В наше время многие родители считают, что ребенок еще до поступления в первый класс должен научиться не только писать и считать, но и знать основные приемы алгебры: сложение, вычитание, умножение и деление. Именно поэтому перед мамами и папами встает серьезный вопрос: “как научить ребенка выучить таблицу умножения”?

Основные правила для получения оптимального результата

Безусловно, можно учить ребенка с помощью базовых методов (они описаны ниже). Однако, родители, настроенные на то, как легко выучить таблицу умножения ребенку, должны не только выучить специальные приемы (с помощью которых можно научить ребенка таблице умножения гораздо проще и быстрее), но и подобрать для своего малыша самый оптимальный метод.

Несмотря на то, какой метод Вы изберете, необходимо тщательное соблюдение следующих правил:

  1. Чтобы учеба легко давалась ребенку, необходимы частые перерывы;
  2. Необходимо объективное оценивание способностей малыша: дошкольник просто физически не сможет выучить всю таблицу умножения за три часа;
  3. Обязательно хвалите ребенка за каждый, пусть и небольшой успех;
  4. Категорически запрещено ругать ребенка, если он не может что-то выучить. Лучше всего в таком случае сделать небольшой перерыв, а затем снова вернуться к камню преткновения;
  5. Старайтесь превратить изучение таблицы умножения в игру: если ребенку будет интересно и весело, то все знания будут усваиваться намного быстрее, чем в том случае, если родители будут заставлять непоседу сидеть за скучными книжками.

Базовый способ изучения таблицы умножения

Родитель, всерьез задумавшийся над тем, как выучить таблицу умножения с ребенком, может в порыве вдохновения вспомнить собственное детство: счетные палочки, школьная доска, строгая учительница и огромная таблица, полностью заполненная цифрами. Именно такую таблицу чаще всего используют в школах, поэтому рекомендуется хотя бы первое занятие провести именно с ней.

Для начала следует распечатать (или нарисовать) два варианта таблиц: первая – полностью заполненная, а вторая – лишь с числами по краям. Желательно, чтобы вторая таблица была крупной, поскольку ребенок будет самостоятельно вписывать числа.

На первом занятии постарайтесь объяснить ребенку основной смысл умножения: это такое же сложение, только многократное. В качестве примера возьмите небольшие числа, чтобы с их помощью показать, как происходит умножение. Примерный вариант может выглядеть так:

“Вот числа два и три. Для того, чтобы умножить три на два, нам понадобится сложить три и три. Сколько получится? Правильно, шесть!”

Что следует делать после первого “пробного” занятия с таблицей?

Если все прошло хорошо, попробуйте снова поработать с таблицей: объясните ребенку своеобразную “зеркальность” умножения:
“А теперь посмотрим, сколько будет два умножить на три. Для того, чтобы это посчитать, нам понадобится к двойке прибавить двойку, а потом еще раз прибавить двойку. Давай запишем их в столбик. Сколько получится? Умница, шесть! Видишь, три умножить на два – это шесть, и два умножить на три равно шесть. Вот ты выучил первое правило умножения: от перемены множителей (это числа, которые ты перемножал) произведение (это число, которое ты получил в ответе) не изменится!”
Обязательно хвалите ребенка.
“Видишь, как быстро ты посчитал! Выучить таблицу умножения проще, чем кажется на первый взгляд!”

Будьте терпеливы.

Если ребенок не может быстро произвести операцию сложения, не нужно ему подсказывать: он обязательно сосчитает сам, просто ему нужно больше времени, чем взрослому.

Если на объяснение этого правила ушло небольшое количество времени, то можно начать заполнять часть таблицы умножения с числом 1 (обычно дети быстро понимают смысл умножения на 1). Как только внимание малыша начнет рассеиваться, следует прекратить занятие – больше материала дошкольник не усвоит.


При клике у вас будет большая таблица пригодная для печати

Последующие занятия

Сделайте большое количество карточек с примерами из таблицы умножения. Перед каждым занятием обязательно давайте малышу решать знакомые примеры, иначе знания просто забудутся.
Небольшие хитрости помогут легче запоминать результаты
После того, как малыш выучит умножение с участием единицы, можно попробовать умножение числа на десятку, либо десятки на число. Научить ребенка приписывать дополнительный нолик к каждому числу будет значительно легче, чем, скажем, научить его умножать числа на шестерку.

Умножение на двойку, тройку и четверку. Обычно эти действия не составляют особого труда, поскольку их можно с легкостью посчитать на пальцах.

Как научить ребенка умножению на пятерку? Очень просто: любое четное число закончится на 0, а нечетное – на 5. Посчитать их – дело техники.

Вот практически выучена вся таблица умножения. Но как выучить легко и быстро умножения на самые сложные числа: шестерка, семерка и восьмерка?

Скорее всего, их придется просто заучивать: в умножении этих чисел зачастую путаются даже взрослые люди.

Есть ли альтернатива таблице?

Если во время первых занятий Вы видите, что ребенку явно тяжело запоминать даже простейшие примеры, ни в коем случае не ругайтесь на него, а начинайте пробовать альтернативные методы.

Интересной кажется методика изучения таблицы умножения с помощью стихов: сейчас имеются целые книги, позволяющие не только легко подтянуть “западающие” числа, но и выучить таблицу умножения с нуля. Также интересны сказки про числа: они в шуточной форме могут рассказать об одном из самых сложных для понимания действий математики: умножении.

Однако, изучение с помощью одних лишь стихов или сказок может быть бесконечно долгим без использования такой дополнительной методики, как карточки с примерами. Помните, что мозг ребенка нуждается в неустанном повторении – только тогда информация будет не только механически выучена, но и осознана. А это является гарантией того, что таблицу умножения малыш не забудет до самой старости.

Как заранее понять, проще выучить таблицу умножения путем простой таблицы или же добавления стихотворных игр с ребенком? Вспомните характер малыша: если он ярко выраженный гуманитарий, то игры определенно придутся ему по вкусу, тем самым делая процесс обучения увлекательнее.

Игрушки всегда помогут

Если у Вас совершенно нет идей, как можно быстро помочь своему чаду выучить эту сложную таблицу умножения, то воспользуйтесь беспроигрышным вариантом: любимые игрушки малыша.

Единственный критерий к игрушкам – любой посторонний должен легко понять, что они иллюстрируют именно умножение. Например, при умножении трех колес от машинки на два должно получиться именно шесть колесиков, а не четыре колеса, бампер и фара (в таком случае научить ребенка будет крайне трудно!). Также, если Вы выбрали обучение с помощью игрушек, то не надо вместо этого пытаться научить ребенка считать на пальцах – это два совершенно разных метода!

Одной из самых интересных идей являлась мысль одного отца пустить в дело огромное количество деталей от ЛЕГО, которые в огромных количествах были разбросаны по всей квартире. Взяв самую маленькую деталь за единичку, отец стал показывать своему сыну основы умножения на два, на три и на четыре (ведь ЛЕГО было крайне много, поэтому недостатка в кусочках они не испытывали). В итоге все занятия прошли в форме игры, а отец даже и подумать не мог, что научить сына умножению будет так легко и быстро!

Многие родители помогли используют в обучении интерактивные звуковые плакаты. В этом случае запоминание происходит лучше, чем в процессе обычного урока или зубрежки наизусть.

Пальцы и умножение

Как ни странно, но можно быстро выучить таблицу умножения даже на собственных пальцах!

Многие родители не одобряют привычку детей проверять все результаты вычислений на пальцах, аргументируя это тем, что на пальцах легко считать лишь небольшие числа.

На самом деле, это не совсем правдиво: можно легко выучить таблицу умножения (причем, довольно быстро!), используя лишь собственные пальцы и знания интересных математических закономерностей (однако, это не будет избавлять малыша от решения примеров на повторение материала).


Умножение на ДЕВЯТЬ с помощью пальцев - результат моментальный

Безусловно, с простейшими примерами все понятно: десяти пальцев вполне достаточно для вычисления. Но как быть с умножением на девять?

На самом деле, можно: например, умножение на девять выполняется безумно быстро: всего лишь в одно действие. Необходимо посчитать (начиная с левого большого пальца) до числа, которое мы умножаем на девять (или на которое мы умножаем девять). Числа, находящиеся левее его, будут давать десятки, а числа правее – единицы. Это поистине фантастический способ. Значительно облегчающий умножение на девять.

Конечно же, без повторения выучить таким способом таблицу крайне сложно, поэтому при выборе данного подхода требуется большое количество практических заданий.

Переменки необходимы

Вне зависимости от возраста малыша, ему требуется большое количество перерывов (желательно каждый 10-15 минут), иначе легко выучить основные законы умножения не получится: после 10 минут непрерывных занятий дитятко будет то и дело отвлекаться на кота, лучик Солнца, заглянувший в окно, раздавшийся на улице звон и так далее.

Как же максимально повысить уровень эффективности занятий? Во-первых, стоит начертить таблицу с четким планом занятий (в ней должны присутствовать небольшие перерывы) и все время следовать ей.

Во-вторых, необходимо проявлять фантазию: выучить материал можно и в игровой форме. Например, можно создать собственную карточную игру.

Пример игры: создаются карточки (их количество может варьироваться, возможны повторы и бонусные карты). Главное, чтобы ребенок знал все примеры на карточках, участвующих в игре. Основное правило игры – игрок, не глядя, вытягивает карту и за определенное время решает пример. Победит тот, кто наберет больше всего баллов. Бонусные карты могут добавлять количество времени, давать возможность выбора примера и так далее.

В-третьих, не стесняйтесь делить на части: выучить одну большую таблицу сложнее, чем много маленьких табличек.

В дополнение

  • Хорошей идеей будет повесить таблицу над кроватью малыша, а также в его игровой комнате: даже не занимаясь, он будет машинально скользить по ней взглядом, тем самым понемногу запоминая числа;
  • Почаще тренируйте все навыки ребенка: вместо произведения семерки на восьмерку предложите ребенку назвать числа, которые при умножении друг на друга дадут 56;
  • Если малыш уже ходит в школу, спросите учительницу про ее методы преподавания. Может быть, стоит использовать похожий метод, чтобы выучить материал быстрее;
  • Набирайтесь терпения: малышу проще выучить материал, когда его не ограничивают во времени хотя бы на первых порах.

Похожие материалы

Всё больше родителей жалуются на то, что система образования становится хуже, учителя не заинтересованы в знаниях детей, а у учеников нет стимула учиться. Но проблема вовсе не в этих вещах, а в том, что в современном мире дети разучились думать. Ведь они знают, что достаточно найти ответ на вопрос в Интернете. Математика - это не только один из предметов, по которому нужна хорошая отметка в табеле. Она учит мыслить.

Редакция «Так Просто!» расскажет тебе, как без затруднений и особой траты времени помочь ребенку легко выучить таблицу умножения . На каждой тетрадке сзади есть примеры умножения, но они несут много лишней информации, которая только забьет голову. Эта методика куда интереснее и эффективнее!

Как быстро выучить таблицу умножения

Как мы уже говорили, те примеры, которые изображены на обратной стороне тетрадки, - это просто шпаргалка. Настоящая таблица умножения была изображена на советских тетрадях. Она еще известна как таблица Пифагора .

Она очень полезна, ведь не содержит никакой лишней информации. Только цифры. Это ее главный козырь.

Еще одно важное преимущество таблицы Пифагора - она заставляет детей думать логически. Когда ребенок на нее смотрит, он начинает анализировать. Таблица имеет сбоку и сверху одни и те же цифры. В этом зашифровано главное правило умножения: от перестановки множителей произведение не меняется.

Но и на этом плюсы таблицы не заканчиваются. Возможно, даже ты этого не знала. Если ткнуть пальцем в любое число и провести прямоугольник от него до левой и верхней части таблицы, то количество клеточек в прямоугольнике будет равно этому числу. Для ребенка сразу два бонуса: улучшение логического мышления и забавная игра.

Предыдущая находка - это не просто совпадение. При помощи этого очень легко объяснить малышу, что такое площадь прямоугольника и как ее вычислять. Конечно, в первом классе такое не учат, но зато позже ему будет легко даваться геометрия.

Но это не значит, что обычные примеры умножения вредны и их надо убрать с глаз долой. Просто они не несут никакого смысла, кроме как быть шпаргалкой на контрольной. Можешь для сравнения показать ему, что таблица Пифагора дает такие же результаты, но с ней еще можно поиграть.

Умножение необязательно учить по таблице Пифагора, можно использовать для этого обычные счетные палочки. Главная цель - ребенок должен понять сам принцип и тогда сможет умножать любые числа.

Ну и конечно же, не надо заставлять ребенка зубрить и тратить всё свое свободное время на учебу. Тебе надо заинтересовать его. А главное - понять самой, что это нужно не только для успеваемости в школе, но и для развития малыша. Ведь хорошее логическое мышление в жизни очень важно.

Многие дети прилагают огромные усилия, чтобы выучить таблицу умножения. Как родитель, вы обязаны помочь. В конце концов, навыки быстрого умножения помогут им в школе, университете и в жизни. Вам потребуется время и терпение, чтобы помочь ребенку овладеть навыками умножения. И вот как это сделать.

Шаги

Обучение навыку

  1. Выберите время. Сядьте с ребенком, когда вы оба будете готовы “грызть гранит науки”. Если вы заняты своими делами, или ваш ребенок слишком устал или голоден, обучение будет не таким эффективным, как вам бы хотелось. Сядьте на 30 минут и исключите все отвлекающие факторы для вас обоих .

    • Энергия и энтузиазм очень важны для вас обоих. Выключите сотовый телефон, телевизор, сядьте за стол и победите эти цифры.
  2. Начните с таблицы на 0, 1, 2 и 3. Лучше запоминать информацию небольшими порциями, чем пытаться запомнить всю таблицу целиком. Помните: ваш ребенок не считает, он просто запоминает. Предположительно, он уже знает основной принцип умножения.

    • Если ваш ребенок не знаком с умножением, запишите умножение в форме сложения. Например, 4*3 это 4+4+4.
    • Попросите ребенка принести вам учебники по математике и другие материалы, которые у него есть. Вы поймете, что он изучает, и познакомитесь с методом обучения, используемым в его школе.
    • Нарисуйте таблицу или числовую ось, показывающие цифры от 0 до 100. В таблице удобно искать ответы, соответствующие определенным строкам и колонкам. Таблица будет удобнее для начинающих, так как ответы можно найти быстрее.
      • Числовая ось более трудоемкая. Вы можете отметить числа и их множители различными цветами.
  3. Объясните ребенку, каким образом свойство коммутативности (независимость результата операции от перестановки ее элементов) облегчает запоминание таблицы умножения. Покажите ребенку, что каждый ответ повторяется, фактически он должен выучить только половину таблицы. 3*7 то же самое, что 7*3. Когда он выучит таблицу на 0, 1, 2 и 3, он уже будет знать 4 примера таблиц на 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.

    • Как только ребенок освоит умножение на 0-3, перейдите к умножению на 4-7, а затем на 8-10. Если вы хотите пойти дальше, возьмите умножение на 11 и 12. Некоторые учителя берут более сложные примеры в качестве бонуса или чтобы оценить каждого ребенка.
  4. Обсудите шаблоны во всей таблице. Не должно быть механического запоминания. В таблице хорошо видно, на что нужно обратить внимание

    • Все примеры на 10 оканчиваются на 0.
    • Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0 и вполовину меньше, чем примеры на 10 (10*5=50; 5*5=25 или половина от 50).
    • Все примеры на 0 равны 0.
  5. Маленькие хитрости. К счастью, математика полна сокращений. Научите своего ребенка этим хитростям, и он будет благодарен вам.

    • Чтобы запомнить таблицу на 9, используйте пальцы. Вытяните обе ладони перед собой. 9*1, загните левый мизинец. Что вы показываете? 9. 9х2, загните безымянный палец на левой ладони. Что вы показываете? 1 и 8. 18. Загните средний палец – 2 и 7. 27. Это работает до 9х9 (8 и 1. 81)
    • Если ребенок умеет удваивать число, будет проще умножать на 4. Просто удвойте число дважды. Возьмем 6х4. Удвоим число 6, будет 12. Удвоим число 12, будет 24. 6х4=24. Используйте этот прием, чтобы ответы стали автоматическими.
    • Чтобы умножить любое число на 11, просто продублируйте его. 3*11=33. Две тройки. 4*11=44. Две четверки. Ответ в вопросе.
    • Если ваш ребенок гений математики, научите его такой хитрости умножения 11 на двузначное число. Возьмите двузначное число и разделите его на цифры. 11*17 = 1__7. Сложите эти цифры, получившееся число поставьте в середину: 187.

    Запоминание ответов

    1. Сделайте обучение веселым. С этой точки зрения вы можете удивиться, что в этих загогулинах что-то есть. Привнесите элемент игры и соревнования в обучение.

      • Попросите ребенка сделать набор карточек. Написать пример, 4х9, на одной стороне и ответ, 36, на обратной стороне. Выписывание примеров – это еще одна возможность повторения. Используйте таймер, чтобы узнать, сколько карточек ребенок сможет пройти через минуту. Сможет ли он побить этот счет завтра?
        • Вы также можете делать это в пустой таблице. Таблица позволяет отследить слабые места, над которыми еще надо поработать.
      • "Захватить колоду карт" – эта игра похожа на войну, но с умножением. Каждый из вас получает половину колоды и размещает лицом вниз перед собой. Не смотрите на карты! Игроки переворачивают свою первую карту одновременно – первый, кто скажет свой ответ, перемножив числа на двух картах, получает обе карты (цель игры состоит в том, чтобы собрать все карты). Если вы перевернули 7 и 5, ответ будет 35. Для валетов, дам, и королей, можно использовать 11, 12, и 13, использовать их в качестве 0 или совсем убрать их из колоды.
      • Скажите число. Например, 30. Сможет ли ребенок назвать все возможные случаи, когда в результате получается 30? 5*6? 3*10=?
      • Скажите число и попросите сделать следующее умножение. Например, начните с 30 и попросите сделать следующее умножение на 6. Или начните с 18 и попросите сделать следующие два умножения на 9. Вы даже можете начать с 22 и спросить следующее умножение на 4, даже несмотря на то, что 22 не кратно 4. Будьте хитрыми.
      • Попробуйте игру бинго. Ваш ребенок заполняет квадрат шесть на шесть любыми числами. Вы называете пример, "5 * 7." Если у него есть число 35 на карточке, то он зачеркивает его. Продолжайте, пока кто-нибудь не зачеркнет все числа на своей карточке. Что за приз он может выиграть?

    Поощряйте вашего ребенка

    1. Используйте стимулы. Не стоит использовать деньги или материальные ценности в качестве стимула – это может убить тягу к знаниям.

      • Приберегите награды для школьных тестов. Если ребенок сможет решать примеры под давлением, вы достигли успеха.
    2. Хвалите ребенка. Не забывайте делать паузы и отдыхать между серьезными занятиями. Если вы порадуетесь успехам ребенка, он захочет добиться успеха в следующий раз. Выражайте словами, как здорово ребенок занимается.

      • Если он занимается медленнее, чем мог бы, отдохните. Негативные эмоции могут привести к прекращению занятий. Плохое настроение может свести на нет все усилия. Поощряйте ребенка сделать усилие.
    3. Будьте добры и терпеливы. Если это будет необходимо, просто работайте с одной комбинации в течение нескольких дней, пока ребенок полностью не поймет.
    4. Изучение большого объема слишком быстрыми темпами вызовет непонимание и разочарование. Работайте постепенно, чтобы облегчить обучение умножению, но твердо двигайтесь вперед, постоянно и последовательно улучшая навыки умножения.
    5. Обратите внимание, что сложение может быть сделано двумя путями: 2+1=3 и 1+2=3. То же самое с умножением.
    6. Сложное оставляйте на потом: 10 в квадрате очень похожа на 1 в квадрате. 1 в квадрате равно 1, 10 в квадрате равно 100. Легко заметить, что 20 в квадрате составляет 400, 30 в квадрате будет 900, 40 в квадрате 1600, и так далее.
    7. Предупреждения

    • Никогда, никогда не используйте слова "глупый", "паршивый" или любые другие ярлыки. Не используйте их, обращаясь к ребенку, к себе или к материалу.
    • Поймите, что ребенок – не счетная машина. Быстрый ответ достигается только запоминанием. Устный счет полезен на начальном этапе, но он становится ненужным, как только таблица будет твердо усвоена.
    • Не утомляйте ребенка, изучая слишком много строк или шаблонов за один раз – не забывайте улыбаться и делать короткие перерывы между занятиями.

Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с проблемой, как выучить таблицу умножения. У некоторых мам такой вопрос вызывает недоумение: «Что значит выучить? Нужно просто сесть и выучить». Но вспомните, сколько вам в свое время доставляла трудностей школьная зубрежка. Это нудно и скучно, кроме того, у ребенка может быть недостаточно развита механическая память, и заучивание в данном случае не принесет никаких плодов. Предлагаем вниманию родителей и их детей способы, позволяющие легко и эффективно освоить искусство умножения.

Как быстро выучить таблицу умножения (быстрый способ)

День первый.
Как же поступить? Бывалые родители для начала советуют написать таблицу на альбомном листе – не распечатать с компьютера, а именно написать! Желательно как можно ярче, фломастерами или гелевыми ручками. Пусть ваш первоклассник в этот момент находится рядом с вами, активно участвует в творческом процессе – может, к примеру, сделать для таблицы красивую рамочку. Побольше говорите с ребенком, подбадривайте его: «У тебя все обязательно получится, ты же у меня такой умница! Теперь ты совсем взрослый, поэтому должен выучить таблицу умножения!»

На этой таблице можно специальными маркерами-текстовыделителями отмечать те примеры, ответы на которые ребенок уже знает. Тогда материал будет усваиваться более легко.
Теперь на отдельном листочке можно написать примеры умножения на 1 – сначала без ответов. Начните решать примеры – и ваш школьник очень быстро подхватит и самостоятельно впишет остальные ответы.
Зачеркните маркером известные примеры, порадуйтесь вместе, что учить осталось не так уж много.
Теперь можно вспомнить, что 2*1=1*2=2. И написать столбик наоборот.
2*1=2
3*1=3 и т. д.
В большой таблице зачеркните и эти примеры.

Затем можно сразу перейти к примерам умножения на 10. Объясните своему чаду, что это так же легко, как на 1, просто к числу нужно приписать нолик. Закрепите результат. Поспрашивайте ребенка вразброс.
Следующий шаг – таблица умножения на 2. С этой задачей дети, у которых нет проблем со сложением, обычно тоже легко справляются. Умножить число на 2 – это значит прибавить к числу такое же число. Можно потренироваться с помощью конфет: «У тебя есть 1 друг – всего вас двое. Сколько всего тебе понадобится конфет, чтобы ты мог две отдать другу, а 2 оставить себе.

А если вас будет трое? Четверо?»
Теперь перейдем к примерам посложнее. Умножение на 9. Для этого необходимо умножить число на 10 и вычесть из него это же число.
2*9=2*10 – 2=18
3*9=3*10-3=27
И так далее.

Закрепив результат, можно переходить к умножению на 4. Это значит умножить число на 2 и полученный результат еще раз умножить на 2.
Обязательно правильно распределяйте нагрузку. Каким бы способным ни был ваш малыш, за один день выучить всю таблицу невозможно. Но за неделю это вполне реально.
Итак, в первый день занятий математикой достаточно.

День второй .
Начните занятие с повторения пройденного. Обязательно хвалите сына или дочку, «удивляйтесь» его (ее) успехам.

Теперь настало время заняться цифрой 5. Обратите внимание ребенка на то, что результат всегда заканчивается на 5 или 0. Если число четное, то ответ заканчивается на 0, если нечетное, то на 5. Напишите столбик примеров.
5*1=5
5*2=10
5*3=15
5*4=20
5*5=25
5*6=30
5*7=35
5*8=40
5*9=45
5*10=50
Начиная с примера 5*2, на месте первой цифры в ответе ставим по две 1, 2, 3, 4.
И тоже все закрепляем, доводим до автоматизма.

День третий .
Настало время разобраться с умножением на 3 и 6.
Можно попробовать использовать конфеты, как с умножением на 2. Только не позволяйте своему любимцу вместо обучения без остановки хрумкать карамельки.
Сложно? Заготовьте карточки: на одной стороне пример, на другой – ответ. Ребенок берет карточку, если отвечает правильно, оставляет ее себе. Если неправильно, карточку забираете вы. В игровой форме выучить что-либо гораздо проще. Аналогичным образом можно постепенно одолеть умножение на 6, 7 и 8.

Особый случай.
Кому-то, возможно, покажется, что выучить саму таблицу намного проще, чем стихотворение. Посоветуйтесь с ребенком.

Еще один нестандартный способ рассчитан на детишек, у которых слабо развита механическая память, зато нет проблем с образным мышлением. В школе такие дети, как правило, лучше всех пишут сочинения, хорошо рисуют или обладают хорошим музыкальным слухом. Для начала позвольте ребенку пофантазировать вдоволь и представить, с чем у него ассоциируются цифры от 1 до 9. Используйте фломастеры, карандаши, краски – пусть он зарисует свои ассоциации. К примеру, 0 может напоминать колесо, 1 – Буратино, 2 – лебедя, 3 – сердечко. Главное, чтобы эти образы были придуманы самим ребенком. Далее нужно закрепить эти ассоциации, для этого вразброс показывайте вашему ученику нарисованные им картинки. Потом вместе со своим чадом сочините историю на каждый пример умножения.
В частности, 2*3=6. Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста». Подобные истории малыши с богатым воображением запоминают достаточно быстро.
Главное, помните: даже если ваш сын (или дочка) запоминает таблицу умножения немного медленнее своих одноклассников, это совсем не значит, что он обделен интеллектом. Просто образовательная система не учитывает особенностей ребенка. Традиционная зубрежка не для него, к школьным заданиям нужно подходить более креативно.

Дайте понять ребенку, что вы всегда на его стороне, и вы станете для вашего школьника настоящим другом, а сам процесс обучения превратится в увлекательную игру. Удачи!

Видео-таблица умножения для самых маленьких!

Таблица умножения является основой математики. Чтобы научиться выполнять сложные математические и алгебраические действия в средней и старшей школе, необходимо знать умножение и деление чисел.

Как быстро выучить таблицу умножения? Ведь во взрослой жизни каждый человек достаточно часто сталкивается с ней: совершая покупки в магазине, распределяя семейный бюджет, в работе (бухгалтер, экономист, сметчик и другие), снимая показания счетчиков электрических (газовых, водных) приборов и оплачивая коммунальные услуги и так далее.

Обо всем - в данной статье.

История

Самой древней таблицей умножения считается та, которая была создана еще в Древнем Вавилоне - примерно 4 тысячи лет назад (то есть еще до нашей эры).

Именно по ней осуществляется обучение школьников уже не один десяток поколений в странах Европы и в России по настоящее время.

Если присмотреться повнимательнее и самостоятельно найти определенные закономерности, то вопрос "Как быстро выучить таблицу умножения?" (а также в обратную сторону - деления) можно разрешить чрезвычайно быстро и без лишних усилий. Что как раз нравится детям.

В советские времена таблицу уже задавали школьникам после 1 класса, а во 2-м основательно закрепляли. В настоящее время, по сути, ничего не изменилось - ребенок должен изучить данный фундаментальный материал к 8 годам.

Хотя, согласно положению о школьном образовании Великобритании, каждому ребенку важно овладеть таблицей умножения до 11 лет. Это может быть раньше или именно в этом возрасте, но не позже.

Одна современная школьная учительница математики для своих детей специально покупала, когда те учились в младших классах, тетради в клетку, на обложке которых напечатана таблица умножения - не столбцами:

Она выбирала вариант, оформленный именно таблицей. Это игра в таблицу умножения, чтобы быстро выучить ее при минимальных усилиях (со стороны детей и родителей).

Почему она имеет именно такой внешний вид?

  1. Просто так выглядит настоящая таблица Пифагора, а все остальные представленные формы - это производные.
  2. Такое расположение чисел очень интересно для детей. А потому они неосознанно начинают играть с этой табличкой: искать закономерности, рисовать диагональ, видеть геометрические фигуры и так далее.
  3. Именно благодаря данной таблице умножения дети без чрезмерного труда и назидания, быстрее и без вмешательства взрослых запоминают все математические операции (умножение, деление).

Поэтому не стоит "напрягать" ребенка, заставляя его бездумно зазубривать ненавистные столбцы, которые буквально навязывались детям еще с советских времен.

Лучше подать необходимый материал в интересной для ребенка форме, чтобы, по возможности, он сам попробовал разобраться, что к чему.

Логическое изучение таблицы умножения

Согласно школьной программе, на уроках математики таблицу изучают последовательно: начиная с числа 2 и до 9 (младшая школа). В средней и старшей - совершают данные математические действия в более усложненном варианте (четырехзначные умножают на четырехзначные и так далее).

А изучая каждое последующее число, умноженное на ряд от 1 до 9, уже нет смысла учить предыдущие, потому что они усвоены. Например, таблица на 4 начинается с того, что это число умножается на само себя, а на 1, 2 и 3 уже известны ответы.

Это еще знаменитый переместительный закон, который гласит, что 2 х 4=4 х 2 или 3 х 4=4 х 3 и так далее.

Что касается обратного процесса - деления, то его вообще учить специально нет необходимости. Это связано с тем, что если умножение усвоено, деление запоминается само собой.

Особенно легко понять данный материал на практике через решение задач или примеров.

Счет

Еще один занимательный способ запоминания таблицы умножения - тренажер для 3 класса. Это счет: двойками до 20, тройками до 30, четверками до 40, пятерками до 50 и так далее.

Кстати, такой подход очень хорошо развивает и образное мышление, о котором будет еще идти речь далее.

Если представить последовательно все числа от 1 до 100 в виде десятков: первый, второй, третий десяток и так далее, то таким образом легко осуществить счет.

Например, двойками до 20:

  • две двойки - это 4;
  • три - 6;
  • четыре - 8;
  • пять - 10;
  • шесть - 12;
  • семь - 14;
  • восемь - 16;
  • девять - 18;
  • десять - 20.

При этом можно вместе с ребенком или детьми представлять, как эти двойки "паровозиком" двигаются друг за дружкой. Это очень хорошая игра, чтобы быстро выучить таблицу умножения.

И важно, чтобы ученики запоминали результаты этого счета - последовательно, а потом вразброс.

Еще немного логики…

Также выучить таблицу умножения помогают некоторые математические законы:

  1. Распределительный - по сумме. Один из множителей можно представить в виде суммы двух чисел и поочередно перемножить второй на них (6 х 9=6 х 5+6 х 4). Работает и в обратном направлении - когда раскладывается другой множитель.
  2. Распределительный - по разности. Один из множителей представляется как разность большего числа (более запоминаемого) и меньшего (простого). Тогда второй перемножается с этими числами и определяется разность полученных произведений (6 х 7=6 х 10 - 6 х 3). Работает закон и в обратном направлении.
  3. Сочетательный - один из множителей представлен в виде 2 множителей, тогда второй перемножается последовательно, можно поставить скобки для четкости представления примера (7 х 6 = 7 х 2 х 3).

Опорные анализаторы

Но самое главное, о чем следует помнить при изучении таблицы Пифагора, это опорные анализаторы: слуховые, моторные, зрительные, тактильные, словесные.

Именно они помогают разделить весь объем информации на блоки и поставить свои опорные точки, благодаря которым легче запомнить каждый информационный блок.

Тогда выучить таблицу умножения с ребенком - это игра, составленная их интересных блоков, в которых есть свои ассоциации и сигналы. Усвоение пройдет намного быстрее и проще. А еще процесс будет интереснее.

Игровые способы изучения таблицы умножения

Современные педагогические приемы в изучении любых наук, в том числе и математики, подразумевают игровые формы обучения, когда ребенок учит таблицу умножения, даже не догадываясь об этом.

Также допустимо применение стихотворений, песен, картинок, которые служат подсказками и хорошо запоминающимися образами, чтобы в будущем малыш смог легко восстановить в памяти любой фрагмент.

Основные методы обучения: визуализация, игра, запоминание, ассоциации.

Визуализация помогает легко выучить таблицу умножения, как информацию, которую можно представить. Предполагает наличие счетных материалов, картинок, счет на пальцах и так далее.

Для детей, которые любят рисовать, отличным способом запомнить таблицу умножения является изображение предметов: геометрических фигурок (хорошо знакомых ребенку), любимых игрушек, сказочных персонажей, животных, растений, звездочек, солнышек и так далее.

Можно учить таблицу Пифагора с помощью обучающих видеороликов, а также мультфильмов или приложений на гаджетах (но под присмотром родителей).

Обо всем по порядку.

Образное изучение

Можно учить таблицу умножения, играя. Особенно детям нравятся цветные картинки, плакаты, на которых изображена полезная информация, но в нестандартном виде.

  1. Отличным способом будет распечатать или написать от руки настоящую таблицу Пифагора, заламинировать и повесить на видном месте, где ученик чаще всего проводит время (над письменным столом, в ванной комнате, возле зеркала, на дверях и так далее). Можно в миниатюрном формате носить с собой. Это поможет таблице быть всегда перед глазами ребенка и постепенно запомнить ее целиком.
  2. Для малыша, который только знакомится с данным материалом, хорошо приобрести плакат крупного формата, где вся таблица умножения представлена в виде образов - картинок. Или нарисовать самим такой. Постепенно, чтобы усваивался материал, придумывать вместе каждую деталь и запоминать. Ну и самое главное, чтобы ребенок тоже карандашами или красками (восковыми мелками и другими материалами) помогал изображать любимые картинки.
  3. Лепка предметов (чисел в сказочном виде, фруктов, овощей, животных) из пластилина, соленого теста или глины. Это отличный способ вспомнить образы, которые были слеплены своими руками, и таким образом запомнить таблицу умножения от 2 до 9.

Математические законы (распределительный, сочетательный, переместительный) также можно объяснить и показать с помощью картинок, предметов, игрушек.

Изучение на пальцах

Одним из способов визуального запоминания таблицы Пифагора является изучение на пальцах. Например, на 9.

Обозначить каждый палец - от 1 до 10. И загибая по одному, поиграть, называя последовательно, а затем вразброс каждый пример таблицы умножения на 9.

Подробнее можно ознакомиться с методом, просмотрев это короткометражное видео.

Игры с карточками

Учим таблицу умножения, играя. Это придется по душе старшим ребятам - 7-9 лет.

Есть несколько вариантов такого способа запоминания данной математической информации.

  1. Приобрести готовые или сделать самостоятельно (вместе с ребенком) картонные карточки (размеров 10 х 15 сантиметров или 8 х 12 см). По количеству столько, сколько примеров на умножение существует в таблице от 2 до 9 (всего 90 штук). С одной стороны отражен пример, а с другой - ответ (для самопроверки). С таким материалом можно играть как угодно - на что хватит фантазии. Обычно дети сами предлагают, как им бы хотелось применить такие карточки. А самое главное, что в игре будет запоминаться - постепенно и ненавязчиво - вся таблица Пифагора.
  2. Карточки - по количеству 90 штук, по размеру 10 х 15 или 15 х 20 сантиметров. Этот математический материал будет нести в себе следующую информацию: на одной стороне крупным и ярким шрифтом написать пример на умножение, а с другой - он же, только в виде суммы (первая сторона: 3 х 3; вторая: 3 + 3 + 3; и так далее). Ребенка или группу детей можно расположить на коврике, перемешать карточки и пусть каждая будет названа с одной стороны (прочитан вслух пример и назван ответ) и, не переворачивая, - с другой (затем перевернуть и проверить).

Стихи

Как быстро выучить таблицу умножения? В стихах представить каждый пример.

Это отличный способ запомнить любую информацию, в том числе и математического характера. А еще важно, чтобы к каждому примеру была прикреплена какая-то знакомая малышу ассоциация.

Таблицу умножения в стихах можно найти в интернете, специальных учебных пособиях (например, «Нестандартная математика» или «Учим математику, играя»), а также придумать самостоятельно (вместе с ребенком).

Ментальная арифметика

Но самым продвинутым способом изучения математики и ее главных операций, в том числе и умножение, является Основана еще в Древнем Риме, благодаря счету на пальцах (одна рука представляет единицы, другая - десятки). Именно такой принцип заложен в основу специального прибора - счет, широко применяющихся при изучении ментальной арифметики. Эти счеты еще называют абакус или соробан. В настоящее время данная методика изучения чисел и действий с ними - называется японской или восточной. На таких счетах (абакусе) можно не только прибавлять и вычитать, но и умножать, и делить. Но главный секрет в том, что у ребенка во время обучения этому искусству счета включаются в работу оба полушария мозга. Это помогает полнее развиваться и в точных науках, и в гуманитарных. Такая методика будет интересна детям, освоившим таблицу умножения до 9. Тогда с помощью счет можно научиться осуществлять данную операцию с двух-, трех-, четырехзначными числами. И даже больше.

Также это закрепление таблицы умножения.

Удивительно простой и быстрый способ как выучить с ребенком таблицу умножения от 2 до 9 является метод сетки.

Принцип такой: в зависимости от того, какое числовое значение первого множителя в примере, столько и горизонтальных линий необходимо начертить. А какое - второго множителя, столько вертикальных (пересекающихся с горизонтальными) линий необходимо начертить.

Количество точек пересечения и будет ответом.

Например, действие 2 х 2: две горизонтальные линии и две вертикальные - точек пересечения четыре, значит и ответ 4.

Или 4 х 4: четыре горизонтальные линии и четыре вертикальные - в итоге видно 16 точек пересечения. Значит ответ: 16.

Обучающие мультфильмы, программы

Дети с удовольствием закрепляют материал по изучению таблицы умножения вместе с обучающими мультфильмами.

Или играми, в которых участвуют любимые сказочные персонажи.

Хороший тренажер для 3 класса - таблица умножения в специальных приложениях для детей на гаджетах. Их можно скачать и вместе с малышом изучать и закреплять умножение.

Как запоминать детям информацию

Оказывается, выучить - это еще часть дела. Самым непростым является отправить новую информацию долговременную память ребенка.

Как легко выучить таблицу умножения? И запомнить ее на всю жизнь?

Если учить с ребенком любым (из вышеизложенных) способом, то так устроен мозг, что в первый час после соприкосновения с новой информацией забывается практически 60% (согласно исследовательским данным немецкого ученого Г. Эббингауза).

Достаточно важным аспектом изучения является повторение материала.

Существует несколько временных этапов, которые необходимо выдержать, чтобы произошло закрепление новой информации:

  1. Повторить сразу после изучения.
  2. Через 20 минут.
  3. Спустя 8 часов.
  4. Через сутки.

И если придерживаться данной последовательности при изучении таблицы умножения (каждой части: на 2, 3, 4 и так далее), то гарантировано через время весь материал успешно запомнится и усвоится навсегда.