Звуковая культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т,е, специфическое явление устной речи;

формирование выразительности речи – владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:

развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б.Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной1. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой - первые самостоятельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.X.Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи».



К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале отделяются гласные звуки от согласных. Далее дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные - шумным, глухие - звонким, твердые - мягким и т. д.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». А.Н.Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже - по способу образования.

Согласные, подчеркивал М.Е.Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например с переходит в ш через стадии: с - сь - ш.

Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем - доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.



Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет особенности.

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8-9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10-11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосы лкидля успешного овладения звуковой стороной русского языка: соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата; высокая пластичность нервней системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного ста-новления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е.Ф.Рау, необходимо рас-сматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.

Понятие звуковая культура речи.

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого обращения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью. Понятие звуковой культуры речи включает:

1. Собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и так далее).

2. Элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и другое), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты).

3. Элементы культуры речевого обращения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.

Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением

Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями.

Мозг. Вследствие анатомо-физиологических особенностей мозга маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности фонетических, возможностях; с другой стороны, легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них.

Артикуляторный аппарат . Артикуляции мало дифференцированы от сопутствующих лишних движений. Они слабо координированы, особенно в мелких движениях губ, языка. Мышцы органов речи еще слабы, недостаточно упруги.Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных также затрудняет четкое произношение некоторых звуков, особенно свистящих. Постепенно к пяти годам эти несовершенства сглаживаются, и артикулирование становится правильным.

Дыхательный аппарат . Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У дошкольников наблюдаются несовершенства речевого дыхания.


Голосовой аппарат . У дошкольников гортань мало развита, голосовые связки короткие, голосовая щель узкая. Слабо развиты и резонирующие носовая, гайморовы и лобная полости. Все это обусловливает высокий регистр, бледный тембр, слабость и музыкальную бедность детского голоса.

Слуховой аппарат. Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка.

Огромное значение в развитии звуковой культуры имеет подражание. Поэтому важно, чтобы ребенок с раннего возраста воспринимал образцы правильной речи. Совершенно недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подделывались под детскую речь (сюсюкали, картавили). Воспитатель должен говорить ясно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не искажая звуков, не «съедая» слогов и окончаний слов.

У детей следует различать биологический(«элементарный») слух - как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух- как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).

Особенности освоения детьми дошкольного возраста звукопроизношением.

Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде (младший дошкольный возраст) является неустойчивость артикуляции при их произношении. Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков. Ребенок в первую очередь воспринимает ударный слог в слышимом слове. Система замены одних звуков другими базируется главным образом на их артикуляционном родстве. Гиперкоррекция в звукопроизношении. Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускается, либо искажается.

Средний дошкольный возраст. В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки: сначала они произносятся нечисто, но постепенно ребята вполне овладевают ими. Характерна неустойчивость произношения одного и того же слова: то правильное, то неправильное. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных: например, свистящие и одновременно шипящие, звуки «л» и «р».

Старший дошкольный возраст . Дети старшего возраста в большинстве своём усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют чётко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух.

Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; воспитатель вовремя помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.

Звуковая культура речи

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи» 2 .

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Консультация для воспитателей

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Хомяк Лариса Александровна,
учитель - логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами) .

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.) , элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.) , связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты) , а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) . Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  2. Звуковысотный слух;

    Слуховое внимание;

    Восприятие темпа и ритма речи.

  3. Формировать произносительную сторону речи:
  4. Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

    Развивать артикуляционный аппарат;

    Работать над речевым дыханием;

    Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

    Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

    Фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  5. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  6. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) ;
  4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.) .

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

Дидактические игры («Чей домик?»)

Подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

Дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

Метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

Образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

Краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова) ;

Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок) ;

Хоровые и индивидуальные повторения;

Обоснование необходимости выполнить задание педагога;

Индивидуальная мотивировка задания;

Совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца) ;

Оценка ответа или действия и исправления;

Образная физкультурная пауза;

Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

Литература:

  1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
  2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

Известно, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка в целом и имеет полифункциональный характер. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Как же быть, если родители ошибочно считают, что когда ребенок неправильно произносит некоторые звуки или недостаточно отчетливо говорит, то это не может быть поводом для беспокойства, что это явление временное и пройдет с возрастом?! Вполне объяснимо, когда трехлетний малыш неправильно произносит звуки, допускает ошибки в грамматическом оформлении речи, и совсем недопустимо, когда те же ошибки делает 6-7 летний ребенок.

От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное общение ребенка с окружающими его людьми, степень его социального развития. И сегодня мы будем говорить о звуковом развитии речи детей, а также необходимых условиях для формирования звуковой культуры речи. Это и будет темой нашего семинара. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть произносительной стороной речи. Учителям первых классов массовой школы также приходится работать над произношением звуков и над звуковым анализом слов.

При недостатках произношения у детей наблюдается не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Известно, что недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать грамотой в школе.

Исследователи детской речи (Бородич А.М., Максаков А.И., Соловьева О.И.) отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка, для установления социальных контактов, для успешного обучения в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

И наоборот, речь в дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие и общее развитие речи.

Одной из причин неуспеваемости в школе называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность (Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальной школе – М. 1968).

Правильное произношение слов имеет не меньшее значение, чем верное написание. Роль правильного произношения особенно возросла в наше время.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или её произносительная сторона.

«Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования её у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи» (В.И. Яшина).

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры (по М.М. Алексеевой) включает:

- формирование правильного произношения и звукопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения.

- формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

- выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева выделяют два раздела в звуковой культуре речи: культуру речепроизношения и речевой слух и работу по развитию устной речи, которая должна вестись в двух направлениях:

а) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового и речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой ариткуляции;

б) развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, компонентами которого являются фонетический, звуковысотный, ритмический слух).

Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи. Это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звук, темп, ритм, интонация, грамматические формы, фразовое и логическое ударение). Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения.

Педагог помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, интонацией. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием словаря связной грамматически правильной речи.

Формирование звуковой культуры речи включает задачи:

1. воспитание речевого слуха (слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи);

2. формирование произносительной стороны речи (правильное произношение всех звуков, развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, над дикцией, темпом, умение пользоваться голосом в условиях общения);

3. развитие умения произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

4. воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударения, мелодики, темпа, ритма.

Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

Особенности становления речи детей связывают с процессами физиологического созревания ЦНС и с ее пластичностью в этот период.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается без усилий, называется критическим. За пределами этого периода ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится не способным к обучению (0-11 лет). Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих. Фонематический слух формируется в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя) от звуков обращенной к нему речи. К 6 годам ребенок владеет примерно 10 000 слов (пассивный словарь всегда больше активного).

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

К концу первого года появляются первые слова. Со второго года жизни начинается дифференциация звуков. Сначала отделяются гласные от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри согласных: противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонкие, твердые – мягким и т.д.

«Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько вариантов».

«Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки» (А.И. Максаков). Например, усвоение звука [ц] происходит через такие промежуточные звуки:

[т"] - [с"] - [с] - [тс] - [тц] - [ц]. («типлёнок» - «сипленок» - «сыпленок» - «тсыпленок» - «цыпленок»).

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук – смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. (М.Ф. Фомичева).

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; голосообразующий – гортань с голосовыми связками и мышцами; звукообразующий – полость рта и носа.

Таким образом, процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

При образовании гласных [а, о, э, у, и, ы] в ротовой плоскости нет преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

Согласные звуки делятся на две группы: по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т.д.

Щелевые (фрикативные):

Ф, ф", в, в" – нижняя губа образует щель с верхними зубами;

С, с", з, з" – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;

Ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом (при нижней артикуляции кончик языка находится за нижними зубами);

Х, х" – задняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные:

П, п", б, б" – смычку образуют губы;

Т, т", д, д" – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

К, к", г, г" – задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты):

Ц – передняя часть спинки языка при опущенном кончике сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель м/у ними;

Ч – кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую в щель м/у ними.

Смычно-проходные:

М, м" – смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

Н, н" – смычка образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л, л" – кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка.

Дрожащие (вибранты):

Р, р" – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно – губные: п, п", б, б", м, м".

Губно – зубные: ф, ф", в, в".

Переднеязычные: т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, з, с, ц, т", д", н", л", р", з", с"

Среднеязычны: j (йот)

Заднеязычные: к, к", г, г", х, х".

Гласные звуки [и, э, а, ы, о, у] делятся по трем артикуляционным характеристикам:

и, э – гласные переднего ряда;

а, ы – гласные среднего ряда;

о, у – гласные заднего ряда.

Анализ классификации звуков показывает, что успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому необходимо:

Развивать фонетический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи);

вырабатывать хорошую дикцию (подвижность органов артикуляционного аппарата);

Развивать речевое дыхание (умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения).

Правильное произношение звуков родного языка должно быть сформировано еще в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным периодом.

Усвоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательной сферы. Нарушения произношения могут быть вызваны:

1) дефектами речевого аппарата (отклонения в строении зубо-челюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепление твердого мягкого нёба);

2) недостаточной подвижностью органов артикуляции;

3) недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других);

4) усвоение неправильной речи окружающих.

Неправильное произношение проявляется:

в пропусках звуков;

в замене одного звука другим;

в искажении произнесенного звука.

Артикуляционный аппарат является основой звукопроизношения. Речевые звуки формируются в полости рта (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок).

Нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо) являются факторами неправильного произношения. Но если у ребенка хороший речевой слух, хорошая подвижность артикуляционного аппарата, то в большинстве случаев можно компенсировать недостатки звукопроизношения.

Поэтому задача педагога:

Развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад);

Развивать подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении;

Большое внимание уделять речевому дыханию.

Источником образования звуков является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта и носа. Речевое дыхание является произвольным. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос. Речевое дыхание осуществляется через рот. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Еще одним аспектом формирования произносительной стороны речи является развитие голосового аппарата, посредством которого издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Голос возникает в результате колебания голосовых связок, и качество его зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, т.е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени.

Дети чаще говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, иногда даже выпадают отдельные звуки, слоги.

Таким образом, воспитание правильной чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В дошкольные годы происходит интенсивное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления со словом.

В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре, о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать слова, вычленять звуки, анализировать звуковой и слоговой состав, слышать ударения.

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослые своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят развитием его речевой деятельности.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи :

Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;

Выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Реализация задач формирования звуковой культуры речи (ФЗК) осуществляется по двум направлениям :

Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи.

Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции).

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка и форм речи

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем - и коррекции звукопроизношения любой патологии и этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Сначала упражнения нужно делать в медленном темпе, потом темп можно увеличить и выполнять их под счет. Полезно спрашивать у ребенка, как работает язык, губы (где находится язычок? Что делают губы?) Для выработки методики артикуляционной гимнастики важен учет возрастной моторики. В 3-4 года ребенок должен усвоить основные движения, а к 4-5 годам требования повышаются и движения должны быть четкими и плавными без подергиваний. В 6-7 лет – дети выполняют движения в быстром темпе и удерживают положение языка продолжительное время.

Работа организуется следующим образом.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Виды артикуляционных упражнений: (СЛАЙД)

Статические (Лопатка, горка, чашечка, Грибок,)

Динамические (Вкусное варенье, Часики, Почистим зубки, Дятел, Болтушка, Лошадка.)

Упражнения для развития мышц речевого аппарата .

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у .

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку / Дятел Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Для того, чтобы приступить к практической части нам необходимо разделиться на группы в соответствии с цветом выбранного вами стикера.

3. Задания практические

Задание для 1 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей средней группы. (Лопатка, чашечка, качели, футбол, иголочка, чистим зубки ) - упражнения направлены на развитие подвижности речевого аппарата

Задание для 2 группы Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей старшей группы (Чашечка, Почистим зубки, Индюк, Вкусное варенье, Маляр )

Задания для 3 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей подготовительной группы:

( Лошадка, Чашечка, Лодочка, Часики, Почистим зубки )

Вам на эту работу отводится 10 минут, по истечении которых необходимо обосновать свой выбор.

2. Найди ошибку.

Какую ошибку допустил воспитатель в средней группе, когда подобрал скороговорку:

1)Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. (подходит для старшего возраста, т.к. звуки р, л формируются в последнюю очередь, когда подготовлен речевой аппарат)

2.) В группе, где более 50% детей имеют нарушения звука С, воспитатель подобрал следующие упражнения:

Горочка, Чашечка , Лодочка, Почистим зубки, Качели (лишнее упражнении « Чашечка, т.к. требует верхнего подъема языка, что недопустимо при закреплении звука С).

3.) Подберите чистоговорки, стихи для свистящих, шипящих звуков, для звуков «Л», «Р»

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки

1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад(зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком м в середине или конце слова

Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.

2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Ст.воспитатель- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком л, положите фишку перед собой. У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Ст.воспит:- Сколько слов со звуком л вы услышали?

Педагоги-8

Ст.воспит:-какие?

Педагоги отвечают.

Ст.воспит:- какое слово было самое короткое?

Педагоги:-стол

Ст.воспит:-сколько в нем звуков?

Педагоги:-4

Ст.воспит:- в каком слове звуков на один больше, чем в слове стол? На один больше, чем в слове белка?

Составьте задачи с одни из этих слов.

3. Занятия по развитию речи

Задания по группам (на обсуждение отводится до 5 мин)

Выбор скороговорок

1 группа. Для разучивания в средней группе.

Тортилла тортами не торгует.

Опятки не на пятке.

Болтун болтает, а нытик ноет.

Метатель метал молот, а Митя- молоток.

2 группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.

Саша шла по шоссе и сосала сушку.

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон.

Сорок коров разогнали ворон.

3 группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.

Женя не вагоноуважаемый,

и не вагоноуважатый,

А уважаемый вагоновожатый.

Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.

Я гляжу на бережок-

Не лежит ли пирожок?

Выбор стихотворения.

1 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звуков р и рь.

2 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении л.

3 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука ш.

Хорек ходил на елку Мы снежинки, мы пушинки

Есть у ежика и елки Покружиться мы не прочь

Очень колкие иголки. Мы снежинки-балеринки

В остальном на елку еж Мы танцуем день и ночь

Абсолютно не похож. Встанем вместе все в кружок

Унес хлопушку втихомолку Получается снежок.

Теперь хорек своей хлопушкой Мы деревья побелили

Зверей пугает словно пушкой. Крыши пухом замели

Г.Сапгир. Землю бархатом укрыли

и от стужи сберегли.

Спит первый снег Елка в блестках ледяных

Открыт букварь зимы В теплых слезках смоляных

Его еще не прочитали мы Свежая, зеленая, солнцем озаренная.

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица Что растет на елке?

Она звенит, как маленький звонок. Шишки да иголки

Как будто первый начался урок... Разноцветные шары

А.Горбунова не растут на елке

Не растут на елке

Пряники и флаги

не растут орехи

в золотой бумаге.

С.Маршак

Блиц-опрос: найди ошибку

1. Воспитатель просит определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.

2. Воспитатель просит определить место звука з в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.

Игротека.

Внутри каждой группы воспитатели делятся на три подгруппы. Каждая из них идет к месту проведения игры, указанной на жетоне. На месте консультанты разучивают с вновь сформированными группами свою игру, после чего каждая подгруппа возвращается за свой стол, и происходит обмен информацией. таким образом каждая группа познакомится с тремя играми.

Игра с мячом "Съедобное-несъедобное".

Дети становятся в шеренгу. Водящий сообщает условия игры: Съедобны те слова, в которых есть звук ж (мяч надо ловить), остальные слова несъедобны (мяч ловить нельзя)".

Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.

Игра с предметом "Звуковая эстафета".

Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук н (твердый) стоит в середине слова, например: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.

Настольная игра "Звуковое лото".

Цели: активизировать словарь, развивать слуховое и зрительное внимание

Оборудование: карты для играющих с изображением предметов, в названии которых есть звуки з, ж, синие сигнальные фишки с буквами з,ж.

Водящий называет слово или показывает картинку молча, игроки закрывают сигнальными фишками названную (показанную) картинку, имеющуюся на карте. После окончания игры воспитатель проверяет правильность выбора фишек.

Подведение итогов. Мониторинг по группам. Оцените, насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? какая помощь нужна?