title: Купить: feed_id: 3854 pattern_id: 1079 book_author: Новиков-Прибой book_name: Цусима
На следующий день все боевые суда эскадры вышли в море. В бухте остались
только транспорты и крейсер "Алмаз", чтобы покончить с погрузкой угля. На
"Алмазе" теперь поднял брейд-вымпел заведующий транспортами, капитан 1-го
ранга Радлов, а контр-адмирал Энквист перенес свой флаг на крейсер "Олег".
Четыре дня эскадра болталась на просторе, то стопоря машины, то давая
тихий ход кораблям, чтобы сохранить хоть приблизительный строй. Все время
держались в виду бухты Камранг. Это было самое нелепое наше скитание. Тем
временем Рожественский сносился через Сайгон по телеграфу с Петербургом.
Теперь более определенно выяснилось, что где-то здесь мы должны
встретиться с эскадрой Небогатова. Кроме того, пришлось ждать разгрузки
пароходов "Ева", "Дагмара" и "N 3", доставивших из Сайгона провизию, уголь,
припасы.
Наблюдая жизнь на корабле, я все больше удивлялся бессилию командного
состава удержать власть над своими подчиненными. Бывало, стоило только
услышать: "Все наверх!" - и сотни людей бросались к трапам, сшибая друг
друга. А теперь при срочных авральных работах многие матросы с такой же
поспешностью летели с верхней палубы вниз и прятались по трюмам. Даже
молодые матросы перестали бояться начальства.
Вспомнилось, как я, будучи новобранцем, смотрел на морских офицеров. Мое
знакомство с ними началось в Кронштадте, где я был водворен в один из
флотских экипажей. До этого я встретил в Петербурге каких-то кавалеристов,
прогарцевавших по улице на сытых и стройных конях. Эти офицеры удивили меня
оригинальностью своего наряда, и только. Ничего тут особенного не было. На
конях и сам я в своем селе Матвеевском ездил верхом в ночное, правда, без
седла и не так, может быть, красиво. Совсем иное впечатление произвели на
меня морские офицеры. В воображении своем я связывал их с кораблями, на
которых они плавают по синим морям, переживают бури, бывают в чужих странах,
совершают кругосветные путешествия и видят всякие чудеса земного шара. Мне
казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звездам -
как объясняли старые матросы - определить, в какой части океана находится
судно. Все это было для меня необычно, необычна была и сама форма, какую
носили морские офицеры. В особенности я поражался, когда видел их в черных
парадных мундирах с эполетами, с орденами, в треугольных шляпах. Этот блеск
ошарашивал меня, подчеркивая мое ничтожество. Я, вылезший из деревенской
глуши и грязи, смотрел на офицеров, как на людей особой породы, с красивыми
благородными лицами, чрезвычайно талантливых. И разве я мог в то время
заподозрить кого-нибудь из них в нечестных поступках?
Отец мой, бывший николаевский солдат, воспитывая меня, часто внушал:
- Ежели тебе, Алешка, придется попасть на военную службу, то служи
по-настоящему. Будут бить - терпи. За одного битого десять небитых дают. И
помни - за богом молитва, а за царем служба никогда не пропадут.
Я поверил его словам и, явившись во флот, ревностно, со всей страстностью
своего темперамента принялся за службу. Период новобранства длился около
четырех месяцев и запечатлелся в моей памяти, как отвратительный сон.
Капралы, инструкторы, фельдфебель принимали самые решительные меры к
тому, чтобы вышибить из нас деревенский дух. В шесть часов утра горнист на
дворе играл побудку. Мы очумело вскакивали, заправляли свои койки, наскоро
пили чай с черным хлебом и целым взводом в сорок человек становились в своей
камере на гимнастику. Инструктор командовал, а мы выкидывали руки вперед,
вверх, в стороны, вниз. Против гимнастики ничего нельзя было бы возразить,
если бы ей не злоупотребляли. А нас, например, заставляли проделывать бег на
месте с выкидыванием колен то вперед, то назад до тех пор, пока не только
все белье становилось мокрым от пота, но и разбитые подошвы сапог промокали
насквозь. Еще труднее было выполнять "лягушечье путешествие".
Заключалось оно в том, что все сорок человек опускались на корточки в
затылок друг другу и, выставив руки вперед, прыгали вдоль стен камеры, по
нескольку раз огибая ряды коек. Тут все зависело от настроения инструктора.
Если он был не в духе, то это глупейшее прыганье затягивалось, и тогда глаза
застилались зеленым туманом. Некоторые новобранцы не выдерживали такой пытки
и падали.
- Отяжелели, окаянные, с мякинным брюхом! - ревел инструктор и
подбадривал падающих пинком.
Потом нас выгоняли во двор. Там учились маршировке, всяким захождениям,
поворотам, ружейным приемам, бегали по двору. Инструктор говорил нам:
- Если я скомандую "смирно", это значит - не дыши, замри. Забудь, как
отца и мать зовут, и только слушай, что дальше последует от меня.
Вообще он относился к нам так, как будто мы были его заклятыми врагами.
После обеда наступал короткий отдых, но иногда в это время заставляли нас
пилить и колоть дрова. Потом опять выгоняли на двор для маршировки.
Вечером, поужинав, мы измученные, отупевшие, рассаживались по койкам в
камере и занимались словесностью. Из нее мало мы черпали знаний. Главный
упор делался на дисциплину, на чинопочитание, на верность царю. Заучивали
имена царствующего дома и фамилии начальства, начиная от командующего
флотом, кончая ротным командиром. Тут же инструктор рассказывал нам, как
различать чины. Все делалось с матерной бранью и мордобойством.
Часов в семь все занятия кончались. Пока не скомандуют "на справку", мы
могли писать письма, читать книги и веселиться. Некоторые, пользуясь
небольшим промежутком свободного времени, бежали на двор, в прачечную, в
кирпичное помещение и стирали там свои рубашки и подштанники. Развешивать их
на чердаке было рискованно - украдут. Поэтому каждый новобранец расстилал
сырое белье под простыню, чтобы за ночь просушить его температурой своего
тела.
Тяжелый рабочий день заканчивался справкой и вечерними молитвами.
Привертывались газовые рожки, за исключением одного. В камере было
полусумрачно. Кто-нибудь из нас назначался дежурным, а остальные тридцать
девять человек укладывались спать - каждый на свою койку, на соломенный
тюфяк, под серое казенное одеяло. Воздух сгущался смрадом человеческих
испарений.
Так продолжалось изо дня в день.
Я исполнял все служебные обязанности самым добросовестным образом. Меня
нельзя было причислить к глупым ребятам. До службы я прочитал порядочно
книг, а это очень помогло мне в изучении словесности. При своей недурной
памяти я в один месяц выучил матросский устав наизусть. Новобранцев до
принятия присяги не полагалось отпускать в город поодиночке, но инструктор,
ввиду моего необычайного успеха по словесности, сделал для меня исключение.
- Смотри в оба, - наказывал он мне. - Знай, кому нужно козырнуть, кому -
стать во фронт.
- Есть, господин обучающий.
- Если подведешь меня, я из тебя яичницу сделаю. Все это мне казалось
нормальным.
Гуляя по городу, я отдавал честь встречающимся офицерам по всем правилам.
Правда, проделывал я это не без волнения, но ко мне никто не придирался.
Захотелось посмотреть офицерские флигели, и я, свернув на Екатерининскую
улицу, зашагал вдоль сквера. Как после узнал я, здесь никогда не гуляли
матросы, боясь столкновения с начальством. Не прошло и пяти минут, как
навстречу мне показался человек с седыми бакенбардами. Какой у него был чин?
Я еще ни разу не видал живого адмирала, но уже знал, какие у него должны
быть погоны: золотые, с зигзагами, с черными орлами. Эти погоны можно было
видеть в экипаже за стеклами. В голове у меня крутилась мысль:
если по одному орлу на каждом плече - значит, контр-адмирал, по два -
вице-адмирал, по три - полный адмирал. А этот человек с седыми бакенбардами
совсем не имел погонов, но зато воротник и полы его черной шинели были в
золотых позументах и на них в один ряд разместились десятки черных орлов.
Неужели я попался сверх-адмиралу? Почему мне инструктор ничего не объяснил о
такой форме? Мне некуда было свернуть в сторону и спрятаться. Я сошел с
тротуара и за три шага до встречи со страшным человеком стал во фронт.
Старик с позументами и орлами тоже вдруг остановился и, удивленно глядя на
меня, задвигал седыми бакенбардами. "Ну, пропал я", - мелькнуло у меня в
голове.
- Долго ты, дурак, так будешь стоять?
От его голоса, проскрипевшего в морозном воздухе, как ржавые петли
калитки, и от его выпуклых и тусклых глаз, напоминающих пузыри на мутной
луже, мне стало не по себе. Моя рука, поднятая к фуражке, дрожала.
- Иди, дурак, дальше, не стой столбом.
Он захихикал мелким дробным смешком, а я пошагал дальше, употребляя все
усилия на то, чтобы скорее от него удалиться. Через минуту я оглянулся - он
стоял на том же месте и смеялся мне вслед. У меня пропала всякая охота
гулять, и я торопился скорее попасть в экипаж. Почему этот человек с орлами
назвал меня дураком? Разве я стал перед ним во фронт не так, как нужно? Я
был так занят сверх-адмиралом, что не успел козырнуть встретившемуся
лейтенанту. Он подозвал меня к себе и спросил:
- Почему честь не отдаешь?
- Виноват, ваше высокоблагородие, задумался.
Лейтенант выругался матерно, постучал кулаком по моему лбу и сказал почти
ласково:
- Не нужно задумываться на военной службе.
Я остался благодарен ему, что он не записал моей фамилии. В экипаже от
старых матросов я узнал, перед кем мне пришлось стать во фронт. Это был не
сверх-адмирал, а флотский швейцар из бывших матросов! Мне было стыдно за
свой промах.
Через несколько месяцев я принял присягу и стал матросом 2-й статьи. С
поступлением в плаванье жизнь улучшилась. Мое первое представление о морских
офицерах постепенно изменялось. Оказалось, что эти благородные люди так же
ругаются матерно, как и мужики в нашем селе, и даже дерутся.
Потом я узнал, что многие из них напиваются и устраивают скандалы,
занимаются азартными играми и посещают публичные дома. Катилось время.
Меня повысили в матросы 1-й статьи, а потом, когда кончил школу
баталеров, произвели в унтер-офицеры. Я еще больше освоился с условиями и
бытом императорского флота. Деревенская наивность исчезла, наставления отца
перестали для меня звучать правдиво.

Снобизм "профессионалов" всегда меня веселил. Стремление сохранить свою "Илитарность" любой соц. группы путем агрессии (снобизм один из видов агрессии) говорит лишь о том, что почвы для "Илитарности" нету. Систематическому образованию не так много лет в мире. Мало того, оно себя стремительно изживает в его традиционном виде.

Популярность лекториев связана с тем, что люди начали терять страх перед "Великим Знанием" и начали стремиться расширить рамки своих возможностей, ориентируясь на потребности и любопытство. Это происходит потому, что знание становится доступным любому в связи с развитостью коммуникаций, главным образом конечно интернета.

Тут важно отметить одну важную вещь. Люди стали (наконец-то) переключать внимание с идеи "обширной профессиональной подготовки", как было в совке, на идею "профессиональных компетенций". Это привело к тому, что представители образования стали выть о том, что совковая парадигма так крута, а нам навязывают всякую фигню с Запада. Одним из элементов западной культуры является непрерывное пожизненное образование. Оно невозможно, если тратить на каждый этап образования годы последовательного времени. Отсюда "фрагментарность". На деле же не фрагментарного образования не бывает просто потому, что память людей не абсолютна.

При этом идея профессиональных компетенций ведет к появлению людей, способных функционировать "с нуля и вне группы". Совок готовил винтики для завода, неспособные что-то создать на пустом месте в одиночку (в фундаментальной науке тоже). Западные типы потребления знаний (о ужас, слово потребление встретилось!) предполагают, что "нахватал компетенций - открыл бизнес сам". Это противоположные цели и соответственно противоположные подходы.

Ограничиваться тем или иным подходом в образовании глупо, так что стоит всемерно приветствовать популярность "фрагментарного образования", как и существование отличной школы "систематического образования". Что делать, если вы инженер, а вам надо в бухгалтерии разбираться что бы ИП открыть? Идти на лекции, курсы, консультации и прочие "фрагментарные" типы образования. Что делать, если вам что то любопытно? Многие дети, оболваненные родителями, идут получать высшее образование в какой-то области только потому, что их посетило мимолетное любопытство, тем самым губят себя и теряют время. Сейчас медленно и неуверенно функцию профориентации (которая в России никогда не была достаточно развитой) тоже берут на себя популярные лекции и прочие типы "фрагментарного" образования. Так что противопоставление этих двух подходов - полнейшая глупость противопоставляющих.

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  1. - закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  3. - обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  1. - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  2. - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс _________________

Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • - закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
  • - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  • - обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока :

  • - компьютер,
  • - проектор,
  • - экран,
  • - раздаточный материал,
  • - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

План урока:

  • 1.Оргмомент
  • 2. Постановка темы и цели урока
  • 3. Повторение изученного:
  • Орфоэпическая разминка
  • Цифровой диктант
  • Работа со схемой

4.Экспериментальная работа

  • 6. Исследовательская работа по группам:
  • 7. Комплексный анализ текста.
  • 8. Домашнее задание (дифференцированное)
  • 9. Рефлексия.
  • 10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя: Ребята! Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

3. Разминка

Слово учителя: Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

Задание 2. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. , (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

Задание 3. Работа с таблицей

Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Расскажите об основных видах подчинения придаточных.

4. Эксперимент

Задание. Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Вариант 1 . Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІ.Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. - Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

Вариант 2 . Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. - Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

Вариант 3. Параллельное подчинение

І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

5. Исследовательская работа по группам.

  • Класс делится на 5 групп.
  • Каждая группа анализирует текст на карточке.
  • Нужно определить тип и стиль речи, определить вид предложений, найти СПП, определить их вид,
  • (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

Кто это? – спросил я.

Примерный ответ детей:

  • Перед нами отрывок из повести Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Писатель оформил речь в виде диалога. Тип речи – описание предмета, в данном случае – описание птицы. Мы можем представить, какой коростель, потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький, бесхвостый, ноги длинные, на цыплёнка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением, сравнение (на цыплёнка похож), слова в переносном значении (из пуха в перо выходит – растёт). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
  • СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).
  • Схема: […глаг…], (будто…).
  • СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточнымвремени).
  • Схема: […кр.прил…], (когда…).

Официально-деловой стиль

Директору управления

Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Научный стиль

Художественный стиль

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

6. Комплексный анализ текста.

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

4. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

5. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.

6. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите стиль речи.

4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

7. Задание на дом:

1 группа: самостоятельная работа №1

2 группа: самостоятельная работа №2

3 группа: упражнение 207

8. Закрепительно-тренировочный этап.

1. Конструирование предложений.

Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.

1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. 2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни

бывают только летом.

9. Подведение итогов урока

Дополнительные задания

1. Тест с последующим взаимоконтролем.

Указать номера предложений, которые являются сложноподчинёнными с несколькими придаточными.

1) Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

2) Есть такие глухие озёра, где такая стоит тишина, что до них доберётся нескоро предзакатного ветра волна.

3) Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась.

4) В юности мы спрашиваем часто: на какой тропе искать нам счастье?

5) Не было, казалось, никакой надежды, что дождь сегодня перестанет и мы продолжим

свой путь.

Ответы: 2, 3, 5.

2. Задания:

■ прочитайте предложения и выясните, почему члены и части предложения, соединённые союзом и , не разделяются запятой. (Предложения могут быть предварительно записаны на доске или помещены на рабочем листе ).

■ Сформулируйте эти правила в более обобщённой форме.

1) Взошло солнце и осветило всю окрестность.

2) К полудню ветер усилился и небо заволокло тучами.

3) Слышно было, как ветер выл и как дождь стучал по крыше.

4) Пока я осматривал окрестность, палатка была поставлена и ужин приготовлен.

■ Выпишите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, постройте его схему.

3. Объяснительный диктант с последующим дополнительным заданием: перестройте предложения так, чтобы они имели иное пунктуационное оформление.

  1. Горцы сказали мне, что как начали прокладывать дорогу, так туры исчезли.
  2. В давние годы, заболев, Дуров составил завещание, писал, что если он умрёт, то на кладбище его должны сопровождать животные.
  3. Неожиданно я увидел кабана так близко, что, пока я снимал ружьё, от него и след простыл.

Дополнительный вопрос: во всех ли предложениях можно сделать указанные выше преобразования?

4. Составление предложения по данному началу.

Задание: прибавьте к сложноподчинённым предложениям вторую придаточную часть,

расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений. Задания можно разместить на рабочих листах .

1-ый вариант. Мне показалось что поёт сам воздух и _______________________________ .

2-ой вариант. Надо идти дальше на юг где солнце ярче и _____________________________ .

Самостоятельная работа №1

Задание 1 : спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.

На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые

т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые покрывались снегом.

Задание 2 : расставьте знаки препинания, постройте схемы. Укажите номера предложений

С последовательным подчинением__________________________________ ,

С параллельным подчинением _____________________________________ ,

С однородным подчинением _______________________________________ ,

С комбинированием моделей _______________________________________ .

1. Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники которые всегда располагаются отверстием на восток. __________________________________________________________

2. Мне кажется что если я сделаю ещё хоть один шаг среди этой грозной темноты я тоже полечу в глубокую трясину._______________________________________________

3. Вечером как только темнота скрыла картину мира и толчки волн стали ощущаться сильнее и резче пассажиры разбрелись по каютам. _______________________________

4. Если внимательно прислушаться то можно услышать отдалённые раскаты которые говорят о приближении грозы. ______________________________________________

5. В июльский день когда уже нивами полной и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России и синие васильки радостно мигают в ней когда жужжат мухи и раскаты далёких гроз носятся в небесах я ехал на мельницу чтобы ловить рыбу удочкой. __________________

Самостоятельная работа №2

Осложнённое списывание

Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, и расставьте знаки препинания.

Постройте схемы предложений, определите вид(ы) подчинения.

1) Когда туман ра(с,сс)еялся когда серые обл..ка поднялись (в)верх и ра(с,сс)таяли когда солнце вышло (из)за горы когда всё вокруг зас..яло в его лучах туристы прошли уже ки(л,лл)ометров семь от того села в к..тором мы ноч..вали. 2) Потом я в(с,з)помнил какими осл..пительно(синими) бывают лоскутки неба когда дни начинают медле(н,нн)о пр..бавляться как звенит прокалё(н,нн)ым морозом снег как потом каждая веточка и с..ринка солнечным светом утепляются в снег как постепе(н,нн)о весь снежный мир становится синим. 3)Сознание что склоны этих оврагов будут пр.. вр..щены в те(р,рр)а(с,сс)ы засажены

Лесом вишнёвыми и яблон..выми садами и что в этом будет часть его труда наполняло

Колю горд..стью. 4) ..боры зат..нулись так что когда всё было пр..готовлено к от..езду

Ехать не имело смысла. 5) Под..ём на вершину был так крут что когда мы д..стигли её то

У нас (не)было сил пр..нимать поздравления с победой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Урок-практикум

1. Расставьте ударение в словах Баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.

2. Верно ли утверждение, что: 1 . Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Определение не отвечает на вопрос чей? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Местоимение себя не имеет именительного падежа? 5. Союз однако – подчинительный? 6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 9. , (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Ответ: 101 100 101

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Однородное подчинение Последователь-ное подчинение Параллельное подчинение Комбинирован-ное подчинение

3. Эксперимент 1 . Однородное подчинение І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части. ІІ.Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений? О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. - Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

3. Эксперимент 2 . Последовательное подчинение І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д. ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов? О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. - Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

3. Эксперимент 3. Параллельное подчинение І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

Инструктаж по проведению исследовательской работы определить тип и стиль речи; определить вид предложений; найти СПП, определить их вид; сделать вывод о том, как часто в текстах вашего стиля речи используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

5. Комплексный анализ текста 1 . Почему телевизор частич (?)но выт… сняет книгу? 2. Да потому(?) что телевизор заст … вляет вас (не)торопясь просм …треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл … клись от забот и повс …дневных хлопот. 3. Но пост… райтесь выб …рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи. 4.Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра (н,нн) ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой. 5 . Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть. 6 . А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Комплексный анализ текста 1 . Почему телевизор части чн о выт е сняет книгу? 2. Да потому что телевизор заст а вляет вас н е т оропясь просм о треть какую - то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам н и чего не мешало, чтобы вы отвл е клись от забот и повс е дневных хлопот. 3. Но пост а райтесь выб и рать книгу п о с воему вкусу, сядьте с ней поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. 4.Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль пр и обрела выбра нн ая вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. 5 . Это значит, что в ней что - то существенное есть. 6 . А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

6. Задания для комплексного анализа текста 1 . Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями. 2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? 3. Определите стиль речи. 4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением. 5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения. 6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения. 7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

7. Конструирование предложений Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.

Задание на дом 1 группа: контрольная работа №1 2 группа: контрольная работа №2 3 группа: осложненное списывание

Предварительный просмотр:

Памятка 1

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными различаются следующие виды подчинения:

а) СПП с последовательным подчинением:

По возвращении домой Пьеру казалось , что он приехал из дальнего путешествия, где он провел десятки лет. (Л.Т.)

В предложении с последовательным подчинением придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе – к первому придаточному, третье – ко второму и т.д.

б) СПП с однородным соподчинением:

Я увидел , как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада . (А.П.Чехов.)

В предложении с однородным соподчинением придаточные – одноименные, относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению.

в) СПП с параллельным подчинением (с неоднородным соподчинением):

В предложении с параллельным подчинением придаточные разноименные или относятся к разным членам главного предложения.

1 . Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых и вспомнил , как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник.

(А.П.Чехов.)

В предложении придаточные предложения разноименные:

1-е придаточное - времени, 2-е придаточное – изъяснительное.

2 . Смотритель осведомился , куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади ожидали его уже четвертые сутки. (П.)

В предложении придаточные одного типа (изъяснительные), но они относятся к разным членам главного предложения.

г) cпп с подчинением комбинированного (смешанного) типа:

Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители говорили , что , напротив, в С. очень хорошо , что в С. есть библиотека , театр , клуб , что , наконец, есть умные, интересные, приятные семьи , с которыми можно завести знакомства . (А.П.Чехов.)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Образец разбора:

Когда экипаж въехал во двор (2), господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени (1), что нельзя было рассмотреть (3), какое у него было лицо (4). (Н.В.Гоголь.)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное,

Состоит из 4-х частей: главное предложение (1) и придаточные (2,3,4).

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Расставьте пропущенные знаки препинания.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Составьте схемы предложений. (см. образец выше)

  1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (Пауст.)
  1. Мальчики оделись и пошли в столовую где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка что запотели окна. (А.Н.Т.)
  1. На снежном обрыве где желтели пятна и полосы от золы которую сегодня выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (А.Н.Т.) (главное предложение разорвано ! )
  1. Он рассказывает как жилось прежде здорово, весело и интересно какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. (Ч.)
  1. По возвращении Пьеру казалось что он приехал из какого-то дальнего путешествия где он провел десятки лет. (Л.Т.)
  1. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.
  1. Едва увидел он массу воды как в голове его уже утвердилась мысль что у него будет свое собственное море. (С.-Щ.)
  1. Сам он не помнил как бежал лесом как попал в село и как добрался до своей родной хаты. (Купр.)
  1. Только трус у которого больше страха перед смертью чем достоинства может утешать себя тем что тело его будет со временем жить в траве в камне в жабе. (Ч.) (главное предложение разорвано ! )

СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ.

Образец разбора

  1. Анна Михайловна поспешными шагами шла по слабо освещенной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера (1) , который хотя и не понимал (2) , для чего ему надо было идти к графу (3 ) и зачем ему надо было идти по задней лестнице (4) , но , судя по уверенности и поспешности Анны Павловны, решил про себя (2) , что это было необходимо (5).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из главного и 4-х придаточных предложений.

1-е предложение: главное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством.

2-е предложение : придаточное определительное, связано с 1-ым предложением союзным словом который , двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством образа действия.

3-е предложение : придаточное изъяснительное, присоединяется союзным словом с предлогом для чего , односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.

4-е предложение : придаточное изъяснительное, присоединяется союзным словом зачем, однородно 3-ему, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.

5-е предложение : придаточное изъяснительное, присоединяется союзом что, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2

Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений. Составьте схемы предложений (см. образец разбора выше)

  1. По сведениям полученным вчера по звукам колес и шагов слышанным ночью на

аванпостах по беспорядочности движения русских колонн по всем предположениям он ясно видел что союзники считали его далеко впереди себя что колонны двигавшиеся близ Працена составляли центр русской армии и что центр уже достаточно ослаблен чтобы успешно атаковать его (5). (Л.Н.Толстой.)

3. Соединенный так нечаянно с милой девушкой о которой еще утром я так мучительно беспокоился я не верил самому себе и воображал что всё со мною случившееся было пустое сновидение.

Памятка

Типы текста и стили речи

Типы текста:

  1. Описание (Какой?)
  2. Рассуждение (Почему?)

Стили речи:

План характеристики стиля

Разговорный стиль

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Цель высказыва-ния

Общение, обмен мыслями

Сфера применения

В устной речи

В письменной речи

Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Статьи в газетах, журналах

Памятка

Типы текста и стили речи

Типы текста:

  1. Повествование (Что происходит? Что произошло?)
  2. Описание (Какой?)
  3. Рассуждение (Почему?)

Стили речи:

План характеристики стиля

Разговорный стиль

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Цель высказыва-ния

Общение, обмен мыслями

Сообщение, передача научной информации

Сообщение, передача деловой информации

Воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на слушателей или читателей произведения

Сфера применения

В устной речи

В письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в не-официальной обстановке

Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Учебник, словарь, эн-циклопедия, научные и научно-популярные книги

Объявления по радио, телевидению

Законы, документы, объявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения устного народного творчества

Произведения художественной литературы

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

Кто это? – спросил я.

Коростель, его ещё дергачом зовут, - ответил Пётр Иванович…

А какой же он с виду? – спросил я.

Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

Директору управления

Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.

  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
  • Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
  • (Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
  • Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
  • (Л. Н. Толстой)
  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

Нужны ли современному человеку стихи?

Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

Эксперимент 1

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

Эксперимент 2

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Эксперимент 3

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

Предложения для экспериментальной работы

Эксперимент 1

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

Эксперимент 2

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Эксперимент 3

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

Предложения для экспериментальной работы

Эксперимент 1

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

Эксперимент 2

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

Эксперимент 3

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).


с несколькими придаточными

Вариант 1

Не помню где мы еще бродили в эту ночь только помню что никак не могли уйти от Шевы (Астафьев).

1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 5.

2. В каком сложноподчинённом предложении два придаточных?

1) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонек чтобы поведать чужим людям о своем счастье (Горький).

2) Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части об­ширнейшего океана находится наше судно (Арсеньев).

3) Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней (Астафьев).

4) И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила (Тургенев).

(1) Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, (2) что он может, (3) как прекрасна была бы земля наша (Чехов).

1) 1; 2) 2; 3) 3.

4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в предложении:

Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2) параллельное подчинение;

3) однородное подчинение;

В замаскированном гнезде я насчитал более десятка насиженных яиц (1) и (2) чтобы не дать им остынуть (3) поспешил поскорее убраться.

1)1,2; 2) 2,3; 3) 1,2,3; 4)1,3.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами (Арсеньев).

2) Каждый знает, как легко подниматься по осыпям, и как трудно по ним спускаться вниз (Арсеньев).

3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста (Айтматов).

4) Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Вариант 2

1. Сколько частей в сложном предложении?

Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

1) Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.

2) Старик вернулся и заявил что кажется придумал как перебраться на другой берег незамеченным (Симонов).

3) Иногда он вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно подыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность (Быков).

4) Она стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как шли они особенно к барышня и благодарила всех за то что так повеселили ее (Тургенев).

3. Укажите главное предложение в сложноподчинённом предложении:

(1) Если в задаче говорилось о бассейне с трубами, (2) мне представлялся бассейн за стеклянной стеной, (3) по которой скользили молчаливые тени (Каверин).

1) 1; 2) 2; 3) 3.

4. Укажите вид подчинения придаточных предложений в пред­ложении:

Чтобы выстоять в войне с врагом, город вынес такие испытания, каких еще ни разу не знал за много лет (Сергеев-Ценский).

1) последовательное подчинение;

2) параллельное подчинение;

3) комбинированное подчинение;

4) однородное подчинение.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я так ушел в свои думы (1) что (2)совершенно забыл (3) зачем пришел сюда в этот час сумерек (Арсеньев).

1) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая доро­га обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кус­тарником скату (Чехов).

2) Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось (Тургенев).

3) Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что дикто­вал жестокий закон штыковых атак (Сергеев-Ценский).

4) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что, если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Коро­ленко).

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Вариант 3

1. Сколько частей в сложном предложении?

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься через спу­танные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Сергеев-Ценский).

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4)5.

2. В каком сложноподчинённом предложении три придаточных?

1) Человек одарен разумом и творческой силой чтобы приум­ножить то что ему дано (Паустовский).

2) Надо перестать говорить тотчас же когда заметишь что раз­дражаешься сам или тот с кем говоришь (Каверин).

3) Наташа не кончила еще петь как в комнату вбежал востор­женный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые (Л. Толстой).

4) В воздухе висит зной от которого клонится лист и покрыва­ется трещиной земля (Чехов).

3. Укажите вид подчинения придаточных предложений в пред­ложении:

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (Сергеев-Ценский).

1) последовательное подчинение;

2) однородное подчинение;

3) параллельное подчинение;

4) комбинированное подчинение.

4. Укажите предложение с параллельным подчинением:

1) Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда говорит серьезно (Горький).

2) Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почто неучтиво слушал пожилую даму, она ласково и трогатель­но улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку (Л. Толстой).

3) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человечества хотя бы немного зоркости (Паустовский).

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это самое главное для понимания (1) что вредит человеку (2) и что идет ему на пользу (3) и как надо поступать (4) чтобы получалось счастье (Сергеев-Ценский).

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Она сказала ему, что, если он болен, то надо лечиться.

2) Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

3) Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3


Весь класс – одна группа участников квеста. Все задания представлены на слайдах, либо оформлены на карточках. Перед началом квеста на доске размещается маршрутный лист игры, в соответствии с которым ребятам предстоит побывать на различных сказочных станциях и выполнить различные задания. Маршрут представлен 7 станциями, после прохождения которых подводится итог игры.

Посмотрите внимательно на доску. Перед нами маршрутный лист, на котором обозначены 7 станций. Поочерёдно нам предстоит пройти эти станции, выполняя задания интеллектуального и творческого характера. Нас не пугают трудности и поэтому мы спешим отправится в таинственный мир волшебства и сказок.

1 станция « Вспомним сказки». На первой станции нам необходимо назвать знакомые сказки Шарля Перро, встретившиеся в сюжете, который представлен на слайде. Внимание на экран.

У одной королевы родился сын такой некрасивый, что ни в сказке сказать, ни пером описать, но был он разумным и красноречивым.

Вот послала его как-то мать проведать бабушку. Взял он корзинку с пирожками и горшочком масла и пошёл через лес. Шёл он, шёл и заблудился в чаще.

Долго блуждал он по лесу и увидел на тропинке белые камешки. Пошёл он, куда камешки указывали. Смотрит – на поляне дом стоит.

В нём жил Людоед. Вернулся вечером Людоед домой, нашёл принца, хотел его съесть, но отложил до утра. Велел жене накормить его хорошенько, чтоб не похудел, и уложить спать.

Тут в дом постучал кот. Он сказал, что шёл мимо и решил выразить Людоеду своё почтение.

Людоед принял его радушно. Кот был почтителен и хотел убедиться, что Людоед может превращаться в любых животных. Людоед, желая удивить гостя, превратился сначала в льва, а потом в мышь. Кот поймал мышь и съел её.

Теперь принц был свободен и снова пошёл по лесу. Скоро он набрёл на старый замок в чаще леса. В замке все спали. Принц увидел прекрасную принцессу, поцеловал её. Она проснулась и сразу полюбила его.

Добрая фея подарила ей прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.

2 станция «Портреты». На этой станции нам предстоит угадать персонажей сказок Шарля Перро по описанию. Всего 5 описаний, каждое из которых представлено на слайде. Внимание на экран.

1. Ты – любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти?

2. Кто умел превращаться в любого зверя?

3. Ты – младший сын в семье, очень смышлёный и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля?

4. Вы – фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придётся поколдовать. Какие превращения вы осуществите?

5. Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду.

3 станция «Бюро находок». На данной станции нам с вами необходимо выполнить задания на карточках. Работая в паре (с соседом по парте), нужно указать лишнее. Затем желающие должны будут озвучить своё решение и объяснить его. На выполнение первой части задания даётся всего лишь 2 минуты. Итак, время пошло.

1. Мельница, волк, кот, девочка.

2. Туфелька, часы, мышь, людоед.

3. Карета, придворные, крестьяне, торговцы.

4. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено.

5. «Спящая красавица», «Красавица и Чудовище», «Золушка», «Волшебницы».

Молодцы, ребята! Пока нам с вами всё удаётся. Переходим на следующую станцию.

4 станция «Перевёртыши». Здесь нам предлагают выполнить задание, расположенное на слайде – отгадать, что за сказки спрятались за перевёртышами.

1. «Чёрный берет»

2. «Собачка в кроссовках»

3. «Пьер без чёлочки»

4. «Красные усы»

5. «Девочка – великанша»

6. «Недремлющая ведьма»

Какие же вы у меня умники и умницы!