МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВКР

Проблема исследования

Определяется студентом-исследователем на практике в процессе изучения учащихся, их проблем или собственных методических проблем. Студент-исследователь обнаруживает какие-либо новые для него закономерные связи и испытывает потребность обосновать или найти причину явлений. Студент в процессе исследования изучает известную в науке проблему, открывая ее для себя как субъективно новую.

Актуальность исследования

Можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?». Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, который будет, достигнут в результате выполнения работы.

Цель исследования

Это представление об общем результате работы. Цель часто определяется на основании более конкретного, подробного описания темы исследования.

Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому):

· обоснование новых методов диагностики;

· обоснование симптоматических закономерностей;

· выявление комплекса необходимых исследований для решения лечебных задач;

· обоснование новых форм, методов и средств лечения;

Объект исследования

Это то, что «противостоит познающему субъекту», т.е. исследователю; то на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования не может быть человек, это лечебный процесс, явление, факт. «Объект исследования – те феномены, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя» (В.В.Гузеев).

Предмет исследования

Это отдельная сторона, аспект рассмотрения изучаемого объекта. Предмет дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь. Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта.

«Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев).

Гипотеза исследования

Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать!

Гипотеза формулируется следующим образом:

· ЧТО-ТО способствует развитию ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ…

· ЧТО-ТО обеспечит развитие ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что…

· ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА…

В опытно-практической, теоретической и проектной работе гипотезы может не быть, в опытно-экспериментальной работе исследователь выдвигает предположение об эффективности, необходимости, пользе выполняемой работы.

Задачи исследования

Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы подтвердить предположение (гипотезу), как действовать, чтобы достичь цели исследования?».

Обычно в работе формулируется 3 – 5 задач.

Практическая значимость исследования

Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях.

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа, дается постановка основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. Также во введении излагается информация об актуальности темы, обоснования ее выбора, современное рассматриваемого вопроса и его практическая значимость, цели, задачи, гипотеза исследования. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направленна работа.

Пример:

«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и является основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.

Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствует о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия. До середины 80-х годов прошло столетие общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний (кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).

Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что артериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер. Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».

Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

Степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

Уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Выделяют три уровня актуальности:

1 уровень - необходимость дополнения теоретических построений. Например, если проблема сопровождения беременных женщин ранее не рассматривалась и студент впервые разрабатывает эту систему.

2 уровень - потребность в новых данных. Например, в органах здравоохранения региона отсутствуют данные по заболеваемости определенного типа.

3 уровень - потребность в новых методах лечения. Например, сотрудники одной поликлиники овладели новейшим методом лечения, и возникает необходимость анализа данной методики, выявления положительных и отрицательных результатов и сравнения с мировой практикой.

Таким образом, обосновать актуальность, значит ответить на вопрос, почему необходимо изучать данную тему.

Объект и предмет исследования:

Объект - это определенная область реальности, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования.

Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Пример: объект исследования - человек, предмет исследования - кожа. У данного объекта есть множество предметов исследования, как то лимфатическая, кровеносная системы, желудочно-кишечный тракт и т.д., но для исследователя имеет значение только кожа, это предмет его непосредственного исследования.

Цель дипломной работы исследования - это желаемый, конечный результат исследования, цель показывает, какой результат необходимо достигнуть в дипломной работе. Цель всегда формулируется в глаголах: выявить, определить, исследовать. Актуальность и цель должны быть взаимосвязаны.

Цели могут быть исследовательские (выполнение факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешного обучения). Достижение исследовательских целей создает условия для выявления средств достижения практических целей.

Пример: 1. Описать деятельность хосписов. 2. Обобщить опыт работы... 3. Выявить закономерности... 4. Создать классификацию отклонений... 5. Создать новую методику (для специальности "Стоматология ортопедическая" - технологию)...6. Адаптировать методику для условий учреждения другого уровня...

Задачи исследования раскрывают путь к достижению цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений. Исходя из указанной цели исследования, основными задачами исследования являются: изучение сущности явления, выявление условий и факторов определяющих данные условия, знакомство с методикой работы. Задачи могут вводиться словами:

Выявить;

Раскрыть;

Изучить;

Разработать;

Исследовать;

Проанализировать;

Систематизировать;

Уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Степень решения задач должна быть отражена в заключении, выводах и рекомендациях.

Гипотеза - это предположение о возможности достижения цели. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если…(что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнуть такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».

Пример: если создать определенные условия, то пациент не будет иметь аллергических реакций.

Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.

Методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.

Основные методы:

Исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

Метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;

Экспериментальные методы включает лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;

Социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);

Статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;

Логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.

Пример: методы исследования: скрининг - исследование; выкопировка данных из амбулаторных карт; интервью; измерение артериального давления; собственные «сторонние» наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя); анализ и синтез.

Научная новизна дипломной работы формулируется в зависимости от характера и сущности выбранной темы диплома. Научная новизна формулируется по-разному для теоретических дипломов и дипломов практической направленности.

Так, в первом случае она определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета, а во втором – она определяется результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен либо развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления об исследуемом предмете и практические достижения.

Практическая значимость зависит от новизны дипломной работы и обуславливает необходимость ее написания. Иными словами определить практическую значимость – значит, определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент Введения к дипломной работе.

Основная часть. Основная часть составляет наибольший объем работы, состоит из нескольких глав и должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы.

заключается в том, что диссертация способна послужить методологической основой для последующих научных исследований в области обеспечения общественной безопасности, а ее отдельные положения в существенной мере развивают

соответствующие разделы и институты теории административного права, в которых рассматриваются основы обеспечения безопасности.

Основные положения и выводы диссертанта могут быть использованы в процессе преподавания учебной дисциплины административного права в юридических вузах, на юридических факультетах, а также при подготовке лекций, учебных пособий, учебников, учебно-методической литературы по административному праву.

Некоторые выводы и предложения, сформулированные в

диссертационном исследовании, докладывались на:

заседании областной Общественной палаты при областной Думе и

Администрации Новгородской области,

конференции членов международной полицейской ассоциации IPA

деятельности правоохранительных органов.

правового регулирования общественной безопасности внедрены в практику

участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы УВД

Великого Новгорода.

Полученные результаты могут иметь значение в процессе деятельности

милиции общественной безопасности ОВД РФ.

Эмпирическую базу исследования составил анализ 560 административных дел в органах внутренних дел в Москве, Санкт- Петербурге, Великом Новгороде, Пскове за период с 1998 г. по 2004 год, анкетированы 1000 сотрудников органов внутренних дел и экспертные оценки 38 руководителей подразделений ОВД.

Апробация результатов исследования осуществлялась в формах: внедрения основных положений диссертации в программное обеспечение учебного процесса в рамках государственно-правовой специализации Новгородского государственного университета, Новгородского филиала Российского государственного гуманитарного

университета;

докладывались на заседаниях кафедры "Административное право" Санкт-Петербургского университета МВД РФ;

чтение лекций перед научными, практическими работниками, а также студентами образовательных учреждений;

в практической деятельности милиции общественной безопасности: патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных милиции УВД Великого Новгорода;

выступлений с докладами на международных научно-практических конференциях и семинарах; IV Международная научная конференция "Модернизация экономики России: социальный контекст" (2003г.), VI Международная конференция "Наука сервису" (2004г.); "Новые угрозы международной безопасности - международное сотрудничество государств в борьбе против финансирования терроризма" 2004 г, "Безопасность и права человека: проблемы, вызовы, решения" 2004 г, "Юридическая наука: проблемы и перспективы развития (региональный аспект)" - 2005 г.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.


Одно из непреложных правил научного исследования заключается в том, чтобы принимать объект в качестве известного лишь в той мере, в какой исследователь может делать о нем научно обоснованные утверждения. Слово «обоснованные» в данном случае обозначает лишь то, что может быть проверено фактами. Объектом исследования является природный феномен. Сейчас в психологии одним из наиболее важных феноменов является высказывание, особенно его форма и содержание, причем последний аспект в отношении природы души является, возможно, более важным. Задача номер один обычно состоит в описании событий, а затем наступает черед детального рассмотрения закономерности их жизненной реализации. В естествознании исследовать существо того, что было предметом наблюдения, возможно только тогда, когда есть архимедова точка опоры. Что касается души, то по отношению к ней такой внешней точки зрения не существует - душу можно наблюдать только с помощью души. Следовательно; знание о сущности души для нас невозможно, по крайней мере с помощью доступных нам в настоящее время средств. Это не исключает возможности того, что атомная физика будущего предоставит нам упомянутую архимедову точку опоры. Однако пока что даже самые изощренные изыскания нашего разума не могут установить больше, чем то, что выражено в утверждении: вот как ведет себя душа. Честный исследователь будет благоразумно воздерживаться от вопросов о сущности. Я

­ Конец страницы 288 ­

¯ Начало страницы 289 ¯

думаю, что не будет излишним познакомить моего читателя с необходимыми ограничениями, которые психология добровольно налагает на себя для того, чтобы он был в состоянии воспринять феноменологическую точку зрения современной психологии, которая не всегда понятна. Эта точка зрения не исключает существования веры, убежденности, основанных на всякого рода достоверных переживаниях, так же, как и не оспаривает их возможной значимости. Но каково бы ни было их значение в индивидуальной и коллективной жизни, психология не имеет достаточно средств, чтобы доказать их значимость в научном смысле. Можно сетовать на несостоятельность науки, однако это не поможет ей превзойти саму себя.

Относительно слова «дух»

Слово «дух» имеет настолько широкий круг применения, что от нас могут потребоваться значительные усилия для того, чтобы уяснить себе все его значения. Мы говорим, что дух есть принцип, противостоящий материи. Под этим мы понимаем имматериальную субстанцию или экзистенцию, которая на высшем и наиболее универсальном уровне называется «Богом». Мы представляем себе эту имматериальную субстанцию также как носителя психики и даже самой жизни. В противовес этой точке зрения имеется антитеза: дух и природа. Это понятие духа избавлено от всего сверхъестественного или антиприродного и теряет субстанциальную связь с психикой и жизнью. Подобное ограничение подразумевается и спинозов-ским воззрением о том, что дух - это атрибут Единой Субстанции. Гилозоизм заходит даже дальше, считая дух качеством материи.

Очень распространено мнение, считающее дух высшим, а душу низшим принципом деятельности, и наоборот, алхимики рассматривали дух как ligamentum animae el corporis*, по-ви-

*Связка души и тела (лат.).

­ Конец страницы 289 ­

¯ Начало страницы 290 ¯

диплому, считая его spiritus vegetativus* (позднее, дух жизни). Столь же распространенной является также та точка зрения, что дух и душа суть одно и то же, и разделить их можно только произвольно. Вундт считает дух «внутренним бытием, лишенный всякой связи с внешним бытием». Другие ограничивают дух некоторыми психическими способностями, функциями или качествами, такими как способность мыслить и рассуждать; в отличие от «душевных» чувств здесь дух обозначает сумму всех проявлений рациональной мысли, или интеллекта, включал волю, память, воображение, творческую силу и стремления, мотивированные идеалами. Более широкое значение духа - «глубокомыслие»; так, когда мы говорим, что человек одухотворен, то понимаем под этим то, что он разносторонен и полон идей, что» у него блестящий, остроумный и необычный склад ума. Также дух указывает на определенную установку или ее принцип, например, человек может быть «воспитанным в духе Пееталоцци», или существует такое выражение: «дух Веймара является бессмертным наследием Германии». Особым примером является «дух времени», или дух эпохи, стоящий в качестве принципа или движущей силы за определенными мнениями, суждениями и действиями коллективного характера. Кроме этого, существует еще «объективный дух», под которым подразумевается культурное достояние человека в целом, и особенно его интеллектуальные и религиозные достижения.

Как показывает словоупотребление, то дух в смысле установки имеет тенденцию к персонификации: дух Песталоцци в конкретном смысле может выступать как его imago, или видение, точно так же духи Веймара могут персонифицироваться в духах Гете и Шиллера; ибо «дух» также имеет разговорное значение души умершего. Выражение «свежее дуновеиие духа» указывает, с одной стороны, на древнее родство ψυχή с ψύχος и ψυχρός, которые оба обозначают «холодный», и, с другой стороны, на изначальное значение pneuma, что просто означает «воздух в движении»; и точно так же анимус и ашима связаны с ίχνεμος, «ветром». Немецкое слово Geist,

*Раститесльный дух (др.-лат.).

­ Конец страницы 290 ­

¯ Начало страницы 291 ¯

возможно, имеет больше общего с чем-то пенистым, шипучим или бодрящим; следовательно, не следует пренебрегать родством между словами Gischt (пена), Gascht (дрожжи), Ghost (призрак) и более эмоционально окрашенными Ghastly (ужасный) и aghast (в ужасе). С незапамятных времен эмоция рассматривалась как одержимость и поэтому мы до сих пор говорим о темпераментном человеке, как о таком, в которого вселился дьявол или злой дух 2 . Так же, как, согласно древнему мнению, духи или души умерших тонки, как пар или дым, так и spiritus алхимиков была тонкой, летучей, активной и оживленной сущностью, такой, каким, по их мнению, был спирт и всяческие субстанции арканов. На этом уровне дух включает в себя нашатырный спирт, муравьиный спирт и т. д.

Этот набор значений и оттенков значений слова «дух» усложняет для психолога задачу концептуального отграничения своего предмета, но, с другой стороны, это способствует его описанию, так как множество различных аспектов помогают формированию ясной и четкой картины данного явления. Мы занимаемся функциональным комплексом, который первоначально, на примитивном уровне, ощущался как присутствие чего-то невидимого, схожего с дыханием «присутствия». Уильям Джеймс оставил нам живое описание этого изначального явления в своей книге «Многообразие религиозного опыта». Другим широко известным примером является ветер чуда Троицы. Примитивное мышление считает вполне естественным персонификацию невидимого присутствия в качестве привидения или демона. Души или духи умерших идентичны психической активности живых, они просто являются ее продолжением. Эта точка зрения подразумевает то, что душа является духом. Таким образом, когда в индивиде происходит нечто психическое, что он чувствует своим собственным, этим нечто является его собственный дух. Но если то, что происходит с его психикой, кажется ему странным, тогда считается, что им хочет завладеть чей-то чужой дух. В первом случае дух соответствует субъективной установке, во втором - общественному мнению, или духу времени, или же изначальному, еще

­ Конец страницы 291 ­

¯ Начало страницы 292 ¯

не человеческой, антропоидной диспозиции, которую мы называем бессознательное.

В соответствии со своей первоначальной природой (дыхание), дух всегда является активной, крылатой и подвижной сущностью, а также тем, кто оживляет, стимулирует, возбуждает, зажигает и вдохновляет. Говоря современным языком, дух есть динамический принцип, составляющий по этой самой причине классический антитезис материи - антитезис ее статичности и инертности. В основе своей - это противоречие между жизнью и смертью. Последующая дифференциация этого противоречия ведет к весьма отчетливой в настоящее время оппозиции духа природе. И хотя в сущности своей именно дух считается живым и оживляющим, природа не ощущается нами неодухотворенной и мертвой. Поэтому речь идет о христианском постулате о духе, жизнь которого настолько выше жизни природы, что в сравнении с ней последняя есть не более, чем смерть.

Это специфическое развитие человеческих представлений о духе основывается на признании того, что незримое присутствие является психическим феноменом, т. е. чьим-то собственным духом, что он состоит не только из всплесков жизни, но также и из формальных продуктов. Среди первых наиболее выделяются образы и нечеткие представления, заполняющие наше внутреннее поле зрения; среди последних - мышление и разум, которые организуют мир образов. Таким образом, трансцендентный дух поднимает себя над природным, естественным духом жизни и даже становится к нему в оппозицию так, словно бы последний был чисто природным. Трансцендентный дух превратился в сверхприродный и сверхмировой космический принцип порядка и как таковой получил имя «Бога», или по крайней мере стал атрибутом Единой Субстанции (как у Спинозы), или одним из ликов божества (как в христианстве).

В материализме под знаком антихристианства развитие духа получило соответствующее обратное, гилозоистское направление - a maiori ad minus*. Предпосылкой, лежащей в

*От большего к меньшему (лат.).

­ Конец страницы 292 ­

¯ Начало страницы 293 ¯

основе этой реакции, является исключительная уверенность в идентичности духа и психических функций, зависимость которых от мозга и обмена веществ несомненна. Стоит только дать Единой Субстанции другое имя и назвать ее «материей», чтобы появилось суждение о духе как о таком, который полностью зависим от питания, окружающей среды и наивысшей формой которого является интеллект, или разум. Это значило, что первоначальное, пневматическое присутствие заняло свое место в физиологии человека, и поэтому такой писатель, как Клагес, смог обвинить дух как «противника души» 3 . Ибо именно в это понятие втиснулась подлинная спонтанность духа после того, как в результате он был низведен до уровня служебного атрибута материи. Но ведь должно же было сохраниться присущее духу качество быть неким deus ex machina*, и если не в самом духе, то в его синониме, в душе, в этой мимолетной, подобной Эолу 4 , неуловимой, как бабочка, вещи.

И хотя материалистическая концепция духа не является преобладающей, она все еще сохранилась вне сферы религии в области сознательных феноменов. Дух как «субъективный дух» обозначает чисто внутрипсихическое явление, тогда как «объективный дух» является уже не универсальным духом, или Богом, а просто обозначает общую сумму интеллектуальных и культурных богатств, которые составляют наши человеческие институты и содержания наших библиотек. Дух утратил свою изначальную природу, свою автономность и спонтанность; единственное исключение составляет религиозное пространство, где, по крайней мере, в принципе нетронутым сохранился его первоначальный характер.

В этом резюме мы описали нечто, что представляется нам непосредственным психическим феноменом, отличным от других психизмов, существование которых, как наивно полагают, зависит от физических влияний. Связь между духом и физическими условиями не дана непосредственно, и поэтому она считается имматериальной в более высокой степени, чем душевные в более узком смысле явления. Последним приписы-

*Бог из машины (лат.).

­ Конец страницы 293 ­

¯ Начало страницы 294 ¯

вается не только конкретная физическая зависимость, но некоторая вещественность, что и показывают представления о тонком теле и китайская ktiei - душа. Рассматривая тесную связь, существующую между конкретными психическими процессами и их физическими параллелями, мы не можем до конца примириться с полной имматериальностью душевного. В противоположность этому, consensus omnium* настаивает на имматериальности духа, хотя не все признают за ним даже субстанциональность. Однако не так-то просто увидеть, почему наша гипотетическая «материя», которая сегодня понимается совсем не так, как еще 30 лет назад, должна быть единственно реальной, а дух - нет. Хотя понятие имматериальности само по себе не исключает реальности, дилетантское мнение неизменно соотносит реальность с материальностью. Дух и материя вполне могут быть формами одного и того же трансцендентального существования. Тантристы, например, с полным правом говорят, что материя есть не что иное, как конкретизация мыслей Бога. Единственно непосредственной реальностью является психическая реальность содержаний сознания, которые, так сказать, получают ярлык духовного или материального происхождения.

Отличительными признаками духа являются: во-первых, принцип спонтанного движения и деятельности; во-вторых, стихийная способность продуцировать образы независимо от чувственного восприятия; в-третьих, автономное и независимое манипулирование этими образами. Эти духовные свойства даются примитивному человеку извне; но по мере развития они прочно укрепляются в человеческом сознании и превращаются в подчиненную функцию, и таким образом, по-видимому, лишаются своего первоначально автономного характера. Сейчас этот характер дух сохранил только в наиболее консервативных воззрениях, а именно, в религиозных. Схождение духа в сферу человеческого сознания выражено в мифе о божественном νους"ε**, оказывающемся в темнице у φύσις***. Этот процесс,

*Общее мнение (лат.).

**Ум (др.-гр.).

***Природа (др.-гр.).

­ Конец страницы 294 ­

¯ Начало страницы 295 ¯

продолжающийся веками, возможно, является неизбежной необходимостью, и религии могли бы оказаться в довольно жалком положении, если бы поверили в возможность задержать эволюцию. Их задача, если они достаточно рассудительны, состоит не в том, чтобы препятствовать неизбежному ходу событий, а в том, чтобы направить их таким образом, чтобы душа не была фатально искалечена. Религии должны поэтому постоянно напоминать нам о происхождении и изначальных свойствах духа, чтобы человек не забыл о том, что он в себя закладывает и чем заполняет свое сознание. Не человек создал дух, а дух создал человека творческим, постоянно побуждая его, одаривая прекрасными идеями, наполняя силой, «энтузиазмом» и «вдохновением». Он насквозь пропитывает все его существо и возникает серьезнейшая опасность: человек начинает считать, что это именно он создал дух и что он обладает духом. В действительности же, прафеномен духа овладевает им и, представляясь в качестве добровольного объекта человеческих намерений, он сковывает свободу человека тысячами цепей точно так же, как это делает физический мир, становясь навязчивой идеей. Дух угрожает наивно мыслящему человеку инфляцией, ужасные и поучительные примеры чего дает наше время. Опасность тем более возрастает, чем больше мы интересуемся внешними объектами и чем больше мы забываем о том, что усложнение нашего отношения к природе должно идти рука об руку с соответствующим усложнением отношения к духу, так, чтобы устанавливалось необходимое равновесие. Если не компенсировать внешний объект внутренним, возникает необузданный материализм, усиленный маниакальной самонадеянностью или угасанием самостоятельности личности, что, в конце концов, соответствует идеалам тоталитарного массового государства.

Как видим, современное представление о духе плохо согласуется с христианскими воззрениями, которые приравнивают его (дух) к summum bonum*, к самому Богу. Несомненно, существует также представление и о злом духе. Но тем более

*Высшее благо (лат.).

­ Конец страницы 295 ­

¯ Начало страницы 296 ¯

современные представления о духе не могут быть признаны удовлетворительными, так как для нас дух не является с необходимостью злым. Мы бы скорее назвали его нравственно индифферентным или нейтральным. Библейское «Бог есть Дух» звучит скорее как определение субстанции или как особое свойство. Но дьявол, кажется, также наделен точно такой же духовной субстанцией, хотя злой и испорченной. Изначальное тождество субстанции все еще выражается в понятии о падшем ангеле, так же, как и в близкой связи Иеговы и Сатаны в Ветхом Завете. Отголоском этой первобытной связи может быть «Отче наш», где мы говорим: «Не введи нас во искушение» - разве это не дело искусителя, то есть самого дьявола? Это подводит нас к вопросу, который до сих пор ускользал от нашего рассмотрения. Мы обратились к культурным и повседневным концепциям, которые являются продуктами сознания человека и его рефлексий, чтобы получить картину психических способов проявления «духовного» или такого фактора, как «дух». Но все же мы должны учитывать, что благодаря своей изначальной автономии 5 (в психологическом смысле ее существование несомненно) дух способен к спонтанным самопроявлениям.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют углубить научные знания о субъективных позициях государства в гражданско-правовых отношениях и могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения правовых проблем в данной сфере, а также в процессе совершенствования законодательной базы Российской Федерации.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и в процессе преподавания учебных и специальных курсов по гражданскому праву.

Апробация результатов исследования

Материалы также использованы в преподавательской деятельности автора в Российском государственном гуманитарном институте.

Структура диссертации

Структура диссертации обусловлена целью и вытекающими из неё задачами. Работа состоят из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.


В общем случае, государственно-правовое регулирование – распространенный правовой механизм (система), реализуемый на основании выражения характерных особенностей реализации прав и обязанностей участника гражданско-правовых отношений: государством в масштабе территориального влияния осуществляется порядок внедрения правовых технологий организации социально-экономических процессов доступными методами.

Интеграция (от лат. integrum - целое ) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение.

См. публичный интерес Ю.А. Тихомиров Публичное право, Учебник.- М.: Издательство БЕК, 1995, стр. 55.

Они широко известны в настоящее время в научных кругах: принцип социального (общественного) строительства; принципы устройства и организации государственной системы; принцип выражения интересов граждан посредством своего политического участия в системе государства; принцип принятия решений «большинством голосов» присутствующих и др.

В функциональном смысле правовое регулирование есть целенаправленный процесс результативного воздействия правовых норм на урегулированные посредством этих норм общественные отношения. В зависимости от реализуемой функции права процесс правового регулирования может носить как собственно регулятивный (направленный на поддержание сложившегося правопорядка и внесение в него позитивных изменений), так и охранительный (направленный на предотвращение, выявление, пресечение и расследование правонарушений; определение и осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей) характер.// См. подроб. Борченко В.А. «Объект частноправового регулирования» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Санкт-Петербург, 2006.

Практическая значимость исследования явным образом отражается выражением участия государства в гражданско-правовых отношениях как носителя интереса. Ряд исследователей в своих трудах делали явный акцент на значение государственного интереса как в общественных отношениях, так и в гражданско-правовых отношениях в частности. См. например В. П. Грибанов, Интерес в гражданском праве // Советское государство и право, 1967 и др. Однако, разделяя в абсолюте отношения согласно Римской традиции цивильного civil law на публичное (public) и частные (edu), стоит отметить, что субъективная роль государства в общем случае не изменится, а лишь останется подвержена изменению согласно реализации принципов глобализационного интеграционного характера (процесса отношений). В таком случае исполнение гражданско-правового устройства общества, суверенного правового государства будет определено развитием системы бюджетного регулирования системы гражданско-правовых отношений, основанной (системы) на административном и конституционном, а в ряде случаев международным правом. Исполнение обязательственных отношений государства посредством доминирования-централизации (нормативной) ставит интересы государственного (общественного) характера под угрозу, выявляя соблазн иностранного элемента к активному вмешательству во внутренние дела государства и общества.

См. ГК РФ, Гл. 19.

«Суперкорпорацию», имеющую свое влияние не только на процессы посредством представления интересов участников, но и реализующую свои полномочия согласно «конституционным интересам» общества.

См. ГК РФ часть 4.

Согласно принципам, указанным в главе 1 параграфе 3 настоящей работы.

Такие циклы хорошо известны системным администраторам или модераторам любой интерактивной сети, работа которых представляет: исходя из субъективных суждений, определить категорию информации пользователя сети, в ряде случаев операции свести к автоматическому (алгоритмическому) представлению результатов (данных), их анализ. Отрасли народного хозяйства, представляющие собой совокупность производственных циклов, основанных при эксплуатации и использовании на нематериальных благах, которые должны включать в свой состав признанных авторов трудов, исследователей в областях научного создания коммуникационных сред взаимодействия субъектов гражданско-правовых отношений.

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.

Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают :

Научные исследования бюджетные,

Хоздоговорные

И нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:

Фундаментальные,

Прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.


Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:

Долгосрочные,

Краткосрочные

И экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Идея - это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.