Если вам грустно и больно от любой критики, даже шуточной, если ваши цели на протяжении многих лет все еще не исполнены, не в силу недостатка времени, а из-за лени, отсутствия желания или мотивации, то вам срочно необходимо поработать над чувством собственного достоинства.

Недостаток чувства собственного достоинства

Что это? Это то, кем вы являетесь и к чему идете. Для одного человека важно иметь машину и он считает вас неправильным из-за того, что у вас ее нет. Но вам не нужна машина и вы просто игнорируете его слова, так как понимаете, что это не ваш выбор и вам важнее правильно питаться или поехать в путешествие, на что вы и копите деньги. Или другой пример, девочки в школе хотят идти на дискотеку или прогулять урок, вы не хотите проблем и остаетесь дома или на уроках, потому что вам важнее хорошие отношения с родителями или отличные оценки. А мнение друзей приложится, ведь любят они вас не за послушность, а за вашу личность, индивидуальность.

Подобная реакция говорит о наличии чувства собственного достоинства, если же вы размениваетесь на пустяки, отдаете все внимание другим, потому что личных забот мало или они вроде как не важны, то пора задуматься о себе и своем чувстве собственного достоинства. И первым делом забудьте о мнении окружающих , используют ли вас остальные, как относятся, что советуют, куда толкают или на что агитируют, вы это вы, пора разобраться в себе.

Каким человеком вы себя видите

Тут все просто выключите телевизор, компьютер, закройте комиксы про супергероев и сосредоточьтесь на личных желаниях и представлениях о том, каким вы себя видите. Составляйте список всех качеств, которые приходят в голову не только положительных, но и отрицательных. Что вы хотите в себе видеть, а от чего нужно избавиться.

Многие советуют записывать эти качества в виде иероглифов или символов, другие просто держать в тетради, кто-то, вообще, делает татуировки, но, по сути, у этого списка лишь одно предназначение – память о том, чем вы обладаете, какие качества у вас есть и к чему вы стремитесь. Как вы это запомните дело ваше, можно написать картину, музыку, песню на эти качества, составить собственную «химическую» таблицу элементов, в вашем теле и душе. Основа лишь должна не меняться, когда вам будет плохо, когда вы будете падать духом или не справляться с проблемами, вам нужно чтобы эти качества, этот маленький список можно было увидеть, и, взглянув на него, вы снова воспрянете духом и продолжите бороться за свои идеи и цели.

Оценка личности

Что из ваших желаемых качеств уже имеется в вас, а чего недостает и, разумеется, что лишнее? Не торопитесь обращаться к самобичеванию, это всегда успеется, лучше трезво оцените себя, без прикрас или же унижения. Часто люди принижают собственные возможности, хотя могут и делают очень многое. Есть три важных момента, о которых не нужно забывать ни на секунду:

  • Не преувеличивай. Если не можешь, значит, это не твое, замахиваться на «журавля» нет смысла, если устраивает «синица в руках».
  • Не преуменьшай собственные силы. Человек – самое выносливое существо на планете. Все что от вас требуется это верить в себя и идти к своим целям сквозь лень, страх, а иногда и отсутствие надежды.
  • Не стесняйся себя. Некоторые качества, которые нравятся тебе могут быть не по вкусу общественному мнению. Но вы же не политик, для которого общественное мнение очень важно. Работа над чувством собственного достоинства тесно связана с пониманием того, что люди индивидуальны со своими особенностями, непонятными для других. Эти качества выделяют человека и часто привлекают к нему желанное или нежеланное внимание. В этом нет ничего плохого или неправильного – это и есть сотворение личности, такой, какая она должна быть, а не какой ее хотят видеть.

Работа над собой

Принцип «с понедельника» тут не подействует. Если вы решили работать над собой, вернуть себе или приобрести чувство собственного достоинства начинайте с момента, когда решились , а не с завтрашнего дня, когда вы получите зарплату, муж вернется или уедет, устроитесь на работу или же уволитесь и так далее. Сегодня для вас самый подходящий момент начать жить для себя, расставлять приоритеты, ставить жизненные цели и самоопределятся с тем, кто вы, каким хотите быть и что для этого можно сделать уже сейчас.

Если вы не любите дисциплину, составляйте список того, что должны делать каждый день. Вначале будет проще всего, желание и мотивация, достаточно яркие, хочется всего и сразу. Но уже через пару недель вы можете почувствовать усталость, например, от одинаковых спортивных упражнений, или постоянной готовки, уборки, даже слов «Я самая обаятельная и привлекательная», работа наскучит, еда станет пресной, а ежедневные прогулки и изучение французского обратятся в пытку.

Это естественное состояние, не пугайтесь и уж тем более не забывайтесь в просмотре телевизора, потому что вам все надоело. Но вы можете сделать небольшой перерыв и разнообразить свои будни. Включите вдохновляющий фильм, и начните думать о том, как заменить упражнения на другие, разнообразить прогулки или изучение языка и так далее. Например, если раньше вы изучали правила французского, то теперь скачайте несколько приложений на телефон и неделю учите его так, гуляйте за городом или с фотоаппаратом, готовьте еду из одного любимого овоща или мяса и вроде того. Иными словами, превратите обыденное в особенное, не похожее на то, что было.

  • Позволяйте себе не только работать, но и отдыхать. Ваше тело – ваш храм, если цели требуют больших физических или эмоциональных нагрузок, и вы просто будете слепо их выполнять, усталость слишком быстро даст о себе знать. Поэтому не забывайте правильно питаться, спать и заботиться о здоровье, чтобы ваше тело вам помогало в самоутверждении, а не мешало.
  • Не равняйтесь на других. Пусть вы увидите в другом человеке качество, которое хотели бы также получить, но это лишь одно качество, в остальном этот человек может быть несхожим с вашими идеалами, да и путь, пройденный им, для вас может быть слишком крутым и тернистым. Прислушивайтесь только к себе откинув эгоистичность, не обращая внимания на привлекательных и знаменитых, личностей, покоривших историю или телеэкраны. Пусть ваш путь начинается с себя, а не с людей, жизнь которых вам известна лишь, с одной стороны.
admin

Уважение к себе помогает пережить неудачи, неприятные моменты, двигает к цели. Чувство собственного достоинства формируется с детства. Завышенные , недостаток развития приводит к отсутствию этого чувства. В результате человек считает себя неполноценным, критически относится к своим поступкам, равняется на других людей. Без уважения к себе появляется неуверенность. Чтобы научится мыслить свободно, не оглядываясь на окружающих людей, следует развивать эти качества. Как воспитать в себе чувство собственного достоинства?

Как воспитать в себе культуру поведения?

Первые проблемы начинаются с непринятия себя. Не имея четких навыков и разуверившись в силах, человек мечется в поисках лидера или личности для подражания. Другая категория людей примеряет роль жертвы, терпя унижения от начальства, проглатывая выпады от близких друзей и знакомых. Слабые попытки дать отпор заканчиваются плачевно. и непонимание как действовать. Чтобы исправить ситуацию, подумайте, как воспитать в себе культуру поведения?

Поиск положительных качеств. Выпишите на лист бумаги черты характера, которые считаете позитивными и необходимыми при общении с людьми. К каждому качеству нарисуйте изображение или условный знак. Подготовьте карточки с рисунками и носите при себе. Символы помогают задействовать полушарие, отвечающее за творчество. Таким образом, уже на данном этапе вы начнете развиваться. Тайные рисунки помогут скрыть от окружающих, над какими навыками вы работаете. Можете располагать картинки на видном месте.
Работа над движениями и речью. Вспомните, какого собеседника приятней слушать. Наверняка того, кто спокойно дискутирует, не размахивает руками. Сбивчивая речь, активные жестикуляции и мимика сбивают с толку. Уже не слушаешь рассказчика, а следишь за манипуляциями руками и ждете, когда человек опять собьется. Подобные люди редко достигают с помощью дискуссии задуманного, так как отвлекают и раздражают собеседника. Воспитывайте культуру речи, разговаривайте перед зеркалом, следите за манерами. Движения должны быть медленными и солидными, а рассказ неторопливый.

Работа над поведением. Перестаньте подражать кому-либо или идти в разрез со своими устоями. Это не означает, что нужно делать агрессивные или провокационные выпады на публику. Людей, следующих единой линии поведения и наследующих своих принципы уважают, на таких личностей равняются. Станьте не одним из многих, а человеком со своими устоями и правилами жизни. Люди, которые боятся, что о них скажут другие, далеки от чувства собственного достоинства и самоуважения.

Работа над обретением чувства собственного достоинства

Безобидные шутки друзей, колкое слово коллег или родственников в ваш адрес, приводят безвольного человека к самокопанию. Ухудшается ситуация обидой, длительным бичеванием себе. Если вы относитесь к такой категории людей, то пришла пора поработать над обретением чувства собственного достоинства.

Качество жизни определяет сам человек, формируя физические и личностные качества. Другими словами, что вы себе пожелаете в жизни, то и получите. Не менее важно выполнение задуманного. Написанный план на бумаге, так и останется мечтами, если не будете действовать.
Зафиксируйте в блокноте качества, которыми хотите обладать. Опишите, как должен проходить ваш день, чем хотите заниматься на выходных, где планируете провести отдых. Добиваясь поставленных целей, вы приобретаете уважение к себе и чувство собственного достоинства.
Проведите самоанализ. Посмотрите, что мешает , желаний. Частые причины – это , отсутствие в окружении людей, способных поддержать, безвольность, игнорирование собственных потребностей. К отдельной категории относятся люди-теоретики. Такие личности все знают и умеют, но только на словах. К активным действиям не переходят, так как не хватает воли и .
Полюбите себя. Запретите отзываться мысленно и вслух о своей персоне негативно. Похвалите себя за положительные качества, в отрицательных сторонах найдите хорошее. Выполняйте каждую неделю небольшие желания, крупные – раз в месяц. Вычеркивайте выполненные дела из списка. Это мотивирует продолжать дальше и не останавливаться, появляется гордость за себя, развиваются волевые качества.

Закройте долги. В первую очередь речь идет, не о финансовых долгах, а незавершенных делах. Составьте список хвостов и уделяйте их решению 1–2 часа в день. Крупные задачи разбивайте на мелкие части. Двигаясь вперед, увидите результат и очиститесь от камней нерешенных проблем, висящих на вас годами.

Не забывайте, что в здоровом теле – здоровый дух. Подключите правильное питание и физические упражнения. Не превращайте занятия спортом в обязательные. Подберите секцию, следуя увлечениям: игра в теннис, занятия танцами, фитнес или освоение йоги.

Для формирования таких качеств, как достоинство и уважение требуется время. Выделите время для занятий, выполняйте упражнения и задания каждый день. Не ищите причин отказаться от работы над собой. Всегда можно найти 10 мин. в день на упражнения. Просто вставайте раньше по утрам.

Как воспитать в себе чувство собственного достоинства? Описанные выше советы помогут, но попробуйте усилить результат упражнениями, рекомендуемыми психологами:

Определите ценности, на которые планируете равняться. Выпишите положительные качества 3 близких людей. Затем дайте краткую характеристику каждому другу, какие черты нравятся, что нужно усилить. Проведите сравнительный анализ между людьми, отметьте общие качества, совместимость. Теперь посмотрите, что получилось.
Нарисуйте карту жизни. Отметьте на листке значимые события, анализируя прошлое. Выставите их в порядке убывания, ориентируясь на степень важности. Вспомните, как ощущали себя в период происходящих событий, какие чувства испытывали.

Эти упражнения помогают понять, какие ценности важны для вас и открывают модель поведения. Теперь вы понимаете слабые стороны и знаете, что нужно подкорректировать, чтобы воспитать чувство собственного достоинства.

11 февраля 2014, 19:13

В рубрике «Мы вам поможем», на страницах сайт мы разберем проблему - «Как воспитать в детях уверенность в себе?» Какими методами должны родители пользоваться, чтобы не закомплексовывать свое чадо еще больше.

Как выработать в ребенке уверенность в себе? Мальчику 12 лет.

Родители оберегают своих детей сызмальства, сопровождая каждый шаг малыша всевозможными «ой». «Ой, осторожно, ой, не трогай. Не бери, возьми, не клади, не упади - ой, ой, ой». Все эти ограничения (с «да» и «нет») лишают ребенка инициативы, пусть даже детской, развивается неуверенность (ведь без оглядки на родителей он уже ничего не может сделать), взращиваются комплексы.

В каждом ребенке заложен талант, и родители должны уметь разглядеть эти способности, помочь ребенку в развитии их. Многие родители не хотят мириться с тем, что их чадо - самый обычный, среднестатистический ребенок. Каждый считает, что его ребенок какой-то особенный, и с этим никто и не спорит. Возникает неуемное желание сделать из ребенка вундеркинда - стремление к заниманию первых мест. В гонке за показателями родители нагружают ребенка всевозможными занятиями (музыка, спорт, языки, кружки, танцы). Ребенок носится, как угорелый, не может нигде до конца проявиться, достичь каких-то высот.

В итоге получается, что истинная сущность ребенка никогда не удовлетворит родителей, которые заранее решили, что их дети обязательно будут самыми замечательными и выдающимися. Дети, которые видят к себе такое отношение, никогда не смогут быть довольны собой и своими успехами, и достижениями. Поэтому неудивительно, что дети с такой судьбой, как правило, предпочитают скрываться за маской, и всю жизнь страдают от неуверенности в себе и заниженной самооценки.

К сожалению, мы хвалим своих детей за высокие показатели и чаще ругаем даже за малые провинности. На самом деле родители, конечно же, любят своих детей независимо от внешних факторов, но не всегда считают уместным говорить им об этом, опасаясь своим отношением развить в ребенке вседозволенность.

Питая к ребенку с самого рождения безумную любовь, родители, со временем, по мере взросления его, начинают оценивать ребенка по его достижениям. И только когда он ведет себя так, как хочется родителям, добиваясь определенных успехов, они готовы похвалить его и приласкать, проявляя, таким образом, свою любовь. Пользуясь механизмами любви, мы не осознаем, что ребенок воспринимает это проявление чувства, как условность - родителе его любят за определенные достижения. Чтобы ребенок не стал замыкаться и отчуждаться, а это в дальнейшем может вырасти в проблему, нужно время от времени анализировать характер своей любви к ребенку, чтобы он чувствовал, что вы любите его независимо от внешних обстоятельств.

Невозможно расслабиться и полностью сконцентрироваться на конкретной задаче, если постоянно думать о том, что любое наше дело будет пристально разбираться и оцениваться. А именно это вы и предлагаете своим детям.

Все дети разные. У каждого ребенка существует своя эмоциональная реакция на отношение, людей, событие, и многое другое. Если мы не научимся, не только ожидать, но и поощрять, то вырастим закомплексованного, неуверенного человечка, который не сможет противостоять трудностям и преодолевать их. Нам нужно критично относиться к своим ожиданиям. Насколько они реалистичны? Может быть слишком завышены? Может мы переоцениваем своих детей, примеряя к ним такие же критерии, как и ко взрослому, требуя невозможного?

Но чаще у нас происходит крен в другую сторону, когда мы предъявляем слишком заниженные требования к ребенку, обращаемся с ним как с маленьким, несмотря на то, что он уже вырос.

Мы не раз слышали, как дети одергивают родителей, когда они с ними носятся, как с писаной торбой: «Хватит, я уже не маленький». Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя независимо, научился сам отвечать за свои поступки, то нужно предоставлять ему право выбора. Детское стремление к независимости должно быть поддержано, но в рамках допустимого. Вместе со свободой поведения приходит и доверие, а также удовлетворение от правильности поступков, и ответственность за неправильные решения.

Неверием в способности и возможности ребенка мы подрываем его веру в себя. Ребенок начинает считать, что он неспособен выполнить даже какие-то простые вещи. Поэтому если мы, родители, уверены, да еще и озвучиваем, что ребенок не в силах справиться с поставленной задачей, то и ребенок, независимо от того по плечу ли ему это задание, станет точно так же придерживаться этого мнения. Ребенка нужно поддерживать и в маленьких победах и в больших неудачах, для того чтобы он умел справляться с преградами, особенно это касается мальчиков. Мы не должны к нашему взрослому представлению о чем-то (гипотетически) притягивать за уши детское представление об этом же.

Нужно позволять ребенку совершать ошибки в праве выбора, побуждать к принятию решения и развивать независимость и ответственность. А это возможно только тогда, когда вы помогаете, а не мешаете, ребенку самому делать выбор, а затем при любом раскладе вместе разбираетесь в результатах его разрешения. В этом разборе главное подтолкнуть ребенку к выражению собственных оценок своих действий.

Все родители хотят видеть своих детей уверенными, способными отстаивать свое мнение, ответственными, но и естественно воспитанными. Но при этом боятся своё ненаглядное чадо нагружать. Лишний раз мы не отправим ребенка в магазин за покупками, особенно, если недостаточно благоприятные погодные условия, только бы ножки не промочил. А потом удивляемся тому, как ребенок отмахивается от нашей просьбы, предлагая самим нам это выполнять.

С ребенком необходимо всегда проводить одну линию поведения. Какие бы мы обязанности ни поручали ребенку, и какой бы метод их исполнения ни избирали, всегда нужно помнить одно, - не стоит менять своего решение «на скаку» в зависимости от каприза ребенка. Это не означает, что мы взрослые должны сразу же бросаться в атаку и тем самым отбивать охоту у детей к последующим обязанностям. Ребенок ждет от нас реакции. В такой момент родителям необходимо взять себя в руки и скрыть свое недовольство.

Спокойно выслушать аргументы ребенка и в следующий раз, когда ребенок что-то попросит, точно также спокойно пройти мимо этого (его просьбы), при этом, конечно же, не ссылаться на него самого (не припоминать отказ), а просто объяснить, что и в вас «неуемный порыв» к исполнению желаний не всегда присутствует. Но… Есть чувство ответственности и желание помочь.

Все эти механизмы, я уверена, родители давно знают, но не всегда прибегают к ним. Задерганные жизнью и каждодневными проблемами у нас не хватает времени и терпения, и мы, родители, махнув рукой на все рекомендации, а чаще выплеснув определенную порцию эмоций, беремся за дело сами…

Если мы хотим вырастить уверенных в себе детей, то надо с раннего детства приучать их к ответственности не только за свои поступки, но и к ответственности за других людей. Помимо всех других преимуществ ответственность за кого-то является защитой от излишней застенчивости. Очень хорошо, если в семье имеются еще дети. Поручите ребенку заботу о младших. В такой защите и опеке за детьми младшего возраста у вашего ребенка не останется времени думать о какой-то неуверенности в себе. Ребенок научиться отстаивать права младшего, а значит и свои права…

Любой родитель своим вмешательством в конфликты детей подрывает его авторитет, уверенность в себе и умение постоять за себя. Я сама бросалась, как и каждая мать, на защиту своего ребенка в случае «недопонимания» с другими детьми. А потом увидела, как у ребенка формируется подсознательная уверенность в том, что он не способен справляться с ситуациями без родительской помощи. Понятно, что ни один родитель не будет спокойно стоять и смотреть, как обижают его ребенка.

Прежде чем бежать на выручку, убедитесь в том, что ребенка несправедливо обидели. Если такой уверенности не существует, то дайте своему ребенку самому разбираться в проблеме. Иначе он свыкнется с мыслью о своей неспособности постоять за себя. Самый эффективным способом борьбы с детской застенчивостью, касается мальчиков, хотя и девочки не остаются в стороне, - найти ребенку компенсирующее занятие, которое способствовало бы повышению его уверенности в себе. Через успех можно многого добиться…

В 12 лет дети еще не подростки, у них слишком много, пока, инстинктов, в какой-то мере жестокости, которую они еще не научены контролировать. Они не приучены давать отчет своим поступкам, анализировать их. В них не выработано чувство вины или прощения. А потому очень часто «слабые» духом дети зависят от более сильных сверстников, не только физически, но и психологически.

Застенчивость, неуверенность в себе можно преодолеть. Застенчивость обычно проявляется, когда человек боится, что не сможет добиться результата, которого ожидают, боится рисковать. Хорошо было бы поощрять детей иногда предпринимать рискованные предприятия. Подпитывать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться, добиться цели. В это время правильнее было бы направить энергию ребенка в нужное русло. Спорт может сыграть немаловажную роль.

Единоборства, командные игры. Дайте ребенку информацию, подбросьте фильмы о тех или иных видах спорта. Поинтересуйтесь мнением ребенка, что ему нравится, чего он опасается. Постарайтесь дать оценку тем преградам и страхам, которые видятся вашему ребенку в том или другом предложенном вами занятии. Мне кажется, командные игры хотя и вырабатывают командный дух, чувство плеча, коммуникабельность, но в них не всегда может проявиться индивидуальность ребенка.

Традиционно мужскими занятиями считаются боевые искусства (дзюдо, карате и т.д.). В них ребенок развивает характер, учится отвечать конкретно за свои удачи или промахи, закаливает характер, развивает выносливость, уверенность. Мальчик учится стойкости, К тому же для мальчика важно уметь за себя постоять. Здесь главное правильно выбрать наставника…

Выясните, каким единоборством хотел бы заниматься ребенок, что он ждет от этих занятий. Не навязывайте свое желание ультимативно. Человек не может быть успешным в навязанном ему деле. Если вы знаете свое чадо, то найдите нужные слова и аргументы, чтобы он поверил вам и не зацикливался на своем нежелании. Попробуйте выяснить, даже если он и знает, как это делается, почему он не хочет, или наоборот желает заниматься определенным видом спорта…

Что такое уверенность в себе? Когда мы говорим уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка, гордость - все это означает понимание себя. А этому нужно учиться.

Если вы, как многие родители пытаетесь в детях воплотить свои несбывшиеся мечты, то забудьте об этой затее. Давайте детям возможность заниматься тем, чем они действительно хотят заниматься, что будет давать им удовольствие, что будет способствовать росту их уверенности в себе.

Не старайтесь, чтобы ваши дети сразу же преодолели свои пока еще детские комплексы. Ведь даже взрослому человеку этот первый шаг бывает очень труден. Застенчивому, неуверенному в своих силах малышу этот первый шаг дается слишком тяжело, безумно сложно пересилить себя. Но как только он проделает это, полный беспокойства и волнений шаг, его страхи улетучатся, и ему станет интересен процесс. Исчезнет страх перед очередной стадией борьбы, так как ничего страшного не происходит. Вот тут задача родителей не оставлять без награды каждую попытку ребенка хоть чуть-чуть продвинуться в выбранном направлении. Радуйтесь и поощряйте его…

Всегда нужно с пониманием относиться к детским страхам, к их видению ситуации. Никогда не насмехайтесь над ребенком и не приводите ему в противовес других детей. Такими параллелями мы только еще больше развиваем и укрепляем в ребенке комплексы, так как даже в глазах самых близких людей он хуже всех …

Мы хотим, чтобы наши дети стали менее робкими, уверенными в себе. А помогаем ли мы им в этом? Многие дети испытывают дикий страх, просто какой-то стопор, когда нужно предстать перед большой аудиторией. И это состояние оправдано детской неуверенностью в себе, страхом неудачи. Мы, родители, видя явную неготовность ребенка к данному действу, не считаемся с этим состоянием ребенка, подталкиваем его, тем самым облекаем на явный провал, который будет иметь самые не радужные для психики последствия. В такой момент следует остановиться и подумать, чего мы больше жаждем. Хотим, чтобы ребенок это сделал для нас, или все же ради себя.

Когда же мы убеждаемся, что наш ребенок созрел для выступления, то надо обязательно объяснять, что на пути к успеху неудачи возможны. Неудача - это ступень для движения вверх, а вот страх перед неудачей, нежелание испробовать свои силы, сделать хоть какое-то движение, чтобы преодолеть свою неуверенность и робость - вот это неудача и провал. Ребенок должен понимать, что успех - это готовность идти на риск, готовность попробовать сделать…

И еще... Очень часто мы сами отбивает у наших детей всякое желание проявить себя, стремлением продемонстрировать всем талант своего ребенка - или свое представление о таланте его. Заставляем детей выступать перед своими друзьями. Ребенок воспринимает это как насилие, хнычет, вырывается. Мы нервничаем в своем бессилии справиться с ситуацией, выплескиваем недовольство, еще больше загоняя ребенка в его нежелание. Всем этим мы вырабатываем у ребенка еще больший страх и стеснительность. Действия под принуждением делают ребенка менее уверенным в себе. Такими же методами мы заставляем ребенка проявлять эмоцию, которая нереальна для него…

Если вы считаете, что ваш ребенок не коммуникабельный, то не существует такого критерия развития этих способностей (коммуникабельности). Ребенок относится к общению с позиции - нравится ему бывать с другими людьми, испытывает ли он удовольствие от общения. Когда вы видите, что ваш ребенок испытывает трудность в общение, то здесь важно, чтобы вы были открыты ребенку, чтобы ему было легко с вами обсуждать свое поведение...

Один из наиболее действенных способов воспитания уверенности в ребенке - научить его методу компенсации. Когда можно сбалансировать потери, вызванные недостаточными способностями ребенка, или его физическими данными, за счет его сильных сторон.

Например. Ребенок физически слабенький, но зато в интеллектуальном плане намного опережает своих сверстников. Или же - нет склонности к точным наукам, зато гуманитарные даются легко. Родители должны помочь ребенку обнаружить в себе эти сильные стороны и научить его пользоваться ими, чтобы они приносили удовлетворение.

Проблемы, связанные с неуверенностью в себе, могут возникнуть у любого человека. Неуверенность - это незнание. Уверенность - это понимание.

Сейчас многие психологи рекомендуют родителям игнорировать нежелательное поведение детей и фиксировать свое внимание на положительном поведении ребенка. Считается, что ребенок за счет своего плохого поведения старается получить недостающее ему родительское внимание, пусть даже и в негативной форме. Наказывая и ругая детей за проступки, мы тем самым подкрепляем их нежелательное поведение…

Любите ребенка за то, что он есть, а не за то, что он сделал. Воспитывая, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и внимательно присматриваться к его увлечениям, чтобы в дальнейшем помочь наметить сферу будущей деятельности.

На страницах сайт мы опять будем обращаться к письмам читателей. Обсуждать все то, что волнует читателя в данный момент.

Еще в детстве начинается формироваться – одно из наиболее важных качеств человека – чувство собственного достоинства. Это качество поможет человеку в дальнейшем быть более уверенным в себе, реагировать на свои ошибки и недостатки. Это своего рода самооценка. А, как известно самооценка – лучший судья человека. Она никогда не бывает постоянной, и это понятно, поскольку человек переживает и победы, и поражения. Самый худший враг – низка самооценка. Можно сказать, что у людей, которые работают на работе, которая их не устраивает, живут с нелюбимыми людьми, заниженное или отсутствует достоинство.

Развитие чувства собственного достоинства

Психологи решили пойти на помощь людям с низкой самооценкой и предложили метод ее повышения. Для начала нужно пересмотреть прожитую жизнь и решить, что именно не устраивает и начать менять жизнь в лучшую сторону. При всем этом нужно быть решительным и уверенным в своих силах. Важно осознавать, что человек сам строит судьбу и что все зависит только от него. Это первые шаги к повышению самооценки.

Не стоит, расстраивается при неудачах, просто нужно смотреть на них с другой, позитивной стороны. Если кажется, что ситуация не выигрышная, стоит рассмотреть ее части и найти позитивные стороны. Отказали в приеме на работу? Нужно подумать, а та ли это работа, о которой мечталось? Стоит поискать другой вариант, более подходящий. Не стоит забивать, что то, что нас не убивает, делает только сильнее. И благодарить судьбу даже за неприятные «подарки», ведь полученный опыт бесценный.

Еще одним очень эффективным способом, позволяющим сохранить чувство собственного достоинства, является само настрой. Это такая самостоятельная психотерапия, с помощью которой человек реализуется сначала в своих глазах, а позже в глазах остальных людей. Это не займет много времени и усилий, нужно просто повторят какую-то хорошую фразу о себе. Например: Я самая обаятельная и привлекательная», «Я магнит для девушек», «Я уверен в своих силах, эта работа моя». Это можно сделать визуально. Написать на листе бумаги подобную фразу и повесить на видном месте. Она будет выполняться на подсознательном уровне, что делает человека более уверенным.

Для воспитания чувства собственного достоинства нужно пробовать что-то новое. Не стоит бояться экспериментировать. Можно примерить на себя другую роль, образ. Это очень интересная и действующая техника.

Человек способен развиваться и двигаться вперед, поэтому очень важно усовершенствовать данные от природы качества и развивать новые.

Воспитание в детях чувства собственного достоинства - одно из важнейших условий их успехов в будущем. Но что делать с ребенком, который считает себя центром вселенной? Как, не нанося ущерб его уверенности в себе, объяснить ему, что у него - неправильные представления о мире?..

Даже в семьях, где несколько детей (трое и больше), случается, что кто-то из них начинает требовать к себе особого отношения и предъявлять родителям бесконечные претензии. Это зародившееся в ребенке ощущение собственной исключительности приводит к конфликтам не только с родителями, но и с братьями и сестрами, и мириться с такой ситуацией, конечно же, нельзя. Но что с этим делать?

Прежде всего, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства не должно идти вразрез с обязанностью родителей поставить для него определенные рамки и научить его с раннего детства отличать хорошее от плохого. Ребенок нуждается в постоянном руководстве и опеке, особенно — когда он пытается самоутвердиться за счет окружающих, испытывая тем самым терпение взрослых.

Следует обратить внимание на то, как ваш сын (дочь) ведет себя в школе, у дедушки с бабушкой, с друзьями. Чаще всего, вне дома, с другими людьми, дети обращаются иначе, понимая, что только в безопасной домашней обстановке можно «расслабиться» и показать свой характер.

Сам по себе факт, что ваш сын (или дочь) способен быть «золотым» ребенком в школе и в гостях у дедушки с бабушкой, весьма важен. Во-первых, это свидетельствует, что в душе он — хороший мальчик. Во-вторых, то, что в качестве «жертв агрессии» он выбирает лишь родителей, братьев и сестер, означает, что на подсознательном, скажем так, уровне он хочет, чтобы его поставили на место. Его поведение — завуалированный крик о помощи, обращение к родителям с просьбой не игнорировать свои обязанности воспитателей.

Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет себя не лучшим образом, предъявляя претензии, ему необходимо продемонстрировать свое недовольство и отчитать за недостойное поведение, одновременно подчеркивая свое уважение к его личности.

Мой свекор, воспитывая пятерых сыновей, руководствовался принципом — «это не достойно тебя». Если кто-нибудь из мальчиков совершал проступок, он заводил с провинившимся сыном разговор, перечислял его добродетели и положительные качества и приходил к выводу, что, плохое поведение при наличии столь прекрасных черт не вяжется с его характером. Детей в семье мужа ругали, но — никогда не унижали. Их чувство собственного достоинства оставалось не задетым.

В данном случае задача, которая стоит перед родителями, очень напоминает творческую позицию известного скульптора. Когда его спросили, как из бесформенных глыб у него получаются столь прекрасные статуи, он ответил, что сначала в его воображении формируется образ будущего произведения, а потом он просто освобождает его от лишней каменной массы. Подобно этому скульптору, родители, воспитывая детей и сталкиваясь в этом с трудностями, должны помнить о своей конечной цели и объективно оценивать заложенные в ребенке качества и его потенциал.

Если родителям удастся в нужные моменты показать ребенку свое недовольство, одновременно давая ему понять, что даже такое неблагоразумное поведение не может поколебать их хорошее мнение о нем — они добьются наиболее ощутимых и значительных результатов. Ибо дети, как правило, стараются не разочаровывать родителей.

Вспомните описанный в Торе случай с Йосефом, которого соблазняла прекрасная жена Потифара. Он устоял перед соблазном, — разъясняют ситуацию наши Учителя, — потому что хорошо помнил, что отец (Яаков) никогда не сомневался в его умении выбрать правильную линию поведения, высоко ценил его и ждал от него великих свершений. И это дало Йосефу силы побороть искушение.

Каждому хочется воспитать в своих детях позитивное отношение к жизни и чувство собственного достоинства, которое не покидало бы их до конца жизненного пути. Для этого нам нужно научиться «ловить» моменты, когда наши дети совершают хорошие поступки. К сожалению, наша роль в качестве опекунов этих маленьких людей нередко сводится в основном к выявлению отрицательных черт и активной борьбе с ними. Но все должно быть наоборот. В первую очередь, важно поощрять позитивные черты и достойное поведение и с ними «соизмерять» негативные проявления.

Поводы поощрить ребенка найти нетрудно. Его обязательно надо поощрить, если он, к примеру:

— в игре с братьями и сестрами, ни с кем не поссорился, и никого не обидел;

— ни разу не перебил маму, пока она разговаривала по телефону;

— проявил в разговоре с братом или сестрой доброжелательность;

— щедро поделился чем-либо с другими;

— выразил готовность помочь родителям убрать со стола, выполнить какое-либо поручение и т.д.

Да, все это, казалось бы — обыденные мелочи. Стоит ли благодарить детей за то, что является поведенческой нормой? Безусловно, стоит. Чтобы это осознать, вспомните, сколько раз вы пытались объяснить своему ребенку (иногда — в резкой форме), что в моменты, когда мама или папа разговаривают с другими людьми или между собой, обращаться к ним — невежливо. Но он делал это опять и опять. Не означает ли это, что порицания малоэффективны? Попытайтесь действовать «от обратного». Ищите случаи, когда ребенок, находясь в той же комнате, не вмешивается в беседу взрослых людей, и всякий раз хвалите его за это. Вскоре вы убедитесь, что ваша «уловка» подействовала.

Наша обязанность заключается в том, чтобы фиксировать и закреплять в ребенке позитивные черты. И, возможно, стремление заслужить похвалу и уважение пересилит в ребенке столь часто встречающуюся у детей жажду негативного внимания к собственной персоне.

Рекомендую также поговорить с «отбившемся от рук» сыном (или дочерью) с глазу на глаз и заручиться его поддержкой. Можно сказать ему, что он — особенный мальчик, что родители им очень гордятся и нуждаются в его помощи, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в семье. Пусть он поделится с вами своими идеями, и примет активное участие в их реализации. Если вы снабдите его подобными «полномочиями», это, возможно, принесет пользу всем членам семьи и изменит ситуацию к лучшему.

Мы живем в сложное и напряженное время. Современная «улица» способна в течение одного-единственного дня подвергать человеческую психику стольким испытаниям, что представители предыдущих поколений не переживали и за всю свою жизнь. И самое эффективное противоядие от стрессов, как мне кажется — это любовь, поцелуи и объятия, перемежающиеся мягкими напоминаниями о том, как следует себя вести. Специалисты, занимающиеся вопросами воспитания детей, считают, что критика, как соль и перец — полезна в небольших дозах. Если ею злоупотреблять, она лишь наносит вред здоровым отношениям.

«Левая рука, — говорят наши Учителя, — должна отталкивать, а правая — притягивать и обнимать». Самое трудное в осуществлении этого принципа — поддерживать это хрупкое равновесие.

Это — фундаментальный и универсальный принцип, ибо он применим в любых обстоятельствах. Однако некоторые ситуации гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и требуют более тонкого и серьезного вмешательства. Если в обозримом будущем вы, воспользовавшись приведенными здесь рекомендациями, обнаружите, что не добились ощутимых результатов, это означает, что вам следует обратиться со своими проблемами к специалисту. Полагаю, что в «тупиковых» ситуациях профессиональный совет способен не только успокоить тревоги родителей, но, в некоторых случаях, даже определить направление их дальнейших действий.

И, конечно, не забывайте молиться, и просить Творца о мудрости, понимании и терпении. Пусть Он благословит вас, и дарует вам силы для воспитания ваших детей…

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте