культуры должны рассматриваться в плане соответствия всем поставленным задачам. Так, для решения оздоровительных задач имеет значение общий объем двигательной деятельности учащихся, интенсивность нагрузки, чередование нагрузки и отдыха, время, необходимое для обеспечения вырабатываемости и др. Для решения образовательных задач целесообразно оценить количество повторений упражнений учащимися, обеспечение времени, необходимого для содержательного объяснения сущности двигательных действий и анализа деятельности учащихся.

Плотность урока

Чем рациональнее используется время урока, тем выше его плотность.

Высокая плотность - при выполнении бега, ходьбы, строевых упражне­ний, ОРУ и т.п.

Низкая плотность - при выполнении прыжков, метаний, лазания, упраж­нений на снарядах и т.д.

На плотность урока влияет организация урока, при которой одновре­менно занимается максимально возможное количество учащихся.

Содержание урока Пока­зания секун­доме­ра Затраченное время (мин; сек) Объ­ясне­ние и показ Вы­пол­нение упр. Вспо-мога-тель-ные дейст­вия Отдых Про­стой
Начало урока Построение Сообщение задач урока 0:00 2:00 120 2:00 120
Ходьба 2:00 30 30
Бег: - гладкий 2:30 1:10 70 1:10 70
- высоким подниманием бедра 3:40 30 30
- приставными шагами (правым, левым боком) 4:10 50 50
Перестроение (для выполнения ОРУ) 5:00 30 30
Выполнение комплекса ОРУ 5:30 7:00 420 7:00 420
Перестроение (к основной части), раздача мячей 12:30 1:00 60 1:00 60
Сообщение основных задач урока. Закрепление верхней передачи и приема мяча в парах: 13:30 20 20
- объяснение 13:50 10 10
- передача мяча от груди 14:00 2:00 120 2:00 120
- объяснение 16:00 10 10
- передача мяча с ударом об пол (кис­тевая) 16:10 1:50 110 1:50 110
- объяснение 18:00 10 10
- выполнение верх­ней передачи над собой с последую­щей передачей парт­неру 18:10 2:30 150 2:30 150
Закрепление нижней передачи мяча в па­рах: - объяснение 20:40 20 20
- имитационные упр. приема-передачи мяча 21:00 3:00 180 3:00 180
- объяснение 24:00 15 15
- выполнение нижней передачи мяча парт­неру 24:15 2:45 165 2:45 165
- объяснение 27:00 30 30
- выполнение верх­ней передачи над 27:30 3:00 180 3:00 180
собой с последую­щей нижней переда­чей мяча партнеру
Сбор мячей 30:30 30 30 30
Перестроение для проведения учебной игры (закрепление материала урока в игре) 31:00 30
Повторение правил игры 31:30 30 30
Учебная игра 32:00 6:25 385 6:25 385
Построение для под­ведения итогов урока 38:25 15 15
Анализ основных ошибок при выпол­нении заданий. 38:40 1:15 1:15 75
Конец урока 39:55
Итоговое время 39:55 2395 34:35 2075 5:20 320 4:10 250 29:00 1740 4:45 - 2:00 120

Затраченное время - время, непосредственно затраченное на данный пункт.



Объяснение и показ - время, затраченное на объяснение задания и его показ (по А.П. Матвееву - объяснение и обдумывание (мыслительный анализ выполнения предстоящего двигательного действия, задания, уп­ражнения).

Выполнение упражнения - время, затраченное непосредственно на выполнение двигательного задания (упражнения) учащимися.

Вспомогательное действие - время, затраченное на раздачу инвента­ря, перестроения, выполнение имитационных упр. (по А.П. Матвееву - за­висит от раздела программы, поставленных задач, выполняемой работы).

Простой - «бессмысленно» потраченное время урока (ожидание для выполнения задания).

Отдых - время, затраченное на восстановления дыхания, переход от одного вида деятельности к другому и т.п.

Общая плотность данного урока (94,98%) является высокой, что объ­ясняется хорошо продуманной организацией и ведением урока.

Моторная плотность во время урока изменяется (подготовительная часть - 26%; основная часть - 46%, урока в целом - 73%), что объясняется методом ведения урока и содержанием используемых упражнений.

Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры
При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.
В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.
Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.
Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

Где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию.
Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:
- создание предварительного представления об упражнении;
- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);
- закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Урок ФК должен повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам – направлен на улучшение физического, функционального развития, повышению работоспособности, сохранению и закреплению здоровья.

Эффективность урока – положительный физиологический эффект – постепенное увеличение физической нагрузки. В подготовительной части - легкие по координации и степени воздействия упражнения, т.к. врабатывание органов и систем неравномерно и неодновременно (гетерохронно) – двигательная сис-ма (10-30 с), вегетативные органы (3-5мин). В подгот. части происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа, достижение требуемого уровня, функций вегетативных систем обеспечивающих мышечную деятельность. В основной части урока нагрузка должна повышаться в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности. Возникают выраженные функциональные изменения. В заключительной части нагрузка снижается, упражнения выполняются в замедленном темпе, способствя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активации восстановительных процессов. Заключ часть способствует переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму. При распределении времени урока учитывать направленность и характер деятельности, особенности врабатывания. У школьников врабатывание быстрее, т.к. инертная ССС и дых система. При оценке степени воздействия нагрузки на организм педагог полагается на показатели утомления: внимание, мимике, отношение к занятиям, окраске кожи, степени расстройства координации движений. При оценке пульса необходимо иметь ввиду что он не всегда отражает степень воздействия упражнения (статическая работа влияет на ССС, но незначительное учащение пульса, ЧСС растет при эмоциональных напряжениях).

Моторная плотность

Повышение моторной плотности урока увеличивает эффективность в воспитании физ качеств, в обучении двигательным действиям. Моторная плотность увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны сохранить возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений происходит быстрее при возбуждении в ЦНС. Для воспитания скорости интервалы отдыха должны обеспечит уровни полного восстановления, воспитание выносливости – интервалы отдыха сокращаются. Поддержание интереса урока связано с целесообразными кратковременным паузами отдыха.

11. Физиологические основы физического воспитания школьников.

Половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы

Самым эффективным средством, способствующим правильному разви-тию детей, являются занятия физической культурой и спортом. При органи-

зации этих занятий нужно строго и постоянно учитывать особенности орга-

низма, присущие каждому из возрастных периодов. Систематические занятия

спортом – это одно из эффективных средств нормального развития всех

функций организма.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошколь-

ных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической

подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двига-

тельных умений и навыков, разностороннее развитие физических способно-

стей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимна-

стических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ре-

бенка формируются умения дифференцированно управлять движениями,

способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений

для рационального использования сил при перемещениях в пространстве

(основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.),

при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяже-

стей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и

Физическое развитие – это биологический процесс становления измене-

ний естественных морфологических и функциональных свойств организма в

течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки,

жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, бы-

строта, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,

различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха

можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели

физического развития.

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон

упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем фи-

зическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необ-

ходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препят-

ствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной

ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им

можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные

возрастные периоды: становление роста, наивысшего развития форм и функ-

ций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства

организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и гео-

графической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического

воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. Физическое

развитие тесно связано со здоровьем человека.

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только

гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про-

фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что

составляет общее жизненное благополучие.

Имеются некоторые половые различия в энергетическом обеспечении

мышечной работы. В крови мужчин на 20% больше эритроцитов (клеток, не-

сущих кислород тканям). Это означает, что у них интенсивнее обмен ве-

ществ, и они обладают большей энергией. Особенности энергетического об-

мена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина расходует больше калорий,

чем женщина.

При нагрузках же количество энергетических трат возрастает сущест-

венно, и мужчина быстрее теряет силы. С годами мужчины также интенсив-

нее теряют способность к физическим нагрузкам. Каждые десять лет у жен-

щины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так

что 60-ти летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она

осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.

12. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений. Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности достигается за счет совершенствования координации двигательных и вегетативных функций. В первую очередь энергозатраты снижаются за счет совершенствования техники выполнения физических упражнений. При несовершенной технике вследствие возникновения в нервных центрах процессов иррадиации в движении могут принимать участие лишние мышцы и лишние двигательные единицы. Такая работа характеризуется повышением расхода энергии. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе в работу вовлекаются лишь необходимые мышечные волокна. В результате энергозатраты уменьшаются. У спортсменов, хорошо владеющих техникой движений, экономизация энергозатрат обусловлена улучшением координации не только двигательных, но в некоторой мере и вегетативных функций. Они мобилизуются в процессе двигательной деятельности, главным образом по механизму безусловных рефлексов. Вместе с тем при образовании двигательного навыка может происходить изменение характера протекания вегетативных безусловных рефлексов, приспособление их не вообще к мышечной работе, а именно к данному виду двигательной деятельности. В результате снижаются энергетические затраты на обеспечение работы сердца, дыхательных мышц и некоторых других вегетативных органов. Эти особенности функций вегетативных органов, приобретенные в процессе формирования навыков, и составляют условно-рефлекторные дыхательные, сердечно сосудистые и другие вегетативные компоненты двигательного акта. Принцип постепенного усложнения техники движений. При осуществлении спортивных движений функционируют очень сложные временные связи, управляющие одновременной деятельностью многих мышц. Такие связи образуются постепенно, по мере широкого использования ранее образованных двигательных рефлексов. Существенна при этом роль подготовительных упражнений, позволяющих усвоить отдельные фрагменты движения и затем включить их в целостную систему разучиваемого сложного двигательного акта. Принцип многократного систематического повторения упражнений. Временные связи, являющиеся основой двигательных навыков, формируются и совершенствуются при обязательном повторении упражнения. Важное значение при этом имеют число повторений и интервалы, как между повторениями, так и между тренировочными занятиями. Не только недостаточное, но и чрезмерное число повторений (с ним связано развитие утомления) затрудняет формирование навыка. То же нужно отметить и в отношении интервалов между тренировочными занятиями. Принцип разносторонней технической подготовки. Временные связи, образующиеся в процессе формирования двигательного навыка, при многократном стереотипном выполнении движений могут способствовать сужению экстраполяции. Это сужение, возникающее при односторонней тренировке, ограничивает возможность изменять характер движений адекватно изменениям ситуаций. Между тем изменение внешней обстановки и состояния спортсмена могут вызвать несоответствие стереотипной программы выполнения движения новой ситуации. Вследствие этого двигательный акт может быть неполноценным. Обучение стереотипному выполнению только ограниченного числа физических упражнений тормозит также и развитие тренируемости. Принцип индивидуализации обучения. Генетические особенности, детерминирующие способность быстро обучаться новым сложным движениям, у разных спортсменов могут значительно различаться. Весьма различным у них может быть также и фонд ранее приобретенных навыков. Оба эти фактора предопределяют необходимость индивидуального подхода, как при спортивном отборе, так и при обучении технике спортивных движений.

13.Два основных тренировочных эффекта. Диагностика тренированности Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки

В результате тренировочных занятий в организме спортсмена формиру-

ется особое состояние – эффект тренировки, или тренированность, которая

характеризуется определенным уровнем работоспособности. Для того чтобы программировать поведение спортсмена, необходимо

знать, как влияют тренировочные нагрузки на его организм. При этом боль-

шое значение имеют данные об уровне функций его организма в различных

состояниях. Исследование спортсменов проводят в состоянии покоя, при вы-

полнении стандартной нагрузки и предельной нагрузки.

Показатели тренированности в состоянии покоя. Исследование и срав-

нение состояния организма в покое у спортсменов и нетренированных людей

позволяет выявить изменения, возникающие под воздействием тренировоч-

ных занятий во всех тканях и системах организма.

Спортивная тренировка вызывает ряд морфологических изменений.

Происходит утолщение костей в местах прикрепления сухожилий мышц,

развивающих наибольшие усилия. Вследствие усиления обмена веществ воз-

никает гипертрофия мышц, выражающаяся в увеличении объема мышечных

волокон за счет увеличения количества саркоплазмы или миофибрилл, по-

вышаются твердость и упругость мышц. Увеличиваются емкость коронарных

сосудов, диаметр отверстий сердца, окружность грудной клетки, бронхиаль-

ная проходимость (уменьшение сопротивления движению воздуха при уси-

ленной вентиляции легких).

Наряду с морфологическими изменениями в организме спортсменов от-

мечаются физиологические изменения: увеличение энергетических ресурсов,

запасов белков и углеводов; в мышцах возрастает количество миоглобина.

Повышаются количество и активность ферментов, укоряющих протекание

аэробных и анаэробных реакций.

Вегетативные органы у спортсменов в состоянии покоя работают замед-

ленно. Одним их основных признаков тренированности является редкий

пульс – брадикардия (40 уд/мин и меньше). У спортсменов частота дыхания

реже и легочная вентиляция меньше, чем у нетренированных людей.

Перечисленные изменения показывают, что в состоянии покоя главной

особенностью тренированного организма является очень экономное расходо-

вание энергетических ресурсов. Это выражается в снижении основного об-

мена на 10-15%, в брадикардии, урежении дыхания и снижении легочной

вентиляции.

Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при

выполнении стандартной и предельной нагрузки

Метод оценки тренированности при помощи стандартных нагрузок об-

ладает рядом характерных черт. Он доступен всем испытуемым – как спорт-

сменам, так и неспортсменам, одинаков по форме совершаемого движения,

имеет строго определенные мощность, длительность и ритм. В качестве на-

грузок, используют следующие методы: пробу PWC170, Гарвардский тест, оп-

ределение МПК и некоторые другие.

Реакции всех функций организма на стандартные нагрузки у трениро-

ванных людей по сравнению с нетренированными характеризуются следую-

щими особенностями: 1) у них быстрее повышается уровень всех функций вначале работы; 2) более экономно выполняется работа; 3) быстрее протекают

восстановительные процессы.

Главное различие между тренированными и нетренированными людьми

при выполнении стандартных нагрузок состоит в том, что величина физиоло-

гических изменений у первых меньше, чем у вторых.

Показатели тренированности при предельной работе. Метод исследова-

ния тренированности с помощью предельных нагрузок помогает оценить

уровень способности спортсмена развивать и поддерживать максимальное

усилие. Существуют три варианта таких исследований.

В первом случае регистрируют физиологические изменения при выпол-

нении упражнения непосредственно во время соревнований или в условиях,

близких к ним. Этот вариант дает наиболее полное представление о потенци-

альных возможностях организма. Вместе с тем он сложен организационно и

технически и в известной мере отвлекает спортсмена от основной деятельно-

сти, т.е. от соревнований, и тем самым может явиться помехой к достижению

важного результата.

Можно регистрировать физиологические изменения при развитии мак-

симального усилия спортсменов в лабораторных условиях, что позволяет вы-

явить способность к предельной мобилизации физиологических возможно-

стей организма.

И наконец, третий вариант – регистрируют физиологические изменения,

возникающие в организме человека при работе заданной мощности, длящей-

ся неограниченное время. Сигналом к прекращению работы служит прогрес-

сирующее снижение мощности выполняемой работы или скорость передви-

Физиологические изменения у тренированных людей при выполнении

предельной работы значительно больше, чем у нетренированных. Это объяс-

няется тем, что они выполняют значительно большую мощность работу, тре-

бующую большого расхода энергии. Величина почти всех физиологических

изменений – минутное потребление кислорода, легочная вентиляция, частота

сердечных сокращений, уровень артериального давления, систолический и

минутный объемы крови – у тренированных больше, чем у нетренированных.

Предельная работа характеризуется, как правило, высокой интенсивно-

стью аэробных реакций. Несмотря на значительное повышение уровня почти

всех вегетативных функций, обеспечивающих выполнение работы, возникает

кислородный долг, достигающий 25 л. В результате в организме накаплива-

ются продукты анаэробного распада, возникает ацидотический сдвиг. У тре-

нированных спортсменов концентрация молочной кислоты в крови может

достигать 300 мг%, что вызывает изменение внутренней среды.

Следовательно, признаком тренированности является и способность ор-

ганизма к предельной работе в условиях резко измененной внутренней сре-

Понятие о специфичности состояния тренированности. При оценке

уровня тренированности следует учитывать направленность тренировочного

процесса. Это обусловлено тем, что конкретная направленность тренировоч-ного процесса оказывает такое же конкретное влияние и на характер морфо-

логических и функциональных изменений в организме спортсмена. В связи с

этим рост спортивных результатов в избранном виде спорта не всегда сопро-

вождается повышением функционального уровня всех систем организма.

Условия тренировочного процесса – вид и характер работы, режим дея-

тельности мышц, возможность обеспечения кислородом (аэробные или ана-

эробные условия работы) – вызывают формирование в организме специфиче-

ской функциональной системы, направленной на достижение высокого ре-

зультата в конкретном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой

системе, могут функционировать на низком уровне. Это явление представля-

ет своеобразную плату за приспособление к определенной работе («цена

адаптации»).

В каждом виде спорта главным являются специфические для него требо-

вания. Например, для прыгуна в высоту является техническая подготовка.

Для бегуна-стайера главную роль играет состояние систем, обеспечивающих

транспорт кислорода, аэробную и анаэробную мощность организма.

Изменение функций организма под влиянием тренировочного процесса

оптимально лишь для данного вида спорта. Так, например, при стандартной

физической нагрузке минутный объем дыхания (МОД) оказался больше у тех

спортсменов, тренировочный процесс которых был направлен на развитие

преимущественно силы (47 л) и скорости (37 л). У спортсменов, тренирую-

щихся на выносливость, он оказался самым маленьким – 29 л. Это свидетель-

ствует о повышении эффективности функций в процессе тренировок.

14. Физиологические механизмы развития тренированности. Генетиче-

ские основы тренируемости. Тренированность и спортивная форма

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический про-

цесс, направленный как на повышение общей работоспособности организма,

так и на улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта.

В результате тренировки в организме возникает эффект тренированно-

сти, характеризующий уровень специальной работоспособности спортсмена.

Уровень специальной работоспособности называется спортивной формой.

Тренировочный процесс должен отвечать следующим требованиям: быть не-

прерывным, разносторонним, направленным на повышение специальной ра-

ботоспособности. В тренировочном процессе можно выделить три периода,

каждый из которых имеет свою цель и соответствующее ей содержание. Раз-

личают подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период состоит из двух этапов и длится от 3 до 4 ме-

сяцев. Целью первого этапа подготовительного периода является общая фи-

зическая подготовка, второго – развитие специальных двигательных навыков

и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в

конкретном виде спорта.

Соревновательный период продолжается 4-5 месяцев. В это время

спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью при

этом является сохранение и некоторое повышение уровня тренированности.

Переходный период длится от 4 до 6 недель. В этот период тренировоч-

ные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности постепенно снижает-

ся. Спортсменам предоставляется отдых.

15.Понятие об адаптации к различным факторам среды.

Организм спортсмена должен приспосабливаться к физ нагр в относительно короткое время

Приспособительные изменения: в здоровом орг бывает 2 видов)

1) Изм в привычной зоне кколебания фактора среды, когда система функционирует в обычном составе (обычные физ реакции)

2) Изменение при действии чрезмерных (непривычных акторов с вкл в функционирующею систему доп эл-ов и механизмов (адаптационные сдвиги)