О Концепции математического образования в России

  • Указ Президента РФ В. В. Путина № 599, от 7 мая 2012 г.

«О разработке Концепции развития математического образования в РФ»


  • Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни.
  • Изучение и преподавание математики играет системообразующую роль в образовательной системе.
  • Качественное математическое образование граждан существенным образом улучшает как их повседневную жизнь, так и экономический потенциал страны и ее обороноспособность.
  • И развитые страны (США, ЕС), и страны, совершающие рывок в технологическом развитии (КНР, Южная Корея, Индия), вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Проблемы современного математического образования

Система математического образования, сложившаяся в России, является прямым наследником советской системы, перенявшим как ее достоинства, так и серьезные недостатки. В процессе социальных изменений 1990-х годов обострились имевшиеся и накопились новые проблемы, которые можно условно разделить на следующие группы:

  • Низкая мотивация учащихся и студентов
  • Избыточное единство требований к результатам образования
  • Моральное старение содержания обучения
  • Отрыв вузовского образования от современной науки и общее падение их уровня

  • Стратегическая цель данной концепции

не только восстановить былые позиции ,

но и выйти на качественно новый уровень в математическим образовании и математической науке, что позволило бы России занять одно из лидирующих мест в мировой науке, технологии, экономике.


Для этого математическое образование должно обеспечить:

  • Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе. Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи. Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны. Развитие математики, науки и культуры в целом. Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
  • Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе.
  • Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи.
  • Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны.
  • Развитие математики, науки и культуры в целом.
  • Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.

  • необходимо ввести три уровня требований
  • необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
  • необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
  • Первый уровень – знания, необходимые для успешной жизни в современном обществе;
  • Второй уровень – знания, необходимые для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
  • Третий уровень – знания, необходимые для подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.
  • Необходимо обеспечить каждому учащемуся , независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования.

  • информационной средой.
  • Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
  • Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров.
  • Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.


  • Увеличение в структуре содержания доли таких разделов как «Геометрия», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Логика».
  • Создание механизмов компенсирующего математического образования в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет-курсов.
  • Допускается отказ от полного дедуктивного построения общеобразовательных школьных программ по математике. Дедуктивный курс математики может лежать в основе обучения на высоком уровне.

  • Для эффективной реализации программы уровневого обучения необходима создание системы мониторинга индивидуальных учебных траекторий обучающихся , начиная с первого года обучения. Создание государственной сертификации достижения уровней школьной математической подготовки
  • Система итоговой аттестации по математике должна оценивать достижение выбранного уровня математической подготовки.
  • Для учащихся, достигших выбранного уровня математической подготовки в основной школе и не претендующих на достижение следующего уровня, на ступени старшей школы должна быть предусмотрена возможность развивающего общекультурного обучения математике.

  • Для учащихся, не достигших к окончанию основной школы, уровня математической подготовки, необходимого для успешной жизни в обществе, дальнейшее математическое образование на старшей ступени средней школы должно проводиться по компенсирующим программам, позволяющим достичь этого уровня и успешно подготовиться к выполнению сертификационных испытаний (?).
  • Вступительные требования к математической подготовке абитуриентов вузов должны быть приведены в соответствие с уровневой системой школьного математического образования.

  • Никакое изменение содержания математического образования не должно сопровождаться сокращением объема интеллектуальной деятельности .
  • Необходимо усиление роли творческих заданий в образовательном процессе
  • Необходимо сохранять лучшие традиции российского математического образования и учительства , которые предписывают найти и раскрыть потенциал каждого учащегося, никогда не оставляя попыток разбудить в учащемся любопытство и вкус к знаниям.

  • Поддержка лидеров математического образования, осуществляющих высококачественную подготовку учащихся школ, а также ведущих активную методическую, просветительскую работу.
  • Создание качественно новой системы непрерывного повышения квалификации и методической поддержке учителей (?).
  • Работа по направленному поиску будущих учителей , повышение привлекательности учительской профессии для наиболее подготовленных студентов математических факультетов университетов и педагогических вузов.

Математическое просвещение, дополнительное образование и популяризация математики

Необходимы следующие меры:

  • государственная поддержка издания популярной математической и естественнонаучной литературы для детей и школьников разных возрастов, а также для взрослых;
  • создание и внедрение массовых популярных лекций по математике и её приложениям на телевидении и в Интернете, радиопрограмм с привлечением ведущих ученых и популяризаторов науки;
  • государственная поддержка энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов.

  • Будут также использоваться международные оценки : результаты международных сравнительных исследований и олимпиад, показатели качества математического образования в вузах, используемые в международных рейтингах; индексы цитирования и международные премии, получаемые математиками.
  • Будут оцениваться отношение общества и отношение учащихся к математике, ее достижениям и приложениям, к математическому образованию, к профессиональной деятельности, для которой нужна математическая квалификация.

  • Нет детей, «неспособных к математике». Рекомендация ЮНЕСКО и Международного бюро по образованию говорит о «способности практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности». Необходимо предусматривать возможности как для ранней профилизации, так и для гибкого изменения образовательного пути.

  • Будет обеспечено право каждого гражданина России, независимо от возраста, на бесплатное математическое образование, учитывающее его индивидуальные профессиональные, интеллектуальные и культурные запросы.
  • Вузы будут готовить достаточное количество выпускников математической квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. В частности, программы углубленного изучения предметов математического цикла в школах будут обеспечивать потребности вузов.

  • Новое поколение учителей математики будет формироваться из студентов университетов, педагогических и иных вузов, которые сознательно выбрали для себя будущую профессию педагога, показали отличные результаты уже в школе и в вузе (?).
  • Математические исследования в российских вузах и исследовательских центрах достигнут уровня, не уступающего ни одной из ведущих мировых держав. Российские математические журналы войдут в число наиболее престижных в мире.

  • Для каждого обучающегося будет обеспечен оптимальный индивидуальный прогресс и поддержание мотивации, отсутствие пробелов в базовых знаниях . Для педагога будет обеспечена возможность автоматизированного измерения этого прогресса по единым критериям (в ходе учебного процесса и ежегодно).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные проблемы и перспективы школьного математического образования Выполнили: Вайланд Анна Павловна, учитель математики МАОУ СОШ №3, г. Балаково

2 слайд

Описание слайда:

«Математик, как и художник, и поэт, создает узоры. И если его узоры долговечнее, то это, потому что они сотканы из идей» Г.Г. Харди

3 слайд

Описание слайда:

Подтверждая слова известного философа, следует сказать, что математика является царицей всех наук. Но и сама она служит верой и правдой всем наукам.

4 слайд

Описание слайда:

1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Универсальный элемент мышления - логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования известной логической культуры. Искусство построения правильно логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений,

5 слайд

Описание слайда:

2. ЦЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основными целями математического образования являются: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; - овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; - воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности; - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы математического образования в школе Проблемы, которые при этом встают, связанны с отбором обязательных предметов и предметов по выбору, с определением учебного времени на эти группы предметов. В связи с этим различные формы дифференциации станут жизнеспособными, если будут подкреплены соответствующими учебниками. Более способным учащимся предпочтительны отдельные учебники. Менее способным - интегрированные. Но на сегодняшний день в наших школах их практически нет. В каждой школе имеется немало учеников, у которых нет математических наклонностей, желающих выразить себя совсем в других областях знаний.

7 слайд

Описание слайда:

Еще одна очень важная проблема: стране нужны одаренные люди. Поэтому так важно распознать способности учащихся, развить их, дать почувствовать ответственность перед обществом, перед самим собой за этот дар природы. Дифференциация обучения - один из мостков к школе будущего, какой она видится сегодня нашему обществу, всем нам. Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому уделяют серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию.


Ключевые идеи концепции математического образования Математика является, важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие понятия: определения, утверждения, доказательства, алгоритма, измерения и модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики. В современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой - задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности, культуры и компетентности от профессионалов. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью.


Ключевые идеи концепции математического образования Освоение математики должно происходить, в первую очередь, в процессе решения содержательных задач на основе точно сформулированных правил. Математическая деятельность - ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия становится ключевым фактором в эффективности и результативности образования. Различные сегменты математического образования важны и взаимно необходимы. Среди них: совершенствование в ходе сотрудничества мировых математических лидеров; освоение фундаментальной математики студентами направлений прикладной математики, информационных технологий, будущими инженерами, профессионалами экономики и управления; создание сред и ситуаций математического открытия и взаимодействия для дошкольников, подготовка их воспитателей и родителей.


Ключевые идеи концепции математического образования Необходимо создать условия в ведущих университетах и исследовательских центрах для привлечения российских и мировых лидеров к математическим исследованиям и подготовке кадров в России. Также необходимо создать условия для появления новых перспективных организаций. Особую поддержку и свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры: среди школ профессиональной математики и из числа общеобразовательных учреждений, а также отдельные выдающиеся педагоги. Необходимы меры для повышения среднего и минимального уровня освоения математики на каждой ступени общего образования. Профессионально-общественная активность математиков, педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии и ответственности необходимы для развития математического образования.


Ключевые идеи концепции математического образования Ряд проблем математического образования не может быть решен внутри него, он связан с более широким кругом вопросов; создание, обсуждение и реализация Концепции может помочь эти вопросы выявить, сформулировать и, возможно, продвинуться в их решении. Проблема качества педагогов-математиков должна получить системное решение, включающее: ориентацию и отбор школьников, деятельностную подготовку, студентов, в том числе склонных к педагогической работе из непедагогических вузов, аттестацию учителей по достигаемому ими приращению математической компетентности учеников, предложение альтернативной деятельности педагогам с пониженными результатами аттестации

ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мотивационные. Общественная недооценка значимости математического образования, Перегруженность школьных и вузовских программ техническими элементами и устаревшим содержанием Нереалистичность аттестационных требований для значительной части выпускников Содержательные. Устаревание содержания и формальность изучения математики на всех ступенях образования. Оторванность программ от жизни. Содержание математического образования на всех его ступенях продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, его преемственность между ступенями - недостаточна. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах, в частности, опирающихся на информационные технологии учитываются слабо. Фактическое отсутствие различий в учебных программах и аттестационных требованиях для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Наблюдается отрыв вузовского образования Вузовское образование оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что частично обусловлено недостаточной интегрированностью российской науки в мировую. Кадровые. В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей вузов, которые могут качественно преподавать математику, учитывая учебные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки учителей, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров не отвечает современным нуждам. Выпускники педагогических вузов в своем большинстве не имеют достаточной предметной (прежде всего - в школьной математике) и практической подготовки


НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ, ОТРАЖЕННЫЕ В ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Результаты освоения программы не разбиваются по предметам. Используется понятие математической компетентности как совокупности знаний, умений и навыков и способности их применять, относящихся к области математики


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Современное содержание курса математики и информатики начального общего образования, отраженное в ФГОС, базируется на фундаментальных понятиях математики и информатики: символа, совокупности и цепочки, основных операциях над ними, понятиях логики и алгоритмики. Принципиальным является то, что осваиваемые объекты, операции, конструкции, действия всегда, когда это возможно, являются наглядными, доступными зрительному восприятию ребенка (на бумаге или на экране), а иногда даже и тактильному, и кинестетическому (когда объекты материализуются), и слуховому.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Важное место в математической компетентности, формируемой во время обучения в основной школе, занимают элементы, применение (и тем самым - освоение) которых традиционно начинается на уроках физики. В современном курсе физики активно используются понятия перпендикулярности, параллельности, вектора (и «откладывания вектора от точки»), операций над векторами (в частности, разложения вектора по двум осям), тригонометрических функций (угла, меньшего развернутого), производной (скорости изменения), подобия (в частности - в оптике).


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Варианты построения курсов математики и физики: материал вводится в рассмотрение курса математики после того, как он используется в курсе физики. Таким образом, его изучение в курсе математики логически может быть представлено как «теоретическое осмысление», система определений и доказательств для понятий, содержательно, интуитивно, наглядно уже освоенных. построение курсов физики и математики, где приложения в физике появляются после прохождения соответствующего материала в курсе математики. более раннее изучение разделов геометрии, обеспечивающее «теоретическую» базу для физики. Это может быть сделано как с сохранением дедуктивной структуры современного («классического») курса геометрии, так и одновременно с его перестройкой.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Межпредметная синхронизация: Начальная школа. Осваивается логика математических рассуждений, использование имен, утверждений о существовании и всеобщности (через которые выражаются и утверждения типа «и», «или»). Вводятся структуры данных: линейные (цепочки) и иерархические (деревья), используемые в русском и иностранных языках (грамматика), истории, биологии (классификации); таблицы и столбчатые диаграммы, как один из инструментов представления данных, в том числе о внешнем мире. Осваиваются измерения и анализ данных, в том числе автоматически получаемых цифровыми измерительными приборами, данные визуализируются на компьютере. Осваиваются алгоритмы: в визуальной среде - использующие основные конструкции структурного программирования (без присваивания), в числовой среде - линейные с последовательным присваиванием: «решение арифметических задач по вопросам».


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Межпредметная синхронизация: 5-6 кл. Изучаются рациональные числа, алгебраические выражения, уравнения, подстановка одного выражения в другое, эквивалентные преобразования. Формируется представление об уравнениях, отражающих закономерности (в частности - физические) реального мира. Выполняются задания, где, располагая математической формулировкой физической закономерности, можно выразить одну переменную через другие, можно найти ее значения, имея значения этих других.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Межпредметная синхронизация: 7 кл. Появляется двумерная декартова плоскость (пока с рациональными координатами). Получают представление о функциях так, как это понимается в современной математике, в том числе о функциях, заданных алгебраическими выражениями, и о функциях, возникающих в результате измерений, проводимых цифровыми датчиками в физических процессах (отчасти возможна замена на ручное измерение). Сопоставляются теоретические и экспериментальные кривые. Физические величины, по существу, одномерны.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Межпредметная синхронизация: 8 кл. Возникает представление о континууме действительных чисел, как отражающем физическую реальность. Полученные знания о пропорциональности геометрических объектов подкрепляются и используются в геометрической оптике. 9 кл. Аппарат метрической геометрии (теорема Пифагора, расстояние на плоскости, теорема косинусов) и тригонометрии (тригонометрические функции углов меньше развернутого), векторной алгебры осваивается параллельно в курсе математики и их приложения – в курсе физики. В курсе физики, в динамике, происходит переход от «скалярной» к «векторной»: скорость, ускорение, сила становятся векторами (по существу - двумерными).


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Освоение понятий: Оценка. В случае, когда для имен, входящих в математическое (в частности - алгебраическое) выражение, известны ограничения на их численные значения, иногда бывает возможно сделать вывод об ограничениях на значение всего выражения. Прикидка. В некоторых ситуациях, например, чтобы усомниться в правильности вычисления, человек высказывает не заведомо верное, но правдоподобное утверждение о значениях промежуточных результатов вычислений, а потом и о значении всего вычисляемого выражения. Приближенное значение. Простейшим видом оценки является оценка, получаемая отбрасыванием всех знаков десятичной записи числа, начиная с некоторого (приближение с недостатком), или аналогичная операция, дающая «оценку сверху».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Целые, рациональные и действительные числа Измерения, приближения, оценки Алгебраические выражения Уравнения Неравенства Функции Числовые последовательности Описательная статистика Комбинаторика Геометрия Информация и способы ее представления Основы алгоритмической культуры Использование программных систем и сервисов Моделирование Математика в историческом развитии


ГЕОМЕТРИЯ Содержание должно проектироваться с учетом: развития визуального мышления, пространственного воображения; формирования математического словаря, относящегося к общекультурному багажу; уникального двухтысячелетнего источника и последующей интеллектуальной традиции, драмы идей, в которую имеет возможность погрузиться учащийся, уникальной красоты геометрических фактов, построений и доказательств; обеспечения каждого учащегося максимальным опытом самостоятельного доказывания, решения задач на построение; указанной выше задачи обоснования приложений геометрии в физике; применения геометрических понятий и фактов в повседневной и профессиональной деятельности; полезности решения геометрических задач для развития навыков формульных вычислений, в частности, с повышенными (за счет геометрической интерпретации) возможностями контроля правильности результата.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В требованиях к результатам освоения программы зафиксированы и описаны уровни математической компетентности по завершении каждого класса школы. Описание результатов освоения программы по классам состоит в указании новых элементов компетентности, приобретаемых к завершению очередного класса.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 5 класс В математическую компетентность после 5 класса входят все элементы математической компетентности после начальной школы, расширенные за счет перехода от целых чисел к рациональным: обыкновенным и десятичным дробям, возможность использовать имена (переменные) в алгебраических выражениях, решение уравнений. 6 класс В математическую компетентность после 6 класса входят все элементы математической компетентности после 5 класса.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 7 класс математическую компетентность после 7 класса входят все элементы математической компетентности после 6 класса. Основным расширением является «функциональный взгляд». 8 класс Основными элементами компетентности к концу 8 класса являются: расширение представления о числах, умение решать квадратные уравнения умение работать с многочленами, представление о пропорциональности в геометрии.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 9 класс Основными элементами компетентности к концу 9 класса являются умение: строить графики тригонометрических функций, применять понятие производной, распознавать кривые и фигуры, заданные уравнениями и неравенствами на плоскости, знать и применять свойства векторов, в том числе в их приложениях в геометрии и физике.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Концепция развития математического образования в Российской Федерации Брейтигам Э.К. , доктор пед. наук, профессор АлтГПА, сент. 2014

Указ Президента РФ от 7мая 2012 года Национальная гордость, элемент национальной идеи Национальный бренд Основа прошлых и будущих достижений Правительство – декабрь 2013 г. Концепция, система мероприятий Дорожная карта Федеральные, региональные проекты

Три проекта представленный сотрудниками МГУ (на сайте МГУ); проект, представленный коллективом под рук. Алексея Львовича Семенова на основе работы Рабочей группы (Сайт http://math.ru/conc/); проект, представленный Станисла́вом Константи́новичем Смирно́вым, российским математиком, лауреатом Филдсовской премии (2010), входит в состав Общественного совета при Минобрнауки.

Общие характеристики Они согласованы с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г., принятой в октябре 2012 г. и законом РФ «Об образовании», принятом в декабре 2012 г. 2. Все концепции не предполагают коренной ломки системы, а направлены на сохранение преемственности с действующей системой, её совершенствование в плане модернизации, выход на передовые международные позиции; развитие непрерывного математического образования и разработку объективных критериев оценки качества математической подготовки школьников, студентов и преподавателей математики.

Основные разработчики Концепция рабочей группы под руководством Алексея Львовича Семёнова (род. 13 октября 1950, Москва - российский математик, методист и преподаватель математики. Академик РАН (2011), действительный член РАО, доктор физико-математических наук; с 1993 года - ректор Московского института открытого образования, с 2013 года – ректор Московского педагогического государственного университета) –координатор рабочей группы. Группа создана при министерстве образования и науки РФ, 16 человек, участвует и и курирует А.А. Фурсенко.

Из доклада А.Л. Семёнова 28 ноября 2013 года. Почему математика? Математическая деятельность – важнейшая в XXI веке: Фундаментальная математика ИТ (программирование,…) Приложения математики Ключевая роль в большинстве отраслей Важность математической грамотности и логики рассуждения для всех Эффективность инвестиций в инфраструктуру Национальная традиция и имеющийся уровень

Основные разделы Концепции I. Значение математики в современном мире и в России II. Проблемы развития математического образования – мотивация – содержание (отбор содержания устарел) – кадры III . Цели и задачи Концепции IV . Основные направления реализации Концепции А.Л. Семенов говорил, что объединяющим понятием Концепции является «математическая деятельность».

Задачи развития математического образования в Российской Федерации модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

Задачи развития математического образования в Российской Федерации (продолжение) обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса; повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Задачи развития математического образования в Российской Федерации (продолжение) поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров; обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; популяризация математических знаний и математического образования.

Уровни образования –Дошкольное и начальное общее образование Дошкольное Создание сред и ситуаций Не «готовность к школе», а регистрация достигаемого уровня, диагностика трудностей Нет детей неспособных к математике

Уровни образования - Дошкольное и начальное общее образование Начальное образование Расширение: Логика Алгоритмы Игры Базовые объекты Наглядность Проектность (проектами руководят тьюторы, а не учителя-Седова Е.А.) ФГОС

Уровни образования - Дошкольное и начальное общее образование Начальное образование: Из требований к предметным результатам по математике овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов Индивидуализация Автоматизированная диагностика (Пример - МатРешка)

Уровни образования- Основное общее и среднее общее образование «В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования». Основное общее Работа с отстающими (тьюторы) Выявление и поддержка высоко-мотивированных Продолжение содержания начальной школы Итоговая аттестация

Уровни образования - Основное общее и среднее общее образование Среднее общее образование Три уровня Грамотность (в 10-11 классах доучивают программу основной школы) Применение (уровень технического вуза) Создание Массовая школа –ЕГЭ, но не для продолжения образования в техническом вузе Итоговая аттестация

Уровни образования - Профессиональное образование (из доклада) Педагогическое Математическое Техническое, экономическое и др. Педагогическое образование В школу идут лучшие учителя Деятельностная основа образовательного процесса Решение задач элементарной математики Работа в школе (+ младшекурсники) как отправная точка психолого-педагогической подготовки Что с остальными? Педагогическое образование – универсально и не все выпускники педвузов должны идти в школу!

Продолжение образования (из доклада) Создание научно-образовательных центров; Стажировка преподавателей Положительным является требование: В педагогическую магистратуру и аспирантуру в области математического образования принимаются в первую очередь работающие учителя. Такое требование существовало в 70-80е годы прошлого века. Система дополнительного профессионального образования для работающих учителей требует переподготовки собственных преподавателей, прежде всего – в сфере ИКТ, дистанционных образовательных технологий. Необходимо обеспечить возможность выбора учителем программ дополнительного профессионального образования среди широкого спектра, в том числе –территориального, снятия бюджетных перегородок. Особенно проблема последипломной профессиональной подготовки становится актуальной в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, при которой в школу придут на работу выпускники педагогического бакалавриата по направлению, например, «Математика и информатика».

Концепция МГУ Предлагают: «Пересмотреть ФГОСы высшего образования для математических направлений и специальностей: установить необходимый минимум знаний, умений и навыков в отдельности по каждой математической дисциплине; установить необходимый минимум аудиторных занятий по дисциплинам профессионального цикла при очной форме обучения в размере не менее 50 процентов от общего числа часов». Этот момент включён в основной вариант. Считают необходимым: «Разработать и утвердить федеральные государственные требования по дополнительному профессиональному образованию по программам «Учитель математики», «Преподаватель математики»»

Концепция МГУ Пересмотреть нормативы учебной нагрузки учителей и преподавателей математики в сторону уменьшения, включить в нагрузку часы на проверку домашних заданий. Пересмотреть нормативы количества ставок преподавателей на математических кафедрах по отношению к числу студентов. Количество ставок не должно зависеть от количества «оставшихся» студентов. -Э то предложение важно и в плане повышения качества подготовки будущих учителей математики и как-то решит проблему оценки вузов Министерством по сохранению контингента студентов. Сейчас, в связи с тем, что на естественно-научных направлениях подготовки студентов не удаётся избежать отсева студентов, вузы идут по пути сокращения набора студентов на математическое, физическое и информационное направление. В результате в регионах остро стоит проблема нехватки учителей математики в школах, а педвуз сокращает набор на факультет Физико-математического образования.

Проект МГУ Создать при крупных университетах бесплатные и доступные для всех желающих центры дистанционного математического образования по программам средней школы, программам различных естественнонаучных и инженерно-технических направлений образования, предусмотреть для этих центров федеральное финансирование. Семестровое повышение квалификации для преподавателей вузов Создавать условия для широкого включения вузов в школьное образование: организация совместных проектов; участие в оценке знаний школьников (экзамены, ЕГЭ); привлечение к преподаванию в специализированных классах и школах.

Из проекта Смирнова С.К. 1. Значимыми факторами эффективного математического образования является качественная подготовка учителей и преподавателей математики для всех ступеней, а также престиж и социальная защищенность преподавательской профессии. 2. Международная интеграция 3 · Создание государственной сертификации уровней школьной математической подготовки. Достижение базового уровня контролируется в основном при окончании основной школы. Достижение повышенного и высокого уровней – при окончании полной средней школы. 4. Повышение престижа профессии учителя математики 5. Математическое просвещение населения и индикаторы эффективности мат. образования и учебных достижений разных групп учащихся и населения

Елена Александровна Седова -Зав. отделом естественнонаучного и математического образования ФГНУ ИСМО РАО Формирование фундаментального ядра математического образования не доведено до конца и стремление к фундаментализации математического образования; Возврат к гуманистической парадигме: индивидуальная образовательная траектория и деятельностная направленность (деятельность в зоне ближайшего развития); Проблема формирования новой методической системы обучения математике как одного из компонентов новой методической системы образования.

Правительство РФ утвердило Концепцию развития математического образования в Российской Федерации специальным распоряжением от 24 декабря 2013 г. №2506-р

План мероприятий состоит из разделов Общесистемные мероприятия Общее образование Профессиональное образование, в том числе дополнительное, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Мониторинг и контроль реализации Концепции

Общесистемные мероприятия Разработка методических рекомендаций по составлению учебных планов и программ, новых УМК, проведения олимпиад и конкурсных мероприятий для научных работников, преподавателей и учителей математики, поддержка талантливых математиков через гранты, поддержка нетиповых организаций, получивших результаты; поддержка профессиональных объединений, проведение общероссийских мероприятий.

Общее образование Совершенствование системы государственной аттестации, КИМов, открытый банк видеолекций, развитие ИКТ, создание общенациональной интернет-школы (не менее трёх) для учащихся 5-11 классов по математике Разработка методических рекомендаций по работе с отстающими Поддержка участия школьников и студентов в международных системах оценки качества образования

Профессиональное образование, в том числе дополнительное, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука Развитие системы ДО Поддержка программ развития математических факультетов вузов Привлечение иностранных преподавателей и научных работников. Развитие академической мобильности преподавателей и студентов Создание не менее 6 научно-образовательных центров мирового уровня в области математики Доступ к международным информационно-образовательным ресурсам Разработка моделей дополнительного математического образования, повышения квалификации

Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Поддержка интерактивных музеев российских математиков Поддержка математических интернет-порталов, телевизионных передач, направленных на популяризацию математики Организация на конкурсной основе разработки математических обучающих игр и игр-стимуляторов Организация разработки календаря знаменательных дат в области математики