Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com

В настоящее время образование в Китае является одним из приоритетных направлений. Сложно поверить в то, что в середине 20 века в стране было больше 80 процентов неграмотных людей.

Ступени образования

Система образования в Китае имеет три ступени. Дошкольное образование, как и в нашей стране, здесь представлено в виде детских садов. Их могут посещать малыши с трехлетнего возраста. Дошкольное образование в Китае рассчитано на три года.

Второй вариант рассчитан на шесть лет учебы в начальной школе, затем три года в неполной средней школе.

Последующее образования в Китае предназначено для подростков. После трехлетнего образования они смогут поступить в вуз, потом в аспирантуру.

Профессиональные училища

Такое образования в Китае представлено в двух разновидностях:

  • для подростков, которые окончили неполную среднюю школу оно рассчитано на 4 (или 3) года;
  • для выпускников средней школы, возраст которых составляет 22 года, предлагается двухлетний вариант.

Высшая школа

Высшее образование в Китае (бакалавриат) продолжается 4-5 лет. Чтобы стать профессиональным врачом, необходимо учиться не меньше 7-8 лет. В аспирантуре Китая готовят:

  • магистров (2-3-летний вариант);
  • докторов наук (3 года).

Магистры не должны быть старше 40 лет, а доктора - 45 лет.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в Китае предполагает частные и государственные сады. Здесь малыши от трех до шести лет готовятся к школе, осваивают школьную программу. В одном дошкольном учреждении находится около 270 малышей, в каждой группе по 25-26 человек. Около пяти процентов малышей проводят здесь не только день, но и ночь, остальные после 18-00 вместе с родителями уходят домой. В каждой группе работает по два квалифицированных воспитателя и одному помощнику.

Среднее образование

Основа школьного образования в Китае рассчитана на девять лет, оно платное. Цель его состоит в обучении рабочего человека, а также его подготовке к последующему получению высшего образования. В начальной школе дети шесть лет обучаются китайской грамоте, получают базовые знания об обществе, природе. Особое внимание здесь отводится патриотическому воспитанию, а также физической культуре.

С третьего класса, кроме китайского языка, математики, физической культуры, музыки, этики, дети изучают иностранный язык. Особенности образования в Китае в том, что с четвертого класса ребята по две недели трудятся в мастерских и на ферме, одни раз в неделю занимаются общественной деятельностью.

В будни у детей по 6-7 уроков. В Китае жесткая дисциплина, поэтому школьникам запрещено пропускать больше 12 занятий без уважительной причины. У каждого класса есть свой учебный кабинет.

После окончания седьмого класса ребята сдают в Китае экзамены. Именно от тех результатов, которые они покажут, зависит последующая судьба школьников. В Китае также есть ЕГЭ, по его результатам лучшие ученики получают «счастливый билет» в высшее учебное заведение. Проходят выпускные экзамены в мае.

Чем еще характеризуется современное образование? Китай ввел определенные правила получения аттестата. Чтобы стать счастливым обладателем заветного документа, необходимо сдать экзамены по математике, физике, политологии, истории, химии, информатике, языкам.

Направленность ПТУ

Что можно сказать про это образование в Китае? Кратко отметим, что ПТУ в этой стране рассчитаны на подготовку специалистов сельского хозяйства, правовых наук, медицины. Кроме того, существуют и определенные учебные заведения технической направленности, занимающиеся подготовкой работников для сталелитейной, фармацевтической, топливной, текстильной промышленности. Среди престижных направлений, в Китае выделяют профессиональное сельскохозяйственное образование. Курс рассчитан всего на три года.

Для ребят, приехавших в Китай из других стран, предусматривается возможность получения образования в специальных школах-пансионатах частного вида. После завершения курса обучения, выпускник получает официальный диплом о среднем образовании.

Подобный документ чаще всего имеет двойной образец. Один на китайском языке, а второй на английском. Пансионаты принимают ребят с девятилетнего возраста. Подобные учебные заведения делают эту страну открытой для детей из любого государства, включая и Россию.

Единственную русскую школу в этой стране можно найти только в Инине. Она представляет собой начальный вариант образования, не располагает собственным общежитием. В связи с этим в ней могут обучаться только дети, которые проживают в Инине. Уроки в этом образовательном учреждении проводят на русском и китайском языках. В программе есть музыка, языковая грамота, физическая культура, математика.

Каникулярное время

У китайских детей два вида каникул. Летние каникулы продолжаются с середины июля по конец августа. Зимний отдых рассчитан на срок с января по середину февраля.

В отличие от нашей страны, на протяжении всего каникулярного времени, дети выполняют разнообразную домашнюю работу. Далеко не всех учеников родители отправляют за границу на две недели для прохождения стажировок по разным учебным дисциплинам.

Особенности высшего образования

В Поднебесной в настоящее время функционирует множество академий и государственных институтов. В некоторых высших учебных заведениях есть огромные студенческие городки. После завершения академии, практически все выпускники получают работу по распределению.

При желании получить китайский диплом о высшем образовании могут и иностранные граждане. Для этого необходимо перевести на китайский язык все документы об образовании, заверить их нотариально. Часть высших учебных заведений Поднебесной не требуют нотариальной заверки документов, довольствуются подписью на материалах проректора по международной работе, а также их заверкой гербовой печатью.

Процесс признания эквивалентными иностранных дипломов о высшем образовании (нострификация китайских и российских документов) осуществляется в автоматическом режиме. Этому способствует соглашение, которое было подписано в 1995 году. Согласно документу, граждане, которые получили образование в одной стране, имеют право на получение рабочего места по имеющейся специальности в другом государстве, где действует соглашение.

Если с той страной, в которой специалист получил диплом, не подписано соглашение, придется осуществлять легализация своих документов. Для этого в Китае созданы специальные экстерриториальные представительства государственной выдачи, кроме того, такую процедуру можно провести в Министерстве юстиции, МИДе.

Студенты из России могут получить в Поднебесной образование по 12 основным специальностям. В этой восточной стране к услугам россиян около пятисот вузов, обладающих правом принимать на обучение иностранных студентов.

Студенты из РФ могут изучать:

  • военное дело;
  • агрономию;
  • инженерию;
  • естественные науки;
  • историю;
  • менеджмент;
  • педагогику;
  • медицину;
  • философию;
  • юриспруденцию;
  • экономику;
  • математику.

Особой популярностью у иностранных студентов пользуется китайское юридическое образование. Обучение осуществляют на английском и китайском языке. Данные высшие учебные заведения имеют собственные центры языковой подготовки, которые предназначены для иностранных студентов. Чтобы стажироваться в таком центре, достаточно иметь минимальный уровень владения китайским языком.

За два года интенсивного образования, иностранные студенты в достаточной мере овладевают национальным языком Поднебесной, получают допуск к обучению выбранной дисциплин, связанных с понравившейся им специальностью.

Если студент демонстрирует отличный уровень подготовки по всем предметам, он получает право на дополнительную специальность. В этом случае в его дипломе указывают баллы по каждой специальности.

Заключение

В настоящее время в Китае функционирует продуманная, уровневая система образования. После завершения курса обучения в высшем учебном заведении, у молодых дипломированных специалистов есть возможность пройти дополнительное обучение в аспирантуре. Она имеет двухуровневый вариант.

На первой ступени можно получить степень магистра, имея завершенное бакалаврское образование.

В докторантуру в Китае принимают только тех студентов, которые успешно освоили курс магистратуры. Послевузовское образование предлагается как на платной, так и на бесплатной (грантовой) основе. Чтобы иностранный студент мог попасть в аспирантуру, он должен владеть китайским языком на 4 уровне специального квалификационного экзамена. В программу включены разнообразные профильные лекции, сдача экзаменов, подготовка диссертации, семинарские занятия. В Китае существует обязательная проверка защищаемой диссертации на плагиат. Процент уникальности не должен быть меньше 85, в противном случае защита будет запрещена.

Для того чтобы студент мог рассчитывать на получение в Поднебесной бесплатного образования, ему необходимо выиграть в одной из грантовых программ.

Было бы не совсем правильно считать, что феноменальные успехи Китая в экономике вызваны лишь стимулированием экспорта и формированием благоприятного инвестиционного климата. Позитивную роль в развитие страны сыграла, в том числе реформа местного образования. В последние годы обучение в Китае становится всё более востребованным и среди иностранцев. Крупные зарубежные компании, работающие в сфере международной торговли или только планирующие выход на рынок КНР, нуждаются в специалистах, которые владеют китайским языком или хорошо знакомы с особенностями местного законодательства.

Преимущества китайского образования

Несмотря на то, что система образования в Китае во многом схожа с российской, ставить знак равенства между ними всё же не стоит. Отличия существуют и в нагрузке на каждого ученика, и в количестве предметов обучения. Однако если родители, работающие в данный момент в Китае, имеют несовершеннолетних детей, то в их интересах будет всячески содействовать тому, чтобы их ребёнок смог выучить китайский язык. Впоследствии это даст ему немалое преимущество в поиске работы и в карьере.

На сегодняшний день не представляет каких-либо проблем в плане получения среднего образования. Школа с русским языком обучения существует в Пекине (при посольстве РФ), а также в Гуанчжоу (начальная). При желании изучать китайский язык российские граждане могут записаться на обучающие курсы. Ежемесячная плата за их посещение составляет от 100 до 200 долларов США.

Рассматривая возможность получения высшего образования в КНР, не следует забывать ещё об одном важном преимуществе – стоимость обучения в китайских университетах в 10-20 раз ниже, чем в Западной Европе или США. При этом многие высшие учебные заведения имеют специальные группы для иностранных студентов, где преподавание и сдача экзаменов проходит на английском языке.

Обучение в Китае

В 1985 году в КНР была начата образовательная реформа, которая впоследствии несколько видоизменила систему школьного и дошкольного обучения. В частности, среднее образование было разделено на три ступени, две из которых стали обязательными. Значительно были расширены права и возможности выпускников для поступления в высшие учебные заведения. Постепенно стало увеличиваться количество детских дошкольных учреждений.

Дошкольное воспитание


Как и в России, дошкольное образование в Китае является частично платным. Большую часть расходов по оплате труда воспитателей и другого персонала берет на себя государство, родители оплачивают лишь стоимость питания своего ребёнка.

В китайский детский сад принимают малышей, начиная с 3-летнего возраста. Период обучения составляет три года – с 3 до 6 лет. В каждом детском саду есть возрастные группы:

  • начальная;
  • средняя;
  • старшая.

В большинстве государственных детских садов не только обеспечивают дневной уход за детьми, но и готовят их к школе, обучая простейшим арифметическим действиям и иероглифам. Если же родители желают более основательно подготовить своего малыша к первому классу или заинтересованы в том, чтобы он изучал английский язык, то для этого во многих городах имеются частные дошкольные учреждения.


Учебный год во всех китайских школах начинается 1 сентября. Начальное образование в КНР обязательно для всех детей, начиная с 6 лет. Лишь в некоторых отдаленных и сельских районах в школы принимают с 7 лет.

Продолжительность обучения в начальных классах составляет 6 лет. Приём в первый класс происходит по результатам тестов. Это позволяет заранее определить наиболее способных учеников.

Китайская школа имеет некоторые отличия от российского начального образования. Например, в сельских районах многие учебные заведения не имеют системы отопления, что зимой вынуждает учеников сидеть в классах в верхней одежде. Каждый день в школах КНР проводят зарядку, после которой проводится линейка с поднятием флага.

Программа обучения в начальных классах включает в себя:

  • китайский язык;
  • природоведение;
  • математику;
  • историю;
  • музыку;
  • рисование;
  • физкультуру;
  • географию;
  • труд;
  • политинформацию и этику поведения.

Иногда уроки дополняют работой по уборке пришкольной территории и экскурсиями.

Среднее образование

Чтобы точно ответить на вопрос, как учатся дети в Китае, необходимо учитывать разделение срока обучения на ступени (уровни). Первым из них является начальная школа, на которую отводится 6 лет. Затем, примерно в 12-летнем возрасте, дети переходят на первый уровень средней школы. Как и начальные классы, он является обязательным.

Лишь затем, после 9 класса, ученик имеет возможность выбора: продолжать своё обучение в старшей школе (10-12 классы) или переходить на профессиональное (специальное) обучение. Выбор этот весьма условный. Возможность получения полного среднего образования предоставляется ученику по результатам выпускных экзаменов. Если подросток не успевает по основным предметам, никто его в 10 класс не возьмёт.

Первый уровень

Китайская средняя школа имеет некоторые характерные отличия, если сравнивать её с российской системой образования. Например, в КНР в порядке вещей укомплектовывать классы 35-40 учениками. Кроме того, обычный учебный день в КНР продолжается не до 14-00, а до 16 часов. При этом он разделен на две части: с 8 до 13 часов дети изучают основные предметы – алгебру, китайский и иностранный язык, физику, географию и т.д. Затем целый час отводится на обед и отдых, после чего, с 14 до 16 часов, учителя проводят уроки по второстепенным предметам: рисованию, физкультуре, пению, музыке. С 7-го класса перечень обязательных предметов дополняется информатикой.


Для проверки знаний часто применяется тестирование. Оценки ученикам ставятся по 100-балльной системе, но обозначаются они не цифрами, а одной из латинских букв: от A до F, в нисходящем порядке. Самой высокой оценкой считается A. Она соответствует 90 баллам. Если учитель желает поощрить ученика, он может добавить к оценке несколько дополнительных баллов.

Второй уровень

После окончания 9 класса ученик сдаёт выпускные экзамены, на основании которых определяется форма его дальнейшего обучения. Удовлетворительные результаты тестирования позволяют ученику перейти на второй уровень среднего образования. В других странах его принято называть старшими классами.

Как и в России, в 10 классе учеников делят по профилям. Их всего два:

  • академический профиль (углубленное изучение предметов, необходимых для поступления в ВУЗ);
  • профессионально-технический профиль (обучение для поступления в технические или агропромышленные колледжи).

Получение среднего образования заканчивается после 12 класса. С учетом того, что китайские дети поступают с первый класс шестилетками, возраст выпускников не превышает 18 лет.

Специальное

Кроме обычных образовательных школ, в КНР имеется широкая сеть профессионально-технических училищ. Приём в эти учебные заведения проводится после окончания 9 класса. В ПТУ готовят квалифицированных специалистов для государственных и частных предприятий с дальнейшей перспективой получения специальности инженера. Но для этого выпускнику ПТУ придётся учиться также и в колледже.

Ещё одной разновидностью специального образования являются вечерние школы, где взрослые граждане могут получить аттестат без отрыва от производства. Большой популярностью пользуется также дистанционное обучение. Оно является незаменимым для тех школьников, которые проживают в отдаленных районах и не имеют возможности ежедневно посещать уроки.

Жизнь и учеба в Китае: Видео

Структура высшего образования

Несмотря на то, что количество вузов в КНР превышает 2500, получение высшего образования доступно далеко не всем выпускникам школ. Во-первых, объективным препятствием является большой конкурс на престижные специальности в университеты. Иногда на одно место студента претендуют от 200 до 300 абитуриентов.

Во-вторых, те выпускники школ, которые не смогли попасть на бюджетное место в вузе, могут получить высшее образование только на платной основе. Многим семьям это не по карману.

Однако количество студентов в государственных и частных вузах КНР увеличивается с каждым годом. По состоянию на 2017 год численность обучающихся в университетах и институтах превышает 20 млн человек. Подавляющее большинство студентов учится бесплатно, оплачивая лишь своё проживание в общежитии.

Высшее образование в Китае можно получить, закончив бакалавриат, а затем магистратуру. Если магистр соответствует требованиям вуза, он может продолжить обучение в докторантуре, что открывает дорогу к получению ученой степени. На перечисленные этапы обучения отводится:

  • бакалавриат – 3-5 лет:
  • магистратура – 2-3 года;
  • докторантура – 3 года.

Популярные учебные заведения Китая


За последнее время качество высшего образования в КНР заметно улучшилось. Об этом свидетельствует тот факт, что по итогам прошедшего года 23 китайских университета были включены в число 500 лучших вузов мира. По этому показателю КНР уступает только США, Великобритании и Германии.

Наиболее востребованными у местных абитуриентов считаются университеты в Пекине и Шанхае. Однако это не означает, что все отличники стремятся поступить только в эти два учебных заведения. Не стоит забывать, что конкурс на престижные специальности в китайские вузы огромный. Поэтому большинство выпускников, реально оценивая свои шансы на поступление, выбирают учебу в крупнейшем городе своей или соседней провинции.

Лучшие университеты Китая, помимо Пекина и Шанхая, сконцентрированы в нескольких мегаполисах, являющихся региональными центрами. Если брать во внимание формальный рейтинг китайских вузов, то он выглядит следующим образом:

  1. Университет Цинхуа (г. Пекин);
  2. Пекинский университет;
  3. Университет Фудань (г. Шанхай);
  4. Университет Сунь Ятсена (г. Чжуншань);
  5. Шанхайский Университет Цзяотун;
  6. Чунцинский университет;
  7. Нанкинский университет;
  8. Фуданьский университет.

Указанные вузы предоставляют полный спектр образовательных услуг, начиная от получения диплома бакалавра и заканчивая докторантурой. Если же выпускника интересует колледжи технического профиля, то поступить в них можно практически в любом крупном или среднем городе КНР.

Стоимость обучения

Принимая во внимание, что высшее образование в Пекине и Шанхае находится на относительно высоком уровне, многих иностранцев, в том числе из России, интересует, сколько стоит обучение в Китае.

Несмотря на то, что в КНР высшее образование для местных граждан преимущественно бесплатное (существует бюджетная и платная форма обучения), к иностранцам это не относится. На обычных основаниях поступить они не могут. Исключением является лишь получение правительственного гранта или участие в программе обмена. Для всех остальных доступна платная форма обучения.

Стоимость учебного года в китайском вузе остаётся относительно приемлемой по сравнению со многими другими странами – от 2000 до 4000 долларов США. В указанную сумму не входит оплата проживания в общежитии. Это ещё дополнительно около 1000 долларов в год.

Международные программы обмена студентами

Китайские власти традиционно декларируют открытость в научной и образовательной сфере. Это относится, в том числе к обмену студентами с другими странами.

На практике это означает, что российский студент дневной формы обучения может подать заявку на участие в программе обмена с каким-либо китайским университетом. Конечно, рассчитывать на обучение в самых престижных вузах Пекина или Шанхая не стоит, но вот провинциальные университеты в КНР охотно участвуют в подобных программах. Для российского студента это будет как минимум отличной возможностью усовершенствовать свои навыки владения китайским языком. Тем более что по условиям программы обмена плата за обучение не взимается.

Преимуществом для участия в обмене обладают студенты-отличники, владеющие китайским или английским языком. Для начала процедуры претенденту нужно подать заявку в деканат своего вуза. Если учебное заведение участвует в программе обмена, придётся также подготовить:

  • выписку из зачетной книжки за весь период обучения в вузе;
  • медицинская справка установленной формы;
  • рекомендации преподавателей.

Как иностранцу поступить в институт

За последние годы учеба в Китае для русских стала очень популярной, учитывая не только относительно невысокую стоимость обучения, но и возможность попасть под действие льготной программы обмена студентов. Кроме того, существует ещё один способ, как поехать учиться в Китай бесплатно. Этот вариант предполагает подачу заявки на получение гранта от правительства КНР.

Стоит учесть, что такая возможность доступна только тем, кто желает усовершенствовать свой китайский язык. Иными словами, претендент на получение гранта на бесплатное обучение должен им владеть хотя бы на бытовом уровне.

Чтобы подать заявку на обучение в китайском университете или колледже, необходимо отправить электронное письмо по адресу, указанному на официальном сайте учебного заведения. В ответе будет выслана информация о действующих программах для иностранных студентов. Как правило, все они предполагают оплату в том или ином размере. Претендентам на бесплатное обучение в Китае следует обращаться в деканат своего российского вуза или искать информацию на сайте Министерства образования КНР.

Необходимые документы

Если заявка на обучение в КНР была одобрена, университет пришлет подробную инструкцию о том, какие документы необходимы для зачисления в число студентов. Обычно в этот перечень входят:

  • загранпаспорт;
  • выписка из зачетной книжки (для студентов);
  • выписка из аттестата о среднем образовании (для абитуриентов);
  • медицинская справка;
  • копия квитанции об оплате.

Все документы, выданные на русском языке, должны иметь нотариально удостоверенный перевод на английский или китайский.

Стипендии и гранты

По состоянию на 2020 год, в КНР существуют такие гранты на обучение иностранных студентов:

  • стипендия Конфуция (для тех, кто желает изучать китайский язык);
  • Правительственная стипендия CSC (для бакалавров российских вузов, желающих получить в Китае степень магистра).

Проживание студентов

Бытовые условия для учащихся китайских вузов можно назвать спартанскими. Во всяком случае, они намного хуже, чем в России. Например, комнаты для студентов рассчитаны на 5-6 человек. Кухня – одна на этаж, а в 22 или 23 вечера электричество по всему общежитию централизованно отключают. Девушки и юноши проживают в раздельных корпусах.

Для иностранных студентов всё же существуют определенные послабления. Обычно их селят в общежитиях, где комнаты рассчитаны на 2-3 человека, а кухня и санузел имеются в каждом блоке из 3-4 комнат. Но и стоимость таких привилегий будет выше, чем для местных. Если китайские студенты платят за общежитие 200-500 долларов в год, то иностранцу придётся заплатить около 1000 долларов.

Оформление студенческой визы


Главным условием для получения учебной визы является контракт на обучение или предоставление финансовых гарантий. Если с денежным вопросом проблем не возникает, будущему студенту нужно будет обратиться в одно из консульств КНР, действующих в России.

Приём документов китайские дипломатические представительства проводят в границах своего консульского округа. На практике это означает, что гражданин РФ, имеющий официальную регистрацию в Дальневосточном федеральном округе, может подавать документы на оформление студенческой визы исключительно в Хабаровске, но никак не в Москве, Петербурге или Иркутске. Несмотря на то, что в перечисленных городах также функционируют консульства КНР, несоблюдение этой нормы приведет к отклонению заявки.

Учебная виза в Китай имеет категории Х1 или Х2. В первом случае планируемая длительность обучения составляет более 6 месяцев, во втором – менее 6 месяцев.

Список документов

В перечень документации, необходимой для получения учебной визы, входят:

  • загранпаспорт;
  • аттестат о среднем образовании;
  • диплом об окончании колледжа или вуза (для тех, кто уже имеет одно высшее или среднее специальное образование);
  • цветное фото 3,5 на 4,5 см.;
  • результаты IELTS или TOEFL (для тех, кто планирует обучение на английском языке);
  • результат HSK (экзамен на знание китайского языка);
  • медицинская справка установленного образца;
  • рекомендательные письма (при возможности);
  • копия контракта на обучение или справка о финансовых гарантиях.

Можно ли продлить

Студенческая виза выдаётся на срок обучения, указанный в контракте, с коридором в 1-2 месяца для приезда и обустройства. В большинстве случаев учащимся вузов выдаётся годовая виза Х1. Если же студент прибывает в КНР для кратковременного обучения на языковых курсах, сроком менее 180 дней, ему оформляется разрешение на въезд категории Х2.

Продление студенческой визы допускается на основании представления документов, подтверждающих такую необходимость. Студентам университетов виза продлевается ежегодно без необходимости выезда из КНР. Для этого нужно обратиться в местную миграционную службу.

Стажировка и поиск работы после окончания вуза


Успешное окончание китайского университета или института отнюдь не означает, что выпускник автоматически найдёт высокооплачиваемую работу в России или Китае. Но никто не будет отрицать, что диплом вуза КНР даёт значительные преимущества в поиске вакансий.

Для этого можно использовать популярные сайты по трудоустройству. Некоторые из них англоязычные, т.е. рассчитаны на иностранцев, временно находящихся в КНР. Другие имеют лишь китайскую версию. Однако для выпускников местного вуза владение языком не будет проблемой. К числу наиболее известных сайтов по поиску работы в Китае относятся: The Beijiner, CareerBuilder, ChinaJob, ExpatJobsChina.

Работу в Китае можно также найти, просматривая сайты крупных местных компаний. Некоторые из них имеют специальный раздел актуальных вакансий.

Не стоит забывать, что многие российские компании нуждаются в квалифицированных специалистах для работы в своём китайском филиале. Чтобы устроиться на такую должность, необходимо просматривать вакансии на российских сайтах по трудоустройству или подписаться на рассылку.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

А.А. Краснова

Университетский колледж Лондона Gower Street, London WC1E 6BT, UK

Статья посвящена опыту Китая по развитию системы технического профессионального образования. Система технического профессионального образования является важным компонентом системы китайского образования, которой в последние годы уделяется большое внимание в связи с ее решающим влиянием на рынок труда и обучение квалифицированной рабочей силы для повышения эффективности китайской экономики. Особое внимание в статье уделяется управлению и финансированию системы профессионального образования и подготовки.

Ключевые слова: профессиональное и техническое образование, непрерывное образование, неформальное и информальное обучение, национальная система квалификации.

Начало развития профессионального образования в Китае относится к 1866 г., когда в г. Фучжоу было основано Фуцзяньское кораблестроительное училище . После образования Китайской Народной Республики и в особенности с началом политики открытости развитие системы профессионального образования получило стремительное развитие. В 1990-х гг. среднее профессиональное образование «оказалось на точке высшего подъема. К тому времени количество учреждений среднего профессионального образования сравнялось с количеством общеобразовательных средних учебных заведений высшей ступени. Развитие среднего профессионального образования содействовало стремительному росту обрабатывающей промышленности, сферы услуг и росту качества, сыграло важную роль в создании новых рабочих мест» .

Согласно Закону о профессиональном образовании КНР 1996 г. профессиональная подготовка включает: начальное профессиональное обучение, переподготовку, облегчающую смену профессии, обучение подмастерьев в учебном заведении и на рабочем месте другие виды профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка осуществляется в профессионально-технических учебных институтах и/или профессиональных учебных заведениях. Другие школы или учреждения образования могут в зависимости от собственных возмож-

ностей предоставлять различные виды профессиональной подготовки для удовлетворения социальных потребностей.

Обязательное образование в средней школе Китайской Народной Республики длится девять лет. На данном этапе техническое профессиональное образование (ТПО) осуществляется в профессионально-технических классах средних школ. Эти учреждения организовывают курсы от трех до четырех лет, которые в основном обеспечивают рабочих, крестьян и служащих основными профессиональными знаниями и навыками. Профессиональные младшие средние школы, как правило, расположены в сельской местности, где экономика менее развита.

В старших классах средней школы ТПО обеспечивается средними профессиональными учебными заведениями: средние специальные учебные заведения, школы для квалифицированных рабочих и профессиональные лицеи. Выпускники профессионально-технических младших средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где образование, как правило, длится три года. Самыми популярными курсами в средней школе являются: производственные, по информационным технологиям, розничной торговле и гостеприимству, гражданскому строительству. Студенты, успешно прошедшие среднее профессиональное образование, могут поступить в высшие учебные профессиональные учреждения, где продолжительность программ составляет от двух до трех лет.

Большую популярность в сельской местности получили селькохозяйственные телерадиошколы: «Подобные телерадиошколы не требуют больших затрат, дают быстрый эффект, покрывают большую территорию, и обслуживают большой контингент населения. Такая форма образования удобна как для государства, так и для крестьян, она соответствует ситуации в стране, эффективно содействует продвижению агротехнический знаний в деревне, повышает образовательный уровень крестьян. В настоящее время работает одна центральная телерадио-школа всекитайского масштаба, открыты 39 школ провинциального уровня, 353 школы окружного уровня, 2200 школ уездного уровня и около 10 тыс. низовых классов на уровне волости или поселка. Эта всеохватывающая образовательная сеть представляет собой основную силу развития образования для взрослых, профессионального образования и внедрения науки и техники в деревне. В последние годы некоторые ведущие школы и Дома культуры в волостных центрах и поселках подключились к Интернету, и Мировая паутина стала новым каналом развития профессионального образования и внедрения технологий в деревнях».

Высшими учреждениями профессионального образования и подготовки являются:

Высшие профессиональные технические учреждения;

Учреждения, которые обеспечивают пятилетние программы высшей профессиональной подготовки;

Университеты, которые обеспечивают высшее профессиональное образование.

«В ранние годы коммунизма в Китае, - пишут Рут Хейхо, профессор кафедры исследований теории и стратегии образования Института Онтарио по исследо-

ваниям в образовании Университета Торонто (Канада) и Цян Жа - адъюнкт-профессор на факультете образования Йоркского университета, Торонто (Канада) в статье «Политические институты и их роль в трансформации Китая», - от политехнических университетов требовалась концентрация на практических науках и предоставление научной и математической подготовки только на базовом уровне для обеспечения хороших технологических стандартов. К середине 1950-х гг. проблемы подобного подхода стали очевидными и Китайская академия наук предприняла беспрецедентный шаг, создав первый университет подобного рода в 1958 г. - Университет наук и технологий Китая. Его последующее влияние вызвало схожие направления реформ в других политехнических университетах. Результатом стало расширение учебных планов вместе с невиданными до этого возможностями для сотрудничества с хай-тек индустриями по всей стране политехнические учебные заведения заняли ведущие позиции в системе высшего образования Китая. Недавно состоятельный прибрежный город Шэньчжэнь решил вложить 10 млрд юаней (около 1,4 млрд долл.) для создания Южного университета наук и технологий для подъема местной экономики, вместо дополнительных вложений в уже существующий многопрофильный Шэньчжэнский университет .

Формальные и неформальные системы ТПО в Китайской Народной Республике.

В Китайской Народной Республике есть негосударственные поставщики профессионального образования в достаточном количестве. В основном они предлагают краткосрочные сертифицированные курсы и имеют автономию в принятии решений, что позволяет им быть более адаптированными к потребностям меняющегося рынка.

Негосударственных поставщиков ТПО можно разделить на две группы:

Некоммерческие организации при предприятиях, отраслевые, при социальных и профессиональных ассоциациях, профсоюзах и различных некоммерческих организациях;

Коммерческие организации, предлагающие краткосрочные сертифицированные курсы в рамках школьной программы. Эти организации зарегистрированы в налоговой инспекции и отделе по гражданским делам, ведение образовательной деятельности возможно после получения лицензии в отделе образования.

В соответствии с Законом о профессиональном образовании КНР предприятия должны обеспечить систематическое профессиональное образование и обучение своих работников и безработных лиц, которых они нанимают. Предприятие может создать профессионально-техническое училище или профессиональное учебное заведение либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другим предприятием, а также может поручить существующим школам или профессионально-технических учебным заведениям обеспечение образования своих собственных работников или лиц, которых предполагается нанять на работу .

Профессиональное образование и подготовка в Гонконге реализуется на по-слесреднем уровне и обеспечивается следующими учреждениями, работающими под эгидой Совета профессиональной подготовки: Гонконгским институтом профессионального образования; Гонконгским проектным институтом; Школой

бизнеса и информационных систем; Молодежным колледжем; Учебным центром развития индустрии гостеприимства; Учебным институтом китайской кухни; Институтом профессионального образования и знаний.

Гонконгский институт профессионального образования предлагает курсы по прикладной науке, управлению бизнесом, детскому образованию и коммунальным услугам, строительству, дизайну, печати, пошиву одежды и электротехники и электронной техники, гостиничному сервису и туризму, информационным технологиям, производству и промышленному строительству.

Гонконгский проектный институт был основан в 2006 г. с целью объединения курсов, связанных с дизайном.

Школа бизнеса и информационных систем работает с 2001 г. по программам высшего образования и финансируется из средств, оплачиваемых студентами из обучения. С 2004-2005 учебного года Школа предлагает программы в рамках проекта Yi Jin (кит.), начатого Правительством, ориентированного на выпускников общеобразовательных школ и взрослых учащихся (от 21 года и старше). Проект направлен:

На обеспечение альтернативного пути для выпускников школ и взрослых учащихся в рамках непрерывного образования;

Обеспечение знаниями и навыками для работы и дальнейшей профессиональной языковой подготовки и применения информационных технологий в обучающихся;

Обеспечение непрерывного обучения;

Повышение качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Молодежный колледж был создан в 2004 г. Колледж принимает на обучение

выпускников средней общеобразовательной школы.

Кроме того, Совет профессиональной подготовки имеет в подчинении учебные и исследовательские центры, которые предлагают базовые навыки в рамках учебных программ и инновационных учебных курсов разного уровня для автомобильной промышленности, по электротехнике, электроники, газу, ювелирному мастерству, механике и металлообработке, морскому делу, печати, текстильной и сварочной промышленности .

Управление и финансирование ТПО в Китайской Народной Республике. Китайская Народная Республика является самой крупной по численности населения страной в мире. Поэтому развитие системы профессионального образования имеет критическое значение для конкурентоспособности страны и социальной стабильности. В этих условиях Правительство КНР несет ответственность по следующим трем направлениям: 1) развитие профессионального образования должно осуществляться в рамках программ по экономическому и социальному развитию страны ; 2) приоритетная поддержка ведущих профессиональных учебных заведений и центров подготовки, которые составляют основу системы и служат образцом для других; 3) осуществление общей координации общественной деятельности по организации профессиональных учебных заведений и центров подготовки на законодательной основе, макро регулирование этой деятельности» .

Основная ответственность за профессиональное образование и подготовку в Китайской Народной Республике лежит на Министерстве образования и Министерстве трудовых ресурсов и социального обеспечения. Министерство образования занимается профессионально-техническим образованием, а Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения уделяет больше внимания профессиональной подготовке, отвечает за разработку профессиональных стандартов навыков, оценку квалификаций и навыков, выдачи лицензий. На местном уровне соответствующие департаменты образования и ведомства трудовых ресурсов и социального обеспечения отвечают за текущее администрирование профессионального образования и подготовки, в том числе распределение бюджетных ассигнований и управление персоналом государственных учреждений ТПО.

Для того более эффективного взаимодействия между Министерством образования и Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения, а также другими министерствами, участвующих в ТПО, в 2004 г. был создан межведомственный механизм, направленный на координацию деятельности Министерства образования, Национальной комиссии развития реформ, Министерства финансов, Министерство труда и социальной безопасности, Министерства по кадрам, Министерства сельского хозяйства и Офиса по борьбе с бедностью.

Центральный институт профессионально-технического образования является национальным научно-исследовательским институтом ТПО Министерства образования. Он был создан в 1990 г. и занимается консультациями по вопросам политики в правительстве; профессиональными консультациями профессиональным учебным заведениям; профессиональными исследованиями в сфере образования; международным сотрудничеством и обменами.

Китайское общество профессионального образования и обучения было создано в 1990 г. и отвечает за разработку и техобслуживание сотрудничества между различными учреждениями ТПО в Китае и академическими организациями на национальном уровне.

Правительство играет ведущую роль в финансировании профессионального образования и подготовки и обеспечивает пособиями образовательные организации. Государственные учреждения ТПО финансируются за счет государственного бюджета, в то время как негосударственные провайдеры ТПО являются финансово независимыми. Согласно Закону о профессиональном образовании в Китае предприятие несет расходы по профессиональному образованию своих сотрудников и планированию по найму работников, а конкретные меры в соответствии с законодательством должны быть согласованы с курирующими департаментами при Государственном совете или региональными правительствами провинций, автономных районов или муниципалитетов.

Учреждениям ТПО разрешено взимать плату со студентов, получающих среднее или высшее образование, профессиональную подготовку. Стоимость обучения для несостоятельных граждан может быть уменьшена, как и для студентов с ограниченными возможностями. Некоторые студенты также могут быть освобождены от платы за обучение. Предприятия, учреждения, неправительственные организации и другие общественные организации, а также отдельные граждане

могут выделять финансовые средства или учреждать стипендии для поддержки ТПО. Все доходы, полученные учреждениями ТПО, используются в основном для развития.

Правительство Китайской Народной Республики профинансировало создание большого числа национальных лабораторий по ключевым направлениям экономики. В основном все лаборатории располагаются в непосредственной близости от ведущих политехнических университетов. К примеру, «китайская оптическая долина расположена поблизости кампуса Хуажонского университета наук и технологий. Янлинский хай-тек сельскохозяйственный демонстрационный район, поддерживаемый 19 национальными министерствами, расположен рядом с Северо-западным университетом сельского хозяйства, лесных наук и технологий, и Государственная синхронтонная радиационная лаборатория находится на кампусе ^ТС в Аньхой. Ни один из этих университетов не находится в ключевых городах, как Пекин или Шанхай. Тем не менее, правительство выбрало разместить некоторые из ключевых двигателей исследований для экономического развития поблизости, предоставляя обильное финансирование для исследований, благоприятные условия и возможности. Многие из этих университетов также активно вовлечены в консультирование некоторых из ведущих китайских транснациональных компаний, предоставляя значительный приток денежных средств из частного сектора» .

Совет по профессиональной подготовке в Гонконге был создан в 1982 г. Совет состоит из 18 членов неправительственных организаций, включая представителей образования, промышленности, торговли, услуг и труда и трех государственных представителей - уполномоченного по труду, генерального директора по торговле и промышленности, заместителя секретаря по вопросам образования. Советом руководит исполнительный директор, внутри Совета работа ведется четырьмя функциональными комитетами, 21 учебными комитетами и пятью общими комитетами.

Цель учебных комитетов - консультировать по рабочим кадрам и образовательным потребностям различных отраслей или коммерческих секторов и рекомендовать на лучшие практики для удовлетворения этих потребностей. Общие комитеты отвечают за конкретные направления подготовки, которые могут быть применены к более чем одной отрасли экономики. Этими областями являются ученичество и торговля, информационные технологии, управление и контроль, технологии обучения и профессиональная подготовка для людей с ограниченными возможностями.

В соответствии с постановлением Совета его средства и имущество включают:

Денежные средства, выделенные Законодательным советом для целей Совета;

Денежные средства, полученные Советом по грантам, займам, пожертвованиям, сборам, арендной плате или процентам;

Денежные средства, полученные от продажи любого имущества, принадлежащего Совету;

Имущество и активы, приобретенные Советом.

Обучение в учреждениях ТПО является платным. Но студенты могут получить кредит на обучение или финансовую помощь в соответствии с существующими схемами.

Преподаватели ТПО в Китайской Народной Республике. Создание базы подготовки педагогов профессиональных учреждений, финансируемой государством, впервые было обозначено в «Плане возрождения системы образования КНР в 21 века», принятом в 1999 г. Госсоветом КНР. Предполагалось открыть 50 центров подготовки педагогов при участии профильных технологических институтов и учебных заведений. В дальнейшем число центров увеличилось и они стали основой системы подготовки преподавательских кадров для профессиональных образовательных учреждений. По мнению китайских экспертов, «система проявила себя лучшим образом в деле содействия подготовки преподавательских кадров, сертификации, повышения ученой степени, став опорой и гарантией развития системы профессионального образования в Китае в новом веке» .

В настоящее время образовательные учреждения самостоятельно набирают преподавательский состав в соответствии с квотами, устанавливаемыми правительством ежегодно по количеству преподавателей. В Китайской Народной Республике действует система профессиональных званий для преподавателей:

Преподавательские должности в специализированных школах: доцент, преподаватель, ассистент, учитель;

Преподавательские должности в квалифицированных рабочих школах: старший преподаватель, преподаватель, доцент-лектор;

Практико-ориентированные преподаватели в квалифицированных рабочих школах и профессиональных средних школах: старший преподаватель-практик, преподаватель - практик первого, второго и третьего ранга.

Квалификационная система преподавателей сформулирована в законодательстве: даны названия, типы, сферы применения квалификации преподавателя, требования к различным видам преподавателей, квалификационные экзамены для преподавателей разных типов, подтверждение квалификации преподавателей и их права.

Существуют следующие типы учителей ТПО в зависимости от полученного образования:

Учителя младших средних школ/учителя общеобразовательных и специализированных курсов в начальных профессиональных школах являются выпускниками высших специальных нормальных школ или колледжей, обучавшихся в течение двух-трех лет;

Учителя старших средних школ/учителя общеобразовательных и специализированных курсов старших профессиональных училищ, техникумов и профессионально-технических вузов являются выпускниками нормальных колледжей, университетов;

Преподаватели, работающие в учреждениях различных уровней и видов образования для взрослых, являются выпускниками институтов высшего образования.

Подготовка учителей является обязанностью различных административных органов. Учебные заведения сотрудничают с организациями, ответственными за

исследования в области. Школы, где работают учителя, являются основными местами для подготовки учителей. Учителя учреждений ТПО обязаны провести один месяц на производстве в течение года или два месяца каждые два года. Во многих школах преподаватели работают неполный рабочий день, поскольку работают также время и на производстве.

Основная подготовка учителей в Гонконге осуществляется Гонконгским институтом образования. Институт предлагает широкий спектр программ, включая профессиональные и профессионально-технические программы.

Другие учреждения, осуществляющие подготовку педагогических кадров: Гонконгский баптистский университет, Китайский университет Гонконга и Университет Гонконга.

Консультативный комитет по педагогическому образованию и квалификации рекомендует:

Всем преподавателям участвовать в непрерывном профессиональном развитии, посвящая ему не менее 150 часов в течение трех лет;

Засчитывать и признавать время, затраченное на повышение квалификации.

Центр учителей Гонконга был создан в 1989 г. с целью продвижения непрерывного профессионального развитии среди учителей. Центр предоставляет учителям возможность обменяться передовыми практиками, участвовать в лекциях, семинарах и курсах, осваивать новые методы преподавания и знания в вопросах образования.

Квалификации и рамки квалификаций в Китайской Народной Республике. Система сертификации профессиональных квалификаций была введена в Китайской Народной Республике в 1993 г. Присвоение квалификации принимает форму национальной экспертизы, которая состоит из двух частей: экзамена на проверку знаний и оценки практических навыков. После успешного прохождения квалификационных испытаний выдается национальный профессиональный сертификат в соответствии с профессионально-технических стандартами квалификации или квалификационных требований, установленных правительством. Экспертиза проводится органами по оценкам, утвержденным правительством.

Сертификаты профессиональной квалификации имеют пять уровней:

Первичный сертификат работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 5);

Промежуточный сертификат работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 4);

Расширенное удостоверение работника (национальная профессиональная квалификация, уровень 3);

Свидетельство техника (национальная профессиональная квалификация, уровень 2);

Удостоверение старшего техника (национальная профессиональная квалификация, уровень 1).

Сертификат является доказательством того, что обладатель имеет знания и навыки, необходимые для практической работы.

Настоящие и будущие реформы, проекты, вызовы в ТПО Китайской Народной Республики. В соответствии с исследованием ОЭСР (2010) системы профессио-

нального образования и подготовки в странах в настоящее время сталкиваются со следующими проблемами:

Недостаточно развитое сотрудничество между заведениями ТПО и работодателями по предоставлению обучения на рабочем месте, что является обязательным для каждого студента;

Отсутствие финансовых ресурсов. Государственные профессиональные учреждения зависят от финансовых ресурсов провинции, округа или района. Неравномерное экономическое развитие регионов Китая, школ в сельской местности и ограниченных в финансах провинциях в условиях ограниченных ресурсов и замедленного экономического роста;

Недостаточное планирование потребностей рынка труда и несбалансированность предложений и спроса на рынке труда.

В целях решения вышеперечисленных проблем предприняты ряд инициатив:

Государственный совет Китайской Народной Республики ввел меры, направленные на создание новых рабочих мест путем массового внедрения профессионального образования и подготовки в сельских районах;

Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения и Министерство финансов совместными усилиями занимаются распространением профессионального образования и подготовки среди уволенных сотрудников. Сельские граждане могут подать заявки на специальное финансирование для покрытия оплаты обучения;

Азиатский банк развития инициировал проект под названием «Техническое и профессиональное образование и демонстрационная подготовка». Проект направлен на улучшение качества и актуальности профессионального образования и подготовки в провинции Хунань путем улучшения институционального потенциала профессионального образования и подготовки, обучения инструкторов и разработки учебных программ;

Министерство финансов КНР финансировало проект под названием «Профессиональное образование: Лидерство - Программа обучения (2008-2013)». Цель проекта - поддержка национальной модели высшего профессиональных колледжей путем повышения роли высших профессиональных колледжей в Китае. В рамках проекта состоялось знакомство с лучшими мировыми практиками ТПО: 125 человек были отправлены в США, Германию и Австралию;

С 2008 года проходит ежегодный Симпозиум Китайско-Австралийского профессионального образования. Темами обсуждения являются: обмен и сотрудничество в рамках профессионального образования, взаимная аккредитация, обеспечение качества преподавания, академическая мобильность преподавателей и студентов.

ЛИТЕРАТУРА

Ли Ланьцин. Образование для 1,3 миллиарда. Пекин: Издательство преподавания и исследования иностранных языков, 2007. 612 с.

Рут Хейхо, Цян Жа. Политические институты и их роль в трансформации Китая // Международное образование. Астана: Независимое казахстанское агентство по обеспечению

качества в образовании, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/

Li Lan"cin. Obrazovanie dlja 1,3 milliarda. Pekin: Izdatel"stvo prepodavanija i issledovanija inostrannyh jazykov, 2007. 612 c.

Rut Hejho, Cjan Zha. Politicheskie instituty i ih rol" v transformacii Kitaja // Mezhdunarodnoe obrazovanie. Astana: Nezavisimoe kazahstanskoe agentstvo po obespecheniju kachestva v obrazovanii, 2010. № 60. URL: http://ihe.nkaoko.kz/

UNESCO-IBE (2011). World Data on Education: People"s Republic of China. VII Edition. 2010/11. Geneva: UNESCO-IBE.

Education Bureau of the Government of the Hong Kong Special Administrative Region (2012). Vocational Education. Hong Kong: The Government of the Hong Kong. URL: http://www.edb. gov.hk/mobile/en/edu-system/other-edu-training/vocational-other-edu-program/vocational. html

Kuczera M and Field S. (2010). Learning for Jobs. OECD Reviews of Vocational Education and Training. Options for China. Paris: OECD. promotion. Singapore: National University ofSingapore.

[ 6] Asian Development Bank (ADB). Technical and Vocational Education and Training Demonstration Project. Mandaluyong: ADB. URL: http://www.adb.org/projects/45511-001/main

DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION IN CHINA

London University College Gower Street, London WC1E 6BT, UK

The article is devoted to the development of China"s experience of the technical vocational education. System Technical and Professional Education is an important component of Chinese education, which in recent years received much attention due to its crucial influence on the labor market and train-of skilled labor to improve the efficiency of the Chinese economy. The special attention in article is paid to management and financing of system of professional education and preparation.

Key words: Technical and Vocational Education, lifelong learning, non-formal and informal learning, the national qualifications system.

Основы современной китайской образовательной системы были заложены в первые годы правления коммунистической партии. Благодаря этой системе, за несколько десятилетий властям удалось полностью искоренить безграмотность (до 1949 года читать и писать умели всего 20% китайцев) и ввести обязательное начальное и среднее образование. Несмотря на то, что многие западные педагоги часто критикуют китайские образовательные принципы, сами жители Поднебесной считают эту систему весьма эффективной и отлаженной.

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

  • Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни.
  • Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали.

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами. Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности. Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Система дошкольного образования в Китае

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:

  • Частные. Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством.
  • Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков. Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.

Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Школьное образование

В Китае школьное обучение продолжается 12 лет и делится на три этапа:

  • Начальный (6 лет). При поступлении в школу каждый ребёнок обязан сдать несколько тестов. Содержание вступительного экзамена хранится в тайне. Родители и дети даже не могут знать, в какой именно форме будут проходить вступительные испытания. Каждый китайский родитель считает необходимым приложить все усилия для того, чтобы его ребёнок попал в лучшую школу города. На данном этапе дети получают базовые знания о мире и обществе. Тогда же они впервые пробуют себя в качестве работников. Школьное образование предполагает прохождение детьми производственной практики на предприятиях или фермах.
  • Средний (3 года). На данной ступени дети проходят углублённые программы по точным наукам, знакомятся с информатикой, изучают иностранные языки, узнают больше о политике и государственном устройстве родной страны. После окончания обязательного девятилетнего обучения школьник может не переходить в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище.
  • Старший (3 года). В отличие от первых двух этапов, обучение в старших классах платное. На эту ступень обучения переходят только те дети, которые желают поступить в ВУЗ. Перед началом учебного года школьнику предстоит выбрать профильное направление — профессионально-техническое или академическое — и сдать соответствующие тесты.

В Китае очень ценится образование и карьера. Даже младшеклассники осознают всю важность учёбы и стараются заниматься как можно прилежнее. Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы.

Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие.

В течение года школьники и студенты уходят на каникулы дважды:

  • Летние каникулы продолжаются с начала июля по сентябрь;
  • Новогодние каникулы начинаются в середине января и заканчиваются в середине февраля.

Во время каникул дети продолжают учиться. К началу нового семестра им нужно будет представить учителям готовые домашние задания. Кроме того, многих школьников на время каникул родители отправляют заграницу, чтобы подтянуть иностранный язык или на дополнительные образовательные курсы.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале. Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
  • Докторантура (2-4 года).

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.