для школьников, учеников 5 – 6 класса

Почему в некоторых европейских странах День Победы празднуется 8 мая?
(Потому что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 9 мая по московскому времени, а по центрально-европейскому это был ещё поздний вечер 8 )

Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
(4 года. 1941-1945 гг.)

Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета?
(Чёрный цвет – дым, оранжевый – огонь)

Как фамилия диктора, объявившего о победе над фашистской Германией?
(Левитан)

Кто принимал парад Победы в 1945 году?
(Г.К. Жуков)

Кто из четвероногих воинов, кроме лошадей, принимал участие в Параде Победы 1945 года?
(собаки)

После победы Красной армии в Белоруссии, в ходе операции “Багратион”, по улицам Москвы провели пленных немцев. А после них сразу же проехали поливальные машины. Почему?
(Чтобы очистить улицы, осквернённые самим присутствием фашистов)

Где состоялся первый парад Победы?
(Москва, Красная площадь)

Когда состоялся этот парад? Усложнённый вариант: и почему?
(Парад состоялся лишь 24 июня 1945г. Потому что нужно было успеть сшить форму для участников парада)

А когда же прогремел салют Победы, небывалый по размаху до сих пор: 30 залпов из 1000 орудий?
(А вот салют состоялся 9 мая 1945 года)

Назовите самые крупные победы Красной армии в Великой Отечественной войне.
(Москва, Сталинград, Курская дуга, план «Багратион»)

Город-герой, переживший почти трёхлетнюю блокаду.
(Ленинград)

Что такое «Дорога жизни»?
(Магистраль, проходящая через Ладожское озеро, единственная нить, связывающая Ленинград с большой землёй во время блокады)

Ленинградские подростки во время блокады по ночам забирались на крыши домов. Зачем они это делали?
(Чтобы гасить зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на город. Если их погасить сразу, то взрыва не будет. Эту работу взяли на себя дети осаждённого города)

Ленинградцы во время блокады заклеивали стёкла окон крест- накрест полосами бумаги. Зачем?
(Чтобы при бомбёжке стёкла не разлетались вдребезги)

Вечерами окна осаждённого Ленинграда занавешивали плотными одеялами. Почему?
(Свет от свечи или керосиновой лампы мог быть виден с самолёта в ночной темноте и послужить мишенью для вражеских лётчиков)

Советский солдат И.Масалов уже в последние дни войны вынес из боя маленькую девочку. В каком городе находится памятник советскому солдату с девочкой на руках?
(В Берлине. В последние дни войны бои шли именно там.)

Великая Отечественная война. Почему – Великая и почему – Отечественная?
(Великая – потому что это была самая масштабная война в истории. Отечественная – потому что носила освободительный характер, бойцы защищали своё отечество)

Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это?
(Вечный огонь)

Назовите самые активные страны-участницы антигитлеровской коалиции.
(Франция, Англия, США)

Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в одном из городов-героев. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире.
(«Родина-Мать зовёт!». Находится в Волгограде)

На фюзеляжах советских самолётов часто можно было увидеть нарисованные краской маленькие звёзды разных цветов. Что они обозначали?
(Воздушные победы – количество сбитых вражеских самолётов)

Город (то название, каким оно было во время войны), именем которого названо самое эпохальное сражение Великой Отечественной войны. Как этот город называется сегодня?
(Сталинград, Сталинградская битва. Сейчас город называется Волгоград)

Каким образом люди, находящиеся за линией фронта, помогали приблизить день победы?
(Работа на заводах в тылу, народное ополчение, посылки и письма на фронт, участие в концертных бригадах…)

Интеллектуальная игра, посвященная 70 - летию победы В Великой Отечественной войне.

Здравствуйте. Очень рада видеть вас всех в этом зале. Он уже украшен по-новогоднему, и это значит, что совсем скоро наступит следующий 2015 год. Этот год будет особенным для нашей страны. Мы будем отмечать 9 мая большой праздник – 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне. Время всё дальше отодвигает от нас события Великой войны. Но эта тема до сих пор интересует людей, потому что война коснулась каждой семьи в нашей стране: ваши прадедушки и прабабушки воевали на фронте или трудились в тылу, приближая Победу. Давайте всегда будем помнить об их подвиге, и стараться делать все от нас зависящее, чтобы такая страшная война больше не повторилась.

Сегодня вам, ребята, предстоит продемонстрировать свою эрудицию, свою сообразительность, свой интеллект и ответить на ряд вопросов, которые относятся к теме Великая Отечественная война. Команды – победители не останутся без награды. Учителя истории в моем лице и в лице Ольги Владимировны готовы поставить хорошие оценки достойным. Удачи вам!

(объявление о тренировке и питании).

Форма «Пентагон».

Правила игры «Пентагон»

1. Игра проводится между командами. В команде играет не более 6

человек. Одновременно играют все команды.

2. Участникам предлагается несколько заданий. Каждое задание содержит

пять подсказок, начиная с самой сложно и заканчивая самой простой. Все

подсказки намекают на один и тот же правильный ответ.

3. Перед каждым заданием ведущий объявляет генеральную подсказку

Затем по порядку зачитываются подсказки, начиная с

самой сложной. После зачитывания каждой подсказки ведущий делает

паузу на 30 секунд для обсуждения командами ответа и сдачу бланка с

ответом. После того, как зачитаны все подсказки данного задания,

объявляется правильный ответ.

4. Команды могут сдавать свои варианты ответов после каждой подсказки.

Количество сданных вариантов ответов не ограничено, но одинаковый

ответ дважды сдавать нельзя.

5. На бланке с ответом должно быть указан класс и номер команды, номер задания и номер подсказки, на которую команда дает ответ.

6. Правила подсчета очков:

a. Если команда отвечает верно с первой подсказки, то получает 5

b. Если команда дает неверный ответ, то получает -1 балл за каждый

неверный ответ.

c. Команда не обязана отвечать на вопрос. При отсутствии ответа

баллы не вычитаются и не прибавляются.

7. Когда все задания отыграны, суммируют баллы, полученные командой за

игру, и определяют победителя.

Возьмите 5 листочков, подпишите. Не надо выкрикивать. Надеюсь, что каждая команда проявит себя с лучшей стороны.

Задания.

    А) По-испански это слово означает череп.

Б) Средство индивидуальной защиты солдата.

В) Военного часто в бою защищала

Такая «фуражка» - она из металла.

Г) Бывает солдатская, строительная, шахтерская, мотоциклетная.

Д) фото

    А) Какое название носил план нападения фашистский Германии на Советский Союз.

Б) Этот план получил свое название в честь прозвища короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха, которое он получил за свою рыжую бороду.

В) Такое же прозвище носил и вельможа, живший в XVI веке. Когда он умер в своём дворце над и был похоронен в воздвигнутой им , то в течение длительного времени каждый турецкий корабль, проходивший мимо, отдавал салют перед его , а команда возносила молитвы в честь величайшего турецкого мореплавателя. Прозвище рыжебородый - было просто искажением имени Баба Арудж .

Г) Если вспомнить, как называют иногда грубого невежественного человека, разрушителя культурных ценностей и поменять в этом слове третью букву русского алфавита на вторую, и добавить название жалящего насекомого, удвоив в нем согласную, то вы получите ответ на вопрос.

Д) Б-Р-АР-С-А.

    А) Фашистские войска в 1941-1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь?

Б) Этот город был основан в V веке до н.э. и назывался тогда Херсонес.

В) Этот город уже выдерживал длительную осаду. В середине XIX века наши враги смогли захватить его только после 11 месячной героической обороны.

Г) В этом городе находится монумент, который называется «Памятник затопленным кораблям».

Д) Это город вернулся в состав Российской Федерации в марте 2014 после референдума, на котором 95 % населения высказалось именно за это решение.

    А) Как называлась операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.

Б) Героический полководец Отечественной войны 1812 г.

В) фото

Г) Название династии, давшей России много талантливых полководцев и политических деятелей, дал царь Грузии Баграт III , живший в XI веке.

Д) О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитр, и быстр, и тверд во брани;
Но дрогнул, как к нему простер в бой длани
С штыком Бог-рати-он. (Державин)

    В Красной Армии была традиция давать названия вооружению в честь государственных деятелей. Например, тяжелый танк назывался КВ – Клим Ворошилов. В честь кого назвали танк ИС, стоявший на вооружении советской армии с 1943 года.

Б) 21 декабря 2014 года этому человеку исполнилось бы 135 лет.

В) Настоящая фамилия Джугашвили, но больше он известен под другой фамилией

Г) Руководитель СССР в 1929 – 1953 гг.

Д) Фото

    А) Герой Советского Союза (посмертно). Фото.

Б) Родилась в городе Глазове (Удмуртия). С 1940 г. Училась в Пермском педагогическом институте. С 1944 г в действующей армии. Снайпер, медсестра, телефонистка. Была направлена вместе со своим батальоном в тыл противника для выполнения боевой задачи - захватить узел дорог и удерживать его до прибытия основных сил. На марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою под огнём оказывала помощь раненым. Осталась одна защищать блиндаж с ранеными. Она отстреливалась до последнего патрона, уничтожив до 20 вражеских солдат . Захватив блиндаж, фашисты укрывавшихся раненых расстреляли. Ее долго пытали: тело изрезали кинжалом, глаза выкололи, в живот воткнули штык и добили выстрелом из противотанкового ружья в голову. Опознали её только по остаткам обмундирования и по волосам.

В) Улица в Дзержинском районе Перми.

Г) Фото.

    А) Высшее воинское звание.

Б) Исторически это звание присваивалось полководцам, командовавшим в ходе войны нескольким армиями, а в некоторых случаях государственным деятелям или лицам царствующих династий в качестве почетного звания.

В) За всю историю российского государства это звание имели только пять человек: сподвижники Петра I Алексей Семенович Шеин – за взятие Азова, Александр Данилович Меньшиков, Антон Ульрих Брауншвейгский (как отец императора – младенца Ивана VI ), Иосиф Виссарионович Сталин (за победу в ВОВ).

Г) фото

Д) Образовано от звания генерал.

    А) Один из самых титулованных военачальников Великой Отечественной войны. Именно ему было доверено командовать Парадом Победы в 1945 году.

Б) Маршал Советского Союза, дважды герой Советского Союза. В Великую Отечественную войну командовал, армией в Московской битве, Брянским, Донским (в Сталинградской битве), Центральным, 1-м и 2-м Белорусским фронтами. О ком идёт речь?

В) Он был наполовину поляк, и после войны с 1949 по 1956 г. был министром обороны Польши.

Г) Фото

Д)

Пока жюри подводит итоги, выявляет команду - победителя в каждом классе и призовую тройку по итогам всей игры между 8 и 9 классами, мы послушаем стихи о войне.

Подведение итогов.

Поздравление.

Для жюри:

За ответ с первой подсказки – 5 баллов

Со второй – 4 балла,

С третьей - 3 балла

С четвертой – 2 балла,

С пятой – 1 балл.

За неверный ответ – минус 1 балл.

Ответы.

    Каска

    Барбаросса.

    Севастополь

    Багратион

    Сталин

    Татьяна Барамзина

    Генералиссимус

    Рокосовский.

Диана Свиридова

О подвигах и славе!

В минувшую неделю в МБДОУ № 41 «Почемучка» с детьми подготовительных групп № 12 и № 7, была организованна и проведена «Игра – викторина «Великая Отечественная война » »

Целью данного мероприятия явилось формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Таким образом у детей дошкольного возраста сформируется осознанное отношение к празднику Победы. Они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню. С уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.

Данное мероприятие направлено на поддержание познавательного интереса к истории своей страны, любви к Родине, формирование чувства гордости за нее.

В ходе мероприятия ребята не только показали свои знания и умения, они активно поддерживали инициативу ответов на вопросы викторины , самостоятельно рассуждали, реагировали на высказывания партнера. Также в ходе викторины ребята смогли показать свою ловкость, выдержку.

При подведении итогов викторины , победители были награждены почетными грамотами.

Воспитатель : Свиридова Д. А.

МБДОУ д. с. № 41 «Почемучка»

Игра – викторина «Великая Отечественная война »

Подготовительная группа №12

Описание работы : данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп при проведении викторин о Великой Отечественной войне .

Цель : Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.

Задачи : Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны; прививать любовь к Родине, гордость за нее; активно поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины ; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.

Оборудование : эмблемы для команд, звездочки, палочки, карточки с военными профессиями и карточки с изображением военной техники, снаряжения и одежды, бинт, карточки со словами для пословиц.

Предварительная работа : Чтение с детьми литературы о ВОВ, знакомство с родами войск, рассматривание картин и репродукций на тему войны , просмотр телепередач, кинофильмов о ВОВ дома, беседы в детском саду и в семье, разучивание стихов и песен о войне , прослушивание СД - дисков на военную тему в исполнении известных певцов, составление совместно с родителями «Книги памяти» .

Ход викторины:

Героям Победы-спасибо!

Спасибо Героям,

Спасибо Солдатам,

Что мир подарили,

Тогда - в сорок пятом!

Вы кровью и потом

Добыли Победу.

Вы молоды были,

Сейчас – уже деды.

Мы эту Победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен-

И взрослым,и детям!

Великая Отечественная война стала одним из самых тяжелых испытаний, которые выпали на долю советского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной . Поэтому в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов –защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Есть память, которой не будет конца. В последние годы во время празднования дня Великой Победы , мы с вами видим на улицах. на одежде людей. на автомобилях оранжево- черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

Воспитатель : - Такая двухцветная лента называется «Георгиевской» .

Она относится к ордену Святого Георгия,который традиционно являлся высшей военной наградой в России.

Демонстрируется крупное изображение современного ордена. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым» и «» пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

Сегодня у нас будет проходить игра , посвященная памяти о тех страшных днях Великой Отечественной Войны . Я приглашаю вас участвовать в викторине !

Дети тянут листочки с номерами.

Мы приветствуем две команды и их капитанов : команда «Пограничники» , команда «Моряки» .

Капитан команды пограничников :

Наша команда - «Пограничники» , наш девиз :

Пограничники в дозоре -

Вся страна спокойно спит,

Потому что пограничник

Мир и сон ваш сохранит!

Капитан команды моряков :

Наша команда - «Моряки» , наш девиз :

Мы – ребята любим море.

По морям и по волнам

В боевом идем дозоре

Нынче - здесь, а завтра – там!

Воспитатель : Мы приветствуем также наших гостей и жюри. Желаем вам, ребята, успехов и победы! За победу в конкурсе команда будет получать звездочку. Чья команда больше соберет звездочек, та команда и победила.

Под музыку команды занимают свои места.

Воспитатель : Везде сражались наши воины : на суше, на море и в воздухе.

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад. (В. Степанов «Наша армия» )

О ком это стихотворение? (о солдатах) . Солдаты служили в разных родах войск. Назовите рода войск, участвующие в Великой Отечественной Войне .

Команды по очереди называют рода войск. Побеждает команда, последней сказавшая название рода войск.

1 конкурс «Разминка» -

Каждой команде будет задано по два вопроса. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.

Разминка

Первый вопрос первой команде.

Как называется война , победу в которой мы празднуем 9 мая? (Великая Отечественная война )

Когда началась война ? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)

Сколько лет она продолжалась? (война продолжалась 4 года .)

Второй вопрос второй команде.

Как называлась наша страна в то время (Союз Советских Социалистических Республик (СССР) .)

Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

Как называется наша страна в настоящее время? (Россия, Российская Федерация) .

Воспитатель : Скажите, у кого есть дедушки и бабушки, воевавшие на войне , кем они воевали и как? (Солдатами, медсестрами и т. д.) Давайте вспомним с вами военные профессии.

2 конкурс «Военные профессии»

1. Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется … (Танкистом)

2. Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас! (Военный летчик)

3. Родина дала приказ,

И он сразу на Кавказ!

Прыгнул ночью с парашютом -

Дорога, порой минута! (Десантник)

4. Заменит робота-машину -

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтобы в живых потом остаться. (Сапер)

5. У паренька сбылась мечта -

Пришел служить он в роту.

Теперь стреляет : "Тра-та-та!"

Из пушки, миномета.

Недавно служит паренек,

Но самый лучший он стрелок. (Артиллерист)

6. Уважения достоин

Смелый и отважный воин :

Трудно в тыл врага пробраться,

Незамеченным остаться,

Все запомнить, разузнать

Утром в штабе рассказать. (Разведчик)

«Был и он в войну солдатом ,

Шел в атаку с автоматом,

Города освобождал,

Воевал и побеждал».(Герой)

3 конкурс «Кому что нужно?»

В войне принимали участие разные виды войск (авиация,флот, пехота,

использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки. зенитные орудия, военные различных специальностей (летчики, моряки, танкисты, снайперы) .Бои велись на суше ,и на воде, и в воздухе. Знаете ли вы где воевали :

Военный флот? (На море, на воде.)

Авиация? (В небе, в воздухе.)

Пехота? (На суше, на земле.)

Команды получают по две карточки с военными профессиями и карточки с изображением военной техники, снаряжения и одежды. Дети должны отобрать карточки, на которых изображены те предметы, которые требуются для той или иной военной профессии.

Воспитатель : Наши защитники отечества , какие они? (мужественные, отважные, смелые, храбрые, бесстрашные) .

4конкурс - эстафета «Города Герои»

Воспитатель : - За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город –герой?

(Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны .)

Ребята на территории Российской Федерации есть много городов-героев. Какие города вы знаете?

Назовите не менее четырех.

(Ленинград (ныне Санкт Петербург) ,Сталинград (ныне Волгоград, Одесса,Севастопль. Москва, Брестская крепость (крепость герой, Новороссийск, Керчь,Минск, Тула, Мурманск. Смоленск.)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, кто в армии самый главный? (Командир) . От умелых действий командира зависит исход боя, жизнь солдат. У нас с вами тоже есть командиры – это наши капитаны.

5 конкурс «Конкурс капитанов» .

Команда «Пограничники»

1. Как называется праздничный проход всех групп и родов войск по Красной площади? (парад)

2. Город-герой, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест) .

3. Назовите высшее воинское звание? (Маршал)

4. Рядовой, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (А. Матросов) .

5. Какое оружие называется женским именем? («Катюша» .)

Команда «Моряки»

1. Сколько лет длилась Великая Отечественная Война ? (4 года) .

2. Назовите легендарный город-герой моряков? (Севастополь) .

3. Государственная награда за заслуги перед Родиной. (Медаль.)

4. Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран. (Н. Гастелло.)

5. Зимняя верхняя одежда солдат? (Шинель) .

Ведущий :

Продолжает нашу викторину «Военная эстафета»

6 Эстафета «Ловкие саперы»

Инвентарь :по 2 корзины и по 10 бочонков для каждой команды.

Дети каждой команды становятся друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с бочонками. вторая пустая корзина находится за последним участником команды.

Задание : по цепочке передать «бочонки с порохом» сначала из первой корзины во вторую. затем обратно.

Воспитатель : Недолгими бывали передышки на фронте. И снова рвались снаряды, свистели пули. Медсёстры бесстрашно выносили с поля сражения раненых, перевязывали их раны, отправляли в медсанчасть. Их солдаты называли «боевыми подругами» .

7 конкурс «Боевые подруги»

Девочки имитируют действия медсестёр, перевязывают мальчикам «рану» на голове.

Воспитатель : Я знаю пословицы о войне и мире : Войну хорошо слышать , да тяжело видеть. Дружно за мир стоять - войне не бывать . Друзья познаются в бою. Если хочешь мира, будь готов к войне .

8 конкурс «Шифровка» .

Детям даются карточки со словами, нужно из слов составить пословицу.

1. Один в поле не воин.

2. Сам пропадай, а товарища выручай.

Подводятся итоги и награждаются победители.

1. Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда - в сорок пятом!

2. Вы кровью и потом

Добыли Победу.

Вы молоды были,

Сейчас - уже деды.

3. Мы эту Победу -

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!



муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Калининград

МАОУ СОШ № 7

ВИДЕОСТУДИЯ «ОРБИТА»

руководитель группы Савич Е.А. т. 89114627130

«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Интеллектуально-познавательная игра для
старшеклассников

Интеллектуально-познавательная игра «Умники» проводится форме «интеллектуальной игры ЧТО? ГДЕ?КОГДА?»

Тема всей игры «Священная война». Приурочена к 70-летию Сталинградской битвы

Первый тур «Великие битвы и сражения» (основные битвы и сражения Великой Отечественной войны).

Второй тур «Они сражались за Родину» (вопросы о 20-ти персонах – героях и антигероях Великой Отечественной войны).

Третий тур «Никто не забыт, ничто не забыто…» (вопросы по литературным, музыкальным произведениям и фильмам о войне, а также об авторах этих произведений, исполнителях песен).

В игре принимают участие команды, в составе которых по 5 человек. Возраст 15-16 лет (10 класс). Каждая команда должна иметь название, эмблему (отличительный знак).

Жюри оценивает:

уровень эрудированности участников в вопросах истории, литературы, искусства.

глубину знаний детей и подростков.

Награждение участников проводится по итогам 3-х туров.

ИГРА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗНОООБРАЗНЫЕ

ПО ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАУНДЫ:

«Тестовый». Состоит из 25 тестовых вопросов.

«Описание». Необходимо по описанию чего-либо или кого-либо определить название или имя. Например, в раунде «Историческая справка» представлены описания битв и сражений, необходимо узнать – о чем идет речь

«Видео-раунд». Участникам предлагаются видеовопросы по теме игры.

«Музыкальный раунд». Участникам предлагаются музыкальные вопросы по теме игры. Например, звучат песни военных лет, нужно отгадать исполнителя или название песни.

«Кот в мешке». Участники должны угадать, какой предмет лежит в мешке.

«Ва-банк». Решающий раунд. Командам предлагается сложный вопрос. Они должны за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. На игре необходимы ведущий и крупье по числу команд.

I ТУР «ВЕЛИКИЕ БИТВЫ И СРАЖЕНИЯ»

Начинаем первую интеллектуальную игру «Умники».

Звучит музыка передачи «Что? Где? Когда?». Крупье выходят к столикам.

Внимание, пробный вопрос: «Сталин игнорировал все донесения и сообщения о подготовке Германии к войне с СССР, по мнению людей, близко его знавших, потому что:

1. убедил себя в том, что Германия воевать на два фронта (против Англии и СССР) не решится;

2. верил в прочность советско-германских договоров 1939 и 1940 г.г.

3. был уверен, что это провокаторы подталкивают СССР к войне с Германией.

Время на обсуждение 30 секунд. Время!

Правильный ответ – номер один! Итак ПОЕХАЛИ!!!

I раунд

«Тестовый»

1. В первый день войны была объявлена всеобщая мобилизация и введено военное положение:

а) в западных районах страны;

б) от Волги до западных границ страны;

в) на всю европейскую часть страны вплоть до Урала.

2. Первое крупное поражение Германии во второй мировой войне произошло под:

а) Москвой;

б) Сталинградом;

в) Курском.

3. 30 июня 1941 года на заседании Президиума Верховного Совета Союза ССР, Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП(б) было принято решение о создании высшего органа власти, в состав которого вошли Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Берия. Какое название получил вновь созданный орган власти?

а) Ставка Верховного Главнокомандования;

б) Государственный Комитет Обороны;

в) Совет Труда и Обороны.

4. Основным стратегическим направлением немецкого наступления летом 1942 года являлось:

а) северное направление на Ленинград;

б) западное направление на Москву;

в) южное направление на Сталинград.

5. Операция советского командования, проводимая в 1942 году под кодовым названием «Уран», ставила цель:

а) окружить группировку войск противника под Сталинградом;

б) наступление под Киевом;

в) максимально обезопасить Москву от возможного нового наступления немцев.

6. Начатое 19 ноября 1942 года контрнаступление советских войск под Сталинградом завершилось соединением войск Сталинградского и Юго-Западного фронтов в районе города:

а) Богучар;

б) Калач;

в) Новая Калитва.

7. В ходе подготовки какой операции советское командование избрало тактику «преднамеренной обороны»?

а) контрнаступление под Москвой;

б) оборона Ленинграда;

в) Орловско-Курское направление.

8. Где в ходе войны произошло крупнейшее сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий?

а) под Москвой на Волоколамском шоссе;

б) под Прохоровкой;

в) при взятии Берлина.

9. В результате каких действий немецкой армии 23 августа 1942 года в Сталинграде погибли десятки тысяч жителей:

а) прорыва обороны города войсками 6-й немецкой армии;

б) двух тысяч боевых вылетов немецкой авиации;

в) засылки в город двух тысяч немецких диверсантов-подрывников.

10. В каком сражении впервые немецкие войска использовали в больших масштабах танки «Тигр», «Пантера» и новые истребители «Фоке-Вульф-190»?

а) Сталинградская битва;

б) оборона Киева;

в) Курская битва.

11. Назовите кодовое название летней операции немецких войск в 1943 году в районе Курска, Орла и Белгорода:

б) «Цитадель»;

в) «Белый орел».

12. Окруженные под Сталинградом немецкие войска сдаваться отказались, их ликвидация продолжалась до 2 февраля 1943 года, когда капитулировала:

а) последняя воинская часть;

б) группа из 24 генералов во главе с произведенным накануне в фельдмаршалы Паулюсом;

в) крупная танковая группировка.

13. Первый за годы войны победный салют прозвучал в Москве:

а) в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда;

б) в честь освобождения Белгорода и Орла;

в) в честь победы в Сталинграде.

14. В сентябре 1942 года под Сталинград выехали начальник Генерального штаба А. М. Василевский и Г. К. Жуков в качестве…

а) координатора действий фронтов в предстоящем контрнаступлении;

б) заместителя Верховного Главнокомандующего;

в) инспектора наркома обороны.

15. Кто из российских военачальников носил звание маршала двух государств?

а) К. К. Рокоссовский (Маршал Советского Союза и Польши);

б) Н. Г. Кузнецов;

в) К. Е. Ворошилов.

16. Во избежание напрасного кровопролития окруженным под Сталинградом немецким войскам предложил сдаться командующий Донским фронтом генерал…

а) В. И. Чуйков;

б) Н. Ф. Ватутин;

в) К. К. Рокоссовский.

17. В написании сценария к какому фильму не принимал участия Борис Васильев?

а) «Аты-баты шли солдаты…»;

б) «А зори здесь тихие»;

в) «В бой идут одни старики».\

18. Эта песня стала известной и популярной благодаря тому, что ее исполнение было заснято на кинопленку, и песня появилась в фильме «Концерт – фронту». О какой песне идет речь?

а) «Синий платочек»;

б) «Катюша»;

в) «В лесу прифронтовом».

19. Что общего в боевой биографии генерал-майора Колпакчи В.Я., генерал-лейтенанта Лопатина А.И., генерал-майора Крылова Н.И., генерал-лейтенанта Чуйкова В.И.?

Они командовали 62-й армией в период Сталинградской битвы.

20. Войска каких фронтов осуществляли контрнаступление под Сталинградом?

Юго-Западного, Донского и Сталинградского.

II раунд

«Даты и события»

1-й ведущий. Вашему вниманию будет предложен список из восьми дат и событий. Необходимо за одну минуту сопоставить их.

Даты

События

Ответ

Освобождение Киева

Курская битва

Сталинградское сражение

Снятие блокады Ленинграда

Оборона Москвы

Оборона Брестской крепости

Операция «Багратион»

Лето 1944 г.

Битва за Берлин

Правильный ответ:

1-6 – оборона Брестской крепости;

8-7 – лето 1944 г. – операция «Багратион».

«Логические пары»

1-й ведущий. Вашему вниманию будет предложен список персон и исторических фактов. Вам необходимо за одну минуту составить логические пары, убрав лишние варианты.

Исторические факты

М. А. Егоров

и М. В. Кантария

Командующий «Русской освободительной армией

Н. Гастелло

Наземный таран скопления вражеских войск

А. Матросов

1-й авиационный ночной таран бомбардировщика

С. А. Ковпак

Получение звания «Генералиссимус»

А. А. Ковпак

Проведение тактики «выжженной земли»

Г. К. Жуков

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

И. В. Сталин

Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота

Принимал парад Победы

Руководитель партизанских отрядов

Руководил парадом Победы

Командующий 6-й немецкой армии

Правильный ответ:

1-6: М.А. Егоров и М.В. Кантария – водружение знамени Победы над Рейхстагом;

2-2: Н. Гастелло – наземный таран скопления вражеских самолетов;

3-7: А.Матросов – закрыл телом амбразуру пулеметного дзота;

4-9: С.А.Ковпак – руководитель партизанских отрядов;

5-1: А.А. Власов – командующий «Русской освободительной Армией»;

6-8: Г.К.Жуков – принимал парад Победы;

7-4: И.В. Сталин – получение звания «Генералиссимус».

III раунд

«Историческая справка»

2-й ведущий. Вашему вниманию будут предложены описания битв и сражений. Нужно за 30 секунд определить, о чем идет речь.

1. В этом сражении на отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один их таких примеров – бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков. О каком сражении идет речь?

Битва за Москву.

2.Эта битва отличалась большим размахом и направленностью. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных установок, до 12 тысяч боевых самолетов. Благодаря этой битве укрепилась антифашистская коалиция, усилилась борьба народов Европы против фашистских оккупантов. О какой битве идет речь?
Курская битва.

3. 12 декабря 1942 г. по приказу фельдмаршала Эриха фон Манштейна тринадцать германских дивизий (в т. ч. три танковых и одна моторизованная) ринулись из района Котельникова к Сталинграду, чтобы вызволить из окружения 6-ю армию Фридриха Паулюса. На берегу реки Мышкова советские солдаты остановили наступление фашистов, а затем заставили их отступить. Операция по деблокированию окружённой 6-й армии гитлеровцев провалилась. Под каким названием она вошла в историю Второй мировой войны?

А) «Тайфун»; Б) «Зимняя гроза» ; В) «Северный ветер»; Г) «Шаровая молния».

Кстати, Манштейн настаивал, чтобы Паулюс, собрав все свои силы, нанёс удар навстречу рвущимся к Сталинграду танкам генерала Гота, но Паулюс так и не решился начать эту операцию...

4. В каком году Волгограду было присвоено почётное звание «Город-Герой» за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками?

А) в 1955 г.; Б) в 1965 г .; В) в 1970 г.; Г) в 1975 г.

5. В битве при Каннах в 261 году до н.э., где Ганнибал разбил Теренция Варрона, впервые в крупном сражении было применено это. Что это, если Сталинградскую битву называют Каннами XX века?

Ответ: Окружение

6. Этот город до войны называли «индустриальным сердцем» региона. А первые 14 месяцев Великой Отечественной войны один из заводов этого города был головным предприятием танковой промышленности СССР, давая до 40% производившихся танков «Т-34″. Назовите этот завод тремя словами.

Ответ: Сталинградский тракторный завод

7. Зимой 1943 г. Донской фронт взял в плен 90 тысяч солдат и офицеров, 23 генерала и одного… Кого?

Ответ: Генерала-фельдмаршала.

21. О тяжелых боях в этих местах говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года там даже не поднялась трава. О каком историческом месте идет речь?

О Мамаевом кургане.

«Биографическая справка»

2-й ведущий. Вам будут предложены описания известной исторической личности или эпизод из ее жизни. Нужно за 30секунд определить, о ком идет речь.

1. Этот военный деятель был сыном священника, мечтал стать агрономом, закончил духовную семинарию. Участвовал в первой мировой войне. Работал сельским учителем. Был призван в Красную Армию. Когда стали увольнять из армии офицеров с неподходящим социальным происхождением, он отрекся от отца. И только спустя 14 лет по приказу Сталина восстановил связь с родными. В историю Второй мировой войны ОН вошел как один из главных авторов основных стратегических операций. О ком идет речь?

Александр Михайлович Василевский

2. Этот военный в Красную Армию вступил добровольцем в 1918 году. Был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25 Чапаевской дивизии. Великая Отечественная война застала ЕГО на посту военного комиссара Киргизской ССР. ОН впервые широко применил систему глубокого эшелонирования артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Погиб на поле боя, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. О ком идет речь?

Иван Васильевич Панфифлов

3. Воевавший вместе с ЭТИМ военным полковник вспоминал: «Каждая фраза, которую Он писал или произносил, была точно взвешена, ясно выражала его мысль, так что не вызывала никаких сомнений. Еще будучи молодым офицером он получил от товарищей прозвище «Медлитель». Его острый, как клинок, ум, его непобедимая логика снискали ему уважение всех сотрудников. Решение его созревало только после взвешивания всех мыслимых случайностей. ОН попал в плен, вернулся на Родину только в 1953 году. Умер 1 февраля 1957 года. О ком идет речь?

Фридрих Паулюс

4. сюжет по фильму режиссера Сергея Бондарчука «Судьба человека». Немцы ведут пленных и заставляют запеть песню. Какую песню запели пленные?

Пленные запели песню «Катюша».

IV раунд

«Кот в мешке»

2-й ведущий. Знаете ли вы, уважаемые, что значит «купить кота в мешке»? Совершенно верно, т.е. купить неизвестно что.

1-й ведущий. Вот и в этом раунде вы будете угадывать, что же находится в мешке.

1. С 1943 года в СССР ввели звание маршала авиации, артиллерии т.д. Но главней всех их были маршалы Советского Союза. Только у них на погонах был Этот знак отличия. Что было на погонах у маршала Советского Союза?

Герб Советского Союза.

2. Что во время Великой Отечественной войны фронтовики называли «карманной артиллерией»? Что лежит в мешке?

Ручная граната.

3. В блокадном Ленинграде фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. В «блокадный» хлеб также добавляли целлюлозу и… Что еще добавляли в хлеб? Что в мешке?

В блокадный хлеб добавляли целлюлозу и опилки.

4. В книге про бойца «Василий Теркин» автор описывает различные предметы, принадлежавшие бойцам, которые помогают в повседневной военной жизни. О каком предмете говорится в этих строках:

«Тот, в котором жизнь проводишь,
Не снимая, – так хорош!
И когда ко сну отходишь,
И когда на смерть идешь…»?

Речь идет о головном уборе бойца – шапке-ушанке.

V раунд

«Ва-банк»

1-й ведущий. Вы должны за одну минуту дать на него один, единственно верный ответ

  1. Перед взятием Берлина маршал Жуков со своим штабом разработал план ночного штурма Зееловских высот с применением ЭТОГО. После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских. Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление?

Чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление вперед двинулись 140 прожекторных установок, которые освещали путь советским войскам и слепили противника.

2. Где согласно своему завещанию похоронен дважды Герой Советского Союза маршал Василий Иванович Чуйков?
Согласно завещанию Чуйков похоронен там, где
воевал, где сложили головы многие его товарищи –
в Волгограде на Мамаевом кургане у подножия
монумента «Родина-мать».

3. Вы получите 3 дополнительных балла, если укажите название несостоявшейся встречной операции гитлеровцев.

(В ответ на начавшуюся «Зимнюю грозу» должен был раздаться «Удар грома», но Паулюс не решился на него, хотя Манштейн, по его словам, брал всю ответственность на себя)

Интеллектуальная игра, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне в рамках Месячника патриотического воспитания

«По страницам Великой Отечественной войны»

Цель:

  1. Воспитание гражданского сознания, патриотизма
  2. Развитие познавательных способностей
  3. Расширение кругозора и интеллекта

Участники: педагоги, учащиеся 10-11 класса, разделенные на 2 команды

1 тур. «Своя игра»

3 тур. «Угадай личность»

4 тур. «Угадай пару»

5 тур. Ва-банк

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся и педагоги. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, в рамках Месячника патриотического воспитания и посвященную 70-летию Победы в ВОВ. Перед началом нашей игры я предлагаю вам вспомнить основные события той ужасной войны (просмотр презентации и небольшой рассказ).

22.06.1941 г. Германия напала на СССР. В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. Были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный фронты. С учетом опыта войны в Европе план «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трех основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву (группа армий «Центр») и Киев (группа армий «Юг»). Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство были настолько велики, что уже через три недели оказались оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвинулся в глубь советской земли на 350-600 км. Гитлер планировал через 3 месяца выйти на рубеж Архангельск-Астрахань. Лидеры фашистской Германии прежде всего надеялись использовать многонациональный характер Советского государства. Предполагалось, что СССР, как и в годы гражданской войны, распадется на национально-государственные образования.

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. 8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город, отрезав его от внешнего мира. В тот же день вражеской авиацией были уничтожены Бадаевские склады с продовольствием. Выдержать защитники города могли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозили население. Лишь в январе 1943 г. блокада города была прорвана. Блокада Ленинграда длилась 900 дней.

30 сентября 1941 г. немецкое командование приступило к осуществлению операции «Тайфун» - взятия Москвы. Для Москвы сложилась критическая ситуация. Бои шли в 80-100 км. от столицы. 20 октября в Москве было введено осадное положение. К концу ноября войска Западного фронта получили значительные подкрепления из восточных районов страны. Это позволило 5-6 декабря 1941 г. начать контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен на 100-250 км от Москвы. Это было первое крупное поражение немецких войск в ходе все Второй мировой воны.

2 сентября 1942 г. 6-я немецкая армия под командованием генерала Паулюса вышла к Сталинграду. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. В середине ноября 1942 г. наступательный порыв германских войск иссяк окончательно. В сентябре 1942 г. заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуковым и начальником Генштаба А.М.Василевским начал разрабатываться план операции «Уран» - разгрома немецко-фашистских войск. Для ее осуществления создавались три новых фронта: Юго-Западный (Н.Ф.Ватутин), Донской (К.К.Рокоссовский) и Сталинградский (а.Е.еременко). советские войска перешли в наступление 19 и 20 ноября 1942 г. северо-западнее и южнее Сталинграда, что оказалось неожиданным для немецкого командования. 31 января-2 февраля 1943 г. окруженная группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф.Паулюсом капитулировала. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом. Инициатива на советско-германском фронте перешла к СССР.

В феврале 1943 г. продвижение советских войск было остановлено. Армии вермахта, вновь овладев инициативой, захватили Донбасс, Харьков и Белгород. На центральном участке советско-германского фронта к апрелю 1943 г. образовалась так называемая Курская дуга. Немецкий план операции «Цитадель» предусматривал «срезать» Курскую дугу ударами немецких войск с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их. 5 июля 1943 г. германские войска начали наступление. После упорных и кровопролитных боев им удалось продвинуться на Орловском направлении всего на 10-12 км. в районе Прохоровки разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. Планы вермахта были сорваны. И на Орловском, и на Белгородском направлениях Красная Армия перешла в наступление. 5 августа 1943 г. Орел и Белгород были освобождены. Битва на Орловско-Курской дуге закончилась.

С середины сентября 1943 года началась беспримерная битва за Днепр. На его крутом правом берегу, немцы возвели систему укреплений, делавшую ее неприступной. 6 ноября был освобожден Киев, а Днепр был преодолен на большинстве направлений. За героизм, проявленный при форсировании этой преграды, 2438 воинов, первыми вступивших на правый берег Днепра , были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Попов Федор Кузьмич (1921-1943гг). Родился 8 декабря 1921 г. в Батаринском наслеге Мегино-Кангаласского района ЯАССР, в семье крестьянина. Якут. Образование начальное. До войны работал бригадиром в колхозе «Октябрь». Призван в армию в июне 1942 г. Мегино-Кангаласским РВК.

Рядовой стрелок 3 роты 1 батальона 467 стрелкового полка 81 стрелковой дивизии 61 армии. Федор попов одним из первых в полку 1 октября 1943 г. переправился через Днепр у деревни Глушец, в траншеях врага вступил в рукопашный бой, захватил вражеский пулемет, открыл из него огонь и лично уничтожил свыше 70 фашистов. Принял участие в отражении десятков контратак противника и удержании занятого плацдарма. Своими смелыми действиями способствовал преодолению реки другими стрелковыми подразделениями полка. Погиб 10 октября 1943 г., похоронен в деревне Дерожичи Лоевского района Гомельской области.

Звание Героя Советского союза присвоено 15 января 1944 г. посмертно. Награжден орденом Ленина. После гибели Федора Попова фашистских захватчиков громили танки «Герой Федор Попов», построенные на средства, которые собрали его земляки. Имя героя носят грузовой теплоход, приписанный морскому пути Тикси, улицы в г. Якутске, в с. Майя Мегино-Кангаласского улуса. В родном селе героя Сымах и в с.Майя установлены памятники.

Самая крупная наступательная операция - «Багратион», предпринятая Красной Армией для освобождения Белоруссии в июне-июле 1944 г. за месяц советские войска продвинулись на запад на 550-600 ем. Темпы их наступления оказались выше, чем у вермахта летом 1941 г. были освобождены Белоруссия и четверть территории Польши. Группа армий «центр» оказалась разгромлена.

Остановив продвижение союзников на границе Германии осенью 1944 г., армии вермахта в декабре 1944 г. прорвали их оборону в Арденнах. 12 января 1945 г. 1-й Украинский фронт под командованием И.С.Конева прорвал немецкую оборону на Висле и устремился на запад. Стремительно наступал и 1-й Белорусский фронт под командованием Г.К.Жукова. Сдержать натиск советских войск вермахту не удалось. За 6 дней Красная Армия продвинулась на запад более чем на 500 км. были освобождены Варшава, Краков, Лодзь и др. города. Советские войска выбили противника из Силезии. Красная армия вышла к Одеру и захватила плацдармы на его западном берегу.

На фоне развивающегося наступления советских армий 4-11 февраля 1945 г. в Ялте прошла очередная конференция глав ведущих держав антигитлеровской коалиции. Основным был вопрос о послевоенном устройстве Германии. Речь шла о ее демилитаризации, проведении суда над главарями фашистской Германии, ликвидации военной промышленности империи Гитлера, а также о разграничении оккупационных зон германии и управлении Берлином силами союзников. Было принято решение о репарациях, которые предстояло выплатить Германией странам, пострадавшим от ее оккупации. Конференция согласовала условия начала Советским Союзом военных действий против Японии. Было принято решение о созыве учредительной конференции Организации Объединенных наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн.

Советское командование предполагало взять Берлин к 15-16 февраля 1945 года. Однако начавшаяся переброска сил Германии с Западного фронта на Восточный помешала выполнению этих планов. 9 апреля 1945 г. гарнизон окруженной крепости Кенигсберг в Восточной Пруссии капитулировал. Отбив немецкое наступление, советские войска вступили на землю Австрии.

16 апреля 1945 г. войска 1-гокомандующий – Г.К.Жуков), 2-го (командующий – К.К.Рокоссовский) Белорусского и 1-го Украинского (командующий – И.С.Конев) фронтов приступили к штурму Берлина. На оборону столицы были направлены почти все остающиеся в распоряжении командования вермахта силы. Однако Красная армия обладала подавляющим превосходством. К 20 апреля, преодолев оборону противника, советские войска вышли на окраины Берлина. Одновременно танковые корпуса, прорвав фронт севернее и южнее столицы рейха, к 24 апреля завершили ее окружение. 30 апреля 1945 г. над рейхстагом было водружено Знамя Победы М.А. Егоровым и М.В. Кантарией. Второго мая гарнизон Германии капитулировал, 8 мая 1945 г. правительство Германии, которое после самоубийства Гитлера возглавил адмирал Денниц, подписало акт о капитуляции.

24 июня 1945 г. в Москве состоялся парад победы., в котором принимали участие представители всех фронтов и родов войск, участвовавших в войне. Командовал парадом маршал К.К.Рокоссовский, а принимал его маршал Г.К.Жуков. это было торжественное и символическое завершение Великой Отечественной войны: к кремлевским стенам были брошены знамена и штандарты войск поверженного Третьего рейха.

Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за 2 недели Советская армия под командованием маршала А.М.Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций советских войск были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

Предлагаю вам разделиться на две команды (команды смешанные, в состав водят и обучающиеся и учителя). (Дается время на обсуждение названия команды и выбор капитана. Каждая команда представляется и представляет своего капитана)

1 тур. «Своя игра».

В конкурсе участвуют обе команды. По жребию команда выбирает категорию и количество баллов. Если команда не может ответить, то шанс дается команде-сопернице.

ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Великие битвы:

10 - Где в ходе войны произошло крупнейшее сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий? (Под Прохоровкой )

20 – Где произошло первое крупное поражение Германии? (Под Москвой )

30 - Назовите кодовое название летней операции немецких войск в 1943 году в районе Курска, Орла и Белгорода (Цитадель )

40 – Когда началось Смоленское сражение и какой вид вооружения советские войска в этом сражении использовали впервые? (10 июля 1941 г., «Катюша» )

50 – Расскажите о героизме защитников «Дома Павлова». Где это было? (Дом Павлова – это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города Сталинграда. 20 сентября 1942 г. в дом проник сержант Я.Ф. Павлов со своим отделением, а затем прибыло подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Сабгайды (6 человек с 3 противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами и три автоматчика. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли противнику прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа,- отмечал генерал армии Чуйков,- обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Все защитники дома были удостоены государственных наград, а сержанту Я.Ф. Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза ).

Они сражались за Родину

10 – Как зовут генерал-майора, выходца из Хангаласского улуса (Андрей Иванович Притузов )

20 – Якутский снайпер, Герой Советского Союза, уничтоживший 429 фашистов (Ф. Охлопков )

30 – Имя предателя, генерала, чье имя стало нарицательным и обозначало лиц, предателей Родины (Андрей Андреевич Власов )

40- Кто из российских военачальников носил звание маршала двух государств? (К. Рокоссовский СССР и Польша )

50 - Самый юный Герой Советского Союза, партизан-разведчик (В. Котик )

Никто не забыт, ничто не забыто

20 – Назовите имя поэта, блокадницы Ленинграда, строки из стихотворения которой стали заголовком раздела нашей игры. (О. Берргольц )

50 – Назовите имя героини поэмы М. Алигер, которой принадлежат слова:

«Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!»
(Зое Космодемьянской)

40 – Когда в 1941 г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?». Откуда взяты эти слова, кто их автор? (Из стихотворения «Бородино» М. Лермонтова).

2 тур. Конкурс капитанов «Блиц-опрос»

В туре участвуют только капитаны. Капитаны участвуют в конкурсе по очереди. Каждому зачитывается по 15-20 вопросов. Каждому капитану дается время: 1 мин. Если не могут ответить на вопрос, то могут пропустить.

Вопросы для первой команды:

Назовите звериное имя немецкого танка «T-V»

«Пантера»

Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это…

«Жди меня…» К. Симонов

Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев?

Ленинград

Назовите имя солдата памятник, которому стоит в Болгарии?

Алеша

Кого в годы войны называли «ночными ведьмами»?

Женщин - лётчиц

Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2005 году?

60 лет

В каком городе можно посетить Мамаев курган?

Волгоград

Какой город защищали герои-панфиловцы?

Москва

Кто был Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны?

И.В.Сталин

Левитан

За что вручали самую известную медаль ВОВ?

За отвагу

Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде?

Симфония № 7

Назовите четырежды героя Советского Союза

Г.К.Жуков

Кто стоял во главе фашистской Германии?

Гитлер

Самый известный советский танк Великой Отечественной войны?

Т – 34

Вопросы для второй команды:

Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это…

Немецкий танк

Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что?

Тревога, появился вражеский самолет

Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна?

Колонна военнопленных немцев

Парад Победы

Какую годовщину победы в ВОВ праздновали россияне в 2010 году?

65 лет

Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ?

«Катюша»

Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»?

К. Симонов

Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

Как называлась операция партизан по подрыву вражеских эшелонов?

«Рельсовая война»

Кто стоял во главе фашистской Италии?

Б. Муссолини

Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?

Егоров и Кантария

Кто выступил по радио и сообщил о начале войны?

Молотов

По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда?

Ладожское озеро

В декабре 1941 г. на омском заводе был собран первый самолёт, признанный лучшим фронтовым пикировщиком 2-й мировой войны

ТУ - 2

В ходе какой битвы ВОВ шли бои за Мамаев Курган?

Сталинградская

3 тур. «Угадай личность»

Сначала зачитывается характеристика героя. Дается время на размышление. Если угадают, то дается 2 балла. Если не угадают, то показывается портрет. После показанного портрета если угадают дается 1 балл. Если же не угадают, то шанс дается противоположной команде. Им присуждается 1 балл.

4 тур. «Угадайте пару»

Даты

События

Ответ

Освобождение Киева

1. -

Курская битва

2. -

Сталинградское сражение

3. -

Снятие блокады Ленинграда

4. -

Оборона Москвы

5. -

Оборона Брестской крепости

6. -

Операция «Багратион»

7. -

Лето 1944 г.

Битва за Берлин

8. -

1-6 – оборона Брестской крепости;

Н. Гастелло

Наземный таран скопления вражеских войск

А. Матросов

1-й авиационный ночной таран бомбардировщика

С. А. Ковпак

Получение звания «Генералиссимус»

А. А. Ковпак

Проведение тактики «выжженной земли»

Г. К. Жуков

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом

И. В. Сталин

Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота

Принимал парад Победы

Руководитель партизанских отрядов

Руководил парадом Победы

Командующий 6-й немецкой армии

1-6: М.А. Егоров и М.В. Кантария – водружение знамени Победы над Рейхстагом;

2-2: Н. Гастелло – наземный таран скопления вражеских самолетов;

3-7: А.Матросов – закрыл телом амбразуру пулеметного дзота;

4-9: С.А.Ковпак – руководитель партизанских отрядов;

5-1: А.А. Власов – командующий «Русской освободительной Армией»;

6-8: Г.К.Жуков – принимал парад Победы;

7-4: И.В. Сталин – получение звания «Генералиссимус».

5 тур. Ва - банк

Каждой команде задается один вопрос. Если отвечают правильно то присуждается 1 балл, если нет, то балл теряется. Шанс ответить за команду соперницу другой команде не предоставляется.

1. Перед взятием Берлина маршал Жуков со своим штабом разработал план ночного штурма Зееловских высот с применением ЭТОГО. После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских. Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление? (Чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление вперед двинулись 140 прожекторных установок, которые освещали путь советским войскам и слепили противника.)

2. Где согласно своему завещанию похоронен дважды Герой Советского Союза маршал Василий Иванович Чуйков? (Согласно завещанию Чуйков похоронен там, где воевал, где сложили головы многие его товарищи – в Волгограде на Мамаевом кургане у подножия монумента «Родина-мать».)

Андрей Андреевич Власов Генерал

Маршал Советского Союза, Маршал Польши Рокоссовский Константин Константинович Дважды Герой Советского Союза

Валя Котик (1930 – 1944 гг.) Партизан – разведчик Герой Советского Союза

Константин Симонов Военный корреспондент автор стихотворения «Жди меня»

Ольга Берргольц Блокадница Ленинграда Поэтесса Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт, ничто не забыто

Зоя Космодемьянская Партизан – диверсант Герой Советского Союза Маргарита Иосифовна Алигер Автор поэмы «Зоя»

Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович Дважды Герой Советского Союза

Иван Васильевич Панфилов Генерал – майор Герой Советского Союза

Иван Никитович Кожедуб Трижды Герой Советского Союза Летчик Маршал авиации

Василий Иванович Чуйков Маршал Советского Союза Дважды Герой Советского Союза