Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

Произносить цепочку слогов с одновременным построением башни из кубиков (перекладыванием бусинок, пуговиц).
- «Пальчики здороваются» - произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
- Сосчитать количество слогов (произнесённых).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики, пуговицы, бусинки). Сравнить слова: где больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху - с односложным словом, два в середине - с двухсложными словами, три внизу - с трёхсложными словами.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Фонетический этап обучения грамоте начинается с введения понятия "слог". В лингвистике это понятие трактуется но-разному: "Слог - минимальная единица речевого потока: гласный звук (слогообразующий элемент) или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками. Слог не соотносится со значимыми единицами языка (словами, морфемами), это фонетическая языковая единица. С точки зрения артикуляции - это минимальная произносительная единица. С акустической точки зрения - это звуковая волна с нарастанием и ослаблением звучности, вершиной этой волны является гласный звук". В методической науке понятие "слог" трактуется с точки зрения его практического использования как совокупность звуков, произносимых на одном выдохе.

Усвоение этого понятия оказывает влияние на весь процесс обучения чтению и письму: во-первых, ребенок учится читать по слогам; во-вторых, осваивает деление слов на слоги; в-третьих, при письме для самоконтроля диктует себе по слогам, а позже - соотносит собственное слогоделение с известными правилами переноса слов. Попутно заметим: слогораздел -явление фонетическое, объективно существующее в языке. Деление слов на слоги для переноса - условное правило письма. Смешивать два этих процесса при обучении русскому языку не следует.

Для предупреждения неверных профессиональных действий, связанных с обучением школьников фонетическому слогоделению, учителям дан такой методический совет: "Не следует навязывать детям какой-либо единственно верный способ слогоделения. Даже в лингвистических трудах существуют разные точки зрения па природу слогоделения. Поэтому учитель должен признавать верными равнодопустимые варианты: пал-ка и па-лка. Но, разумеется, недопустимы прямые ошибки слогоделения: ку-ст или око-шко. И ни в коем случае нельзя подменять естественные способы членения слова на слоги правилами переноса или морфемного членения слова".

В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, произносимую на одном выдохе (одном толчке воздуха). Этот опознавательный признак слога до ориентировки на его звуковой состав позволяет подвести первоклассников к выводу: чтобы разделить слово на слоги, надо произнести его быстро, резко, так, чтобы на одном выдохе прозвучала одна часть. Такое произношение близко к скандированию: слово "само распадается" на "кусочки" - слоги, поэтому этот произносительный прием вводится как способ действия ученика при делении слова на слоги. В букварях слог обозначается по-разному, в зависимости от принятой системы условных обозначений: иии или_|_|_.



Фрагмент урока

Известно ли вам, что болельщики на стадионе изучают русский язык? Не верите? А что кричат болельщики, чтобы поддержать любимую команду? (Дети называют возможные слова: или название команды, или Шайбу] Или Молодиы и др.)

Давайте на время станем болельщиками, продолжает учитель, - и прокричим некоторые слова поддержки. Но только будем наблюдать, как произносятся слова: целиком или как-то иначе. (Дети скандируют слова по заданию учителя: У-ра , у-ра, у-ра! Да-вай , да-вай, да-вай! Фи-ниш, фи-ниш, фи-ниш и др.)

Что произошло со словами? (Они распались на кусочки.)

Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть - это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)

Давайте покажем на схеме количество слогов в слове | или ии.

Из представленного фрагмента урока сделаем методические выводы.

1. Для того чтобы слово "распалось" на кусочки-слоги, его необходимо два-три раза произнести особым образом - проскандировать. Скандированное произношение - это тот способ действия, которым должны овладеть учащиеся для деления слова на слоги, поэтому произносить слово и наблюдать (слушать) за его изменениями дети должны сами.

2. В центре внимания учителя должен находиться процесс освоения детьми способа действия, поэтому в течение всего периода обучения он не должен меняться: если надо разделить слово на слоги, следует его проскандировать.

Понятие "ударение". Ударение связывается с более длительным и громким произнесением одного из слогов, а в нем - гласного звука. Именно этот опознавательный признак отражен в определении ударения как лингвистического понятия. "Ударение - способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение - это выделение одного из слогов слова фонетическими средствами (увеличением длительности гласного, а также силой звука; на письме выделяется надстрочным знаком """. Ударение играет важную роль в звуковой организации слова, обладая смыслоразличительной и форморазличительной функциями (ср.: запах (аромат) - запах (вид застежки); побеги (им. сущ. во ми. ч.) - побеги (гл. в повел, накл.) . Кроме того, русское ударение обладает подвижностью и может перемещаться с одной морфемы на другую в процессе словоизменения и словообразования (трава - травы - травы - травинка - травяной). Эта функция ударения помогает в решении орфографических задач. Кроме того, изучение свойств русского ударения направлено на закрепление в речи детей, в том числе и первоклассников, орфоэпической нормы. Важность овладения первоклассниками ударением как фонетическим понятием трудно переоценить.

Для определения места ударения слово должно быть произнесено целиком, без элементов скандирования. В практике рекомендуется прием произнесения слова с интонацией удивления или вопроса: удобно использовать модель "Это_?" Приведем пример знакомства с этим способом действия.

Фрагмент урока

Составим слоговые схемы имен главных героев сказки "Приключения Буратино", - говорит учитель и вывешивает на доску "портреты" Мальвины, пуделя Артемона и Тортиллы. С помощью приема хорового скандирования дети выполняют задание. На доске появляются слоговые схемы:_|_|_,_|_|_,_| |

Что интересного заметили? - продолжает учитель беседу. (Во всех словах три слога.)

Как же нам теперь узнать, где чье имя? (Дети в затруднении.)

Я знаю один волшебный вопрос, с помощью которого мы сможем это узнать. Послушайте: Это МальвИна? Это ТортИлла? Это Артем Он? - произносит учитель с выделением голосом места ударения в каждом слове. - Вы заметили, что один слог я произносила громче, чем другие, будто ударяла по нему голосом? Покажем этот слог специальным значком (").

В процессе дальнейшей коллективной работы слоговые схемы дополняются знаком ударения, а беседа заканчивается необходимыми обобщениями и выводами.

Какой знак помог нам различить слови с одинаковым количеством слогов? Как надо произнести слово, чтобы определить в нем ударение? Что нового мы узнали о слове?

Усвоение такого произносительного приема в качестве способа действия позволяет ученику определить место ударения в слове и при самостоятельной работе, когда следует использовать шепотное произношение; вопросительная интонация сохраняется. С этого момента обучения к характеристике слога добавляется указание на его ударность.

Знакомство со звуками речи целесообразно начать с установления различия между звуками, которые окружают ребенка (школьный звонок, сигнал автомобиля, шум дождя, голоса птиц и т.д.), и звуками речи человека, из которых складываются слова устной речи. Эти звуки возникают при работе органов речи - языка, губ, зубов, голосовых связок. Па этом этапе уместно проведение фонетического эксперимента, когда ученики по заданию учителя наблюдают, как при произнесении различных звуков по-разному движутся губы, язык и т.д. В это время весьма эффективными помощниками учителя станут фонетические игры и игровые упражнения со звуками и словами, обеспечивающие ученикам естественные речевые действия, а не знания из области фонетики. Заметим, что фонетика предоставляет богатые возможности для применения игры. Это отметил известный русский методист А. М. Пешковский: "Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как в... фонетике. Нигде... эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике".

Основным способом действия, который следует освоить первоклассникам для вычленения последовательности звуков в слове и определения их качества, становится протяжное произнесение каждого звука или его многократное повторение в том случае, если звук по своим акустическим характеристикам не тянется. Этим произносительным приемом школьники не владеют, поэтому образец такого "выговаривания" каждого звука демонстрирует учитель. Способ вычленения звуков из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным: "Для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза, каждый раз выделяя голосом следующий звук: ММММама, мАЛЛАма, маММММа, мамАААА" . При этом каждый выделенный звук обозначается принятым условным знаком - сначала это Ц а по мере освоения характеристик звука (гласный (согласный), твердый (мягкий), глухой (звонкий)) добавляются и соответствующие обозначения.

Звуки речи трактуются как "кратчайшие, далее не делимые элементы произносимой речи, которые образуются при прохождении выдыхаемой воздушной струи через ротовую полость. При отсутствии преграды образуются звуки речи, состоящие только из голоса, - гласные; при наличии преграды в виде сомкнутых органов или узкой щели образуются звуки речи, состоящие из шума или шума и голоса, - согласные".

Гласные и согласные звуки целесообразно рассматривать одновременно, так как их акустические особенности ярче проявляются в сопоставлении. В качестве опознавательных признаков согласных и гласных звуков выступает наличие или отсутствие, во-первых, преграды для выдыхаемого воздуха при произнесении и, во-вторых, смыкательных и размыкательных действий речевого аппарата. "С позиций артикуляции речь представляет последовательность смыкательно-размыкательных движений: произносим согласный - артикуляция смыкания, произносим гласный - артикуляция размыкания". Распространенное объяснение различия гласных и согласных звуков, связанное с тем, что гласные звуки можно петь и тянуть, а согласные - нельзя, оказывается несостоятельным: многие согласные звуки можно тянуть. Гласные звуки можно назвать ртораскрывателями (термин М. В. Панова): чем громче их произносят, тем шире надо раскрыть рот; гласные звуки можно кричать. А согласные звуки - ртосмыкатели: чем громче их произносят, тем плотнее смыкаются губы; эти звуки кричать невозможно. Гласными звуки называются потому, что они всегда произносятся с голосом (голос - глас), а согласные звуки в русской речи перемежаются с гласными (со-гласные).

Для обозначения гласных звуков используют значок [о]: выдыхаемый воздух проходит свободно, "сквозь трубочку". Для обозначения согласных звуков до введения обозначений мягкости (твердости) остается

При рассмотрении особенностей гласных звуков следует организовать работу, из которой первоклассники сделают вывод: в слоге может быть только один гласный звук, который принимает или не принимает на себя ударение. В связи с этим к гласному звуку добавляется характеристика ударность (безударность). Для дальнейшего обучения русскому языку умение устанавливать место ударения в слове, определять ударные и безударные гласные в нем трудно переоценить, так как правило обозначения на письме безударных гласных в слове - наиболее частотная орфограмма русского правописания.

Характеристика твердых и мягких согласных звуков строится на сравнении их произношения. Эти различия особенно ярко выявляются при работе с парными по твердости (мягкости) согласными. Для вычленения таких звуков подбираются слова с парными по твердости (мягкости) согласными в сильной позиции (в начале или в конце слова), например [кошка - [к"иска. Приведем пример беседы.

Фрагмент урока

Каждое утро, - начинает беседу учитель, - хозяйку встречали во дворе корова и котенок. Корова приветствовала хозяйку грубым, твердым голосом: "Ммммммуууууу!", а котенок - тоненьким, мягким голоском: "Ммммммяу!" Каждый "говорил" по-своему. Давайте выделим первый звук, который произносила корова, м понаблюдаем за его произношением: МММММММ. (Дети повторяют вслед за учителем.) Какой это звук? (Согласный.) Какой голос у коровы? (Грубый, твердый.) Вот и первый звук такой же - твердый согласный. Выделите первый звук, который произносил котенок. (М"М"М"М"). Какой это звук? (Согласный.) Какой голосок у котенка? (Тоненький, мягкий.) И первый звук такой же: мягкий согласный. Произнесите твердый согласный (М). Обозначим его [^]. А теперь произнесите мягкий согласный (М"). Обозначим его [=].

А теперь потренируемся различать твердые и мягкие согласные звуки.

Чтобы различать мягкие и твердые согласные звуки, школьникам необходимо научиться их сопоставлять, произнося парами. В процессе такой работы постепенно дети узнают, что не все согласные звуки русского языка имеют пару по твердости (мягкости).

Учителю, работающему в классе с многонациональным составом учащихся, следует учесть, что не во всех языках согласные звуки могут дифференцироваться по твердости (мягкости), поэтому для некоторых детей, изучающих русский язык, этот аспект обучения грамоте будет представлять определенную проблему.

Формирование у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки, понимать их смыслоразличительную роль - необходимый компонент не только фонетической работы, но и пропедевтики освоения русского правописания.

Опознавательные признаки глухих и звонких согласных связаны со способом их образования (произношения). Звонкие согласные образуются вибрацией голосовых связок. При произнесении согласных глухих участвует только шум, голосовые связки спокойны. Наблюдение за работой голосовых связок - способ действия для определения качества согласных звуков. Традиционный прием, который существует в практике обучения для различения глухих и звонких согласных звуков в момент их произнесения - положение ладоней школьника на месте нахождения голосовых связок или на ушах.

Система действий, которыми овладевают первоклассники при освоении фонетических понятий, обеспечивает становление у школьников комплекса фонетических умений. В процессе дальнейшего изучения русского языка эти умения необходимо развивать. Именно сформированность фонетических умений во многом определит успешность освоения младшими школьниками правописания.

Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

    Нарушение количества слогов:
    – сокращение слога;
    – опускание слогообразующей гласной;
    – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
    2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    – перестановка слогов;
    – перестановка звуков соседних слогов.
    3. Искажение структуры отдельного слога:
    – сокращение стечений согласных;
    – вставки согласных в слог.
    4. Уподобление слогов.
    5. Персеверации (циклическое повторение).
    6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
    7. Контаминации (смешение элементов слова).

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Построить коррекционную работу можно в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводитсь на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

    Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.

Отношение к дидактической игре как к средству, обладающему мощным обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.

Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов.

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Двухсложные слова из открытых слогов

(1-ый тип слоговой структуры.)

1. 1. Упражнение «узнай, кто это?» Цель:

    Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

    Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

    Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто купает Вову? Мама.

Кто играет с сыном? Папа.

Кто стоит во дворе? Баба.

Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

1.2. Упражнение «конец слова за тобой». Цель:

  1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

  2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

    Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Но нота ба баня

Ва вата ня няня

Да дата ды дыня

Ха ТА хата То НЯ Тоня

Мя мята А Аня

Би бита Ва Ваня

Фа фата Та Таня

Ка Катя и иди

Пе ТЯ Петя бу ДИ буди

Ви Витя ве веди

Ми Митя хо ходи

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.

Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, ) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.

Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

«начало», «середина», «конец»;

«перед», «за», «после», «между»;

«последний», «первый».

Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к слов.

Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.

В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения.

Мою руки.
Веду Галю.
Машу Коле.
Несу мыло.
Даю маме.
Вижу рыбу.
Беру вещи.
Несу вату.
Хочу дыню.
Еду к морю.
Бегу к маме.
Лиса в лесу.
Ежи в норе.
Часы в доме.
Жарю рыбу.
Лиса в яме.
Нога в луже.
Рыба в воде.
Щука в реке.
Сомы в тазу.
Маки в вазе.

Составить предложения:

Пью кофе, воду, соки.
Ем кашу, мясо.
Несу рыбу, вещи, ноты.
Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
Ношу шубу, боты, бусы.
Чищу зубы, полы, шубу, сани.
Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
Даю маме вазу.
Несу Кате вещи.
Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са -са на носу оса.
Ло-ло-ло еду я в село
Ка-ка-ка у меня рука
Га-га-га у меня нога
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси.гуси Га-Га-Га
У Бобы были бобы

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

ОНИ летали, читали, бегали, носили,

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Хорошо, весело.

Предложения.

Машина гудела.
Ворона летала.
Бараны бодали.
Собаку ругали.
Полено рубили.
Корову доили.
Канаву вырыли.
Марина бегала.
Наташа купила бананы.
Я сажаю розы,
Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
Я купаю собаку.
Я читаю газету.
Я катаю колесо.
Я кидаю монету

Упражнение «Что из чего?»

Дом из соломы.
Газета из бумаги.
Лопата из железа.
Ракета из металла.
Ворота из дерева.
Сыр из молока.
Мяч из резины.

Мету, мету, не вымету.
Несу. Несу, не вынесу.

Чей предмет?

Мамина монета.
Папина машина.
Катина панама.
Мишина газета.
Васина бумага.
Тетина бусина.
Валины сапоги.

Добавить слог:

КА
мака..
ата..
соба..
соро..
ДА
пома..
побе..
пого..
шара..
ДЫ
похо..
наря..
пара..
ТА
пала..
ребя..
каю..
защи..
рабо..
забо..
газе..
высо..
боло..
лопа..
воро..
охо..
копы..
раке..
галле..
ГА
бума..
вата..
теле..
доро..
раду..
кура..
белу..
НА
коро..
воро..
ВА
заба..
ана..
оро..
МА
пижа..
пана..
ША
копу..
кало..
поро..
афи..

Чистоговорки:

Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
Ко, ко, ко, не ходите далеко.
Наша река широка, как Ока
Му, му, му, молока кому?

Муха-горюха села на ухо.
Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.
Около кола колокола.
Дарики-дарики,
Летели комарики

Один – много

Лошадь – лошади
Лебедь –
Завод –
Лопата –
Халат –
Салат –
Дорога –
Жираф –
Чудо –
Котёнок –
лисёнок –
утёнок –
ежонок –
ужонок –

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения:

Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
У кота зубы? – Да, у кота зубы.
У кита ноги? – Нет у кита ног.
У деда сани? – Есть у деда сани.
У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
У дома ухо? – Нет у дома уха.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

Вадим, Тимур, Данил, Семен…

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Добавляем слог:

Был – за…был
Бил – за…был
Пел – за…пел
Дул – по…дул
Мёл – вы…мел
Пил – вы…пил
Нес – вы…нес
Шел – у…шел
Дал – по…дал

Назови ласково:

Пень – пенек
День – денек
Тень – тенек
Дом – домик
Кот – котик
Сад – садик
Нос – носик
Шар – шарик

Лес – лесок
Мёд – медок
Лёд – ледок
Дым – дымок
Час – часок
Воз – возок

Чистоговорки:

Гу – гу – гу
Гудит гудок
Ды-ды-ды
Идет дымок
Зу-зу-зу
Едет возок

Тук, тук, тук
Тук, тук, тук.
Это кто был тут?
Это бык — бычок.
Это кот - коток.
Это рак – рачок.

Мяу, мяу кот пищит
У него живот болит

Лю – ли, лю – ли, лю – ли
Полетели гули.

За-за-за Вот идет коза
Зу-зу-зу Вижу я козу.
Са-са-са Вот летит оса
Сы-сы-сы Нет осы
Жи-жи-жи Вот бегут ежи
Щу-щу-щу Я тебя ищу.
Да-да-да Вот у нас вода

Би, би, би – Гудит машина.
Не поеду без бен-зина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ!
Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз,
Он вагоны повез
Чох, чох – чох!
Чу – чу – чу!
Далеко я качу!

Жу – жу — жу. На лужок хожу.
Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

Гуси, гуси
Га – га – га
Пить хотите?
Да – да – да.
Гуси гуси, вот вода!
Так бегите вы сюда!

Укусила кису муха
И болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Чей предмет?

Мамина сумка.
Папина полка.
Надина булка.
Петина майка.
Васин замок.
Танин мячик.
Любин чулок.
Катин бидон.
Дашин талон.
Дядин топор.
Васин забор.

Предложения:

Жираф ходит.
Камень лежит.
Козел бежит.
Ветер дует.
Сахар лежит.
Захар рубит щепки.
Толик машет рукой.
Иван хочет воды.
Заяц бежит.
У Пети болит бок.
У Коли болит нос.
У Симы болит рука.
Дима несет воду.
Петя лечит Люду.
Катя лепит пенек.

Что буду делать?

Пилю – буду пилить.
Варю –
Дарю –
Жарю –
Хожу –
Ношу –
Чиню –
Бужу –
Ношу –
Верю –
Думаю –
Пишу –
Делаю –
Читаю –
Нюхаю –
Копаю –

Я веду – и мы ведем
Я пою – и мы поем
Я несу — и мы несем
Я беру – и мы берем
Я иду – и мы идем
я сижу – и мы сидим

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Чистоговорки:

Ву-ву-ву, я вам букву назову.
Су-су-су, я вам тыкву несу.
Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.

В гости к Вове,
В гости к Вале,
В гости к Васе,
В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

Чистоговорки:

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,
в корзине – грозди,
в кузове – грузы,
в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.
Уп, уп, уп, мама варит суп.
Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.
Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
Прохор и Пахом ехали верхом.

У Кати колпак.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

Я бегу, бегу, бегу
Я на месте не стою.

Мы бежим, бежим,
Мы на месте не стоим

Я по улице иду
И флажок в руке несу.

Мы по улице идем
И флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
Чистоговорки:

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану:
Головой я до неба достану!
Великану в ответ великан:
Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Назови ласково:

Оля – Олечка
Коля – Коленька,
Таня – Танечка
Миша – Мишенька
Вася – Васенька
Петя – Петенька
Света – Светочка
Нина – Ниночка
Ветка – веточка
Сетка – сеточка
Лента – ленточка
Лодка – лодочка

Кот – котенок
Утка – утенок
Лиса – лисенок
Лось – лосенок
Волк – волчонок
Еж – ежонок
Уж – ужонок
Белка – бельчонок

Чистоговорки:

Где мед, там и мухи.
Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка у Феди туфли.

У Вани свекла,
у Вали брюква,
у Васи тыква,
у Вовы клюква.

Свёкла у Фёклы
Сохла и мокла,
Мокла и сохла,
Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,
Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка»

У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
Внизу бежит речушка по желтому песку,
Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

«Считалка»

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Чистоговорки:

Бегемот разинул рот,
булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,
А Света – автобус.
Стас рисует квас,
А Света – ананас.
Стас рисует маску,
А Света – колбаску.
Стас рисует сыр,
А Света – сувенир.
Стас рисует нос,
А Света – пылесос.
Стас рисует сок,
А Света – поясок.
(Смирнова Л.Н.)

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

Предложения и чистоговорки:
Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
Кораблем управляет капитан.
На клумбе цветут красные маки.
В конюшне стоят кони.
Катя и Коля слепили снежный ком.
У Кондрата куртка коротковата.
Няня нянчит Надю с Ниной.
У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто –фту – фты
и т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Чистоговорки:

Тетя Катя ткет ткань.
Та, та, та, хвост пушистый у кота.
Наш гость купил трость.
Ткач ткет ткани на платье Тане.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Лед да лед,
Лед да лед.
А пингвин по льду идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед.
А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.
А около – соколята этого сокола.
Соколята, смирно сидите,
Со скалы вниз не соскользните.

14. Четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи:

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!
Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
Водовоз вез воду из водопровода.
Белые бараны били в барабаны.
Надо на ножки надевать босоножки.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит:

Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки
Нет подготовки,
Не вижу морковки. (В. Берестов)

Марфина Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБУ «Областной реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Астрахань