В 60-80-е гг. XVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания обще­образовательной школы для широ­ких слоев населения, исключая крепостное сословие, с соб­ственно педагогической, а не узкопрофессиональной и со­словной, как в предшествующую эпоху, целью воспитания. Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой.

Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Д. Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в рус­ском переводе стал ее настольной книгой. Несомненно и влияние на Екатерину II и ее ближайшее окружение идей французских философов-энциклопедистов: от Ж.-Ж. Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Д. Дид­ро – идею о правильном воспитании в специально предназ­наченных для этой цели учебных заведениях, от К.А. Гельвеция и Вольтера – энциклопедический характер образова­тельных программ, от русских просветителей – внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя ве­ликой России. В воспитании Екатерина II видела главное ус­ловие формирования, по ее выражению, «новой породы лю­дей». Программным документом, определившим направле­ние государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в., стал так называе­мый «Наказ императрицы Екатерины II».

Этот документ закреплял за каждым сословием строго от­веденное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным само­державию, законопослушным. Задача формирования, так по­нимаемого, гражданина возлагалась на правильное воспита­ние. Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Далее, считала Ека­терина II, надо прививать детям любовь к Отечеству, уваже­ние к законам и правительству. Детям с раннего возраста не­обходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность явля­ется источником зла. При этом она особое внимание обраща­ла на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности.



Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной II прежде всего у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом к его демократическим педагогическим взглядам она относи­лась отрицательно. У Ж.-Ж. Руссо эта идея имела иное содер­жание. Прочитав в 1763 г. его трактат «Эмиль, или О воспи­тании», она так выразила свое отношение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время».

Антисословная, антипатриархальная сущность педагогичес­кой концепции Ж.-Ж. Руссо была неприемлема для Екатери­ны II, но идея создания «новой породы людей» как таковая, пути создания, формы и методы, подсказанные французским просветителем, не могли не привлечь ее внимания.

Положив в основу создаваемой ею российской системы вос­питания и образования сословный принцип, Екатерина II ис­пользовала идею французского Просвещения об изоляции ре­бенка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей, просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху, должна была способствовать система зак­рытых учебных заведений. В школах, созданных по строго со­словному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конк­ретного сословия. В 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина...», яв­лявшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта книга стала как бы манифестом педагогических воззрений самодер­жавия. В основе концепции этой учебной книги лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отноше­ний, поэтому основой воспитания должно было стать воспи­тание религиозное, в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.

Идеи книги «О должностях человека и гражданина» следо­вало закреплять в умах учащихся. С этой целью в начале 80-х гг. Екатерина II сама написала произведения, носящие педагоги­ческую направленность, – «Выбранные российские послови­цы», «Продолжение начального учения», – которые означали поворот к православному религиозному воспитанию, сочетаю­щемуся с рациональным обучением.

Это направление педагогической мысли Екатерины II раз­вивал ее ближайший сподвижник митрополит Платон Левшин (1737–1811), создатель и покровитель духовных училищ России, которые он превратил в своеобразные гуманитарные школы, ориентированные на вкусы и понятия светского «про­свещенного» общества, но хранящие заветы религиозного вос­питания добродетелей «ума и сердца». Обращение к традиции христианского воспитания характерно для выдающихся пра­вославных мыслителей XVIII в. Тихона Задонского (1724–1782) и Паисия Величковского (1722–1784), которые оказали силь­ное влияние на религиозно-педагогическую мысль России начала следующего столетия.

Педагогические взгляды и деятельностьИ.И. Бецкого

Иван Иванович Бецкой (1704–1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей фран­цузских просветителей он сфор­мировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бец­кой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заве­дениях сословного характера.

И.И. Бецкой был внебрачным сыном князя И.Ю. Трубец­кого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Его педагогические взгляды формировались под влиянием Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы. Именно ему Ека­терина II поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для дворянских детей.

В документе «Генеральное учреждение о воспитании обо­его пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юноше­ства» (1766) И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всесто­роннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспита­нии он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Обра­зование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит на­туре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

Оптимальной формой организации воспитания и соответ­ственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5–6 лет и находиться в нем до 18–20 лет. На протяжении всего пребывания в вос­питательном учреждении дети дол­жны быть изолированы от воздей­ствия окружающей среды, даже от родственников. Таким образом пред­полагалось воспитать «новых отцов и матерей», а те, в свою очередь, должны были воспитывать своих де­тей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесооб­разности.

И. И. Бецкой

План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, на­чал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770), Воспитательного общества благородных девиц в Пе­тербурге (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, инди­видуальный подход в оценке способностей каждого учаще­гося, ориентация всей педагогической деятельности на ре­шение задач развития неповторимой личности учащегося.

Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей свело на нет практически все благие намерения И.И. Бецкого. Попытка приглашения учительских кадров из-за границы положения дел не изменила. Особое разочарова­ние принесла ему деятельность воспитательных домов для под­кидышей и незаконнорожденных младенцев, которые, по планам Екатерины II и И.И. Бецкого, должны были здесь вос­питываться, получать начальное образование и профессио­нальную подготовку в мастерских, где должна была реализо­ваться и его идея о превосходстве воспитания над обучением.

В таких воспитательных домах, по представлениям И.И. Бецкого, дети до 2 лет должны были находиться на попечении нянек и кормилиц, далее – до 7 лет мальчики и девочки, воспитываемые вместе, должны были приучаться к легкой работе, до 11 лет – ходить на 1 час в день в шко­лу, учиться чтению и Закону Божьему. Работа мальчиков включала в себя вязание чулок, колпаков, сетей, работу в саду. Девочки занимались прядением, плетением кружев. До 14 лет, продолжая заниматься различными ремеслами, дети должны были учиться считать, писать, рисовать, знакомить­ся с элементами географии. На этом их образование должно было завершаться.

Однако замыслы И.И. Бецкого расходились с реальностью. В отчете о состоянии дел в Московском воспитательном доме в 1755 г. он писал, что ни одна из воспитательно-образова­тельных задач здесь не решалась опять же из-за крайней не­компетентности и корыстолюбия воспитателей и мастеров.

Не лучше обстояло дело и в училище для мальчиков при Академии художеств. Согласно уставу в училище было три класса по три года обучения в каждом. Здесь обучали русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, истории, географии, мифологии. Окончившие училище, выдержав экзамен, поступали в Академию худо­жеств или занимались практической деятельностью по своей специальности.

В 1772 г., посетив училище, И.И. Бецкой с разочарованием писал о том, что не нашел здесь духа высокого просвещения. Подобным же образом характеризовалась им деятельность учи­лища при Академии наук и преобразованного им на основе новых педагогических идей Сухопутного шляхетского корпу­са. Широкий круг общеобразовательных дисциплин не спо­собствовал нравственному развитию воспитанников, методи­ка «вести детей играя и с приятностью», как он ее называл, не приводила к должной образованности, и вся его гуманная теория воспитания на практике оказалась несостоятельной.

Единственно успешной была деятельность Воспитатель­ного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу, каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение.

Собственно название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого воспитательного уч­реждения – Николаевской половиной. Вторая его половина носила название Александровского училища.

На Николаевскую половину принимали дочерей потом­ственных дворян, имеющих чин не ниже полковника или статского советника, а на Александровскую – дочерей мел­копоместных дворян от чина штабс-капитана, титулярного советника до полковника, коллежского советника, а также дочерей священнослужителей, внесенных в третью часть дво­рянской книги. Здесь также имелось училище для малолет­них девочек мещанского сословия, где готовили будущих учительниц и воспитательниц (1765).

Принципы сословности и замкнутости воспитания соблю­дались здесь очень строго. Ученицы-дворянки были объедине­ны в возрастные группы-классы, носившие свою форму одеж­ды как знак отличия. Девочки младшего возраста (5–9 лет) носили платья коричневого цвета, их называли «кофейница­ми»; девочки подросткового возраста (9–12 лет) одевались в голубые платья, с 12–15 лет – в серые, а в 15–18 лет на занятия ходили в зеленых, на балы – в белых платьях.

Прием в первый возрастной класс должен был прово­диться, по первоначальному замыслу, один раз в три года. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать свою дочь домой. Содержание обучения было разработано с учетом педагогических новаций того времени и включало изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, ри­сованию. На практике серьезно изучались лишь языки фран­цузский и немецкий.

Важной задачей воспитателей было приучение воспитан­ниц к чтению прежде всего назидательных французских ро­манов, что должно было пробуждать любовь к трудолюбию, источнику всякого добра, воспитывать сострадание к бед­ным. С целью эстетического развития в Смольном институте в 1770-е гг. функционировал любительский театр, где стави­лись пьесы известных русских драматургов, например А.П. Су­марокова.

Мещанское отделение при Смольном институте стало ро­доначальником в России подготовки учительниц. Здесь готови­ли преподавательниц как для самого института, так и домаш­них учительниц-воспитательниц. С 90-х гг. XVIII в. некоторые девушки дворянского сословия также стали обучаться на этом отделении.

Подготовка «дам-преподавательниц» и воспитательниц для России екатерининской эпохи весьма значима, поскольку в то время господствовали частные пансионы, где преподавали ино­странки, не имевшие педагогического образования, зачастую обучая лишь языку, манерам и танцам.

Просветительские взгляды на воспитание и обучение де­тей высказывали не только сторонники и исполнители идей императрицы, но и ее оппоненты и противники. Довольно умеренным критиком образовательной политики Екатери­ны II был Николай Иванович Новиков (1744–1818). По характеристике Екатерины II, он был «человек умный и опасный», кото­рого она без суда и следствия зак­лючила в Шлиссельбургскую кре­пость.

Н.И. Новиков

Н.И. Новиков был скорее соци­альным мыслителем, издателем, просветителем, нежели педагогом. Как издатель он опубликовал пе­реводы трудов Руссо, Дидро, Мон­тескье, Вольтера и других француз­ских просветителей. Как философа его привлекала проблема человека и его нравственного формирования. Сам он полагал, что путь к высшей человеческой нравственности про­легает главным образом через преодоление невежества и полноцен­ное образование.

Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полез­ных Отечеству, патриотов, борцов против «рабского состоя­ния» была центральной в воспитательной программе Н.И. Но­викова. Будучи по своему мировоззрению просветителем ев­ропейского типа, он полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, станут трудолюбивыми, рачи­тельными хозяевами. Поэтому воспитание юношества – не­обходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.

Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания: домашнее воспитание, дове­ренное зачастую случайным людям; воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью, праз­дному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в зак­рытых учреждениях, оторванное от реальной жизни, – все это, по его мнению, не было воспитанием в подлинном смысле этого слова.

Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части: физическое воспитание, осуще­ствляемое с целью достижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином, а также образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей.

Воспитание в закрытых учебных заведениях Н.И. Новиков считал неправильным и отдавал предпочтение обществен­ному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подраста­ющее поколение к жизни и деятельности в обществе.

Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил семейному воспитанию и разумно организованному домаш­нему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. В этом пла­не он был противником идеи Екатерины II, предполагав­шей изоляцию детей от родителей. Положительный пример родителей рассматривался им как определяющее средство воспитания, правда, таких примеров в то время было совсем немного.

Н.И. Новиков прекрасно понимал, что указы, педагоги­ческие трактаты, как бы они хороши ни были, не дадут поло­жительного эффекта, если не будет для реализации их идей профессионально подготовленных учителей. По его убежде­нию, нужно не только специально готовить учителей, но и создавать условия для достойной их жизни. Настоящий учи­тель-воспитатель должен быть нравственной личностью, об­разцом для воспитанников во всех отношениях, занимая со­ответствующее место в обществе.

Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782–1786 гг. В этот период своего цар­ствования она во многом пересмотрела свою просветительс­кую позицию и сделала акцент на создании школ для мещан в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы» людей она в это время уже не возвращалась.

Для подготовки школьной реформы была создана Комис­сия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским. План реформы и сопутствующие ему материалы были подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1741– 1814) – австрийским педагогом, православным, сербом по национальности, приглашенным в Россию по рекомендации австрийского императора Иосифа II. Ф.И. Янкович в этой ко­миссии играл главную роль. Он перевел на русский язык раз­ные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познако­миться с западноевропейской орга­низацией школьного дела.

Ф.И. Янкович де Мириево

В 1786 г. комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной рефор­мы – «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться на­родные училища двух типов; в гу­бернских городах – главные народ­ные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах – малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу» во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.

Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной историей. Главные училища предполагалось создавать из че­тырех классов. Содержание обучения первых двух классов со­ответствовало содержанию обучения в малых училищах, в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начала всеобщей исто­рии, географию, физику, механику, геометрию. После окон­чания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных народ­ных училищ дополнительно обучали латинскому и еще од­ному иностранному языку, преимущественно немецкому В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных – шесть. Содержание народных училищ было возложено на местные власти.

Комиссия издала также «Правила для учащихся в народных училищах» (1783), дополнявшие «Устав» четким перечнем обя­занностей школьников. На основании этих правил прием в учи­лища осуществлялся два раза в год – летом и зимой. Зимой учились с 8 до 11 часов утра и после обеда с 2 до 6 часов дня, а летом – с 7 до 10 и с 2 до 5 часов дня. Занятия начинались молитвой, обучение было совместным для мальчиков и дево­чек, хотя сидели они порознь. Учитель должен был следить за тем, чтобы мальчики и девочки вместе из школы не выходили. Телесные наказания запрещались. Подробно расписаны были и правила поведения вне школы и дома, основанные на тради­ции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени.

В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-австрийского педагога И. И. Фельбигера, адаптированное к русским условиям Ф.И. Янковичем. «Руководство» разъясняло смысл и прин­ципы организации классно-урочной системы обучения, ко­торая ранее российскими учителями не практиковалась. «Ру­ководство» считалось официальным, т.е. обязательным к ис­полнению, дидактикой. Оно состояло из четырех частей.

Первая часть была посвящена методике работы с классом. Учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не учить каждого поодиночке. Рекомендовалось в качестве одного из ме­тодов преподавания выполнять серию упражнений с постепен­ным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса и т.д.

Вторая часть содержала отдельные методики преподавае­мых в народном училище предметов; третья – характеризо­вала личность учителя и его профессиональные качества; в четвертой части речь шла об организации всей школьной жизни, строго регламентировалась вся деятельность учителя.

Главным методом обучения считалось совокупное настав­ление и совокупное чтение, т.е. работа учителя со всеми деть­ми одновременно: один – читает или отвечает, а остальные его слушают. При этом рекомендовалось прочитывать одну статью по 10–15 раз, до тех пор, пока дети сами не будут хорошо ее читать и правильно отвечать на вопросы. Пример по арифметике учитель должен был сначала сам решить на доске, затем по этому образцу лучший ученик решал опять же на доске следующий пример, и только после этого обра­зец решения диктовался всем ученикам.

Таким образом складывалось деление учеников на классы, что, по существу, являлось новой для России организацией школьного обучения, поскольку ранее каждый ученик рабо­тал индивидуально по заданию учителя.

При обучении чтению рекомендовалось использовать изоб­ражение слов через начальные буквы, когда текст учился не только целиком, но и по первым буквам отдельных слов. Учи­телям давались советы по составлению таблиц с кратким из­ложением содержания книги или ее плана; особо рекомен­довались «вопрошения», т.е. вопросы учителя ко всему клас­су для проверки понимания учащимися изучаемого материала и начала беседы – объяснения.

Большое внимание в «Руководстве» уделялось личности учителя, тем добродетелям, которыми он должен был обладать для работы с детьми: миролюбием и порядочностью, постоянной бодростью духа и тела, верноподданическим отношением к самодержавному строю, верностью своему сословию, христианской добродетельностью, телесным здо­ровьем и трудолюбием.

Народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, явились новым для России типом учебных заведений, пред­назначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ потребовались и новые учебные книги. Основным пособием стала уже упоминавшаяся ранее книга «О должно­стях человека и гражданина» (1783), изданная в двух вариан­тах: для учащихся и для учителей, где содержались методи­ческие рекомендации, а по сути – перечень вопросов, кото­рые учитель должен задавать детям.

Учебник был разделен на четыре части. Во введении к нему цель воспитания определялась как достижение челове­ком благополучия, которое возможно лишь при вернопод­данническом отношении к государственному устройству, верности своему сословию, христианской добродетельнос­ти, телесном здоровье и трудолюбии.

В первой части раскрывались особенности внутреннего мира человека и были выделены разделы о душе, памяти, воле, ра­зуме и т.д. В этой части книги разъяснялись также обязанности человека перед Богом, перед ближним и перед самим собой.

Во второй части речь велась о физическом воспитании, говоря словами учебника, «попечении о теле». Учащимся давались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и по уходу за больными, разъяс­нялись причины заболеваний и т.п.

В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволя­ло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности.

Были составлены и другие учебники для народных училищ. Впервые для школы был написан учебник по естествозна­нию – «Начертание естественной истории» (1786), которым пользовались в школах до 1828 г. Автор учебника, известный путешественник и естествоиспытатель академикВ.Ф. Зуев (1754–1794), опирался на принцип научности и доступности изложения материала. К учебнику прилагался зоологический атлас, которым учителя пользовались как наглядным пособи­ем. Впервые на русском языке в нем методически грамотно и наглядно раскрывалась эволюционная теория, охватывая воп­росы геологии, ботаники и зоологии.

Профессором Московского университета Е.Б. Сырейщиковым (ум. 1790) для народных училищ была написана «Краткая Российская грамматика» (1787). В предисловии к учебнику ав­тор изложил дидактические и методические рекомендации, в основу которых были положены принципы последовательности и связи изучаемого материала с жизнью. Учителям советова­лось не побуждать детей к зазубриванию, а, используя яркие примеры, разъяснять трудные места, добиваться усвоения изу­ченного материала путем повторения.

Известный российский математик и физик, племянник М.В.Ломоносова, М.Е. Головин (1756–1790), преподаватель Петербургского главного народного училища, создал для на­родных училищ учебные пособия по арифметике, геометрии, механике, физике, сопроводив их методическими рекомен­дациями и наглядными пособиями. В «Кратком руководстве к геометрии» (1786) давались методические рекомендации не только учителям, но и учащимся. Советы автора учащимся свидетельствовали о его стремлении учитывать возрастные особенности детей и опираться на принцип наглядности.

При изучении всех предметов обращалось внимание на их прикладное значение. Например, при обучении грамматике выделялось умение сочинять письма, составлять расписки, счета; при изучении природы обращалось внимание на зна­ния, которые могут принести пользу человеку, его здоро­вью, питанию, торговле; при рисовании – то, что нужно для рукоделия и ремесел.

По плану Ф.И. Янковича вновь открываемые училища долж­ны были содержать местные власти, подбирать помещения, при­глашать и готовить учителей, давать средства. Однако на самом деле почти ничего этого сделано не было, из государственной казны денег не поступило, катастрофически не хватало учите­лей: на всю Россию была открыта только одна учительская се­минария при Главном народном училище в Санкт-Петербурге (1783), а другие главные училища с задачей подготовки учите­лей для малых училищ просто не справлялись.

В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава Глав­ного народного училища и стала первым в России педагоги­ческим учебным заведением, выпустившим из своих стен к концу XVIII в. более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина II.

Количество народных училищ в России было, в общем, небольшим: к концу века насчитывалось всего 288 таких учебных заведений, в которых обучалось немногим более 20 ты­сяч детей, девочки составляли лишь десятую часть всех школь­ников. При этом не должно вводить в заблуждение название «народные» училища, поскольку подавляющее большинство детей были лишены возможности обучаться в этих государ­ственных, по западноевропейскому образцу организованных, школах. Учились здесь преимущественно дети дворянского сословия, духовенства и части купечества.

В целом попытки Екатерины II организовать просвеще­ние народа не удались прежде всего потому, что она пыта­лась механически перенести на отечественную почву чуж­дый России австрийский образец без учета потребностей и возможностей своей страны. Проектируемый план народно­го образования осуществлялся лишь частично, и собственно народного просвещения так и не началось. Как главные, так и малые училища с большим трудом открывались почти ис­ключительно в городах. Сельское, крестьянское население оказалось практически вне системы просвещения. Мало того, в ходе реформ часто упразднялись как негодные старые шко­лы, которые в течение столетий кое-как давали элементар­ные знания детям из простого народа.

Подобное положение дел не могло не вызвать резкой оп­позиции государственной образовательной политике. Наи­более ярким ее представителем в конце XVIII в. был Алек­сандр Николаевич Радищев (1749–1802). Он не был профес­сиональным педагогом, но, как просветитель крайнего революционного направления, обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России.

А.Н. Радищев требовал широкого и полноценного обра­зования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны отечества» долж­ны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. Его педагогические идеи не получили отраже­ния в каком-либо специальном трактате, они рассеяны по таким его произведениям, как «Слово о Ломоносове», «Воль­ность», главы в «Путешествии из Петербурга в Москву», «Бе­седа о том, что есть сын отечества» и «Рассуждение о труде и праздности». Печатное слово было его единственным сред­ством борьбы против империи, тем не менее Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева».

А.Н. Радищев был человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения. Его цель – не исправление мира и его нравов средствами просвещения, а ниспровержение строя, где ца­рит социальная несправедливость. Поэтому, с его точки зрения, тре­буется не просто воспитание, а по­литическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к пе­реустройству общества на основе идеала справедливости.

А.Н. Радищев

Однако в общем следует при­знать, что вXVIII в. в России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений – малых и глав­ных народных училищ – с едины­ми учебными планами, классно-урочной формой организации обу­чения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. Все это послу­жило основой для создания вXIX в. централизованной госу­дарственной системы образования. Вместе с тем мыслителя­ми XVIII в. был высказан ряд идей о воспитании и обучении человека – гражданина своего Отечества, ставших питатель­ной средой для развития русского общественно-педагогичес­кого движения первой половиныXIX в.

Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.

Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ло­моносова / Под ред. Н.К. Гончарова. М., 1961

Воронов А. С. Янкович де Мириево. Из жизни народной школы конца XVIII в. Спб., 1858.

Демков М.И. История русской педагогики 3-е изд. М, 1913.

Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. М., 1967.

Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1973

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Т.5. М., 1989.

Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образова­ния в России до эпохи реформ Александра II. М., 1910.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – началоXX в.). Учеб. пособие М 1998.

Ломоносов М. Д. О воспитании и образовании М., 1991.

Майков П.М Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. Спб., 1904.

Медынский Е.Н. История русской педагогики с древнейших вре­мен до Великой пролетарской революции. 2-е изд., испр. и доп. М., 1938.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч.2. Спб., 1905.

Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. доц. Н.А. Грушин, под ред. проф. М.Ф. Шабаевой. М., 1959.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – первая полов. XIX в. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1973.

Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 4 / Под ред. Б.А. Рыбакова. М., 1990.

Посошков И.Т. Завещание отеческое. Спб., 1893.

Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. М., 1960.

Татищев В.Н. Духовная моему сыну. Тексты Духовной и Увеща­ния. Русская классная библиотека под редакцией Чудинова. Спб., 1896.

Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ (с предисловием и указанием Нила Попова).М., 1887.

Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. Спб., 1886.

Хрестоматия по истории педагогики. Т. IV. История русской пе­дагогики с древнейших времен до Великой пролетарской ре­волюции: В 2 ч. / Сост. П.А. Желваков. Ч. I. М., 1938; Ч. 2. М., 1938.

Черепнин Н.П. Императорское Воспитательное общество благо­родных девиц. Т. 1. Спб., 1914.


Или «Золотым веком русского дворянства». Российская Империя под её рукой приросла территориями, одержала победы над внешними врагами, но нарастание внутренних проблем уже начало раскачивать императорский трон. Постараемся кратко охарактеризовать период царствования великой императрицы на престоле Российской Империи, продолжавшийся с 1762 по 1796 годы.

Презентация


Краткая характеристика эпохи правления Екатерины II Великой

Эпоха просвещенного абсолютизма

Императрица не была склонна к праздности, однако пышность нарядов, архитектурные изыски и стиль русского двора тех времен уже начали набирать силу. Мода, повинуясь вкусам Екатерины II, сменилась с барокко на классицизм.

Несмотря на то, что идеи «Просвещения» постулировали равенство и свободу всех людей, императрица способствовала укреплению крепостного положения крестьянского сословия, составлявшего на тот момент около 90% всего населения страны. Тем не менее, её вклад в развитие систем образования, здравоохранения и науки трудно назвать незначительным.

Мы подготовили отдельную статью с анализом периода царствования Екатерины II Великой в концепции просвещенного абсолютизма.

Политическая жизнь России
в период правления Екатерины Великой

Внешняя политика —
интриги и войны

Карта — Россия завоевывает новые территории при Екатерине II

Армия и флот получили достаточно финансирования для существенного увеличения численности и качества оснащения, что положительно сказалось на успехах военных кампаний.

Наиболее значимыми событиями были три раздела Речи Посполитой , войны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 годов, успешные отражения агрессии Швеции и Персии (в рамках соглашения «Георгиевский трактат»). Результатом этих мероприятий стало присоединение Крыма, Малороссии, Новороссии, Белоруссии, Очакова и других территорий. На черноморском побережье основано большое количество городов, а в портах - начато строительство будущего черноморского флота.

Устранение угрозы со стороны Крымского Ханства стало одним из значительных достижений внешней политики.

Кроме того, государство российское окончательно утвердилось в статусе мировой державы - выступление в качестве посредника при урегулировании «войны за баварское наследство» и заключение различных союзов (союз «трех чёрных орлов», конвенция «о вооружённом нейтралитете») являются наглядным того подтверждением.

Успешная внешняя политика не только закрепила статус Российской Империи, как влиятельного игрока на геополитическом поле, но и подняла авторитет аристократии того времени, принимавшей активное участие в боевых действиях. Две победоносные турецкие компании, разделы Речи Посполитой, отраженные агрессии шведов и персов, все эти события имели своих героев и полководцев, имена которых до сих пор известны и упоминаются с уважением - Суворов, Потемкин , Румянцев, Ермолов.

Некоторым проектам императрицы не суждено было сбыться — греческий проект (целью которого было восстановление Священной Римской империи с императором-ставленником Екатерины II) так и не был реализован.

Внутренняя политика —
развитие России


Захватив власть в результате государственного переворота 1762 года , Екатерина II принялась проводить реформы административного и экономического характера — реформирование сената , секуляризацию церковного имущества и выпуск бумажных денег — ассигнаций .

В результате эксплуатации крестьянского сословия, национальной политики и общего истощения государства русско-польской и русско-турецкой войнами, вспыхнуло восстание Пугачёва 1773-1775 годов . После подавления бунта, и последовавших за ним репрессий, Екатерина II в срочном порядке проводит ряд преобразований административного и полицейского характера, стремясь предотвратить возможные восстания в будущем — губернскую , полицейскую и городскую реформы. Понимая ненадежность казачьих военных формирований (часть казаков примкнула к восстанию Пугачёва), императрица упраздняет Запорожскую Сечь . Для снижения социальной напряженности в низших сословиях объявляется отмена налогов и сборов для различных ремесленников и добытчиков .
Венцом собственного законотворчества, Екатерина II называла «жалованные грамоты» изданные в 1785 году.

Дворянское сословие по праву могло считать эпоху правления Екатерины II - периодом своего расцвета. Благородные сословия получили подтверждение уже имеющихся привилегий и новые права, в том числе в ущерб крестьянам - «жалованная грамота дворянам» обеспечивала поддержку императрицы среди двора. Теперь дворяне даже не обязаны были нести воинскую службу. И обладали над крестьянами почти безграничной властью.

«Жалованная грамота городам» — позволила разграничить права и обязанности городских жителей, одновременно с этим произошло правовое становление такого класса общества, как купечество.

Экономическое развитие России во второй половине 18 века

Экономика в период правления Екатерины II страдала от рабского труда крепостных крестьян, даже проведенные реформы не смогли полностью решить данную проблему. Тем не менее, страна вышла в лидеры по экспорту таких ресурсов как лес и зерно, а также продуктов первичной переработки (чугун и парусина). Были отменены многие монополии на добычу и реализацию различного сырья, а также скорректированы налоговые пошлины. В рамках финансовой реформы были введены первые бумажные деньги — ассигнации. Выпуск манифеста «о свободе предпринимательства» любому желающему разрешил открыть собственное кустарное производство.

Проведенные административные реформы помогли систематизировать налогообложение, а секуляризация церковных земель и имущества , в начале царствования Екатерины II, позволила использовать крестьян и землю ранее кормивших духовенство для интересов императрицы.

Основание

В социальной и культурной сфере:

Упорядочивание и систематизация функций административных и судебных институтов. Разделение территории не по объему, а по численности населения. Разграничение ответственности управляющих должностей.

Закладывание основы общественной образовательной системы и женского образования.

Закрепление за дворянами ранее предоставленных привилегий и окончательное закрепощение крестьян - запрещены жалобы на хозяев, помещикам разрешили ссылать крестьян на каторгу.

Разграничение сословий, их обязанностей и прав. Появление сословий «горожан».

Развитие системы здравоохранения, культуры и искусства.

Переселение немцев на территории Российской Империи с предоставлением привилегий.

В экономической сфере:

Выпуск первых бумажных денег - ассигнаций.

Свобода предпринимательства для всех, кроме крепостных.

Зависимость Церкви от государства.

Объем экспорта увеличился с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 в 1790 г.

Существенное снижение торговых пошлин.

Коррупция и фаворитизм.

Увеличение «питейного сбора» в шесть раз.

Общая сумма долгов государства после смерти Екатерины II - 205 млн р.

В геополитической сфере:

Существенное расширение влияния Российской Империи на Кавказ, черноморское побережье и Европу — в результате удачных турецких кампаний и разделов Польши были присоединены: Крым, Очаков, Белоруссия, Новороссия, Малороссия и другие регионы.

Основаны 144 города.

Основан черноморский флот.

Увеличение численности и качества армии и флота.

Усиление потенциальных противников вследствие разделов Речи Посполитой

Закрепление «нормандской теории» возникновения русской государственности

Введение ____________________________________________________ 3


  1. Восхождение на престол Екатерины II. Переворот ______________ 5

  2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление_________ 8

  3. Роль просвещенного абсолютизма ____________________________ 14

Заключение __________________________________________________ 16
Список использованной литературы _____________________________ 17
_____________________________________________________________
Введение

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом , способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Хождение получили теория и практика, согласно которым отжившие институты феодального общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным путем самими монархами и их дворянами. Один из путей достижения свободы, равенств и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство. Идеалом Монтескье, чьё сочинение «О духе законов», было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением трех ветвей власти.

В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.

1.Восхождение на престол Екатерины II. Переворот.

Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и в итоге отняла власть у мужа. После воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III свергла его. Новый переворот был совершен , как и прежде, гвардейскими дворянскими полками и был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и странности. Переворот 28 июня 1762 года поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Чтобы сгладить впечатления от захвата престола, Екатерине II надо было стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя то, что было испорчено. Прежнее правительство вооружило всех против себя своим бесцельным произволом.

28 июня 1762 года от лица Екатерины II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня Пётр III подписал манифест о своём отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла приведет к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни встало. Чтобы придать своему правлению полную законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим императором Иоанном 6, но отказалась от этого намерения, и решила предоставить будущее естественному ходу событий. Она напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Екатерина была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. С одной стороны она – приятная и любвеобильная женщина, с другой стороны – крупный государственный деятель. Ей очень хорошо был усвоен урок хитрить и притворяться.

Вступая на престол, Екатерина поверхностно знала о состоянии дел в Российской империи , свои правительственные средства и ожидавшие её затруднения и не без основания на это указывала. Финансы были истощены, армия не получала жалования за три месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги, морское едва держалось. Духовенство было недовольно. Правосудие продавалось с торгу.

Императрица желала законности и порядка в управлении. Свои задачи Екатерина представляла себе так: «1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять; 2.Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. » Екатерина мечтала о государстве способном обеспечить благоденствие подданных. Екатерина полагала, что все препятствия к выполнению задач могут быть устранены путем принятия хороших законов.

Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях высказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов. С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году под предлогом упорядочения работы Сената, он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Сенат стал лишь своеобразным «хранилищем» законов. Генерал-прокурор не только наблюдал за работой Сената, но и самостоятельно решал сенатские дела. Тем не менее, Екатерина понимала, что править открыто самовластно нельзя.

Продворянская, крепостническая политика императрицы проводилась ею в форме просвещенного абсолютизма. Популярность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям.

2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Становление.

Наиболее ярким проявлением политики просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 году Комиссии для составления нового «Уложения» и «Наказ», составленный Екатериной специально для депутатов этой концессии.

Беспорядок действовал в законах. Предшественники Екатерины непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени «Уложения» 1649 года, и не могли с этим сладить.

Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. В феврале 1764 года ей была проведена секуляризация- обращение государством церковной собственности, преимущественно земли в светскую. В результате у церкви было отнято, более миллиона душ крестьян и для управления ими была создана специальная коллегия- Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В тоже время в пользу крепостников в 1765 году был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель , захваченных ими у различных категорий крестьян. Манифест о вольности дворянства усилил позиции правительства. В августе 1767 года Екатерина издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Императрица широко использует политику лавирования, маскируя свою политику экономическими и философскими концепциями Запада. Её царствование сопровождается невиданным разгулом фаворитизма. Решая судьбу фаворитов предшествующего царствования, Екатерина проявляла великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные для государства люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что её похвалы и награды заставят людей ещё усерднее трудиться.

Серия указов 60-х годов превращает крепостных крестьян в людей совершенно не защищенных от произвола помещиков и обязанных им безропотно подчиняться. Юридически помещики были лишены лишь одного права - лишить крестьянина жизни. Екатерина, действуя в духе европейского просвещения, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех слоёв общества и быстро развивающегося государства, закона.

Уложенная комиссия работала с 31- го июня 1767 года по 18- е декабря 1768 года. В неё вошли представители от дворянства, городов, духовенства, государственных крестьян и многие другие. Доминирующее положение заняли дворянские депутаты, имевшие численное большинство. Они высказывались против ограничения крепостного права, выступив с требованием увеличения роли дворянства в областных судах и управлении. Дворяне попытались обосновать свое право владения крестьянами. Особых полномочий требовали представители купечества. После длительных и бесплодных споров комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Своей непосредственной задачи- выработки нового кодекса законов- она не выполнила. Несмотря на это комиссия сыграла определенную роль: с её помощью Екатерина могла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совершенной невозможности отмены крепостного права в ближайшем будущем и осознав, что именно дворянство на данном этапе развития России является важнейшей опорой самодержавной монархии. На этих постулатах основывалась политика Екатерины II.

«Наказ» представлял собой программу царствования Екатерины, над которым она трудилась в течение двух лет. Состоял он из 20 глав, к которым потом добавилось еще две. Главы делились на 655 статей, из них 294 были позаимствованы из труда Ш. Монтескье «О духе законов». Тем не менее «Наказ» самостоятельное произведение, выразившее идеологию российского просвещенного абсолютизма. «Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направлять к получению ото всех добра ».

Екатерина решительно высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Она провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступление, нежели наказывать».

Усиление эксплуатации и невиданный разгул крепостничества привели к тому, что в 60-70-е годы по России прокатилась волна антифеодальных выступлений крестьян , казаков, работных людей, крупнейшим из которых стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 года. Это выступление, подавленное с огромным трудом, потрясло крепостнические устои страны, продемонстрировав силу и беспощадность народного бунта. Указы, принятые в эти годы свидетельствовали о развитии крепостничества и вглубь и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Крепостничество распространилось и на Украину. Крестьянская война показала, что существующая на местах структура управления не в силах предотвратить социальные выступления. 7-го ноября 1775 года было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на 50 губерний, в каждой из которых проживало примерно по 300-400 тысяч душ мужского пола податного населения. Данные административные единицы, в свою очередь состояли из 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и контролировавший деятельность всех учреждений и должностных лиц. Ему подчинялись все воинские части и команды. Главным финансовым учреждением в губернии была казенная палата, возглавляемая вице-губернатором. Кроме того, в каждой губернии функционировали: верхний земский суд для дворян; губернский магистрат для купцов и мещан; верхняя земская расправа для однодворцев и государственных крестьян. Губернская реформа 1775 года укрепила власть государства на местах. До реформы губернаторы и уездные воеводы одновременно выполняли все функции. Продолжением продворянской политики Екатерины стала «Жалованная грамота дворянству», данная 21 апреля 1785 года. Дворяне жаловались монопольным правом на владение крестьянами, землей и недрами, правом основывать заводы и фабрики, освобождением от налогов и телесных наказаний. Предводители дворянства получали право заявлять о своих пожеланиях самому императору. В ранг российского дворянства были включены прибалтийские бароны, польская шляхта, казацкая старшина, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.

В тот же день, 21 апреля 1785 года правительство опубликовало «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». В соответствии с этим документом, все городское население делилось на 6 разрядов. В первый разряд, независимо от сословной принадлежности, входили люди, имевшие в городе недвижимую собственность, к ним относились также дворяне и духовенство. Второй разряд составляли купцы, разделенные в зависимости от капитала на 3 гильдии. Цеховые ремесленники формировали 3 разряд. В 4 разряд вошли иногородцы и иностранцы, постоянно проживающие в городе. 5 разряд составляли люди «благородных» занятий- ученые, художники, банкиры и прочие. И, наконец, к 6 разряду относились так называемые «посадские люди», занимавшиеся мелкой торговлей , ремеслом и другими промыслами. Раз в 3 года жителями всех разрядов избирались органы городского управления: городской голова и шестиглавая дума, работающая на постоянной основе. В принципе, эти учреждения представляли собой исполнительные органы городского самоуправления. Однако в действительности вся реальная власть в городах оставалась в руках городничего и полицмейстера. Дума занималась второстепенными вопросами благоустройства и санитарного состояния. Это свидетельствует о слабости нарождающейся русской буржуазии. Первоначально Екатерина намеревалась завершить освобождение сословий предоставлением «Жалованной грамоты государственным крестьянам». Но на такой рискованный шаг правительство не пошло, опасаясь дворянского недовольства. Екатериной также было создано Вольное экономическое общество, которым по её инициативе был объявлен конкурс на тему: «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». Ни одна из работ русских авторов не была издана и принята, так как они характеризовались антикрепостнической направленностью. Екатерина все же видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго» чреватое серьёзными потрясениями для государства. Правда освобождение она считала несвоевременным и опасным. За 34 года правления она раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тысяч казённых крестьян обоего пола.

Одна из самых блестящих сторон государственной деятельности Екатерины - это внешняя политика. На этом поприще, разрешались вопросы понятные и сочувственные всему народу и поэтому Екатерине, удобнее всего было завоевать народное расположение. Задачи в этой области были прямо поставлены вековыми указаниями истории и настойчивее всех требовали разрешения. Во внешней политике Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого. Она сумела завершить то, к чему веками стремились московские государи. Екатерина уничтожила прусское влияние при русском дворе и поставила себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Екатерина широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель преследовала её собственная переписка с Вольтером, Дидро и другими просветителями.

С первых же шагов Екатерина приняла участие во внешней политике сама. Ни один серьёзный вопрос в этой области не проходил мимо неё, ни одно ответственное решение не принималось без непосредственного её вмешательства. Притворство, которым обладала Екатерина, было оружием дипломата. Но сила заключалась не в этом. Как умная женщина, она понимала, что достоинство страны, которой она управляет, и её собственное достоинство. Екатерина деятельно следила за заграничными изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года. Русская дипломатия эпохи Екатерины в основном разрешило задачи, унаследованные от 17 века: закреплены достижения Петра Великого в Прибалтике, воссоединены земли населённые родственными русскому народу белорусами и украинцами, Россия стала твердой ногой на Черном море.

3.Роль просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II сыграл огромную роль в истории России. Это видно из отдельных сторон проводимой ей политики. При вступлении на престол Екатерина мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы , что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться, когда дворяне, облегчая свои государственные повинности, стали достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами – по закону. При Екатерине дворянство становится не только привилегированным сословием, но и сословием, господствующим в уезде и в общем, управлении. Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Для того, чтобы создать наиболее реальные гарантии просвещенной монархии, Екатерина работала над жалованными грамотами.

Ряд мероприятий просвещенного абсолютизма имел прогрессивное значение. Основание университетов и других учебных заведений, детских домов, сыграли огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным областям знаний. Екатерина получила прекрасное домашнее образование и желала, чтобы и другие были образованными, а образование доступным.

В самом общем виде, роль просвещенного абсолютизма Екатерины II можно свести к следующему: укрепилось и модернизировалось самодержавие, оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества. Впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права, зародились понятия свободы и прав личности. Экономический либерализм правительства способствовал зарождению капиталистического уклада и разложению крепостнических отношений.

Заключение.

Правление Екатерины II, таким образом, можно условно разделить на два этапа, имевших различную социально- правовую направленность. В течение первого периода продворянская политика была прикрыта идеями просвещенного абсолютизма , декларировалась необходимость создания справедливых законов, равных для всех подданных. Этот период окончился после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Второй период представлял собой эпоху открытой дворянской реакции. В это время дворяне приобретают чрезвычайно широкие права, а крепостное право достигает своего апогея.

Значение эпохи Екатерины II чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше. Способность Екатерины подводить итог, доводить до полного разрешения исторические вопросы, заставляет признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Моё личное мнение, что эпоха просвещенного абсолютизма открыла глаза многим властным людям того времени и научила их смотреть на положение вещей должным образом. Возможно, отголоски той эпохи присутствуют и нынешнее время.

Список использованной литературы

в контрольной работе по дисциплине «Отечественная история»

на тему «Становление и роль просвещенного абсолютизма Екатерины II»


  1. История России: экзаменационные ответы. Под редакцией П.С. Самыгина. Ростов Н/Д: «Феникс», 2002 – 352с.
2. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России . Учебник для вузов.

2-е издание- М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.- 656 с.
3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.

История России с древнейших времен до наших дней . Учебник. 2-е

Издание- М.: «ПБОЮЛ А. В. Рожников», 2001.- 520 с.
4. Каменский А. Б.

«Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой».

Екатерина II - законодательница в храме Правосудия (Левицкий Д. Г., 1783 год, Русский музей, Санкт-Петербург)

Долгое царствование Екатерины II 1762-1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. Золотой век русского дворянства был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. И все-таки Екатерина старалась проповедовать среди русского дворянства философию европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле её правление нередко называют эпохойпросвещённого абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещённый абсолютизм - утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, - дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, - пеняла она французскому философу Д. Дидро, - пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, - на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна её позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков. Попытками преобразований в духе просвещённого абсолютизма были:

· созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768);

· реформа административно-территориального деления Российской империи;

· принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» - горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;

· принятие в 1775 году манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;


· реформы 1782-1786 гг. в области школьного образования.

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773-1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

Возможно, именно эти противоречия породили мнение, бытующее среди части историков, о чрезвычайном цинизме и лицемерии Екатерины II ; хотя она и сама способствовала возникновению данного мнения своими словами и действиями. Прежде всего, основная масса населения России вследствие её действий стала ещё более бесправной, лишенной нормальных человеческих прав, хотя в её силах было добиться обратного - и для этого не обязательно было отменять крепостное право . Другие её действия, такие как ликвидация суверенной Польши, тоже вряд ли соответствовали идеям Просвещения, которых на словах она придерживалась. Кроме того, историки приводят примеры её конкретных слов и действий, подкрепляющие данное мнение:

· Как указывают В. О. Ключевский и Д.Блюм, в 1771 г. Екатерине показалось «неприличным», что крестьян продают на публичных торгах «с молотка», и она выпустила закон, запрещавший публичные торги. Но поскольку этот закон игнорировали, то Екатерина не стала добиваться его исполнения, а в 1792 г. опять разрешила торговлю крепостными на аукционах, запретив при этом употреблять молоток аукциониста, что, по-видимому, показалось ей особенно «неприличным» .

· В другом приводимом ими примере речь идет об указе Екатерины, запрещавшем крестьянам подавать жалобы на помещиков (за это теперь им грозило избиение кнутом и пожизненная каторга). Екатерина издала этот указ 22 августа 1767 г., «в то самое время как депутаты Комиссий слушали статьи „Наказа“ о свободе и равенстве» ;

· Д.Блюм приводит также следующий пример: помещики нередко выгоняли на улицу старых или больных крестьян (давая им при этом вольную), которые вследствие этого были обречены на смерть. Екатерина своим указом обязала помещиков перед этим брать у крестьян расписку, что они на это согласны

· Как указывает А.Труайя, Екатерина постоянно в своей переписке называла крепостных крестьян «рабами». Но стоило французскому просветителю Дидро во время встречи с ней употребить это слово, как она была страшно возмущена. «В России нет рабов, - заявила она. - Крепостные крестьяне в России духом своим независимы, хотя телом и испытывают принуждение» .

· Н. И. Павленко приводит ряд писем Екатерины Вольтеру. В одном из них (1769) она писала: «…наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который бы не имел курицы, когда он её захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам». В другом письме (1770), написанном в разгар голодомора и бунтов, охвативших разные части страны: «В России все идет обыкновенным порядком: есть провинции, в которых почти не знают того, что у нас два года продолжается война. Нигде нет недостатка ни в чём: поют благодарственные молебны, танцуют и веселятся» .

Особую тему представляют взаимоотношения Екатерины и французских просветителей (Дидро, Вольтер). Общеизвестно, что она была с ними в постоянной переписке, а они высказывали о ней высокое мнение. Однако многие историки пишут, что эти отношения носили характер очевидного «спонсорства», с одной стороны, и лести, с другой . Как пишет Н. И. Павленко, узнав, что Дидро нуждается в деньгах, Екатерина купила его библиотеку за 15 тыс. ливров, но не забрала её, а оставила ему, «назначив» его пожизненным смотрителем его же библиотеки с выплатой «жалованья» из русской казны в размере 1000 ливров в год. Вольтера осыпала разнообразными милостями и деньгами, и приобрела после смерти его библиотеку, выплатив щедрые суммы наследникам. Со своей стороны, и они не оставались в долгу. Дидро расточал похвалу и лесть в её адрес, а свои критические заметки «клал под сукно» (так, лишь после смерти были обнаружены его резкие критические «Замечания о Наказе» Екатерины ). Как указывает К.Валишевский, Вольтер называл её «северной Семирамидой» и утверждал, что солнце, освещающее мир идей, перешло с Запада на Север; написал по «приготовленным» для него по приказанию Екатерины материалам историю Петра I, вызвавшую насмешки других европейских ученых . А.Труайя отмечает, что Вольтер и Дидро соревновались в преувеличенных похвалах Екатерине, приводя соответствующие примеры (так, Дидро в свою очередь писал, что «ставит её на один уровень» с Цезарем, Ликургом и Солоном, выше Фридриха Великого, и лишь после встречи с ней в России его душа, ранее «душа раба», стала «душой свободной» и т. д.), и даже ревновали друг друга к её милостям и вниманию . Поэтому ещё А. С. Пушкин писал об «отвратительном фиглярстве» императрицы «в сношениях с философами её столетия», а по словам Фридриха Энгельса, «Двор Екатерины II превратился в столицу тогдашних просвещенных людей, особенно французов; …ей настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали „северную Семирамиду“ и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире, отечеством либеральных принципов, поборником религиозной терпимости»

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Санкт-Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах.

Русские просветители в век Екатерины II

Во второй половине 18 века в России получают распространение идеи Просвещения. Это эпоху правления Екатерины II (1762 - 1796). Сама императрица всячески пыталась создать имидж просвещенного монарха. Она переписывалась с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро, читала сочинения Монтескье. Однако подход Екатерины II к идеям просвещения был избирательным. Она разделяла идеи просветителей о том, что образование, воспитание, просвещение являются главными средствами совершенствования общества. В тоже время идеи о "естественных" правах человека, о равенстве всех от рождения, с которыми активно выступали французские философы, отвергались ею. Все, что могло поколебать абсолютистский, феодально-крепостнический строй, было неприемлемо для Екатерины II.

Литература.

Гаврила Романович Державин(1743-1816) - русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

    сыграл огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля.

    Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде «Фелица» Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде - не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал - оды и сатиры. Это соединение - явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

    В оде «Вельможа» Державин зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, которое прослеживается лишь в некоторых произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев.

    В стихотворении «Властителям и судьям» равнодушие и корыстолюбие власть имущих не оставляют равнодушным поэта, и он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед судом Божьим.

    В «Памятнике» Державина - мысль о праве их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт напоминает, что он первым дерзнул отказаться от торжественного высокопарного стиля од.

    Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью. Этим Державин прояснил очень важную для дальнейшего развития передовой русской литературы идею личной ответственности поэта за свои суждения, идею искренности и правдивости своей идеологической пропаганды.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) - один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра.

Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII - нач. XVIII вв.

    Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

    Классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров - басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

    Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача - «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем - людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

    Сумароков - один из зачинателей русской пародии, автор цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова.

Денис Иванович Фонвизин - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии (действие которой происходит в повседневной обстановке и конфликты строятся на основе практических и семейных интересов).

    Фонвизин вошел в литературу как один из преемников Кантемира и Сумарокова. Он был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому сам он принадлежал, должно быть образованным, гуманным, непрестанно радеть об интересах отечества, а царская власть - выдвигать для общей пользы достойных дворян на высокие должности. Но среди дворян видел он жестоких невежд, а при дворе -"вельмож в случае" (попросту говоря, любовников императрицы), управлявших государством по своей прихоти.

    Писал сатирические стихотворения. Из них позднее были напечатаны и дошли до нас два: басня «Лисица-Кознодей» (проповедник) и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Басня Фонвизина - злая сатира на придворных льстецов, а «Послание» - замечательное, довольно необычное для своего времени произведение. Фонвизин адресует самый главный философский вопрос «На что сей создан свет?» малограмотным людям того времени; сразу ясно, что они на него ответить не смогут. Так и происходит. Честный дядька Шумилов признается, что не готов судить о столь сложных вещах.

    1769 году создает свою первую оригинальную комедию "Бригадир". "Бригадир" произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику. В XVIII веке слово "бригадир" означало воинский чин. Фонвизинский Бригадир - это грубый, ограниченный солдафон. Н.И. Панин отозвался о произведении, как о "первой комедии в наших нравах". Фонвизина сравнивали с Мольером, комедия его не сходила со сцены. Во время действия герои пьесы не ораторствовали, а жили на сцене. Они гадают на картах, играют в шахматы. Все это было ново и необычно для русской драматургии того времени. По словам Вяземского "в "Бригадире" в первый раз услышан на сцене нашей язык натуральный, остроумный". Впервые так живо и всесторонне показаны нравы и характеры своей эпохи.

    В отставке Фонвизин целиком посвятил себя словесности. Он был членом Российской Академии, которая объединяла лучших русских писателей. Академия работала над созданием словаря русского языка, Фонвизин взял на себя составление словаря синонимов, которые он, буквально переводя слово "синоним" с греческого, называл «сословами». Его «Опыт российского сословника» для своего времени был очень серьезным лингвистическим трудом, а не просто ширмой для сатиры на екатерининский двор и способы управления императрицы государством (так это сочинение нередко толкуют).

Николай Михайлович Карамзин(1766-1826) - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма (произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении), прозванный русским Стерном.

    Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором «Московского журнала», уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801). В 1792 году он создаёт два произведения, которые стали известнейшими и любимейшими произведениями русской литературы того времени: повести «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». Эти повести написаны в стиле сентиментализма.

    Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Слова и выражения, введённые в русский язык Н. М. Карамзиным: чувствительность, деликатность, влюблённость, тонкий вкус, утончённость, будущность, представитель, общественность, человечный, усовершенствовать, переворот, развитие…

    Карамзин изменил образ героя литературного произведения. Его герои - не цари и вожди, а молодые девушки, простые крестьянки, которые тоже умеют любить и страдать.

    С 1804 года Карамзин берётся за огромный труд, над которым будет работать более двадцати лет - до конца своей жизни: написание «Истории государства Российского». Работу над ней можно назвать подвигом жизни Карамзина. «История…» вдохновит многих русских писателей на создание произведений на исторические темы (вспомним, например, пушкинского «Бориса Годунова»).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Литературную деятельность начал в 1789 году, с изданием повести "Житие Федора Васильевича Ушакова". Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев обзаводится домашней типографией и в 1790 печатает в ней свое главное произведение - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - охватывающее широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга обратила на себя внимание Екатерины II, которая написала на полях: "Бунтовщик, хуже Пугачева", автор был арестован и сослан в Сибирь, книга конфискована и до 1905 распространялась в списках.

Художники

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) - Родился А. П. Антропов в семье солдата Семеновского полка. В 1732 г. он был зачислен в Канцелярию от строений, где учился у А. М. Матвеева. Овладев профессиональными навыками, с 1739 г. работал там же в "живописной команде", которой руководил И. Я. Вишняков. В 1740-50-х гг. художник выполнял декоративные росписи во дворцах Петербурга и его пригородов. В 1755 г. Антропова пригласили в Москву, где он расписал плафон во дворце графов Головиных. Когда же в 1759 г. по инициативе графа И. И. Шувалова был основан Московский университет, художнику предложили место живописного мастера на факультете искусств. Оставался он там недолго, так как в 1761 г. получил назначение на должность главного художника Святейшего Синода в Петербурге.

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) - Ф. С. Рокотов происходил из крепостных крестьян князей Репниных. Скудные биографические сведения ничего не сообщают нам ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Но портреты его прекрасны и чувственны. Ими можно очень долго любоваться.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822) - Д. Г. Левицкий принадлежал к старинному украинскому роду. Отец художника был потомственным священником и одновременно занимался гравюрой. Именно отец стал первым учителем будущего художника. Левицкий учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы - шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - Боровиковский родился в небогатой семье, происходившей из украинских казаков. Отец его и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Естественно, что иконописцем стал и Владимир. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. В 1787 г. он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из "путевых дворцов", возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, носящий следы болезненной экзальтированности. Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был А. Г. Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

Иван Петрович Аргунов (1729-1802) - И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

ВЫВОД . Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т.п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и Французская революция). Не малый след эта эпоха оставила в русской живописи и литературе. Просвещение сменяет Возрождение и предваряет романтизм.