Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Звуковая культура речи – это произносительная сторона.

Основные компоненты звуковой культуры речи:

Интонация (ритмико-мелодическая сторона)

Система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация– это выразительность речи, на письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания (восклицательный, вопросительный).

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.

Ритм речи - чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп – скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность.

Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства: удивление, грусти, радости.

Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Определения взяты из электронного словаря –Википедии.

Система фонем.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковую оболочку слова (дом, мак). Звук – смыслоразличитель (т.е. в составе слова) называется фонемой. Все звуки различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом работы различных частей речевого аппарата: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, гортань.

звукообразующий – полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата регулируется деятельностью ЦНС (центральной нервной системы). Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа голосовых связок – его высоту, работа ротовой полости образование гласных согласных звуков.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (воздушная струя, голосовые связки). Но самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и формируют каждый звук речи.



Различают несколько групп звуков по акустико-артикуляционным признакам:

Свистящие (с, з, ц)

Шипящие (ш, ж, ч, щ)

Соноры (р, р, л, л, м, н, й)

Заднеязычные (к, г, х)

Звонкие (б, в, з)

Глухие (п, т)

Твердые б

Мягкие б (1,с.55-57)

Нарушения звуковой культуры речи; нарушение звукопроизношения, интонационной выразительности речи – это не только косметический дефект (речь воспринимать не принято на слух). Нарушение звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, объединение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит воспитателям.

Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном ее развитии (логопед должен поставить звук), то воспитатель должен заниматься ее совершенствованием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связанности звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть систем работы по ее развитию.(Мауль А. П.)

Логопед Кондратенко И. Ю. утверждает, что наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:
укороченная подъязычная связка - не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;
слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;
узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо - препятствует правильной артикуляции многих звуков;
толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа - затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;
дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;
неправильное строение зубов, зубного ряда - при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.
В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:
физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] - [ш], [з] - [ж] и т. д.);
недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).
Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории Шапошникова Наталья Владимировна Волжский 2016г.

От того, как ребенку будет открыта
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка –
грамматика и связанной с ней орфографией.

Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» - одно из основных задач развития речи дошкольного возраста. Термин «культура речи» относиться к сфере языковедения.

Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.

Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.

Сюда входят: - свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями) ;

  • быстрота включения в диалог
  • хорошая речевая оперативная память
  • языковая правильность речи
  • содержательность и логичность речи
  • точность, ясность речи
  • выразительность речи

Термин «звуковая культура речи «входит в понятие «культура речи» . Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты) , элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) , речевым слухом.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения.

  • Выразительность Четкая дикция
  • Поза-двигательные навыки в процессе разговора
  • Мимика
  • Общая тональность детской речи
  • Жесты

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедил меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах - это «Воспитание звуковой культуры речи»

Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно. Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера.

В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива.

Большое внимание в своей работе я уделяю наблюдению за речью детей и её исправлению. Начала я свою работу по звуковой культуре речи с тщательного изучения специальной литературы, относящейся к этой тематике. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их. Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа.

Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы. На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду. В работе над произношением я наметила несколько этапов взаимосвязанных между собой:

  1. Обследование речи и произношения ребенка;
  2. Развитие правильной артикуляции;
  3. Закрепление правильного произношения в свободной речи;
  4. Развитие фонематического восприятия;
  5. Навыки звукового анализа предложения и слова.

Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата у детей.

Прежде, чем начать эту работу с детьми я проконсультировалась с логопедом Н.А. Бреховой, которая ведет в нашем саду логопункт. Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3-4 человека. Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок» , которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» - с комаром, звук «ж» - с большим жуком, звук «ш» - с сердитым гусем, звук «р» - с мотором самолета. Так же использовались картинки и такие упражнения как «Вкусное варенье» , «Почистим зубы» , «Лошадки» , «Прятки» , «Веселый язычок» и др.

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок - слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз. Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом.

Так же для закрепления звуков в речи я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук. Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ.

Так же использую на закрепление звуков в речи, стишки, загадки, пословицы, поговорки. Важнейшее условие правильной речи - это развитие речевого дыхания. Я использую такие упражнения:

а) сдуваем с руки бумажку-пушинку;

б) ватку (снежинку) ;

в) Дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года) ;

г) Летом дуем на одуванчики («Парашютики летят» ) .

Так же использую звукоподражание. Дети на одном выдохе продолжительно произносят звуки (например, УУУУУ - гудит пароход)

Для развития речевого дыхания, я ещё использую такие упражнения: дуют на круглые карандаши, шарики, чтобы они покатились (игра «У кого дальше укатится» ) , дуют на находящиеся в тазу кораблики и т.д. Формирую у детей умения произносить без пауз, на одном выдохе небольшие (из 3-5 слов) фразы.

Для развития слухового внимания, использую игры «Что ты слышишь?» - в игре воспитывается умение прислушиваться к окружающим звукам. Игра «Кто лучше слышит?» - предлагаю детям выполнять различные просьбы, которые даю детям на определенном расстоянии от них. Игра «Тихо-громко!» , «Кто это?» .

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующем порядке:

  1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах) ;
  2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом;
  3. Узнавание звука в слове;
  4. Определение места звука в славе (в начале, в конце, в середине)
  5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, рил) 6. Придумывание слов на определенный звук.

Для развития фонематического слуха использую игры «Слушай внимательно» - воспитывает учение выделять часто повторяющий звук в группах слов во фразах и т.п. Игра «Красный - белый» , «Где звук?» , «Кто больше» и др. В начале учебного года, наравне с тем материалом, который у меня есть, я изучила «Программу по развитию речи с элементами обучения грамоте для работы в дошкольной гимназии» - автор Т.С. Мельникова. Эта книга заинтересовала меня и я не замедлила включить её в свои занятия. И результата не заставил себя долго ждать. Дети с ещё большим удовольствием стали заниматься по этой методике. Занятия стали интереснее и разнообразнее. Что же изучает дошкольная гимназия конкретно по звуковой культуре речи. Во -первых,

Научить правильно произносить гласные и согласные звуки (а так же знакомство не только со звуком, но и с буквой.

Во - вторых,

  • Развивать фонематический слух путем различия на слух гласных в словах; В - третьих
  • Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний. В - четвертых
  • Учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) . И, в-пятых
  • Работать над интонацией и выразительностью речи.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, я на каждого ребенка сделала карточки, на которых изображены картинки с предметами на тот звук, который изучаем, там же изображена сама буква. Детям дается карандаш и они штрихуют изображение на картинке. Штриховка различная: вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями. Сначала это делается с помощью линейки - здесь мы закрепляем ещё одну задачу - готовим детей к печатанию букв.

Мне в своей работе всегда хочется использовать что-то новое. Для этого я изучила методы работы М. Монтессори, и успешно применяю их в своей работе.

Эффективность работы по формированию звуковой культуре речи определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Основную нагрузку несёт индивидуальная и индивидуально-подгрупповая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Продолжительность занятий определяется санитарно- эпидемиологическими нормами, которые составляют: жизни - не более 20 минут. В середине занятия проводят физкультминутку, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического дыхания и голоса, на изменение силу, высоту и тембр голоса, на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование выразительной речи.

Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий -не более 20 минут, длительность индивидуальных занятий 15-20 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку. Общая продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей детей. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Материально-технические средства:

  1. Зеркало для индивидуальной работы.
  2. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
  3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.
  4. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок
  5. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного
  6. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам
  7. Тематические альбомы
  8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
  9. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

Результатом успешной работы по данной

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой

ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
  • родители и педагоги детей включены в процесс, взаимодействуют между собой, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический встрой речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.

Публикация 2

Задачи по формированию и воспитанию «Звуковой культуры речи»

Одна из главных задач детского сада - формирование правильной устной речи детей, а для того, чтобы ребенок правильно говорил, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок овладел звуковым строем языка, правильным произношением. В свою очередь понятие звуковой культуры речи широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение и т.д.) , элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп т.д.) , связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты и т.д.) , а также элементы культуры речевого общения. Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка, он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «звуковая культура» . Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т.е. различие звуков речи, а их произношением он овладевает потом. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:

  • Совершенствование движений артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика, которая проводится во 2-ой младшей, средней и старшей группах
  • Последовательная работа над произношением гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными буквами
  • Закрепление правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией проводится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со 2ой младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений) , а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятия по развитию речи.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением.

Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует потребность выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок произносит все звуки, имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Воспитатель должен знать типичные особенности и словопроизношения детей: в младшем возрасте - сокращение слов (весипед-велосипед; коричвенный - коричневый) , добавлением звуков (реблята - ребята, игруша - груша) . Знание этих особенностей поможет быстрее исправить ошибку в словах детей. При формировании грамматического строя детской речи воспитатель должен следить за правильной постановкой ударения: коса - косу, кони - коней.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношения. В младшем возрасте у детей орфографические нормы исключительно практические, в силу подражания. Воспитатель должен представить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является основной частью обучения родному языку. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода.

Нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучить детей в групповой комнате говорить негромко; в спальне, в общественных местах в полголоса, шепотом. Дети, особенно младшие, склонны к быстрой речи, делают короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, останавливаясь в конце фразы, заканчивая интонационную мысль, говорить ритмично.

6. Воспитание выразительности речи и культуры речевого общения.

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения. В ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, свои отношения. Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями - капризными, грубыми, плаксивыми. В программе подчеркивается: необходимо, чтобы дети умели говорить тихо, вежливо, без напоминания здороваться и т.д.

7. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Речевое дыхание - одно из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания.

Работу по формированию правильного звукопроизношения следует проводить по двум направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и кА они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление.

В работе по формированию правильного звукопроизношения я использую современные педагогические технологии, одна из них и самая главная – это здоровье сберегающая технология.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

Фарида Гумерова
Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры .

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков , слов, громкость и скорость речевого высказывания , ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды , как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи .

В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям :

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха , включая его компоненты - фонематический, звуковысотный , ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи );

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания ) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков , четкой дикции и т. д.) .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях , но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи . Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука ; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры , например, с целью закрепления правильного произношения звуков , тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи . Высокая культура речи взрослых , постоянное общение с ребенком , организация и проведение речевых игр - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного, грамматического строя, связной речи , с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом) .

Развитие восприятия речи

Восприятие речи , овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха (физического и речевого )

Физический слух - это способность слышать окружающие звуки .

Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи , то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой .

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука .

Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков . Под артикуляцией понимается деятельность органов речи - языка , губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти - в процессе воспроизведения звуков .

Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитие речевого дыхания .

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи , источником образования звуков , голоса.

Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Логопед же осуществляет исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением , нацеленная на преодоление этих недостатков.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Все программы для ДОУ предполагают перечень задач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются :

Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности : [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].

Развивать моторику речедвигательного аппарата , слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание , уточнять и закреплять артикуляцию звуков . Вырабатывать правильный темп речи , интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются :

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков . Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и согласные звуки в следующей последовательности : [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с"] ; [з] - [з"]; [ц].

Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук .

Совершенствовать интонационную выразительность речи .

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются :

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков : йотированные (Я, (Е, (Ё, (Ю) ; шипящие [ш] - [ж]; [ч"]; [щ"]; сонорные [л] - [л"], [р] - [р"].

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) .

Отрабатывать интонационную выразительность речи .

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются :

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш] ; [з] - [ж]; звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т"].

Отрабатывать дикцию : учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух : учить называть слова с определенным звуком , находить слова с этим звуком в предложении , определять место звука в слове .

Литература

Бородич A.M. Методика развития речи детей . - М., 1981. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи

Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи . /В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи » .)

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным язы­ком общества. Язык является важнейшим средством чело­веческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматривают­ся несколько аспектов звуковой стороны речи: физичес­кий, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развити­ем этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои осо­бенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мяг­кость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в инто­национном богатстве.

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и.орфоэпичес­кую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слу­ха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппа­рата;

воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую сис­тему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии ВХО­ДИТ не только произношение, но и ударение, т. е. специ­фическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударе­ния;

формирование выразительности речи - владение сред­ствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естествен­ной выразительностью речи, но нуждается в обучении про­извольной, осознанной выразительности при чтении сти­хов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции - отчетливого, внятного произноше­ния каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

воспитание культуры речевого общения как части эти­кета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Боро­дач, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культу­ру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа дол­жна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (арти­куляционного аппарата, голосового аппарата, речевого ды­хания) и на этой основе формирование произношения зву­ков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого явля­ются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы.языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (рас­положенные в линию, один за другим) звуковые еди­ницы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становит­ся словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют ли­нейные единицы и являются обязательным признаком уст­ной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа орга­нов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установ­ления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое раз­витие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение при­обретает при поступлении в школу. Одной из причин неус­певаемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить чис­ло звуков в слове, назвать их последовательность, затрудня­ются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Не­редко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и граммати­ческим строем речи и в последующие годы. Дети, не умею­щие различать и выделять звуки на слух и правильно их про­износить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раз­дела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20% детей поступа­ют в школу из детского сада с несовершенным произноше­нием звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

§ 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками*

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми до­школьного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начи­нается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на осно­ве определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, на­чинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание об­ращенных к ребенку слов, с другой - первые самостоя­тельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового сред­ства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого года появляются первые слома. С нача­ла второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные - шумным, глухие - звонким, твердые - мягким и т. д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных зву­ков.

Характерной особенностью становления звуков в началь­ном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном не­сколько раз подряд, на месте одного звука чередуется не­сколько звуковых вариантов 1 .

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависи­мости от артикуляционных особенностей звуков, состав­ляющих эти группы. Большинство звуков формиру­ется в правильном виде не сразу, а постепен­но, через промежуточные, переходные звуки.

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заме­стителей». Процесс замещения звуков сложный и своеоб­разный. А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произ­ношении звуки в процессе развития речи замещаются дру­гими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Сис­тема замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже - по способу образования.

Овладение новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других сло­вах по-прежнему - субститут (заместитель). Согласные, подчеркивал М. Е. Хватцев, дифференцируются постепен­но через переходные звуки, например с переходит в ш че­рез стадии: с - сь - ш.

Дети при переходе к правильному произношению зву­ков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных слу­чаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были за­местителями первых. Овладев произношением звука ш (рань­ше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражите­лем - доминантой и вследствие недостаточной еще диф­ференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем го­дам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с не­которыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

Для правильного решения проблемы воспитания звуко­вой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок ов­ладения правильным произношением звуков в дошколь­ном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложно­го анатомо-физиологического аппарата, состоящего из цен­трального и периферических органов. Все органы речи не­разрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, как извест­но, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования дея­тельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех зву­ков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слу­хового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чис­тым звукопроизношением в дошкольном возрасте являет­ся соответствующее развитие слухового анализатора и фо­нематического слуха, дополняемое особой восприимчиво­стью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольно­му возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается посте­пенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызыва­емыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное воспри­ятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Рау).

Одной из важных предпосылок формирования речи яв­ляется способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, по­вторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой под­ражательности отмечают многие исследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полуго­дии первого года жизни, особенно интенсивно оно разви­вается на втором году. В 8-9 мес. можно развить такое под­ражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10-11 мес. возникает умение по­вторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способству­ют овладению звуковым составом речи и такие особеннос­ти ребенка-дошкольника, как высокая пластичность не­рвной системы, повышенная подражательность, особая вос­приимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного ста­новления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в воз­расте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Рау, необходимо рас­сматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за про­изношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Причины речевых нарушений у детей можно классифи­цировать как:

Органические - прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрально­го отдела нервной системы, связанного с речевой функци­ей. Обратному развитию они не подлежат;

Функциональные - когда нет изменений анато­мических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В зависимости от локализации дефект нарушения де­лятся на:

Центральные - поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

Периферические - повреждение или врожден­ные аномалии периферического органа или нерва.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произ­ношения (при отсутствии органических нарушений) явля­ется недостаточное развитие речевого аппарата, как его цен­трального отдела, так и периферического. У детей недоста­точно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхатель­ная система, несовершенен артикуляционный аппарат (го­лосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т. д.). Здесь следует говорить о возраст­ных, функциональных несовершенствах речи детей.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объяс­няются педагогической запущенностью детей, отсутстви­ем надлежащего воспитания.

Несовершенное произношение закрепляется в резуль­тате неправильной речи окружающих, а также неблаго­приятной обстановки, среди которой живет ребенок в пе­риод развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тен­денций ребенка к усвоению речи окружающих» (не пока­зывается артикуляция звука, не вызывается интерес к пра­вильному произношению).

Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических меха­низмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

. § 3. Типичные фонетические возрастные особенности

речи детей и содержание обучения

К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна вфонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» - жук, «сюба» - шуба, «неть» - нет и т. п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными - т, д («ту-толка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.

Значительная часть трехлетних детей не умеет произно­сить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.

Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (эли­зия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед); перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим («баба-ка» вместо собака); слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление зву­ков («реблята», «иржавая») и преждевременное произне­сение последующего звука (антиципация).

К началу четвертого года жизни ребенок при благопри­ятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими зву­ками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых наруше­ниях детей наблюдаются индивидуальные различия.

Заметим, в практике распространено мнение, что к че­тырем годам произношение детей соответствует возраст­ным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста при­нято рассматривать как возрастную закономерность, кото­рая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необхо­димости обучения в сфере формирования звуковой сторо­ны речи на этом этапе.

На самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка.

Овладение правильным произношением в младшем до­школьном возрасте затрудняется недостаточным развити­ем моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершен­ствам своего произношения. Вместе с тем положительны ми факторами являются большая подражательность, стрем­ление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоци­ональность при восприятии звуков.

Особенности возраста определяют и содержание обуче­ния: преодоление обшей смягченности произношения; вос­питание правильной артикуляции и внятного произноше­ния гласных звуков: а, у, и, о, э; уточнение и закрепление произношения согласных звуков п, б, м, т, д, н, к, г, ф, в; свистящих звуков - с, з, ц; развитие у детей речевого дыха­ния, слухового внимания и фонематического слуха, мото­рики речевого аппарата; подготовка артикуляционного ап­парата к произношению шипящих и сонорных {л, р) зву­ков.

Дети среднего дошкольного возраста овладевают произ­ношением всех звуков родного языка, в том числе и труд­ными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неус­тойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом - непра­вильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупот­ребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук - «т/юн», «шобака»).

У части детей наблюдается несовершенное произноше­ние свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.

В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной сторо­ны - особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонемати­ческий слух; с другой стороны - недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к арти­куляции.

В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Под влиянием обучения значи­тельная часть детей начинает правильно оценивать произ­ношение товарищей и свое собственное.

В программе детского сада стоит задача к пяти годам научить детей правильно произносить все звуки родного языка. Однако у части дошкольников в возрасте пяти лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипя­щих и сонорных (р, л) звуков. Вызывает беспокойство, что эти несовершенства присущи значительному числу детей пяти лет, несмотря на имеющиеся возможности для их преодоления.

Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков.

Звукопроизношение совершенствуется, но у части де­тей еще окончательно не сформированы трудные в арти­куляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправлен­ного систематического обучения идет медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и пе­реключения внимания на смысловое значение слов до не­которой степени угасает (со звуком ш дети подбирают сло­ва - шкаф, стол, сервант).

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей раз­виваются способность к самоконтролю, осознание несо­вершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный харак­тер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомо­щи - внимание к речи друг друга, желание помогать това­рищам.

К старшему дошкольному возрасту при правильной по­становке работы дети овладевают произношением всех зву­ков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыха­ние. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

Ребенок начинает критически относиться к своему про­изношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать.

Из-за нарушений произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не «огуец», а огурчик). По той же причине они могут непра­вильно выполнять задание, заменяя нужные слова други­ми, сходными с первыми по значению (вместо лошадка - конь, вместо мишка - медведь, вместо машина - грузовик).

Стремление овладеть правильным произношением зву­ков, интерес к языку, самоконтроль по отношению к соб­ственной речи особенно характерны для детей, готовящихся к поступлению в школу.

Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошколь­ном возрасте направлено на совершенствование произноше­ния звуков, на выработку отчетливого произношения слов, умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки, диффенцировать звуки с - з, с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р. В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, назы­вание слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произно­шения, умения правильно пользоваться ударениями, пау­зами, интонациями (выразительность речи), силой голо­са, темпом речи.

Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии фор­мирования того или другого механизма на разных возраст­ных этапах. На ранних этапах происходит преимуществен­ное развитие речевого слуха и слухового внимания, вос­приятия и понимания устной речи окружающих (ее смыс­ла, звукового оформления, интонационной выразитель­ности и др.).

На четвертом году жизни осуществляются развитие ре­чевого слуха и моторики артикуляционного аппарата (рав­нозначно), работа над дикцией, подготовка к произноше­нию трудных в артикуляционном отношении звуков.

На пятом году происходит становление всех звуков род­ного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит ре­чевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и чет­ким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают раз­вивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразитель­ность речи - развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной ин­тонации.

На седьмом году происходит преимущественное разви­тие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

I Деятельность как фактор развития
  • I. Концепция акцентуаций характера личности преступников
  • I. Понятие и виды отходов. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления