Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в разработке учения о высшей нервной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант I

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук...

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.

А. Постоянно подкреплять безусловным

Б. Подкреплять безусловным нерегулярно

В. Не подкреплять безусловным

Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?

В. Не передается по наследству

Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят:

А. Мыслительную, речевую деятельность и память

Б. Группу ориентировочных рефлексов

В. Инстинкты

Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности

Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма

В. Внутренний мир человека

Г. Основная форма деятельности нервной системы.

7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?

А. Условные рефлексы

Б. Безусловные рефлексы

В. Мышление

Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес

А. И.И. Мечников

Б. И.П. Павлов

В. Луи Пастер

Г. Н.А. Семашко

В. Не меняется вовсе

10 . Инстинкт - это:

А. Генетически закрепленное поведение

Б. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга ?

А. Рассудочная деятельность

Б. Эмоции:

В. Речь

12. Первая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды

13. Важнейшая функция речи - это:

А. Обобщение и абстрактное мышление

Б. Обозначение конкретных примеров

В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна

Б. Быстрого сна

В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами - это:

А. Условный рефлекс

Б. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

А.Эмоции

Б. Внимание

В. Память

17 . Какая из форм торможения передается по наследству ?

А. Внешнее

Б. Внутреннее

В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях ?

А. Прошлое

Б. Настоящее

В. Будущее

  1. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
  2. Какое значение для организма имеет сон?
  3. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных ?

Вариант I

  1. 1 - В; 2 - Г; 3 - А; 4 - А; 5 - А; 6 - Б; 7 - В; 8 - Б; 9 -Г; 10-А; 11 - В; 12 - В;
  2. 13 -А; 14-А; 15 -Б; 16 - Б; 17 - Б; 18 - В; 19 - безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни; 20 - отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования; 21 - мышление - это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность - это высшая форма приспособления к условиям среды.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант II

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным ?

А. Выделение слюны при показе пищи

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае...

А. Является условным раздражителем

Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем

Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы

Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность

В. Мышление

Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс...

А. Характерен для всех особей данного вида

Б. Приобретается в течение жизни

В. Передается по наследству

Г. Является врожденным

5 . Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы

Б. Безусловные рефлексы

В. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как...

А. Условный раздражитель

Б. Безразличный раздражитель

В. Безусловный раздражитель

Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура

Б. Замедляется дыхание

В. Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками

Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:

А. Гуморальной регуляцией

Б. Рефлексом

В. Автоматизмом

Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна

Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе

Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Поч ему ?

А. Сработало внешнее торможение

Б. Сработал условный рефлекс

В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды

В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность - это...

А. Высшая форма приспособления к условиям среды

Б. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна

Б. Быстрого сна

В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит:

А. Только рефлекторно

Б. Под влиянием гуморальных процессов

В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?

А. И. П. Плодов

Б. А. Л. Ухтомский

В. И.М. Сеченов

Г. II.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему

Б. Вторую сигнальную систему

В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, называются:

А. Обучением

Б. Памятью

В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или навыки?

20.Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Вариант II

1 - Б; 2 - В; 3 - Б; 4 - Б; 5 - В; 6 - Г; 7 - В; 8 - Б; 9 -Г; 10-А; 11-А; 12 -А; 13 - Б; 14 -В; 15 -В; 16 - Б; 17 - В; 18 - позволяет приспособиться к конкретным условиям существования; 19 - умения; 20 - динамический стереотип.


Занятие №19. Итоговое занятие по разделу «Физиология высшей нервной деятельности»

I . Вопросы для подготовки к письменному тест-контролю

(в каждом тест-вопросе из 4-х вариантов ответа надо выбрать один правильный)

    Рефлексы, вырабатывающиеся в процессе индивидуального развития человека, называются:

А. безусловными; Б. спинальными; В. условными ; Г. ориентировочными.

    Для формирования условного рефлекса необходимо соблюдать все указанные требования, кроме:

А. индифферентный раздражитель должен быть слабее безусловного; Б. индифферентный

раздражитель должен предшествовать безусловному или совпадать с ним по времени действия;

В. нормальное функциональное состояние центральной нервной системы; Г. индифферентный раздражитель должен быть сильнее безусловного.

    Изменение у легкоатлета перед стартом функций дыхания и кровообращения есть проявление:

А. инстинкта; Б. ориентировочного рефлекса; В. условного рефлекса ; Г. защитного рефлекса.

    Рефлекс обильного слюноотделения у голодного человека при запахе пищи является:

А. искусственным рефлексом; Б. условным рефлексом ; В. инстинктом; Г. случайностью.

    В основу классификации высшей нервной деятельности (ВНД) на несколько типов И.П. Павловым положены следующие свойства нервных процессов:

А. пластичность, лабильность, утомляемость; Б. сила, лабильность, утомляемость;

В. сила, подвижность, пластичность; Г. сила, уравновешенность, подвижность .

    Для нервных процессов "живого" типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. большая сила, низкая подвижность, уравновешенность; Б. малая сила, высокая подвижность, уравновешенность; В. большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность; Г. большая сила, высокая подвижность, уравновешенность.

    Для нервных процессов "спокойного" типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. большая сила, высокая подвижность, неуравновешенность; Б. малая сила, высокая подвижность, уравновешенность; В. малая сила, низкая подвижность, уравновешенность; Г. большая сила, низкая подвижность, уравновешенность.

    Для нервных процессов “слабого” типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. уравновешенность; Б. малая сила ; В. большая сила, высокая подвижность; Г. высокая подвижность.

    Для нервных процессов “безудержного” типа ВНД по И.П. Павлову характерны:

А. большая сила, неуравновешенность ; Б. малая сила, высокая подвижность, уравновешенность;

В. малая сила, низкая подвижность, уравновешенность; Г. большая сила, низкая подвижность, уравновешенность.

    Способность вырабатывать условные рефлексы быстро и прочно наиболее выражена при типе темперамента:

А. сангвиника ; Б. флегматика; В. меланхолика; Г. холерика.

    Выработанный в результате практики комплекс условных рефлексов, осуществляющихся в строгой последовательности, это:

А. условный рефлекс 3-го порядка; Б. безусловный рефлекс; В. динамический стереотип ;

Г. инстинкт.

    При повреждении неокортекса у человека не будет происходить формирование:

А. инстинктов; Б. мотиваций; В. эмоций; Г. динамического стереотипа . ?

    Безусловное торможение условных рефлексов характеризуется тем, что оно:

А. требует выработки; Б. не вызывает торможения в центрах условного рефлекса;

В. не требует выработки ; Г. не сопровождается реализацией динамического стереотипа.

    К безусловному торможению условных рефлексов относится:

А. угасательное; Б. дифференцировочное; В. гаснущий тормоз ; Г. запаздывающее.

    Вид торможения условных рефлексов, возникающий под влиянием внешних, посторонних для данного условного рефлекса, раздражений, это торможение:

А. дифференцировочное; Б. запаздывающее; В. условное; Г. безусловное.

    Торможение условных рефлексов под действием чрезмерно сильного раздражителя, называется:

А. запредельным ; Б. условным тормозом; В. дифференцировочным; Г. запаздывающим.

    Торможение условных рефлексов, вырабатываемое в процессе жизни, называется торможением:

А. ориентировочно-исследовательским; Б. условным ; В. реципрокным; Г. запредельным.

    Дифференцировочное торможение условных рефлексов:

А. способствует выработке навыков типа запрета; Б. охраняет нервные центры от избытка

информации; В. позволяет экономить энергоресурсы; Г. позволяет различать близкие по

параметрам раздражители.

    На скорость выработки дифференцировочного торможения более всего влияет:

А. сила процесса возбуждения; Б. сила процесса торможения ; В. уравновешенность нервных

процессов; Г. подвижность нервных процессов.

    В случае прекращения подкрепления условного сигнала безусловным раздражением

вырабатывается торможение:

А. угасательное ; Б. дифференцировочное; В. запаздывающее; Г. внешнее.

    Субъективное отражение мозгом актуальной потребности человека называется:

А. мотивацией ; Б. II-ой сигнальной системой; В. условным рефлексом; Г. памятью.

    Субъективное отражение мозгом величины потребности и степени ее удовлетворения называется:

А. доминантой; Б. памятью; В. эмоцией ; Г. мотивацией.

    Психическая функция, способствующая мобилизации организма для удовлетворения актуальной потребности, называется:

А. памятью; Б. мышлением; В. условным рефлексом; Г. доминирующей мотивацией .

    Мотивации классифицируют как:

А. положительные, отрицательные; Б. биологические, социальные ; В. реальные, идеальные;

Г. объективные, субъективные.

    Эмоции классифицируют как:

А. сильные и слабые; Б. объективные, субъективные; В. соматические и висцеральные;

Г. положительные, отрицательные .

    Для самосохранения индивидуума и сохранения вида главная роль принадлежит:

А. социальным мотивациям; Б. II-ой сигнальной системе; В. биологическим мотивациям ;

Г. эмоциональному стрессу.

    Главной причиной возникновения биологических мотиваций является:

А. пробел в памяти; Б. неудачи во взаимоотношениях с людьми; В. изменения состава и физико-химических свойств внутренней среды организма; Г. дефекты речи.

    Нейрофизиологической основой биологической мотивации являются:

А. активирующие влияния гипоталамических нейронов на структуры продолговатого мозга;

Б. тормозные влияния гипоталамических нейронов на структуры среднего мозга;

В. модулирующее влияние красного ядра на мотонейроны спинного мозга;

Г. активирующие влияния гипоталамических нейронов на структуры коры полушарий мозга.

    С позиции теории функциональных систем роль эмоций заключается в:

А. оценке параметров результата поведения? ; Б. принятии решении; В. формировании акцептора результата действия; Г. создании плана и программы поведения.

    Главная физиологическая роль положительных эмоций состоит в:

А. формировании биологических мотиваций; Б. формировании социальных мотиваций;

В. закреплении в памяти положительного опыта ; Г. осуществлении рефлексов.

    С позиций информационной теории формирования эмоции по П.В. Симонову отрицательные эмоции у человека возникают в тех случаях, когда у него:

А. отсутствует цель; Б. мышление стереотипно; В. отношение к воздействию раздражителей индифферентно; Г. есть цель, но информации для достижения цели недостаточно.

    С позиций физиологической теории формирования эмоции по Г.И. Косицкому отрицательные эмоции у человека возникают в тех случаях, когда у него:

А. отсутствует цель; Б. мышление стереотипно; В. отношение к воздействию раздражителей индифферентно; Г. есть цель, но информации, энергии и времени для достижения цели недостаточно .

    Истинную интенсивность эмоции, переживаемой человеком, можно оценить по:

А. мимике; Б. интенсивности движений; В. изменению частоты сокращений сердца;

Г. словесному описанию человека.

    Состояние эмоционального возбуждения сопровождается:

А. активацией парасимпатической нервной системы, снижением частоты и силы сердечных сокращений; Б. понижением уровня глюкозы в крови; В. сужением зрачков, увеличением слюноотделения; Г. активацией симпатической нервной системы, учащением и усилением работы сердца.

    Для стенических отрицательных эмоций характерно:

А. увеличение работоспособности, концентрация внимания ; Б. снижение тонуса симпатической нервной системы, повышение тонуса парасимпатической нервной системы; В. развитие невроза;

Г. снижение энергетических ресурсов, появление страха, тоски.

    Для астенических отрицательных эмоций характерно:

А. повышение мобилизации памяти, внимания; Б. снижение энергетических ресурсов, появление страха, тоски; В. рост работоспособности, усиление текущей деятельности; Г. состояние гнева и ярости.

    При переживании эмоции человек способен:

А. подавлять как соматические, так и вегетативные проявления эмоции; Б. произвольно подавлять только вегетативные проявления эмоции; В. произвольно подавлять вегетативные проявления эмоции; Г. произвольно подавлять только соматические проявления эмоции .

    Специфическая форма отражения действительности с участием I и II сигнальных систем называется:

А. сознанием ; Б. речью; В. мышлением; Г. мотивацией.

    Высшая степень человеческого познания, основанная на создании понятий, представлений, умений и формирующая новые суждения и умозаключения, называется:

А. сознанием; Б. речью; В. мышлением ; Г. мотивацией.

    Способность воспринимать и произносить слова составляет:

А. инстинкт; Б. I сигнальную систему; В. II сигнальную систему ; Г. мотивацию.

III . Ситуационные задачи для подготовки к письменному контролю знаний

    Во время осмотра здорового ребенка врач-педиатр перед кормлением взял новорожденного ребенка (первые 28 дней после рождения) на руки в обычное положение для кормления. При этом ребенок начал совершать посасывающие движения (сосательный рефлекс). При таких же условиях во время осмотра 4-месячного ребенка, ребенок не стал совершать посасывающих движений и с плачем отвернулся.

Дайте физиологическое обоснование различию ответных реакций новорожденного и ребенка 4-х месяцев на действие врача-педиатра.

Ответ: У новорожденного сосательный рефлекс активируется, когда его берет на руки в положения кормления любой человек, так как ребенок различает только свое положение на руках. К четырем месяцам благодаря дифференцировочному торможению условных рефлексов рефлекс проявляется только на руках у матери ребенка, так как он различает запах своей матери, ее молока и отличает ее от других людей. Таким образом, близкие по характеристикам раздражители не активируют больше этот условный рефлекс.

    У трех испытуемых были определены характеристики процессов возбуждения и торможения. Установлено, что у первого из них нервные процессы характеризовались высокой силой, уравновешенностью и подвижностью, у второго – высокой силой, уравновешенностью, но инертностью, у третьего – высокой силой, но неуравновешенностью.

К каким типам высшей нервной деятельности по И.П. Павлову относятся эти испытуемые? Каким типам темперамента по Гиппократу они соответствуют?

Ответ: 1. Живой. Сангвиник. 2. Флегматик. Спокойный. 3. Холерик. Безудержный.

    У человека в результате черепно-мозговой травмы наступило расстройство памяти, выражающееся в потере способности запоминать текущие события, а также события недавнего прошлого, в то время как память на давно случившиеся события была сохранена.

Какой вид амнезии наблюдается у данного человека? Какая структура мозга могла быть повреждена при травме?

Ответ: Фиксационная амнезия. Повреждены структуры лимбической системы (круг обучения и памяти Пейпца), в особенности гиппокамп, а также возможно височные доли полушарий.

    Известно, что для выполнения человеком текущих поведенческих и мыслительных операций используется информация, которая хранится на короткое время. Как называется такой вид памяти.

Укажите основной механизм, который лежит в основе формирования этого вида памяти.

Ответ: Кратковременная или оперативная память. Механизм: циклическая круговая рециркуляция возбуждения по нейронам «проторяет» стереотипный путь проведения импульсов (реверберационная теория), но метаболических изменений и синтеза специфического для данной афферентной инфы белка еще не происходит, поэтому запоминание кратковременное.

Замкнутые круговые цепи могут быть образованы отростками одного нейрона или нескольких, распространяясь на подкорковые структуры (таламокортикальные круги). Циркуляция может длится минутами, сохраняя определенную последовательность импульсов.

    Испытуемых-добровольцев на протяжении нескольких суток во время ночного сна будили при наступлении его парадоксальной фазы. Через несколько дней у испытуемых было выявлено нарушение условно-рефлекторной деятельности, ухудшение процессов запоминания информации.

Чем можно объяснить состояние, резвившееся у испытуемых? Каким электрофизиологическим методом можно выявить наступление парадоксальной фазы сна?

Ответ: Медленный – ортодоксальный. Быстрый – парадоксальный. Во время парадоксального сна происходит восстановление нейромедиаторов, синтез белков «памяти», способствующих закреплению информации в долговременной памяти, восстанавливается объем кратковременной памяти. Поэтому здоровый сон необходим для нормальной ВНД. Фазы сна регистрируют на ЭЭГ, в парадоксальную фазу доминирует бета ритм.

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.

1 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?



2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…




3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…

А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного реф­лекса?



В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят

А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потреб­ности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двига­тельных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы

7. Какая форма высшей нервной деятельности харак­терна для человека?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятель­ности внес

А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко

9.



В. Не меняется вовсе

10. Инстинкт — это

А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции
В. Речь

12. Первая сигнальная система



13. Важнейшая функция речи — это

А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций

14.

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это

А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте

А. Эмоции
Б. Внимание
В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее

19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

20. Какое значение для организма имеет сон?

21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

2 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблю­даются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементар­ная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотно­сится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотде­лительный рефлекс на зажигание лампочки, посто­янно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закры­тыми веками
Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецеп­торов при участии и контроле нервной системы на­зывается

А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вко­панный. Почему?

А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит

А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных про­цессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип рабо­ты головного мозга?

А. И.П. Павлов
Б. А.А. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. П.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, назы­ваются

А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения услов­ных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или на­выки?

20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант
1-В
2-Г
3-А
4-А
5-А
6-Б
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-В
12-В
13-А
14-А
15-Б
16-Б
17-Б
18-В
19. Безусловные рефлексы пе­редаются по наследству, а условные рефлексы выраба­тываются после рождения в процессе жизни
20. От­дых мозга, активная перестройка его работы, необходи­мая для упорядочивания полученной информации в пе­риод бодрствования
21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды
2 вариант
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-А
12-А
13-Б
14-В
15-В
16-Б
17-В
18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования
19. Умение
20. Динамический стереотип

Ян Стреляу не основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова (теория темперамента) разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности:

Уровня процессов возбуждения;
Уровня процессов торможения;
Уровня подвижности нервных процессов (STL)

Тест Стреляу об особенностях высшей нервной деятельности содержит три шкалы, состоящие из 134 вопросов.

Тест Стреляу: шкалы.

1. уровень процессов возбуждения

2. уровень процессов торможения

3. уровень подвижности нервных процессов

Определение основных свойств высшей нервной деятельности

Инструкция по тесту Стреляу:

Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей личности.

На вопросы следует отвечать: «ДА», «НЕТ», «Затрудняюсь ответить»

Текст опросника свойств высшей нервной деятельности.

1. Относитесь ли Вы к людям, которые легко завязывают знакомства?

2. Можете ли Вы воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение (получено разрешение)?

3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло Ваше утомление, вызванное работой?

4. Можете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?

6. Легко ли Вам возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?

7. Забываете ли Вы о своем утомлении, когда поглощены работой?

8. Можете ли Вы терпеливо ждать завершения работы, которую Вы поручили кому-либо?

9. Одинаково ли легко Вы засыпаете, если ложитесь в разное время?

10. Умеете ли Вы хранить секрет, если Вас об этом попросят?

11. Легко ли Вам возобновить работу, которую Вы не выполняли в течении нескольких недель или месяцев?

12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?

13. Любите ли ВЫ работу, требующую умственных усилий?

14. Испытываете ли Вы чувство сонливости или скуки при выполнении монотонной работы?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, в случае необходимости, воздержаться от демонстрации своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя как обычно в присутствии незнакомых людей?

18. Легко ли Вам сдержать злость или гнев?

19. Сохраняете ли Вы присутствие духа в случае неудач?

20. Можете ли Вы в случае необходимости приспособить свою манеру поведения к особенностям поведения окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных функций?

22. Меняется ли Ваше настроение под влиянием окружающей обстановки?

23. Сохраняете ли Вы веру в себя в трудные минуты?

24. Говорите ли Вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для Вас важно?

25. Возникает ли у Вас раздражение в случае изменений в распорядке дня?

26. Быстро ли Вы находите нужный ответ?

27. Можете ли Вы оставаться спокойным в ожидании важного для себя события (прием у учебное заведение, поездка за границу и т.п.)?

28. Легко ли у Вас проходят первые дни отпуска, каникул?

29. Вы находчивы?

30. С легкостью ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к тем, кто это делает медленней?

31. Быстро ли Вы засыпаете, ложась отдохнуть?
32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, занятиях, т.е. публично?

33. Легко ли у Вас портится настроение?

34. Легко ли Вам прервать работу, которой Вы заняты?

35. Можете ли Вы помолчать, чтобы не мешать другим?

36. Можете ли Вы не поддаваться на провокацию?

37. Легко ли Вы срабатываетесь с другими людьми?

38. Всегда ли Вы взвешиваете все «за и против» перед принятием важного решения?

39. Можете ли Вы проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-либо книгу?

40. Легко ли Вам завязать разговор со случайными попутчиками?

41. Можете ли Вы удержаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему хорошему не приведет?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой точности движений?

43. Можете ли Вы изменить принятое решение, если мнение других не совпало с Вашим?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой организации труда?

45. Можете ли Вы поработать ночью, если днем тоже работали?

46. Быстро ли Вы читаете художественную литературу?

47. Быстро ли Вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?

48. Можете ли Вы держать себя в руках, в тех ситуациях, которые этого требуют?

49. Легко ли Вы просыпаетесь?

50. Можете ли Вы сдержать немедленную импульсивную реакцию?

51. Можете ли Вы работать в условиях шума?

52. Можете ли Вы в случае необходимости не говорить всей правды в глаза?

53. Умеете ли Вы сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.д.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новому окружению?

55. Любите ли Вы разнообразие и частую смену обстановки?

56. Достаточно ли Вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем Вы выполняли тяжелую работу?

57. Избегаете ли Вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течении короткого времени?

58. Справляетесь ли Вы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?

59. Ожидаете ли Вы, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?

60. Бросились ли Вы в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умели плавать?

61. Способны ли Вы к напряженной работе, учению?

62. Можете ли Вы удержаться от замечаний, если они неуместны?

63. Придаете ли Вы значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?

64. Легко ли Вы переключаетесь с одной деятельности на другую?

65. Всегда ли Вы тщательно взвешиваете все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?

66. Легко ли Вы справляетесь с трудностями на своем пути?

67. Легко ли Вам удержаться от того, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?

68. Скучно ли Вам выполнять однообразные стереотипные действия?

69. Придерживаетесь ли Вы правил поведения в общественных местах?

70. Умеете ли Вы сдерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляций?

71. Любите ли Вы оживление вокруг себя?

72. Любите ли Вы выполнять работу требующую больших усилий?

73. В состоянии ли Вы в течении длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?

74. Любите ли Вы работу (занятия), которые требуют быстрых движений?

75. Владеете ли Вы собой в трудные минуты жизни?

76. Сразу ли Вы встаете после того, как проснулись?

77. Можете ли Вы, выполнив порученную Вам работу, терпеливо ждать, когда окончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы также уверенно, как обычно, после того, как увидели что-то неприятное, досадное, обидное?

79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневную прессу?

80. Случается ли, что Вы говорите настолько быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать, если не выспались?

82. Можете ли Вы работать длительное время без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы и т.п.?

84. Можете ли довести свою работу до конца, когда знаете, что Ваши товарищи ждут Вас или развлекаются?

85. Быстро ли отвечаете на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите?

87. Можете ли Вы спокойно работать, когда ожидаете прихода гостей?

88. Легко ли Вы меняете свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли Вы приспособится к темпу работы человека, который работает гораздо медленней Вас?

91. Можете ли Вы организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?

92. Меняется ли Ваше мрачное настроение в веселой компании?

93. Можете ли Вы без особого напряжения делать одновременно несколько дел?

94. Сохраняете ли Вы присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?

95. Любите ли Вы работу, выполнение которой требует большой точности движений?

96. Сохраняете ли Вы присутствие духа, если страдает близкий Вам человек?

97. Полагаетесь ли Вы на себя в трудных ситуациях?

98. Чувствуете ли Вы себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если того требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к тому, как работают другие?

101. Любите ли Вы часто менять вид занятий?

102. Стремитесь ли Вы взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?

103. Сдерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящий момент?

104. Сразу ли Вы полностью включаетесь в работу?

105. Выступаете ли Вы против того, с кем не согласны?

106. Можете ли Вы справиться с состоянием временной депрессии?

107. Засыпаете ли Вы как обычно, если сильно утомлены работой?

108. Можете ли долго ждать не раздражаясь?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если знаете, что оно ни к чему хорошему не приведет?

110. Можете ли Вы хладнокровно подыскивать аргументы в ходе бурного спора?

111. Сразу ли Вы находите нужное решение при неожиданном изменении ситуации?

112. Можете ли Вы не шуметь, если Вас об этом попросят?

113. Без особых ли уговоров Вы соглашаетесь на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?

114. Можете ли Вы работать с большим напряжением сил, интенсивно?

115. Охотно ли Вы меняете место отдыха, развлечений?

116. Трудно ли Вам приспособится к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы с помощью в случае неожиданных происшествий?

118. Воздерживаетесь ли Вы от ненужных жестов, возгласов, наблюдая соревнования, выступления в цирке и т.п.?

119. Любите ли Вы работу, занятия, где приходится разговаривать со многими людьми?

120. Контролируете ли Вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и т.п.)?

121. Нравится ли Вам работа, требующая активных физических движений?

122. Считаете ли Вы себя отважным человеком?

124. Умеете ли Вы справится с желанием все бросить в случае неудачи?

125. Умеете ли Вы в течении длительного времени стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом попросят?

126. В состоянии ли Вы сдерживать свой смех, если знаете, что это может кого-то обидеть, задеть?

127. Легко ли Ваше грустное настроение сменяется радостным?

128. Трудно ли вывести Вас из равновесия?

129. Легко ли Вам соблюдать все принятые в Вашем окружении условности?

130. Любите ли Вы выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе сразу, без длительной подготовки?

132. Готовы ли Вы спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?

Ключ к тесту Стреляу: свойства высшей нервной деятельности

Возбуждение
За ответы «ДА»: 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 47, 51, 107, 123 – плюс 2 балла.

Торможение
За ответы «ДА»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 18, 34, 36, 128 – плюс 2 балла.

Средний уровень – 40 -42 балла.

Подвижность
За ответы «ДА»: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131 – плюс 2 балла.

За ответы «НЕТ»: 25, 57, 63, 116 – плюс 2 балла.

Средний уровень 40 – 42 балла.

Желаю всем психологического благополучия!

/ Тесты на типы ВНД и психофизиологические

на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых " Формула долголетия ", посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни. Подписывайтесь на канал и вы узнаете, как сделать свою жизнь долгой и здоровой.

Новое видео: ЧТО ТАКОЕ "СТРЕСС-ТЕСТ" ДЛЯ СЕРДЦА И ЧТО ДАЕТ ВЕЛОЭРГОМЕТРИЯ?

Тесты на типы ВНД и психофизиологические качества

Свойства нервной системы (сокращенный вариант опросника ЧХТ)

С помощью этого опросника выявляются характеристики высшей нервной деятельности человека: сила по возбуждению , сила по торможению , подвижность нервных процессов и вычисляется показатель уравновешенности нервных процессов (как частное от силы по возбуждению и силы по торможению).

Вопросы:

1. Вы человек очень выносливый и можете очень длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая ее интенсивности?

2. Вы любите преодолевать трудности в работе?

3. Вы никогда не волнуетесь, выступая перед людьми?

4. Решение вы принимаете, как правило, самостоятельно, без советов других?

5. Вы очень настойчивы в достижении цели?

6. На экзаменах вы любите отвечать первым?

7. Неудачи в работе и жизни только усиливают ваше желание достичь поставленной цели?

8. На спортивных и других состязаниях вы обычно показываете лучшие результаты, чем во время тренировки?

9. Вы не боитесь рисковать?

10. У вас твердый характер, и вы можете успешно руководить людьми?

11. Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться с вашим противником, а в реальности вы не решаетесь выполнить то, что задумали?

12. Когда выполняете трудную умственную работу, то непроизвольно переключаетесь мыслями на какую-нибудь другую тему, иногда начинаете мечтать о чем-либо другом?

13. Часто бывает так, что вы хорошо подготовились к уроку, но во время ответа терялись и получали низкие оценки?

14. Бывало так, что в течение короткого времени вы приняли какое-то решение, но затем случайный довод заставлял это решение переменить, затем вновь возвращались к старому решению, и так несколько раз в течение короткого времени?

15. Вы обычно не ввязываетесь в резкие объяснения, которые могут привести к ссоре, несмотря на то, что внутренне убеждены в своей правоте?

1. Вы любите делать все не спеша, обдумывая каждый поступок?

2. Вы - сдержанный человек?

3. Обычно вы крепко спите даже перед серьезным жизненным испытаниями (экзаменами, спортивными состязаниями и др.) ?

4. Согласны ли вы с лозунгом: «Тише едешь - дальше будешь!» ?

5. Можно ли сказать, что вы весьма осторожны в своих словах, и лишнего не скажете?

6. В очереди вы обычно стоите совершенно спокойно, не испытывая раздражения?

7. Своими мыслями вы не любите делиться с другими?

8. Вы легко можете хранить в секрете интересную новость?

9. Вы обычно не очень спешите принимать решение, любите подождать, посмотреть, как поступят другие?

10. Согласны ли вы с тем, что люди, которые все делают быстро, слишком часто ошибаются?

11. Можно ли сказать, что вы нередко совершаете необдуманные поступки, о которых жалеете?

12. Вы очень не любите ожидать трамвая или автобуса?

13. Если обсуждается интересный вопрос, вам хочется первым выразить свое мнение?

14. Товарищи часто обвиняют вас в опрометчивых поступках?

15. Правда ли, что когда вы очень рассердитесь, то часто не можете себя сдержать?

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?

2. Вам нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной производственной операции на другую?

3. Вы можете быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности?

4. Вы быстро сходитесь с новыми людьми?

5. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?

6. Вы быстро осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое для вас дело?

7. Вам нравится, когда на работе появляются новые люди?

8. Вы любите бывать в новом для вас обществе?

9. Вам приходится слышать от окружающих и друзей, что вы - человек очень деятельный и подвижный?

10. Новый для вас учебный материал вы обычно запоминаете и усваиваете очень быстро, хотя иногда способны также быстро его забывать?

11. Вы не любите заводить новых знакомых?

12. Вам очень трудно расставаться с какой-либо мыслью, в которую вы когда-то поверили, хотя есть много убедительных доводов против этой мысли?

13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у вас медленно, но зато очень прочно, как говорят, намертво?

14. Вас иногда называют флегматикам (или упрекают в медлительности)?

Суммируются ответы п.п. 1-10 ДА и п.п. 11-15 НЕТ.

S Свойство НС 1 Сила В 2 Сила Т Уравновешенность 3 Подвижнность

Оценка переключения и распределения внимания

(Красно-черная таблица Платонова-Шульте)

Инструкция:

1. Найдите и перечислите черные цифры от 1 до 25 (время фиксируется — В1).

2. Найдите и перечислите красные цифры в обратном порядке от 24 до 1 (В2).

3. Теперь находите и отсчитывайте попеременно черные цифры по возрастанию, а красные по убыванию: 1-черная, 24 -красная, 2 — черная, 23 -красная и т. д.(В3).

Подсчет результатов:

Сумма времени поиска черных и красных цифр (В1+В2) отражает распределение внимания. Если от времени выполнения задания №3 отнять сумму времени выполнения заданий 1 и 2, то получится показатель переключения внимания.

Нормы:

Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.

2 2 10 9 12
9 5 18 11 19 5 21
22 13 22 15 24 4 16
3 6 12 1 10 20 24
15 18 8 17 6 14 23
7 11 20 19 4 17 16
3 21 23 8 13 14 1