По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха - Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы - юго-западную, англичане - западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.

Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.

Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.

В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.

Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев "сбрасывать" деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры "изюмных бомбардировок", когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.

Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.

СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.

Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.

Вольный город Берлин

В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его.

Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.

Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Начало строительства

12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану "границы". Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.

Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.

На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа.

Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.

Третья мировая близко

Возведение Берлинской стены привело к серьёзному политическому кризису, который едва не обернулся полномасштабным военным столкновением. В ответ на начало строительства укреплений в США был объявлен набор резервистов. Затем в принудительном порядке был продлён на один год срок службы офицеров, которые должны были уволиться в запас. В Западный Берлин дополнительно было переброшено полторы тысячи американских солдат, с перспективой переброски дивизии. Отдельные части были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.

Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП "Чарли" к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.

Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских "фашистов" помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Разрушение

Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.

Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.

Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.


«Путешествия во времени», основанные на старых фото- и видеоматериалах, с развитием современных средств телекоммуникаций стали почти обычным делом.


Давайте и мы с вами попробуем совершить такое путешествие с помощью фотографий из нашего семейного архива.


Фотографии сделал в уже далекие 60-е прошлого века дедушка автора сайта. Благодаря этим снимкам удалось не только сохранить семейную историю, но и дать нам уникальные возможности увидеть те годы и события глазами фотографа-любителя. И в очередной раз - спасибо ему огромное! И пускай автор этих фотографий будет как бы гидом в нашем путешествии!


Добавим, что через 20 лет после его командировки нам пришлось практически повторить этот путь всей семьей, так что вести повествование мы будем и от своего лица.


В качестве транспортного средства мы воспользуемся поездом, «поездом времени», если сказать точнее. Поедем в начало 60-х прошлого века. В путешествие не только во времени, но и в пространстве - за пределы СССР, за рубеж, а что нам стόит!


И еще несколько слов. Для путешествия во времени нам нужен компьютер, интернет и немножко свободного времени. Для реального путешествия - время, деньги и паспорт с визой. Это сегодня.


Наш «гид» проходил другой путь. Беседы по линии парткома, райкома, горкома и ЦК и получение «решения ЦК» на выезд. Разработка и утверждение задания на командировку. Оформление командировки, справка-разрешение на обмен определенной суммы рублей на марки ГДР (по курсу, который публиковался в «Известиях» - чуть больше 40 копеек за марку) в специальном отделении Банка внешней торговли (точное его название, увы, не помним) или в кассе МИДа. Сборы в командировку. Попытки найти в шкафах и взять новое, модное, чтоб «не ударить в грязь лицом»! Это если командировка была так называемая «короткая»…


Но вернемся к путешествию. Наш поезд будет выглядеть довольно прозаично – вот так:



П-О-Е-Х-А-Л-И!


Ночь в поезде пролетела быстро, и мы уже в Бресте.



Стоянка занимает несколько часов, и мы успеем посмотреть Брестскую крепость.














После смены колесных тележек поезд трогается в путь. По «Мосту Дружбы» выезжаем за границу Союза и попадаем в первое на нашем пути государство Совета экономической взаимопомощи, в Польскую Народную Республику.


Вот и первая встреча с настоящим иностранцем - поляком.




Проезд по территории ПНР особой радости не доставляет. Хочется впечатлений, а видишь не очень интересный сельхозпейзаж. И только иногда мимо проносятся польские города и полустанки …








От монотонности пейзажа потянуло на рассуждения. Итак, выше мы сказали, что короткая командировка требовала небольших сборов.


А долгосрочная или, как это называлось – ДЗК? Тут дело было сложнее.


К постановке в «План выездов на год» и всяким описанным выше согласованиям и беседам прибавим медицинские осмотры с прививками и «курсы поведения для жен». О последнем лучше спрашивать у самих женщин, посещавших данные мероприятия. Там было много политически-нравоучительного, в том числе, как помогать мужьям, забывая о себе как личности … Но было много и полезного, например, как и чем мыть всё и всяк в диких странах, чтобы не заразиться, куда и как ходить, где опасно, какие особенности есть у тех или иных «аборигенов»… Кстати, многие сведения ох как были бы полезны современным туристам, отправляющихся, например, в Азию!


Опускаем попытки выяснить, что ждет «там» в бытовом плане и ужас от того, сколько надо «туда» купить. И дефицит денег, времени и товаров… И наводящие ужас мысли: «А там 220, а у нас дома всё на 127, даже утюг, да и тот общий с родителями …»


А сейчас внимание: на нашем пути нам встретилось нечто необычное для советских людей - странные вагоны.







Продолжим движение по польской земле и повествование о подготовке в ДЗК.


Наверное, многие из вас подумали: «Зачем так усложнять, ерунда какая-то!». Эх, друзья …


Чтобы пресечь в корне подобные мысли, поставим вам задачку (в упрощенном варианте).


Представьте себя в следующей ситуации. Через неделю ваша семья в полном составе (включая малолетних отпрысков) должна поехать на несколько лет работать, ну, скажем, в страну «Н».


На месте вам будет предоставлена отдельная квартира с обстановкой в виде 2 кроватей, 3 стульев, кухонного стола, журнального столика и минихолодильника. Как вы догадываетесь, вопросы о наличии в квартире лампочек, штор, посуды и постельного белья задавать не стоит, их там вам никто не предоставит.


Цены там вас ожидают «московские», из денег у вас будет только примерно ползарплаты в виде «подъемных» (которые будут вычтены из вашей зарплаты, которую заплатят только через месяц). Других денег у вас до зарплаты не будет.


Впрочем, как и денег на покупку телевизора в ближайший месяц…


Для тех, кому интересна эта процедура подготовки выезда, можно будет попозже вернуться к этой теме.


Вновь граница, небольшие формальности, и мы движемся по территории Германской Демократической Республики.


Тут уже другой порядок. Даже в сборе смолы.




Наш поезд прибывает в Берлин.




Вокзал Остбанхоф / Ostbahnhof:





Первым делом пройдем в Трептов-парк к мемориалу советским войнам-освободителям.









Продолжая прогулку по Берлину, напомним, что мы находимся в начале 1960-х.


Две Германии и Западный Берлин идут разными путями, периодически возникают конфликты. Но «Стены» еще нет, и нам без особого труда удастся подойти к Бранденбургским воротам и бросить взгляд на Рейхстаг.








Пройдемся по центральным улицам восточной части Берлина.


















Карл-Маркс-Аллее / Karl-Marx-Allee, которая еще несколько лет назад называлась Stalin-Allee.















Обязательно обратим внимание на непривычные «необычности» на улицах города – стеклянную витрину посреди улицы (!). Позже такие витрины появились у нового магазина немецких товаров «Лейпциг» в Москве.



И автомат по продаже сигарет (!).




Одним словом - «Европа!».


Вы наверняка обратили внимание на городской транспорт на улицах города. Продолжая прогулку по Берлину и рассматривая городские улицы и дома, хотим специально акцентировать ваше внимание на некоторых типичных представителях берлинского городского транспорта.









Особенного внимания заслуживает двухэтажный троллейбус, представляющий собой седельный тягач с полуприцепом.




И еще автофургон непонятного назначения.




«Социалистический Берлин строится!» - этот журналистский штамп мы проверим на практике и посмотрим эти новостройки.






Остается очень сожалеть, что фотографий этой командировки осталось немного, да и качество оставляет желать лучшего. Тому были невеселые причины – для автора этих снимков командировка была связана с серьезной работой, и в один из дней его сердце не выдержало и дало сбой. Как вы понимаете, о съемках речь уже не шла … Много времени он провел в немецком госпитале, затем, вернувшись в Москву, продолжил лечение.


И только через несколько лет у него дошли руки до непроявленных негативов из ГДР, провалявшихся все это время в чемодане … Спасибо, что дошли, иначе бы мы их не увидели!


Наше путешествие в Берлин 1960-х подходит к концу. Тогда, в далеких 1960-х, впрочем, как и сегодня, всем интересно было бы узнать, каким будет их город в будущем, пусть и недалеком.


Берлинцы 60-х тоже, наверняка, задавали себе этот вопрос, ходили на градостроительные выставки и пытались представить себе город через пять или даже десять лет.


Мы можем совершить путешествие «назад в будущее». Жаль только, что во время нашего путешествия мы не можем «вступить в контакт» и показать берлинцам будущее их города через десять лет, т.е. в середине 70-х! И не только новостройки, но и состояние архитектурных памятников (часть фотографий - из диасерии DEFA "Берлин - столица ГДР" 1973 г.).


Дом Альфреда Брема в Зоопарке.




Перекресток Шёнхойзераллее и Димитров-Штрассе.



Юнгфернбрюкке (1880 г.).




Унтер-ден-Линден.




«Линденкорсо» на Унтер-ден-Линден.




Мюггельтурм.




Красная Ратуша и Телебашня (1969 г.).



Ханс-Лох-Фиртель в районе Фридрихсфельде.




Дом учителя на Карл-Маркс-Аллее.




Туннель на Александр-Платц.



Панорама на восточную часть Александр-Платц.




Карл-Маркс-Аллее.



Штраусбергер-Платц.




Здание Государственного Совета ГДР на Маркс-Энгельс-Платц (1962-64 г.г.).




Прежде, чем сесть на «поезд времени» и отправиться в обратный путь, хотим задержать вас в истории еще на несколько мгновений и пригласить в еще одно «перемещение во времени» - посмотреть на социалистический Берлин «последних часов ГДР».


На Берлин, каким его увидел объектив нашей «мыльницы» в сентябре 1990 года.


Берлинская «Стена» уже рухнула.




Бранденбургские ворота на ремонте.




Солдат еще существующей Национальной Народной Армии ГДР в почетном карауле.




Асбестосодержащий Дворец Республики / «Palast der Republik».




Рейхстаг без купола с флагом победителя в «противостоянии двух Германий».




«Сувенирные жучки» у Рейхстага (справа на первом фото – сувенирные упаковки кусков берлинской «стены»).






Унтер-ден-Линден.




Вот и всё! Прощай ГДР! А нам пора возвращаться в наше время.


P.S. Чуть не забыли! В начале нашего путешествия во времени мы рассказали о том обилии вещей, которые было необходимо взять с собой из Москвы для старта жизни в ДЗК. Возникает вопрос - как и во что упаковать и перевезти в купе «Шлафвагена» поезда Москва-Остенде все необходимое для старта жизни семьи в загранкомандировке?


Купе в тогдашних «шлафвагенах» были двухместными, на семью из трех человек полагалось 1 1/2 купе. Наиболее оптимальными по габаритам, т.е. максимально «обволакивающими» все щели и выступы купе, были винные коробки из-под венгерских вин и нашей экспортной «Столичной».


Коробки оборачивались бумагой, заклеивались коричневым скотчем (который поставляли коллеги, находящиеся «там»), перевязывались, нумеровались и подписывались инициалами владельца. Составлялся перечень коробок и их содержания.


Рекордное количество – 42-44 коробки (!) + комфортный проезд пассажиров!


Коробки таких габаритов имели еще одно преимущество. В ряде городов «капстран», куда направлялись наши люди на долгокомандирование, поезд стоял всего 5-7 минут. Выгрузить коробки через коридор и тамбур за это время было практически нереально. Оставались окна, которые открывались с трудом и не полностью, но такие коробки боком в них проходили спокойно!

Обновлено: 2019-8-5

Олег Лажечников

25

Город Берлин был последней точкой на нашем пути домой. И появился он в нашем маршруте чисто случайно. При покупке билетов из Парижа в Москву, система бронирования предложила составной рейс через Берлин со временем пересадки в 3 часа. И мы не долго думая, решили там задержаться не на 3 часа, а сразу на сутки, и улететь уже на следующий день. Цена билета при этом сохранялась.

Естественно, все впечатления от Германии были связаны с , так как он был единственным местом, что мы видели в этой стране. А тут ведь еще и столица Германии, тут должно быть все как минимум также. И как-то от сознания ускользнул тот факт, что Берлин был полвека назад полностью разрушен, а после этого еще и находился в составе ГДР около 30 лет… Нет, ну мы конечно знали и про Берлинскую стену, и помнили про войну, но как-то в голове факты вместе не сопоставились.

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Как известно, по соглашению Союзников на оккупационные зоны была разделена не только вся территория Германии, но и город Берлин. В результате после провозглашения двух новых германских государств — ФРГ и ГДР — в 1949 году на территории последней оказался анклав с особым статусом. Западный Берлин официально не являлся частью ФРГ, и вплоть до 1990 г. верховной властью в городе являлась трёхсторонняя военная комендатура США, Англии и Франции. При этом экономически Западный Берлин был всё же связан с ФРГ, там действовала западногерманская марка.

Вплоть до возведения Берлинской стены между восточной и западной частями города сохранялось относительно свободное сообщение.

Полиция досматривает горожан, входящих в американский сектор Берлина, 1949 год:

При разделе Берлина вся историческая часть города оказалась в восточном секторе, а Западный Берлин, при всей огромности его территории, получился каким-то безликий. Кажется, что на всех открытках послевоенного времени он представлен только одним видом улицы Курфюрстендамм , сокращённо Кудамм . Как сообщает Википедия, это улица протяжённостью 3,5 км начинается у площади Брайтшайдплац и ведёт к площади Ратенауплац (нем. Rathenauplatz). Кудамм известна как популярное место для прогулок, покупок и развлечений. Прообразом Кудамм послужили Елисейские поля.
Короче Курфюрстендамм - это была парадная витрина Западного Берлина, антипод Сталин-аллеи в восточном секторе.

Курфюрстендамм в 1954 году:

В перспективе виден главный архитектурный символа Зап. Берлина (не считая Рейхстага) - Мемориальная церковь кайзера Вильгельма . В отличие от других примечательных руин Берлина, до которых просто не доходили руки десятилетиями, эту разрушенную церковь решили оставить как есть в память о войне. В назидание потомкам.

Курфюрстендамм в 1956 году:

Снова обратимся к Вики: "Воздушные налёты союзников во Вторую мировую войну на Курфюрстендамм пережили лишь 43 дома. Восстановление улицы пришлось на период холодной войны, и Курфюрстендамм стал витриной Запада и символом экономического чуда. После разделения Берлина и денежной реформы 1948 года Курфюрстендамм, а точнее его восточная часть вблизи вокзала «Зоологический сад», стала торговым центром Западного Берлина."

Курфюрстендамм в конце 1950-х, уже без трамвайных путей:

По берлинским меркам эта улица довольно молодая. 5 мая 1886 года по Курфюрстендамм проехал первый трамвай - этот день считается официальной датой рождения берлинского бульвара.

Вечерний Курфюрстендамм в 1960-м:

Вечерний Курфюрстендамм в 1960-х, уже видна новая колокольня церкви, построенная между 1959 и 1963 гг.:

Если в кадр не попадала мемориальная кирха, на всегда оживлённом Кудамме уже к концу 1950-х ничто не напоминало о страшных последствиях войны:

После падения Берлинской стены Курфюрстендамм несколько потерял в значимости, центр города сместился в его историческую часть в район Берлин-Митте. Дополнительную конкуренцию Курфюрстендамм также составляет новый квартал на Потсдамской площади. Курфюрстендамм постепенно превращается в улицу эксклюзивных магазинов (опять из Вики).

Восточный Берлин - государственное образование в 1948-1990 годах, входившее в состав ГДР в 1949-1990 годах, место нахождения её парламента и правительства. Официально назывался Берлин, столица ГДР , на советских картах восточная часть города именовалась просто «Берлин» в противовес Западному Берлину .

Центром столицы ГДР была площадь Александерплац , главной улицей - Унтер-ден-Линден . На западе эта улица упиралась в Бранденбургские ворота , за которыми начинался Западный Берлин , объединивший три остальные послевоенные сектора оккупации города - американский, британский и французский.

История

Большой Берлин (1946-1948)

До 1946 года Большой Берлин был приравнен к провинциям Пруссии, после ликвидации Пруссии вместе с остальными бывшими провинциями Пруссии был приравнен к земле , но не вошёл в состав ни одной из оккупационных зон, а был разделён на четыре оккупационных сектора - американский, британский, советский, французский. 20 октября 1946 года прошли выборы в Городское Представительное Собрание, на которых победила СДПГ.

Дезинтеграция Большого Берлина (1948)

Так как у Берлина до этого не было Конституции, срок полномочий Городского Собрания Уполномоченных не был установлен. Магистрат назначил выборы на 5 декабря 1948 года, депутаты-члены СЕПГ с этим не согласились и образовали Демократический Магистрат, который признали все окружные собрания уполномоченных советского оккупационного сектора. В земельных ассоциациях ХДС и ЛДПГ это вызвало раскол, часть обоих ассоциаций не поддержавших СЕПГ образовали земельную ассоциацию ХДС (Западных Зон) и земельную ассоциацию СвДП соответственно. Позже в советском оккупационном секторе было создано отдельное Городское Собрание Уполномоченных, на выборах в которое большинство получил единый и единственный кандидатский список СЕПГ, ЛДПГ и ХДС.

Интеграция Восточного Берлина в ГДР (1948-1952)

Восточный Берлин вошёл в экономический союз с другими землями советской зоны, немецкая марка Немецкого Эмиссионного Банка стала его валютой, а сам Немецкий Эмиссионный Банк разместился в Восточном Берлине. После объединения 5 земель советской оккупационной зоны в Германскую Демократическую Республику , Восточный Берлин вошёл в политический союз с ней, Городское Представительное Собрание Восточного Берлина получило право избирать нескольких депутатов с совещательным голосом в Народную Палату и Палату Земель, а принимаемые парламентом ГДР законы должны были вступать в силу после утверждения их Городским Представительным Собранием. В Восточном Берлине были размещены парламент, правительство, Верховный Суд и Генеральная Прокуратура ГДР.

Окончательная дезинтеграция Большого Берлина (1952-1968)

Появление Берлинской стены в 1961 году последовало за окончательной отменой свободного перемещения через границу Западного и Восточного Берлина (в августе 1961 года граница была закрыта колючей проволокой и бетонными блоками). В этом же году были ликвидированы окружные ассоциации СДПГ в округах Восточного Берлина . В 1962 году он вошёл в военный союз с ГДР - формирования Национальной Народной Армии разместились в Восточном Берлине (до этого его вооружёнными силами являлись оккупационные войска). К 1965 году на границе между Западным и Восточным Берлином была сооружена бетонная стена.

Окончательное поглощение ГДР (1968-1979)

К 1975 году стена, разделяющая Западный и Восточный Берлин, была усилена. В 1967 году был отменён паспортный контроль на границе ГДР и Восточного Берлина. В 1979 году депутаты Народной палаты ГДР от Берлина получили решающий голос и стали избираться напрямую населением города, законы ГДР перестали нуждаться в утверждении Городским представительным собранием Берлина.

Разрушение Берлинской стены (1989-1990)

Свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином было восстановлено 9 ноября 1989 года, в этот же день жители Берлина стихийно начали разрушение Берлинской стены. Была отменена монополия окружной организации Национального Фронта ГДР по выдвижению кандидатов в депутаты, из окружной организации Национального Фронта ГДР вышли окружные ассоциации ЛДПГ и ХДС, была воссоздана земельная ассоциация СДПГ. Пограничный контроль на границе между Восточным и Западным Берлином был окончательно формально отменён к 1 июня 1990 года.

Объединение Берлина (1990)

На выборах в Городское Представительное Собрание 6 мая 1990 года большинство получила СДПГ. 3 октября 1990 года Городское Представительное Собрание и Магистрат были упразднены, а территория Восточного Берлина вошла в состав единого Берлина. 24 января 1991 сложил полномочия последний руководитель Восточного Берлина и город вошел в состав объединенного Берлина.

Политическое устройство и взаимоотношения с ГДР и Западным Берлином

Политическое устройство

На момент создания ГДР Восточный Берлин являлся ассоциированным с ГДР государством - жители Восточного Берлина не участвовали напрямую в выборах в парламент ГДР, Городское Представительное Собрание избирало депутатов в обе палаты парламента ГДР с совещательным голосом, законы ГДР на территории Восточного Берлина вступали в силу только после одобрения их Городским Представительным Собранием, на границе между ГДР и Восточным Берлином существовал паспортный контроль. При этом официальной валютой Восточного Берлина являлась восточногерманская марка, выпускавшаяся Германским Эмиссионным Банком, подчинённым советской оккупационной администрации (с 1951 года Министерству финансов ГДР), а вооружёнными силами - советские оккупационные войска, подчинённые Министерству обороны СССР (с 1962 года - Национальная Народная Армия, подчинённая Министерству Национальной Обороны ГДР). При этом одновременно имелась и своеобразная квазиконфедерация Восточного Берлина и с Западным Берлином - на границе между Восточным и Западным Берлином до 1954 года практически отсутствовал паспортный контроль, наряду с восточногерманской маркой имела хождение и западногерманская марка. Однако в 1961 году относительно свободное перемещение через границу между Западным и Восточным Берлином было прекращено. В 1967 году был отменён паспортный контроль на границе с ГДР, в 1979 году были отменены косвенные выборы от Восточного Берлина в парламент Восточной Германии и обязательное утверждение законов ГДР Городским Представительным Собранием Восточного Берлина.

Конституция Восточного Берлина была принята только 23 апреля 1990 года, до этого роль конституции исполняла Временная Конституция Большого Берлина 1946 года, новеллизированная в 1961 году «Положением о задаче и работе Городского собрания уполномоченных и его органов». Законодательный орган - Берлинского Городское Собрание Уполномоченных (Stadtverordnetenversammlung ), состоящее из 138 депутатов, избиравшееся по партийным спискам сроком на 4 года, исполнительный орган - Магистрат Берлина, состоявший из Обер-Бургомистра Берлина и 14 городских советников (stadtrat ), избираемый городским собранием уполномоченным, суд апелляционной инстанции - Окружной суд Берлина (Bezirksgericht Berlin ), назначался Магистратом (с 1960-х годов избирался Городским собранием уполномоченных), суды первой инстанции - городские окружные суды (stadtbezirksgericht ), назначались Магистратом (с 1960-х гг. - избирались городскими окружными собраниями), органы прокурорского надзора - Прокурор округа Берлин и прокуроры городских округов, до 1952 года суд апелляционной инстанции - Камеральный суд (kammergericht ), суд первой инстанции - земельный суд Берлина (Landgericht Berlin ), низшее звено судебной системы - участковые суды (amtsgericht ), до 1953 года существовали также - Верховный административный суд Берлина (Preußisches Oberverwaltungsgericht ) и административный суд Берлина (Verwaltungsgericht Berlin ), органы прокуратуры - Генеральный прокурор Берлина и прокурор земельного суда Берлина. Своих посольств Восточный Берлин не имел, интересы Восточного Берлина в иностранных государствах представляли посольства ГДР, в ООН Восточный Берлин также представлял представитель ГДР.