Россия конца 17 века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Ее отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Обновление России, проведенное Петром, было его личным делом, делом беспримерно насильственным, но в то же время и необходимым. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Существуют разные взгляды на последствия реформ Петра Великого.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Вольтер также писал неоднократно о Петре. Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

Западники также положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

Известный общественный деятель П.Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696--1715 годы и 1715--1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западно-европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Реформы Петра I раскололи русское общество, привели к образо- ванию двух разных укладов. Один из них, по терминологии В.О. Клю- чевского, назван «почвой», другой – «цивилизацией».

«Почва» – это уклад, основные черты которого сложились в ус- ловиях Московского царства. В нем господствовало общинно- корпоративное устройство, вертикальные связи, отношения поддан-

ства. Развитие шло медленно, тяготело к застою. С этим укладом бы- ла связана подавляющая масса населения – прежде всего общинное крестьянство, находившееся в зависимости от помещика или госу- дарства. Здесь господствовали коллективизм, уравнительные прин-

ципы социальной справедливости, антисобственнические настроения.


Все стороны почвенного уклада определяло русское правосла- вие. Церковь призывала сосредоточиться на духовной стороне жизни, отрешиться от земных забот и тягот, смиренно нести свой крест. Она осуждала стремление к прибыли как цели экономической деятельно- сти, не согласилась признать предпринимательство богоугодной дея- тельностью. Антирыночная направленность православия очевидна.

«Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры: песни, сказания, былины, народные обряды. Существовала своя сис- тема образования, которая обеспечивала непрерывность традиции.

«Почва» представляла собой уклад, преобладавший и по объему: с ним было связано большинство населения. Мировоззрение здесь оп- ределялось русским православием и традициями общинности.

«Цивилизация» – это уклад западного типа. Он включал лишь малую часть России, в основном грамотную и активную. В рамках этого уклада началась модернизация общественной жизни: формиро- вание классовой структуры, развитие предпринимательства, рыноч- ных отношений, появление профессиональной интеллигенции. Но этот уклад насаждался государством, им контролировался, не был ор-

ганичным для общества, а потому не был в полном смысле слова за-

падным. Он был значительно деформирован.

Мировоззрение этой части населения становилось рационали- стическим. Личностное начало получило импульсы для своего разви- тия, и общественные идеалы формировались под влиянием европей- ского образования, европейских мыслителей. В котле отечественной культуры начали вариться европейские достижения: идеи француз- ских просветителей и социалистов, достижения новейшей филосо- фии, науки.

Однако возможности для рационализации сознания и индиви- дуализации общества были ограничены. Давили корпоративность и мощное государство. Государство вмешивалось во все, указывало,

что производить, чем торговать, в каких портах выгружать товары, где жить и т.д. Становление рынка шло медленнее, чем это было воз- можно при ресурсах страны. Круг собственников, людей с капитала- ми, был узок. Практически не рос слой мелких и средних собственни- ков. Мелкой частной собственности на землю не существовало.


Отсутствие развитого рынка наемной рабочей силы, конкуренции

среди рабочих сдерживало рост квалификации, снижало рост произ- водства. В 1721 г. Петр I издал указ, разрешавший частным предпри- нимателям покупать крепостных для работы на заводах. Труд крепо-


стных был крайне неэффективен, а потому способ решения этого во- проса можно считать азиатским. В большинстве стран Европы в ХVII в. гораздо более мягкое, чем в России, крепостное право было отмене- но. В России в ХVII в. крепостными были не только крестьяне, но и новый класс рабочих. Отношения подданства остались неизменными.

Западный уклад в России имел сильные восточные черты. Кон- куренция в промышленности была очень слабой. Все предпринима- тели были обязаны выполнять прежде всего казенный заказ. Все, что производилось сверх госзаказа, продавалось на свободном рынке. От- сутствие конкуренции не давало стимулов для совершенствования технологий и производства в целом.

Культура западного уклада была светской: театр, литература, живопись – все развивалось на рациональной основе. Несмотря на то, что западная культура светского типа стала складываться в России лишь с начала XVIII в., то есть относительно недавно, за короткий исторической срок она достигла небывалых высот. Культура «почвы» в целом изучалась мало и была неизвестна «цивилизованной» России. Западный уклад, несмотря на государственный контроль, по сравне- нию с «почвой» развивался динамично, был ведущим по значению. Именно его развитие определило место России в мире.

Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. В рамках одного государства сосуществовали два общества, обладавшие раз- ными ценностями и идеалами, идущие разными путями развития. Разрыв в уровнях развития этих укладов постоянно увеличивался. Противостояние двух укладов сверху донизу, постоянная угроза на- рушения общественного согласия и скатывания к гражданской войне были повседневной реальностью и важнейшим фактором обществен- ного развития в течение XVIII–XX вв. Общество постоянно стояло перед выбором: либо «почва» и, значит, восточный тип развития, как это произошло в период царствования Ивана Грозного, либо европей- ский путь и возрождение традиций Киевской Руси, республиканского Новгорода.

Таким образом, реформы Петра I имели масштабные долговре- менные последствия, которые сказываются ощутимо и в современной России. Наследие Петра Великого на протяжении почти трех столе- тий вызывает споры, неоднозначные оценки. Западники утверждали, что всем лучшим в своей истории Россия обязана Петру I, он сделал государство европейским, воссоединил Россию с Европой.


Сторонники «почвы» (их называют славянофилами) утверждали обратное: Петр I изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру заимствованиями из западной и нанес вред естественному ходу развития страны.

Историк-декабрист М.А. Фонвизин так оценивал Петровскую эпоху: «Если Петр старался вводить в России европейскую цивилиза- цию, то его прельщала более внешняя сторона. Дух же этой цивили- зации – дух законной свободы и гражданственности был ему, деспо- ту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоин- ства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным за границей».

Итоги преобразовательной деятельности Петра I заключаются в следующем:

1. Россия получила выход в Балтийское море и тем самым вошла в среду европейских народов.

2. Создана первоклассная армия и военно-морской флот.

3. Создан новый аппарат государственной власти, более пригод-

ный для общества, чем старая система приказов.

4. Создана крупная промышленность, что сделало Россию эко-

номически независимой от других стран.

5. Заложены основы светской русской культуры.

6. Положено начало созданию системы национального образо-

вания и медицины.

7. Церковь подчинена государству, ликвидировано патриаршество.

8. Россия стала империей.

Среди достойных внимания личностей, связанных с незабываемыми страницами летописи государства, немало звучных фамилий, однако особого внимании заслуживают деяния Петра Великого.

Равно как и те методы, стили, посредством которых они были достигнуты, итоги правления Петра 1 носят неоднозначный характер. Хватает приверженцев его реформаторских практик, несмотря на то, что намеченные в них цели достигались жесточайшей эксплуатацией, принуждением. Немало критиков, утверждающих непреодоление рубежа отсталости Государства Российского. Но, в любом случае, невозможно недооценивать ключевую роль этого Великого правителя в становлении России, как государства с принципиально новым режимом правления.

Подводя черту под деятельностью Петра Великого

Итак, подводя итоги правления Петра 1, в первую очередь, необходимо отметить, что основная совокупность его деятельности определяется сменой правящего режима власти. Титаническими усилиями был достигнут стройный механизм управления государством, основан оплот мощного, сильного, победоносного флота, армии. Словно птица Феникс, воскресшая из пепла экономика страны не просто громко заявила о себе на всем мировом пространстве торговли, но и получила возможность оказывать немалое влияние на отдельные вопросы мировой политики. Для кого-то режим казался абсолютизмом, но именно такая его интерпретация кардинально изменила суть управления.

Не изменяя по жизни принципам капитана, Петру 1 удалось преобразовать огромную, необузданную страну в корабль военного предназначения, где единовластное командование капитана определяет успешность маневра. Венец преобразований охарактеризовался изменениями 1721 года, когда Россия примерила на себя новый титул «Империя», а самого государя стали величать Императором.

Благодаря неординарным данным самодержца, Россия не просто преодолела болотистые места. Не сев на мель, виртуозно обойдя подводные камни, рифы, она победоносно вошла в просторы бурлящего мирового океана.

Период Великого правления

Безусловно, непростыми, но сумевшими занять достойное место в истории, называют годы правления Петра 1. Боевое крещение произошло в глубоком детстве, когда начавшийся Стрелецкий бунт в Москве, произвел неизгладимое впечатление на будущего монарха. Вынужденный находиться вместе со своей матерью в селах, принадлежащих дворцовой семье, подросток не терял времени даром. Милое детское увлечение боевым ремеслом трансформировалось в серьезное преобразование полков Семеновского и Преображенского, многократно превосходящих по количеству и мастерству войско стрельцов.

История правления Петра 1 началась с возрождения страны нищей, отсталой, разоренной, без определенных перспектив на будущее. Реабилитационный путь был выбран жесткий, отличный от европейского реформирования общества, когда изменения шли снизу от мало защищенных слоев общества к его верхушке. Так называемый путь по-русски предполагал диктатуру правящего слоя власти, с поэтапным ростом степени деспотизма, на каждом новом витке развития.

Сама деятельность руководителя, полководца условно может быть поделена на несколько периодов. Во время первого, который охватывает временной промежуток с 1695 по 1715 года, зачастую имело место принятие необдуманных решений. Единственным аргументированным объяснением этого может быть Северная война, в которую была втянута Россия. Отсюда поспешные, не всегда обоснованные действия. Потребность в вооружении армии стала предпосылкой жесткого способа сбора денег для данных целей.

Временные рамки второго промежутка правления припадают на 1715-1725 годы. Основная цель деятельности государя предусматривала необходимость внутренней реорганизации страны. С этой целью были проведены ряд реформ, молниеносных, поверхностных, но оказавшихся в результате достаточно действенными.

Реформаторские преобразования России

Характеризуя в целом положительно реформы Петра 1, кратко необходимо отметить ряд наиболее значимых изменений, затронувших разные сферы хозяйственной, производственной деятельности страны.

Перемены в управлении государством

Прообразом будущего Сената Правительства можно рассматривать создание Совета Министров, принявшего на себя выполнение обязанностей Думы Бояр, которая давно утратила доверие, да и эффективность ее собраний сводилась к нулю. В число непосредственных целей Совета включались управление сбором и расходованием денежных средств, с обязательным учетом целесообразности предстоящих затрат. Причем приоритетным направлением всегда оставалось оснащение армии.

Преобразование исполнительной власти предусматривало создание 11 коллегий, праотцов нынешних министерств.

Политика Петра 1 предполагала укрепление местного самоуправления, чему поспособствовало разделение Российского государства на несколько губерний, во главе каждой из которых стоял губернатор. В первоначальной интерпретации указы не приводили ни к чему, кроме дополнительных затрат на содержание административного аппарата. А вот вторая волна реформ оказалась более действенной, позволившей действительно оформить абсолютную монархию, в прочном тандеме с бюрократическим аппаратом, на который и опирался правитель.

Доносы и тайное обличение легли в основу контроля над деятельностью государственных служащих с целью уличения их в казнокрадстве, взяточничестве, коррумпированности.

Преобразование армии, флота

Добиться создания мощной регулярной армии и могучего военно-морского флота удалось благодаря опыту иностранных специалистов. Именно он лег в основу Морской академии, открывшейся для воспитания собственного офицерского состава, набираемого их сословия дворян.

Грамотная подготовка общего набора рекрутов аналогична той, по которой шло формирование Семеновского и Преображенского полков, завершилась триумфом Российской армии в Северной войне.

Церковь - реформаторские нововведения

Коснулась политика Петра 1 церковного реформирования, предусмотрев усовершенствование иерархии управления церковью. Святейший Синод заменил деятельность патриаршества, оказалась ликвидированной автономия духовенства. Церковь перешла в беспрекословное подчинение государству.

Наметилась стойкая тенденция к терпимости вероисповедания. Зеленый свет был дан отличным от христианства верам и конфессиям.

Экономические преобразования

Россия при Петре 1 получила новую денежную единицу - копейку, подворное обложение было заменено подушной податью. Это дало возможность увеличить сборы денежных средств на восстановление и содержание армии. Под подать попадали не только представители крестьян, но и помещики.

Промышленность, торговля - принцип кардинального реформирования

Бедой Российской промышленности был явный недостаток квалифицированных специалистов. Итоги правления Петра 1 на развитии этой отрасли хозяйственной деятельности государства ознаменовались привлечением специалистов из-за рубежа, а также обучением и повышением квалификации собственных сил за границей. Побочно это дало подоплеку развития еще одной сферы - образования.

В приоритете стал отечественный производитель, а вот на продукцию иностранного производства был наложен значительный налог.

Результат преобразований был более чем убедителен - первое место Российского государства на просторах мирового промышленного рынка.

Преобразования социальной политики

Россия при Петре 1 перестала слыть крепостной державой, поскольку реформы его правления предусмотрели перевод части крепостных крестьян в категорию лично свободных.

Крестьяне могли прикрепляться к мануфактурным учреждениям, работая на них, либо к земле.

Поменялся принцип управления местом. Введенное городское самоуправление представлялось Городским Магистратом, который носил выборной характер.

Итоги правления Петра 1 более чем очевидны. Преобразования никогда не проходили ровно, гладко, особенно в условиях впавшей в анархию страны, которую пытались оккупировать соседние государства.

Однако, реформы Петра 1 кратко говорят о неординарных способностях правителя, которые смогли направить Россию на принципиально новый путь развития, что стало немаловажным фактором для всех будущих поколений.

В политической системе реформы Петра Великого стали логическим завершением тенденций развития государственности, которые наметились еще в так называемый московский период. Речь идет о феномене, который разные исследователи называют «восточным деспотизмом» (Л. С. Васильев, М. П. Пав- лова-Сильванская), «деспотическим самодержавием» (В. Б. Кобрин, А. Л. Юрганов, В. М. Панеях), третьи «универсальным государством как целью» (английский историк А. Тойнби) или «государством-обществом» (французский историк Ф. Бродель). Отдельные историки, правда, идентифицируют политический строй России сложнее: в XVIII в. как дворянскую патерналистскую монархию, основанную на лидирующих позициях дворянства в социальной организации и на государственной службе, а также на попечительских функциях монарха по отношению ко всем подданным; в XIX в. как «правомерную монархию» - низшую ступень правового государства, в котором управление строится на основании закона, но власть находится в руках бюрократии при отсутствии или самом скудном участии общественных представителей (Б. Н. Миронов). Тем не менее какие бы особенности государственно-политического строя ни учитывали эти и другие определения, их общую основу составляет признание нескольких основополагающих позиций. Во-первых, государство в рамках такой модели выступает но отношению к социуму как самодовлеющая сила, а представители власти соединяют в себе сразу несколько функций - правителей, наставников. Выражением полной подчиненности общества государству стало огосударствление (этатизация) всех элементов общественного сектора. Любая социальная активность личности или коллектива могла развиваться только в русле государственного служения и только при опоре на те или иные звенья государственного аппарата. Исключением служили лишь низовые автономные коллективы вроде крестьянских сельских общин, сословно-корпоративные организации - органы дворянского самоуправления, учрежденные в 1785 г. Государственную монополию власти впервые подорвали лишь земские и городские учреждения, созданные в ходе «великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. Во-вторых, для такой политической системы характерны глубокие структурные нарушения в области права, в частности, в регулировании отношений власти и собственности. В-третьих, значительное влияние в государстве приобретают политическая полиция и карательные органы, непосредственно подотчетные главе государства. В-четвертых, это милитаризация государственного аппарата и распространение военных принципов на сферу гражданской жизни. Армия становится не только эталоном для организации общества, но и своего рода «кузницей» кадров для всего бюрократического корпуса. В-пятых, главной социальной опорой власти и проводником реформ стала бюрократия, динамика роста которой в XVIII-XIX вв. значительно опере- 9 Курукии жала показатели прироста населения в масштабах всей страны. Преобразования Петра I сильно изменили характер и структуру политической системы России. Прежде всего, другим стало представление об объеме и правах верховной власти. Власть российских самодержцев до Петра I все же имела ряд ограничений. Например, таким ограничением служил «закон», или «чин», под которым подразумевался закрепленный традицией уклад жизни. В. О. Ключевский отмечал, что «московский царь имел обширную власть над лицами, по не над порядком». Кроме того, государственные институты, обрамлявшие верховную власть, - Земский собор, Боярская дума, Освященный собор - соучаствовали в управлении и законодательной работе. Наконец, отдельные монархи в XVII в. давали крестоцеловальные записи, содержавшие те или иные гарантии подданным. Эги обычаи решительно перечеркнул Петр I, противопоставив им собственную формулу власти: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах отчету дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле п благомнению управлять». Подданным вменялось в обязанность «все от самодержца повелеваемое без роптания и прекословия творити» (Феофан Прокопович. «Правда воли монаршей», 1722 г.). Эта схема оставалась практически неизменной и весь XIX в., когда верховная власть в России, несмотря на стремление к правовому обоснованию предпринимаемых действий, обходилась даже без формального юридического ограничения своих полномочий. Одним из выражений этого узаконенного Петром I произвола верховной власти стал указ от 5 февраля 1722 г., отменявший прежнюю традицию престолонаследия и утверждавший право монарха самому назначать себе преемника. С этим указом, который, по оценке В. О. Ключевского, повернул государственное право России вспять, на вотчинную колею, многие политические деятели и историки связывали последующие потрясения трона. Обоснование неограниченной власти самодержца осуществлялось через сакрализацию (придание священного статуса) царской власти и присвоение ей особой харизмы, опосредованные ликвидацией в 1721 г. патриаршества и объявлением Петром I себя «крайним судией» духовной коллегии - Синода. Немалое значение имели и теория метаморфозиса - преображения России под благотворным воздействием Петра I, и личный культ монарха. Главный идеолог петровского времени Феофан Прокопович теоретически обосновывал всемогущество самодержавной власти. Воспитанник римской иезуитской коллегии, Прокопович соединял в своих рассуждениях все известные ему европейские учения о правах монарха. Используя идеи теоретиков школы естественного права абсолютистского направления - Г. Гроция, С. Пуффендорфа, Прокопович провозглашал такие прерогативы власти, как независимость и неподотчетность (не подлежит человеческому суду и наказанию), надзаконность (сама является источником законов), священность и неприкосновенность, единство и нераздельность. Эти исключительные свойства возводились к двум источникам - бо- гоустановленности («Богом бо царие царствуют») и общественному договору («всенародному намерению»), которым «монархия введена и содержима быть разумеется». Но в отличие от своих европейских учителей, толковавших об отдельных индивидах, жертвующих собственные исконные права правителю, Прокопович имел в виду не индивидуальное, а коллективное отчуждение собственных прав в пользу монарха. В многочисленных законодательных актах Петра I и сочинениях его сподвижников разработаны и другие теоретические положения, составившие ядро новой доктрины. Это, прежде всего, идея «общей пользы», или «всеобщего блага», подразумевавшая широкий спектр мер по всестороннему упрочению государства. Этой идее почти полностью соответствовало другое понятие - «государственного интереса». Таким образом, идеология петровского времени ставила знак равенства между государственными и общественными интересами. Данные идеи уточнялись по отношению к каждому из сословий. От крестьян «общая польза» требовала исправных занятий хлебопашеством (подобно «артерии», крестьяне питали все государство) и исполнения государственного тягла, включая уплату подушной подати и несение рекрутской повинности. Для горожан это означало активное участие в развитии торговли и промышленности, уплату податей, поставку рекрутов, содержание госпиталей, сиротских домов, постойную повинность. Для дворян - обязательную государственную службу на военном или гражданском поприще, овладение необходимыми для того знаниями и навыками. Не было обойдено вниманием и духовенство: ему вменялась в обязанность не только забота о нравственном здоровье народа, но и содержание за свой счет увечных и дряхлых воинов, а для монастырей - училищ. Идеологические выкладки Петра I, таким образом, были нацелены на максимально полную мобилизацию всего общества на службу государству. Перестройка государственного здания в первой четверти XVIII в. проводилась не планомерно, а по мере возникновения потребностей. При этом Петр I не мог опираться на пример проведения крупномасштабных реформ в странах с догоняющим типом развития (в Турции, Японии и других незападных странах мира они были проведены много позже). Отсюда вытекала необходимость ориентироваться на опыт развитых стран - Швеции, Франции, приспосабливая его к местным условиям. Вместе с тем реформы в России достаточно полно отразили основные принципы проведения так называемых неорганических модернизаций. В обобщенном виде эти принципы включали: рационализацию - необходимость введения разумных, целесообразных правил и норм, определяющих порядок деятельности любого государственного учреждения, унификацию, т. е. введение единообразия в структуре, штатах, приемах работы однотипных учреждений, централизацию и дифференциацию функций аппарата управления. (См.: Медушев- ский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994. С. 48.) Реформы власти и управления охватили все уровни: высший, центральный, местный. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I учредил Правительствующий сенат из девяти персон. Это был высший орган, он заменил Боярскую думу, переставшую собираться уже в начале XVIII в. Первоначально Сенат задумывался царем как временный орган, действующий в период «отлучек наших». Круг его обязанностей не был четко обозначен. В 1718 г. в состав Сената были включены по должности руководители коллегий - вновь учрежденных органов центральной власти. С 1722 г. в состав Сената могли входить те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями центральных ведомств. Прежний принцип комплектования был признан ошибочным на основании вполне рационального довода: собранные в Сенате руководители коллегий вряд ли могли эффективно контролировать собственную же работу. С этого времени Сенат становится постоянным совещательно-распорядительным органом. Ему был поручен контроль за правосудием, а также предоставлены права высшей апелляционной инстанции (за попытку обжалования его приговора предусматривалась смертная казнь). Кроме того, в круг обязанностей Сената входил контроль за деятельностью центрального и местного управления, заведование государственным хозяйством, проведение ревизий, рекрутских наборов, межевания земли, изыскание новых доходов для казны, устройство продовольственных магазинов и складов, борьба со стихийными бедствиями и т. д. Сообразно с направлениями деятельности в структуре Сената создавались два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления. Кроме того, в конце петровского правления в состав Сената вошли две вспомогательные службы: Герольдмейстерская контора, или Герольдия, заменившая упраздненный Разрядный приказ (в ее компетенцию входил учет всех дворян, регистрация их служебных назначений и перемещений, а также разработка дворянских гербовников), и Рекетмейстерская контора (она занималась приемом и разбором жалоб на коллегии и канцелярии, проверкой основательности апелляций). Особое место в системе Сената отводилось фискалам и прокуратуре. Эти органы осуществляли общий надзор за работой всего бюрократического аппарата, за поведением граждан, выявляя все то, что «во вред государственному интересу быть может». Должность фискалов была введена как на местном, так и на центральном уровнях. В виде вознаграждения фискал получал половину конфискованного у изобличенного им преступника имущества. Бездоказательное обвинение списывалось на «производственный брак» и фактически сходило фискалу с рук. В конце 1720-х гг. институт фискалов был упразднен, а его кадры частично влились в состав прокуратуры. Должность прокурора была введена Петром I в 1722 г. в коллегиях и канцеляриях, во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Прокуратура учреждалась в целях предупреждения и оперативного реагирования на правонарушения. Генерал-прокурор рассматривался «яко око» императора и «стряпчий о делах государственных». Его должность в чиновной иерархии занимала первое место. Он отвечал за организацию надзора в государстве; будучи первым среди равных, направлял работу коллег-сенаторов, руководил сенатской канцелярией. С течением времени власть генерал-прокурора выросла до объема, который и не закладывался в учредительных актах Петра I. С середины XVIII в. и до начала XIX в. он фактически сосредоточил в своих руках руководство тремя отраслями управления - финансов, внутренних дел и юстиции. На протяжении всего XVIII в. генерал-прокуроры менялись нечасто - на этот высокий пост назначались лица, пользующиеся личным доверием монарха и способные нести тяжелое бремя служебной ответственности. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский. Причина последовательного усиления роли генерал-прокурора заключалась в стремлении верховной власти влиять с его помощью на сенаторов, умеряя их амбиции и поползновения к самоуправству. Потенциальную склонность сенаторов к проявлению независимости или даже оппозиционности предвидел и Петр I, поэтому он не внес должность сенатора в номенклатуру должностных лиц Табели о рангах. Несмотря на то что Сенат не был законодательным органом, в отдельные периоды, например при Елизавете Петровне (1741-1761), он напористо вторгался в законотворческую сферу: подавляющее большинство законодательных актов императрицы возникло по его инициативе. Зачастую законотворческая роль Сената выступала в скрытых формах: в процедуре толкования законов, а также в удачно найденном (в условиях межведомственной волокиты) варианте - вынесении решения, имевшего нормативное значение вплоть до появления соответствующего высочайшего указа. Подобные прецеденты способствовали формированию концепции перехода политического суверенитета в периоды междуцарствия к Сенату, с последующим делегированием властных полномочий монарху. Эта идея была популярна среди высших сановников империи в последний год жизни Елизаветы Петровны. Подобный план, тяготевший к признанию правового приоритета сенаторской коллегии над верховной властью в момент ее легитимации, был отвергнут преемником Елизаветы Петровны. Однако сама мысль о расширении полномочий Сената, в том числе о превращении его в политическое представительство всего дворянства, оказалась на редкость живучей в среде либерального дворянства. При Петре I был создан также личный кабинет монарха, который в 1704 г. унаследовал некоторые функции Преображенского приказа и ближней канцелярии Боярской думы. Кабинет был преобразован в личную канцелярию царя, ведавшую его перепиской, в том числе внешнеполитической, учетом финансовых поступлений в личный доход и представлениями к должностям и наградам. Здесь составлялись акты, подлежащие публикации от имени монарха. Наряду с Сенатом, хотя и в несравненно меньшем объеме, Кабинет вырабатывал правительственный курс и следил за его проведением в жизнь. Как и генерал-прокурор Сената, кабинет-секретарь обладал огромным влиянием в бюрократической среде и стал объектом «искательств» со стороны мелких и крупных чиновников, частных лиц. В 1717-1718 гг. проводилась перестройка центрального аппарата управления. В основу ее был положен принцип камерализма, заимствованный из опыта европейских стран. Камерализм - это организация центральных учреждений путем четкого разграничения их функций по отраслям управления. (Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999. С. 128.) Были созданы новые учреждения - коллегии, имевшие одинаковое штатное расписание и общие принципы работы. В их ведении находились общегосударственные вопросы. Во главе коллегий стоял президент, который в отличие от судьи старого приказа не распоряжался единолично в своем ведомстве. Гарантией от начальственного произвола служили коллегиальное обсуждение всех рассматриваемых вопросов и вынесение окончательного решения большинством голосов. Членами присутствия, или чиновниками с правом голоса, являлись вице-президент, четыре советника коллегии, четыре коллежских асессора (заседателя). Текущую техническую работу выполняли секретарь и так называемые приказные, или канцелярские служители. В некоторые коллегии в качестве экспертов назначались также советник и секретарь из иноземцев. Первона- .ально колле! ий было немного, но в начале 1720-х гг. их список расширился. Тремя главными считались коллегия Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская (ведавшая делами флота). Финансами занимались три другие коллегии - Камер-коллегия (ведала казенными сборами), Штатс-контор-коллегия (курировала государственные расходы), Ревизион-коллегия (вела учет государственных расходов), две коллегии - Берг и Мануфактур - руководили промышленностью, первая - металлургическими заводами, вторая - предприятиями легкой промышленности. Коммерц-коллегия направляла внешнюю торговлю. Юстиц-коллегия ведала надворными и нижними судами, регистрировала различные частные акты (купчие, долговые обязательства, доверенности, завещания, документы о продаже вотчин и т. п.). Вотчинная коллегия, во многом перенявшая функции упраздненного Поместного приказа, разбирала земельные тяжбы, оформляла сделки на куплю и продажу земли и крепостных крестьян, вела дела о выморочных имениях, беглых крестьянах и т. п. В 172i г. была создана Духовная коллегия, или Синод. Этот орган занял место патриаршего престола, фактически упраздненного Петром I еще раньше. Отныне церковные дела решались государственными чиновниками, назначаемыми из духовных лиц (а иногда и из светских), включенными в те же дисциплинарные рамки, что и вся остальная бюрократия. По типу коллегии был устроен Главный магистрат, управлявший посадским населением и руководивший местными магистратами. Единственным отличием Главного магистрата от других коллегий являлся его выборный состав. В него входили представители высших торгово-промышленных корпораций города, и только обер-президент и президент являлись коронными (правительственными) чиновниками. Все новые центральные учреждения опирались в своей работе на Генеральный регламент (1720) - свод правил, разработанных Петром I. Позже общие основы деятельности были уточнены применительно к каждой коллегии в особом, к ней относящемся регламенте. Коллежская реформа Петра I была также и попыткой отделить управление от суда, что стало важным шагом навстречу утверждению принципа разделения властей. В 1708-1709 гг. была начата реформа местных органов власти. Территория страны была разделена на 8 неравнозначных по размерам губерний. Позже их количество было доведено до 11. В результате областных реформ 1708 г. и 1719 г. сложилось трехчленное административно-территориальное деление: губерния - провинция - уезд. Во главе губерний стояли губернаторы. При губернаторе действовали ландратские советы из 8-12 человек, избиравшиеся дворянством губернии. Совет ландратов рассматривался как необходимый противовес чрезмерному развитию личного начала в управлении губерний. При губернаторе также учреждалось губернское правление в составе ландрихтера - губернского судьи (с 1719 г. его заменил надворный суд), обер-комиссара, ведавшего финансами, обер-провиантмейстера, заведовавшего хлебными запасами для армии, и управителя дворцовыми имениями. Во главе провинций, число которых в 1719 г. достигло 50, стояли воеводы, при которых создавались земские канцелярии. С 1719 г. на провинции был перенесен центр тяжести в областном управлении, поэтому наиболее важные из них получили управление, аналогичное губернскому с генерал-губернатором во главе. Уездное управление представляли земские комиссары - выборные из числа местного дворянства. Связь с высшими органами, в частности с Сенатом, осуществлялась через губернских комиссаров. Несмотря на старания Петра I обеспечить стройную систему управления сверху донизу, многие областные учреждения в отличие от центральных едва пережили их создателя. Это было вызвано, во-первых, трудностями с кадрами - постоянный дефицит подготовленных чиновников еще резче проявлялся на местном уровне. Во-вторых, перегруженность налогами податного населения, особенно после 1725 г., делала весьма проблематичным дальнейшее содержание дорогостоящего местного бюрократического аппарата. В-третьих, в общественном сознании даже высших сословий была глубоко укоренена неприязнь к службе по выборам: этот феномен объясняет быстрое свертывание эксперимента Петра I с советом ландратов. Наконец, государственные нововведения Петра I, в частности его областная реформа, стали после его смерти объектом ожесточенной критики со стороны отдельных политических группировок при дворе.

Благодаря энергичной деятельности Петра I в экономике, уровне и формах развития производительных сил, в политическом строе России, в структуре и функциях органов власти, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в быту и культуре народов произошли огромные изменения. Средневековая московская Русь превратилась в Российскую империю. Коренным образом изменилось место России и ее роль в международных делах.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I в осуществлении реформ. С одной стороны, эти реформы имели огромный исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным интересам и потребностям страны, способствовали ее прогрессивному развитию, будучи нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны - реформы осуществлялись теми же крепостническими методами и способствовали тем самым укреплению господства крепостников.
Прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию ее отсталости в полной мере. Объективно эти реформы носили буржуазный характер, субъективно же - их реализация привела к усилению крепостничества, укреплению феодализма. Другими они быть не могли - капиталистический уклад в России этого времени был еще очень слаб.
Следует отметить и те культурные перемены в российском обществе, которые произошли в петровские времена: возникновение школ первой ступени, училищ по специальностям, Российской Академии наук. В стране возникла сеть типографий для печатания отечественных и переводных изданий. Начала выходить первая в стране газета, возник первый музей. Значительные изменения произошли в быту.

13)Военная реформа Петра1

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. , на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований. Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.Рекрутские наборы распространялись на население. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы у стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет Срок службы рекрута практически не был ограничен.
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.) . В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков) ,
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного флота;
- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.



14)Рос империя в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762)

Петр I умер 28 января 1725 г., не назначив преемника престола. Началась длительная борьба различных дворянских группировок за власть.В 1725 г. А.Д.Меншиков - представитель новой родовой знати - возвел на престол вдову Петра I, Екатерину I. Для укрепления своей власти в 1726 г. императрицей был учрежден Верховный тайный совет. С 1726 по 1730 гг. Совет, ограничив власть Сената, фактически решал все государственные дела.После смерти Екатерины I наследным императором стал 12-летний Петр II - внук Петра I.В 1727 г. князья Долгоруковы добились от нового императора ссылки Меньшикова, В состав Верховного тайного совета были введены представители Долгоруких и Голицыных. Петр II попал под влияние старой боярской аристократии, фактически отдал власть Верховному тайному совету.В 1730 г. Петр II умер от оспы, и на царствование была приглашена племянница Петра I, жена курляндского, герцога Анна Иоанновна. До принятия короны она согласилась с условиями ограничения ее власти в пользу Верховного тайного совета, но, став императрицей, сразу распустила совет и репрессировала его членов. С 1730 по 1740 гг. страной управлял фаворит императрицы Э.И.Бирон и его приближенные из немцев. Это было десятилетие засилья иноземцев, время разгула жестокости властей и казнокрадства.В 1740 г. Анна Иоанновна объявила наследником престола трехмесячного внука сестры, а регентом назначила Бирона.

В ноябре 1740 г. в результате дворцового переворота регентство было передано Анне Леопольдовне.В ноябре 1741 г. после очередного переворота, вызванного недовольством продолжения немецкого засилья, на престол взошла Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)Поддержанная гвардейцами, при помощи со стороны Франции и Швеции, она арестовала и заточила младенца-императора, сослала в Сибирь И.Миниха, А.И.Остермана и других иноземцев, претендовавших на власть. Во время ее правления произошел возврат к петровским порядкам и их укрепление.Елизавета проводила политику укрепления прав и привилегии дворянства. Помещикам было предоставлено право продавать крестьян в рекруты. Были отменены таможенные сборы.Агрессивная политика Пруссии вынудила Россию заключить союз с Австрией, Францией и Швецией. Началась семилетняя война 1756-1763 гг. 100-тысячное русское войско было послано на территорию Австрии против Пруссии.Летом 1757 г. русские войска, войдя в Пруссию, нанесли сокрушительное поражение пруссакам у деревни Грос-Егерсдорф. В 1758 г. был взят Кенигсберг. В том же году произошло главное сражение с основными силами короля Фридриха II под Цорндорфом. Русская армия под командованием генерала П.С.Салтыкова при поддержке союзных австрийских войск в результате кровопролитного сражения практически уничтожила армию пруссаков. Взятие Берлина в 1760 г. поставило Пруссию на грань катастрофы. От этого ее спасла смерть императрицы Елизаветы Петровны, наступившая 25 дек. 1761 г.

После смерти Елизаветы Петровны на престол взошел ее племянникПетр III(1761-1762), который прекратил войну и вернул прусскому королю Фридриху II все ранее завоеванные земли. Он заключил мир с Пруссией и вошел в военный союз с Фридрихом II. Петр III не понимал верований и обычаев православной церкви и пренебрегал ими. Пропрусская политика вызвала недовольство его правлением и привела к росту популярности его жены - Софьи Фредерики Августы Цербстской. В отличие от мужа она, будучи немкой, приняла православие, соблюдала посты, посещала богослужения. В православии она получила имя Екатерина Алексеевна.

29 июня 1762 г. с помощью гвардейцев Измайловского и Семеновского полков Екатерина захватывает власть. Петр III подписывает акт об отречении и погибает от рук офицеров охраны.