§ 1 Основные группы сложноподчиненных предложений

Цель этого урока - расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре; дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений, при этом особое внимание уделить придаточным определительным предложениям.

Нам известно, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным. Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части «слышно было», и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что».

Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов (в зависимости от того, какой член предложения был замещен этим придаточным):

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

Изъяснительными (сходны с дополнениями)

И обстоятельственными.

Группы придаточных предложений можно представить в виде таблицы

Что обозначают

Прикрепляется к главному

Указа-тельные слова

Подчинительные союзы

Союзные слова

Определи-

Характеристика предмета или явления, названного в главной части

Который, что, какой, где, чей

Тот, такой, таков, всякий, каждый, любой, все

Изъясни-тельные

Характеристика главного члена предложения со значением речи, мысли, чувства, названного в главной части

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто, частица ЛИ

Что, когда, как, куда

Обстоя-тельственные

Характеристика члена предложения со значением места, времени, образа действия, степени, условия и др., названного в главной части

Где? Как? Куда? Зачем?

Когда, пока, если, чтобы, так что

Куда, когда, откуда и др.

Там, туда, оттуда, везде, всюду,

до тех пор,

в том случае, ввиду

Таким образом, группы сложноподчиненных предложений определяются по следующим признакам:

1. по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;

2. по средствам связи придаточного предложения с главным (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова).

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к существительному «дом» в главной части, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

В этом предложении придаточная часть относится к сказуемому главной части «предчувствовало», и именно от него ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

В этом предложении придаточная часть относится ко всей главной части «мы добрались до цели нашего путешествия», и именно от всей главной части ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «когда». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

Особняком стоит еще один вид придаточных предложений - это придаточные присоединительные, которые содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении; они прикрепляются при помощи союзных слов: что, где, куда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.

Особенностью таких предложений является то, что от главной части к придаточной нельзя поставить вопрос, поскольку нет слова или словосочетания в главном предложении, которые бы требовали наличия придаточного предложения.

Например:

Назначение придаточного в этом сложном предложении - дать дополнительное пояснение по поводу сообщения в главной части.

§ 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Такие придаточные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос «какой?», они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.

Придаточное определительное прикрепляется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов - местоимений и наречий: который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Например:

Чтобы правильно выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, которое не является обязательным и может быть опущено.

Придаточное определительное всегда находится после главного или внутри главного предложения, причем следует строго за определяемым словом, характеризуя именно его.

В силу такой особенности подобные придаточные не могут находиться до главного предложения.

Например:

В этой связи необходимо заметить, что союзные слова который, какой, чей обязательно согласуются с определяемым словом в роде и числе, а их падежные формы зависят от того, каким членом предложения являются эти слова в придаточной части.

Например:

В этом предложении союзное слово который, как и определяемое слово «родничок», стоит в мужском роде и в единственном числе, а в придаточной части союзное слово является подлежащим, потому что стоит в форме именительного падежа.

Нередко нарушается порядок слов в предложениях с придаточными определительными. По правилу, союзные слова (который, какой, чей) замещают ближайшее предшествующее существительное.

Это положение не соблюдено в следующем примере Неизменным успехом пользуются книги наших писателей, которые отражают современность. Для устранения речевой ошибки можно ввести в главное предложение указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который:

Часто сложноподчиненные предложения с придаточными определительными можно заменить синонимичными простыми предложениями с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Сравните:

К придаточным определительным близки придаточные, относящиеся к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков (местоименно-определительные).

Они отвечают на вопросы «Кто именно?», «Что именно?».

Например:

(Кто с пользою отечеству трудится), [тот с ним легко не разлучится].

Местоименно-определительные придаточные могут стоять и до определяемого слова, до всей главной части.

Схема (Кто…), [мест. Тот…].

В таких предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому, кто говорит на русском языке, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 316с.

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Основные группы сложноподчинённых предложений »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.

Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.

Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:

  1. «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
  2. «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).

Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  2. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  3. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

  1. Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
  2. Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
  3. Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
  4. Фонетическая часть разминки:

в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

  1. Развести по значению и написанию:

светит по-весеннему, по весеннему лесу.

6. Определение начальной формы:

обособляет, с нами, висящего.

  1. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
  2. Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .

Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].

  1. Вернуть предложение со знаками:

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока

Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.

Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»

III. Получение новых знаний. Исследование

Постановка проблемы

Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).

Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1)(см. приложение 1, слайд №3)

Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

(запуск слайда №4)

2) (см. приложение 1, слайд №5)

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3) (см. приложение 1, слайд №6)

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

Предчувствовало (что?)

Дом (какой?)

Добрались (когда?)

IV. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

  1. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  2. Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  1. выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
  2. каким способом придаточные прикрепляются к главному?

Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

  1. К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
  2. Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).

Слайд № 10:

V. Заключительный этап урока

  1. Рефлексия: составление синквейна.
  2. Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.

Приложение1

1 слайд:

2 слайд:

3 слайд :

4 слайд:

5 слайд:

6слайд:

7 слайд:

8 слайд :

9 слайд:

ПОВТОРЕНИЕ. ДОБАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК К ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПО ОДНОМУ ПРИДАТОЧНОМУ. ЗАПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ СОСТАВЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. 2. Книги надо читать так. . . В походе легче тому. . .

ПОВТОРЕНИЕ. ПЕРЕСТРОЙТЕ ДАННЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ, ЗАМЕНЯЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕЧЛЕНЫ СИНОНИМИЧНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. 1. Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе. 2. Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Определительные обстоятельственные изъяснительные В основе классификации – вопрос к придаточному и средство связи.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ. Отвечают на вопрос какой? 2. Поясняют существительное или другое слово в значении существительного в главной предикативной части. 3. Присоединяются к главному предложению при помощи а) союзных слов который, какой, где, куда, откуда, когда, чей, что б) союзов что, словно, как будто. Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. 1.

1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. 2. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. 3. Мы встретили знакомого, с которым давно не виделись.

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ: Отвечают на падежные вопросы. 2. Поясняют слова со значением речи, мысли, чувства или состояния в главной предикативной части: а) глаголы: говорить, сказать, сообщать, думать, понимать, сознавать, почувствовать, услышать, увидеть, решать, жалеть, радоваться, жаловаться и т. д; б) прилагательные, существительные, категория состояния: прав, рад, уверен, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух, сообщение, известие и т. д. 1.

3. Присоединяются к главной предикативной части при помощи: а) союзов: что, чтобы, будто, как, ли (частица с функцией союза); б) союзных слов: кто, что, где, куда, откуда, как, сколько, почему, зачем и др. Вдруг мне показалось, как будто в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. Отец потребовал, чтобы я ехала с ним. Он рассказал, что ему привёз брат.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Времени Места Цели Причины Условия Уступки Следствия Образа действия Меры и степени Сравнения

1. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ: Указывают на время протекания действия в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? ; 3) Присоединяются при помощи союзов когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг, перед тем как. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. 1)

В главной предикативной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др. , а также второй компонент союза (то). Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. [указ. слово до тех пор], (пока). Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной. (Когда), [то ].

Если в главной предикативной части есть указательное слово тогда, в придаточной части средством связи является союзное слово когда. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда (с. сл) даёт его в переносном значении.

ПРИДАТОЧНЫЕ ВИДОВ ВРЕМЕНИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ПРИДАТОЧНЫХ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫХ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ КОГДА. 1) Я видел Ялту в том году, когда её покинул Чехов. (в каком году?) (= в котором) 2) Мохов неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (спрашивал о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТА: 1) указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении; 2) отвечают на вопросы где? куда? откуда? ; 3) присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум.

В главной предикативной части могут находиться указательные слова там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др. Куда река пошла, там и русло будет. Откуда ветер дует, оттуда и тучи плывут.

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА СЛЕДУЕТОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ПРИДАТОЧНЫХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗНЫХ СЛОВ ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. 1. 2. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. (в какой дом?) (= в котором). Я стал вспоминать, куда ходил в течение дня. (вспоминать о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ: Указывают на цель того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? ; 3) Присоединяются при помощи союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.). Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. Надо не только любить, но и быть любимым, для того чтобы быть счастливым. 1)

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТОБЫ, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

ПРИДАТОЧНЫЕ ДРУГИХ ВИДОВ ЦЕЛИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ПРИДАТОЧНЫХ С СОЮЗОМ ЧТОБЫ. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (хочу чего?) Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (было рассчитано как? Каким образом?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ: 1) указывают на причину того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы почему? по какой причине? ; 3) присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш охотно посещался.

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТО, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ: 1) указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы что из этого следует? что вследствие этого произошло? ; 3) присоединяются всегда при помощи союза так что. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. Придаточные следствия всегда стоят после главной предикативной части.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (УСЛОВНЫЕ). 1) указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопрос при каком условии? ; 3) присоединяются при помощи союзов если, если…то, когда (= если), когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.

ЕСЛИ ПРИДАТОЧНОЕ УСЛОВИЯ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ТО В ГЛАВНОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЧАСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЮЗА -. ТО Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ (УСТУПИТЕЛЬНЫЕ). 1) в придаточном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? ; 3) присоединяются Ø союзами хотя, хотя…но, несмотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пусть, пускай Ø союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни.

ПРИМЕРЫ: И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ: 1) содержание главной предикативной части сравнивается с содержанием придаточной части; 2) вопрос задать нельзя; 3) присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем…тем. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

ПРИДАТОЧНЫЕ С ДВОЙНЫМ СОЮЗОМЧЕМ…ТЕМ УКАЗЫВАЮТ НА ВЗАИМНУЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЧАСТЕЙ. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Придаточные с союзом чем относятся к прилагательному или наречию в сравнительной степени из главной предикативной части. Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ: 1) раскрывают образ, способ действия или обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой степени? до какой степени? ; 3) присоединяются при помощи Ø союзов что, чтобы, как будто, словно, точно и др. ; Ø союзных слов как, насколько, сколько и др.

В ГЛАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, КАК ПРАВИЛО, СОДЕРЖАТСЯ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА: 1) местоимения такой (таков); 2) наречия настолько, так. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. (как?) - придаточное образа действия. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать. (сколько?) - придаточное меры и степени.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ И МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПРИДАТОЧНЫХ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ. 1) придаточные считаются однозначными, если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько. 2) придаточные считаются многозначными, если присоединяются союзами (дополнительное значение вносит именно союз): Белые акации пахли так сильно, что их сладкий запах чувствовался на губах. (придаточное меры и степени + доп. значение следствия).

Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. (придаточное образа действия + доп. значение цели). Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было сделано из хрусталя. (придаточное меры и степени + доп. значение сравнения).

Разделы: Русский язык

Общеобразовательная цель:

  • Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
  • Закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;
  • Совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПИ.

Воспитательная цель:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающая цель:

  • Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
  • Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели ):

С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

3. Постановка темы и цели урока.

  • Мы продолжим стремиться к знаниям.
  • О чем говорили на прошлом уроке?
  • Сегодня продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями и поговорим об основных группах СПП по значению.
  • Цель нашего урока научиться определять основные группы придаточных, определять границы главного и придаточного, правильно расставлять знаки препинания.

4. Повторение пройденного материала.

А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,

  1. Сложноподчиненным предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
  2. СПП имеет две части, при этом ни одна часть не зависит от другой.
  3. Придаточная часть СПП может стоять только после главной.
  4. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части.
  5. Подчинительные союзы в СПП являются членами предложения.
  6. Союзные слова являются членами предложения.
  • Проверьте ответ: 1.+; 2-; 3-; 4 + ; 5-; 6 +.
  • Кто ошибся в первом, втором и т.д. утверждении. Озвучим правильные ответы.

5. Новая тема.

– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.

– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.

– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.

– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части. )

– Чем отличаются? (Вопросом. )

– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что? )

– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения. )

– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

(По ходу работы на доске постепенно создается таблица )

Группы придаточных

Какой? Зачем? Что?
Определительные Обстоятельственные Изъяснительные
Относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая его признак Относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли и чувства и уточняют смысл этих слов Относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняет место, время, причину, цель.
Вопрос: какой? Падежные вопросы Вопросы обстоятельства
Присоединяются с помощью союзных слов -местоимений, наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др Присоединяются при помощи союзов или союзных слов что, как, как будто и др. Присоединяются при помощи союзов и союзных слов
Всегда находятся после главного или внутри главного Всегда находятся после главного Могут находиться на любом месте по отношению к главному.

– Итак, что узнали?

– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному. )

6. Закрепление.

Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.

  1. Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.
  2. Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
  3. Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
  4. К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
  5. Разумный видит, что за чем идет.
  6. Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.

7. Самостоятельная работа.

№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.

  1. Уже совсем стемнело когда мы отправились в путь.
  2. Мы спустились в д..лину где р..ели р..скошные цветыи причудливые деревья и устроили привал.
  3. Угре..няя роса оставила на лепестках несколько слезинок, в которых играло солнце.
  4. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнус..на вредна.
  5. Я не знал что полагается делать в подобной ситуации и немного растерялся.

8. Подведение итогов.