Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Иногда у детей период автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- затягивается. Такого речевого материала не так много. В пособии собран речевой материал разных авторов. Для удобства пользования он разбит на страницы. Каждую страницу можно распечатать и предложить родителям в качестве домашнего задания на закрепление звука Р в речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал для автоматизации звука Р

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры .

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.

Автоматизация звука [Р]

Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра дра – дра – дра атр – атр – атр адр – адр – адр

Тры – тры – тры дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр эдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тр а вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорку. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тры – тры – тры - плывут большие осетры.

Тры – тры – тры - в сказках гномики хитры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

Т р уба т р убит, т р уба поёт. Под р уга выд р а у бобра.

Идёт по улице народ. Она проворна и хит р а.

Т р убач т р убит в т р убу не зря: Бобёр и выд р а поут р у

Сегодня первое сентября! Играют в новую игру.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру

дры-дро-дру-дра

дро-дру-дра-дры

дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дрок, дроссель.

Друг, дружба, дружный дружить, другой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

тра-тры-тро-тру

тры-тро-тру-тра

тро-тру-тра-тры

тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус. Быстрая, завтра, завтрак, завтракать, стража, страна, страница, странный, странник, острая, пёстрая, штраф, шустрая. Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость. Метро, стройка, патрон. Трубка, труд, трудный. Трубить, трудиться. Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ -ДР-, -ТР-

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Друзья поднимаются по трапу. На стройку мы приехали в трамвае. У матроса трубка. Подруги увидели страуса. Дрозды - дружные птицы. В нашей стране много кедра. Дрова лежат на траве. Ведро стоит около костра. На этой странице нарисован театр. Завтра мы поедем на метро.

Выучить скороговорки, отработав произношение звука [Р].

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

На травке тропка, травка на тропке. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Стихи на автоматизацию звука Р в сочетании ДР-ТР

Дружная драка

Трое друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Театр

Петр Дроздов – наш педиатр
Завтра пойдет с другом в театр.
Будет отрывок о том как матрос
Утром трудился завязывать трос.

Страус

Страус от страха в песок закопался,
Очень дрожал! Так испугался!
«Страус, не бойся!», - сказали все дружно,-
«Смелым ты будь – получишь ватрушку».

Министр

Щедрый министр по центру гулял,
Дружным подросткам конфеты давал,
А драчуны штраф получали,
Чтобы других не обижали.

Хитрый Трофим

Хитрый Трофим на стройке служил,
Трудиться Трофим совсем не любил.
Строгий начальник его отругал,
Трудолюбивым Трофим тут же стал.

Нет кострам!

В лесу на траве не жги ты костры!
Стражники леса очень быстры,
Выпишут штраф, отругают тебя:
«Лес ты не трогай, люби, как себя!»

Трудный день

Трудный день сегодня у Трофима:
Он дрова целый день колол,
Поделился с другом бензином,
И свой драндулет завел.

Мудрость

Выдра дрозду мудрость сказала,
Очень важной себя выдра считала.
Мудрость эту дрозд запомнил,
Хоть ни слова он не понял.

Заблудился

Тропинка Петра далеко завела,
Подруга его очень долго звала,
Вдруг, Петр услышал подруги той зов,
Он к ней побежал мимо кустов.

Стройка

У нас на стройке трап, траншея,
Труба, трамплин, пила и трос,
Тут доски, стружка, литры клея,
А в центре стройки лежит тёс.

Стружка

Дед Иван полено строгал,
Стружки с травы он не сметал,
Бабушка Глаша его отругала,
Больше строгать на траве не давала.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед­ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра­ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс­тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

Рая едет на базар ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ

Произносить (читать) слова по образцу: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде­вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы­ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо­тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

Говорит взрослый. Говорит ребенок

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох. рох-рох-рох, рох-рох-рох.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РО-РО-РО- мороз, творог, ворона

РУ-РУ-РУ- руль, Русь, руки, рукав

РУ-РУ-РУ- парус, кукуруза, шнур

РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рыбак,рынок,рысь

РЫ-РЫ-РЫ- корыто, перышко, бурый

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора

ра-ра-ра - у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

Вра, вра, вра - у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра - пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра - у нас новая игра.

Кра, кра, кра - очень вкусная икра.

Одной из наиболее распространённых причин, с которой обращаются к логопеду - ребёнок не выговаривает звук "Р". Родители беспокоятся, что их малыш будет "картавить" всегда, но это не так. Если целенаправленно заниматься коррекцией звукопроизношения, то можно получить красивый звук. Нарушения могут быть разными - это пропуск звука, его искажение или замена. Для того чтобы начать коррекционную работу, нужно знать причины нарушения звукопроизношения. Рассмотрим в статье, как поставить звук "Р".

Причины нарушения произношения "Р"

  1. Короткая подъязычная уздечка. Решить эту проблему можно 2 способами: подрезать уздечку (операцию выполняет хирург) и подобрать способствующие её растяжке.
  2. Нарушение тонуса языка. Это наиболее распространённая причина. Артикуляция звука "Р" - довольно сложная, и язык должен быть хорошо подготовлен для того, чтобы произносить этот звук.
  3. Слабый выдох. Во время произнесения "Р", язычок вибрирует (ведь именно в результате вибрации и получается "рычание"), а это становится возможным, если у ребёнка сильный выдох.

Артикуляционные упражнения

Перед тем как поставить звук "Р", необходимо подготовить артикуляционный аппарат специальными упражнениями, которые направлены на улучшение тонуса языка и выработку правильного уклада для данного звука. Вот примеры упражнений:

  • "Лопаточка" - широкий язык лежит на нижней губе. Направлено на нормализацию тонуса языка.
  • "Иголочка" - узкий язык тянуть вниз, как будто пытаетесь дотянуться до подбородка. Это упражнение также необходимо для улучшения тонуса языка.
  • "Чашечка" - кончик и боковые края языка поднять вверх, чтобы было похоже на "чашечку". Это базовое упражнение для формирования верхнего подъёма языка.
  • "Грибок" - передняя часть языка как бы "прилепляется" к нёбу, в этом время нужно поднимать и опускать нижнюю челюсть. Это упражнение для растяжения подъязычной уздечки.
  • "Барабанщики" - произносить многократно звук "Д", постепенно ускоряя произношение. Главное, чтобы звук был чётким.

Это самые основные упражнения для постановки звука.

Постановка звука "Р"

Она осуществляется несколькими способами. Не стоит думать, что постановка произойдёт быстро. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, насколько его артикуляционный аппарат хорошо подготовлен.

  1. От упражнения "Барабанщики". Этот способ ещё называют "Завести мотор". Здесь за основу взято одноимённое упражнение. Нужно взять ватную палочку и, когда ребёнок произносит "ддд", разбалтывать кончик языка движениями из стороны в сторону. Должно получится "ДР", потом именно с этого сочетания следует начинать автоматизацию.
  2. От упражнения "Грибок". Здесь ребёнок уже самостоятельно, без механической помощи, пытается произнести "Р". Взрослый просит его с силой подуть на кончик языка, чтобы получился звук.

Способов постановки звука множество. Но эти два способа являются самыми распространёнными, можно даже сказать, классическими.

Автоматизация звука "Р" в слогах

После того, как звук был поставлен, нужно незамедлительно переходить к автоматизации звука "Р". Закрепление строится по принципу "от простого к сложному". Начинается работа всегда со слогов. Подбор речевого материала зависит от того, каким способом постановки пользовались. Если от звука "Д", то автоматизация начинается с таких слогов:

  • ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЫ.
  • ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ.

Если звук появился благодаря второму способу, то следует брать следующие виды сочетаний:

  • РА, РО, РУ, РЫ.
  • АР, ОР, УР, ИР.

Когда одна группа слогов будет автоматизирована (ребёнок не будет допускать ошибки при произношении), следует переходить к словам.

Закрепление в словах

Следующий этап в автоматизации - это отработка звука в словах. Всегда подбираются слова, содержащие отработанный слог, иначе ребёнок может допустить ошибку. Ещё одним важным нюансом для словесного отбора является доступность его для ребёнка, т.е. он должен понимать, что это слово значит. Иначе, будет больше думать не о том, звук, а о поиске значения незнакомого слова. Ниже будут даны примеры слов, которые рекомендуется брать на начальном этапе.

Многие допускают следующую ошибку: отрабатываются только существительные, а прилагательные и глаголы забываются. Их тоже нужно включать в процесс автоматизации, потому что не все дети могут свободно образовывать их от существительных.

Слова на "РА"

  • РАМА;
  • РАДУГА;
  • РАБОТА;
  • РАКЕТА;
  • РАССКАЗ;
  • РАКУШКА;
  • РАДОВАТЬСЯ;
  • РАДУЖНЫЙ.

Виды работ

Кроме повторений слов, используются и другие виды работ для автоматизации звука в словах, которые положительно влияют не только на произношение, но и способствуют развитию фонематического слуха, и синтеза. Например:

  • придумать самостоятельно слова на определённый слог;
  • составить из букв слово (это для детей старшего дошкольного возраста);
  • определить, где находится звук в слове: в начале, середине или конце.

После того, как были отработаны несколько слов, следует переходить к закреплению в словосочетаниях. Будьте внимательны: многие пропускают этот этап, потому что не считают его нужным. На самом деле, он как раз служит плавным переходом от произнесения отдельных слов до предложений.

Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях должна проходить одновременно - не нужно работать только с одним слогом и одними словами. Если будете работать по такому принципу, процесс автоматизации затянется. В занятие по автоматизации звука "Р" должна включаться отработка:

  • нового слога;
  • другого слога в словах, словосочетаниях и предложениях.

Закрепление звука в предложениях

Вообще, этап автоматизации звука "Р" в словах и предложениях - один из самых обширных, потому что выбор речевого материала расширяется. И нужно быть очень внимательными: ведь после предложений идёт самый трудный для ребёнка и родителей этап - введение звука в связную речь ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы автоматизация звука "Р" в словах и предложениях была проведена качественно. В самом начале работы с предложениями, нужно стараться максимально включать в работу отработанные слова. Необходимо, чтобы предложение было наполнено звуком "Р", например:

Рая была рада радуге.

У Раи росли розы.

У Розы в руках рыба.

Постепенно предложения удлиняются и уменьшается количество слов со звуком "Р", потому что в обычной речи, люди не используют такие насыщенные предложения.

Потом можно усложнить задачу: попросить ребёнка самостоятельно составить предложения из подобранных слов. Это помогает не только в коррекции звукопроизношения, но способствует развитию грамматического строя и формированию связной речи.

Хорошим упражнением будет составление предложения по картинкам или небольшого рассказа. Картинки должны быть понятными ребёнку и содержать отработанные слова. Это упражнение уже направлено не просто на автоматизацию звука в предложении, но и на формирование связной речи.

Дифференциация звуков

Этот этап работы необязателен, но он необходим в тех случаях, когда ребёнок путает в своей речи звуки "Р" и "Л". При произнесении язык находится у них в одном положении, поэтому они могут их путать. Ещё такое часто встречается, когда в детской "Р" не было, и он заменял его более простым "Л".

Как всегда, работа начинается со слогов. Берут слоги с чередованием:

  • РА-ЛА-РА;
  • ЛА-ЛА-РА;
  • РА-РА-ЛА.

Когда сочетания слогов произносятся безошибочно, берутся слова, в которых есть и "Р", и "Л", например: крокодил, мармелад, кораллы. Хорошо после слогов брать скороговорки и чистоговорки, которые в самом начале нужно проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп, но чтобы произношение всех звуков оставалось чистым. Пока чередование "Р"-"Л" не отработано, не рекомендуется в предложения включать слова, в которых бы находился звук "Л".

Не все родители готовы заняться самостоятельно постановкой и автоматизацией звука "Р" в словах и предложениях. Для многих взрослых эта работа кажется очень сложной. В этом случае пригодятся услуги логопеда. Сейчас сложно попасть на занятия к логопеду, который работает в детском саду. Многих родителей очень выручает логопедический центр.

Логопед проведёт диагностику, определит ребёнка и установит причину из-за которой возникло нарушение звукопроизношения. На основе полученной информации, составляется план коррекционной работы, в котором учитываются индивидуальные возможности ребёнка. Родителям тоже нужно заниматься с ним дома, особенно во время автоматизации, потому что это время, когда у ребёнка формируется самоконтроль за речью.

Как долго может автоматизироваться звук "Р"? Звук "Р" считается одним из самых сложных по артикуляции звуков, требующим больших (для малыша) усилий. Поэтому ни один специалист не даст точного ответа на этот вопрос. Здесь всё зависит от того, как внимательно родители будут следить за речью ребёнка и насколько правильно будет подобран речевой материал. Так же большую роль играет, когда была начата коррекционная работа: чем раньше, тем быстрее пройдёт автоматизация.

Не у всех есть возможность воспользоваться услугами логопеда. Для некоторых родителей они просто не по карману. Не всегда есть возможность посещать и логопедический центр. Виды работ, кратко описанные выше, помогут родителям самостоятельно автоматизировать у ребёнка правильный звук "Р". Главное, набраться терпения, малышу в этот период очень нужна ваша поддержка. Тогда у него будет правильное звукопроизношение и красивая речь!

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро


Произносить слова, чётко произнося звук [Р]

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный, дружить, другой.

Дра-дра-дра - ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас новое ведро.

Дро-дро-дро - матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру - трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры - хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Произносить слоги, чётко произнося звук [Р]

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р]

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Четко произносить чистоговорки

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И -ДР-

Произносить предложения по образцу (тянем звук Р):У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед-ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра-ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс-тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги:

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ


Произносить слова (тянем звук -р-): хо— р, а — р — ка, фо — р — точ-ка

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор-ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор-точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча-тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр-ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи-онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ


слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Произносить предложения, чётко произнося звук [Р].

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки. Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Четко произносить чистоговорки

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

Произносить текст.

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде-вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы-ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо-тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги :
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Произносить слова на [РА]

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета, ура, тара, герань, нора, пара, баран, тарань, кора, фара, варан, конура, бура, фура, буран, пироги, гора, Вера, барак, борода,

Дыра, Кира, бурак, города, тура, эра, пират, гитара, пора, парад, карат, фанера, Ира, уран, Марат.

[РА] в ударной и безударной позиции

аромат карабин веранда керамика ураган парапет баранки Буратино

барабан парафин контора пирамида таракан пароход пантера панорама

караван подарок куранты бородавки хоровод короед городки куропатки

городок муравей детвора бумеранг фараон воробей карантин орангутанг

боровик каравай воротник обморок

[РА] в словах со свистящими звуками

роса рассудок радость расписка разум ротозей розетка ровесник

ранец рассвет росинка росомаха Россия рассказ росянка роговица

рация раскат разница растение радиус романс развязка распутица

[РА] в словах с шипящими звуками

Шура, шарада, пирожок, порожняк, жара, мишура, барашек, горожане, гараж, широта, урожай, жаворонок, вираж, пещера, чародей, сыроежка, мираж, парашют, фуражка, Чебурашка, бородач, карандаш, сороконожка, жираф.

[РА] в словах со звуками [Л], [Л"]

Лира, поролон, караул, тарантул, генерал, корабли, водоросли, Урал, минерал, заросли, морозильник, коралл, каракуль, адмирал, караульщик, мораль, карамель, лаборант.

Произносить слова на [РО]

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза, род, Рома, ром, рог, рондо, роба, родинка, рота, рокот, ромб, мороз, творог, ворона.

Произносить слова на [РУ]

руль, Русь, руки, рука, рукав, рубин, рубанок, рукоятка, руда, рубка, рукомойник, руно, рубаха, румба, руины, парус, кукуруза, кенгуру

[РУ] в словах со звуками [Л], [Л"]

Руль, рулевой, русалка, руководитель, рулет, рубли, рубильник, рулон, русло, рукоделие

Произносить слова на [РЫ]

рыба, рыбак,рынок, корыто, перышко, бурый

Произносить слова с двумя звуками

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скороварка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Произносить словосочетания

[ РА]

Новый рояль. Раина расчёска.

Ранний рассвет. Разбитая раковина.

Радушная родня. Работящий рабочий.

Разные ракушки. Раненый разведчик.

Разлитый рассол. Радостные родители.

[ РО]

Розовые розы. Робкий Рома.

Ромб на робе. Ровный ров.

Роль робота. Осиновые рощи.

Маленькие рожки. Роспуск роты.

[РУ]

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

Произносить словосочетания

Румяный каравай. Родной город.

Рыхлый сыр. Старый сарай.

Рыбный рынок. Ранний урожай.

Раненая ворона. Оранжевые шары.

Широкая дорога. Воробьёвы горы.

Парусный корабль. Разбитое корыто.

Короткий карандаш. Ровный румянец.

Ароматная карамель. Розовый сарафан.

Рассыпчатое пирожное.

Коровьи рога. Ровная дорога.

Хороший урок. Рыбный пирог.

Серая рубашка. Рыжий муравей.

Ромовый рулет. Короткий шнурок.

Творожный сырок. Заросший огород.

Розовый поросёнок. Дорожный короб.

Мороженая морошка. Дорогой подарок.

Бурая кора.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произносить предложения

Дорога ведёт в город.

Корова живёт в сарае.

Юра не боится мороза.

В огороде растёт горох.

Ворона клюёт кукурузу.

У машины разбита фара.

У Раи короткий сарафан.

Маруся собирает помидоры.

Муравей и саранча — насекомые.

Повтори (прочитай) предложения:

Жора купил гитару.

Тарас ловит карасей.

На балконе растёт герань.

Буратино увидел муравья.

Журавль нашёл горошину.

Воробей испугался вороны.

Сороконожка ползёт по дорожке.

Тамара испекла румяный каравай.

Из молока коровы делают мороженое.

Рома дал Марусе коробку карандашей

По равнине тёк ручей.

У рубахи длинные рукава.

Мы идём на рыбный рынок.

В роще расцвели незабудки.

Ракушки рассыпались по песку.

В оконной раме разбили стекло.

Рома поехал к родным в Ростов.

Из ракетницы выпускают ракеты.

Над ручьём раскинула ветви ракита.

Четко произносить чистоговорки

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать порара-ра-ра — у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.

Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.

Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Произносить слоги

БРА - БРО - БРУ - БРЫ - БРЭ; ВРА - ВРО - ВРУ - ВРЫ - ВРЭ; ГРА - ГРОР - ГРУ - ГРЫ - ГРЭ; ЗРА - ЗРО - ЗРУ - ЗРЫ - ЗРЭ; ПРА - ПРО - ПРУ - ПРЫ - ПРЭ; ФРА - ФРО - ФРУ - ФРЫ - ФРЭ; КРА - КРО - КРУ - КРЫ - КРЭ; ДРА - ДРО - ДРУ - ДРЫ - ДРЭ; ТРА - ТРО - ТРУ - ТРЫ - ТРЭ.

Произносить слова

Браво, брак, враг, град, грач, гранит, грамота, граната, кран, граница, графин, край, краб, красный, краска, крапива, правда, красавица направо, цифра, хранить, храпеть, брови, брошка, бросил, вроде бы, гром, грохот, громко, кровь, крот, срок, крошка, кросс, пробка, провод, простыня, Фрося, фронт, группа, брусника, груша, груз, груда, грубый, грудь, грузди, круг, Крым, кружка, крупа, кругом, крутой, крупный, пруд, прутик, пружина, срубить, фрукты, брынза, брызги, грызуны, крыса, крышка, закрыть, прыгать, прыжок…

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добро.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

Повторить текст за взрослым. Пересказать, что запомнил.

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она от-правилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бо-родатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен...

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!