О плюсах и минусах белорусского среднего образования нам рассказали гродненцы - родители, педагоги и репетиторы.

Больше внимания бумажкам, чем детям

Учительница Ольга Букатая пришла работать в школу после института. В первый же год создала и внедрила экспериментальную программу. Но со временем почувствовала, что заполнению «бумажек» приходится уделять больше внимания, чем детям.

Вторая сложность в школе, по мнению Ольги, неуважение к ученикам.

Руководство школы обращается с детьми, как с марионетками, - поясняет она. - Я поняла, что не хочу работать в такой системе.

Ольга ушла и вместе с единомышленниками создала детскую образовательную студию. Они мечтают открыть в Гродно частную школу.

По мнению психолога Светланы Кутаковой , нужно развивать эмоциональный интеллект школьников. А изменения в программах, которые практически упразднили эстетическое образование, отбросили школу в «каменный век».


Еще один вопрос, которому стоило бы уделить больше внимания, - физическое развитие и культура тела.

Учимся дома. Если разрешат

У Светланы шестеро детей. Трое из них - школьники: 8-й, 5-й и 3-й классы. Одними из первых в Гродно стали учиться по индивидуальному плану. Такая возможность предусмотрена Кодексом об образовании: дети не ходят в школу каждый день, а занимаются дома самостоятельно. Раз в четверть они выполняют контрольные задания.

Главный вопрос, который вызывал опасения у школьных педагогов - социализация детей. Но это, считает Светлана, совершенно не проблема:

В семье самая сложная, нужная и значимая социальная нагрузка. Здесь дети учатся договариваться, выстраивать и сохранять отношения.

С учебной программой ее дети справляются. Правда, педагоги присматриваются к ним более внимательно.

Сначала очень переживала за оценки, - признается Светлана. - Но потом подумала: в школе тоже по-разному: у одного четверка, у другого десятка.

Все больше родителей хотели бы выбрать для детей обучение по индивидуальному плану. Но получается не у всех. Дочери Натальи после двух лет на индивидуальном плане не разрешили продолжить учебу.

По словам директора, причиной стал анонимный звонок о «ненадлежащих» условиях проживания и воспитания ребенка. Начались проверки, вопросы, семью собирались поставить на учет как находящуюся в социально опасном положении.

Мы вынуждены были прописать дочь в Минске у бабушки, где разрешили учиться так, как мы просили. Теперь раз в четверть возим в столицу сдавать контрольные, - рассказывает Наталья.

Ее дочь окончила 3-й класс. На учебу тратит примерно час в день и за это время успевает выполнять все нужные задания. В свободное время ходит в музыкальную школу, занимается танцевальной акробатикой, английским и увлекается ткачеством.

По мнению Натальи, жесткое сопротивление системы образования желанию родителей не оправдано, а вызвано, скорее, страхом нового и опасением потерять контроль над ситуацией.

Кому, как не родителям, лучше знать, что нужно ребенку? Нам говорят, что за детей отвечает школа. Но ведь родители несут за них ответственность и при смене школы, и по ее окончанию. А нас лишают законного права выбора, - считает Наталья, сама педагог в третьем поколении.

Школа рассчитывает на репетиторов

Татьяна Соловьева - преподаватель английского, а сейчас занимается репетиторством. Работает с детьми из разных школ Гродно. При одинаковых программах уровень подготовки у них очень отличается.

При этом не всегда успех ученика зависит от учителя. У детей может быть разная степень мотивации и способностей, - подчеркивает Татьяна.

И тогда мне просто жаль своей работы. При таком запросе надо учить распознавать подвохи в заданиях. А после ЦТ с этим багажом куда? - сокрушается Татьяна.

Учат вписываться в систему

Тестирование, пришедшее на смену экзаменам, сильно изменило всю систему обучения и критерии его качества:

Сформулировать самостоятельно свою точку зрения многим трудно: проблема с самовыражением. Этому перестали учить, а тесты лишь вписывают в систему норм.

Павел Соловьев говорит, что и учебники стали менее понятными:

Как-то сын не мог разобраться с темой по физике. Скачал ему из интернета старый советский учебник для техникумов. Он прочел и с первого раза все понял.

Татьяна и Павел в свое время окончили школу с медалью.

Нам прививали навыки аналитического мышления, отбора и сортировки информации - это очень нужные вещи. Уроки вели даже университетские преподаватели. Сейчас такого уже почти нигде нет, - рассказывает Татьяна.

В любой системе все решают люди. А сейчас, считают Соловьевы, учитель поставлен в незаслуженно низкое социальное положение.

Платить можно было бы и больше

Сельская школа от городской очень сильно отличается, считает один из самых молодых директоров школ в Гродненском районе .


Ему 29, и он уже третий год руководит школой в Озерах. 78% прошлогодних выпускников поступили в вузы.

Кадровый состав очень сильный, текучки нет. По химии в Озерах готовят так, что каждый год школьники занимают призовые места на республиканских олимпиадах. По мнению Сергея, школьная программа дает возможность педагогам подходить к работе творчески.

У каждого есть полет фантазии, который нельзя ограничивать. Если все загнать в жесткие рамки, то творчество просто уйдет.

Из изменений в системе школьного образования директор отмечает, что в разы повысилась степень ответственности учителей.

Мы отвечаем за жизнь и здоровье детей почти круглосуточно, на нас даже функция контроля за семьей… Практически образование отвечает за все, - заключает Сергей.

Но в таком случае и платить за высокую ответственность надо бы больше, считает директор. Кстати, уже со следующего года на каждого ребенка школа получит 2600 рублей в год и должна будет оплачивать из этого бюджета все свои расходы, от зарплаты до коммуналки. Сэкономленное или дополнительно заработанное останется в распоряжении школы.

Впервые директора школ станут хозяйственниками. Мы должны будем учиться экономить, считать деньги и сами зарабатывать, - говорит Сергей.

Что из этого выйдет - посмотрим…

5 школьных неумений

1. Мало внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта.

2. Недостает возможностей для учебы детей по индивидуальным планам.

3. ЦТ учит пониманию системы норм, но ограничивает самовыражение.

4. Недоверие к возможностям детей и семьи контролировать ситуацию.

5. Перегрузка учителей «допзаданиями» тормозит их профразвитие.

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?


Стоит признать, что большая часть того, чему учат в школе, в жизни никогда не понадобится. Общество, стиль жизни, технологии и всё, что связано с повседневной жизнью меняются очень быстро, а школьная программа всё та же. В результате стены школы все покидают с аттестатом, но без практических знаний, которые помогут понять мир и выжить в нём.


Возможно, необходимость формирования этого умения вызовет удивление, но иногда в случае опасности или чрезвычайной ситуации нужно, чтобы тебя услышали. Это может стоить жизни. Поэтому засовываем пальцы в рот и учимся.


Есть постоянно вне дома, в кафе и ресторанах – дорогое удовольствие, домашняя еда поможет сэкономить много денег, но для этого нужно научиться готовить. Начинаем с простых, базовых рецептов и ни в коем случае не отходим далеко от плиты.


Если после дружеских посиделок выворачивает наизнанку, значит, пить не умеем. Нужно научиться определять свою дозу, которая поможет избежать неприятных последствий не только в плане физического, но и морального самочувствия.


Если норма алкоголя превышена, придётся искать лекарство от похмелья. Надёжных средств, которые спасают по утрам, множество. Так что выбрать лучшее невозможно, а вот действенное каждому придётся подбирать индивидуально. Для кого-то это будет рассол, а кого-то к жизни вернёт обычный куриный бульон.


Существует десятки «надёжных» средств от икоты, вот только в ответственный момент они почему-то не спасают. А учёные установили, что ключ к решению проблемы заключается в повышении уровня СО2 в крови. Так что придётся дышать секунд 30 в пластиковый пакет.


Для неопытного водителя пробитое колесо – это ночной кошмар, хотя на самом деле большой проблемы в этом нет. Главное, чтобы в багажнике оказалось, запасное.


Красно-белое сочетание смотрится потрясающе, если речь идёт не о вине и белой блузке или рубашке. Посыпаем ткань толстым слоем кухонной соли, которая впитает вино, а через час её можно будет убрать.


Умение вести переговоры – необходимость, а в школе, к сожалению, этому не учат. А ведь это зачастую и цена на машину поменьше, и карьерная лестница не такая крутая, и наказание не такое жёсткое, а ещё масса возможностей в бизнесе.


Рукопожатие может многое рассказать о человеке, поэтому здороваться нужно научиться правильно.


Жизнь – это не одиночество в джунглях. В жизни нам нужны люди, а мы нужны им. Вот только искусство общения с людьми в школе не преподаётся. А связи непременно понадобятся. Знания и умения – это хорошо, а знакомство с нужными людьми намного важнее.


Впечатление, произведённое на собеседовании, может стоить хорошей карьеры, поэтому к нему непременно нужно серьёзно готовиться. Начать нужно с поиска общей информации о компании, а закончить можно тренировкой улыбки перед зеркалом.


Страна проживания или ведения бизнеса не имеет значения, налоги придётся платить везде. Поэтому стоит научиться считать и оптимизировать их. Возможно, придётся обратиться к профессионалу.


Платить кредиткой очень удобно, но чревато последствиями. Плата наличными – более болезненный процесс с психологической точки зрения, расставаться с большой суммой в этом случае тяжелее. Да и потратить больше, чем есть, практически невозможно. А в целом нужно научить соизмерять свои доходы и траты.


У каждого должна быть заначка, её вид и размер не имеют значения. Она просто должна быть. Для этого придётся научиться на чём-то экономить. К сожалению, в школе не учат правильно распоряжаться деньгами.


Споры по поводу необходимости чаевых и их размера не утихают, хотя давно принято, что они составляют 15% от счёта, а при хорошем обслуживании 20%.


Правильно распоряжаться временем – важное умение, которое в школе не формируется. А зря. Оно бы помогло не только эффективно учиться при минимально затраченном времени, но во взрослой жизни тоже бы пригодилось.


Даже для тех людей, у которых активная личная жизнь, первое свидание с новым партнёром – это стресс. Что уж говорить о молодых мальчиках и девочках. Нужно учиться строить отношения с противоположным полом, а без практики никак не обойтись.


Первое свидание далеко не всегда ведёт к развитию отношений и созданию семьи. Рано или поздно приходится прощаться и уходить. Вот только никто не готовит, и школа в том числе, к тому, как пережить столь сложный в эмоциональном плане период.


Одно дело инициировать разрыв, совсем другое – пережить тот факт, что тебя бросили. Придётся испытать невероятно широкую гамму чувств.

Как путешествовать с минимальными затратами

Завязывать галстук должен уметь каждый мужчина, вот только на практике всё оказывается далеко не так.


Природные катаклизмы происходят в самый неподходящий момент, а застать могут в любом месте. Поэтому просто необходимы хоть минимальные знания по выживанию.


Все видели в фильмах или читали в книгах о том, как можно разжечь костёр с помощью лупы или кремня. А ведь стоит не просто почитать или посмотреть, лучше всего научиться.


Умение справляться со стрессом в современной жизни необходимо всем без исключения, как детям, так и взрослым.
Хотя стоит признать, что иногда школа не просто не учит нужным вещам, но порой даёт и неправдивую информацию. Часто приходится жить с вынесенными из стен школы.

Петр Толстой

Не хочется цитировать Бисмарка, не люблю все эти прусские сентенции про то, что с русскими никогда не надо немцам воевать и так далее - все это надо было не говорить, а делать.

А они со времен Бисмарка только цитировали, но не делали. Но вот одну цитату Бисмарка все же придется вспомнить о том, что франко-прусскую войну выиграл прусский учитель. Да, именно он. А вот у нас.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Россия жива, несмотря на все происходившее с нами на протяжении нескольких десятилетий, с 80-х, я уж не говорю про 90-е. Так вот, то, что мы с вами живы и неплохо себя чувствуем, не превратились в Украину – слово нарицательное, пусть никто не обижается, вот за все это спасибо нашим учителям. Великой русской, а позднее советской школе, в которой мы с вами учились.

Тогда-то у нас было другое мнение, но сейчас, по прошествии многих лет стало ясно, что школа эта была действительно великой. И особенно ясно это стало почему-то именно на этой неделе – несколько событий нынешней школьной реальности заставили задуматься, в какой школе учатся наши с вами дети.

Экзамен для школьных учителей был добровольным и анонимным. Эксперты Рособрнадзора хотели оценить уровень учителей в целом. Но даже «общая температура по больнице» оказалась низкой.

«Около 20% педагогов испытывают проблемы в предметной подготовке, И около 80% учителей не владеют навыками объективного оценивания детских работ», - заявил начальник Управления Рособрнадзора Евгений Семченко.

Самые худшие результаты по математике. Половина школьных учителей завалили экзамен. Вопросы того самого теста мы попросили оценить Дмитрия Гущина - лауреата премии «Учитель года». Возможно, сами задачи составлены некорректно? Оказалось, что некоторые рассчитаны на детей, поступающих в математические вузы. Другие задачи, наоборот, показались Дмитрию Дмитриевичу слишком, даже до обидного легкими.

«Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. Высота здания, рост девочки. А зачем это учителя спрашивать? Мы что, считаем, что учитель не знает, какая величина здания и какой рост девочки?» - недоумевает Дмитрий Гущин.

Но на экзамене именно эта задача на логику поставила в тупик учителей. По результатам теста, девочка оказалась все-таки выше здания.

«С этой задачей справилось только 45% участников нашего исследования. У нас есть в ЕГЭ аналогичная задача. С ней, как правило, справляются 90%», - отмечает Евгений Семченко.

Получается, что от детей учителя требуют больше, чем могут сами. Авторитет подкреплен статусом. Из поколения в поколение передается правило, что звонок звенит для учителя. А школьные требования обязательны для учеников. И двойные стандарты касается не только знаний.

Видеозапись из школьной столовой прислали в редакцию родители учеников одной московской школы. Другой снимок сделан во дворе другой школы в Башкирии. Дети переобуваются в сменную обувь прямо на крыльце. Сложно представить в аналогичной ситуации завуча этой же школы. В современном обществе, где у каждого в кармане камера, нарушения и злоупотребления не скроешь. Например, домашнее задание тем же первоклассникам, которое запрещено федеральными стандартами образования. Но на этот запрет как раз школа готова закрыть глаза. В Интернете множество роликов с первоклашками за уроками, которые выкладывают сами же родители. Учителя обычно дают задание с формулировкой «по желанию». Но родители все равно понимают: надо выполнить, иначе ребенок отстанет от класса.

Зачем Людмила Валерьевна нарушает закон, на первый взгляд, непонятно. Но если представить, что родители перестанут делать часть работы с детьми, за результат в конце года целиком ответит учитель. А так всегда можно сказать: «Недоработали дома».

Вот, например, видеозапись, снятая учениками уже 8-го класса в школе Самары. В том, что класс не освоил предмет, учитель обвиняет родителей.

Эксперты системы образования утверждают, что задание на дом по объему должно быть не больше трети того, что успели сделать на уроке. Но именно непомерной домашней работой педагоги любят компенсировать неэффективно проведенное время в классе. Тест Рособрнадзора показал, что половина школьных учителей в России не умеют доносить информацию и не знают, как заинтересовать детей. Педагоги не готовы ни к провокациям со стороны учеников, ни к конфликтным ситуациям.

«Вы откройте новостные ленты, что творится вообще. До чего дошли учителя. Вот эти крики, знаете, про маленькую зарплату, невыносимые условия труда. Ну, ребят, ну, не идите в эту профессию. Да, у нас большие проблемы с детьми. Да, все это прекрасно знают. Но что у нас творится со школой?» - недоумевает мама пострадавшего школьника Ульяна Меньшикова.

Сына Ульяны Меньшиковой дети травили в школе несколько месяцев, а на этой неделе компания детей жестоко избила его прямо на школьном дворе под камерами наблюдения. Несмотря на это, администрация школы пыталась скрыть нападение.

«Сейчас школа, как она себя позиционирует, оказывает образовательные услуги. Так что же это, простите меня, за услуга такая? Что я отправляю своего ребенка и я не знаю, вернется ли он из этой школы живым? Первый вопрос мне все задают, будете ли вы переводиться в другую школу? А, позвольте, почему бы в другую школу не перевестись директору, завучу, классному руководителю и всем тем, кто травил моего Илью?» - говорит мама пострадавшего школьника.

Ульяна Меньшикова считает, что если ее сын уйдет, а обидчики останутся, это будет плохим уроком для всей школы. Ведь в этих стенах нужно учить не только математике, но и справедливости.

Петр Толстой

Конечно, образование - одна из таких сфер, в которой все все понимают, и от этого еще больше споров и предвзятых суждений. И именно поэтому сегодня мы пригласили в нашу студию министра просвещения России Ольгу Васильеву.

Даже если ребенок на домашнем обучении получает прекрасное развитие своих интеллектуальных способностей, родителям стоит задуматься, только ли знания, умения и навыки являются слагаемыми счастья в жизни? Ведь если задуматься, то отчетливо видно, что счастье складывается из отношений с другими людьми – с любимым человеком, с родственниками и друзьями, с коллегами и просто знакомыми.

Впереди 1 сентября – долгожданный День знаний, начало нового учебного года, еще одного года удивительных открытий, еще одной ступеньки во взрослую жизнь!

Почему же на энергичный вопрос взрослых: «Ну что, соскучился по школе?» – нередко дети отводят глаза в сторону и корчат унылую мину? Может, они двоечники и просто не хотят учиться?

Слишком умный для школы

В том и беда, что среди детей, которые не любят школу, много одаренных и развитых. Эти дети считают время, проведенное в школе, потерянным. Они чувствуют себя умнее других ребят в своем классе. То, что класс узнает на уроке, этим ребятам известно давным-давно, им не надо по десять раз повторять одно и то же – новую информацию они усваивают с первого раза. Настоящая их жизнь и развитие начинаются после школьных уроков – кружки, спортивные секции, занятия английским, музыкой, программированием и многое-многое другое, чему не учат в современной школе. И часто получается парадоксальная ситуация, когда одаренный ребенок недогружен и откровенно скучает в школе и перегружен дополнительными занятиями вне школы.

Как правило, это дети, обладающие или звуко-зрительной связкой векторов. Их возможности к познанию действительно выше, чем у большинства людей. Стандартная школьная программа им дается слишком легко, поэтому родителям нередко приходится ломать голову, когда очередной раз такой ребенок ставит вопрос:

«Зачем мне школа? Я и так это все знаю или могу выучить сам».

Продвинутые родители, видя «страдания» милых чад и заботясь об их полноценном интеллектуальном развитии, забирают таких детей из школы, чтобы перевести на домашнее обучение. Благо интернет сейчас изобилует обучающими программами и курсами на любую тему.

Но дома часто возникают новые трудности – без хорошей организации со стороны родителей домашнее обучение превращается в домашнее ничегонеделание, а именно в круглосуточное сидение за компьютером с перерывом на кружки и секции, интерес к которым слабеет, так как компьютер затягивает все больше и больше.

Но даже если это и не так, и ребенок на домашнем обучении получает прекрасное развитие своих интеллектуальных способностей, родителям стоит задуматься, только ли знания, умения и навыки являются слагаемыми счастья в жизни? Ведь если задуматься, то отчетливо видно, что счастье складывается из отношений с другими людьми – с любимым человеком, с родственниками и друзьями, с коллегами и просто знакомыми.


«Они мне мешают!»

Лишить звукового ребенка орущих, бегающих, не очень умных, с его точки зрения, одноклассников – это именно то, чего он сознательно хочет. Его и раньше окружающие сверстники не очень-то устраивали в плане общения, а теперь они и вовсе кажутся ненужными. С детства ощущая свое интеллектуальное превосходство, звуко-зрительный ребенок может проявлять высокомерие по отношению к одноклассникам, и те, в свою очередь, тоже не остаются в долгу. Желание к общению пропадает, а вместе с этим теряется и без того хрупкое умение строить отношения.

Ребенок замыкается в своем мире. Эгоцентризм в звуковом векторе отделяет его от окружающего мира, создавая иллюзию собственной гениальности. Родители часто не понимают, что если не сломать эту скорлупу эгоцентризма до конца пубертата, то в будущем им придется столкнуться с более сложными проблемами, чем просто нежелание идти в школу – депрессией, компьютерной зависимостью, нежеланием и неспособностью взаимодействовать с другими людьми.

Поэтому каково бы ни было ваше решение относительно обучения, нужно приложить максимум усилий, чтобы возбудить в ребенке желание общаться и интерес к другим людям. Как это сделать, подробно разъясняется на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Почему она орет? Потому что ей плохо

Всякому поведению есть свои причины, и если их понимать, то места для неприязни не остается. Выстраивая доверительные отношения с ребенком, нужно объяснять ему причины поступков других людей, показывать отличия одних людей от других, вызывать сочувствие и сопереживание.

Например, как здесь:

– Тебе плохо в школе, потому что тебе кажется, что учительница все время орет? А как ты думаешь, почему она орет?

– Потому что дети не слушаются? И она не знает, что ей делать, как успокоить класс, да? Получается, что ей плохо. Люди часто орут, когда им плохо.

– Ты можешь пожалеть ее или как-то помочь ей, чтобы ей стало хорошо.

Звуковики любят думать и задуматься о причинах им будет интересно. И очень полезно. Тем более, если системно вы сможете подсказать им точные ответы о причинах поведения людей.

Понять – помочь…

Самому звуковому ребенку необходимо создать условия звуковой экологии дома, чтобы не было громких криков и шума, желательно, чтобы с детства он приучался вслушиваться в звуки классической музыки. Это будет приучать его мозг сосредотачиваться снаружи, на окружающем мире, а не концентрироваться на себе. И конечно, самое верное средство для отличной учебы любого ребенка – это сохранение у него чувства защищенности и безопасности.

При всех выдающихся способностях ребенка со звуковым вектором не стоит требовать от него отличных отметок по всем предметам. Звуковики обычно проявляют некую избирательность интересов: чему-то отдаются со всей страстью, а что-то просто не заставить учить.

Подойдите к учителю и попросите давать вашему ребенку дополнительные задания на уроках, чтобы у него не создавалось иллюзии собственной гениальности. Не старайтесь «отмазывать» его от школьных мероприятий – спартакиад, концертов, конкурсов. Возможно, смотр строя и песни вашему звуковику не понравится, зато кто лучше его защитит честь класса на конкурсе научных проектов и олимпиадах?


Важно, чтобы ребенок понимал, что он не «сам по себе мальчик», а часть чего-то большего – класса, города, страны. Что его достижения и заслуги не принадлежат только ему, что реализуя свои способности, он служит Родине, счастью и здоровью других людей.

Эти мысли могут показаться несколько утопичными. Но это единственный способ вырастить гения психически здоровым человеком. В обратном случае жизнь звукового ребенка или подростка оказывается под серьезной, не всегда осознаваемой угрозой депрессии и суицида. .

Очень важно понимать своего ребенка. Тогда вы будете знать, как его направить, не нарушая его самостоятельности и не противореча его природным желаниям, помогая развить то лучшее, что в нем заложено.

А ваш ребенок хочет в школу? Если нет, вы знаете, почему?

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »