Несложно объяснить популярность профессий, связанных с авиацией, а сделать авиацию своей профессией – значит обеспечить себя интересной, востребованной работой в стремительно развивающейся отрасли, где открывается все больше и больше новых перспектив: в стране и мире растут объемы авиаперевозок, появляются новые типы самолетов, выполняющие пассажирские и грузовые перевозки и различные виды авиационных работ, увеличивается количество организаций гражданской авиации,

Факультет летной эксплуатации (далее – ФЛЭ) Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации готовит специалистов для эксплуатантов выполняющих коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы, государственной корпорации по организации воздушного движения, центров аэронавигационного обеспечения полетов: пилотов; диспетчеров по управлению воздушным движением; специалистов по аэронавигационному обеспечению полетов (далее – аэронавигаторов) хозяев неба и пространства, способных доставить нас в любую точку мира, людей, которым мы доверяем свои жизни. Это профессии, гарантирующие интересную и достойную работу.

В настоящее время на факультете обучается свыше 1000 студентов со всех регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. В состав факультета входят 8 кафедр, 3 из которых являются выпускающими. Наши преподаватели и инструкторы тренажерных центров – специалисты в своей среде, доступно донесут до студентов необходимые знания по своим дисциплинам, а современное тренажерное оборудование позволит качественно отработать профессиональные навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Университет является активным участником международного сотрудничества в области образования, тесно взаимодействуя со многими зарубежными учебными и научными центрами.

СПбГУ ГА - это современные учебные корпуса, научно-техническая библиотека, музей истории авиации, спортивные комплексы, студенческие общежития, гостиница Университета, которые располагаются на территории авиагородка, всего в 10 минутах езды от международного аэропорта Санкт-Петербурга. В состав Университета входит филиал – Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова на учебных аэродромах, которого студенты и курсанты выполняют учебные полеты. Учебные полеты, также выполняются и на аэродромах: Бугульма, Бегишево (Набережные Челны) и Орск.

Гордостью Университета является уникальный Тренажерный центр для подготовки будущих пилотов, диспетчеров по управлению воздушным движением и аэронавигаторов, где представлены все виды тренажеров по направлениям деятельности специалистов. Такая техническая база позволяет будущим специалистам ФЛЭ закрепить свои знания, навыки и умения в условиях, максимально приближенным к реальным, проверить себя на профессионализм и прочность, и, конечно, ощутить ответственность выбранной ими профессии.

Основные образовательные программы Университета соответствуют современным требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам, Международной организации гражданской авиации (ICАО) и Федеральным авиационным правилам (ФАП) Российской Федерации. По окончании учебы в Университете выпускники получают диплом государственного образца, свидетельствующий о получении высшего образования с указанием квалификации. Кроме того, выпускникам-пилотам выдается Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. Специалисты, выпускаемые факультетом летной эксплуатации, наряду с прочными профессиональными навыками, владеют профессиональным авиационным английским языком на уровне, отвечающим требованиям ICАО, что даёт неоспоримое преимущество при трудоустройстве – факультет сотрудничает с крупнейшими авиакомпаниями России и предоставляет возможность трудоустройства студентам после окончания учебы.

Студентам факультета в процессе обучения предоставляются современные лаборатории общеобразовательных и инженерных кафедр, необходимые методические указания, учебная, техническая литература и оборудование. В Университете действует Информационная электронная образовательная среда.

Факультет ежегодно проводит различные студенческие конкурсы профессионального мастерства по направлениям подготовки: для пилотов конкурс «Вам взлет», для диспетчеров УВД «Транспортный лидер» и общий конкурс на владение авиационным английским языком.

На факультете реализуется следующие основные профессиональные образовательные программы:

  • в рамках специальности 25.05.05 “Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» факультет реализует образовательные программы по специализациям:

▪ Организация летной работы;

▪ Организация использования воздушного пространства;

▪ Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов,

  • в рамках направления подготовки 03.03 «Аэронавигация» факультет реализует образовательную программу по профилю:

▪ Летная эксплуатация гражданских воздушных судов.

Основные образовательные программы реализуются на выпускающих кафедрах Факультета летной эксплуатации.

Специализация «Организация летной работы» (квалификация – инженер) и профиль «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» (квалификация – бакалавр)

Выпускающая кафедра «Летная эксплуатация и безопасность полетов в гражданской авиации» № 21

Заведующий кафедрой, заслуженный штурман РФ, доцент, к.т.н. Анатолий Георгиевич Костылев.

Чему учат? Конечно же, летать! Обучение состоит из теоретической, тренажерной и летной подготовок:

  • теоретическая подготовка предусматривает изучение фундаментальных курсов: Летная эксплуатация воздушных судов, Аэродинамика и динамика полета, Организация летной работы, Конструкция воздушных судов и их летная эксплуатация, Аэронавигация, Авиационная метеорология, Безопасность полетов, Управление воздушным движением, Правила подготовки и выполнения полетов, Авиационный английский язык, Фразеология радиообмена на английском языке и многих других, которые необходимы для надежного, безопасного и экономичного выполнения полетов в гражданской авиации;
  • тренажерная подготовка проводится на тренажерах учебных самолетов Cessna 172S, Diamond DA-40NG и Diamond DA-42NG, которые соответствуют международным требованиям:
  • летная подготовка включает полеты на учебных воздушных судах, которые предусматривают полеты на однодвигательных самолетах Cessna 172S или Diamond DA-40NG и на двухдвигательном самолете Diamond DA-42NG.

Современные воздушные суда, которые будут эксплуатировать наши выпускники – пилоты, оснащены многократно резервированными сложными электронно-гидромеханическими системами управления, электронной и вычислительной техникой, системами автоматического управления и навигационными комплексами, системами контроля работы функциональных систем и оборудования.

Член экипажа современного гражданского воздушного судна должен быть всесторонне образованным инженером, обладающим твердыми навыками техники пилотирования на различных этапах полета, владеющий многообразными методами навигации, умеющий эксплуатировать функциональные системы воздушного судна и силовые установки в соответствии с требованиями нормативных документов.

В отличие от специалистов других видов транспорта, пилот работает в спе­цифических условиях полета, в условиях информационной неопределенности и при наличии острого дефицита времени, но в то же время цена его ошибок очень велика. Все это требует выстраива­ния особой системы его подготовки с учетом проявлений человеческого фактора.

Во второй половине 90-х годов Академии гражданской авиации была разработана и внедрена новая система подготовки летного состава, сочетающая гуманитарную, общенаучную, инженерную и повышенную навигационную подготовку.

Выпускник нашего Университета – пилот современного самолета имеет подготовку, обеспечивающую безопасное выполнение полетов на самолетах советского и российского производства и самолетах иностранного производства, т.е. выполнение полетов на средних и больших высотах, на большие расстояния и по правилам полетов по приборам во всех климатических зонах Европы и Азии, с применением всех современных технологий летной эксплуатации воздушных судов и обслуживания воздушного движения на воздушных трассах и в районах аэродромов государств Европейского союза, Ближнего востока, СНГ, Индокитайского полуострова и других регионов земного шара.

Выпускник Университета – пилот современного самолета обладает теоретическими знаниями, соответствующими требованиям к линейному пилоту авиакомпании, имеет свидетельство пилота коммерческой авиации с квалификационным допуском для полетов по приборам на многодвигательном самолете и владеет английским языком в соответствии с требованиями ИКАО.

После успешного окончания Университета выпускникам выдается диплом государственного образца с присвоением квалификации – инженер или бакалавр, а также Свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации международного образца. А дальше выпускники этой профессии начинают свою работу в летных подразделениях авиакомпаний в качестве вторых пилотов экипажей современных воздушных судов.

Специализация «Организация использования воздушного пространства» (квалификация – инженер)

Выпускающая кафедра «Управления воздушным движением» № 25

Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Юрьевич Михальчевский.

Чему учат? Учат управлять воздушным движением. Воздушное движение ‑ это совокупность воздушных судов, находящихся в полете или движущихся по площади маневрирования аэродрома.

Управление воздушным движением (УВД) тождественно понятию диспетчерского обслуживания воздушного движения. Диспетчерское обслуживание воздушного движения – обслуживание, предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования и упорядочения воздушного движения.

Диспетчерское обслуживание представляет собой сложный процесс, включающий: планирование воздушного движения, наблюдение за воздушным движением, опознавание воздушных судов, установление их местоположения, ведение радиосвязи с их экипажами, оценку их взаимного положения, принятие диспетчерского решения, передачу экипажам диспетчерских разрешений, указаний, рекомендаций и информации, контроль выполнения диспетчерских разрешений и указаний.

При этом особенно важно уметь определять (прогнозировать) будущее взаимное положение воздушных судов, оценивать степень опасности (конфликтности) ситуации воздушной обстановки, выбрать рациональную последовательность действий по разрешению конфликтной ситуации, как по составу диспетчерских указаний, так и по времени их выдачи экипажам, а также контролировать их выполнение.

Правила и порядок диспетчерского обслуживания устанавливаются и регулируются воздушным законодательством, устанавливающим правила использования воздушного пространства, организацию воздушного движения, порядок выполнения полётов воздушных судов, правила осуществления радиосвязи в воздушном пространстве РФ, порядок обслуживания воздушного движения и многое другое. Все это должен освоить будущий выпускник Университета ГА на аудиторных занятиях, в учебных лабораториях, а также на диспетчерских и летно-штурманских тренажерах.

Диспетчер УВД – специалист, осуществляющий планирование, контроль и управление движением воздушных судов по воздушным трассам, маршрутам и на площади маневрирования аэродромов. Он настоящий дирижер в своей стихии. В настоящее время диспетчер УВД это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий во всем мире. При этом те, кто управляет воздушным движением, должны хорошо представлять и работу своих коллег – тех, кто находится в кабинах экипажей воздушных судов.

Диспетчеры УВД работают в аэродромных и районных диспетчерских центрах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также занимают различные руководящие должности поставщика аэронавигационного обслуживания полётов ‑ ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Диспетчер УВД – это специалист, результатом работы которого, в конечном счете, и является отсутствие столкновений воздушных судов между собой и с наземными препятствиями, достижение максимальной пропускной способности воздушного пространства и аэродромов.

Успешное решение стоящих перед диспетчером УВД задач обеспечивается твёрдыми знаниями в таких областях, как радиолокация, радионавигация, авиационная связь, авиационная метеорология, английский язык, аэродинамика, воздушное право и др.

В качестве объектов будущей профессиональной деятельности выпускника можно назвать:

– объекты Единой системы организации воздушного движения;

– процессы, методы и средства обслуживания воздушного движения, включая автоматизированные системы управления воздушным движением;

– процессы, методы и средства организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания полётов, включая спутниковые системы наблюдения, навигации и связи.

Специализация «Организация аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов» (квалификация – инженер).

Выпускающая кафедра «Аэронавигация» №15

Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Юрий Николаевич Сарайский.

Чему учат?

Аэронавигационное обеспечение полетов (АНО) – это все то, что нужно сделать еще на земле, чтобы в полете навигация воздушных судов была точной, безопасной и экономичной. Специалисты АНО, которых иногда называют наземными штурманами, решают сложные задачи, требующие хорошей математической подготовки, владения информационными технологиями и, конечно, отличного знания аэронавигации, метеорологии, радионавигационных средств, авиационного английского языка и многих других специальных дисциплин.

Чем же занимаются эти специалисты? Воздушные суда должны летать не как нравится пилотам, а по заданным траекториям. Эти траектории должны быть построены так, чтобы воздушные суда не сталкивались с наземными препятствиями, не пересекались с траекториями других воздушных судов, были экономичными. Разработка таких траекторий, особенно в районе аэродрома, является очень сложной задачей, поскольку нужно учесть сотни наземных препятствий и выполнить множество требований.

Для выполнения полета нужно знать, как проходит маршрут, какие ограничения в использовании воздушного пространства действуют во время полета, каково состояние и характеристики наземных радиомаяков по маршруту и многое другое, называемое аэронавигационной информацией (АНИ). Изменения в АНИ происходят постоянно и во всех концах мира. Поэтому важной задачей специалиста АНО является сбор этой информации и своевременное доведение ее до пилотов, и не только в виде карт и сборников АНИ, но и в виде электронных баз аэронавигационных данных, используемых бортовыми компьютерами.

Перед каждым полетом нужно выполнить много расчетов, связанных с определением требуемого курса, скорости и времени полета, количества топлива, безопасных высот полета и т.п. Для таких расчетов, выполняемых компьютерными программами, нужно подготовить исходные данные, учесть изменения в АНИ, составить план полета и проверить правильность вычислений. А во многих авиакомпаниях специалисты АНО работают также полетными диспетчерами, оказывая помощь экипажу во время полета при возникновении нештатных ситуаций.

Учебные практики по аэронавигации, авиационной метеорологии и тренажерной подготовке студенты проходят в стенах Университета, а производственную и преддипломную практики – в аэропортах, авиакомпаниях и организациях, занимающихся АНО. Лучшие из лучших проходят практику в Германии в компании Джеппесен, которая является мировым лидером в области обеспечении АНИ.

Высокая квалификация выпускников Университета по специализации АНО высоко ценится и признается не только в России, но и за рубежом.

Возможно отложить для последующего анализа это предложение как достойную альтернативу упоминаемым на этом ресурсе. Уфимский государственный авиационный технический университет (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет") значительно подробнее рассматривается среди других материалов на текущем сайте. Вероятно, как и государственные университеты Уфы данный вариант готовит мастеров своего дела вида "авиационные".

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА)

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) (Иркутский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА)) подробно рассмотрен нами в анонсах и статьях на нашем ресурсе. Возможно отложить для последующего анализа данный вариант как достойную альтернативу сходным по теме в России. Что и многие другие государственные университеты Иркутска это предложение готовит неплохих работников по тематике "авиационные".

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" в г. Кумертау

Настоятельно рекомендуем принять этот вуз как замену аналогичным в списке. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" в г. Кумертау () значительно подробнее расписан, и оформлен разделе на данном списке вузов. Как и другие государственные университеты Кумертау это учебное заведение обучает и выпускает спецов высшего класса по специальности "авиационные".

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Без лишних колебаний осмотреть данный вариант как достойную альтернативу подобным, часто в каталоге. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации () весьма скудно приводится к сведению, и оформлен разделе на нашем ресурсе. Такой же как и государственные университеты Санкт-Петербурга данный вариант обучает и выпускает мастеров своего дела в сфере "авиационные".

Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (военный институт) () более детально рассмотрен нами, и оформлен разделе на текущем портале. Не похожий на другие государственные училища Челябинск-15 такой вариант проводит обучение для лидеров по тематике "авиационные". Возможно изучить и взять на вооружение это предложение как замену аналогичным в каталоге.

Филиал "Взлет" Московского авиационного института (МА И) (национальный исследовательский университет) в г. Ахтубинске (Филиал "Взлет" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" в г. Ахтубинске) более детально рассмотрен нами в одной из заметок на текущем портале. Что и многие другие государственные институты Ахтубинска это учебное заведение проводит обучение для руководителей по тематике "авиационные". Предлагаем рассматривать данный вариант и другие государственные институты Ахтубинска, как альтернативу аналогичным упоминаемым здесь.

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" в г. Ишимбае

Что и многие другие государственные университеты Ишимбая это учебное заведение проводит обучение для руководителей по профилю "авиационные". Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" в г. Ишимбае () значительно подробнее описан для вас в одной из заметок, рубрики "государственные университеты Ишимбая", на списке вузов. Можно вполне серьезно принять к сведению этот вуз как замену многим другим упоминаемым здесь.

Тутаевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А. Соловьева" () весьма скудно приведен в одной из заметок на конкретном сайте. Напоминающий остальные государственные академии Тутаев это учебное заведение обучает и выпускает отличных специалистов по специальности "авиационные". Без лишних колебаний изучить и взять на вооружение это предложение и другие государственные академии Тутаев, как альтернативу сходным по теме в списке.

Гаврилов-Ямский филиал Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А. Соловьева

Гаврилов-Ямский филиал Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А. Соловьева (Гаврилов-Ямский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П.А. Соловьева") весьма скудно рассмотрен нами среди других материалов на конкретном сайте. Предлагаем изучить и взять на вооружение этот вуз как замену подобным, часто упоминаемым здесь. Как и другие государственные академии Гаврилов-Ям данный вариант принимает и подготавливает мастеров своего дела по направлению "авиационные".

Вероятно, как и государственные училища Ейск-1 такой вариант готовит мастеров своего дела по тематике "авиационные". Можно вполне серьезно изучить и взять на вооружение такой вариант и другие государственные училища Ейск-1, как альтернативу многим другим в России. Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова (филиал) Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова (филиал) федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина") подробно приведен, и оформлен разделе на текущем собрании.

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

Предлагаем рассматривать такой вариант и другие государственные университеты Воронежа, как альтернативу подобным, часто упоминаемым здесь. Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) (Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)" Министерства обороны Российской Федерации) весьма скудно расписан в анонсах и статьях на конкретном ресурсе. Напоминающий остальные государственные университеты Воронежа такой вариант готовит руководителей по профилю "авиационные".

Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Стерлитамаке (УГАТУ)

Не похожий на другие государственные университеты Стерлитамака данный вариант делает спецов высшего класса по профилю "авиационные". Возможно принять такой вариант и другие государственные университеты Стерлитамака, как альтернативу упоминаемым на этом ресурсе. Филиал Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Стерлитамаке (УГАТУ) (Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" в г. Стерлитамаке) весьма скудно рассмотрен нами среди других материалов, рубрики "государственные университеты Стерлитамака", на портале.

Я пилот легкой авиации.

Николай Батраков

получил лицензию пилота

Меньше чем за год я прошел путь от аэрофоба до обладателя лицензии частного пилота в США . Чтобы достичь своей цели, я переехал на 2,5 месяца во Флориду, каждый день занимался в авиационной школе и сдал все экзамены.

Вот мой путь.

Почему я решил учиться на пилота

В 30 лет я осознал, что я аэрофоб. Удушье, бешеное сердцебиение, потные ладони, сжимающие ручки кресел - это состояние преследовало меня во время каждого перелета.

Я начал подпитывать свою болезнь через СМИ и интернет. Моим любимым сериалом стала не «Игра престолов» или «Во все тяжкие», а «Расследования авиакатастроф».

Побочным эффектом этого увлечения стали хорошие знания авиации. Я разобрался в устройстве самолета, аэродинамике и влиянии погодных условий. В начале каждой серии «Расследования» мы с женой даже стали делать ставки на возможные причины катастрофы.

5000 Р

стоит получасовой полет на авиатренажере

Переломным моментом стал подарок жены - полет на авиатренажере. Полет стоил 5000 Р за полчаса. Тренажер полностью имитирует полет настоящего самолета, со взлетом и посадкой в любом аэропорту мира, в любых погодных условиях.

Инструктор Михаил рассказал, что у него есть CPL - коммерческая лицензия пилота США . Он полгода учился летать во Флориде, и это было лучшее время в его жизни.

Через несколько дней я решил победить аэрофобию и стать пилотом.



Подготовка

Существуют два типа лицензии пилота: частная PPL , private pilot license, и коммерческая CPL , commercial private license. Я не собирался после обучения строить карьеру в авиации, поэтому сразу определился, что хочу получить лицензию частного пилота. Это быстрее и в несколько раз дешевле.

По моей предварительной оценке, в 2015 году лицензия PPL стоила около 10 000 $, а CPL - 40 000 $.

Есть три варианта обучения: в учебных центрах в России, в школах в Европе или в США .

Обучение в Европе я не стал рассматривать: во-первых, там стать пилотом стоит в среднем на 20-30% дороже, чем даже в США . Например, курс PPL в школе «Аэротурс» в Германии обошелся бы в 10 000 €. Во-вторых, у меня не было подходящей европейской визы, зато еще действовала американская.

Как я выбрал, где учиться на пилота

В России В США
Стоимость Около 500 000 Р Около 350 000 Р
Время обучения 6-8 месяцев 2-3 месяца
Переезд Не нужен Нужен
Проживание Живешь дома Нужно бронировать
Машина Ездишь на своей Нужно бронировать
Погода Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни Отличная, летать можно каждый день
Работа В обычном режиме В удаленном режиме
Логистика Нужно ездить в Подмосковье Аэропорт в черте города
Инфраструктура Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием
Английский Базовый уровень Как минимум Upper Intermediate

Я делал эту таблицу в феврале 2015 года. Доллары купил еще раньше, в 2014 году. Тогда 1 доллар стоил 35 рублей

Стоимость

Около 500 000 Р

Около 350 000 Р

Время обучения

6-8 месяцев

2-3 месяца

Переезд

Проживание

Живешь дома

Нужно бронировать

Машина

Ездишь на своей

Нужно бронировать

Погода

Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни

Отличная, летать можно каждый день

Работа

В обычном режиме

В удаленном режиме

Логистика

Нужно ездить в Подмосковье

Аэропорт в черте города

Инфраструктура

Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами

Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием

Английский

Базовый уровень

Как минимум Upper Intermediate

Доллары я успел купить как раз перед повышением курса - в 2014 году , по 35 рублей за доллар. Значит, обучение в США обойдется мне на 30% дешевле, чем в России. Да, нужно будет тратиться каждый месяц на жилье, машину и еду, но можно делить эти затраты на двоих. А если сдать московскую квартиру, то мы будем вполне способны прожить в таком режиме несколько месяцев.

Был февраль 2015 года. Мы обсудили все детали с женой и решили, что лучше всего уехать осенью. Значит, у меня есть около полугода, чтобы подготовиться и решить все вопросы.

Я составил табличку со списком дел. Получилось примерно 25 пунктов. Вот главные:

  1. Договориться с руководителем об удаленной работе.
  2. Найти авиационную школу.
  3. Забронировать жилье.
  4. Найти арендатора квартиры, который согласится ухаживать за нашей кошкой.
  5. Расширить свои знания в областях, связанных с авиацией.

Моя работа связана с интернет-проектами, и я спокойно могу работать удаленно. Разница с восточным побережьем США составляет +7 часов. Мы решили построить мой рабочий процесс так: рано утром я делаю все срочные задачи и ухожу на учебу, а после возвращения решаю оставшиеся вопросы.

Поиск школы

Я изучил все российские авиационные форумы и блоги людей, которые прошли через обучение в США . Уточнил у инструктора Михаила и его знакомых, где они учились. Случайно увидел статью про бывшего медиаменеджера Андрея Борисевича, который купил авиационную школу Skyeagle в США .

В США лучшими штатами для обучения на пилота считаются Флорида, Калифорния и Техас. Там отличная погода, летать можно 365 дней в году. Еще там много аэродромов и высокая конкуренция школ - поэтому низкие цены на обучение.

Я выбрал Флориду, потому что хотел пожить у теплого Атлантического океана.

Я составил список школ и начал рассылать письма с заранее подготовленными вопросами:

  1. По какой визе можно пройти обучение?
  2. Сколько стоит и сколько времени займет курс PPL ?
  3. Сколько стоит час аренды самолета и инструктора?
  4. Могут ли помочь арендовать жилье и автомобиль?
  5. В каком месяце лучше начать обучение?

Всего я написал в пять школ, ответы получил только от трех из них. Цены отличались не сильно: полный курс обучения с 40 часами налета стоил от 8 до 10 тысяч долларов. Дополнительный час полета стоил 150 $ за аренду самолета и 50 $ за инструктора.

Аренда апартаментов во Флориде стоила от 1200 $ в месяц. С ноября по апрель здесь самое комфортное время для жизни и обучения на пилота. Средняя температура 20-25 °C и мало осадков. Летать можно каждый день.


Виза

Пока я переписывался со школами, выяснил любопытный нюанс. Правила иммиграционной службы США говорят, что учебная виза M1 требуется, если учебный процесс занимает больше 18 часов в неделю. В этом случае ученик не может менять выбранную школу в процессе обучения.

Туристическая виза B1/B2 позволяет обучаться по сокращенной программе - меньше 18 часов в неделю. Некоторые школы утверждали, что их программы построены именно так, и можно спокойно приехать на обучение по туристической визе.

Подготовка документов

После нескольких недель переписки я выбрал школу «Скай-игл». Ее директор Андрей проявил наибольшее терпение и внимание к моим расспросам. Школа находится в курортном городке Форт-Лодердейл в 37 км от Майами. Стоимость обучения на частного пилота - 8685 $.

Будущий пилот в США должен пройти проверку TSA - агентства транспортной безопасности. TSA занимается защитой аэропортов и предотвращением захвата самолетов. Чтобы не допустить за штурвал учебного самолета потенциальных террористов, агентство проверяет всех учеников летных школ: собирает отпечатки пальцев и просит заполнить большую анкету с личной информацией.

Андрей объяснил дальнейшую процедуру:

  1. Создать логин и заполнить анкету на сайте TSA - агентства транспортной безопасности.
  2. Попросить школу подтвердить этот запрос.
  3. Заплатить 130 $ в TSA - это плата за обработку анкеты.
  4. Получить от TSA предварительное разрешение.
  5. Приехать в США .
  6. Сразу по приезде сдать отпечатки пальцев в одном из представительств TSA .
  7. Дождаться, когда отпечатки внесут в базу TSA , и получить разрешение на полеты.
  8. Пройти медкомиссию в одной из клиник США и получить справку о годности к полетам.
  9. Можно летать!

Поиск жилья в США и сдача квартиры в Москве

Школа не смогла предложить нам подходящие варианты жилья, поэтому мы занялись поиском самостоятельно. Самая большая база недвижимости в США - сайт Craigslist.org, но там все сдают только резидентам и на долгий срок.

Для начала мы забронировали апартаменты на неделю через Airbnb.com - заплатили за них около 30 000 Р . План был такой: приедем на место, осмотримся и найдем жилье на весь срок.

Сдать квартиру в Москве оказалось сложнее. Мы искали человека, который не только согласится на аренду всего на три месяца, но и сможет ухаживать за нашей кошкой. Я решил сделать хорошую скидку и поставил низкую цену.

Объявление я разместил в группах по недвижимости в соцсетях. К вечеру того же дня получил с десяток сообщений от кошколюбов. Мы провели кастинг, выбрали подходящего, составили договор аренды, где прописали все условия ухода за нашей кошкой, - и ударили по рукам.

Предварительное обучение

Школа не предъявляла никаких дополнительных требований по поводу предварительной подготовки. Но я решил, что будет не лишним подготовиться к занятиям самостоятельно, ведь на месте у меня будет всего два месяца на обучение.

Я установил на компьютер симулятор полетов Microsoft Flight Simulator. В нем есть виртуальный курс пилотирования, практически аналогичный реальному. Я купил специальный джойстик за 3000 Р и каждый вечер занимался. Через месяц сдал виртуальный экзамен.


Потом я решил, что пора от теории перейти к практике и полетать на настоящем самолете. Поехал в Подмосковье в аэроклуб на аэродроме «Ватулино». Полет на самом легком самолете из их авиапарка стоит 5000 Р за полчаса.

В самолете было два места, я занял место справа от пилота. После небольшого инструктажа и проверки бортовых систем мы получили разрешение на взлет и поднялись в воздух. Был май, а весна - время нестабильной атмосферы, когда земля нагревается, а воздушные массы перемешиваются, создавая турбулентные потоки. Из-за турбулентности самолет бросало во все стороны. Пилот был полностью спокоен, а мне было не по себе.

Набрав высоту, пилот передал мне управление. Я выполнил несколько маневров - это немного снизило напряжение. После получаса полетов над полями, лесами и речкой мы приземлились.


Авиационный английский

Я хорошо знаю английский, но одно дело - разговаривать с преподавателем в классе, а совсем другое - вести переговоры по радио с незнакомыми людьми в стрессовом состоянии, когда любое непонимание может привести к неприятным последствиям.

Английский - международный язык коммуникации в авиации. Пилоты и диспетчеры общаются друг с другом по радио не на обычном разговорном языке. Вместо этого они используют специальную фразеологию, так называемый авиационный английский.

Для каждой ситуации - руления по аэродрому, взлета, посадки, прогноза погоды - есть стандартный набор фраз. Каждому воздушную судну присваивается уникальный номер. Его сообщают другой стороне при каждом радиоконтакте, используя «авиационный алфавит».

Я изучал авиационный английский по иллюстрациям военного штурмана, полковника П. В. Искратова. На Ютубе можно найти множество видеороликов с записями радиопереговоров в разных ситуациях, от штатных до катастрофичных. В авиации как нигде действует принцип: лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

А еще есть сервис трансляции радиоэфира аэропортов в реальном времени - «Радиосканер». Можно открыть приложение Flight Tracker или сайт Flightradar24.com, найти борт, который ведет переговоры, и следить за его действиями на карте. По моему опыту, это оказалось очень полезно для обучения.


Переезд во Флориду

Чтобы оценить траты на жизнь во Флориде без учета учебы, мы составили примерный бюджет. Вышло по 2100 $ на человека в месяц. Эту сумму можно было сократить. Например, поехать в США одному, снять комнату, а не квартиру, перемещаться на общественном транспорте, отказаться от всех развлечений и питаться самыми дешевыми продуктами. Но мы решили наслаждаться жизнью и не сильно экономить.

Билеты в Майами с пересадкой в Париже обошлись в 54 000 Р .

Мы улетели во Флориду в конце октября 2015 года. Первые несколько дней я потратил на бюрократические формальности: сдал отпечатки пальцев в TSA , получил разрешение на полеты, прошел медкомиссию - она длится 10 минут и стоит 100 $.

Примерные траты на жизнь в месяц - 4200 $

Трата

Стоимость

Жизнь в вечном лете

Форт-Лодердейл не такой загруженный, как Майами, но с такими же длинными набережными и водными каналами по всему городу, от чего он даже получил прозвище Американская Венеция.

Общественный транспорт развит очень слабо, поэтому машина жизненно необходима. К счастью, с арендой нет проблем.

С жильем все сложнее. Флорида - богатый штат с прекрасным климатом, сюда едут отдыхать и сами американцы, и туристы со всего мира. Хорошие варианты жилья бронируют на месяцы вперед. Поэтому наш первоначальный план, что мы быстро найдем квартиру, дал сбой.

1600 $

в месяц мы платили за жилье

Всю первую неделю мы ездили по городу и смотрели варианты, которые находили на «Эйр-би-эн-би» и «Крэйгслист». Квартирный фонд был очень старый, жить в таких условиях не хотелось. Наконец нам улыбнулась удача: американская пара сдавала свой маленький гостевой домик за 1600 $ в месяц.


Наши хозяева оказались очень приветливыми людьми, мы много общались на разные темы, в том числе политические. Нас даже пригласили на рождественскую вечеринку.

Питаться мы старались дома. Несколько раз в неделю мы закупались в местном супермаркете, готовили на плите или на гриле. В среднем мы тратили на еду около 1500 $ в месяц, как и планировали.

Форт-Лодердейл находится на берегу Атлантического океана, поэтому вечерами после учебы и работы мы приезжали на полупустые пляжи, гуляли и любовались закатами.


Демонстрационный полет

Я приехал в школу и в первый же день совершил демонстрационный полет с шеф-инструктором Скоттом Личем на самолете Цессна-172. Во время демополета студент не принимает участия в пилотировании, а только наблюдает за действиями пилота.

Преподаватель решил показать мне все, на что способен этот старенький самолет. Он делал глубокие развороты, горки - и тут же бросал машину в пике так, что я на несколько секунд чувствовал невесомость. После приземления я был чуть живой - но отступать было поздно.


Подготовка к занятиям

По плану обучения я должен был пройти теоретический курс, налетать необходимые по правилам регулятора 40 часов и сдать теоретический и практический экзамены.

У школы большой офис с несколькими классами для занятий, компьютеры для проверки погоды и сдачи экзаменов и авиатренажер. Занятия вели преподаватели с большим стажем и необходимыми рейтингами для пилотов-инструкторов. Моим пилотом-инструктором стал Грег Фейсс.

Мы с Грегом сразу отправились в авиамагазин и закупили необходимые учебные материалы:

  1. Руководство для частных пилотов.
  2. Сборник федеральных авиационных правил FAR/AIM.
  3. Каталог аэропортов США .
  4. Авиационную карту Флориды.
  5. Рекомендации по сдаче экзаменов.
  6. Механический компьютер E6-B.
  7. Линейку.
  8. Летную книжку, куда заносится информация обо всех выполненных полетах.

За все эти материалы я заплатил 300 $.



Грег рекомендовал мне установить навигационное мобильное приложение ForeFlight. Оно помогает пилоту спланировать полет, показывает погоду в любой точке США, содержит подробнейшие карты и ведет самолет по нужному курсу - как «Яндекс-навигатор», только вместо пробок - плохая погода. Лицензия на 3 месяца стоит 50 $.


Группа студентов у нас была небольшая - всего 3 человека. По утрам несколько часов шли совместные теоретические занятия, а после обеда - полеты: каждый студент со своим инструктором.

Обучение теории делится на пять больших разделов:

  1. Фундаментальные принципы полета - бортовые системы и устройство самолета, принципы аэродинамики.
  2. Воздушные операции - аэропорты, карты, воздушное пространство, радиообмен, наземные службы.
  3. Погода - метеорология, интерпретация данных.
  4. Навигация и эксплуатация самолета.
  5. Применение навыков на практике - психология, принятие решений, планирование полета.

Структура обучения сильно отличается от российской «академической школы». Преподаватели обычно дают только самые базовые знания, оставляя широкий фронт для самоподготовки. Главный акцент на практике.

Оплата происходит по любой схеме, удобной для студента. Можно сразу оплатить весь курс и получить от школы хорошую скидку. Я решил, что мне комфортнее оплата по факту оказанных услуг. В первый день я внес 2000 $ на счет школы. Когда они подошли к концу, я оплачивал каждый полет отдельно с банковской карты.

Аэродром обучения

Нельзя просто так взять и взлететь. Любые взлеты и посадки, даже на маленьких и частных самолетах, разрешены только на аэродромах. Они бывают «контролируемые» - с диспетчерской вышкой, и «неконтролируемые» - только со взлетными полосами и без вышки. На неконтролируемых пилоты сообщают о своих намерениях на специально выделенной общей частоте.

Коммерческий аэродром Форт-Лодердейла - идеальный вариант для обучения. У него две твердые длинные полосы, диспетчерская вышка работает 24 часа в сутки, а авиационный трафик не такой плотный, как в основном аэропорту, куда прилетают гражданские лайнеры.

Код аэродрома - KFXE .


Первые полеты

Первый учебный полет с инструктором происходит практически сразу после вводных занятий, на которых рассказывают об устройстве самолета. Эти знания необходимы, чтобы провести предполетную проверку.

Пилот проверяет самолет по чек-листу. В нем подробно описаны все шаги: сначала надо проверить внешнее состояние самолета, основные узлы, топливо, масло. После этого пилот садится в кабину, заводит двигатель и проверяет бортовые системы. Потом узнает погоду, связывается с диспетчером на вышке и сообщает свои намерения: куда он собирается лететь.

Пилот получает разрешение на взлет от «вышки», выводит самолет на рулежную дорожку и движется по ней к нужной полосе. Перед полосой останавливается, еще раз делает проверку систем самолета - и снова связывается с диспетчером. Если полоса занята, пилот ждет, пока путь освободится. Наконец разрешение на взлет получено - начинается разгон по полосе аэродрома.

Первые полеты проходят по так называемому аэродромному кругу. Студент взлетает, делает круг вокруг аэродрома, садится и тут же снова взлетает. Взлет и посадка - самые сложные и ответственные этапы полета, поэтому эти элементы во время обучения повторяются много раз.

Параллельно студент ведет радиопереговоры, сообщает о своей позиции и следующем шаге, а диспетчер подтверждает его намерения либо просит их изменить в связи с действиями других самолетов.

Через неделю после начала занятий и 10 часов полетов в таком режиме Грег попросил меня вернуться к ангару после посадки. Внезапно он вышел из самолета и объявил, что настало время моего первого «соло» - самостоятельного полета.

Стараясь унять волнение, я связался с диспетчером и сообщил, что планирую совершить свой первый полет, на что диспетчер пожелал мне удачи. Я штатно совершил три взлета и посадки и вернулся к ангару. Это был потрясающий момент, эмоции меня переполняли.

Чуть позже я прошел обряд посвящения. У студентов, которые совершили свое первое «соло», вырезают часть майки. Эта традиция связана со временами, когда в самолетах еще не было рации. Тогда студент и инструктор в самолете сидели друг за другом, в тандеме. Чтобы давать ученику команды, куда направлять самолет, инструктор тянул его за сторону майки. После успешного первого полета эту часть майки отрезают - теперь пилот может самостоятельно решать, куда ему лететь.


Обучение маневрам

Следующий этап обучения проходит уже в тренировочной зоне над болотами Эверглейдс. Студентов обучают совершать штатные маневры - набор высоты, снижение, развороты, - а еще следить за окружающей обстановкой и позицией самолета, пользоваться приборами для навигации.

Самое сложное - учебная имитация нештатных и аварийных ситуаций, например сваливания, остановки двигателя, пожара на борту. После нескольких таких уроков с инструктором студент совершает такие полеты с нештатными ситуациями самостоятельно.



Полеты на дальние расстояния

Последнее испытание для студента - полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.

Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.

К полету кросс-кантри надо основательно готовиться:

  1. Самостоятельно спланировать маршрут.
  2. Узнать погоду на всем протяжении маршрута и обдумать, что делать, если погода ухудшится.
  3. Рассчитать необходимое количество топлива и вес самолета.
  4. Определить скорость на взлете, посадке и высоте, а также влияние ветра на скорость.

Для своего первого полета кросс-кантри я выбрал живописный путь в сторону Ки-Уэст. Маршрут такого полета проходит на небольшой высоте сначала над пляжами Майами, затем над петляющей дорогой в океане. Во время этого полета я испытал колоссальную радость и понял, что это все не зря.

После первого полета кросс-кантри студент совершает еще несколько аналогичных полетов, в том числе в ночное время.


Экзамен

После 40 часов полетов студента допускают к экзаменам. Обычно обучение занимает 2-2,5 месяца, из-за отличной погоды и ежедневной практики я справился за 42 дня.

Первый этап экзамена - компьютерный тест. Нужно ответить на 60 вопросов и набрать 80% правильных ответов. Этот этап стоит 165 $.

Второй этап - устный экзамен и практический полет с сертифицированным экзаменатором. Экзаменатор - частное лицо, поэтому платить ему надо отдельно. Второй этап экзамена стоит 500 $.

Я успешно сдал тест и неплохо держался на устном экзамене, но в полете неудачно зашел на посадку. Экзаменатор взял управление на себя. Это означало, что я провалился.

Мне пришлось брать дополнительные занятия с инструктором. Это обошлось мне в 600 $ за 3 часа. За повторный экзамен снова нужно было заплатить, но экзаменатор согласился снизить мою оплату вдвое - до 250 $, так как до этого я успешно сдал устную часть.

Через неделю состоялся повторный практический экзамен. На этот раз я не совершил ошибок. Получив поздравления от экзаменатора, я первым делом отправился в магазин и за 20 $ приобрел заслуженные нашивки пилота.

В тот же день я получил временный сертификат, который позволял мне совершать самостоятельные полеты с пассажирами на борту. Я взял жену, арендовал самолет - и мы отправились в полет над Майами, болотами Эверглейдс и лазурным океаном.

Аренда самолета на 2 часа обошлась мне в 300 $.



Оглядываясь

С момента моего первого появления в школе до сдачи экзамена прошло чуть больше двух месяцев. Я превысил свой бюджет, так как не смог сдать экзамен с первого раза. Ну и ничего страшного.

Всего на учебу я потратил 10 730 $

Через два месяца после возвращения в Москву мне по почте прислали конверт с моими «правами» - действующим свидетельством частного пилота США . Российское законодательство не признает зарубежные свидетельства. Но можно пройти процедуру валидации: представить в Росавиацию пакет документов о пройденном за рубежом обучении и пройти непростую медицинскую комиссию (ВЛЭК ).

Даже имея российскую лицензию пилота, в России невозможно просто приехать на аэродром и арендовать самолет. Для этого необходимо вступить в один из аэроклубов и платить членские взносы.

Я ставил себе цель победить аэрофобию и достиг ее. А вот погружаться в российскую бюрократию я не планировал. Я решил, что буду летать, когда в следующий раз окажусь в США .

Авиационно-космическая отрасль российской промышленности находится не в лучшей форме. Особенно это касается гражданской авиации. Поэтому в планах развития страны очень важным становится авиационное образование.

Молодые люди, заканчивающие средние учебные заведения, не всегда знают, как распорядиться своей жизнью дальше. Многие мечтают связать свою судьбу с космонавтикой или авиацией, но не уверены в правильности такого выбора.

В Российской Федерации функционирует большое количество авиационных и летных учебных заведений. Самыми значимыми считаются авиационные институты в Москве. Имея доступ к всемирной информационной сети, каждый может найти необходимые сведения о любом вузе страны.

Авиационное образование в РФ

Учиться в авиационном вузе непросто, но престижно. Требования там очень высоки и преподавательский состав достаточно силен. Поэтому выпускников охотно берут на работу в различные компании.

Образование в этой сфере весьма специфично. Оно включает подготовку учащихся в области авиационной техники, авионики (разработки электронных бортовых систем), силовых установок летательных устройств, математики, физики, механики, химии, аэродинамики, географии и других прикладных наук.

Обучение имеет двойственную направленность: гражданскую и военную. Много учебного времени отводится занятиям в лабораториях. Здесь происходит закрепление теоретического материала на практике (конструирование, сборка, проведение испытаний).

Авиационные институты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Красноярске и других городах нашей страны готовят специалистов разных профессий. Спрос на них в нашем веке существенно возрос.

Авиационные институты в Москве: какой выбрать

В столице есть несколько авиационных вузов. Среди них технические: МАИ, МГТУ ГА; научно-исследовательские: ВИАМ, НИАТ, ЦИАМ им. П.И. Баранова, ГосНИИАС и военный - Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского.

В них можно получить высшее образование по различными специальностям. Выпускники технических и военных вузов могут стать инженерами, технологами, конструкторами (в сфере беспилотных и пилотируемых летательных устройств, их составляющих), менеджерами-экономистами в сфере авиационной промышленности либо военнослужащими.

Принимая решение относительно выбора того или иного института, необходимо тщательно изучить требования, которым должен соответствовать представитель каждой профессии. Надо взвесить свои силы и возможности, ведь от этого будет зависеть вся дальнейшая жизнь.

МГТУ ГА

Московский государственный технический университет гражданской авиации расположен на Кронштадтском бульваре в доме под номером 20.

Включает 5 факультетов:

  • механический,
  • авиационные системы и комплексы,
  • прикладная математика и вычислительная техника,
  • управление на воздушном транспорте,
  • заочный.

Ежегодно проводятся Курсы предпрофессиональной подготовки по математике, физике, русскому языку и основам авиации. Успешно окончившим курсы выдаются соответствующие сертификаты.

Гражданский авиационный институт в Москве имеет 6 филиалов в разных регионах РФ (Ростове-на-Дону, Иркутске, Егорьевске, Кирсанове, Рыльске, Троицке). Срок обучения составляет 4-6 лет, в магистратуре - 1,5 года. Прием абитуриентов осуществляется на бесплатной и договорной основе.

МАИ

В образовательную програму Московского авиационного института включены 12 факультетов, 9 институтов (в том числе военный), 5 филиалов (Ступино, Химки, Байконур, Ахтубинск, Жуковский).

Спектр специальностей вуза очень широк (более 70), есть возможность получить дополнительное образование, окончить подготовительные курсы. Наличие технопарка позволяет институту оказывать технологические, научно-исследовательские, опытно-конструкторские услуги.

ВИАМ

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (Москва, ул. Радио, 17) по праву считается ведущим материаловедческим центром РФ. Именно здесь разрабатываются материалы, использующиеся при производстве космической и авиационой техники.

В институте функционирует учебный центр, состоящий из магистратуры, аспирантуры, различных курсов и стажировок. Есть собственное производство и испытательный центр. Открыты филиалы в Геленджике, Воскресенске, Ульяновске.

Организованные в ВИАМ научные школы (12) имеют важное значение в области материаловедения. Их работа высоко оценена международным сообществом.

НИАТ (ОАО)

Национальный институт авиационных технологий (г. Москва, ул. Кировоградская, дом 3) был многократно отмечен государственными и международными наградами за успешную научно-исследовательскую деятельность.

Сотрудники ОАО НИАТ занимаются исследованиями, наукой, испытаниями, экспертизой (сертификацией и аттестацией), производством (деталей, крепежных элементов, технологического оборудования и др.). Принимают активное участие в выпуске журналов ("Авиационная промышленность", "Проблемы машиностроения и автоматизации").

Руководством института создан научно-образовательный центр и отдел интеллектуальной собственности. Есть аспирантура, ученый и диссертационный совет.

Ознакомиться подробнее со всеми специализациями, которые предлагают авиационные институты в Москве и других городах РФ, можно на интернет-порталах этих высших учебных заведений.