ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра педагогики и психологии

Допустить к защите

Зав. кафедрой __________________

_______________________________

«______» _______________ 20___г.

Курсовая работа

Модульная технология на уроках информатики в школе

Казань 2011


C одержание

Введение

Модульное обучение в школе заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса.

Актуальность данной работы заключается в том, что быстроразвивающийся технический прогресс диктует новые условия для обучения и предъявляет новые требования в профессии. В рамках обучения учащийся частично или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в себе целевую программу действий, базы информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей.

В этом случае функции преподавателя могут изменяться от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих. Технология модульного обучения базируется на объединении принципов системного квантования и модульности. Первый принцип составляет методологическую основу теории «сжимания», «сворачивания» учебной информации. Второй принцип является нейрофизиологической основой метода модульного обучения. При модульном обучении нет строго заданного срока обучения.

Он зависит от уровня подготовленности учащегося, его предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Обучение может прекратится после овладения любого модуля. Учащийся может выучить один или несколько модулей и в дальнейшем получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и получить широкопрофильную профессию. Для выполнения работы все модульные единицы и модульные элементы можно не изучать, а только те, которые необходимы для выполнения работы с конкретными требованиями. С другой стороны, профессиональные модули могут состоять из модульных единиц, которые относятся к разным специальностям и разным областям деятельности.

Целью данной работы является изучение модульных технологий на уроках информатики в школе.

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

Рассмотреть особенности модульной технологии обучения в школе;

Изучить методику модульной технологии обучения в школе;

Применить практически методику модульной технологии на уроке в общеобразовательной школе.

Объектом исследования является построение урока информатики в школе с применением модульных технологий в обучающем процессе. Предметом исследования является применение модульных технологий в процессе урока информатики в общеобразовательной средней школе.

При написании данной работы использовалась специальная литература, методические пособия, справочники, учебники для ВУЗов.

Глава 1. Особенности модульной технологии обучения

1.1. Анализ предметной системы обучения и необходимость

её модернизации на основании интегрирования предметов

Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности.

Дифференциация наук привела к созданию огромного количества предметов (дисциплин). Наиболее наглядно это проявилось в школьном и профессиональном обучении, учащиеся учебных заведений изучают до 25 предметов, которые слабо связаны между собой. Известно, что каждая конкретная наука является логической системой научных знаний, методов и средств познания 1 .

Цикл специальных предметов представляет собой синтез фрагментов научно-технических и производственных знаний и видов производственной деятельности. Предметная система является эффективной при подготовке учащихся и студентов по фундаментальным и некоторым прикладным дисциплинам, в которых теоретические знания и практические умения в конкретных областях знаний или деятельности приведены в систему. Предметная система органично вписалась в классно-урочную форму организации обучения.

К другим преимуществам предметной системы обучения можно отнести сравнительно простую методику составления учебно-программной документации и подготовку преподавателя к занятиям. В то же время предметная система имеет существенные недостатки, основными из которых являются:

Системность знаний в учебных предметах связана с большим количеством фактического учебного материала, терминологической загруженностью, неопределенностью и несогласованностью объема учебного материла с уровнем его сложности;

Большое количество предметов неизбежно ведет к дублированию учебного материала и связана с увеличением времени на обучение;

Не согласованная учебная информация, которая поступает от разных предметов, усложняет для учеников ее систематизацию и, как следствие, затрудняет формирование из них целостной картины окружающего мира;

Поиск межпредметных связей усложняет учебный процесс и не всегда позволяет систематизировать знания учащихся;

Предметное обучение, как правило, носит информационно-репродуктивный характер: ученики получают «готовые» знания, а формирование умений и навыков достигается путем воссоздания образцов деятельности и увеличения количества исполнения ими заданий. Это не обеспечивает эффективность обратных связей и, как следствие, усложняется управление обучения учащихся, что приводит к снижению его качества;

Поточный учет успешности учащихся, как один из важных инструментов совершения обратных связей, недостаточно эффективен из-за относительно больших (15-20%) ошибок знаний и умений учащихся по субъективной методике преподавателей;

Разнообразность предметов, которые одновременно изучаются, большой объем разнопланового по подобности учебного материала приводит к перегруженности памяти учащихся и к невозможности реального усвоения учебного материала всеми учащимися;

Жесткая структура учебно-программной документации, лишняя регламентация учебного процесса, которые включают жесткие временные рамки урока и сроков обучения;

Слабая дифференциация обучения, ориентирование на «среднего» учащегося;

Преимущественно фронтально-групповая организационная форма обучения вместо индивидуальной 1 .

Из практики профессионального обучения известно, что учащиеся лучше воспринимают и усваивают комплексные интегрированные знания. Поэтому возникает необходимость создания соответствующей системы обучения, разработки теоретических основ и методик интегрирования предметов, разработки учебных программ на блочно-модульной основе и содержания дидактических элементов.

1.2. Общие понятия о модульной системе обучения

Модульная система обучения была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах двадцатого века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом. Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов:

Формирование конечных и промежуточных целей обучения;

Распределение учебного материала на отдельные разделы;

Индивидуализированные темпы обучения;

Возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал;

Регулярный тестовый контроль знаний 2 .

Появление модульного метода – попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов учебной подготовки:

Направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;

Негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;

Несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;

Отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников.

Главное в модульном обучении – возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем ученикам усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства.

В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю. Гибкость модульного обучения. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме.

Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Соглашаясь с такой трактовкой «гибкости», ряд исследователей возражают против рассмотрения модулей как единиц учебного материала, которые соответствуют одной теме 1 .

Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения. Существует элективность обучения (возможность свободного выбора действий). Следуя системе Ф. Келлера, важной чертой модульного обучения является отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для учащегося время. Отсутствие жестких временных рамок позволяет ученику продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и наличия свободного времени: ученик может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения.

Модульное обучение на уроках информатики.

Цель современного образования – обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения обучаемого и педагога в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что студент должен учиться сам, а преподаватель - осуществлять мотивационное управление его обучением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила обучаемому развитие его самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Модульное обучение – это одна из молодых альтернативных традиционному обучению технологий, которая в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от термина "модуль", одно из значений которого - " функциональный узел".

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц). Каждый модуль представляет собой законченное учебное действие, освоение которого идет по операциям-шагам (схема).

Модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Модуль состоит из следующих компонентов:

Точно сформулированная учебная цель ();

Банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

Методическое руководство по достижению целей;

Практические занятия по формированию необходимых умений;

Контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Организация деятельности обучающихся.

В технологии модульного обучения используются следующие формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная,

    работа в группах,

    работа в парах,

    индивидуальная.

Но в отличие от традиционного обучения, приоритетной становится индивидуальная форма работы, что позволяет каждому учащемуся усваивать учебный материал в своём темпе.

Одной из особенностей модульной технологии является рейтинговая система оценивания деятельности студентов.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций модульной технологии. Студент чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Любой модуль включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. Используются следующие формы контроля:

    самоконтроль;

    взаимный контроль обучающихся;

    контроль преподавателя.

Самоконтроль осуществляется обучающимся. Он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения.

Взаимный контроль возможен тогда, когда студент уже проверил задание и исправил ошибки. Либо студент имеет эталон ответов. Теперь он может проверить задание партнёра и выставить оценку.

Контроль преподавателем осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле. Кроме этого, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.

Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль показывает уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

Преимущества использования рейтинговой системы для студентов:

    Студент точно знает, что он должен усвоить, в каком объеме и что должен уметь после изучения модуля.

    Студент может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности.

    Учебный процесс сконцентрирован на обучающемся, а не на преподавателе.

    Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для обучающегося, так и для преподавателя.

    Обучение становится личностно-ориентированным .

Данная технология позволяет развивать и воспитывать

    Аналитическое и критическое мышление .

    Коммуникативные способности .

    Ответственность за результаты своей работы.

    Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя.

    Умение рационально распределять своё время.

    Чувство самоуважения.

Преимущества для преподавателей:

    Преподаватель имеет возможность индивидуализировать учебный процесс;

    Преподаватель своевременно определяет проблемы в обучении;

Основные трудности для обучающихся:

    Студенты должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

    Студенты должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

    Студенты сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для преподавателей:

    Отказ педагога от центральной роли в учебном процессе. Педагог организует и направляет учебный процесс, контролирует полученные результаты, в большей степени становится консультантом, помощником ученика.

    Изменение структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого студента. Большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы.

Модуль состоит из циклов уроков (двух - и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Рассмотрим организацию четырехурочного цикла.

Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развернутый план материала (заранее размноженный либо появляющийся на экране, мониторе одновременно с объяснением учителя). На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в специальной тетради.

Цель второго урока – заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проходит в парах или малых группах. Перед уроком учитель воспроизводит на экране конспект, известный учащимся по первому уроку цикла, и проецирует вопросы, на которые необходимо им ответить. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума.

Третий урок полностью отводится под закрепление. Сначала это работа со специальной тетрадью (на печатной основе), а затем выполнение индивидуальных заданий.

Четвертый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу. В модульно-блочной технологии применяются объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный методы обучения.

Фундаментом модульного обучения является модульная программа. Модульная программа представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.

Условия для перехода на модульное обучение.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определённые условия:

1. Развитие соответствующих мотивов у преподавателя.

2. Готовность обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности – сформированность минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений.

3. Материальные возможности учебного заведения в размножении модулей, т.к. они только тогда сыграют свою роль, когда каждый обучающийся будет обеспечен этой программой действий.

В целом опыт показывает, что технология модульного обучения требует от педагога большой предварительной работы, а от обучающегося – напряжённого труда.

Модульный принцип формирования учебного материала в курсе «Информатика» позволяет включать новые разделы, необходимость изучения которых вызывается (впрочем, как и содержание всего обучения в школе) потребностями общества.

Рассмотрим модульное обучение информатике на примере темы «Компьютерная безопасность».

Тема может включать следующие модули:

Теоретические основы защиты информации;

Защита информации средствами операционной системы;

Защита и восстановление информации на жестких дисках;

Основы ;

Защита информации в локальных и глобальных сетях;

Правовые основы защиты информации.

Содержание каждого модуля требует от учителя привлечение дополнительных источников информации, так как в учебниках, разрешенных к использованию, данные вопросы рассмотрены недостаточно.

Изучение каждого модуля в теме «Компьютерная безопасность» должно предусматривать проведение теоретических и практических занятий и основываться на знании базовых разделов информатики и информационных технологий. В конце изучения каждого модуля проводится контроль качества его усвоения в форме контрольной работы. Завершается изучение темы итоговой контрольной работой, содержащей комплексное задание по содержанию всей темы. Итоговая контрольная работа может быть заменена проектным заданием, выполнение которого требует не только знания содержания темы, но и практических умений, навыков исследовательской деятельности, творческого подхода. Результаты проектной деятельности представляются публично, что служит развитию коммуникационных навыков, умения защищать свое мнение, критично и доброжелательно относиться к суждениям оппонентов.

Отличительной особенностью темы «Компьютерная безопасность» должно являться дополнительное программное и техническое обеспечение уроков. Выполнение практических заданий по внесению элементов защиты в настройки операционной системы и персонального компьютера, а также выявлению и устранению неисправностей на жестких дисках требует как высокой подготовленности учителя, так и резервирования жестких дисков ЭВМ компьютерных классов программными и аппаратными методами.

Литература

1. Качалова Л. П., Телеева Е. В., Качалов Д. В. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Шадринск, 20с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 19с.

3. Телеева Е. В. Педагогические технологии. Учебное пособие. – Шадринск, 20с.

4. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 19с.

5. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения //Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 55.

6. Ярошенко И. Т. «Защита информации» - как тема и содержание учебного модуля предмета "Информатика" [Электронный ресурс]/ И. Т. Ярошенко – Режим доступа: http://www. *****/ito/2002/I/1/I-1-332.html.

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМ. В. А. ЛАПОЧКИНА

ДОКЛАД

Модульное обучение на уроках информатики

преподаватель информатики

Подрез Н. А.

Орел 2016

При изучении программирования использую модульную технологию обучения. Это позволяет мне, во-первых, сформировать целостность представления изучаемого материала, во-вторых, создать для ученика ситуацию выбора и творчества, и, в-третьих, сформировать навыки сотрудничества. Рассмотрим применение модульного обучения на примере темы «Массивы». Традиционно эта тема является одной из самых сложных в курсе программирования.

КДЦ (комплексная дидактическая цель) изучения этой темы – овладеть способом организации и обработки большого количества данных одного типа средствами языка программирования Бейсик. При изучении этой темы

ученик должен знать:

– определение массива;

– способ его описания;

– способы обращения к элементу массива.

ученик должен уметь:

– использовать ранее изученные понятия – типы данных и циклы;

– обосновать необходимый рациональный способ организации данных;

– определить тип элементов массива;

– составлять блок-схемы алгоритмов с использованием массивов;

– писать программы на языке Бейсик, обрабатывающие большое количество данных одного типа.

Модуль «Массивы» включает в себя:

  • лекция на тему «Массивы, основные термины и понятия, использование массивов при решении различных задач;
  • урок решения задач на тему «Одномерные числовые массивы. Элемент массива, индекс элемента массива»;
  • лекция на тему «Символьные массивы»;
  • урок решения задач на тему «Операции над массивами»;
  • лекция на тему «Двумерные массивы»;
  • подмодуль «Двумерные массивы»;
  • урок обобщения на тему «Массивы»;
  • подмодуль обобщения «Творческое задание»;
  • зачет по теме «Массивы».

Опишем содержание подмодуля «Двумерные массивы». В начале урока каждый учащийся получает разработанную учителем инструкционную карту, в которой весь учебный материал разбит на учебные элементы (УЭ). Выполняя эти УЭ, ученик овладевает необходимыми знаниями, сам контролирует освоение изучаемого материала (в контрольном листе) и учится сотрудничать с одноклассниками.

Советы учителя

Цель: на основании теоретических знаний о двумерных массивах и вложенных циклах ты должен научиться:

– организовывать данные в виде таблиц;

– обосновывать выбор элемента массива;

– описывать табличные данные;

– писать и отлаживать программы, обрабатывающие двумерные массивы, в среде Бейсик.

Обрати внимание на время, отведенное для выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха.

Цель: проверить себя, насколько свободно ты пишешь программы с использованием одномерных массивов и циклов.

6. Эксперты проставят на листе контроля в таблице к УЭ4 баллы за задачу.

Время выполнения не более 25–30 минут.

Выступление рассчитывайте на 2–3 минуты.

Цель: убедиться, что ты научился писать программы с использованием двумерных массивов .

Тесты задач находятся в файле УЭ5 (<Приложение3 >). Номер твоей задачи совпадает с номером твоего компьютера.

1. Напиши программу на Бейсике и сохрани в файле УЭ5_N.ВАS, где N – номер твоей задачи.

2. Убедись, что программа работает верно. Позови учителя.

3. Задание просматривается и оценивается учителем на листе контроля в таблице к УЭ5.

4. Оцени урок по 10-бальной шкале (<Рисунок 1 >):

– удовлетворен ли ты своей работой (Я);

– достигнута ли цель, сформулированная в УЭ0 (дело);

– работу всего класса (мы).

5. Ответь на вопросы теста (<Приложение5 >) и сдай их учителю.

Спасибо за проделанную работу!

Время выполнения не более 10–15 минут.

Подведение итогов.

1. По завершении каждого УЭ проставь себе баллы в контрольном листке.

2. Верно выполненный УЭ с опережением времени добавит тебе или твоей группе 1 балл.

3. Выступающему в УЭ4 – 1 добавочный балл.

4. Эксперт – 1 добавочный балл.

5. Баллы, набранные членами группы, суммируются в общий итог работы группы.

Практическая и научная актуальность модульно-рейтинговой технологии (МРТ) обучения.

Применение МРТ – способ решения проблемы нехватки учебного времени и объективности оценки знаний.

Этапы создания учебной системы с использованием МРТ: разбиение курса на модули, подробное описание каждого учебного модуля, разработка системы контроля, выполнение разбалловки для рейтинговой оценки знаний.

Из практического опыта применения МРТ обучения базовому курсу информатики.

Положительные результаты использования МРТ.

Положительные черты МРТ обучения.

Условия эффективности модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

преподавания базового курса информатики

На современном этапе развития образования наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования знаний, умений и навыков в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование и развитие способностей учащихся, особенно способности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека становится конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Я преподаю информатику с 1985 года, то есть с момента введения этого предмета в программу средней общеобразовательной школы. Прошла все этапы развития и становления этого предмета: безмашинный курс, программирование на отечественных «Электроника БК-0010», введение изучения информатики в начальной и неполной средней школе, массовый переход на использование IBM-PC-совместимых компьютеров. В обычных средних школах на изучение предмета «Информатика» в начальном и среднем звене отводится один час в неделю. Этого времени катастрофически мало для полного и глубокого изучения такого серьезного предмета. Передо мной всегда стояла проблема: уделяешь внимание теоретическому материалу – не остается времени на практические работы, серьезно займешься практикой – некогда изучать теорию. Другой проблемой было объективное оценивание по этому предмету, так как дети находились в неравных условиях. Кто-то имел дома компьютер и навыки работы на нем, а у кого-то возможность научиться была только в школе.

Найти выход из сложившейся многолетней проблемы мне помогла модульная технология преподавания информатики и рейтинговая система оценки. В них я увидела рациональное зерно и путь к повышению собственной компетентности и компетентности учащихся. Использование модульно-рейтинговой технологии (МРТ) преподавания базового курса информатики позволило мне:

  1. сократить время на изучение теоретической части за счет дифференциации содержания учебного материала и увеличения доли самостоятельной работы учащихся;
  2. повысить объективность оценки усвоения знаний, навыков и умений за счет эффективной системы контроля и применения рейтингового принципа оценивания;
  3. формировать у учащихся навыки самообразования, мобильность знаний, активность в учебной деятельности.

Модульная технология известна с 1972 года. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 года в Токио, обсуждавшей проблемы просвещения взрослых, она была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Затем ценность этой технологии была определена не только для взрослых, но и для молодежи. Практическая и научная актуальность модульной технологии заключается:

  1. в сочетании новых подходов к обучению и традиций, накопленных с момента возникновения обычного комбинированного урока;
  2. в постепенности в обучении, поэтапном формировании умственных действий, что позволяет избежать шока у учащихся;
  3. в активности ученика в учебной деятельности, при которой он сам оперирует учебным содержанием, что ведет к более прочному и осознанному усвоению.

Моей задачей было создание адекватной учебной системы , включающей в себя циклическое (модульное) построение учебного материала с преобладающей учебно-познавательной деятельностью ученика и системы контроля с применением рейтингового принципа оценивания. Чтобы эта система реально работала необходимо:

  1. определить главную идею курса. Поставить конечную дидактическую цель. Сформировать частные дидактические цели;
  2. разбить курс на модули;
  3. составить тематическое планирование с указанием порядкового номера модуля в теме или разделе;
  4. сформировать содержание каждого модуля. Описать модули и определить их тип;
  5. разработать систему контроля по каждому модулю;
  6. выполнить разбалловку, применяя принцип рейтинга;
  7. обеспечить учащихся дидактическими материалами. Подготовить оценочные листы.

Приведу пример создания такой системы изучения информатики в 7 классе с использованием учебника И.Г.Семакина. Курс разбила на четыре модуля:

1) Понятие информации. Системы счисления. – 8 ч.

2) Устройство персонального компьютера. Программное обеспечение. – 10 ч.

3) Тексты в компьютерной памяти. Текстовые редакторы. – 9 ч.

4) Компьютерная графика. Графические редакторы. – 7 ч.

Сделала тематическое планирование и описание содержания теоретической и практической части каждого урока модуля по схеме:

№ урока

тема

теория

практика

вид отчета

балл

Модуль 1. Понятие информации. Системы счисления.

домашн.

практ.

тест

Введение в предмет.

Информатика как наука. Компьютер - универсальное средство для работы с информацией.

Знакомство с компьютерным классом, своим рабочим местом. ТБ и правила поведения в кабинете информатики.

№ 1

Информация и знания. Виды информации.

Информация как знания человека. Декларативные и процедурные знания.. Виды информации по способу восприятия и форме представления.

Знакомство с клавиатурой. Работа с клавиатурным тренажером.

№ 2

Определила тип каждого модуля :

1 модуль информационный, так как главное в нем – объем информации по теме;

2 модуль смешанный – теоретический материал и формирование и развитие способов деятельности практически преобладают в равных долях;

3 модуль операционный, так как главное в нем – формирование и развитие практических навыков;

4 модуль тоже смешанный.

Следует отметить, что большинство модулей базового курса смешанного типа. Модули можно также различать по месту в модульной программе курса: начальный, базовый, моновалентный – служит базой для одного очередного модуля и поливалентный – служит базой для двух или более следующих за ним модулей. По видам деятельности учеников и учителя на уроке модули бывают: с доминирующей деятельностью ученика по сравнению с обучающей деятельностью учителя; с полной самостоятельной деятельностью ученика.

Система контроля по модулям включает в себя домашние задания, практические работы, контрольное и итоговое тестирование. При подборе заданий и практических работ использую методическое пособие «Преподавание базового курса информатики в средней школе» авторов И.Г.Семакина и Т.Ю.Шеиной. Для каждого ученика делаю сборник домашних заданий, в классе на каждое рабочее место сборник с описанием содержания и хода практических работ, при проведении тестирования использую автоматизированную систему тестирования AS TEST, которая позволяет создавать тесты с любым количеством вопросов, фиксирует и сохраняет результат выполнения теста, позволяет анализировать ошибки.

У каждого ученика в тетради имеется оценочный лист , в который он заносит полученные баллы за все контрольные мероприятия по модулю и, таким образом, сам ведет учет своих успехов. Пример такого листа:

Оценочный лист за модуль 1 ученика ______________________________________

Вид

контроля

Домашнее задание

Тест

Практ.

работа

Оценка

за

модуль

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№0

№1

№ 1

Баллы

Подсистема контроля основана на объективном измерении знаний учащихся. Систематическое (на каждом уроке) измерение знаний учащихся принципиально отличает МРТ от традиционного обучения, опирающегося на субъективное оценивание знаний. По всем видам контроля подбираются задания, и определяется количество баллов за каждый вид работы.

Разбалловка – распределение баллов по всем контрольным мероприятиям курса – является важной процедурой МРТ. Общий принцип разбалловки – число баллов пропорционально времени, отводимому на выполнение задания. Я использую многобалльную систему. В начале каждого учебного года принимается локальный акт по школе, согласно которому оценивание по информатике в 7-9 классах осуществляется по многобалльной системе. За каждый урок в классный журнал я выставляю не оценки, а баллы. Количество заработанных баллов за модуль составляет контрольный рейтинг учащегося. Кроме контрольного использую еще промежуточный рейтинг , который в любой момент времени равен сумме баллов, набранных к этому моменту по всем видам работ. А также максимальный рейтинг , равный сумме баллов, заработанной учащимся за весь курс. Рейтинг учащегося в любой момент времени можно перевести в привычную нам пятибалльную шкалу, установив определенные пороги, например: «5» - 75% от рейтинга, «4» - 60%, «3» - 50%. Эти пороги можно изменять, но они должны быть стабильными в течение всего учебного года. Можно использовать также поощрительный балл (за прилежание), который составляет 5-10% от контрольного рейтинга и учитывается только при выставлении оценки, но не влияет на текущий рейтинг учащегося.

Чтобы избежать рутинной работы при подсчете рейтинга учащихся, которая требует много времени, создала в Excel электронный журнал , в котором с помощью соответствующих формул подсчитывается текущий и контрольный рейтинг, а затем переводится в пятибалльную систему оценки для выставления результатов успеваемости за четверть.

Практический опыт применения модульно-рейтинговой технологии дал свои результаты, которые выразились в положительной динамике успеваемости и качества знаний в классах, в которых она применялась. Например, успеваемость за 2006-2007 учебный год в 7а классе:

Следующим положительным моментом считаю непрерывность в обучении – исчезли «белые пятна» в знаниях по информатике. В электронном журнале практически нет «нулей», то есть невыполненных заданий. У учеников появилась неподдельная заинтересованность в своих учебных результатах. Каждый учащийся, стремясь набрать максимальный рейтинг, выполняет все задания из своих дидактических материалов, самостоятельно отрабатывая теоретический материал курса, работая с учебником и дополнительной литературой. Практические работы и тесты выполняют на дополнительных занятиях, если пропустили урок или получили недостаточное количество баллов. У детей сложилось отношение к оценке не как к «наказанию» или «поощрению», а как к результату своей работы, они поняли, что не я (учитель) ставлю оценки, а они сами, своим трудом и старанием зарабатывают их. Это также является положительной чертой рейтинговой системы оценивания.

В заключении хочу отметить основные положительные черты модульно-рейтинговой технологии обучения:

  1. направленность на формирование мобильности знаний, критичности мышления учащихся;
  2. вариативность структуры модулей;
  3. дифференциация содержания учебного материала;
  4. обеспечение индивидуализации учебной деятельности;
  5. сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;
  6. эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний;
  7. высокий уровень активизации учащихся на уроке;
  8. формирование навыков самообразования.

Не всегда применение какой-либо технологии дает положительные результаты. Только практический опыт применения может выявить недостатки и достоинства той или иной системы обучения. К условиям эффективности модульной технологии можно отнести:

  1. соответствие уровня данного коллектива обучаемых структуре модульной программы, поэтому нужно создавать адекватную учебную систему, исходя из объективных и субъективных условий;
  2. соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Так, для учащихся 5-го класса модульная система не совсем подходит, потому что у них нет достаточных навыков самостоятельной работы;
  3. возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования;
  4. владение учителем модульной технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.

Приложение 1. Электронный журнал результатов.

Приложение 2. Презентация к выступлению на районном методическом объединении учителей физико-математического цикла по теме «Модульно-рейтинговая технология обучения информатике в 7 классе». Слайд 2

Зависимость усвоения информации от способов обучения Лекция, словесное сообщение Наглядные аудиоматериалы Чтение Демонстрация Работа в дискуссионной группе Практика через действие Немедленное применение знаний 5% 90% 10% 20% 30% 50% 75%

Адекватная модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры по отдельным разделам дисциплины, поддающиеся контролю. Модель учебной системы Системное описание модулей Подсистема контроля Принцип рейтинга Контрольные мероприятия Разбалловка Поощрительный балл Электронный журнал

Модульная структура учебной системы Информатика Пропедевтический курс Базовый курс Профильный курс 5 кл. 6 кл. 8 кл. 7 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. Модуль1 Введение в предмет. Понятие информации. Понятие СС. Модуль 2 Архитектура компьютера. Программное обеспечение компьютера. Модуль 3 Тексты в компьютере. Текстовые редакторы. Модуль 4 Компьютерная графика. Графические редакторы.

Подсистема контроля в МРТ основана на объективном и систематическом измерении знаний, умений и навыков учащихся. Система контроля Текущий контроль Рубежный контроль Итоговый контроль Практическое задание Домашнее задание Задание по теории Контрольная работа Контрольное тестирование Зачет по курсу Итоговое тестирование

Разбалловка – распределение баллов по всем контрольным мероприятиям учебного курса. Общий принцип разбалловки – число баллов пропорционально времени, отводимому на выполнение задания (многобалльная система). Использование поощрительного балла (балла за прилежание). Система оценки

Принцип рейтинга Максимальный рейтинг Р max равен сумме баллов, заработанной учащимся за весь курс. Контрольный рейтинг Р равен сумме баллов за модуль. Текущий рейтинг в любой момент времени равен сумме баллов, набранных к этому моменту по всем видам работ. Поощрительный балл варьируется в пределах 5-10% от Р или Р max и учитывается только при выставлении оценки, но не влияет на текущий рейтинг учащегося.

Перевод рейтинга учащегося в пятибалльную шкалу: «5» = 0,75 ∙ P «4» = 0,6 ∙ P «3» = 0,5 ∙ P Шкала оценок за тестирование Количество вопросов Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» 30 21 18 15 25 18 15 13 20 14 12 10 15 12 10 8 10 8 6 5


Использование модульного обучения на уроках информатики

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Научный руководитель – к. п.н., профессор

Современная жизнь предъявляет большие требования к педагогике и методике преподавания отдельных предметов. Как известно, в различных педагогических системах до сих пор применяются устаревшие методы и формы обучения. Несомненно, они проверены временем, но уже недостаточны для решения вопросов активизации и индивидуализации процесса обучения, а также повышения самостоятельности обучающихся и предоставления обучаемым действенных знаний и развития на их почве умений. В настоящее время в системе образования происходят большие перемены. В образовании сегодня провозглашен принцип вариативности , следствием которого является разработка различных вариантов содержания образования, научное создание и практическое обоснование новых идей. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий.

В последнее время в школах все более широкое применение находят информационные технологии , которые могут решить выше перечисленные проблемы. Вспомним крылатые слова: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Да, информация сегодня для человечества играет такую же роль, как возникновение письменности в древности. Примером информационных технологий может служить программированное обучение и возникшая на его основе модульная технология.

Исследованиями в этой области занимались такие ученые, как, и многие другие.

Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.

Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей .

К отличительным особенностям модульного обучения относят:

Обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное проиллюстрирование его в модульной программе и модулях;

Четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;

Вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц). Каждый модуль представляет собой законченное учебное действие, освоение которого идет по операциям-шагам (схема).

Целевые программы" href="/text/category/tcelevie_programmi/" rel="bookmark">целевая программа);

Банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

Методическое руководство по достижению целей;

Практические занятия по формированию необходимых умений;

Контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Выделяют следующие черты модульного обучения :

1. Возможность индивидуализации обучения.

Модули, в зависимости от способов использования их содержания, могут быть построены для одного ученика или для обучения большой группы с применением индивидуализированного подхода к каждому. Могут быть альтернативные модули. Материал может усваиваться в удобном темпе.

2. Гибкость.

Модули могут группироваться в различные комплекты.

3. Свобода.

Самостоятельное изучение материала.

4. Активное участие обучающихся в педагогическом процессе.

Модуль всегда должен создавать условия для активной познавательной деятельности.

5. Роль учителя.

Модульное обучение – процесс субъективного взаимодействия ученика и учителя. Учитель освобождается от многократного повторения нового материала отдельным группам обучаемых. Учитель эффективнее использует свое время: больше внимания уделяет стимулированию, мотивации учения, личным контактам в процессе обучения.

6. Взаимодействие обучающихся в педагогическом процессе.

Эта черта отражается в стимулировании обучающихся к совместной работе по усвоению материалов модуля. Они могут вместе анализировать сложные вопросы, возможно, проверять усвоение знания. Возможно даже применение незаконченных модулей, чтобы обучающийся сам выбрал следующие пути учения.

Таким образом, можно сказать, что модульное обучение – это такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей .

Основанием для возникновения модульного обучения послужил ряд причин. Отказ от приоритета знаний, умений и навыков учащихся в чистом виде и перенос центра тяжести целей работы школы на развитие способности личности предъявляет новые требования к системе организации и проведения образовательного процесса в школе. Прежде всего, современный педагогический процесс должен быть направлен на достижение конкретных целей, которые в отличие от декларативных должны быть диагностичными.

Вторым существенным моментом модернизации организации проведения образовательного процесса в школе является согласование целей, времени протекания процесса и затрат ресурсов здоровья его участников. Несбалансированность указанных факторов приводит к перегрузке учащихся и учителей.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющего осуществлять самообучение, регулировать не только темпы работы, но и содержание учебного материала. Она позволяет создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями.

Итак, сущность модульного обучения состоит в том, что оно основано на парадигме, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Эта технология интегрирует в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

Модуль представляет собой определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной деятельности. Он может включать несколько модульных единиц, каждая из которых содержит описание одной законченной операции или приема. Модульные единицы могут расширять и дополнять содержание модуля в зависимости от требований конкретной деятельности.

Каждый модуль имеет свои составляющие. Исходя из целей, модуль может быть познавательным (при изучении основ наук), операционным (для формирования способов деятельности) и смешанным. Необходимость дифференциации позволяет установить разные уровни овладения материалом, где нижним пределом должен быть уровень государственного стандарта .

По мнению, каждый модуль имеет свою структуру, отражающую основные элементы: цель (общая или специальная), входной контроль, планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), содержание, методы и формы обучения, процедуры оценки .

Следовательно, модуль состоит из нескольких структурных единиц, каждая из которых представляет собой объем знаний и умений, необходимых для выполнения одной законченной операции или изучения логически завершенной части учебной информации.

В структуре модуля, наряду с учебными элементами, обеспечивающими непосредственное усвоение информации, выделяют учебный элемент, раскрывающий цели модуля, его содержание; учебный элемент-резюме как обобщение информационного материала, представленного в модуле и элемент-контроль.

Под учебным модулем понимается относительно цельный и логически завершенный элемент построения учебного материала какого-либо предмета (дисциплины), соответствующий средней по объему учебной теме. Учебный модуль включает в себя блок – содержание учебного материала, блок – модуль предписания алгоритма деятельности.

В модульную систему обучения вписываются все системы методов, приемов, форм организации познавательной деятельности школьников. Модульный подход к подаче учебного материала позволяет успешно осуществлять внутрипредметные связи и межпредметные связи, «переносить» определенные блоки знаний из одного предмета в другой, интегрировать учебное содержание.

Итак, модульное обучение проявляется в двух аспектах: позиция ученика, который получает возможность самостоятельно работать с учебной программой, скорректированной в соответствии с его индивидуальными возможностями; позиция учителя, функции которого варьируются от информационно-координирующих до консультативно-координирующих .

Следовательно, модульное обучение – это четкая технология обучения, базирующаяся на научно обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно в традиционном обучении, а рейтинговая оценка обучения позволяет с большей степенью доверительности характеризовать качество знаний.

Модуль состоит из циклов уроков (двух - и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Рассмотрим организацию четырехурочного цикла.

Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развернутый план материала (заранее размноженный либо появляющийся на экране, мониторе одновременно с объяснением учителя). На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в специальной тетради.

Цель второго урока – заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проходит в парах или малых группах. Перед уроком учитель воспроизводит на экране конспект, известный учащимся по первому уроку цикла, и проецирует вопросы, на которые необходимо им ответить. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума.

Третий урок полностью отводится под закрепление. Сначала это работа со специальной тетрадью (на печатной основе), а затем выполнение индивидуальных заданий.

Четвертый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу. В модульно-блочной технологии применяются объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный методы обучения.

Фундаментом модульного обучения является модульная программа. Модульная программа представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.

Модульный принцип формирования учебного материала в курсе «Информатика» позволяет включать новые разделы, необходимость изучения которых вызывается (впрочем, как и содержание всего обучения в школе) потребностями общества.

Уровневое деление содержания, формулирование требований к знаниям и умениям учащихся должно адаптировать модуль к циклической модели построения школьного курса информатики: тема рассматривается на протяжении всего периода изучения предмета, но на каждом уровне (пропедевтический, базовый, профильный) все более углубленно и расширенно.

Рассмотрим модульное обучение информатике на примере темы «Компьютерная безопасность».

Тема может включать следующие модули :

Защита информации средствами операционной системы;

Защита и восстановление информации на жестких дисках;

Защита информации в локальных и глобальных сетях;

Правовые основы защиты информации.

Изучение каждого модуля в теме «Компьютерная безопасность» должно предусматривать проведение теоретических и практических занятий и основываться на знании базовых разделов информатики и информационных технологий. В конце изучения каждого модуля проводится контроль качества его усвоения в форме контрольной работы. Завершается изучение темы итоговой контрольной работой, содержащей комплексное задание по содержанию всей темы. Итоговая контрольная работа может быть заменена проектным заданием, выполнение которого требует не только знания содержания темы, но и практических умений, навыков исследовательской деятельности, творческого подхода. Результаты проектной деятельности представляются публично, что служит развитию коммуникационных навыков, умения защищать свое мнение, критично и доброжелательно относиться к суждениям оппонентов.

Отличительной особенностью темы «Компьютерная безопасность» должно являться дополнительное программное и техническое обеспечение уроков. Выполнение практических заданий по внесению элементов защиты в настройки операционной системы и программного обеспечения персонального компьютера, а также выявлению и устранению неисправностей на жестких дисках требует как высокой подготовленности учителя, так и резервирования жестких дисков ЭВМ компьютерных классов программными и аппаратными методами.

Литература

1. , Качалов технологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Шадринск, 20с.

2. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 19с.

3. Телеева технологии. Учебное пособие. – Шадринск, 20с.

4. Чошанов технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 19с.

5. Юцявичене модульного обучения //Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 55.

6. «Защита информации» - как тема и содержание учебного модуля предмета "Информатика" [Электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://www. *****/ito/2002/I/1/I-1-332.html.