Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дефектологии и образовательных технологий

Реферат

По Социальной педагогике

Тема: Человек как жертва социализации

Преподаватель

Сахиева Р.Г.

Казань 2015

Введение

1. Понятие социализации

Заключение

Список литературы

Введение

Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее - часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определённую активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи её объектом и даже жертвой.

1. Понятие социализации

Термин «социализация », не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчёркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Если исходить из тезиса, понимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

2. Человек как жертва процесса социализации

В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, по сколько он может рассматриваться как субъект социализации.

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее - часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой - то мере противостоять ему, т. е. конформист , может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или ещё как - то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое моделированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нём норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди - творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «специи», а не как личности.

3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации

опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать

жертвами неблагоприятных условий социализации. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.

В период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте(0-6): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребёнка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов или родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставление в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечения в преступление в преступления и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующие физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдёт ли столкновение с какой-либо из этих опасений конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасность, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случаи последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

4. Самоизменение человека в процессе социализации

Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определённую активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи её объектом и даже жертвой.

В любой из этих ипостасей он может почувствовать или осознать необходимость или желание изменить что-либо в себе для того чтобы:

в большой степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным (в ипостаси объекта);

противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встающие перед ним возрастные задачи (в ипостаси субъекта);

избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким бы он хотел себя видеть).

То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.

Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже - полностью, как правило, - частично).

Усилия могут быть направлены на изменение: своей внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сферы (знаний. Умений, ценностей, установок и пр.); поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважение, самопринятия), отношение к миру (мировосприятия, мировидения - картины мира), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

5. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Прежде чем рассматривать объективные факторы, благодаря которым человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо ввести понятие «виктимогенность», «виктимизация» и «виктимность».

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельств социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризуется предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идёт о людях объективно могущих стать жертвами чего - либо, а не приносить себя в жертву какому - либо или чему - либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А.С.Волович). самоизменение социализация виктимизация адаптация

Объективные факторы, предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизация человека могут стать природно - климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по - разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровья и психику человека. Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфическое заболевание и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжёлых психических состояний у ряда людей.

Пагубно на физическое развитие, здоровья и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания в той или иной местности или поселении, связанные с экологическим загрязнением - повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока,

Кемеровской области, г. Магнитогорска и т. д.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство , в котором он живёт. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально - культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

Так, в любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации в жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т. д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Во многих странах имеются большие или малые группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущатьсебя жертвами, зависит от уровня социально - культурного развития общества и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально - психологическим особенностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально - психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортация целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30 - е гг. ХХ в., крымских татар и других народов в 40 - е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Студетской области Чехословакии в Германию в 40 - е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

В психологии начиная с 40 - х гг. ХХ в. Разрабатывается проблема диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающие в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события,

входящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие). В ходе второй мировой войны было начато исследование стрессовых реакций человека, обусловленных его участием в боевых действиях, которое получило дальнейшее развитие в связи с войнами в Корее и во Вьетнаме. Эти а также исследование других экспериментальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) показали, что состояние, развивающееся у человека под их влиянием, имеет специфические особенности. Основная особенность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становится всё более отчетливо выраженным, а также проявляется внезапно на фоне общего внешнего благополучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых ситуаций, т.е. в результате тех или иных экспериментальных обстоятельств или периодов социализации у человека появился синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние десятилетие эта проблема стала исследоваться и отечественными учёными в связи с афганской войной, Чернобыльской аварией, землетрясением в Армении.

Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально - психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т.е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале ХХ в.) и т.д.

Возможная минимизация последствий подобных катастроф с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни - одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, социальной) жертв катастрофы (например, по преодолению «афганского синдрома»).

Другой вариант - преобразование общественно - политического строя и изменение социально - психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своём развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений и другим не менее существующим последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации нетрадиционных типов (правонарушителями, наркоманы, проститутки). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т. д.

Количество и характер виктимогенности факторов, количественный и качественный уровень виктимизации, отношение к виктимизированным группам населения, усилия по профилактике и девиктимизации - показатели гуманности общества и государственной политики.

Факторами виктимизации человека в целых групп населения могут стать специфические , в которых живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими условиями, которые, кстати, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стессоустойчивости и другие характеристики. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально - профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально - психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселение и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.

Так, в малом городе, где большая часть населения связана с одним - двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилирование грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреативной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизацией, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30) социально - психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных, инвалидов (ибо многие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т. д., а также большого количества людей, совмещающих в себе признаки различных из перечисленных типов жертв.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников , особенно в подростковом возрастах, если она имеет социальный, а тем более антисоциальный характер. (Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, обо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживец - способствовать криминализации человека среднего возраста.)

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья . В, семье может формироваться определённый тип жертвы, благодаря там механизмам социализации, которые для неё характерны - итендифокации, импринтингу и др. так, в неполной семье может формироваться несколько поколений женщин - мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определённого психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

Завершая характеристику объективных факторов виктимизации, следует напомнить, что на каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

6. Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Субъективными предпосылками того, станнит или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как над индивидом, так и на личном уровне. От этого зависит и субъективное воспитание человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, водимо, от темперамента и некоторых других характеристических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меры гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит от, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться, различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой рефлексией может стать жертвой индицирования - прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные квазирелигиозные). Индуцированные лидерами этих организаций своих последователей ведёт к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения учитель - ученик превращаются в отношения господин - раб.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность - интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Так, например, ветераны вьетнамской войны, которые не испытывали трудностей с последующей адаптацией к мировой жизни и не страдали синдромом посттравматических стрессовых нарушений, как правило, были интерналами.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для неё потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е.на то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит её способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять своё существование, обретать благодаря переоценке ценностей осмысленности существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человекам себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

В зависимости от этих особенностей жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспринимают, что, естественно, отражается на их самоотношение и поведение. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами - девиантными часть из них считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношение ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп, а также возрастными особенностями.

Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опорно - двигательными дефектами показало следующие. Дошкольники, начиная с четырёх лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и потому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведение. В семь - восемь лет осознают, это можно специфически проявляться в их поведение и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое - либо приятое занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие не приятно или от них хотят чего - то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнять поручение ссылаются на свой дефект (т. е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потере жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т. е. юноша осознаёт свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека.

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство , в котором он живёт. Факторами виктимизации человека в целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов , в которых живут. Субъективное восприятие человекам себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

Список литературы

1. Кузаринова Н. В. Филатова.О. Г. Хренов. А. Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г. С. Батыгина. (ст. 165 - 170).

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед - вузов / Под редакцией. В. А. Сластёнина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Социализация как процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, основные этапы и факторы, влияющие на данный процесс. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Типология жертв неблагоприятных условий.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Подростки как объект исследования, трудности общения в этот период. Основные функции и аспекты социализации в обществе: семья, школа, отношения со сверстниками. Феномен феральных людей или несоциализированность. Место адаптации в процессе социализации.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Феномены, механизмы и направления социализации. Цель и общие задачи воспитания и социализации. Педагогические требования к результатам развития и воспитания школьников. Методика оценки психологической адаптации. Западные концепции социализации личности.

    доклад , добавлен 30.08.2011

    Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Процесс становления личности ребенка: обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Виды, содержание и факторы социализации. Семья, образование и религия как социальные институты.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

Влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации , характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Смелзер говорил, что «неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь, это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

Человек как объект, субъект и жертва социализации.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж-чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча-ствовать в социальной и экономической жизни (профессио-нальная социализация), был законопослушным гражданином (по-литическая социализация) и т.д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе-цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа-ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола-гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая при-оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей-ствий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо-танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео-рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль-туры общества, в котором ребенок родился», как «освоение рекви-зита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у всту-пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали-зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю-щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти-пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест-вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи-вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче-ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич-ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри-вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня-тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи-модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со-циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ-ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социали-зации. Он может стать ее жертвой. Это связа-но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф-фективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способ-ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само-реализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа-лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо-собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа-лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рас-сматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализа-ции - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере про-дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци-рует жертв социализации в основном вопреки своим целевым ус-тановкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла-рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное не-избежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа-ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта свя-заны как с типом общества, в котором развивается и живет чело-век, так и со стилем воспитания, характерным для общества в це-лом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особен-ностями самого человека.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иныхопасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно по-являются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми челове-ка наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди-телей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная эко-логическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические трав-мы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нище-та семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привле-чение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ви-деосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия меж-ду идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; поте-ря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, про-ституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неу-дачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то-талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя-заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объектив-ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

  1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

    Реферат >> Педагогика

    ... . Человек как объект , субъект и жертва социализации . Человек как объект социализации – пассивный участник, ему помогают проходить социализацию агенты, институты. 2 подхода в процессе взаимодействия: Субъект –> объект Субъект субъект Человека как жертву ...

  2. Жертвы насильственных преступлений социологический взгляд на проблему

    Дипломная работа >> Педагогика

    Следует считать: ”отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой... рикошетных жертв и субъектов преступлений без жертв из совокупности объектов , охватываемых понятием ”жертва ... на ранних этапах социализации имеет доминирующее влияние...

  3. Социализация личности (11)

    Реферат >> Социология

    Воспитания. Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект , и как субъект . При этом эффективность этого... способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации . Человек , не адаптированный в обществе, также...

  4. Социализация агрессивных детей в ДОУ

    Дипломная работа >> Психология

    ... , человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде. Второй уровень социализации - «субъект - объект» ... : 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения...

Социализация человека зависит от окружающих его условий. В зависимости от них он может превратиться в жертву обстоятельств. Последствия такой негативной социализации различны. Их необходимо изучать, знать и учитывать, обеспечивая предупреждение и преодоление последствий.

В результате изучения главы 11 студент должен:

знать

  • понятие, сущность и содержание социально-педагогической виктимологии;
  • основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение;
  • существо трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

уметь

  • учитывать основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • учитывать возникновение трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

владеть

  • способами учета предпосылок превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • способами учета предпосылок возникновения трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимости оказан ия ему социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание

В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология.

Под социально-педагогической виктимологией понимается отрасль знания, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание, а также предупреждение и преодоление последствий десоциализации.

Таким образом, виктимология как отрасль социально-педагогического знания изучает:

  • – понятие социально-педагогической виктимологии, его сущность и содержание;
  • – человека как субъекта или объекта социально-педагогической виктимизации;
  • – социально-педагогическую виктимизацию как процесс десоциализации человека;
  • – виктимогенные факторы (опасности) процесса социализации человека в зависимости от возраста, пола, среды воспитания (семья, приемная семья, интернатное учреждение), других характеристик;
  • – общие и специальные цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации, минимизации ее негативных последствий;
  • – общие и специфические, цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности но стимулированию социального развития, социализации людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, профилактике вторичных отклонений, их минимизации, нивелирования, компенсации и коррекции на междисциплинарном уровне;
  • – типы виктимных людей различного возраста, сензитивность того или иного пола, возраста к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям;
  • – социально-педагогические и психологические рекомендации по профилактике виктимизации;
  • – причины восприятия человеком себя как жертвой социализации, прогнозируя его дальнейшее развитие и возможности оказания помощи в коррекции самовосприятия при необходимости ресоциализации;
  • – возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.

Человек (группа людей) выступает и субъектом, и объектом виктимизации.

Субъект виктимизации – это человек (группа), отличающийся (отличающаяся) своими виктимными (довлеющими, дезорганизующими, разрушающими) возможностями влияния на конкретного человека. Субъект способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации). Он выступает в роли виктимизатора (виктимизирующего; посягателя на благополучие социализации другого). Его целенаправленные действия вводят объект в состояние жертвы, результатом которого является дезадаптация и негативная десоциализация. Позиция виктимизатора носит внешний деструктивный характер.

Роли виктимизатора и жертвы могут быть:

  • – ярко выражены (определены): например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим);
  • – внешне не выражены (неярко выражены): например, совместная деятельность людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности.

Реальный пример виктимизирующего влияния учителя на ребенка – ученика начальных классов приводит Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) в статье "Трудные дети". Он подчеркивал, что есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью. Их возбуждает школьная суета – беготня, шум, особенно крик учителя, даже когда он не относится к нему. От крика ученик цепенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени. Речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15–20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается, у мальчика дрожат ноги!

Объект виктимизации – это человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов, условий, ситуаций, действий посягателя, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации и определяющих его дезадаптацию и десоциализацию (приведшие к дезадаптации и десоциализации). Он становится жертвой социализации виктимным (виктимизированным) человеком.

Определенная категория людей по своему состоянию и своеобразию имеет склонность стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации. Они чаще всего становится объектом виктимизации.

Как правило, таких людей отличают социальные или иные отклонения, негативная, агрессивная среда жизнедеятельности, отношения со специфической, чаще всего преступной, средой, исполнение определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а также личностные качества (азартность, корыстолюбие), особенности характера (агрессивность, вспыльчивость) и поведение (наглость, трусость), создающие благоприятную внутреннюю среду для виктимизации. В то же время среди них есть люди, индивидуальные особенности которых могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Такое состояние является наиболее благоприятным для виктимизации.

В литературе выделяют следующие виды виктимности:

  • личностную – как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой неуспешности в чем-либо, быть подверженной влиянию человека деструктивного характера;
  • групповую – как деструктивное воздействие группы на своих членов. Оно может иметь место в толпе, детской "стае", а также различных молодежных и других неформальных негативных объединениях, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;
  • всеобщую – определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Жертв виктимизации достаточно много. Их условно подразделяются на реальных, потенциальных и латентных, которые включают различные типы (категории) людей.

Реальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии их своеобразия уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализации. К этой группе относят:

  • – людей с инвалидностью;
  • – с ограниченными возможностями;
  • – с психико-соматическими дефектами и отклонениями;
  • – социальных сирот, детей улицы.

Потенциальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К этой группе относятся:

  • – дети, подростки, юноши с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера;
  • – дети с депрессивной позицией, делающей их уязвимыми. С ними постоянно что-то случается – то на них падает сосулька, то назначают "козлами отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил;
  • – дети мигрантов, людей, вынужденных переезжать из страны в страну, из региона в регион и т.д.;
  • – дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным и культурным уровнями;
  • – метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;
  • – дети, воспитывающиеся в государственных и негосударственных учреждениях, в приемных и попечительских семьях, условия которых не соответствуют потребностям их социального развития и социализации.

Латентные жертвы виктимизации – это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств социализации. Это могут быть нормально развитые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействовать влиянию которых они не в состоянии. К данной группе относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные группы жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватное или ущербное отношения к миру и себе. Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов. Например:

  • – инвалидность и неблагоприятная среда жизнедеятельности;
  • – многие дети-сироты, выпускники детских домов (в большинстве своем – это социальные сироты, т.е. не имеющие родителей или близких родственников) становятся изгоями общества (по данным статистики до 30% среди них становятся бомжами, до 20% – правонарушителями, до 10% – заканчивают жизнь самоубийством).

Таким образом, социально-педагогическая виктимологии позволяет понять существо явления, виды и особенности проявления виктимизации. Необходимо раскрыть наиболее характерные факторы, влияющие на этот процесс и возможности его профилактики и преодоления.

  • См.: Сухомлинский В. А. Трудные дети // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия / сост. Л. В. Мардахаев. М., 2003. С. 375–376.

(несколько тезисов)

"В начале было Слово". Но это было слово, не искаженное ложью. С утра до вечера мы слышим, читаем, произносим слова. Но какие слова?!

Наше время - время тотального передергивания фактов, недомолвок, частичного или полного утаивания правды.

Меняется отношение к традиционным ценностям. Правду не только не любят, ее откровенно боятся, ее не желают, от нее "бегут". И не мудрено - правда срывает маску лицемерия с физиономии современного общества.

За истинность и ложность знаний о мире ответственны, в первую очередь, СМИ. Современные СМИ последних лет играют сомнительную роль.

Они "вскрывают" головы людей словно консервные банки, бесцеремонно заполняют их своими информационными "продуктами", перестраивая сознание на другой лад.

Ведущие политических ток-шоу реагируют на глупые выходки западных журналистов и политиков, делая из политического мусора темы программ и обсуждая их с экспертами, нагнетают в эфире нездоровую атмосферу. В ток-шоу постоянно участвуют "гости", которые "подогревают градус" шоу клеветническими антироссийскими речами.

Известный телеведущий говорит с экрана телевизора о проблемах и заблуждениях мира, демонстрирует фильм, а потом продает книги под названием "Великие тайны". Какие же это тайны? Видимо, утверждение о том, что климатические изменения на планете происходят из-за того, что из мозга возбужденных людей ("революция" на Украине, "арабская весна") выделяется какая-то непонятная энергия. Некий "независимый исследователь" заявил это в программе "Самые шокирующие гипотезы". А может быть, "догадка", что погоду "мутят" инопланетяне (оттуда же)... Или, заявление другого "независимого исследователя" о том, что стать разумными существами уже готовы, в частности, еноты... Ох, и дурят нашего брата!..

А что пишут в газетах, что можно увидеть и прочесть в Интернете и в разных журналах - об этом лучше не рассказывать... И ведь сколько во всем вранья!

Философия современных СМИ гласит: "Истины нет, есть интерпретация фактов и событий".

Соответствие объективной истине, адекватность реальности не являются сегодня критерием, которыми СМИ руководствуются в своей деятельности.

СМИ активно участвуют в формировании нового глобального явления - ложных знаний.

"Наличие искусственно созданных ложных знаний является следствием следующих фактов:

Большинство знаний современный человек получает посредством обучения, а не личного опыта;

Современный человек живёт в искусственной среде, свойства которой зависят от воли людей и не имеют такого постоянства и необходимости, как законы природы;

Существует возможность целенаправленного
информационного воздействия на сознание людей в условиях этой искусственной среды.

В таких условиях появилась возможность манипулировать сознанием людей, путём распространения ложных знаний. Ложные знания распространяются в большинстве случаев с корыстными целями."

Информация, распространяемая СМИ, в любом случае влияет на сознание людей. Определить, где начинается манипуляция сознанием и где заканчивается неизбежное воздействие информации на общественное сознание, невозможно. Сопротивляться всепроникающему информационному воздействию могут, видимо, единицы.

Информация "безразлична" к истине. А вот знания предполагают соответствие реальности, объективной истине.

Условия современной жизни побуждают к игнорированию истины. Фетишом современной жизни становятся интересы: национальные интересы, интересы государства, интересы отдельных организаций, личностей. Но в действительности осуществляются интересы элит, точнее, мировой элиты. Она реализует свои интересы скрыто, формируя благоприятное общественное мнение через СМИ.

Если ложь приносит прибыль, ведет к утверждению власти, те, кто заинтересован в получении этих "благ", лгут. Если ненависть, убийства, жестокость отвечают чьим-то политическим интересам, их непременно поощряют.

Примеры: Украина, ИГИЛ.
К сожалению, миром все еще правит практицизм, цинизм, едва прикрывающий наготу чистоган.

Ложное знание создает в головах людей
неадекватную картину мира. В массовое сознание внедряется мировоззренческий "кич". Культуру мышления утрачивает даже интеллектуальная элита.

Мы теряем способность прощать, бескорыстно любить. Зато учимся кричать, выплескивать на других ушаты негативных эмоций. Все больше тех, кто ставит перед собой эгоистические цели и лезет по головам, чтобы их достичь.

Интернет породил еще одну проблему - блоггеры овладевают умами молодежи. Миллионы молодых людей "сидят" в Youtube, наблюдая видеоролики своих кумиров. Они живут в другом мире. Им не интересно то, о чем я написал выше...