Разбирательство по которому ранее дважды откладывал татарстанский парламент, был наконец-то рассмотрен на заседании 29 ноября. Как известно, до 30 ноября должны быть подведены итоги выполнения поручения президента России Владимира Путина о добровольности изучения родных и государственных языков в стране. Об итогах проверки доложил прокурор Татарстана Илдус Нафиков.

«Будем решительно пресекать»

О «языковом вопросе» прокурор высказался впервые. Он отчитался об итогах проверок в школах: они прошли во всех 1412 образовательных учреждениях республики, выявлено 3856 нарушений.

Прокурор Татарстана впервые высказался о языковом вопросе. Фото: Госсовет РТ

Прежде всего, это снижение объёмов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными образовательными стандартами (ФГОС). Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Прокурор заявил также о нарушении права на добровольное изучение родных языков и госязыков республики. Кроме того, в республике незаконно ввели ОГЭ по татарскому языку, которое влияло на перевод в 10 класс и на средний балл аттестата. Выявлено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономию школ.

«Приняты меры прокурорского реагирования по устранению этих нарушений и недопущению впредь - как в отношении образовательных учреждений, так и на республиканском уровне, вплоть до президента РТ», - резюмировал прокурор.

Илдус Нафиков сказал и о результатах контрольных проверок, проведенных в течение первой недели с начала второй четверти. Все школы Казани, за исключением одной, устранили выявленные нарушения. Приведены в соответствие с законом учебные планы и положения о языках. Часов русского языка стало больше, а родной язык изучается добровольно.

«В сложных условиях вы реагировали по-государственному, мудро и правильно, - счёл нужным поблагодарить администрации школ и преподавателей прокурор. - Сейчас принимаются меры по дальнейшему устранению нарушений в той части, где требуется время - на разработку учебных методик, подготовку учебников».

Заодно прокурор предостерег «горячие головы» от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. «Они будут решительно и жёстко пресечены, с чьей бы стороны ни исходили, - подчеркнул глава надзорного ведомства. - Наша общая задача - достичь конструктивного решения вопроса и исполнить закон. Главное - обеспечить, чтобы сделанное не осталось лишь на бумаге». Илдус Нафиков пообещал оперативно реагировать на любые жалобы о перекосах, искажении закона.

После выступления прокурора депутаты приняли постановление, в котором поручили минобрнауки РТ принять меры по организации учебного процесса в соответствии с примерными учебными планами, поступившими от минобрнауки РФ. По предложению председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина оно было принято без прений, «чтобы не создавать напряжение в учительской среде, в семьях».

Движение продолжается

Напомним, республика ранее в качестве компромисса предлагала ввести два часа татарского языка для всех учащихся как государственного, плюс татарский язык можно было выбрать как родной. Однако во ФГОСах предмета «государственный язык субъекта страны» не было. Теперь он появился. Рекомендации минобрнауки РФ также озвучил прокурор: «Добровольно, на основе письменного согласия родителей в пределах - до двух часов в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений».

Хотя власти республики ждали другого ответа из Москвы, Фарид Мухаметшин всё же нашёл плюсы в сложившейся ситуации. «Найдено понимание с коллегами из федерального министерства, - отметил он. - Татарский язык как государственный язык РТ в рамках учебных планов в школах будет изучаться. Мы идем по пути нахождения решений преподавания государственных языков РТ».

Глава комитета Госсовета РТ по образованию Разиль Валеев заявил, что решение о добровольном изучении татарского языка его, конечно же, не устраивает. «Мы к этому вопросу ещё вернёмся - будем обсуждать с минобрнауки РТ, как идти вперёд шаг за шагом для решения этого сложного и очень щепетильного вопроса. Важно, что сделан маленький шажок вперёд: впервые прозвучала идея о возможности преподавания госязыков. А как преподавать - в обязательном порядке или добровольном - это уже другой вопрос».

Разиль Валеев решение не удовлетворен. Фото: пресс-служба президента РТ

На заседании депутаты не стали поднимать вопрос о том, как быть с законодательством республики, где говорится об изучении государственных языков (русского и татарского) в равных объемах. Депутат Разиль Валеев отметил, что никаких претензий к закону РТ нет ни со стороны прокуратуры, ни со стороны Рособрнадзора, других надзорных органов.

«Меня смущает, что к этим законам почему-то никто не обращается - речь идёт только о поручениях (президента РФ Путина - Прим. авт.), - считает Разиль Валеев. - Поручения - это хорошо, мы должны прислушиваться к мнению президента нашей страны. Это само собой разумеется. Но мы должны работать в правовом поле».

«В любом споре, диалоге должно побеждать благоразумие. Благоразумное решение было найдено, - комментирует разрешение «языкового вопроса» директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов . - Сегодняшнее решение имеет значение в государственном строительстве РФ. Во все 22 национальных субъекта РФ вернулся предмет «государственный язык субъекта РФ». Этот пробел сегодня восполнен, что очень важно для дальнейшей судьбы нашего демократичного, федеративного государства».

«17 языков - вне правового поля?»

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов называет решение о добровольном изучении родных языков хорошим, но только на данном этапе. «Сейчас нам нужно успокоить всех - и родителей и педагогов, не устраивать абсолютно никому не нужных митингов, - объясняет он. - Этот вопрос не лежит в политической плоскости. Та работа, которая совместно была проведена, должна всех успокоить, перевести на позицию поиска дальнейших современных методов, механизмов сохранения родных языков».

Ильдар Гильмутдинов. Фото: пресс-служба Госсовет РТ

По словам Ильдара Гильмутдинова, комитет Госдумы по делам национальностей направил 23 ноября в минобрнауки РФ большой комплекс вопросов из 33 пунктов по теме сохранения родных языков. Ответы на них рассчитывают получить в течение месяца.

«Это государственная задача, требующая комплексного подхода, - сказал депутат. - Одна из острых проблем - экспертиза учебников, которых катастрофически не хватает. На сегодня в федеральном реестре есть учебники только по семи языкам, а ведь в системе образования 24 языка обучения! Значит, остальные 17 языков находятся вне правового поля?»

Ильдар Гильмутдинов предлагает восстановить институт национальных школ при минобрнауки РФ. А также искать стимулы привлечения в вузы студентов - будущих преподавателей родных языков. Например, готовить учителей профиля «английский - татарский» или «французский - татарский».

«Особенно серьёзное внимание нужно уделить русскоязычным детям, - считает Ильдар Гильмутдинов. - В моем понимании, если они научатся общаться [на татарском] на бытовом уровне, это будет уже здорово, этого вполне достаточно. Конечно, никаких экзаменов, тестов (по неродному языку) для этой категории детей быть не должно».

Рособрнадзор продлит проверку в школах Татарстана на добровольность изучения татарского языка. Как выяснили родители, ревизоры задержатся у нас до конца октября. Тем временем школы, выполняя прокурорские предписания, проводят родительские собрания. Их задача - ознакомить пап и мам с вариантами учебного плана и совместно выбрать удовлетворяющий всех вариант. Вчера корреспондент «Вечерней Казани» побывала на одном из таких собраний - для родителей девятиклассников в казанской гимназии №19.

В 18.30 актовый зал был заполнен наполовину. Сидевшие рядом с автором этих строк мамы учеников оживленно перешептывались: «И зачем нам этот татарский? Мой ребенок все равно в Москве поступать будет», - возмущалась одна. «Да пусть этот татарский останется, - махнула рукой другая. - Лишь бы после девятого нас из гимназии не выкинули. Завуч сказала, что будет только три десятых класса. В полном составе перейдут классы А и Б. А из нашего несколько человек всего возьмут...»

К микрофону вышел замдиректора Артур Галиахметов - и сразу перешел к делу.

Учебный план согласно закону «Об образовании» принимает сама школа. То есть никто, кроме нас... Почему мы вас позвали? Сегодня мы вас познакомим с учебным планом. В связи с изменениями, которые произошли. Посмотрите, татарский язык из учебного плана ушел, - показал он на плохо читаемый в освещенном зале слайд на экране. - Но пришел под другим названием - «Родной язык». Почему? Потому что в федеральных образовательных стандартах нет понятия «татарский язык» - есть понятие «родной язык»... Кстати, статья 14-я закона гласит, что регионы вправе вводить в образовательных учреждениях свои государственные языки. В Татарстане это русский и татарский.

Для кого-то он, возможно, чувашский, удмуртский, турецкий, китайский, для кого-то, может быть, и русский, - выдержал паузу замдиректора. - Но русский по ФГОС родным быть не может. Обратите внимание - уроки русского языка и литературы у нас по количеству не изменились.

Если русский язык не может быть родным и он в программе и так есть, тогда чего мы здесь собрались? - поинтересовался из зала солидного вида отец.

А если для моего ребенка родной китайский, вы предоставите ему одному возможность изучать китайский? - задал вопрос другой папа.

Должно быть заявление: «согласен/не согласен на татарский язык», а вы нам про «родной язык»! - возмутилась группа мам с передних рядов. Зал загудел.

По этому заявлению работаем не только мы - все школы, - попытался снизить градус замдиректора.

Неправда! В других школах предлагают на выбор четыре варианта учебных планов, - возразили родители.

Родители, давай не будем устраивать шум. Это не базар - это школа, - призвал к порядку Галиахметов. - Объясняю: это заявление нам нужно, чтобы вести образовательную деятельность. Я не заставляю вас написать «татарский язык» или «русский» - можете написать хоть какой язык. В любом случае большинство выбирает тот язык, о котором мы говорили, - татарский. Те дети, которые выберут другие языки, - по ним будем искать варианты. До сих пор сверху нам еще не спустили универсальное решение по тем, кто выбирает не татарский, понимаете? Пожалуйста, выбирайте русский - никаких проблем. Но русского в чистом виде не будет.

Повисла гробовая тишина: родители пытались осмыслить сказанное.

Если выберем татарский, тестирование сохранится (единое республиканское тестирование по татарскому языку для девятиклассников . - «ВК» )? - осторожно поинтересовалась одна из мам.

Тестирование не является пропуском на ОГЭ, оценка не идет в аттестат. Никаких проблем, - бодро заверил с трибуны представитель школьной власти.

Но она влияет на общую успеваемость, - скептически заметил отец солидного вида.

Так как ситуация изменилась, возможно, по ЕРТ тоже будут изменения, решение минобром еще не принято… Просто напишите заявления... А татарский у нас будет, просто в мягкой форме, - устало вздохнул Артур Галиахметов.

Покажите, пожалуйста, учебный план, - не сдавались родители.

Тут на авансцену вышел директор 19-й гимназии Андрей Талманов и опытной рукой управленца (до того, как возглавить в 2016 году гимназию, он занимал пост замруководителя аппарата исполкома Казани . - «ВК» ) повернул родительскую мысль в иное русло. Директор напомнил родителям, что они выбрали для своих детей «передовое учебное заведение, которое входит в топ-200 лучших школ России».

Поэтому у нас свой, индивидуальный учебный план, не первый, не второй и не третий. Это я вам точно говорю. У нас профессора занимаются с детьми… Уважаемые родители, вам сейчас надо думать не об уменьшении нагрузки татарского языка… Дорогие мои, вам надо думать вообще об успеваемости детей, профориентации, о десятом классе. Ситуацию в гимназии вы прекрасно знаете. У нас обучается полторы тысячи учеников, гимназия рассчитана на 900 мест. Я смогу сделать «сальдо-бульдо» только за счет вас, - по-голливудски улыбнулся родителям Андрей Талманов.

Затем он обратился к тем папам и мамам, которые склонялись к выбору родного русского: дескать, учителя-русоведы в гимназии уже сейчас перегружены - на одного педагога в среднем приходится 30 часов. И если гипотетически представить, что 132 часа татарского нужно будет заменить русским, то ему, «как и директорам еще двух тысяч школ республики», придется днем с огнем искать учителей русского языка.

На этом директор закрыл собрание, предложив родителям пройти в классы и заполнить розданные бланки заявлений.

Однако в классы пошли не все. Часть родителей направилась к выходу и принялась на улице обсуждать, стоит ли что-то подписывать. Одни паниковали, придавленные необходимостью выбора, другие шутили: «Надо "японский" написать. Пусть предоставят». «Русский» писать бессмысленно, они все равно скажут, что учителей не хватает, но есть безработные учителя татарского». «Что бы мы ни написали, будет татарский», - сделал вывод из всего происходившего все тот же отец солидного вида.

Тем временем редкое единодушие проявили в Бугульме руководство гимназии №7 и родители учащихся. На общешкольном собрании 23 октября они выбрали учебный план №2, рассчитанный на шестидневку, согласно которому родители могут сами формировать вариативную часть образовательной программы. «Мы выбрали английский, биологию, краеведение и проектную деятельность. Это обязательные предметы, по которым будут выставляться оценки, - рассказала «Вечерней Казани» мама ученика 6-го класса Надежда Ушанова. - В нашем классе изучать родной (татарский) никто не пожелал, но на факультативный татарский написали заявления несколько человек, причем не только татары». По словам родительницы, к такому консенсусу родители и администрация гимназии пришли после горячих дискуссий и многомесячной переписки с надзорными органами. Директор гимназии Анатолий Шалев, которого в соцсетях уже окрестили героем нового времени, от комментариев отказался.

Напомним, сейчас во многих школах Татарстана учебный план №3, в котором предусмотрено три часа того самого «родного языка» с оценками в дневнике.

Ситуацией озаботились в парламенте республики. О противостоянии в родительском сообществе Business FM рассказали жители Татарстана - журналист, преподаватель татарского языка и мама школьника, с обращения которой к президенту и началась борьба

Вопрос преподавания татарского языка в школах дошел до Госсовета Республики Татарстан. Парламентариев беспокоит то, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку.

Ранее прокуратура республики, ссылаясь на федеральное законодательство, назвала незаконным обязательное изучение татарского языка. В школах и родительском сообществе к этому отнеслись неоднозначно.

Противники обязательного изучения татарского языка начали громко заявлять о своей позиции после заявления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое он сделал в июле. Президент тогда сказал, что обязательным в российских школах может быть изучение только русского языка. Продолжает житель Казани, главный редактор информационного портала R16.ru Андрей Антропов:

Андрей Антропов главный редактор информационного портала R16.ru «Тут такое сразу же началось. Стихийно образовалось родительское сообщество Республики Татарстан. Начинали они с 300 человек, в обсуждениях шли бурные баталии, что законно, что незаконно. Эта группа стала стремительно расти, и сейчас там около 10 тысяч человек. И у них появились антагонисты — группа «Татар ата-аналары», то есть татароязычные родители Татарстана. Там тоже около 10 тысяч человек. Фактически можно сказать, что общество раскололось ровно надвое. Власть просто бросила на произвол судьбы директоров школ, они один на один остались с законом и родителями. Некоторые директора просто упираются и не хотят отменять обязательный татарский язык, некоторые идут навстречу. Таких, наверное, не более 20% по всему Татарстану. Дело дошло до того, что директора школ в Татарстане даже не боятся уголовных статей. Прокуратура в соседней Башкирии предупредила, что если будут такие подтасовки на изменение учебных планов без разрешения родителей и тому подобное и будет вводиться обязательный государственный язык республики, то это квалифицируется как статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Можно людей сажать до пяти лет с лишением права на тот же срок занимать данную должность. Даже этого не боятся».

Алсу Газизова из Набережных Челнов составила петицию на имя президента России с просьбой отменить обязательное изучение татарского языка в школах. Что было после, рассказывает сама Алсу:

Алсу Газизова жительница Набережных Челнов «У моего ребенка в четвертом классе было три часа русского языка и шесть часов татарского, представляете? Я уже 4 сентября написала заявление в школу об отказе от изучения татарского языка. 9 сентября пришел ответ. Нам сказали, что Марк может не изучать татарский язык, будет сидеть тихонько на уроке. Когда я об этом сообщила в социальные сети, поднялась шумиха, и после этого, видимо, у директора школы был какой-то разговор с министерством образования, и она пошла в отказ. Меня вызвали, сказали, он будет изучать. И с этого началась наша эпопея, борьба. Руководство до последнего говорило, что такого никогда не будет в республике, потому что это государственный язык, он не будет добровольным. Об этом говорили все, начиная от президента Татарстана и заканчивая депутатами. Родителей держали в большом напряжении. Сейчас я увидела новое расписание. Часов русского добавили, теперь пять часов в неделю, и три часа оставили на новый предмет — родной язык и родная литература. Оказалось, что в рамках этого предмета те, кто не писал отказ от татарского языка, будут изучать татарский язык, а те, кто написали отказ, они будут изучать предмет риторика на русском языке».

Преподаватель татарского языка Эльза говорит, что за годы ее работы ни ученики, ни родители не жаловались на количество часов татарского языка и литературы.

Эльза преподаватель татарского языка «В последние две недели первой четверти во всех школах провели родительские собрания, как раз этот вопрос поднимали. До этого практически во всех школах прошла проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Проверяли, сколько часов преподаются татарский и русский языки. В той школе, где я работаю, в плане татарского языка почти ничего не меняется. Лично меня это как учителя не коснулось. Но есть школы, где сокращают уроки татарского языка, и вместо десяти учителей остаются только два-три, остальные попадают под сокращение. У нас каждый день меняется сценарий: прокуратура говорит одно, потом юристы начинают защищать учителей, каждый день какая-то игра продолжается. Уроки татарского языка уже в течение 25 лет, может, даже чуть больше преподавались в основной школьной программе. Например, в начальных классах их было больше, четыре-пять уроков, татарский язык плюс татарская литература. Чем старше классы, тем меньше часов. Например, к девятому классу два-три урока татарского и один урок татарской литературы. Может быть, у кого-то возникал вопрос, почему мы это изучаем, но всем было ясно, что это как второй государственный язык, как язык народа Татарстана, то есть это был естественный процесс. Мне редко приходилось слышать даже от учеников, не говоря уже о родителях, почему нам надо изучать татарский язык».

Business FM попыталась выяснить, как местные языки изучают в других российских регионах. Получить официальные комментарии от профильных региональных министерств на момент публикации материала не удалось. Однако, как говорят журналисты ряда республик, местные языки там изучают в обязательном порядке и к конфликтам это не приводило.

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом . Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков, зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах . Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата . Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений . Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений . Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка . Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации .

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому . «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык» . «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны ни исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина, когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте . Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России . Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому Кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах» .

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии» . Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов. Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым ы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин. Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом , да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «суверенного государства» . В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».
Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому . В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверхэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно также - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов . Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка . А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики .

8 ноября депутаты Госсовета Татарстана обсуждают дальнейшую судьбу преподавания в школах республики татарского языка. Попытка регионального Минобрнауки оставить в классах с 1-го по 9-й два часа обязательного татарского в неделю столкнулась с противодействием прокуратуры Татарстана. Вместе с тем в Казани недовольные родители уже начали обращаться в суд с требованием компенсации морального вреда за "принуждение" изучать татарский язык в минувшие годы.

До 1 декабря власти Татарстана должны выполнить поручение Владимира Путина и довести объем изучения русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России. Кроме того, президент Татарстана Рустам Минниханов должен проконтролировать , чтобы изучение национального языка в школах проходило исключительно на добровольной основе по выбору родителей, как этого требуют федеральные власти.

Власти Татарстана на протяжении трех месяцев хранили молчание в вопросе обязательного преподавания татарского языка. Лишь 26 октября на сессии Госсовета Татарстана президент Рустам Миннихановзаявил, что "мы зашли слишком далеко и вернулись в 90-е годы", после чего задался вопросом, "как можно было сделать так, чтобы общество разделить?"

В преддверии президентских выборов в 2018 году президент Татарстана напомнил, что именно школы "проводят все выборные процессы".

– Или специально это так делается, чтобы в Татарстане было плохое отношение к нашему президенту Владимиру Путину? – задался вопросом Минниханов. В тот же день татарстанское отделение партии "Яблоко" распространило пресс-релиз, в котором назвало "неприемлемыми" его высказывания об участии учителей в выборах.

26 октября перед сессией Госсовета несколько десятков активистов собрались у здания парламента. Они исполнили неофициальный гимн татарского народа "Туган тел" ("Родной язык") и раздали татарскую азбуку депутатам республиканского парламента. Отметим, что в республике пытались провести митинг в поддержку татарского языка, однако городские власти отказались его согласовывать , ссылаясь на недоработки в поданном уведомлении.

18 октября прокуратура Татарстана вынесла предупреждение председателю Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Фариту Закиеву "о недопустимости осуществления экстремистской деятельности".

Политолог Дмитрий Орешкин полагает, что твердая позиция федеральных властей и президента России Владимира Путина по поводу увеличения объемов изучения русского языка – лишь одна из форм торга между федеральными властями и Татарстаном:

– Думаю, что в ближайшей перспективе ситуация будет развиваться в сторону ужимания прав регионов, в частности Татарстана, и их перевода на государственное содержание, по образцу Чечни. В Чечне, как известно, экономики нет, и все, что она получает, она получает из центра, и поэтому ходит на цыпочках и заглядывает Аллаху в рот, а Аллах дает деньги. (В одном из интервью глава Чечни Рамзан Кадыров на вопрос, откуда у его республики берутся немалые средства на разные проекты, ответил "Аллах дает" – КР) . Татарстан отличается от Чечни тем, что он представляет самостоятельную экономическую ценность, поэтому он так заискивать перед Москвой не хочет. Значит, задача Москвы – отобрать у Татарстана побольше денег, сделать его беднее и послушнее. Татарстан будет сопротивляться, а Москва будет давить, – полагает эксперт.

Причиной нового обострения отношений между Татарстаном и федеральным центром могло стать истечение летом этого года срока договора о разграничении предметов ведения между Татарстаном и Россией, подписанного еще Борисом Ельциным. В те времена отношения между республикой и центром также складывались непросто, вспоминает Дмитрий Орешкин:

Казанский Кремль хочет от московского Кремля большей самостоятельности и лучшего статуса

– Когда элиты Татарстана бодались с московским Кремлем, чтобы поднять свой статус, они хотели даже брать таможенную пошлину для прохождения поездов из Москвы во Владивосток через территорию суверенного Татарстана. Казанскому Кремлю надо было как-то надавить на московский Кремль, и вот тогда странным образом в Татарстане, как бы стихийно, всколыхнулось движение татарских националистов. А на выборах 1993 года в Госдуму Российской Федерации явка в Татарстане составила всего 14 процентов. Как выяснилось, это было сделано с помощью местных элит, которые просто в день голосования не выдавали бюллетени на предмет голосования в общероссийскую Думу, но зато выдавали бюллетени на предмет голосования по внутренним татарстанским вопросам, – рассказывает политолог.

По его мнению, татарский национализм, которым в последнее время все чаще пугают федеральные власти, – это всего лишь один из инструментов диалога между Казанью и Москвой: