Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации , содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированные теоретические сведения, а также перечень словарных слов, используемых в тестах.

Структура документа предполагает гибкую систему корректировки предложенного материала с возможностью изменения, дополнения, удаления; комплектацию многовариантного (в зависимости от условий проведения) пакета карточек; печать сформированного пакета.

Предложенный курс включает 40 тем и рассчитан на 68 часов. Для удобства использования и экономии бумаги предполагается, что две страницы будут распечатаны на одном листе формата А4.

Ориентированное на комплексное повторение изученного в V-IX классах, предлагаемое пособие помогает закрепить, систематизировать и обобщить полученные знания. Схематично изложенные правила, упражнения, включённые в программу курса, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях.

Современные учебники русского языка для старших классов не всегда включают в себя перечень словарных слов, которые в изобилии используются в ЕГЭ, поэтому в начале года предлагаю каждому ученику список слов (систематически обновляю), из которых впоследствии формирую словарные диктанты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение орфографии и пунктуации.

Данный материал - разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение орфографии и пунктации". Конспект составлен так, что просто скачай, бери и проводи урок!...

Цели урока: Образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...

Е.А.КАЦ,
г.Москва

Три текста на повторение орфографии и пунктуации

10 - 11-е классы

Текст №1

.

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Сколь бы з_гадочн_м явлен_ем (н_)ост_валась молния все(же) н_кому в голову (н_)пр_дет усомнит(?)ся в ее существовани_. Совсем (по)иному относят(?)ся люди к шаровой молни_ многие и по сей день сч_тают ее оптическ_й и(л,лл)юзией и даже выдумкой. Ра_сказы людей видевш_х шаровую молнию наталк_вают(?)ся порой на такое(же) (не)доверие как ра_сказы о встречах с летающ_ми тарелками. Так что на п_верку шаровая молния (не)столько редкое сколько «социально скрытое» явление многие оч_видц_ оп_сают(?)ся (не)доверия и насмешек и (по)тому пр_дпоч_тают (не)распр_странят(?)ся о виде(н,нн)_м. Между тем и_следования пров_де(н,нн)ые только в одной (не)больш_й д_лин_ в Австрийск_х Альпах пок_зали что за шестьдесят лет на те(р,рр)_тории в сто квадратных километров шаровую молнию видели дев_тнадцать раз. Это значит что оч_видцев шаровой молни_ г_раздо больше чем людей видевш_х место в которое ударила обычная молния. В наш_й стране данные наблюдений за шаровыми молниями соб_рают(?)ся гру(п,пп)ами уче(н,нн)ых при Ярославск_м государстве(н,нн)_м ун_верситете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных ро(с,сс)ийск_х уче(н,нн)ых есть в час(?)ности информация о сорока пяти встречах вое(н,нн)ых сам_летов с шаровыми молниями. Шесть из таких «св_даний» закончились гибелью сам_летов.

Уче(н,нн)ым дов_лось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профе(с,сс)ор Рихман п_гиб наблюдая в П_тербурге за воздействием грозы на изобрете(н,нн)ое им устройство для изм_рения электрического поля в атмосфере. От мета(л,лл)ического стержня отд_лился голубой огне(н,нн)ый шар вел_чиной с кулак и ударил Рихмана стоявш_го в шаге от пр_бора прямо в лоб. При этом раздался треск напом_навш_й выстрел из п_столета.

Шансы увидеть шаровую молнию весьма (не)вел_ки пр_мерно один к десяти тысячам. Впрочем есть люди для которых встреча с молнией правда не шаровой а обыкнове(н,нн)ой дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги во второй раз молния с_жгла ему брови в третий кожу на левом плече в четвертый волосы в пятый опять же волосы которые успели к тому врем_ни зан_во отр_сти. Последние два п_падания пр_шлись в ногу и в ж_вот. Теперь у Салливана особые дов_рительные отн_шения с молнией. Перед тем как в меня попадает молния ра_сказ_вает он волосы нач_нают потреск_вать это верный с_гнал. Через две с_кунды она в меня б(?)ет. Так что спрятат(?)ся сами пон_маете я не успеваю.

Задания

2. Выделите в тексте признаки научного стиля: а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите.

3. Определите тип речи.

4. Какая связь (цепная иди параллельная) предложений в первом абзаце?

5. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.

6. Определите время и вид глаголов-сказуемых во втором абзаце.

7. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения. Определите их роль в этом тексте. Какими синонимичными вводными словами, оборотами и предложениями их можно было бы заменить?

8. Произведите морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

9. Выпишите из текста два слова без окончания и два с нулевым окончанием. Укажите их часть речи.

10. Найдите слова с приставками на з(с) , объясни те их правописание.

11.Из предложений первого абзаца выпишите сло восочетания, укажите главное и зависимое слова, охарактеризуйте их по способу связи.

12. Выпишите из текста примеры различных типов сказуемых. Произведите их синтаксический разбор.

13. Выпишите из текста не менее трех примеров разных видов обстоятельств с теми словами, от которых они зависят. Укажите вопрос, на который каждое из них отвечает.

14. Укажите пример неполных предложений (в том числе в составе сложного) и запишите, какие члены опущены.

Текст для самоконтроля

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Сколь бы загадочным явлением ни оставалась молния, все же никому в голову не придет усомниться в ее существовании. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают ее оптической иллюзией и даже выдумкой. Рассказы людей, видевших шаровую молнию, наталкиваются порой на такое же недоверие, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Так что на поверку шаровая молния – не столько редкое, сколько «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не распространяться о виденном. Между тем исследования, проведенные только в одной небольшой долине в Австрийских Альпах, показали, что за шестьдесят лет на территории в сто квадратных километров шаровую молнию видели девятнадцать раз. Это значит, что очевидцев шаровой молнии гораздо больше, чем людей, видевших место, в которое ударила обычная молния. В нашей стране данные наблюдений за шаровыми молниями собираются группами ученых при Ярославском государственном университете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных российских ученых есть, в частности, информация о сорока пяти встречах военных самолетов с шаровыми молниями. Шесть из таких «свиданий» закончились гибелью самолетов.

Ученым довелось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профессор Рихман погиб, наблюдая в Петербурге за воздействием грозы на изобретенное им устройство для измерения электрического поля в атмосфере. От металлического стержня отделился голубой огненный шар величиной с кулак и ударил Рихмана, стоявшего в шаге от прибора, прямо в лоб. При этом раздался треск, напоминавший выстрел из пистолета.

Шансы увидеть шаровую молнию весьма невелики – примерно один к десяти тысячам. Впрочем, есть люди, для которых встреча с молнией – правда, не шаровой, а обыкновенной – дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги, во второй раз молния сожгла ему брови, в третий – кожу на левом плече, в четвертый – волосы, в пятый – опять же волосы, которые успели к тому времени заново отрасти. Последние два попадания пришлись в ногу и в живот. Теперь у Салливана особые, доверительные отношения с молнией. «Перед тем как в меня попадает молния, – рассказывает он, – волосы начинают потрескивать – это верный сигнал. Через две секунды она в меня бьет. Так что спрятаться, сами понимаете, я не успеваю».

Текст № 2

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания .

1. Антонио Минази (м_нах)доминиканец из итальянского города Реджо-ди-Каламбрия с уд_влени_м устав_лся на море. 2. Там где обычно корабли ра_секали носом волны в воздухе зависли в_личестве(н,нн)ые замки. 3. А чуть подальше движ_т(?)ся целое войско рыцарей в латах!

4. М_нах (на)столько был пор_жен сверх_естестве(н,нн)ыми видениями что написал об этом книгу. 5. Антонио поверил в м_раж призрак внезапно по_вивш_йся в воздухе. 6. Конеч(?)но (н_)каких дворцов там (не)было и в помине. 7. Сегодня такие _вления мы называ_м фата-моргана по им_ни л_г_ндарной феи Морганы которая согласно древн_му пр_данию своим волшебством м_рочила людей.

8. М_ражи по_вляют(?)ся везде где ч_редуют(?)ся слои теплого и х_лодного воздуха. 9. На их границ_ и возн_ка_т столь (не)обычный оптический э(ф,фф)ект воздух отр_жая лучи пр_враща_т(?)ся в некое подобие зеркала. 10. Эти картинки постоя(н,нн)о перем_щают(?)ся и мы вид_м уд_вительные вещи которые на самом деле могут находит(?)ся очень далеко от нас.

11. Такие пр_родные _вления часто можно наблюдать напр_мер в пустынях где днем раск_ле(н,нн)ый п_сок нагр_ва_т воздух (в)низу а выше он остает(?)ся х_лодным. 12. Вот и нач_на_т (в)дали бл_стеть чудес(?)ные озера. 13. Ах сколько утомле(н,нн)ых зно_м путников обр_тало надежду! 14. Вода! Неужели вода?! ликовали они. 15. Чем быстрее однако несчас(?)ные шли к спасительн_му водоему тем дальше отступала от них заветная синяя гладь. 16. Ясно это было (н_)какое не озеро а всего лишь голубое небо вернее его отр_жение на земле. 17. Бывало (из)за м_ража в пустын_ гибли целые к_р_ваны. 18. «Зеркальный» слой воздуха может распол_гат(?)ся и в небе. 19. Тогда на г_p_зонте «рисуются» даже те пр_дметы которые находят(?)ся далеко от нас. 20. Похоже име(н,нн)о так викинги открыли Гренландию. 21. Древние мор_плаватели случайно заметили в небе отр_жение далекого острова когда более 1000 лет назад б_р_здили Атлантический океан. 22. Ну а что же увид_л Антонио Минази? 23. Кто знает! 24. Часто слои «зеркального» воздуха смеш_вают(?)ся. 25. Тогда видны и вовсе ф_нтастические картины. 26. Может быть так и возн_кают «летающие тарелки»? 27. Однако все м_ражи об_ед_ня_т одно достаточ(?)но легкого дуновения ветерка чтобы они бе_следно и_чезли.

(По материалам журнала «Гео»)

Задания

1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Определите тип речи.

3. Что выражено в заглавии – тема или идея?

4. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.

5. Какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научным и художественным текстами?

6. Найдите в тексте вводные слова и обороты. Укажите номера предложений, в которых они встречаются. Определите их роль в этом тексте.

7. Выпишите из второго абзаца существительные по группам в зависимости от их лексико-грамматического значения: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные.

8. Найдите разносклоняемое существительное, произведите его морфологический разбор. Приведите еще примеры таких слов.

9. Выпишите из предложений № 11–20 имена прилагательные по разрядам, выделите в них морфемы.

10. Выпишите глаголы, относящиеся ко II спряжению, образуйте от них все возможные глагольные формы.

11. Выпишите словосочетания (по одному примеру) на каждый способ связи. Произведите их разбор, укажите вид связи.

12. Укажите номера предложений, в которых подлежащее одновременно является средством связи простых предложений в составе сложного.

13. Найдите в тексте сложное предложение с сочинением и подчинением, укажите его номер, составьте схему.

14. Найдите в тексте предложение с однородными придаточными, укажите его номер, составьте схему.

15.Какой частью речи является слово однако в предложении № 27? В какой роли оно выступает в предложении № 15?

Текст для самоконтроля

Антонио Минази, монах-доминиканец из итальянского города Реджо-ди-Каламбрия, с удивлением уставился на море. Там, где обычно корабли рассекали носом волны, в воздухе зависли величественные замки. А чуть подальше движется целое войско рыцарей в латах!

Монах настолько был поражен сверхъестественными видениями, что написал об этом книгу. Антонио поверил в мираж, призрак, внезапно появившийся в воздухе. Конечно, никаких дворцов там не было и в помине. Сегодня такие явления мы называем фата-моргана – по имени легендарной феи Морганы, которая согласно древнему преданию своим волшебством морочила людей.

Миражи появляются везде, где чередуются слои теплого и холодного воздуха. На их границе и возникает столь необычный оптический эффект: воздух, отражая лучи, превращается в некое подобие зеркала. Эти картинки постоянно перемещаются, и мы видим удивительные вещи, которые на самом деле могут находиться очень далеко от нас.

Такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днем раскаленный песок нагревает воздух внизу, а выше он остается холодным. Вот и начинают вдали блестеть чудесные озера. Ах, сколько утомленных зноем путников обретало надежду! «Вода! Неужели вода?!» – ликовали они. Чем быстрее, однако, несчастные шли к спасительному водоему, тем дальше отступала от них заветная синяя гладь. Ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле. Бывало, из-за миража в пустыне гибли целые караваны. «Зеркальный» слой воздуха может располагаться и в небе. Тогда на горизонте «рисуются» даже те предметы, которые находятся далеко от нас. Похоже, именно так викинги открыли Гренландию. Древние мореплаватели случайно заметили в небе отражение далекого острова, когда более 1000 лет назад бороздили Атлантический океан. Ну а что же увидел Антонио Минази? Кто знает! Часто слои «зеркального» воздуха смешиваются. Тогда видны и вовсе фантастические картины. Может быть, так и возникают «летающие тарелки»? Однако все миражи объединяет одно: достаточно легкого дуновения ветерка, чтобы они бесследно исчезли.

Текст № 3

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания .

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

С точк_ зрения зооморфологии существе(н,нн)ых различий между в_зможностями ч_ловеч_ской руки и лапы об_зьяны нет. Ч_ловек б_рет мелк_й пр_дмет конч_ками больш_го и ук_зательн_го пальц_в и ш_мпанзе делает точно так(же) но чуть более (не)уклюже вот и вся разн_ца. Однако если перечислить все что мож_т ч_ловеческая рука (по)мимо хв_тания стан_т яс(?)но (на)сколько д_леко мы ушли от своих лаза_щ_х по д_ревьям предков. Красн_речивее всего об этом св_детельствует язык на котором разг_варивают глух_немые язык жестов. В этом языке руки полностью б_рут на себя функции звучащ_й речи. Но и просто разг_варивая друг с другом мы все равно пом_га_м себе руками. Жест как правило сопутству_т словес(?)ному об_яснению. Попробуйте например об_яснить ребенку что такое винтовая лес(?)ница и вы увид_те как ваша рука начнет эн_ргично р_совать в воздухе петли с_рпантина. Речь и жест_куляция прочно связа(н,нн)ы в наш_м мозгу. Люди которым во время эксп_р_мента запр_щалось сопр_в_ждать б_седу дв_жением рук г_в_рили г_раздо менее отчетл_во, вяло с трудом формулир_вали мысль и путали отдельные п_нятия.

Активная жест_куляция незам_нимый помощ(?)ник речи когда орат_ру приход_т(?)ся выступать на почтительн_м ра(с,сс)тояни_ от публики. (По)этому актеры на сцене жест_кулируют г_раздо активнее чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля игравш_го в пр_дворн_м т_атре г_роические роли. Вероятно у него буду_щий фюрер научился прост_рать руки к слушателям и пр_влекать их скорее жестами чем аргументами. Жесты выдают ч_ловека когда он лжет. Зрители которым было дано задание выр_жать в_сторги по пов_ду заведомо бе_помощ(?)ного фильма разобл_чали себя скудостью и (не)выразит_льностью жест_куляци_. По (не)которым (не)зависимым от слов дв_жениям вроде постук_вания пальцами по столу мы мож_м судить о внутре(н,нн)ем состояни_ соб_седника угад_ва_м исходящ_ от него добр_ж_лательность или угрозу. Другие дв_жения например почес_вание затылка св_детельствуют о (не)хватке слов или смущени_ говорящ_го. Может быть в этом жесте залож_(н,нн)а так(же) подс_знат_льная попытка ст_мулировать мозг. Этими вопросами зан_ма_т(?)ся психология жестов. Она однако соверше(н,нн)о бе_сильна перед загадкой того как име(н,нн)о мозг к_нтролиру_т дв_жения рук и включа_т их в контекст пов_дения и речи. Получа_т(?)ся что мы пр_бл_зительно пр_дставля_м себе связь моторики с абстрактным мышлени_м и ос_зани_м но как и благ_даря чему действу_т эта связь остает(?)ся для нас тайной за семью п_чатями.

(По материалам журнала «Гео»)

Задания

1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Найдите фразеологизм в тексте, объясните его значение.

3. Составьте схемы сложных предложений первого абзаца.

4. Найдите вводные слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением.

5. Выпишите сложные слова и укажите способ образования.

6. Выпишите по два примера согласованных и несогласованных определений с определяемыми словами. Произведите разбор этих словосочетаний.

7. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.

– Различается написание не с отглагольными прилагательными на мый и с причастиями на мый : при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К прилагательным на мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида. На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, то есть они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме.

– Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.

– Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения.

Текст для самоконтроля

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

С точки зрения зооморфологии существенных различий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неуклюже, – вот и вся разница. Однако если перечислить все, что может человеческая рука помимо хватания, станет ясно, насколько далеко мы ушли от своих лазающих по деревьям предков. Красноречивее всего об этом свидетельствует язык, на котором разговаривают глухонемые, – язык жестов. В этом языке руки полностью берут на себя функции звучащей речи. Но и просто разговаривая друг с другом, мы все равно помогаем себе руками. Жест, как правило, сопутствует словесному объяснению. Попробуйте, например, объяснить ребенку, что такое винтовая лестница, и вы увидите, как ваша рука начнет энергично рисовать в воздухе петли серпантина. Речь и жестикуляция прочно связаны в нашем мозгу. Люди, которым во время эксперимента запрещалось сопровождать беседу движением рук, говорили гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом формулировали мысль и путали отдельные понятия.

Активная жестикуляция – незаменимый помощник речи, когда оратору приходится выступать на почтительном расстоянии от публики. Поэтому актеры на сцене жестикулируют гораздо активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в придворном театре героические роли. Вероятно, у него будущий фюрер научился простирать руки к слушателям и привлекать их скорее жестами, чем аргументами. Жесты выдают человека, когда он лжет. Зрители, которым было дано задание выражать восторги по поводу заведомо беспомощного фильма, разоблачали себя скудостью и невыразительностью жестикуляции. По некоторым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу, мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исходящую от него доброжелательность или угрозу. Другие движения, например, почесывание затылка, свидетельствуют о нехватке слов или смущении говорящего. Может быть, в этом жесте заложена также подсознательная попытка стимулировать мозг. Этими вопросами занимается психология жестов. Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой того, как именно мозг контролирует движения рук и включает их в контекст поведения и речи. Получается, что мы приблизительно представляем себе связь моторики с абстрактным мышлением и осязанием, но как и благодаря чему действует эта связь, остается для нас тайной за семью печатями.

Знать: способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов.

Уметь: находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением.

Повторение: правописание безударных гласных в корне.

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Подлежащее, сказуемое.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение изученного по синтаксису.

1. Какие члены предложения называются главными?

2. Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении?

3. Какими частями речи выражается подлежащее? Приведите примеры.

4. Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?

5. Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? Приведите примеры.

6. Что составляет грамматическую основу предложения?

7. Сколько главных членов может быть в предложении? Приведите примеры.

8. Как называются остальные члены предложения?

Чтобы не дублировать того, что ученики должны были прочно усвоить в начальной школе, необходимо четко представлять, какими знаниями о главных и второстепенных членах предложения владеют пятиклассники.

Из курса III-IV классов учащимся известно, что подлежащее и сказуемое - главные члены предложения; подлежащее отвечает на вопрос к т о? или ч т о?, обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и чаще всего выражается существительным или местоимением. О сказуемом учащиеся знают: оно обозначает, что говорится о под отвечает на вопрос ч т о д е л а е т п р е д м е т? и чаще всего выражается глаголом. Известно им также, что остальные члены предложения называются второстепенными.

IV. Запись под диктовку.

Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи выражены.

Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет сквозь листву. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.

(По К. Паустовскому.)

Глаголами какого времени выражены сказуемые?



Выпишите местоимения, которые выступают в роли подлежащего. (Выписываются местоимения я, она, они .)

Придумайте предложения, в которых другие местоимения могут выступать в роли подлежащего.

Какие это местоимения? (Ты, он, мы, вы .)

Учитель сообщает учащимся, что подлежащим может быть слово или группа слов, которые отвечают на вопрос к т о? или ч т о? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.

Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

V. Коллективное выполнение работы.

Учитель читает предложение, учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником (упражнение выполняется устно.)

1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С. Маршак.) 2. Но кто там в колодце так громко смеется? (Д. Чиарди.) 3. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков.) 4. Три часа у проруби три вороны пробыли. (В. Фетисов.) 5. Я увидел на стекле три капли дождя. 6. У папы три капля упали со шляпы. (В.Левин.)

VI. Проверочная работа.

Цель работы - проверка умения учащихся находить основу предложения, в которой подлежащее выражено именем существительным, местоимением или сочетанием слов.

I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

1. Веселые отблески огня играли на стекле.

2. На печке два мальчика сладко посапывали.

3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.

4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

5. Сырой туман висел над рекой.

(По Л. Воронковой.)

II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.

2. Они вывели бычка на улицу.

3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

4. Дед бережно вынул из конверта письмо.

5. Она босиком побежит по свежей траве.

(По Л. Воронковой.)

Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5; II. 2, 5.

Домашнее задание: § 30, 31, упр. 157, 158; подготовить карточку «Подлежащее» для наборного полотна.

Урок 36. Сказуемое

Знать: способы выражения сказуемого.

Уметь: находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным.

I. Проверка домашнего задания.

По мере проверки выполнения упражнения заполняется левая часть таблицы, затем пятиклассники заполняют своими примерами правую часть.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Учитель русского языка и литературы.
Лелекова Евгения Вячеславовна.
МОБУ "СОШ №54", г. Оренбург

Тема: Повторение. Орфография. Пунктуации.
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить тему «Орфография и пунктуация».
Задачи:
Обучающие:

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку;
отрабатывать навыки правописания чередующихся гласных в корне;
отрабатывать навыки правописания приставок;
отрабатывать навык постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях.
Развивающие:
использовать современные технологии обучения для развития у обучающихся навыков активного усвоения учебного материала;
создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА;
способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и познавательный интерес, умение слушать, желание работать до конца;
развивать положительное отношение к предмету.
Тип урока: Урок повторения изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Работа по теме урока. Работа с эпиграфом.
5. Подготовка к экзамену. Часть Б. Работа с текстом.
6. Физминутка.
7. Подготовка к экзамену. Часть А. работа с тестами.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.

Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы повторим орфографию и пунктуацию. Но прежде чем перейти к повторению, проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
(Д/з: индивидуально – сочинение – миниатюра «Природа моего края»; остальные учащиеся упражнение № 35)
- Некоторые учащиеся получили на прошлом уроке индивидуальные задания. Они должны были написать сочинения – миниатюры на тему «Природа моего края». Сейчас они зачитают свои сочинения, а вы отметите, какие орфограммы и пунктограммы встретились вам в сочинениях.
- Остальные учащиеся класса выполняли упражнение 35. Ответьте на написание каких орфограмм вам пришлось вспомнить правила. Написание каких орфограмм вызвало затруднения?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока. Сегодня на уроке мы с вами повторим такие правила орфографии, как правописание корней с чередующимися гласными, правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с, и написание приставок пре, при. Также мы повторим постановку знаков препинания в осложненном простом предложении.
4. Работа по теме урока.
Работа с эпиграфом.
- В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю слова И. Гёте.
Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность.
- Выполняя входную контрольную работу, вы заметили, что в тестах присутствовали задания на расстановку знаков препинания, фонетику. К доске пойдут три ученика. Задание следующее: первый ученик объясняет постановку знаков препинания и выполняет синтаксический разбор предложения. Второй ученик – производит синтаксический разбор словосочетания из этого предложения. Третий ученик – делает фонетический разбор. Пока учащиеся выполняют свою работу, мы проведём словарный диктант и повторим правила орфографии. (на листочках)
Прикасаясь, растительный, зарница, перебирать, приминать, выращенный, избрать, исчезнуть, безрассудный, придорожный, бессмертный, разбить, возлагать, коснулся, прескучный, расстилать, разгорелся.
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Произведём взаимопроверку. Внимание на экран.
- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Теперь те, кто получил «4». А кто не справился с работой?
- Двое учеников пойдут проверять фонетический разбо разбор слова и синтаксический разбор словосочетания. Пока они занимаются работой, мы послушаем ученика, выполнявшего синтаксический разбор предложения.
Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность. (Повеств., невосклиц., прост., двусост., распростр., полное, ослож. = и =)

Всякую бездеятельность

Мест. + сущ.

Признак предмет
(грам.значение – признак предмета, связь – согласование)

Оценка за синтаксический разбор предложения. Учащиеся, которые выполняли разборы, и их проверяющие оцениваются в процессе работы на уроке.
5. Подготовка к экзамену. Часть Б. Работа с текстом.
Фронтальный опрос.
- Повторим термины. Что изучает орфография? (правильность написания слов) какие правила орфографии мы с вами изучили? Какое из правил было для вас трудным? Что изучает пунктуация? (постановка знаков препинания)
- Закрепим эти понятия при работе с текстом. В этом году вы будете сдавать ГИА и знаете, что в блоке Б вас ожидает работа с текстом.
На опушк.. выр..с красивый лес из березок. У каждой красавицы листья расположены (по)разному. Одни к..саются земли, другие г..рят ярким пламенем на верхушках. Вокруг березок густо зеленеет м..лодая поросль. Во время вечерней з..ри лес оз..ряется необычным светом. Именно тогда листья деревьев делаются г..рящими! Хорошо в это время в лесу!
Лес это самое великое тв..рение природы. Все зверьки птички прекл..няются перед этим чудом.

- Перед вами текст. Определите тему и идею текста? Тип и стиль речи. (Ответ: тема – лес - это великое творение природы. Идея – привлечь внимание читателя к красоте природы. Тип – описание, стиль – художественный)
- Посмотрите на первые два предложения. Назовите способ связи этих предложений. (последовательный)
- Назвать средство связи первого и второго предложения. (синоним)
Задание: списать текст, вставить орфограммы и недостающие знаки препинания.
- Какие правила вам пришлось вспомнить при написании орфограмм? Объяснить расстановку знаков препинания.
- Самопроверка через проектор.
- Какие средства художественной выразительности использует автор для описания природы? (Ответ: эпитеты - красивый лес, ярким пламенем, необычным светом, великое творение; олицетворение - другие горят ярким пламенем; листья деревьев делаются горящими; метафора - все зверьки, птички приклоняются перед этим чудом)
- Для чего автор использует средства выразительности?
- Что мы повторили при работе с текстом? (орфографию, синтаксис, пунктуацию, художественно-выразительные средства)
6. Физминутка.
Зарядка для глаз.
- Закройте глаза, представьте чёрное пятно, посмотрите в него. Откройте глаза. Посмотрите влево – вправо, вверх – вниз. Повторите упражнение по 5 раз. Поморгали глазами.
7. Подготовка к экзамену. Часть А. работа с тестами.
- А сейчас проверим ваши знания по пройденным темам. Вам предлагается тест. Выполняем. Потом сдаёте тетради. Я проверю и выставлю оценки в журнал.
Тест.
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.
Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.
1) 1
2) 1, 2
3) 3
4) 3, 4
А2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..школьный, пр..следовать
2) бе..заботный, ра..писание
3) пр..градить, пр..гладить
4) во..паление, и..черпать
А3. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
1) просл..дить
2) зам..рать
3) изл..гать
4) к..рзина
А4. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?
1)(Не) высокие сосенки видны вдоль дороги.
2) Солдат (не) был дома пять лет.
3) (Не) весёлым, но добрым был этот человек.
4) (Не) легко забыть прошлое.
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
(Н..)(1) кто (н..)(2) хотел (н..)(3) ссориться, (н..)(4) мириться.
1) 1, 2 2) 1, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Ч. Айтматов как-то заметил, что бывают дни, когда всё ладится и жизнь прекрасна.
2) В один из осенних дней, освежённых холодным воздухом, лес как будто помолодел.
3) Все, кто был против старого Меньшикова, теперь торжествовали.
4) Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.
А7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Только деревья да дома мелькают перед глазами.
2) Это был то ли сон то ли призрачное воспоминание.
3) Ничего из его наследства не тронуто ни людьми ни временем ни землетрясениями.
4) А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми.
А8. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) прик..саться, зам..реть, покл..ниться
2) прим..рять, прол..жить, просл..зиться
3) просл..дить, зав..зать, прогл..тить
4) прив..зать, попл..вок, гр..шить
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вздрагивая от холода(1) щенок(2) потерявший хозяина(3) забился под крыльцо дома(4) и заснул.
1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,3
А10. Укажите верную характеристику предложения.
В Москве, на Красной площади, стоит Храм Василия Блаженного.
1) Простое односоставное предложение.
2) Простое двусоставное предложение с уточняющим членом.
3) Простое предложение с вводной конструкцией.
4) Простое предложение с обособленным определением.

Ответы:
А1 – 2
А2 – 4
А3 – 1
А4 – 2
А5 – 2
А6 – 4
А7 – 2
А8 – 1
А9 – 2
А10 – 2

9-10 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
8. Итог урока.
- Какие правила орфографии и пунктуации мы сегодня повторили?
9. Рефлексия.
- Перед вами пословицы об учёбе. Какую бы вы выбрали сегодня для себя?
Без муки нет науки.
Век живи – век учись.
Грамоте учиться – вперед пригодится.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
(спросить 3 – 4 ученика)
10 Домашнее задание.
Упр. 36. Задание: графически объяснить. Разобрать 3 словосочетания с различными видами связи.
Индивидуально: Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.