Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.

При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение общей и моторной плотности урока.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.

При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Точный учёт времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из класса. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Время, педагогически оправданное *100%

Общая плотность = время урока

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдения, организация урока, словом всё то, без чего нельзя провести урок. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока. Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться 100%.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: неоправданный отдых, опоздания на урок или преждевременное его окончание, выполнение упражнений с ошибками и не исправление их учителем, нарушение дисциплины и другое, чего не должно быть на уроке.

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Время выполнения физических упражнений *100

Моторная плотность = время урока

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 минут (оставшиеся 15 минут были затрачены на объяснение преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха и т.п.)

В этом случае моторная плотность урока будет равна:

25 минут*100%

МП= 40 мин. =62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Изменения можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами их применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости то типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств оно может достигать 70 – 80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)

2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)

3 Количество и качество инвентаря

4 Количество учащихся в классе, их подготовленность

5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)

2 Заблаговременная подготовка инвентаря.

3 Увеличения количества отделений и групп

4 Хорошая дисциплина.

5 Использование временно освобождённых учеников.

6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .

7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.

8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом. Хронометрия деятельности учащихся заносится в таблицу, производятся расчёты, формируются выводы, и рекомендации.

Хронометрия деятельности учащихся на уроке физической культуры.

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1.Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2.сообщение задач урока

1.30

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

7. ходьба с восстановлением дыхания

0.30

8. перестроение

9. ОРУ поточно

11.0

10.перестроение

12.0

ИТОГО:

12.0

11.0

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

11обьяснение

12.30

0.30

12. п\и «охотники и утки.

22.30

0.30

Выбили, сидит без задания.

13.подведение итогов игры

23.0

0.30

14.п\и «белые медведи»

30.0

15.полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. п\и передал, садись

34.30

18. подведение итого игры

35.30

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

21.домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 12.0: 12.0 * 100 = 720:720 *100 = 100%

МП = 11.3:12.0 * 100 = 678: 720 * 100 =94.1%

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 4.3: 4.3 * 100 = 100 %

МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:

ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400 *100 = 94.5%

МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил игр.

В заключительной части урока общая плотность отличная.

В целом, плотность на уроке была достаточной.

Оценка за урок: 5 «отлично»

Распономарёва Татьяна Валерьевна

Учитель физической культуры.

Школа №2

Красноярский край.

г. Лесосибирск


Плотность урока физической культуры и методика ее определения

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть, принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают:

v общую (педагогическую) и

v моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку; подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

5) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

6) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

7) мотивацию учащихся;

8) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на * 100% и делится на общее время урока t общ

ОП = (t ад * 100%) / t общ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.



Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

ОП = (39 мин * 100%) / 40 мин = 97,5%

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений t фу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока t общ

МП = (t фу * 100%) / t общ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

МП = (25 мин * 100%) / 40 мин = 62,5%,

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Одним из показателей эффек-тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы-ми возможностями и условиями организации работы в подгото-вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре-мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность - это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель-ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп-равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи-тельности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагоги-чески целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, по-становку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслаб-ление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уро-ке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кро-ме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

К снижению общей плотности уро-ка приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида-ние очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга-низация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при-водит к нерациональному использованию времени из-за много-кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени-кам, повторений объяснения и т.п.


Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разде-лить на общее время занятия, урока.

Например, установлено, что суммарное время, затраченное уча-щимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавате-ля, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежны-ми заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока бу-дет равна:

Р(моторная) = (25 х 100) : 40 = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неиз-бежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, разли-чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь-зования и методами применения. Показатели моторной плотнос-ти меняются также и в зависимости от типа урока.

Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих зна-чительных затрат времени на умственную деятельность зани-мающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы вре-мени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению каче-ства и эффективности учебной работы в целом.

Методика определения плотности урока физической культуры способом хронометрирования.

Хронометрирование ведется с помощью секундомера, путем наблюдения. Секундомер включается со звонком на урок. Можно работу вести по часам. Если работа ведется фронтально, всем классом, то наблюдение ведем за всем классом. Если работа ведется по отделениям, то наблюдение ведем за одним отделением, а в нем за одним учеником, а затем продолжаем работу с учетом перехода к другому снаряду.

В уроке можно хронометрировать следующие компоненты: О - объяснение; Р - работа; П - потеря времени. Можно отдельно хронометрировать ожидание очереди у снаряда, отдых.

Подготовка и уборка снарядов относится к работе (Р), если проводится организованно, а если неорганизованно - потеря времени (П), к потере времени относится опоздание класса по любой причине, неисправность оборудования, плохая дисциплина.

Результаты хронометрирования протоколируются и затем изображаются графически. Моторная плотность может равняться 50-80% в зависимости от типа урока, раздела программы, возраста и подготовленности учащихся, их количества, метода обучения и метода ведения урока, от количества инвентаря и его состояния и т.д.

В целях повышения плотности урока можно не делать перекличку, по возможности не делать объяснение с показом упражнения, вводить дополнительные снаряды, использовать роль помощников и т.д.

Хронометрирование заканчивается со звонком с урока. Приступая к хронометрированию урока, следует заранее подготовить протокол хронометрирования по форме:

Данные обрабатываются в виде графика. Масштаб 1 минута = 0,5 см. Для составления графика нужно:

1. Измерить линию по горизонтали 45 минут - 22,5 см., если 40 минут - 20 см;

3. Можно выборочно проверить отдельные компоненты на графике.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков : 1) Вводные уроки проводятся перед началом прохождения нового самостоятельного раздела программы. В них предусматривают решение общих задач учебно-воспитательного процесса, выяснение методических или организационных вопросов. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) Базовые уроки в зависимости от преимущественной направленности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей. В первом случаи они обозначаются как уроки изучения, повторения или закрепления учебного материала, во втором – как уроки развития или поддержания двигательных способностей. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала; 3) Контрольные (учётные, зачётные) уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков, на измерение различных морфофункциональных показателей, состоянии тренированности. 4) Смешанные (комплексные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи. Направлены на совместное решение задач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип уроков наиболее широко используется в физкультурной практике. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность урока. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока и определяется по формуле: общая плотность =(tо: ty) х 100 %, где tо – педагогически оправданное время, кроме простоя ty – продолжительность всего урока. Общая плотность должна равняться 100 %.

Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности и вычисляется по формуле: моторная плотность = (tр: ty) х 100 %, где tр – время выполнения физических упражнений, ty – продолжительность всего урока.

Прежде чем сделать вывод: хорошая или плохая моторная плотность урока, необходимо знать какая задача решалась на уроке. Если научить технике…, то 50 % считается как хороший показатель, а если совершенствовать технику…, то 50% считается как неважный показатель, а хорошим принято считать 70-80 %. Зависимость моторной плотности: от возраста, пола, физической степени подготовленности занимающихся, от материально-технической базы школы, от количества учащихся в классе, от подготовки преподавателя к уроку, от задачи, решаемой на уроке, от типа урока, от способа организации учащихся на уроке. С целью оценки расхода времени и одновременного определения общей и двигательной плотности урока наблюдают и хронометрируют деятельность занимающихся. В качестве субъекта наблюдения выбирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Обработка данных хронометрирования производится после окончания урока. После получения данных общей и двигательной плотности урока необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроками задачами, особенностями занимающихся и условий проведения урока. Оценку следует сопроводить своими рекомендациями по средствам и путям повышения общей и двигательной плотности данного урока.

На уроках физической культуры в качестве контроля за интенсивностью физических упражнений в зависимости от пола, возраста и подготовленности учеников в течение урока применяется частота сердечных сокращений (ЧСС), которая является прямым показателем нагрузки.

К достоинствам показателя интенсивности ЧСС относятся:

а) сравнительная простота измерения ЧСС у занимающихся, не требующих приборов и приспособлений;

б) достаточная информативность о внутренних изменениях в организме ученика в процессе выполнения физического упражнения;

в) невозможность подбора и использования других показателей нагрузки, так как на уроках физкультуры используются различные по структуре средства - динамические, статические, ситуационные упражнения.

«Физиологической кривой» принято называть изменение ЧСС в процессе выполнения физических упражнений на протяжении урока. В связи с этим при анализе применяемых физических упражнений по интенсивности различают среднюю ЧСС за урок и характер ее изменения во всех частях урока: вводной, основной и заключительной.

Средняя ЧСС на уроке находится в определенной зависимости от вида и типа урока. На уроках гимнастики при использовании стандартного оборудования средняя ЧСС значительно меньше, чем на уроке легкой атлетики, лыжной подготовки или спортивных игр. В зависимости от типа уроков ЧСС низкая на вводных уроках и на контрольных уроках достигает 110-120 уд./мин, высокая - на уроках совершенствования и учебно-тренировочных (160-170 уд./мин). Промежуточные величины ЧСС (150 уд./мин) наблюдаются на комбинированных уроках физкультуры. Необходимо подчеркнуть, что одним из требований к подбору физических упражнений по интенсивности на уроке является средняя ЧСС в пределах не менее 130 и не более 170 уд./мин, т.е. работа находится в зоне умеренной мощности. В вводной части урока, длительность которой 12-15 мин, ЧСС повышается и может доходить до 170-180 уд./мин, т.е. средняя ЧСС в этой части урока находится в пределах 160 уд./мин. В основной части, в зависимости от поставленных задач, происходит снижение ЧСС на 10-20 уд./мин, но в конце урока ЧСС не должна превышать исходный уровень на более чем 20 уд./мин. Таким образом, на уроке физической культуры у «физиологической кривой» различают два пика подъема ЧСС - во вводной части урока и в конце основной части урока при развитии двигательного качества. На протяжении основной части урока «физиологическая кривая» имеет плато, т.е. устойчивое состояние, с небольшими колебаниями ЧСС в процессе выполнения физических упражнений и отдыха. «Физиологическая кривая» позволяет оценить правильность подбора физических упражнений в зависимости от уровня подготовленности учеников и распределения интенсивности физических упражнений по частям урока.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Основы обеспечения безопасности на уроках физической культуры в школе. Приемы и методы страховки. Медицинские, психологические и педагогические приемы оказания первой помощи в случае получения травмы.

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты : Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций но охране труда. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. Учитель физкультуры должен: проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда; принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования; вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса; организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.д. Учитель физкультуры должен знать: подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося; медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра; учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащимися, отсутствующих на уроке. Соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности; Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов; Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое нарушение; Организовывать учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения; Организованно выводить учащихся с места проведения занятия; Производить тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывать на ключ все подсобные помещения и спортзал; Доводить до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса; При жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу; Оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае. При пожаре в спортивном зале открывать запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщать о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания.