Национальное государство

Как уже отмечалось, идея суверенитета неразрывно связана с национальным государством. В Средние века и большую часть Нового времени власть политического центра не в одинаковой степени распространялась на все население и все находящиеся в его подчинении территории. То, что внешне казалось единым политико-государственным образованием или пространством, на самом деле представляло собой конгломераты множества сатрапий, провинций, княжеств, владений и др. Чем дальше они отдалялись от центра, тем слабее оказывалась хватка центра. В результате зачастую на периферии государства обширные территории в политическом отношении пользовались значительной долей самостоятельности. В этом смысле правы те, кто считает, что в период до появления национальных государств короли, императоры, цари и т. д. имели владения, границы которых не всегда были четко очерчены.

Период феодализма (примерно с VIII по XV в.) характеризовался системой взаимно пересекающихся связей и обязанностей, в которой

весь средневековый мир был фрагментирован на множество мелких, автономных по отношению друг к другу частей. Так, на Апеннинском полуострове на большую часть территории одновременно претендовали римский папа, император Священной Римской империи и император Византии. Причем на эти же территории претендовали также местные правители и полуавтономные города.

Политическая карта Европы с тех пор много раз перекраивалась. На территории одной только Германии до ее объединения в последней трети XIX в. существовало около 300 самостоятельных политических образований. По данным исследователей, в 1500 г. в Европе существовало примерно 500 более или менее самостоятельных политических образований, которые нередко имели весьма неопределенные границы.

В результате ни одного правителя или ни одно государство нельзя было считать суверенным в смысле обладания верховной властью над данной территорией и конкретным населением. Существовали государственные образования, которые не полностью контролировали свои территории, т. е. не обладали монополией на законное насилие на подведомственных им территориях. Например, феодальные государства сквозь пальцы смотрели на вооруженные стычки и конфликты между своими вассалами, но при условии, что последние не забывали о собственных обязанностях перед верховным сюзереном.

В течение Нового времени политическая карта Европы была радикально перекроена. И действительно, национальнбе государство в строгом смысле слова лишь около 200 лет выполняло роль главного субъекта власти и регулятора общественных и политических отношений, в том числе и международных. Германия и Италия, какими мы их знаем сегодня, вышли на общественно-политическую авансцену только во второй половине ХIХ в. Начало коренной перестройке международно-политической системы в данном направлении в Европе было положено Реформацией и восхождением национальных государств.

Централизованное национальное государство руководствуется скорее национальными или общегосударственными интересами, нежели династическими интересами того или иного правящего дома. По мере формирования крупных национальных государств и поглощения ими множества мелких политических образований и четкой фиксации государственных границ политическая карта Европы приобретала совершенно иной вид. Так, к 1900 г. число государств сократилось примерно до 25.

Государство - это такое образование, в котором в различных сочетаниях представлены и теснейшим образом сплетены этнонациональные, социокультурные, имущественные и гражданские интересы людей. Для его самоорганизации ключевое значение имеет основополагающая цель, ради реализации которой различные компоненты пришли к согласию. Как правило, такой целью является прежде всего выполнение общей воли и обеспечение всеобщего блага или интереса. Однако последние нуждаются в объяснении. Как и государство, они не имеют сколько-нибудь реальной формы существования, которую можно было бы ощутить или проверить с помощью органов чувств, представить в какой-либо материальной форме.

Если мы говорим, что государство действует, то допускаем, что оно обладает некой общей волей, в соответствии с которой оно действует. Но что такое воля и где, в каком конкретно органе, институте, феномене она сосредоточена? Скажем, в монархической Франции или самодержавной России можно было говорить о воле Франции или России, которая персонифицировалась в личности, соответственно французского короля или русского царя. Очевидно, что весьма трудно, если не невозможно, во-первых, очертить конкретные контуры этой воли, а во-вторых, определить, каким именно образом она выражается в личности конкретного короля и царя. Точно так же мало что можно сказать и о воле какого-либо народа или нации, ибо это тоже абстрактное понятие.

Речь, разумеется, идет об общей воле всей совокупности граждан государств и об их общем интересе. Кто же эти граждане государства? Попытаемся ответить на этот вопрос. Формирование нации предполагает подчинение родовых, племенных, архаических, патриархальных и других начал неким универсальным, космополитическим началам в пределах определенной территории. Здесь фактически во всех случаях имеет место длительный исторический процесс сведения к единому знаменателю множества исходных элементов, являвшихся достоянием отдельных родоплеменных, этнических и иных образований, и конструирования на их основе некоторой общей для всей нации социокультурной инфраструктуры. На различных этапах истории в орбиту этого процесса попадал все более широкий круг родоплеменных групп, этносов, народов.

В государственных образованиях, созданных на родоплеменной или этнокультурной основе, отношения между людьми регулируются с помощью обычаев и традиций, в национальном государстве - государственно-правовыми нормами и законами. Государство в современном смысле этого слова возникло, по-видимому, только

тогда, когда родоплеменной принцип, или принцип кровно-родственных отношений организации жизнеустройства людей и их разграничения дополнился территориальным принципом. По сути дела государство в современном мире немыслимо без четкого разграничения территории, которую оно занимает, и территорий других государств.

Можно привести множество примеров, когда принадлежность к нации не совпадает с этнической и антропологической принадлежностью. Нация предполагает не только и не столько антропологическое и этническое происхождение индивида, сколько его социокультурную, историко-культурную и государственную принадлежность. Национальное государство пришло на смену сословному, партикуляристскому и административному. Во многих аспектах процессы формирования гражданского общества и национального государства, во всяком случае на Западе, совпадали, взаимно стимулировали друг друга.



В обоих случаях имел место процесс универсализации и космополитизации. В случае с гражданским обществом это был процесс ликвидации сословных или иных привилегий и утверждения гражданского статуса всех членов общества, равных перед законами государства. Государство в свою очередь измеряет поведение всех своих граждан «общей меркой», независимо от их социальной, религиозной, профессиональной или иной принадлежности. Оно способствует национальному сплочению и институционализации нации, хотя не заменяет и не упраздняет ее.

Процесс формирования национальных государств сопровождался формированием соответствующей международно-политической системы. Условием притязаний каждого государства на верховную власть на своей территории является признание и за другими государствами равных прав на ведение дел по своему усмотрению в пределах своих границ. В результате формирование современных национальных государств стало частью процесса взаимного признания права юрисдикции в пределах соответствующих территорий, тем самым каждое государство обязывалось не вмешиваться в юрисдикцию другого государства.

Очевидно, что характер и формы современных государств определились на пересечении национальной и международной сфер. Именно на этом пересечении действовали те факторы, которые определили размеры государства, его внешнюю конфигурацию, организационные структуры, этнический состав, материальную инфраструктуру и т. д. Центральное значение с данной точки зрения имела

способность государств обеспечивать и увеличивать свою мощь и в силу этого контролировать положение дел внутри страны и отношения с внешним миром.

Иными словами, речь шла о способности государств создавать средства принуждения в лице армии, военно-морских сил и других атрибутов военной мощи и использовать их в случае необходимости. Некоторые исследователи даже утверждают, что функции государства носят главным образом военный и геополитический характер, а не экономический и внутриполитический.

При этом каждое государство на практике проводило политику, направленную на защиту национальных интересов. Лучше всего это проявлялось в лихорадочном захвате ведущими европейскими державами в XIX в. колоний. Земля, море и постепенно воздушное пространство стали рассматриваться в качестве ресурсов, подпадающих под законный суверенитет того или иного государства на том единственном основании, что именно оно первым захватило определенную территорию и осуществляет над ней контроль. Захват и раздел ресурсов и территорий удавался тем державам, которые располагали соответствующими вооруженными силами, поскольку большей частью это было результатом силовой политики.

Иначе говоря, постепенно утвердился принцип суверенного равенства всех входящих в международное сообщество государств. Каждое из них самостоятельно определяет свою собственную форму правления, часто силой оружия или с помощью угрозы применения силы, и не признает над собой какой-либо иной верховной власти.

В качестве высшей ценности рассматривалась максимально возможная свобода каждого отдельно взятого государства в плане реализации своих национальных интересов. Здесь над государствами нет какой-либо иной суверенной власти, способной на законных основаниях навязать им свою волю. Именно государству принадлежит определяющая роль в реализации национального интереса на международной арене. Причем каждое государство ставит свой национальный интерес выше интересов всех других государств.

В этом плане суверенитет представляет собой международную юридически-правовую концепцию, используемую для определения главного субъекта верховной власти в международной системе. Такой верховной властью или суверенитетом обладает только государство, оно является единственным или главным носителем прав и обязанностей в системе международного права, единственным законным агентом применения легитимного насилия. Только государства имеют

право формулировать и реализовывать международную политику. Все другие организации, группы или отдельно взятые лица таким правом не обладают.

Суверенитет государства отнюдь не означает, что оно вправе и способно делать все, что хочет, и может действовать изолированно от других членов мирового сообщества. Суверенитет и взаимозависимость государств друг от друга отнюдь не являются противоречивыми категориями. Суверенитет государства в рассматриваемом контексте означает лишь то, что оно само решает, как справиться со своими внутренними и внешними проблемами. «Независимость - это не что иное, как умение распорядиться своей зависимостью», - справедливо подчеркивал такой решительный сторонник независимости и величия Франции, как Ш. де Голль.

Национальное государство - это государство, образованное этносом (нацией) на базе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа . Теоретической и идеологической основой такого государства стал принцип национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отжившим феодализмом. Стремление к созданию национального государства в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (или в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Образование национального государства более всего удовлетворяет этим требованиям общественного развития и поэтому является тенденцией всякого национального движения.

Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими . Таким образом возникли государства Западной Европы, Латинской Америки. Это было типичным, нормальным для капиталистического периода развития. Так как в странах Западной Европы, где впервые в истории началось формирование наций, этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, сам термин «нация» приобрел здесь политический смысл - принадлежность людей к одному, «национальному», государству. Принцип «одна нация - одно государство» начал пропагандироваться в Европе еще во времена Французской революции . В Европе долгое время существовала точка зрения, что национальное государство является оптимальной моделью организации общества. Национальные государства
сложились здесь в форме монархии, парламентских и президентских республик.

После Первой мировой войны по инициативе президента США Вудро Вильсона принцип «одна нация - одно государство» применяется в Центральной и Восточной Европе . Границы новых стран нарезаются по национальному признаку. Это помогло снять многие прежние противоречия, но породило новые. Фундаментальная трудность успешного применения такого подхода проявляется в том, что даже при попытке объективного определения разграничительных линий между нациями сделать это последовательно невозможно. Почти не существует этнически гомогенных массивов, которые бы не смешивались на значительной части своих пограничных или глубинных территорий и иными национальными границами, которые, оказавшись заключенными в границы иного национального государства, не превращались бы в национальные меньшинства. Так, раздел Османской империи и распад империи Габсбургов в Европе прошли под знаком создания небольших государств, процесс дробления на которые получил название «балканизации», причем с отрицательным смыслом.

Государства Европы и других континентов в тех границах, которые мы знаем, формировались на протяжении нескольких веков. Большинство из них стали мононациональными. В связи с этим сам термин «нация» приобрел политический смысл - принадлежность людей к одному «национальному» государству. В данном случае термин «нация» используется в этатистском значении и относится к государствам, возникшим по принципу «одна нация - одно государство». Следовательно, понятие «нация - государство» справедливо лишь для мононациональных государств.

Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п . Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса. Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и немалочисленность.

В связи с этим не раз в научной литературе обсуждался вопрос о том, является ли государственность обязательным, необходимым признаком нации. Большинство исследователей считают, что нет. На практике же при отнесении той или иной этнической общности к нации нередко особое значение придается наличию у нее своего государства. Это в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (и в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Однако «свое» государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. В состав Австро-Венгерской, Османской, Российской империй входили различные нации, не имеющие своей государственности. Известно также, что польская нация надолго была лишена своей государственности, однако не перестала быть нацией.

В современных условиях понятие «национальное государство» используется в двух значениях . Во-первых, для обозначения государств с абсолютным большинством этнически однородного состава населения. К таким национальным государствам относятся Япония, Италия, ФРГ, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Польша, Венгрия, Франция, большинство арабских и латиноамериканских стран, где представители титульной нации составляют 90 и более процентов населения этих государств. Во-вторых, понятие национальное государство употребляется и в отношении тех государств, где кроме титульной нации, проживают значительные группы других этнических образований. Однако исторически на данной территории образовалось государство, носящее наименование самого крупного этноса, расселенного на этой территории. В числе таких государств - Румыния, Швеция, Финляндия, Сирия, Ирак, Чехия, Словакия, Болгария, Македония и др. В связи с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет постепенно увеличиваться.

Необходимо отметить, что, хотя в Российской Федерации государствообразующая нация - русские - составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством . Это связано с тем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.

После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.

По Конституции 1977 г. в СССР было 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в составе Российской Федерации находится 21 республика (национальное государство), некоторые из них являются двунациональными, например, Кабардино-Балкария, и даже многонациональными (Дагестан); одна автономная область и 10 автономных округов. Фактически все республики и национально-государственные образования являются полиэтничными. Поэтому республики в составе РФ являются государственностью не только «титульной» нации, а всего полиэтничного народа данной республики, граждан всех национальностей, живущик на их территории.

С 13-16 вв. – время образования централизованных государств в Европе.

Две тенденции в общественно-политической жизни:

· За сохранение средневекового общества с приоритетом католических ценностей (Римская Империя – наибольший ее расцвет при Карле 5);

· Образование национально-территориальных государств светского типа с национальным мировосприятием, автономией личности, формированием гражданского общества. Ограничение прав власти законом – Англия, Швеция.

Франция:

Процесс централизации с 12 до конца 15 вв.

Причины: социально-экономические.

В централизации были заинтересованы мелкие и средние феодалы. Они делили свои владения на наделы и передавали крестьянам. Перевели на денежный оброк.

В централизации были заинтересованы города, чтобы освободиться от власти сеньора – крупного феодала, поддерживали короля. Он давал городам грамоту на самоуправление.

· 1302 г. – король, ища союзников в своей стране, созывает Генеральные штаты.

· 1337 г. – между Англией и Францией начинаются столетняя война (до 1453 г.)

· 1358 г. – крестьянская война – «ЖакерИя»

К началу 14 века во Франции формируется сословная монархия, завершается объединение в конце 15 века при Людовике 11.

Англия:

Процесс раздробленности был прерван норманнским завоеванием.

· 1066 г. – норманнское завоевание Вильгельмом Завоевателем;

· 1154-1189 гг. – Генрих 2 основал династию Плантагенетов;

· 1215 г. – Великая хартия вольностей;

· 1265 г. – парламент;

· 1381 г. – восстание Уота Тайлера – крестьянское движение;

· 1455-1485 гг. – война Алой и Белой розы;

· 1485-1509 гг. – Генрих 4 основал новую династию Тюдоров.

В начале 14 века парламент

верхняя общая

Централизованное государство, как и во Франции, сформировалось в виде сословной монархии.

Испания:

В 7 в. Пиренейский остров завоеван Арабским Халифатом.

Реконкиста – обратное отвоевание крестьянами, арабами, мусульманами территорий.

Процессы объединения происходили с 11 по 15 вв. (1492 г. – завершение).

В начале 13 века появились кортесы – собрание сословных представителей.

Централизованное государство формируется в виде сословной монархии. Объединение завершается в виде династического брака:
1479 г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Создание испанского королевства – сословная монархия.

Германия:

Процесс объединения Германии происходил вокруг местных центров. Власть единого централизованного государства возникает из множества государств во главе с князьями.

· Карл 1 был избран императором священной Римской Империи под именем Карл 4;

· 1356 г. – «Золотая Була» - порядок избрания императоров Священно-Римской империи;

· В первой половине 15 века императорский престол перешел к династии Габсбургов. Они владели Австрией и Западной Европой;

· В 1291 г. – начинает оформляться Швейцарские конфедерации (кантоны).

Италия:

Образование централизованного государства – множество государство:

· Монархия – Савойское герцогство, Неаполитанское королевство;

· Республика – Венеция;

· Тирания (конец 14-начало 15)– Милан, Флоренция, Болонья.

10. Формирование Русского централизованного государства: предпосылки, содержание этапов, значение.

Предпосылки:

· восстановление и развитие хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость русских земель;

· укрепление дворянства, которое получало землю от великого князя за службу и на срок службы и, таким образом, было заинтересовано в сильной государственной власти;

· образование новых городов (Владимир, Переславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.), заинтересованных в восстановлении единого и крупного государства;

· становление новой системы государственной власти, основанной на резком сокращении феодальных привилегий, изменении вассальных отношений, возникновении новой иерархии феодальных чинов и др.;

· ослабление и распад Золотой Орды.

Этапы объединения земель вокруг Москвы:

1. Конец 13-1-я половина 14в.: усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276-1303 гг.). При нем быстро растет территория Московского княжества. В 1302 г. по завещанию рязанского князя его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Т. о., территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. После смерти Даниила Александровича правил его старший сын Юрий Данилович (1303-1325 гг.).

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол завершается победой Московского княжества. Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.), разгромив восстание в Твери (1327 г.), в 1328 г. – получил ярлык на великое княжение. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церкви. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его приемник Феогност окончательно переселился туда. 1326 г. – перенос митрополичьей кафедры в Москву из Владимира. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси.

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя – Калита («денежная сумма», «кошель»).

Значение правления Ивана Калиты (в Орде – хан Узбек) для русского государства:

· Усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель;

· Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами;

· Получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в орду;

· Не прибегая к оружию, значительно расширил свои владения (подчинил княжества: Галичское, Угличское, Белозерское).

Любое централизованное государство имеет главную отличительную черту – сильную центральную власть. В противном случае невозможно было бы управлять всеми территориями в пределах страны. Земли в таком государстве объединены законодательством и экономически единым пространством.

Для централизованного государства характерным типом власти является монархия На этапе централизации, то есть собирания земель вокруг центра, она имеет абсолютный характер. Централизованное государство, как крупная единица, имеет в составе более мелкие части, а именно -районы, области, округа и т.д. Однако они не обладают самостоятельностью.

Стоит сказать, что для возникновения любого централизованного государства необходимы предпосылки. В частности, мощным объединяющим фактором является национальное единство. Ошибочно думать, что в государстве при этом соблюдаются интересы лишь одной главенствующей национальности. По закону ни одна из наций, населяющих страну, не должна быть ущемлена в интересах и правах.

Признаки централизованного государства

Существует ряд признаков, по которым можно определить, что государство является централизованным.

Во-первых, это созданные в государстве единообразные органы государственной власти. Задача центра предоставить всем гражданам страны публичные услуги в едином режиме.

Во-вторых, характерным признаком централизованного государства является возможность миграции его жителей по территории страны.

В-третьих, процессы централизации в таком государстве идут параллельно с экономическим развитием страны.

В-четвертых, в государстве с единым центром сохраняется равенство всех его жителей, даже если оно многомиллионное.

В-пятых, в централизованном государстве отсутствует автономия местных властей. Таким образом, центральная власть насаждает авторитарный режим управления, присылая своих ставленников на места. Регионы не могут издавать и принимать законы в рамках своей территории.
В свою очередь, центральная власть в подобном государстве принимает на себя всевозможные обязательства по обеспечению жителей необходимыми благами, выступает гарантом их свободы и независимости, берет обязательства по борьбе с преступностью.

Стоит сказать, что в современном мире подобные государства в чистом виде практически не существуют, так как не соблюдаются все принципы централизации. Оно может существовать только в условиях военно-политического режима. По-другому централизованное государство называют унитарным. Примерами таких государств являются Франция, Узбекистан, страны Азии.

В начале XIV в. дробление русских земель прекращается, уступая место их объединению. Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.

Можно выделить несколько факторов, повлиявших на складывание единого государства.

Географические факторы. По сравнению с Тверским Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Благодаря этому Москва стала в XIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Прикрытое с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями освободительного процесса и освободительной борьбы. Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности.

Экономические факторы. Усиление экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства, что требует посевных площадей => освоение новых земель => увеличение избыточного продукта в земледелии => продажа хлеба на сторону.

Потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла в городах => взаимодействие города и деревни => создание рынков, торговля => разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси.

Развитие внешней торговли => необходимость создания централизованного государства (не решающий фактор)

Социально-политические факторы. Подъем хозяйства => усиление эксплуатации крестьян => феодалы хотят закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями => естественное сопротивление крестьянства (убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения, побеги) => необходимость создания мощного централизованного гос для подавления сопротивления эксплуатируемых масс.

Особенности объединения:

  • 1) осуществлялось в условиях ордынского ига (внешняя угроза)
  • 2) объединительная политика московских князей получила поддержку со стороны подавляющего большинства населения, нет оппозиции объединительного процесса
  • 3) гибкая политика московских князей по отношению к ордынскому хану
  • 4) Рос. гос. изначально создавалось как многонациональное
  • 5) Из Владимира в Москву перенесена митрополичья кафедра

Общественный строй Московского государства

Незавершенность процесса формирования сословий. Наиболее значимыми и крупными категориями населения были следующие.

Класс феодалов подразделялся на бояр-вотчинников (крупные и влиятельные землевладельцы. Бояре-вотчинники также были вассалами великого князя. Имели права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и т.п., в их руках находились суд, управление, сбор податей и т.д. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти статус бояр-вотчинников существенно изменялся: были сокращены их привилегии) и дворян-помещиков (владели землей на так называемом поместном праве, за службу и на время службы. Дворянство составляло основу вооруженных сил государства. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. В последующем права дворян на землю были значительно расширены).

Во главе феодальной иерархии стоял великий князь - крупнейший феодал, глава гос, владевший дворцовыми и черносошными землями. Крестьяне этих земель несли повинности в пользу государства и управлялись его наместниками.

Далее по иерархии шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность, превратились в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных великого князя, обязанных ему службой.

В едином государстве звание бояр стало полностью связываться с государственной службой и являлось теперь придворным чином, пожалованным великим князем. Титул князя сохранялся лишь как свидетельство происхождения. Вторым придворным чином был чин окольничего (мелкие удельные князья и знатные бояре) Бояре и окольничьи входили в состав Боярской Думы, занимали высшие должности на государственной и военной службе.

Церковь и монастыри были крупнейшими землевладельцами-вотчинниками, выступали как серьезная политическая сила, активно способствовали усилению феодального государства. Владения церкви и монастырей были свободны от государственного тягла и службы. Все служители: белое (приходские служители, настоятели соборов), черное (монашествующее) духовенство. Церковная верхушка формировалась из обеих частей духовенства - белого и черного. Духовенство подлежало юрисдикции только церковного суда.

Городское население стало облагаться теми же налогами и повинностями, что и крестьяне. Верхушку населения составляли купцы. «Лутчие люди» посада получали некоторые привилегии - освобождались от части государевых повинностей, могли приобретать земли, создавать свои корпорации («сотни», «ряды», у ремесленников - «улицы») с некоторыми правами самоуправления.

Основной частью городского населения были «черные люди», государевы тяглецы, ремесленники, кустари, которые жили в примыкавшем к центру города посаде и составляли черные слободы и сотни, платили налоги и несли повинности. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы.

Крестьянство. Чернотяглые (позже - государственные) и частновладельческие (дворцовые, вотчинные, церковно-монастырские, поместные). Продолжали жить в общине. Двор, постройки, орудия труда, скот находились в частной собственности крестьянского хозяйства, а территория в постоянном частном владении (т.к. собственником земель являлся князь). Холопы сохранялись во дворах крупной феодальной знати, но большинство холопов сажалось на землю.

Государственный строй Московской Руси

Феодальная монархия. Во главе государства Великий князь, чья власть значительно усиливалась, т.к. присоединялись новые территории. Он превращался в единодержавного монарха крупнейшего государства того времени.

Боярская дума (бывший совет при князе) была постоянным органом, заседала регулярно, обсуждала наиболее важные для государства вопросы внутренней и внешней политики, была одновременно и законодательным органом, и органом управления и судебным органом. В особо важных случаях в ее заседаниях принимали участие митрополиты и другие иерархи церкви. Никакого разграничения компетенции Боярской думы и великого князя (царя) не существовало ни юридически, не фактически. Высшую власть они осуществляли совместно.

Великий князь

Управление Дворца Пути Местные органы Совет при князе

Городские Сельские

Управление осуществлялось «путями» - дворцовыми ведомствами, которые занимались не только дворцовым управлением, но и землями, угодьями, деревнями, приписанные к определенной отрасли. Им подчинялось население этих земель.

Для управления присоединенными землями - «областные дворцы» - Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Ведали сбором податей, местной администрацией, рассмотрением земельных споров, формированием феодального ополчения и т.д.

Пути и областные Дворцы продолжали ведать, прежде всего, хозяйством князя, дворцовыми землями и крестьянами, принадлежавшими великому князю и его семье.

В XV в. появляются такие ведомства как приказы. Образовывались судные приказы в Москве для каждого присоединенного княжества для приема, разбора и решения дел лиц, искавших судебной защиты у московского государя. Государь приказывал какому-либо боярину заниматься этим делом или отраслью самостоятельно.

В XV в. общероссийскими ведомствами становятся великокняжеские приказы Казенный и Дворцовый. Контролировали денежные поступления и оборот земли.

В административном плане Московское великое княжество делилось на уезды (с наместниками; рядом с наместниками действовали губные учреждения, которые ограничивались преследованием разбойников, имели полицейские и судебные полномочия) - города с принадлежащими им землями. Уезды делились на станы, станы на волости (с волостелями; было свое земское управление, которое занималось финансами, сбором налогов)