Воспоминания современников Петра I свидетельствуют о том, что детство его пришлось на такие события, которые навсегда изранили молодую душу. Ведь злые языки все время нашептывали царю Алексею Михайловичу, что крепкий и здоровый малыш, быстро идущий в рост может и не его сын, может патриарха (он ведь как похож на портрете последнего), или еще кого-либо. Ведь все остальные дети, особенно мальчики от первого брака такие болезненные. А из 13 детей только двое сыновей и осталось. Когда царь Алексей в январе 1676 года умер, Петру ещё и не исполнилось четырех лет. Тут же возникла яростная распря между Нарышкиными и Милославскими по поводу престолонаследия. Первое потрясение случилась сразу же после смерти отца, когда испуганной Наталье Нарышкиной пришлось показывать с балкона царского терема маленького сына, держа его над ревущей толпой на вытянутых руках. Ведь народ (в основном москвичи, возбужденные слухами заинтересованных лиц) заподозрил, что Милославские могли убить младшего из царевичей, так же, как и когда-то Борис Годунов - маленького Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Небольшое относительное затишье наступило до десяти лет, когда на престол вступил 14-летний Федор, один из сыновей Марии Милославской, который, как старший сын царя, готовился к царствованию и получил по тем временам соответствующее образование. Лишившийся отца Петр воспитывался под присмотром этого же старшего брата Федора, который и выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте, истории и арифметике. Но, как известно, царь Федор Алексеевич умер в 21 год (в 1982 году) и престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. В десять лет он, формально избранный царем, пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов. Он, говорят, видел как старика Матвеева, стрельцы вырвали из его рук, он видел реки крови. Его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти. Результатом бунта был политический компромисс: на трон в 1682 году были возведены двое: Иван (Иоанн) от Милославских и Петр от Нарышкиных, правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну, которая удалила Петр с матерью в село Преображенское. Не тогда ли у Петра, в целом здорового ребенка, появились первые вспышки беспричинного гнева, и даже признаки эпилепсии? Так и не успев получить никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений, не имея духовной пищи, Петр сам нашел себе и забавы в виде "потешных" войск, и развлечения в "немецкой слободе". Ведь к 17 годам это был красивый очень высокий (порядка 2-х метров) парень, но совершенно невоспитанный. Но уже женатый. Мать, желая остепенить сына и приблизить его к пониманию дел государственных, женила на нелюбимой Евдокии Лопухиной. Через неделю молодой муж забросил жену и увлекся искусством навигации. У него появился вкус к самообразованию, особенно в военном деле и кораблестроении, что значительно расширило его кругозор. Он учится кораблестроению и военному делу у иностранцев, которые жили в немецкой слободе в Москве. Иностранцы пребывали у Петра не столько в роли учителей, сколько друзей, сотрудников и наставников. Врем от времени Петр щеголял в немецком платье, танцевал немецкие танцы и шумно пировал в немецких домах (в XVII веке иноземцы были выселены из Москвы в подгородную слободу, которая получила название Немецкая). Петр часто стал бывать в слободе, где и нашел и предмет сердечного влечения Анну Монс. Постепенно он воспитал в себе привычку к западным формам жизни. Будучи любознательным и не ленивым, Петр сам в себе построил то, что сделало его потом Великим. У него проснулись, и желания власти и умение ее взять, проявились стойкость и даже жестокость в державных делах. После смерти Иоанна Y, Петр, опираясь на созданный им же самим круг надежных друзей и соратников, а также войска, которые из " потешных" превратились в настоящие, отстраняет в царевну Софью от регентства и отправляет сестру в Новодевичий монастырь. C 1689 года Петр становится самостоятельным правителем. Петр I прожил на свете всего 53 года(1972-1725). Из них 35 лет царствовал, и был назван не только Великим, но и Преобразователем. Преобразования Петра коснулись практически всех сторон русской жизни. Древняя одежда, как неудобная, была заменена новой, поскольку Петр полагал, что новый облик поможет человеку легче усвоить другие европейские новшества. Было окончательно уничтожено затворничество женщины. Строго воспрещались браки без согласия жениха и невесты. Знание, ум и образование были поставлены для государственной службы выше происхождения. А чтобы повысить образованность в целом, создавались всевозможные школы, и начальные, и высшие. Стала издавать первая в России газета " Ведомости". Обучение облегчалось тем, что славянский шрифт для гражданских книг был заменен русским, изобретенным самим Петром. Россия была разделена на губернии во главе с губернаторами. Для надзора за всеми государственными управлениями был учрежден Сенат, а управление церковью было передано новому учреждению - Святейшему Синоду. И, наконец, был основан новый город, С Петербург, в который и была перенесена столица из Москвы, как сильно удаленной от Западной Европы. Им был введен новый календарь и традиция празднования Нового года с 1 января 1700 года. Он приучил придворных к такому напитку как кофе.
В течение своего царствования Петр I много воевал с целью расширить границы России до Морских берегов и открыть ей свободные морские пути. Поэтому особое внимание было обращено на войска и флот. Была проведена реформа и армии и флота. Петр не щадил на это ни средств ни собственных сил. Чтобы добыть на это средства, нужно было улучшать способы ведения хозяйства, добывания богатств из недр земли, развития промышленности и торговли, для чего открывались фабрики и заводы, торговые биржи. И во все это лично сам вникал царь. Он сам ездил за границу учиться, и многих подданных посылал туда, сам работал самоотдачи от других. О его личной скромности, даже скупердяйстве остались легенды. Особенно утвердилась России, как держава, в ходе "Великой Северной Войны", когда наголову разбила войско Шведов под Полтавой, и одержала еще ряд побед, выйдя к балтийскому морю и закрепившись на его берегах.
Как человек, Петр I выглядитв глазах современников и историков весьма противоречиво. Некоторые считали, что в нем сочеталась русская помещичья и европейская матросская разнузданность. В их воспоминаниях - это с одной стороны человек крупного роста и огромной силы, а с другой, человек с признаками раннего алкоголизма и болезни. Например, русский писатель Б.Пильняк очерчивает Петра весьма негативно, а именно:"...всегда пьяный, сифилитик, неврастеник, страдавший припадками тоски и буйства... император, больше всего любивший дебош, женившийся на проститутке, наложнице Меньшикова... тело было огромным, нечистым, очень потливым, нескладным, косолапым, тонконогим, проеденным алкоголем, табаком и сифилисом. ...". Другие же, наоборот, отмечали его простоту в общении, требовательность и скромность по отношению к себе самому, его искренность и отзывчивость по отношению к другим. Его умение быстро разбираться в людях и определять их пригодность. Петр был дважды женат . Первую жену, Евдокию Лопухину он отправил в монастырь. О судьбе первой и длительной, более 10 лет, любви Петра, к немке Анне Монс(?-15 августа 1714 года) известно, что в 1704 году произошел ее разрыв Петром из-за ее измены. Петр никогда ей этого не простил. Ведь он хотел на ней жениться. В 1711 году она вышла замуж за прусского посланника Кейзерлинга, а после его смерти вступила в связь со шведским капитаном фон Миллером. Умерла в 1714 году все в той же Немецкой слободе. Со второй женой, Екатериной I (пленной латышкой Мартой Скавронской) прожил с 1703 года до самой своей смерти. Обвенчались они в 1712 году. В 1724 она была коронована как императрица. У них в браке было всего 8 детей, 6 из которых умерли во младенчестве, в том числе и два сына. Наследницами у Петра остались только дочери, Анна, вышедшая замуж за принца Голштинского и Елизавета. Сын Алексей от первого брака был обвинен в измене и умерщвлен по распоряжению самого же Петра в Петропавловской крепости. Петр умер 28 января (8 февраля) 1725 года в 6 часов утра на руках Екатерины в Санкт-Петербурге от болезни мочеиспускательных органов, не оставив завещания. 2 февраля его труп забальзамировали, а 8 марта погребли в Петропавловском соборе в Петербурге. Еще в 1722 Петр издал закон о престолонаследии, согласно которому самодержец мог назначать себе преемника, однако сам Петр этим правом не успел воспользоваться.

Современники Петра 1 сыграли важную роль в его преобразовательной деятельности. По меткому определению А.С. Пушкина, все они были «гнезда Петрова». Общеизвестен факт, что успех политики правителя очень часто определяется тем окружением, которое он себе выберет. В этом отношении царствование Петра Алексеевича было одним из самых плодотворных и интересных в истории.

Общая характеристика эпохи

Во время отсутствия Петр Алексеевич поручил ему управлять государством, что говорило об особом доверии царя к этому суровому боярину. Ромодановский пользовался особой привилегией входить к царю в любое время без доклада, что говорит о важном месте, которое он занимал в управлении. Он участвовал в подавлении стрелецкого бунта в 1698 году. Он являлся фактическим главой Москвы и после одного из пожаров занимался ее восстановлением. Влияние боярина было настолько велико, что никто не осмеливался въезжать к нему во двор, и даже сам государь оставлял свою одноколку за воротами, навещая своего друга.

Шеин

Петр 1 и Екатерина 2 обладали удивительной способностью находить для своего окружения не только преданных, но и очень способных, талантливых и одаренных людей. Эта общая черта их правления настолько была очевидной, что в литературе даже появились специальные названия для их окружения: вышеприведенное высказывание Пушкина, а применительно к окружению императрицы стали говорить о вельможах екатерининского времени. Еще одним видным деятелем времени Петра Алексеевича был Шеин. Он прославился своими военными и дипломатическими способностями. Он участвовал в дипломатических и военных миссиях. Так. Он принимал участие в В годы Северной войны он также принял участие в наиболее крупных и важных сражениях, за что ему был пожалован чин генералиссимуса.

Остерман

Он был еще видным деятелем петровского царствования. Он был очень способным и искусным дипломатом, политическим деятелем. Остерман занимался законодательной деятельностью. Петр 1 хотел организовать администрацию и управление по западноевропейскому образцу. Тот отлично знал систему европейской администрации и попытался применить ее принципы к российской действительности. Впрочем, пик расцвета деятельности Остермана приходится на годы царствования Анны Ивановны.

Куракин

Этот известный деятель петровского времени запомнился тем, что оставил свои весьма интересные мемуары об этом времени. Человек вдумчивый и наблюдательный, он сохранил на бумаге все свои воспоминания и впечатления о той эпохе преобразовательной деятельности императора, современником которой он стал. В его произведениях помимо его собственной автобиографии есть также наблюдения за теми странами, которые он посетил, а также зарисовки приближенных правителя.

Татищев

Его называют «отцом русской истории». Он справедливо считается основателем исторической науки. Но начинал он как талантливый и администратор в Он занимал самые разнообразные должности и выполнял самые различные обязанности и поручения. Он заведовал заводами, руководил промышленным производством, изучал монетное и инженерное дело. Кроме того, ему было поручено составление карты России, что, собственно, и побудило его заняться историей на профессиональном уровне. Его значение заключается также и в том, что он был идеологом петровских реформ: придерживаясь рационализма, он горячо одобрял преобразования императора. Вместе с тем, он считал, что последний уделяет недостаточно внимания развитию промышленности и торговли.

Общие черты деятельности

Всех этих людей объединяет одна общая черта - это тот факт, что они были всецело преданны делу преобразовательной деятельности Петра 1, который после успешного завершения Северной войны принял титул император и самодержец всероссийский. Каждый из них проявил себя в разных сферах. Они были людьми разного социального статуса и происхождения, однако были у правителя на равном счету. В каждом из них он ценил их способности и дарования и находил им нужное применение. В этом и заключался успех его деятельности: в том, что последний царь всея Руси находил в нужное и время и в нужном месте себе помощников.

Петр Великий: воспоминания, дневниковые записи, анекдоты /сост. Е. В. Анисимов. – СПб., 1993. – 446 с.

Настоящий том позволит читателю познакомиться с воспоминаниями современников о Петре Великом, прикоснуться к истории петровского времени, сопоставить его с временами позднейшими. В книге собраны самые разные исторические документы: дневники, мемуары, анекдоты. Авторы их по-разному относятся к Петру: одни обожают великого царя, другие - ненавидят, третьи стараются быть объективными, но никто из них не может остаться равнодушным к личности этого великого человека, к истории его удивительной жизни. След, оставленный великим реформатором в истории России и сознании многих поколений, глубок и неискореним. Споры о значении личности Петра I и его реформах не утихают уже третье столетие.

Евгений Анисимов. Царь-реформатор.

Воспоминания, дневниковые записи.

Гистория о царе Петре Алексеевиче. Сочинение князя Б.И.Куракина.

Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709-1711).

Н.И.Кашин. Поступки и забавы императора Петра Великого.

О пребывании Петра Великого в Париже в 1717 году. Из записок герцога де Сен-Симона.

Эпизод из посещения Берлина Петром Великим (рассказанный марк-графиней Вилъгелъминой Байрейтской в ее мемуарах).

Записки о России при Петре Великом, извлеченные из бумаг графа Бассевича.

Дневник камер-юнкера Берхголъца, веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 год.

Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого.

Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора и самодержца Всероссийского.

Анекдоты.

А.К.Мартов. Достопамятные повествования и речи Петра Великого.

Подлинные анекдоты о Петре Великом, собранные Яковом Штелиным.

Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великого, собранные Иваном Голиковым.

Список основных мемуаров о Петре Великом и его времени.

Из книги:

Куракин Б.И. Гистория о Петре I и ближних к нему людях. 1682-1695 гг.

<…> Правление царевны Софии Алексеевны началось со всякою прилежностию и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудраго правления в Российском государстве не было ¹). И все государство пришло во время ея правления, чрез семь лет, в цвет великаго богатства. Также умножилась коммерция и всякия ремесла; и науки почали быть возставлять латинскаго и греческаго языку; также и политес возставлена была в великом шляхетстве и других придворных с манеру польскаго - и в экипажах, и в домовном строении, и уборах, и в столах.
И торжествовала тогда довольность народная, так что всякой легко мог видеть, когда праздничной день в лете, то все места кругом Москвы за городом, сходные к забавам, как Марьины рощи, Девичье поле и протчее, наполнены были народом, которые в великих забавах и играх бывали, из чего можно было видеть довольность жития их.
И в первых, начала она, царевна София Алексеевна, дела вне государства - подтверждать аллиансы (с) своими соседственными потенции, а именно со Швециею подтвердила мир, учиненной отца их, царя Алексия Михайловича. С Польшею также подтвердила мир отца их, царя Алексея Михайловича, и брата своего, царя Федора Алексеевича. И чрез тот мир Киев, Чернигов, Смоленск, со всеми принадлежитностьми, остался в вечное владение к Империи Российской. И в тож время с поляки учинила аллианс противу Крымскаго хана. <…>

<…> В 7197-м (1689) царица Наталья Кирилловна, видя сына своего в возрасте лет полных, взяла резолюцию женить царя Петра Алексеевича. И к тому выбору многия были из знатных персон привожены девицы, а особливо княжна Трубецкая, которой был свойственник князь Борис Алексеевич Голицын, и старался всячески, чтоб на оной женить. Но противная ему, князю Голицыну, партия Нарышкины и Тихон Стрешнев того не допустили, опасаяся, что чрез тот марьяж оной князь Голицын с Трубецкими и другими своими свойственники великих фамилей возьмут повоир (роuvоir) и всех других затеснят.

Того ради, Тихон Стрешнев искал из шляхетства малаго и сыскал одну девицу из фамилии Лопухиных, дочь Федора, Ло­пухину, на которой его царское величество сочетался законным браком. А именовалась царица Евдокия Федоровна и была принцесса лицом изрядная, токмо ума посредняго и нравом несходная к своему супругу, отчего все свое счастие потеряла и весь свой род сгубила, как будем о том впредь пространно упоминать.

Род же их, Лопухиных, был из шляхетства средняго, токмо на площади знатнаго, для того что в делех непрестанно обращалися по своей квалиты знатных, а особливо по старому обыкновению были причтены за умных людей их роду; понеже были знающие в приказных делех, или, просто назвать, ябедники. Род же их был весьма людной, так что чрез ту притчину супружества ко двору царскаго величества было введено мужескаго полу и женскаго более тридцати персон. И так, оной род сначала самаго своего времени так несчастлив, что того-ж часу все возненавидели и почали разсуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и всем государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели.

О характере принципальных их персон описать, что были люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и незнающие нимало во обхождении дворовом, ниже политики-б оной знали. И чем выступили ко двору, всех уничтожили, и Тихона Стрешнева в краткое время дружбу потеряли, и первым себе злодеем учинили.

Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная; но продолжилася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому-ж царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великия дела, которыя были уже явны на весь свет, как впредь в Гистории увидишь. <…>

Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709-1711)

1709 год. Декабрь

12-го . Царь кушал у себя дома. Любопытно, что повар его бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяйства у кого блюда, у кого скатерти, у кого тарелки, у кого съестные припасы, ибо с собой царь ничего не привез. <…>

15-го . После полудня я отправился на адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один форштевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема артехштевня. Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив их собралась здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. <…>

1711 год. Июль

<…> Как рассказывали мне (очевидцы), царь, будучи окружен турецкою армией, пришел в такое отчаяние, что как полоумный бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова. Большинство (окружавших его) думало, что с ним удар (припадок?). Офицерские жены, которых было множество, выли и плакали без конца. И действительно казалось, что предстоит неизбежная гибель: если б Господь Бог чудесным образом не устроил (так), что турецкого визиря удалось склонить к миру подкупом 311, (из царской армии) не могло бы спастись ни одного человека - ибо с одной стороны против нее стояли турки, более чем в три раза превышавшие ее численностью, (с другой же), в тылу, протекал Прут, на противоположном берегу (которого) находилось около 20 000 казаков, татар, турок, поляков и шведов. Так как местность на противоположном берегу была гористая и подъем от реки шел крутой и высокий, то взобраться туда не представлялось никакой возможности: даже ребенок при помощи простой палки опрокинул бы всякого (кто стал бы лезть наверх). Вообще (событие) это ясно доказывает, что Бог по желанию может и у мудрейшего человека отнять разум и затем устроить так, что (ему) послужит на пользу величайшая (его) оплошность. В самом деле, кто мог бы ожидать от такого умного и опытного в военном деле государя, участвовавшего в стольких походах против искусного врага, той ошибки, что не имея сведений ни о силах неприятеля, ни о его приближении - (эти сведения царь получил) лишь тогда, когда турецкая армия находилась от него уже в полумиле, - он вступит в такую пустынную страну как Валахия, где нельзя достать никакого продовольствия, и отошлет от себя генерала Ренне с 9 000 человек кавалерии? С другой стороны, можно ли было предположить, чтобы турки согласились на каких бы то ни было условиях заключить мир и выпустить из рук христианскую (армию), когда имели ее в своей власти. Правда, султан и верховный визирь получили деньги, Азов уступлен (туркам) и все условия, предложенные Оттоманскою Портой, приняты; но как все это ничтожно в сравнении с пленом, грозившим царю и всей его армии! А уже один голод вынудил бы русских к сдаче. Если бы даже допустить (предположение), весьма мало вероятное, что царь (в этот раз) одержал бы победу над турками, то война все равно чрез это не прекратилась бы. Она затянулась бы надолго; между тем (кампания) против шведов была бы на то время приостановлена или же действия ее лишились бы должной энергии. (Если принять в расчет) тяжелые обстоятельства, в которых находилась царская армия, то вела она себя удивительно доблестно. Царь передавал мне, что сам видел, как у солдат от жажды из носу, из глаз и ушей шла кровь, как многие, добравшись до воды, опивались ею и умирали, как иные, томясь жаждою и голодом, лишали себя жизни и проч. Словом, бедствия (русской) армии не поддаются описанию. Если судить по слышанным мною подробностям, в положении более отчаянном никогда еще не находилась ни одна армия. <…>

<…> Относительно царицы надлежит отметить (следующее). Еще в Москве я слышал, что вечером в день своего отъезда из (этой столицы) царь объявил Екатерину Алексеевну своею (будущею) супругой, и потому, чтоб не провиниться в умалении ее чести, я осведомился у великого канцлера, справедлив ли переданный мне в Москве слух, желает ли царь чтоб (Екатерину Алексеевну) считали его будущею супругой, и какой титул следует ей давать? В ответе великий канцлер подтвердил подлинность слуха, что царь избрал себе в жены свою любовницу, и заявил, что ввиду этого ее должно именовать величеством. Чтоб не быть неприятным двору, я принял (слова канцлера) к руководству и стал давать Екатерине Алексеевне этот титул, хотя на самом деле он не подобал бы и принцессе крови, помолвленной с королем, пока она с ним не повенчана. (Впрочем) от подобного возвеличения новое величество вовсе не стало высокомернее. Когда я передавал ей в царском шатре свои поздравления, она была так же любезна и болтлива, как и всегда, за царским столом, следуя русскому обычаю, собственноручно подносила мне и другим лицам вино в стакане на тарелке.

Феофан Прокопович. Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора и самодержца Всероссийского

Да тщательно и верно смерть нашего монарха изъявим,о чем никогда довольно плакаться не можем; сего от нас величество мужа требует: ибо таковых людей, которых житие нам во удивление было, какова и смерть им приключилась, всячески природным любопытством ведать ищем и желаем. Понуждает к сему и то, что о сем несовершенные повести, от иностранных печатные, произошли: как оные много от сущей истины отстоят; понеже составлены из реляций куриозных, и совершенного известия о сем не имеющих людей начало свое имеют: то понуждают нас, дабы мы, как самовидцы-свидетели, которым все сие известно есть, истинную повесть написали, которую, свидетельствующей нам совести нашей, никаковым работсвуя страстем, прямо, как делалось, предложим.

Болезнь, которую Петр Великий, бессмертно жить достойный, умучен преставился, была от водяного запора, с жестоким удручением и понуждением частым. Еще в конце 1723 года так недомогать начал; и желая досады оной избыть, к марциальным водам, на Олонец в находящее время весеннее 1724 года восприять путь изволил. Но не было столько силы в врачебных водах, сколько требовала лютость болезни его. Мало бон нечто от оной помощи полегче, а не весьма освобожденна себя быть признавал монарх. И когда в Москве послышал (куда ради коронации супруги своей, государыни императрицы прибыл), что иные такового же действия воды в заводах железных, в расстоянии от Москвы в 90 верстах, сысканы; то ко оным поход имел в начале лета. И через несколько дней употребляв, так себя возмнил быть здравым, что и вину немощи весьма искорененну быть подумал. Но не сходно оное мнение его было с здравия состоянием, и немощь не весьма отошла, но на время утаилася, как после самое дело показало.

Ибо как скоро после Москвы в Петербург прибыл, болезнь оная, скорым в пути поспешением возбужденная, почала обновляться; хотя временно и утолялась, и будто нечто отраднее бывало. Так в скорби оной, иное время лучше, а иное худше с ним делалось; и в начатом 1725 году, генваря в 16 день, смертоносную силу возымела болезнь. И такая начала быть трудность в испражнении воды, которая часто напиралась, что за прелютейшую резь, терпеливый и великодушный в иных случаях муж от вопля не мог себя удержать, и сколь жестока была болезнь оная была, сам он перед всеми тамо бывшими философским подтвердил словом: сам сказывал, что из меня де можно познать, коль бедное животное есть человек смертный. <…>

Тема: Пётр I глазами современников и историков (7 класс)

Цель: На основе анализа исторических документов определить, что собой представлял Пётр I как личность и политический деятель.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению и анализу исторических документов, связанных с Петром I;

2. Формирование умений анализа и обобщения; развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса;

3.Развитие интереса к истории России, воспитание уважения к её прошлому; обратить внимание учащихся на то, какое значение Пётр Великий придавал знаниям.

Оборудование:

      Проектор;

      Компьютер;

      Презентация «Пётр I»;

      Кадр из кинофильма «Начало славных дел»

Литература:

    История России. Конец XVI-XVIII вв. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/авт. – сост. Н.Ю..Колесниченко. – Волгоград, 2005.

    «История Владимирского края» Мультимедийное пособие для учащихся основной школы. 2007. История Мурома и Муромского края с древнейших времён до конца ХХ века: Учебное пособие. Муром, 2001.
Интернет-ресурсы:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент .

Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

Знакомство с правилами урока:

1. На партах у вас лежат документы, которыми мы будем пользоваться;

2. А ещё на партах у вас задания, на которые вы будете отвечать по ходу нашего урока; все ответы вы будете заносить в специальные бланки;

3. Работая на уроке, вы можете заработать дополнительные баллы и в конце урока вы сами сможете поставить себе оценки. Итак, мы с вами начинаем наш урок.

II. Ход урока.

План.

  1. Пётр I в воспоминаниях современников и трудах историков.

    Сподвижники Петра Великого.

    Пётр I – реформатор.

    Владимирский край в годы правления Петра I.

1. «Пётр I в воспоминаниях современников и трудах историков».

И прежде чем мы с вами обратимся к анализу документов. Я попросила бы вас вспомнить некоторые факты из биографии Петра, а для этого я попросила бы вас ответить на тестовые задания, которые состоят из пяти вопросов с вариантами ответов, ответы выставляем в специальные бланки.

Ну что ж, я попрошу вас обратиться к документам: (см.приложение)

Я попросила бы вас подвести итог: Как характеризуют Петра I современники и историки?

Вывод: Действительно, Петр Великий представлен как честный, талантливый, способный, трудолюбивый человек, которому была не безразлична судьба России. Но обращает на себя и тот факт, что у царя были свои слабости, которые очень сильно влияли на его здоровье.

Тестовая работа.

2 . «Сподвижники Петра Великого» (доклады учащихся, просмотр отрывка из художественного фильма «Начало славных дел», презентация «Пётр I»)

Лефорт Франц Яковлевич (02.01.1656 – 02.03.1699гг.) – адмирал, государственный деятель, ближайший сподвижник Петра 1.

Ф.Я.Лефорт родился в Женеве в богатой купеческой семье. До 14 лет учился в Женевском коллегиуме, затем его отправили в Марсель к одному из знакомых купцов, но он предпочел военное дело и записался кадетом в гарнизон Марселя. Отец пытался заставить его заниматься торговлей, но всё тщетно, Франц Яковлевич уехал в Голландию, где принял участие в военных действиях против французов.

В 1675 году он приехал в Россию и поселился в Москве в Немецкой слободе. В Москве его взял под своё покровительство Голицын, фаворит Софьи, известный своими пристрастиями ко всему европейскому. Принимал участие в военных походах. Сблизился с Петром I и стал его ближайшим сподвижником. Лефорт отличился в Азовских походах. Он мало понимал в морском флоте, но именно на его энергию рассчитывал Пётр 1 при строительстве флота в Воронеже.

Лефорт подал Петру 1 идею отправиться в Европу, чтобы научиться различным наукам. Он возглавил Великое посольство в 1697-1698гг.

12 февраля 1699 г. Лефорт весело отметил новоселье в новом дворце, 23 февраля он заболел горячкой и в начале марта скончался. Петр 1 устроил своему любимцу пышные похороны.

Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729 г.) – государственный деятель, граф (1702г), светлейший князь, генералиссимус(1727)

Александр Данилович был сыном конюха. В детские годы торговал пирогами. Смышленого мальчика с приятной внешностью взял к себе в услужение Ф. Лефорт. С 1686 года Меншиков был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Он постоянно находился рядом с Петром. Меншиков располагал неограниченным доверием Петра, приобрёл неограниченное влияние на государственные дела. Пользуясь своим положением присваивал казённые средства и частные имения. Пётр 1 поощрял своего любимца и заставлял возвращать в казну часть украденных им денег. Но в 1724 году император все же уволил Меншикова с постов президента Военной коллегии и петербургского губернатора.

Вопрос: Каково значение сподвижников Петра Великого?

Тестовая работа

3 этап урока : «Пётр 1 – реформатор» (анализ документов)

Вопрос: не бессмысленны ли были новшества, введённые Петром 1?

4 этап урока : «Владимирский край в годы правления ПетраI»

XVIII век в истории Владимирского края ознаменован большими переменами, что связано с деятельностью Петра I. В 1719 году образовалась самостоятельная Владимирская провинция. Пётр неоднократно бывал в нашем крае. Учения «потешных полков» проходили недалеко от Александровой слободы, а роль неприятельских крепостей выполняли местные монастыри. Там же он скрывался во время стрелецкого бунта 1689 года. На Плещеевом озере строились корабли. Первая жена Петра Евдокия Лопухина была пострижена в Суздальский Покровский монастырь. Лучшие владимирские мастера отправлялись на строительство новой столицы, а паруса для флота Пётр заказывал на вязниковских мануфактурах. В крае появились первые цифирные школы.

III. Мы познакомились с тем, как оценивали Петра Великого современники и историки. А какое мнение у вас сложилось о Петре.

Составить синквейн

    В первой строчке, одним словом называется тема. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.

5. Последняя строка- это синоним темы, подчёркивающий её суть

Если вы набрали 17-18 баллов – 5

15-16 баллов – 4

13 – 3

IV.Домашнее задание : Подготовить доклад об одном из сподвижников Петра Великого, по желанию, составить кроссворд.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Характеристика Петра 1

Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком ещё более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

Одиннадцатилетний Пётр был живым красивым мальчиком, как описывает его иноземный посол, представлявшийся в 1683 году ему и его брату Ивану. Между тем как царь Иван в мономаховой шапке, нахлобученной на самые глаза, опущенные вниз и ни на кого не смотревшие, сидел мёртвенной статуей на своём серебряном кресле под образами, рядом с ним на таком же кресле в другой мономаховой шапке, сооружённой по случаю двоецарствия, Петр смотрел на всех живо и самоуверенно, и ему не сиделось на месте.

Ключевский В. О русской истории. М.,1993. с. 428

Вопросы и задания:

    Как историк характеризует Петра 1?

    Какое впечатление произвёл 11-летний Петр на иностранного посла?

Обучение Петра 1

Обучение Петра началось 12 марта 1667 г..Петру не исполнилось и пяти лет… Учитель Зотов применял приём наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки и заказала живописного дела мастера в Оружейной палате несколько новых иллюстраций.

Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями… Рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, Дмитрия Донского, Александра Невского и даже самого Владимира.

Впоследствии Пётр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету.

Ключевский В. О русской истории. М., 1993. с. 411

Вопросы и задания:

    Охарактеризуйте роль учителя Никиты Зотова на раннем этапе воспитания, образования Петра 1?

    По каким книгам Н. Зотов развивал исторический интерес царевича Петра 1?

Впечатление о Петре 1

В 1697 году по Европе проходят странные вести: при разных дворах является русское посольство; в них два великих полномоченных посла: один иностранец женевец Лефорт, другой русский Головин, в свите посольства удивлённый молодой человек, называется Пётр Михайлов; он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится, работает, особенно занимается морским делом, но ничего не ускользает от его внимания, жажда знания, понятливость, способности необыкновенные – и этот необыкновенный человек сам царь русский.

Соловьёв С. Чтение и рассказы по истории

России. М., 1989. с. 478

Вопросы и задания:

    Как называлось русское посольство?

    Объясните, почему к русскому посольству было обращено столь пристальное внимание?

    Почему царь был на втором плане в посольстве и даже имел другое имя?

    Какие цели преследовало русское посольство в Западной Европе?

    Чему научился непосредственно царь во время пребывания за границей?

Впечатление о Петре

Впоследствии это впечатление портилось следами сильного нервного расстройства, причиной которого был либо детский испуг во время кремлёвских сцен 1682г., либо слишком часто повторяющиеся кутежи, надломившие здоровье ещё не окрепшего организма, а вероятно и то и другое вместе. Очень рано, уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появились безобразившие его судороги. Всё это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. 1697 году в саардамской цирюльне по этим приметам, услужливо узнали русского царя в плотнике из Московии, пришедшем побриться.

Ключевский В. О русской истории. М., 1993.с.428

Вопросы и задания:

    Что нового появилось в облике Петра 1 на двадцатом году его жизни? Ответ подтвердите текстом из документа.

    По каким приметам в саардамской цирюльне, сражу же, узнали русского царя?

« Датский посланник при русском дворе Юст Юль о Петре»

Впечатление о Петре

Царь очень высок ростом, носит короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приёмах, но весьма проницателен и умён.

При содействии одного из царских денщиков, я таки достиг цели и застал царя дома – неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящем за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры.

Вопросы:

    Как он относится к Петру 1?

    В чём совпадают или чем отличаются записки Юст Юля от других характеристик личности Петра 1?

Указ 1701 года

«Всяких чинов людем московским и городовым жителям, кроме духовного чина и пашенных крестьян, носить платье немецкое, верхнее саксонское и французское, а исподнее – камзол и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкие, и ездить на немецких сёдлах»

«На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым городовым и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям и гостиной сотни, и чёрных 13 алтын по две деньги, с конных по два рубля с человека; также мастеровые люди платье и сапоги, и башмаки, и шапки и сёдла русские станут делать и в рядах торговать: и тем слобод посадским людям всем сказать: чтоб впредь с его величества государя бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят уходить с бородами и усами, и с тех иметь, с царедворцев и с дворовых, и с городовых. И всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей и ямщиков, и с извозчиков, и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из Приказа земских дел знаки».

Вопросы:

    О каких нововведениях говорится в текстах документов?

    Зачем Петру1 понадобилось заставлять своих подданных в обязательном порядке брить бороду и носить короткую одежду?

    Какое значение придавалось штрафам?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Задания к 1 этапу исследования:

    Кто был учителем Петра Алексеевича:

А) Василий Голицын

Б) Никита Зотов

В) царица Наталья Кирилловна

2. Для кого из русских правителей был изготовлен специальный двойной трон:

А) для Михаила Фёдоровича и Филарета

Б) для Фёдора Ивановича и Бориса Годунова

В) для Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича

3. Первые свои батальоны Пётр называл:

А) защитниками отечества

Б) «потешными полками

В) рыцарями

4. Первые военные операции Петра Алексеевича;

А) Азовские походы

Б) походы против шведов

В) походы к берегам Черного моря

5. Определите основную цель Великого посольства

А) установить тесные отношения с Испанией

Б) нанять военных специалистов и закупить вооружение

В) научить молодых дворян искусству управлять кораблями и кораблестроению

6. В истории Московского государства это был первый выезд монарха за границу. Назовите имя монарха:

А) Борис Годунов

Б) Алексей Михайлович

В) Пётр Алексеевич

Задания ко 2 этапу исследования:

    Друг Петра 1, один из руководителей Великого посольства:

А) Б.П.Шереметев

Б) Н.М.Зотов

В) П.П.Шафиров

Г) Ф.Я.Лефорт

2.Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царствования денщиком, а вскоре одним из его ближайших соратников. Природная смекалка, усердие, храбрость на поле боя, личная преданность царю сделали его незаменимым для Петра 1:

А) Ф.Лефорт

Б) А.Меншиков

В) Ф. Шакловитый

3. Генерал-прокурор, его называли «оком государевым» в Сенате:

А) А.Д.Меншиков

Б) Ф.Лефорт

В) П.И. Ягужинский

Задания к 3 этапу исследования:

Соотнесите дату и событие:

А) 1696 г.

Б) 1682 г.

В) 1703 г.

Г) 1722 г.

Д) 1708 г.

    реформа местного (губернского) управления;

    Начало правления Петра 1;

    Табель о рангах

    Начало строительства Санкт-Петербурга;

    Начало строительства флота

Задания к 4 этапу исследования:

1.В каком году образовалась самостоятельная Владимирская провинция:

А) 1719 г.

Б) 1722 г.

В) 1725 г.

2. На какой из мануфактур Владимирского края Пётр I заказывал паруса для флота:

А) Муромской

Б) Вязниковской

В) Судогодской

3.Верны ли суждения:

А. Учения «потешных полков» проходили недалеко от Александровой слободы.

Б. Первая жена Петра I Евдокия Лопухина была пострижена в Суздальский Покровский монастырь.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Неверны оба суждения

4. Верны оба суждения

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Историческое значение деятельности Петра…………………………………4

2. Отношение современников к деятельности Петра…………………………...7

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

Введение

Актуальность темы. Фигура Петра I неотделима от истории России, впрочем, также неотделима она и от истории города, может даже в большей степени нежели других городов, исключая, естественно С-Петербург. Основное же внимание историков всех времен и всех национальностей привлекали реформы российского царя, ставшие поворотным пунктом в жизни российского государства.

Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

Личность Петра Великого теперь уже не оценивается однозначно, т.к. к оценке его деятельности существуют разные подходы: с точки зрения государственного деятеля, правителя, заботящегося о благосостоянии своих подданных, политика, человека.

Цель работы – изучить жизнь и деятельность Петра Первого в оценках современников.

Задачи работы:

Определить историческое значение деятельности Петра;

Рассмотреть отношение современников к деятельности Петра.

1. Историческое значение деятельности Петра

Деятельность Петра не была переворотом политическим: во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции. Он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего. Покорение Крыма и разделы Польши при Екатерине II были следующим шагом вперед, который сделала наша нация, чем прямо продолжено было дело Петра и старой Руси. В политике внутренней Петр недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним, полнота верховной власти, формулированная царем Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре в Артикуле Воинском , в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича. Земское самоуправление, имевшее не политический, но сословный характер до Петра, осталось таким же и при Петре. Над органами сословного самоуправления, как и раньше, стояли учреждения бюрократические, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип ее оставался неизменным: как и до Петра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным.

Деятельность Петра не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей. Дворянство при Петре не достигло еще права владения людьми как сословной привилегии, а владело крестьянским трудом лишь на том основании, что нуждалось в обеспечении за свою службу. Крестьяне не потеряли прав гражданской личности и не считались еще полными крепостными. Жизнь закрепощала их все более, но, как мы видели, началось это еще до Петра, а окончилось уже после него.

В экономической политике Петра, в ее целях и результатах, также нельзя видеть переворот. Петр ясно определил ту задачу, к решению которой неверными шагами шли и до него, - задачу поднятия производительных сил страны. Его программа развития национальной промышленности и торговли была знакома в XVII в. теоретически Крижаничу, практически - Ордину-Нащокину. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание. Главным источником народного богатства и при Петре остался земледельческий труд, и Россия, имея после Петра более 200 фабрик и заводов, была все-таки земледельческой страной, с очень слабым торговым и промышленным развитием.

И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новых откровений. Старые культурные идеалы были тронуты до него; в XVII в. вопрос о новых началах культурной жизни стал резко выраженным вопросом. Царь Алексей, отчасти и царь Федор, вполне являлись уже представителями нового направления. Царь Петр в этом - прямой их преемник. Но его предшественники были учениками киевских богословов и схоластиков, а Петр был учеником западноевропейцев, носителей протестантской культуры. Предшественники Петра мало заботились о распространении своих знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел. Этим он существенно отличался от государей XVII в. Так, Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром. Но не следует, однако, преувеличивать этих результатов. При Петре образование коснулось только высших слоев общества, и то слабо; народная же масса пока осталась при своем старом мировоззрении.

Если, таким образом, деятельность Петра не вносила по сравнению с прошлым ничего радикально нового, то почему же реформы Петра приобрели у потомства и даже современников Петра репутацию коренного государственного переворота? Почему Петр, действовавший традиционно, в глазах русского общества стал монархом-революционером?

На русское общество реформы Петра, решительные и широкие, произвели страшное впечатление после осторожной и медлительной политики московского правительства. В обществе не было того сознания исторической традиции, какое жило в гениальном Петре. Близорукие московские люди объясняли себе и внешние предприятия, и внутренние нововведения государя его личными капризами, взглядами и привычками. Частные нововведения они противополагали частным же обычаям старины и выносили убеждение, что Петр безжалостно рушил их старину. За разрушенными и введенными вновь частностями общественного быта они не видели общей сущности старого и нового. Общественная мысль еще не возвышалась до сознания основных начал русской государственной и общественной жизни и обсуждала только отдельные факты. Вот почему современникам Петра, присутствовавшим при бесчисленных нововведениях, и крупных и мелких, казалось, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. Видоизменения старого порядка они считали за полное его уничтожение.

Такому впечатлению современников содействовал и сам Петр. Его поведение, вся его манера действовать показывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял новыми порядками. Это неспокойное отношение к своему делу, боевой характер деятельности, ненужные жестокости, принудительность и строгость мероприятий - все это явилось у Петра как результат впечатлений его детства и молодости. Выросший среди борьбы и вражды, видевший и открытые бунты, и тайную оппозицию, Петр вступил на путь реформ далеко не со спокойным духом. Он ненавидел ту среду, которая отравляла его детство, и те темные стороны старой жизни, которые сделали возможной эту среду. Поэтому, уничтожая и видоизменяя старые порядки, он в свою деятельность монарха вносил личные чувства пострадавшего человека. Принужденный бороться за свою власть и самостоятельность при начале правления, Петр сохранил боевые приемы навсегда. Встреченный открытой враждой сначала, чувствуя и потом скрытое противодействие себе в обществе, Петр все время боролся за то, во что верил и что считал полезным. В этом объяснение тех особенностей в реформационной деятельности Петра, которые сообщили его реформе черты резкого, насильственного переворота.

Однако по существу своему реформа эта не была переворотом.

2. Отношение современников к деятельности Петра

Личность Петра и его культурные вкусы и политическая деятельность были не поняты массой и возбуждали неудовольствие. Не понимая происходящего, все недовольные с недоумением ставили себе вопрос о Петре: "Какой он царь?" - и не находили сразу ответа. Поведение Петра, для массы загадочное, ничем не похожее на старый традиционный чин жизни московских государей, приводило к другому вопросу: "Никак в нашем царстве государя нет?" И многие решались утверждать о Петре, что "это не государь, что ныне владеет". Дойдя до этой страшной догадки, народная фантазия принялась усиленно работать, чтобы ответить себе, кто же такой Петр или тот, "кто ныне владеет?"

Уже в первые годы XVIII в. появилось несколько ответов. Заграничная поездка Петра дала предлог к одному ответу; "немецкие" привычки Петра создали другой. На почве религиозного консерватизма вырос третий ответ, столь же легендарный, как и первые два. Во-первых, стали рассказывать, что Петр во время поездки за границу был пленен в Швеции и там "закладен в столб", а на Русь выпущен вместо него царствовать немчин, который и владеет царством, Вариантами к этой легенде служили рассказы о том, что Петр в Швеции не закладен в столб, а посажен в бочку и пушен в море. Существовал рассказ и такой, что в бочке погиб за Петра верный стрелец, а Петр жив, скоро вернется на Русь и прогонит самозванца-немчина. Во-вторых, ходила в народе легенда о том, будто Петр родился от "немки беззаконной", он "замененный". И как царица Наталья Кирилловна стала отходить с сего света и в то число говорила: "Ты, де, не сын мой, замененный". На чем основывалось такое объяснение происхождения Петра, высказывали наивно сами рассказчики легенды: "Велит носить немецкое платье - знатно, что родился от немки". В-третьих, наконец, в среде, кажется, раскольничьей, выросло убеждение, что Петр антихрист, потому что гонит православие, "разрушает веру христианскую". Получив широкое распространение в темной массе народа, все эти легенды спутывались, варьировались без конца и соединялись в одно определение Петра: "Он не государь - латыш; поста никакого не имеет; он льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы".