Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.

ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 8

Безударные гласные корня В задании вам надо проверить 5 слов с пропущенными буквами для ответа на вопрос: в каком слове пропущена безударная проверямая, непроверяемая или чередующаяся гласная корня. а ещё надо эту гласную вставить.

Безударная проверяемая гласная.

Чтобы доказать проверяемость гласного в корне, подбирайте слова, где он под ударением (а для этого просто тяните его, может, какое слово и подберётся).

Поберите проверочные слова к орфограмме: к…робка, б…льшой, в…дитель, т…лпа, д…лить.

Но будьте осторожны: подбираемые вами слова должны быть сходны по значению с исходным (к слову «седой» подбирать слово «сидя», а к слову «лепить» - «липа»). И ещё: не проверяйте орфограмму жаргонной лексикой, сильно устаревшей или ещё не вошедшей в официальный словарный состав русского языка. Жаргон может только свести вас к ошибке, ибо он не поддаётся норме («Никита» не проверяется словом «Некит», а «Петербург» - «Питер»). Неофициальная лексика может не совпасть с ответами к заданию (например, слово «блондин» в пособиях по ЕГЭ считается с непроверямой гласной в корне, хотя многие девушки проверяют его словом «блонд»). С устаревшей лексикой дела обстоят так же, потому что теряется связь между корнями в современном языке (например, нельзя слово «мешок» проверять исходным «мех»: у них потерялась связующая нить).

Безударная непроверяемая гласная.

Здесь вы снова действуете методом подбора. Но у вас не должно это получиться. Часто причиной этого является отсутствие однокоренных слов (например, когда слово пришло из другого языка и плохо обжилось ещё в русском).

Попробуйте подобрать проверочные слова: с…крет, л…боратория, м…нистр, г…ризонт.

Не получается. Потому что они заимствованы из языков с постоянным закреплённым на одном слоге ударением. А чтобы оно поменяло место, слово должно обзавестись целым гнездом русских «родственников», то есть однокоренных слов.

Безударная чередующаяся гласная.

Есть ряд корней, в которых бесполезно проверять гласную ударением. Потому что она меняется: в одном слове это «а», в другом слове с таким же корнем - «о». Более того, проверять гласную таким способом будет опасно: «загореть» так и хочется проверить словом «загар». Что приводит к ошибке. Потому так важно знать эти корни в лицо. Чтобы не вносить ВСЕ эти слова в список словарных, обнаружили закономерности и разделили на 4 группы. Вот эти группы и корни вам и надо запомнить наизусть! И запомнить вместе со значением.

1). Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:
Без ударения О:
-гор-,-гар- (в знач. гореть); загар - загорелый.Искл-выгарки,пригарь
-клон-, -клан- (в знач. склонить);
склониться - кланяться, поклон - наклониться.
-твор-, -твар- (в знач. творить) ;
тварь - творчество, творить.Искл-утварь
Без ударения А:
-зор-, -зар- (в знач. заря) ;
зарево, зарница, озарять - зорька.Искл-зоревать
-плов-, -плав- (в знач. плыть).
плавать, плавучий.
Исключения: плОвец, плОвчиха

2). Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:
-скак-, -скоч- (в знач. скакать); скакать - подскочить. Искл- скАчок
-раст-, -ращ-, -рос- (в знач. расти).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль

3) Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:
-лож-, -лагА- (в знач. положить); предлагать - предложить
-кОс-, -касА- (в знач. касаться);
коснуться - касаться.
-бер-, -бирА- (в знач. собирать);выбирать-соберу
-дер-, -дирА- (в знач. обдирать);задирать-передерет
-блест-, -блистА- (в знач. блистать);блистательный-блещет
-тер-, -тирА- (в знач. протирать);стирать-стерет
-пер-, -пирА- (в знач. запирать);запирать-запрет
-мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;замирать-замереть
-стел-, -стилА- (в знач. застилать);застилать-застелить
-жег-, -жигА- (в знач. поджигать);поджигать-выжечь
-чет-, -читА- (в знач. считать);считать-вычет
- - , -имА- (например, понимать - понять);
- -, -инА- (например, пожинать -пожать).
пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а-, например: подниму, сниму, подними, сними.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4) Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- , -ровн-; Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: сравнить, поравняться; корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). Например: подровнять траву (сделать ровной), уравнять в правах (т.е. права сделать равными).
-мак- , -мок- , -моч- Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать кисть в краску; корень -мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.

5)Еще одну деталь надо помнить, что у нас много корней-омонимов: двойников, которые так и норовят всё напутать. Например, мер-мир будет чередоваться при каком значении? Правильно, только «замереть-замирать» и подобных. Корень -мер- в значении «измерять» будет проверяемым ударением (мЕра), как и корень -мир- в значении «мирить» (мИрный). Или возьмём, гар-гор. Чередующийся корень лишь в значении «гореть». Но у него есть омонимы. Допустим, «горы». В них же никогда не пишется «а» (горный, гористый, горнолыжный).

6)Гласные О - Е (Ё) после шипящих

После шипящих под ударением в корне пишется е (е), если в родственных словах или в другой форме того же слова бывает чередование ё с е: жёлтый - желтеть, шёлк - шелка, печёнка - печень, щёлка - щель.

В словах жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр, шорты, шорох, шомпол, чопорный, крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба, шорох и др. в корне после шипящих пишется о в соответствии с произношением.
Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг.

7)Гласные после буквы Ц

Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила: Коцюбинский, Цюрих.
Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э]: цель.
Гласная и после ц пишется в корне: цирк, циновка, цилиндр и др.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

Последнее. Видел такое в пособиях: иногда пропускают гласную не корня, а приставки или суффикса. В этом случае слово не подойдёт под классификцию «безударная гласная корня».

Посмотрим на само задание из КИМа. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
отб..рает
к..снулся
выр..стающий