Пожалуй, лучшей формой приобщения ребенка к книге может стать семейное чтение вслух. Сразу заметим, что организовать это оказывается достаточно трудоемким делом. Необходимо терпение, даже незаурядная выносливость, чтобы из вечера в вечер читать вслух, и тем не менее читать надо, много читать, формируя в неторопливом процессе этого чтения и ум, и душу ребенка, налаживая прочный духовный контакт с ним.

Часто бывает: до школы ребенку читали книги, а первокласснику перестают читать в то самое время, когда он худо-бедно освоил грамоту. И что же? Аппетит к книге у ребенка ослабевает. Это и понятно. Чтение для шестилетнего или семилетнего человека процесс еще сложный, технические затруднения мешают ребенку усваивать всю полноту информации. Читать ему тяжело, неинтересно, скучно. Понимающие это родители читают с детьми книги вслух по очереди.

Вот что вспоминает герой романа И. Грековой «Кафедра» Николай Николаевич Завалишин о своем отце, прототипом которого, кстати, сказать, был отец писательницы: «В нашей семье чтение вслух было ритуалом, праздником. Годами подряд каждый вечер, перед сном, когда мы, дети, …лежали в своих кроватях, начиналось самое главное: приходил Пулин и читал нам вслух. Читал он великолепно, артистически, но не как профессиональный чтец (таких я терпеть не могу), а как посредник, интерпретатор, знакомящий самых своих дорогих с самым для себя дорогим. Его прекрасный, довольно низкий голос менялся, переходя от роли к роли, от реплике к реплике. Он словно показывал нам драгоценный камень, поворачивая его разными гранями и любуясь его икрой… Чего только не услышали мы в его чтении! Всего Гоголя от «Вечеров на хуторе» до «Мертвых душ», включая вторую часть (читалась отрывками), после чего была нам рассказана трагическая история сожжения рукописи (до сих пор не могу забыть боли, которую тогда испытал!). Толстой: «Детство» и «Отрочество», «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Достоевский: «Записки из мертвого дома», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»… А Гончаров, Тургенев, Помяловский, Лесков! Всего и не сочтешь! Теперь понимаю, какой это был титанический труд: прочесть своим детям всю русскую классику! И не только русскую: были тут и Марк Твен, и Диккенс, и Гюго, и Конан Дойль…».

Какие книги лучше выбрать для чтения вслух? Спросите прежде всего у себя: что привлекало вас в детстве, отрочестве, юности? Читайте ребенку все, что сочтете подходящим, интересным, все, что любили читать сами в таком же возрасте. Особенно важно выбрать такие классические произведения, которые при самостоятельном чтении, чтении про себя, дети не могут оценить сразу, назовут скучным. Если, к примеру, прочесть вслух повесть Н. В. Гоголя «Старосветские помещики», надолго запомнится слушателя великолепное описание жизни двух стариков, наполненной заботой друг о друге. Чтение вслух – всегда чтение внимательное, когда отдается должное каждой детали, подробности, когда усваиваются не только значения слов, но и оттенке значений. Замедленный темп подачи информации при чтении вслух делает видение всего изображаемого в произведении более точным и полным. Н. В. Гоголю принадлежит мысль о том, что одно только ясное чтение может дать ясное значение. Но дело не только в различимости деталей. Очень важна наша интонация, самая что ни на есть естественная, наш комментарий (без назидания!), наша оценка. Хорошо, если дети спрашивают нас, что означает то или иное слово. Открывая ребенку его значение, мы как бы дарим ему это слово и тем самым питаем его мышление.

Иногда родители в процессе семейного чтения как бы облачаются в тогу учителей и сразу задают вопросы: «Тебе понравилось? Почему? Перескажи!» После прочтения книги вопросы лучше задавать осторожно, тактично. Пусть ребенок сам спрашивает вас, интересуется вашим мнением, пусть не торопится осудить книгу, если она показалась ему неинтересной, короче – пусть думает… Что же касается «скучных» книг, то правило должно быть достаточно строгим: если книга начата, ее следует дочитать до конца, тем более что оценка книги к концу чтения может измениться на противоположную. «Неоконченные книги, как недоеденные куски на тарелке, портят людям характер», — читаем мы у М. Шагинян.

Чем старше дети, тем больше трудностей возникает с выбором книги. Это относиться и к процессу самостоятельного чтения. Позиция родителей в этом вопросе бывает различной. Вот любопытный отрывок из воспоминаний Вадима Шефнера: «Мать требовала, чтобы я не зачитывался до ночи, но иных запретов в этом смысле не налагала и дозволяла читать все что угодно: она считала, что хороших писателей на свете несравненно больше, нежели дурных, и что книги хорошие сами поборют в моей голове книги плохие; ежели держать мальчишку в шорах и со стороны определять для него, что можно ему читать, а чего нельзя, то у него может пропасть интерес к печатному слову…»

А вот иной подход. Врач А. Андреев вспоминает о своем отце: «Он руководил нашим чтением. И если мы брали пустую книжку, то просто молчал, не хотел о ней говорить – это молчание было его рецензией». Заметьте: и в первом, и во втором случае родители избегали резких, категоричных суждений, не высказывали их детям открыто, проявляли тактичность, и, может быть, эта тактичность не только сохраняла и защищала интерес к чтению, но и стимулировала желание самому разобраться, понять, оценить.

Корень проблемы – как читать? Привычку к чтению внимательному, насыщенному может развить именно чтение вслух. Способность оценивать книгу тоже развивается в процессе чтения и коллективного обсуждения. А какая это блестящая возможность для родителей поговорить с ребенком, сколько бы лет ему ни было! Каждую книгу стоит читать как учебник, который обязательно чему-нибудь научит, скорее всего незаметно. Можно даже не соглашаться с автором, если книга не принята сердцем, спорить, отстаивать свое – все это тоже полезно и интересно.

Нужно ли придерживаться единства тематики при выборе книг, не повредит ли ребенку жанровая пестрота того, что ему читают? Эти вопросы хотя и волнуют многих родителей, но представляются нам надуманными. Чтение вслух (и не только вслух) должно быть достаточно разнообразным и по темам, и по жанрам художественных произведений.

Полезно прислушиваться и к просьбам детей в выборе книги. Многие дети любят возвращаться к уже знакомым книгам. Не стоит лениться прочесть книгу во второй, третий, четвертый раз. Значит, это важно для малыша, раз он просит повторить чтение. Мотивы таких просьб могут быть не очень понятными для взрослых. Одна девочка, когда заболевала, просила, чтобы мать читала ей «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова. В общей сложность книга была прочитана семь раз. Видимо, встреча с Незнайкой, предвкушение знакомых событий помогали юной слушательнице справляться с недугом.

Талантливый учитель хорошо знает цену повторному чтению. В. А. Сухомлинский рассказывает, как создавался в его школе культ книги: «Да, новое, неизвестное тоже надо читать, и мы читали новые книжки. Но произведение входит в духовный мир лишь тогда, когда ребенку хочется прочитать товарищам то, что взволновало его сердце, хочется передавать в слове свои чувства и переживания. Каждую книжку из первого отдела нашей библиотеки мы читали вслух не менее 10 раз, и от повторного чтения интерес к ней не ослабевал. Книжка прочитана 2-3 недели назад, но дети не забывают ее, стремятся прочесть еще раз и специально для этого приходят в школу. Проходит 3-4 месяца, детям снова хочется прочитать полюбившуюся книгу – снова ей посвящается коллективное чтение».

Если в школе, где учится сын или дочь, есть кружок выразительного чтения, убедите своего ребенка заниматься в этом кружке. Одно из самых полезных занятий – выразительное чтение – поможет вашему ребенку проникнуть в глубины родного слова.

Чтение вслух в семье… При наличии разнообразных детищ технического прогресса папино, мамино или бабушкино чтение вслух может показаться старомодным и малоэффективным. Однако не будем спешить с выводами. Личность по-прежнему создается Личностью, а побудить юного человека полюбить книги, пообщаться со своим ребенком, помочь ему разобраться в жизни, — разве есть у нас задача более важная и необходимая? Пожалуй, нет.

Наверняка многие из вас задавались вопросом: «Зачем читать вслух на английском языке? Этим занимаются новички, которые только учатся читать». Это мнение не совсем верно. Сегодня мы предлагаем поговорить вам о пользе давно забытого навыка - чтения вслух.

Почему тяжело читать вслух

Читать вслух действительно сложнее, чем про себя. Почему? Во-первых, потому что мы быстро устаем: наши мышцы лица и голосовые связки не привыкли так много работать. Во-вторых, потому что сложно вникнуть в текст. Читая про себя, мы молча «поглощаем» информацию. Читая вслух, мы задействуем еще слух и речь, то есть наш мозг занят прослушиванием и проговариванием, а не восприятием информации. Получается, мы сами себя отвлекаем от основного занятия? Вовсе нет.

Эти трудности очень легко преодолеть, так как они вызваны привычкой: вы просто привыкли читать про себя, а читали вслух, скорее всего, очень давно, еще в начальной школе. Поэтому этот навык не развивался. И зря, ведь он очень полезен для совершенствования английского языка.

Почему полезно читать вслух на английском языке

На самом деле, если регулярно читать вслух, то все трудности станут преимуществами. Чтение вслух - это целый комплекс мероприятий, развивающий сразу 3 речевых навыка: чтение, говорение и аудирование. Вы видите текст, вы его воспроизводите, вы его слышите.

Что дает чтение вслух по-английски:

1. Вы тренируете произношение

Когда вы читаете про себя, то не задумываетесь о том, как красиво звучит язык. Вместе с тем вы и не задумываетесь о том, как некрасиво звучит неправильно произнесенное слово, потому что вы не проговаривайте его вслух и не слышите ошибку. Читая вслух, хотите этого или нет, вы будете «спотыкаться» о труднопроизносимые слова. А значит, с большей вероятностью заглянете в словарь, чтобы узнать, правильно ли вы прочитали новое слово.

2. Вы работаете над скоростью речи

Наверняка вам казалось, что англичане и американцы говорят слишком быстро и понять их невозможно. Но в действительности для них это привычная скорость речи. Чтение английского текста вслух поможет вам наработать темп, приближенный к темпу речи носителей языка. В разговоре нам приходится параллельно говорить и думать над тем, что сказать. Это существенно замедляет нашу речь. Читая вслух, ваш мозг не пытается лихорадочно генерировать идеи, слова и предложения, как в разговоре. Вы произносите уже готовый текст и отрабатываете исключительно скорость речи.

3. Вы увеличиваете словарный запас

При чтении вслух английские слова запоминаются намного лучше, чем при чтении про себя. И все по тем же причинам: вы видите слово, вы его проговариваете, вы его слышите. Если вы встретите это слово еще раз, оно обязательно всплывет в слуховой, зрительной или речевой памяти.

4. Вы тренируете разговорную речь

Когда вы читаете вслух, то сразу и проговариваете слова, то есть уже тренируетесь использовать их в разговоре. Проговаривая слова вслух, вы лучше их запоминаете. Нередко случается так, что человек говорит целыми фразами из книги. Особенно если вы любите читать произведения одного автора, то не исключено, что через некоторое время вы заговорите его языком: будете использовать его стиль речи, любимые слова и приемы.

5. Вы добьетесь плавности речи

Как получить максимум пользы от чтения вслух по-английски

Конечно, возможность одновременно учиться читать, слушать и говорить многим кажется привлекательной. Но тренировать сразу три навыка сложно. Поэтому не переживайте, если с первого раза у вас не все получается. Когда чтение вслух станет для вас привычным занятием, тогда параллельно будут развиваться и другие навыки. Мы предлагаем несколько советов, следуя которым вы получите максимум пользы от чтения вслух на английском языке:

1. Читайте медленно

Четко и выразительно проговаривайте каждый звук и каждое слово, делайте паузы. Если вы будете гнаться за скоростью, то многого не добьетесь. Даже если скорость вы и наработаете, то произношение, интонация, красивые звуки - все это уйдет в никуда. Для выразительной речи в первую очередь нужно хорошее произношение и правильная интонация. А скорость появится со временем сама, она нарабатывается практикой.

2. Прочитайте текст и только потом ищите новые слова

Не забывайте, что при чтении вслух бывает сложно понять содержание текста. Сначала полностью читайте текст, не обращая внимания на незнакомые слова. Старайтесь уловить главную мысль и понять, о чем текст. После того как вы прочитали первый раз, можно уже работать с незнакомыми словами: искать значения в словаре, смотреть, как произносятся. Чтобы расширить словарный запас, учите новые выражения, повторяйте сложные и труднопроизносимые слова. Чтобы вам было легче читать, необходимо выбирать книгу, соответствующую вашему уровню знаний. В этом вам поможет наша статья « », в которой вы найдете подробную таблицу с рекомендациями по чтению для каждой из ступени знаний.

3. Обращайте внимание на грамматику

Читая про себя, можно бегло просмотреть текст, не вдаваясь в подробности содержания. Читая английский текст вслух, вы никуда не торопитесь, поэтому можете увидеть, как употребляются времена и артикли. То есть вы запоминаете правильные модели использования грамматических правил.

4. Читайте не меньше 10 минут в день

5. Читайте разные тексты

Читайте художественные произведения, стихи, научные публикации, статьи в газетах и журналах. Разнообразные тексты помогут развить навык чтения со всех сторон. Для каждого текста будут разные темпы речи и паузы, интонация.

Как сделать чтение текстов на английском вслух интересным

1. Слушайте аудиокниги

Если вы только начинаете осваивать чтение вслух, прибегните к дополнительной помощи. Найдите интересующую вас книгу в двух видах: в печатном издании и в формате аудиокниги. Слушайте аудиофайл и параллельно следите за текстом в бумажном варианте. Вы будете видеть текст и слышать, как правильно его читать. Когда вы привыкнете читать и слушать одновременно, начните повторять за диктором. Старайтесь копировать его произношение и подражать его интонации.

Возможно, вы замечали, что многие звуки в английском языке сильно похожи. Слушая аудиокниги, вы привыкаете к особенностям звучания английской речи. Вы сможете улавливать разницу между теми звуками, которые раньше казались совершенно одинаковыми. Еще 7 причин слушать любимые произведения вы найдете в статье « ».

2. Записывайте себя на диктофон

Так вы научитесь слушать себя со стороны. Послушав запись, вы сможете проанализировать ошибки, которые допускаете в чтении. Для большей эффективности сравните свою запись с записью аудиокниги.

3. Читайте по ролям

Это поможет вам избавиться от монотонности и невыразительности. Именно эти два качества и делают чтение вслух таким скучным. Старайтесь не читать, а рассказывать от лица каждого персонажа.

4. Добавьте жестикуляцию и мимику

Тогда ваше чтение не будет «сухим». Вспомните, как произносят речь ораторы с трибуны или как поэты читают стихи: живо и эмоционально. А все за счет того, что они добавили движения руками, разный тон голоса, мимику, и их речь стала экспрессивной и насыщенной. Все дело в том, что ваш внешний облик отражает ваше внутреннее состояние. Если вы раскованы, то и речь ваша будет легкой и красивой. Если вы зажаты, то и чтение будет сбивчивое.

Теперь вы знаете, как много пользы приносит чтение вслух. Как видите, это, на первый взгляд, скучное занятие можно превратить в очень увлекательное времяпровождение. Следуйте нашим советам, и вы сможете открыть для себя все прелести чтения вслух на английском языке.

Когда у американского миллиардера Уоррена Баффита спрашивают, в чем состоит формула успеха, инвестор отвечает: «Я просто сижу в своем офисе и читаю книги». Несмотря на засилье хитроумных гаджетов и потоки визуального контента, в которых того и гляди захлебнется печатный текст, во главе ментальных процессов, задействованных в обработке информации, как и сотни лет назад, лежат навыки вдумчивого чтения.

Какую пользу приносит чтение?

Систематическое чтение крайне важно для формирования мыслительного аппарата и гармоничного развития личности. Выстраивая взаимосвязи между словами и мысленными образами, мозг формирует нейронные сети, ответственные за когнитивные функции - воображение, память, концентрацию внимания, логическое мышление, анализ и систематизацию данных. Навыки, приобретенные в процессе вдумчивого чтения, автоматически переносятся на другие сферы деятельности - устный счет, решение математических задач, изучение иностранных языков и художественное творчество. Человек, с детства приученный к чтению, мыслит более эффективно, быстро приобретает новые знания и даже в сложных ситуациях принимает верные решения, не уступая давлению стереотипов, эмоций и авторитетов.

Почему нужно читать вслух?

Раньше считалось, что чтение вслух необходимо только на ранних этапах обучения, хотя даже взрослым в порядке гимнастики ума не помешает регулярно читать вслух хотя бы по полчаса в день. Читая вслух с выражением, мы учимся распознавать смысловые акценты текста и совершенствуем навыки управления дикцией и интонацией.

Когда ребенок читает вслух, предложите ему озвучить персонажей книги. Примеряя на себя разные роли, малыши развивают эмпатию и эмоциональный интеллект. Эффект не заставит ждать: такие дети намного лучше распознают чувства собеседников и выражают свои мысли более связно, чем сверстники, предпочитающие проводить время за компьютерными играми.

А вот чего не стоит ожидать от чтения вслух, так это помощи в запоминании учебного материала. Слушая самого себя, ребенок часто отвлекается от предмета и едва ли сможет глубоко вникнуть в текст и точно пересказать прочитанное.

Чтение вслух сопровождается напряженной работой лицевой мускулатуры. Маленькому читателю необходимо давать отдых спустя каждые 10-15 минут.

Чем полезно чтение «про себя»?

Пристрастившись к книгам, дети обычно переходят к чтению «про себя». Когда не приходится утруждаться произношением звуков, сосредоточиться на тексте намного проще. Кроме того, такое чтение хорошо развивает зрительную и ассоциативную память. При чтении «про себя» активно работает фантазия. Поскольку сознание полностью сосредоточено на воображаемых образах, запечатление визуальной информации о написании слов проходит незаметно, на подсознательном уровне и ощущения усталости, как при зубрежке, не возникает.

Привычка к чтению «про себя» создает предпосылки для формирования интуитивной грамотности. Начитанный ребенок может не знать ни единого правила, но будет писать без ошибок, а в качестве бонуса получит стойкую привычку к концентрации и тренированную память.

Вместе с тем обучающий потенциал чтения «про себя» ограничен - оно способствует глубокому усвоению материала, но почти не затрагивает устную речь. Ребенок, читающий преимущественно «про себя», может обладать потрясающим словарным запасом, но будет ошибаться при расстановке ударений, неправильно произносить слова, поэтому даже в средней школе не стоит прекращать читать вслух.


Какой способ чтения эффективнее?

Чтение вслух принесет пользу даже взрослому человеку с уже сформировавшимся интеллектом и наработанной речевой практикой. Такие упражнения в любом возрасте положительно действуют на когнитивные функции. Тем более они важны в процессе обучения детей.

Чтение «про себя» играет не менее важную роль в общем развитии умственных способностей человека. В период обучения лучше практиковать оба метода - эти навыки будут органично дополнять друг друга. На максимальное использование ментальных ресурсов направлены специально разработанные методики, в частности, курс обучения скорочтению Андрея Сподина. Упражнения, которые выполняют дети, активизируют оба полушария мозга и, что важно, помогают овладевать новыми навыками без всякого напряжения. Эта способность сохраняется у человека, прошедшего обучение скорочтению, и во взрослом возрасте, распространяясь на другие виды ментальной деятельности.

Дети показывают заметные результаты уже после месяца занятий в центрах развития «АMAKids». Они хорошо усваивают прочитанное, демонстрируют прекрасную технику чтения, глубокое понимание текста, а также более гармоничное восприятие окружающего мира и позитивный настрой. Ведь чтение не только помогает развивать мозг. Оно расширяет кругозор, формирует нравственные устои, просто доставляет удовольствие, позволяя человеку совершить путешествие в другие страны и времена, испытать разнообразные эмоции и усвоить новые знания.

Чтение вслух – одно из лучших упражнений для развития речи. Почему именно вслух, а не про себя? Потому что чтение вслух – это речевая практика, чтение же про себя – молчаливое поглощение информации. Точно так же, чтобы научиться хорошо танцевать, нужно танцевать, а не только смотреть, как танцуют другие.

Обычно написанные тексты, в отличие от произносимых речей, более качественны по структуре, кратки и не содержат ошибок и мелких просчетов, которыми изобилуют звучащие речи, так как у авторов, в отличие от ораторов, было больше времени на редактирование и улучшение текстов. Поэтому регулярное чтение вслух позволяет научиться говорить гладко, словно по писанному.

Как правильно читать вслух? Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи). Во-вторых, четко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером. Также очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли – читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать».

Что читать? Можно всё подряд (стихи, романы, статьи, рассказы, справочники, юридические договоры, сказки детям и т.д.), но лучше те произведения, которые с вашей точки зрения красиво изложены, содержат богатый лексикон и полезную информацию.

Сколько читать? Чем больше, тем лучше. Оптимально - полчаса в день - тогда буквально через месяц вы увидите очевидные результаты - шероховатая речь станет более гладкой, и вы будете легко подбирать нужные слова для выражения своих блестящих идей.

Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи - как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать ее.

Чтение вслух - отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы бездарно его убивать. Вырабатывайте полезную привычку читать вслух - и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.

Много материалов для чтения вслух вы можете обнаружить в следующих разделах нашего сайта.

(1 голос : 5,0 из 5 )

Однако если вы хотите, чтобы текст сказки звучал красиво, существуют некоторые рекомендации, как можно этого добиться:

  • Проговаривайте слова четко, не глотайте окончания.
  • Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком медленным».
  • Обязательно делайте паузы. Небольшие - между предложениями, подлиннее - между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.
  • Не стесняйтесь добавить в текст выразительности. Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.
  • Объяснять или нет непонятные слова - решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Иногда я сама добавляю в текст маленькое объяснение или слово-синоним. Например: «Он насупился, то есть надулся».

Очень многому родителей могут научить аудиосказки. Когда мои дети слушают диски со сказками в машине, я обращаю внимание на интонацию, паузы, произнесение слов и потом стараюсь копировать хорошее чтение. Особенно мне нравится, как работают с текстом актеры старой школы - Ирина Муравьева, Леонид Куравлев и другие. Они внимательны и нежны со словом, как с новорожденным цыпленком, которого протягивают слушателям, чтобы полюбоваться вместе. Пусть поначалу вам покажется, что ваш стиль - подражательный. Это нормально, ведь вы только учитесь!

О пользе чтения вслух

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш был самым умным и имел широкий кругозор. Для этого важно с самого раннего возраста регулярно читать ему вслух.

Дети, которым читают вслух, быстрее познают мир. Чтобы лучше понять незнакомые для себя вещи, ребенок активнее мыслит, включает воображение.

Кроме того, чтение вслух - замечательный способ общения с ребенком. Вы можете обсудить с ним сказочных героев, попросить малыша показать их на картинке.

Детям до 3 лет доступны короткие истории, описанные простыми предложениями, с повторами и рифмами. В 4-5 лет ребенок воспринимает истории, состоящие из нескольких эпизодов, связанных сюжетом. Превратите чтение в игру: пробуйте читать по ролям, разыгрывайте сценки, предложите малышу по-своему развить сюжет.

Оно развивает устную речь, так как ребенок слышит себя, и возможно, даже слушает, что помогает запомнить, как правильно произносить слова, где ставить смысловые ударения и так далее.

Если ваш ребенок читает вам вслух, у вас есть возможность не только его исправить, когда он говорит что-то неправильно, но также обсудить прочитанное. Таким образом вы развиваете критическое мышление ребенка, умение логически мыслить, находить в тексте самое важное и интересное, что особенно пригодится в старших классах. Да и вообще хорошенько понимать написанный текст – очень важный навык практически в любой работе.

Исследования показывают, что материал, прочитанный вслух, намного лучше воспринимается читателем. Не только в начальных классах школы, но даже некоторые пары в университете построены таким образом, что студенту приходится читать вслух. И часто бывает так, что студент, прочитав что-то вслух, радостно восклицает: «А! Я понял!» – потому что прочитал медленнее, вдумчивее, со знаками препинания и себя услышал. Так как вы много времени проводите со своими детьми, вы можете просить их прочитать вслух то, что им задали в школе, пока вы моете посуду или готовите ужин. Чтение вслух помогает ребенку запомнить прочитанное и лучше подготовиться к уроку.

Конечно, не всегда можно подобрать то, что нравится всем. Не всегда на это есть время. А иногда просто хочется посидеть и почитать молча, в тишине. А иногда читать не хочется и вовсе. Нет необходимости читать вслух постоянно. Такое развлечение может быстро надоесть, особенно если вы слушаете или читаете то, что вам не очень интересно.

Для многих детей чтение перед сном – это святое. Это дает им возможность успокоиться (да и родителям тоже). А вот если еще сесть в кресло-качалку… Все заботы (многие, по крайней мере) если не отпадают, то уж точно отходят на второй план. К тому же днем мы заняты, у нас очень мало времени, чтобы сесть с ребенком и поговорить с ним, а чтение вслух как раз дает такую возможность. И когда сказки прочитаны и дети в кроватях, же можно смело могу заняться своими делами.