Ноябрь 1, 2015

Нам всем иногда не хочется выполнять свои обязанности, и наши умненькие детки – не исключение. Если ребенку чего-то не хочется, например, делать домашнее задание, то он найдет миллион причин и триллион поводов, чтоб отложить это нежелательное событие на «когда-нибудь потом». Но глобальная проблема возникает, если ребенок постоянно не старается при выполнении домашнего задания или вообще скандалит, так как не собирается его делать. Конечно, любознательным родителям со слабой нервной системой, хочется найти суть проблемы и искоренить ее, а дальновидным родителям еще хочется сделать что-то такое, чтоб ребенок ну прям сам захотел делать домашние задания регулярно, выкладываясь на максимальную мощность.

В этой статье мы займемся важным делом — выделим девять самых распространенных проблем при выполнении домашки, чтобы рассмотреть несколько возможных способов их решения.

Проблема № 1. Ребенок дает себя уговорить приступить к выполнению домашнего задания, он пытается стараться, но ему тяжело справиться с уроками. Он старается, но расстраивается, потому что снова боится ошибиться и разочароваться.

Решение. Если вы видите, что ребенку не дается какой-то определенный предмет или часть задания, вы можете ему помочь следующими действиями:

— скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства;

— не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему, не решив ее;

— не уменьшайте объем заданий, который является обязательным – так ребенок не овладеет навыками, которые ему пригодятся в дальнейшей учебе;

— вы можете упростить задание, чтоб ребенок смог поверить в свои силы. Пример упрощения – если ребенок плохо читает, то прочитайте ему параграф из учебника медленно, так чтоб он мог следить, ведя указкой или пальцем по строке. А потом поменяйтесь местами – он читает, а вы ведете его указкой по строчке. Такая методика чтения позволяет одновременно видеть и слышать, что однозначно улучшит технику чтения. А потом еще и моральное удовольствие, когда ребенок будет в роли учителя!;

— , а не просто звучными прилагательными. Не «Гений! Красавчик!», а «Смотри, как аккуратно ты всё написал. Правильно решил пример и абсолютно самостоятельно, как взрослый человек»;

— ждите ответа на все вопросы. Даже если вы слышите, что ребенок не знает ответа, дайте ему возможность сделать предположение. Это поможет работе в классе – так учитель сможет оценить уровень его знаний, а не частоту заготовленной фразы: «Я этого не понимаю»;

— поощряйте ребенка не бояться попросить о помощи у учителя или вас. Если вдруг что-то не понятно, надо просто спросить, а не ждать, что решение вопроса придет как-то само по себе;

— расскажите учителю ребенка, о проблемах, с которыми вы столкнулись дома и какими путями вы их решаете. Учитель должен знать, что пока ребенок делает что-то не так хорошо, как одноклассники, но вы уже идете на пути совершенствования данного навыка, и скоро ребенок будет все успевать на необходимом уровне. А еще учитель может дать несколько полезных советов – как-никак по своей профессии мы все знаем много нюансов;

— будьте всегда на стороне ребенка. Всегда вначале разберитесь в причине проблемы или конфликта, узнайте предположения ребенка, как это можно решить, и только потом ВМЕСТЕ определитесь, как именно вы будете бороться с этой напастью.

Проблема № 2. Ребенок постоянно не записывает домашнее задание, объясняя хроническую забывчивость проблемами с памятью.

Решение. Ребенку можно привить привычку записывать необходимую информацию. В этом вам могут помочь учителя, которых стоит попросить уделить особое внимание процессу внесения записей в дневник. Также немаловажным является и ваша поддержка – можно напомнить после окончания уроков проверить дневник, устраивать дома «мозговые штурмы», проверяя память ребенка, и чаще хвалить и вознаграждать, если домашнее задание зафиксировано письменным способом и в полном объеме.

Я, надеюсь, не шокирую вас новостью о том, что некоторые дети целенаправленно не записывают домашние задания. Их же придется потом делать! Такая ситуация складывается, когда домашнее задание не является ежедневной обязанностью, а больше похоже на нерегулярное испытание на крепость. В таких случаях дети считают это огромной трудностью, которую хочется избежать любой ценой. Если родители установят выполнение домашнего задания как обязательное ежедневное правило, дети поймут, что избежать его не удастся — всегда найдутся «добрые люди», которые расскажут правду о том, что задавали на дом. Не забывайте замечать сдвиги детей в положительном направлении, хвалите их даже за маленькие успехи, и тогда великие свершения будут уже не за горами.

Проблема №3. Ребенок часто не понимает, что конкретно ему нужно сделать в домашнем задании.

Решение. Если вы думаете, что учитель виноват в непонимании – плохо объяснил, не уделил достаточно внимания, это не всегда справедливо. Подумайте, если остальные дети все поняли, может тогда проблема не в учителе? Проблема прячется в трудностях для вашего ребенка точно и быстро записать домашнее задание, поэтому вечером, читая дневник, ребенок теряется в недоумении – чего же от него хотят? В решении этого вопроса, конечно, может помочь звонок другу. Но если это станет системой, это будет не совсем правильно. Давайте договоримся сразу – ребенок в этом не виноват. Напоминаю, родители всегда должны быть на стороне ребенка, но, не уменьшая при этом значимости учительского влияния. Хороший учитель всегда идет на контакт с родителями и может помочь в данной ситуации следующим:

— разрешить ребенку переписать домашнее задание в дневник с листа, а не с доски;

— писать задание на доске перед уроком, чтоб у детей было больше времени и они не спешили, перенося его в дневник;

— пояснять задания, которые задаются домой.

Не бойтесь озвучивать проблемы, иначе решение то же будет прятаться.

Проблема №4. Ребенок старается все выполнить качественно. Но только после ваших подробных объяснений и повторений совместно пройденного материала.

Решение. Это довольно сложная задача даже для взрослого – одновременно слушать, писать и понимать. Невнимательность на уроке можно объяснить следующим:

— ребенку шумно в классе, это отвлекает его от усвоения школьного материала;

— импульсивным детям сложно сфокусировать внимание на темах, их не интересующих;

— есть такой прекрасный тип учеников – кинестетический, это когда дети отлично усваивают материал только тогда, когда могут принять активное участие в процессе обучения; они просто «тухнут», если их заставить спокойно воспринимать информацию;

— иногда дети легко запоминают много мелких деталей и статистических данных, а общую картину им трудно собрать – тогда возникают проблемы понимания основных моментов урока;

— ребенку просто скучно слушать монотонный голос, поэтому он престает слышать;

— слабо развита кратковременная слуховая память – ребенок быстро забывает недавно услышанную информацию, но эту память можно и нужно развивать;

— усложнение рассказа учителя многочисленной терминологией;

— иногда пропустив тему предыдущего урока, или плохо ее усвоив, дети не могут осмыслить новую информацию и поэтому внимание отключается автоматически.

Есть много всевозможных методик и игр, позволяющих улучшить степень восприятия ребенком устной речи.

Проблема №5. Ребенок зачастил с просьбами о помощи при выполнении домашнего задания.

Решение. Есть большая разница – помочь понять или подсказать правильный ответ. Мы не должны думать вместо детей, как бы легко и приятно нам это не казалось. Вместо привычных объяснений попробуйте сделать следующее:

— задайте наводящие вопросы. В поисках ответа информация запоминается лучше;

— многие дети – визуалы, то есть лучше усваивают информацию не на слух. Вооружайтесь фломастерами и рисуйте постеры и диаграммы – и вам воздастся хорошей успеваемостью;

— приведите так много примеров, чтобы ребенок сам мог вывести взаимосвязь и общность полученной информации;

— скажите ребенку, глядя в глаза, что вы понимаете его растерянность и искренне хотите помочь, именно поэтому учите его быть самостоятельным;

— не ленитесь хвалить самостоятельные поступки и решения.

Проблема №6. Дети начинают жаловаться на сложность задания, даже не попробовав его сделать. Им лучше выслушать мамины нотации и сделать задание вместе, чем сделать самому и разочаровать родителей и учителей наличием недопустимых ошибок.

Решение. Попробуйте воплотить в жизнь следующие стратегии:

— у всех свои психофизические характеристики – кому-то легче дается математика, а кому-то – чистописание. Научиться можно всему, и научить тоже;

— не забывайте демонстрировать понимание к его проблемам и трудностям – так ребенок будет вам больше доверять;

— если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам, например графологу или реабилитологу.

Проблема №7. Ребенок знает, чего ждут от него педагог и родители, но не хочет стараться.

Решение. Бывают такие дни, когда дети спешат или ленятся выполнить домашнюю работу качественно. В этом случае будет полезным обратить внимание на аккуратность, точность выполнения задания и общий вид работы. Скорее всего, ребенок найдет отговорки, которые будут обосновывать отсутствия старания именно поэтому предмету: «Ну не все ли равно. Каким почерком я написал задачу по геометрии? Аккуратность в математике не главное, я стремлюсь решать примеры быстро и правильно». Иногда дети даже начинают себя агрессивно вести, защищая свою точку зрения: «Откуда ты знаешь, что от нас требует учитель? Если ты никогда не работала учителем, зачем ты тогда командуешь?» Тут поможет только ваш непреклонный авторитет. На этой территории вы – взрослый, значит опытнее, поэтому здесь ваши требования являются обязательными для выполнения. Вместо споров попробуйте:

— снова и снова рассказывать о том, что вы понимаете его чувства и возмущения;

— приведите примеры, когда плохо сделанная часть работы может повлиять на конечный результат – например, из плохо замешанного теста никогда не получится вкусный хлеб;

— перед началом выполнения задания оговорите все требования к качеству и объему, а в конце совместно решите – что получилось, а что можно было сделать и лучше;

— введите новую полезную традицию – в воскресенье делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник;

— и не забывайте подробно озвучивать каждое изменение в лучшую сторону.

Проблема №8. После обсуждений домашних заданий, ребенок может решить, что его учитель не самой высокой квалификации и его можно не слушать.

Решение. Для поддержания уважения к школьным правилам и авторитету учителя, необходимо:

— не допускать даже намеков на критику действий и слов учителя, домашних заданий. Если ребенок услышит от вас критику или увидит снисходительное отношение к школьной политике, он решит, что и ему можно так же вести себя;

— составьте ряд критических вопросов, ответы на которые вы смогли бы найти совместно с представителем школы. Решайте проблемы по мере их поступления, не пытайтесь прийти в школу со своим новым уставом;

— начинайте разговор с похвалы, тогда вас будут слушать с большим удовольствием.

Проблема №9. Из-за высокой загруженности в определенные периоды – перед подготовкой к концерту, конкурсу, соревнованиям, не хватает времени на выполнения всего домашнего задания.

Решение . Ребенок должен видеть вашу заботу о нем. Выберите наиболее важные задания, которые он должен обязательно сделать сам, обращая внимание на качество работы. Помогите ему справиться с оставшимися заданиями, ведь взаимовыручка и помощь в трудные минуты – это характерные признаки крепкой семьи.

В заключение статьи, я хочу вспомнить бородатый анекдот про Вовочку, которого учительница решила похвалить за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание. А бедный Вовочка объяснил, что так получилось, потому что папа не смог помочь, уехал в командировку. Мы с вами взрослые люди и понимаем на примере собственной жизни, что в каждой шутке – лишь доля шутки. Давайте детям возможность быть самостоятельными, любите и хвалите – и дети станут именно такими, какими вы их называете. Умницами, взрослыми и самостоятельными.



Если у вашего ребёнка на выполнение домашних заданий уходит слишком много времени - видимо, что-то не так с организацией самого процесса занятий. Как бы ни грузили детей в школе, не может домашняя работа занимать абсолютно всё время, что ребёнок находится дома. Тех, кто готовится к ЕГЭ, чтобы поступить в престижный вуз, в расчёт не берём, речь о более младших классах. Попробуем понять вместе, что не так, и разберём семь наиболее распространённых ошибок, которые встречаются при организации ребёнком своей домашней работы. Помочь ему устранить эти недочёты - это научить его эффективно работать на всю жизнь.

Ошибка первая: откладывание начала занятий

Ребёнок как будто бы уже и принимается за занятия, но непосредственно работой заниматься не спешит. При этом он как будто бы чем-то занят и что-то постоянно делает - то раскладывает на столе учебники, то перебирает пенал со своими ручками и карандашами. Кто-то тем самым молча проявляет своё нежелание делать домашнюю работу, кто-то открыто при этом жалуется, что делать ему ничего не хочется. Как бы то ни было, но ребёнка следует мотивировать. Простой путь - вознаградить его по завершении работы, чтобы он её начал по принципу “Быстрее начнёшь - быстрее закончишь”. Более сложный, но правильный путь - объяснить ему этот принцип как таковой и приучить действовать по нему, причём так, чтобы следование ему не шло в ущерб качеству работы.

Ошибка вторая: беспорядок рабочего места

Ребёнок вываливает на стол все учебники, которые у него есть, все письменные принадлежности, все тетради… Однако, беспорядок на столе - это и беспорядок в голове. У ребёнка при выполнении работы будет уходить масса времени на поиск каких-то принадлежностей, ему просто неудобно и некомфортно… Научите его убирать со стола всё лишнее, и доставать учебники с тетрадями по нужному предмету только тогда, когда выполняются задания именно по этому предмету, а затем убирать их и доставать следующие.

Ошибка третья: откладывать работу на последний момент

Домашние задания нужно делать после прихода из школы, приёма пищи и короткого отдыха. Если откладывать их на последний момент, то возникает дефицит времени для работы, и можно просто не успеть сделать всё, что нужно, в полном объёме. Кроме того, жить с пониманием того, что вся работа уже сделана и можно отдыхать, намного проще, чем периодически с тоской вспоминать о необходимости делать домашнюю работу.

Ошибка четвертая: масса времени на выполнение работы

Замечено, что те дети, которые очень заняты, и которым помимо выполнения домашнего задания нужно сходить в спортивную секцию и творческий кружок, выполняют домашние задания довольно оперативно и при этом качественно. Они понимают, что у них нет времени растекаться по древу, время не ждёт.

Даже если ребёнок и не занят в кружках, процесс выполнения им домашней работы должен занимать разумное время и должен быть выстроен эффективно. В конце концов, ребёнок должен гулять, полноценно высыпаться и общаться с друзьями.

Ошибка пятая: освобождать ребёнка от домашних дел

Ребёнок не должен только сидеть за уроками под предлогом того, что у него много заданий. Во-первых, он может прикрываться этим и тянуть время, чтобы не помогать родителям по дому. Во-вторых, даже если это и не так, ему нужно периодически переключаться на другую деятельность, которая разгрузит голову, позволит передохнуть и приняться со свежими силами за продолжение работы.

Ошибка шестая: работа только по учебникам

При всём уважении к учебникам и их авторам, учиться только по этим книжкам - это тратить время. Учебники редко дают полноценную информацию, они скорее расставляют акценты и дают основные факты. В наше время, когда за дополнительной информацией не нужно идти в библиотеку, а достаточно выйти в интернет, со стороны родителей абсолютно неверно не просвещать ребёнка по предмету с помощью интересных развивающих фильмов по теме, каких-то интересных фотографий и дополнительных фактов, которых нет в сухом учебнике.

Ошибка седьмая: скрупулезное выполнение всего, что задано

Если это возможно и даже необходимо в начальных классах, то в старших уже нужно определяться, какие предметы для школьника приоритетные: нужны ему для сдачи ЕГЭ, подходят его способностям и т.д. Упор нужно делать на приоритетные предметы, и задания по ним стараться выполнять в полном объёме. Второстепенные предметы допускается выполнять более формально. Кому-то из строгих родителей это может показаться кощунством, но это факт.

Дело в том, что большинство учителей действительно задают по своему предмету такой объём заданий, будто их предмет - единственный или, как минимум, более важный, чем другие. Ребёнок, если будет пытаться выполнить абсолютно всё, попросту будет перетруждаться, но проблема даже не в этом. Проблема в том, что для успеха в жизни нужны несколько иные вещи, чем чистые знания. Нужно уметь находить общий язык с людьми, нужно знать и понимать настоящий мир вне рамок школьной программы. Ребёнок, который всё время проводит за письменным столом, выполняя домашнюю работу, попросту лишён возможности научиться тому, что ему действительно понадобится, растрачивая время на заучивание того, что очень скоро забудется.

Организация домашней работы учащихся.
Домашняя работа - это особый вид
самостоятельной работы, он происходит без
непосредственного руководства учителя, поэтому
нуждается в создании необходимых условий для
успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются
важные функции обучения, воспитания и развития.
Задавание на дом уроков - палка о двух концах,
и если оно методически не продумано, то может
приводить как раз к обратным результатам:
научить халтурить, недобросовестно относиться
к выполнению своих обязанностей, приобретать
отрицательные навыки, мешающие учёбе,
обманывать. Оно может чрезмерно нагружать
ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская
 Для домашней работы предлагаются такие виды
заданий, которые уже выполнялись учащимися
на уроке самостоятельно. Домашнее задание
должно быть посильным для большинства
учащихся класса.
 По степени трудности домашнее задание должно
быть примерно равным или несколько легче тех,
что выполнялись на уроке.
 Содержание задания должно быть понятно
каждому ученику, т.е. все учащиеся должны
знать, что и как делать.
Основные требования, предъявляемые к
домашнему заданию.

 Сохраняя основное содержание домашнего
задания, можно частично индивидуализировать
его цель, объем, способ выполнения.
 Домашнее задание может быть фронтальным,
дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения
учащимися программного материала является
подготовка школьников к выполнению домашней
работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы
 Время сообщения домашнего задания не
обязательно относить к окончанию урока. Лучше
всего домашнее задание давать детям до
окончания урока, когда их внимание не так
рассеяно и силы не на пределе. Задание
нацеленное на закрепление какого-либо навыка,
лучше давать сразу после упражнений,
вырабатывающих этот навык.
 Сообщение домашнего задания должно
сопровождаться необходимым для младшего
школьника инструктажем: внимание может быть
сосредоточено либона анализе его содержания,
либо на анализе способа выполнения или на его
оформлении.
 Работу по формированию умений выполнять
задания, включенные в домашнюю работу,
необходимо проводить на уроке.
 В помощь учащимся учитель предлагает памятки
по выполнению определенных видов домашней
работы (как правильно решать задачу; как учить

наизусть стихотворение; как подготовить план
пересказа; как выполнять работу над ошибками и
др.).
 Учитель обязан ознакомить родителей с
нормативами времени, которое отводится на
выполнение домашних заданий, с примерным
режимом дня, с правильной организацией
рабочего места. Учитель разъясняет родителям,
как правильно оказывать учащимся разумную
помощь в выполнении домашних заданий.
Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача
учителя заключается в том, чтобы взять под контроль
не только систематичность выполнения каждым
учеником домашнего задания, но и степень
самостоятельности ученика при его выполнении, а
также уровень усвоения учебного материала в
процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:
 фронтальный контроль;
 выборочный контроль;
 взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
 самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней
работы:
 выделить главное в теории и выполненных
упражнениях (заданиях);

 сжать (концентрированно подать за максимально
короткое время) материал;
 дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить,
сделать выводы, высказать свое отношение к
излагаемому материалу;
 нацелить постановкой вопросов на упущенное,
но существенное в ответах соучеников;
 выделить вопросы и проблемы, разрешить
которые мы не можем на данном уровне знаний
(подведение к новой теме);
 продолжить ответ одного ученика ответом
другого (логически или в виде плана);
 выполнить
самостоятельно
задания
с
измененными условиями;
 взаимопроверка в парах;

самооценка
выполненных заданий;
 повторное выполнение заданий без изменения
условий;
 повторно возвратиться к информации
(заданиям), в которой учащиеся допускали
ошибки (в конце урока или на следующем);
 составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно
быть строго регламентировано по объему и
согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:
 чрезмерно большое домашнее задание;
 чрезмерно трудное домашнее задание;

 несформированность у учащихся умений,
необходимых для выполнения определенного
вида задания;
 неумение учащихся правильно оформить
выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д.
Ушинский
справедливо говорил, что у ребенка, который
длительно занят приготовлением уроков, ослабевают
память и внимание, снижается успеваемость.
Домашние задания учащимся начальных
классов даются с учетом возможности их выполнения
в следующих пределах:
в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1
часа;
во 2-3х - до 1,5 часов;
в 4-м - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2-4-х классов
3 класс
Задача
4 класс
Задача и 2 выражения,

й
Учебны

п\
п
1. Математ Задача
предмет 2 класс

или 2 задачи, или
задача и 4 примера
или 3
столбик
а
примеро
в,
но
всего не
более
16
25-28
слов
упражн
ение
для
домашн
ей
работы
может
включат
ь
не
более
одного
граммат
ическог
о
задания
Не
более 2-
2,5
страниц Не более 3-3,5 страниц
Не
Не более 2,5-3 страниц
более 2-
2,5
35-37 слов упражнение
для домашней работы
может включать не
более
одного
грамматического
задания

или
столбика
примеров
ика
15-17
слов
упражнен
ие для
домашней
работы
может
включать
не более
одного
граммати
ческого
задания
Не более
1-1,5
страниц
Не более
1-1,5
страниц
Русский
язык
2.
Литерату
рное
чтение
3.
4. Окружаю
щий мир

Объем и степень сложности домашних заданий
строгосоответствовать СанПиНу по
должны
каждому классу (устные и письменные задания,
включая иностранный язык).
Объём домашних
заданий по всем предметам в совокупности даётся
учащимся с учётом возможностей их выполнения,
но не должен превышать 50% объема
аудиторской нагрузки и по содержанию не
должен быть сложнее классно-урочного
материала.