Наименование параметра Значение
Тема статьи: Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки
Рубрика (тематическая категория) Технологии

Вариант 2

Ключ

Вариант 1

Обработка и интерпретация результатов.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята͵ сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, в случае если Вы согласны с ним, или “-”, в случае если не согласны”.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. К примеру, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всœему тексту. В случае если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, в случае если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется аналогично тому, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

Ключ к вопросам:

1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -

Результаты:

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всœего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определœенному фактору 50 % и 75 % (для всœех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всœего - со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с крайне важно стью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Стимульный материал:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всœем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всœе хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, в случае если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелœепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителœем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. В случае если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всœем классом?

Методика ʼʼШкала дифференциальных эмоцийʼʼ (ШДЭ) (К. Изард)

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) - инструмент самоотчета͵ созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций, а также диагностики самочувствия испытуемого. Она представляет собой список общеупотребительных определœений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. С помощью этой шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота͵ с которой в течение определœенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как ʼʼэмоциональная чертаʼʼ). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30 прилагательных (по три для каждой из 10 фундаментальных эмоций).

Определœения:

1, 11 и 21 относятся к интересу;

6, 16, 26 - к отвращению;

2, 12, 22 - к радости;

7, 17, 27 - к презрению;

3, 13, 23 - к удивлению;

8, 18, 28 - к страху;

4, 14, 24 - горю;

9, 19, 29 - к стыду;

5, 15, 25 - к гневу;

10, 20, 30 - к винœе.

Интерпретация:

Подсчитывается сумма баллов, набранная при ответах при первом и втором задании (первая и вторая шкала), для каждой эмоции.

Диапазон выраженности эмоции - от 0 до 15 баллов.

Сравнение суммы баллов по каждой эмоции выявляет преобладающую эмоцию (эмоциональные переживания) в данный момент (по первой шкале) и частоту ее проявления (по второй шкале).

Инструкция:

Инструкция к первой методике требует от индивида оценить по пятибальной шкале интенсивности степень точности, с которой каждое слово описывает то, что он чувствует в настоящее время. В инструкции ко второй методике индивида просят проанализировать определœенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить частоту, с которой он испытывал каждую эмоцию в течение этого времени.

Цель второй шкалы - определить, как часто некто переживает каждую из фундаментальных эмоций, причем частота переживания данной эмоции воспринимается как показатель ʼʼэмоциональной чертыʼʼ.

Стимульный материал:

1. Внимательный

2. Наслаждающийся

3. Удивленный

5. Взбешенный

6. Чувствующий омерзение

7. Презрительный

8. Пугающий

9. Застенчивый

10. Сожалеющий

11. Концентрированный

12. Счастливый

13. Изумленный

14. Печальный

15. Гневный

16. Чувствующий отвращение

17. Пренебрегающий

18. Страшный

19. Робкий

20. Виноватый

21. Собранный

22. Радостный

23. Пораженный

24. Сломленный

25. Безумный

26. Чувствующий неприязнь

27. Надменный

28. Сеющий панику

29. Стыдливый

30. Раскаивающийся

Ключ:

Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу ʼʼсуммаʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

K = (C1+C2+C3+C9+C10) / (C4+C5+C6+C7+C8), где

K - самочувствие,

C1, C2, C3... - эмоция под №1, №2, №3, №... соответственно.

Интерпретация:

В случае если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,

В случае если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

‣‣‣ ʼʼ1ʼʼ - совсœем не подходит;

‣‣‣ ʼʼ2ʼʼ - пожалуй, верно;

‣‣‣ ʼʼ3ʼʼ - верно;

‣‣‣ ʼʼ4ʼʼ - совершенно верноʼʼ.

Стимульный материал:

внимательный концентрированный собранный
наслаждающийся счастливый радостный
удивленный изумленный пораженный
унылый печальный сломленный
взбешенный гневный безумный
чувствующий неприязнь чувствующий отвращение чувствующий омерзение
презрительный пренебрегающий надменный
пугающий страшный сеющий панику
застенчивый робкий стыдливый
сожалеющий виноватый раскаивающийся

Как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренц, Ардри);

Как установку к господству (Моррисон);

Как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определœенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". При этом само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия бывают сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два базовых типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та͵ и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция:

Внимательно прослушайте утверждения. В случае если вы согласны с утверждением, то ставьте знак ʼʼ+ʼʼ, в случае если нет, ставьте знак ʼʼ-ʼʼ.

Обработка результатов:

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

ʼʼдаʼʼ = 1,

ʼʼнетʼʼ = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

ʼʼдаʼʼ= 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 44.

6. Подозрительность:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

ʼʼнетʼʼ = 1, ʼʼдаʼʼ = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

ʼʼдаʼʼ = 1, ʼʼнетʼʼ = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов:

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определœенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, крайне важно помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, бывают поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. По этой причине опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Стимульный материал:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. В случае если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всœегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. В случае если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всœегда снисходителœен к чужим недостаткам

12. В случае если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всœегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю несогласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. В случае если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителœен, чем кажется

20. В случае если кто-то воображает себя начальником, я всœегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, в случае если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда нужно мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю всœе, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителœей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. В случае если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. В случае если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что нужно мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46. В случае если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48. В случае если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. В случае если бы всœе знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелœегко работать

52. Я всœегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. В случае если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки" 2017, 2018.

Басса-Дарки методика была предложена еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор находит множество сторонников и активно используется. О ней мы и расскажем сегодня. Можно с уверенностью сказать, что данная методика (опросник Басса-Дарки) - одна из самых популярных в наши дни, используемых в зарубежной психологии для изучения агрессии. Прежде чем рассказать о ней, следует определиться с самим понятием агрессии. Каковы механизмы ее возникновения, ее значение для человека? Давайте вместе разберемся.

Для чего нужна агрессия

Ученые считают, что применение агрессии - один из самых популярных вариантов решения проблем, которые возникают у человека в фрустрирующих (трудных) ситуациях. Эти трудные ситуации вызывают у людей психическую напряженность, с которой необходимо справиться.

Агрессивные действия могут быть средством достижения определенной значимой цели. Они также могут являться способом замещения удовлетворения какой-либо блокированной потребности, психической разрядки. Также агрессивные действия применяются в целях самоутверждения и самореализации.

Теории агрессий

Долгое время психологический подход к агрессии и агрессивности определялся как теориями, которые рассматривали ее как последствие фрустрации (Розенцвейг, Доллард), так и концепцией влечения. Ряд публикаций по этому вопросу появился в конце 50-х годов прошлого века. Эти работы вызвали приток теоретических и экспериментальных работ по данной теме, к которым относится и опросник Басса-Дарки.

Методика эта далеко не единственная из тех, что используются в наши дни. Сегодня существует множество теорий агрессии. Самые известные из них - К. Лоренца и З. Фрейда. У каждой из теорий есть свой собственный взгляд на агрессию, а также свое отношение к ней. Благодаря этому в них можно найти общие черты и разделить на 4 основные категории. Расскажем вкратце о каждой из них.

Агрессия - врожденный задаток

Агрессия может рассматриваться как врожденный задаток или посыл. То есть это присущая нам с рождения форма поведения, действующая на инстинктивном уровне. Приверженцы теорий, относящихся к этой категории, агрессию рассматривают как свойство человека, запрограммированное генетически. Она уже присутствует в нем и проявляется в течение всей жизни. Агрессию, согласно мнению приверженцев этих теорий, искоренить невозможно. В лучшем случае можно лишь уменьшить ее влияние.

Агрессией можно управлять

Другие теории рассматривают ее проявления как познавательные и эмоциональные процессы. Такой вывод основан на убеждении о том, что каждый из нас может управлять агрессией на основе приобретенных с жизненным опытом навыков. Для того, чтобы делать это, необходимо уметь представлять потенциальные опасности, а также верно оценивать те или иные угрожающие факторы.

Агрессия - необходимость

Агрессия может пониматься также как необходимость, порожденная внешними факторами и стимулами. С этой точки зрения она рассматривается как потребность, реализующаяся непосредственно под воздействием тех или иных внешних стимулов. "Фрустрационная теория агрессии" составляет основу этого взгляда. Она была предложена американским антропологом и психологом Джоном Доллардом. Согласно этой теории, фрустрация непременно приводит к агрессии в той или иной ее форме, а последняя, в свою очередь, всегда бывает результатом фрустрации.

Агрессия - выражение социального опыта

Другой подход к агрессии - рассматривать ее как актуальное выражение социального опыта. То есть это модель социального поведения, приобретенная в ходе развития. Агрессивные реакции проявляются у человека после того, как он оказался в подобной ситуации или же наблюдал пассивно за ней со стороны. Это результат накопления и последующего применения полученного опыта.

Вред, причиняемый агрессией

Проанализировав наиболее популярные взгляды на понятие "агрессия", можно сказать, что ее нужно понимать как разрушительное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам существования человека в обществе. Это поведение причиняет вред неодушевленным или одушевленным объектам нападения. Оно наносит им физический ущерб или же может вызывать у них состояние страха, напряженности, подавленности, отрицательные переживания, то есть психический дискомфорт.

Понятие агрессивности и ее оценка

Агрессивность - это особое качество, свойство личности, для которого характерны деструктивные тенденции, главным образом в сфере субъектно-объектных отношений. Деструктивный компонент активности, вероятно, необходим человеку в созидательной деятельности. Ведь потребности индивидуального развития формируют способность к разрушению и устранению препятствий, к преодолению всего противодействующего данному процессу.

Ученые пришли к выводу о том, что агрессивность обладает количественной и качественной характеристикой. Как и любое другое свойство, степень выраженности ее различна: от практически полного отсутствия до предельного уровня развития. Определенная ее степень должна быть у каждой личности. Отсутствие агрессивности приводит к конформности, ведомости, пассивности и т. д. Напротив, чрезмерное развитие может характеризовать личность в целом как конфликтную, у которой отсутствует способность к сознательной кооперации.

Агрессивность сама по себе не делает человека сознательно опасным субъектом. Ведь, с одной стороны, связь, существующая между агрессией и агрессивностью, нельзя назвать жесткой. Их могут вызывать различные причины. С другой стороны, акт агрессии сам по себе может не принимать неодобряемые и сознательно опасные формы.

Агрессивность - злонамеренная активность

Агрессивность в житейском сознании - синоним такого понятия, как "злонамеренная активность". Однако само по себе не обладает "злонамеренностью". Его делает таким то есть ценности, для достижения которых и разворачивается данная активность. Практические действия внешне могут быть сходны, однако мотивационные компоненты при этом бывают прямо противоположны.

Два типа агрессии

Агрессию можно разделить, исходя из вышесказанного, на 2 основных типа. Первый - агрессия мотивационная, как самоценность. Второй тип агрессии - это инструментальная, рассматриваемая как средство. При этом подразумевается, что обе они могут проходить как под контролем нашего сознания, так и без него. Кроме того, оба этих типа сопряжены с такими эмоциональными переживаниями, как враждебность и гнев.

Психологов-практиков интересует в большей степени именно мотивационная агрессия, рассматриваемая как проявление реализации деструктивных тенденций, присущих личности. Если определить уровень этих тенденций, то появляется возможность с большой точностью прогнозировать вероятность проявления у человека открытой мотивационной агрессии. Одной из таких диагностических процедур как раз и является опросник Басса-Дарки. Методика, интересующая нас, была разработана в 1957 году американскими исследователями, по фамилиям которых названа.

Применение методики Басса-Дарки

В зарубежных исследованиях этот опросник получил широкое распространение. Они подтвердили его высокую надежность и валидность. И в отечественных работах применяется опросник Басса-Дарки. Методика эта была использована, в частности, С.Н. Ениколоповым в 1989 году. Однако на отечественных выборках данные о ее стандартизации не указываются.

Ученые отмечают, что методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности в ситуации экспертизы не защищена от определенных мотивационных искажений. Ответ может зависеть, например, от установки самого человека, от социальной желательности. Кроме того, достоверность полученных результатов зависит также от степени доверительности в отношениях психолога и испытуемого, если используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. Поэтому полученные результаты требуют проверки на надежность путем ретеста или иных способов. Использование этого опросника в работе с учениками школ (с 6-го класса и выше) и с учителями оказалось довольно диагностичным, а также конструктивным для дальнейшей коррекционной работы. В настоящее время широко используется методика Басса-Дарки. Цель ее применения мы рассмотрели, теперь необходимо определиться с основными положениями.

Разграничение понятий враждебности и агрессии

А. Бассе, оттолкнувшись от разработок своих предшественников, разграничил понятия враждебности и агрессии. Первую он определил как реакцию, которая развивает негативные оценки событий и людей, негативные чувства. Методика изучения агрессии Басса-Дарки предполагает дифференциацию различных проявлений враждебности и агрессии. Виды реакций, которые ученые выделили при этом, следующие.

Виды реакций

1. Физическая агрессия, то есть использование против другого лица физической силы.

2. Косвенная, направленная окольным путем на другое лицо или же не направленная ни на кого.

3. Раздражение, то есть готовность при малейшем возбуждении проявлять негативные чувства. Ее можно определить также как грубость, вспыльчивость.

4. Негативизм, представляющий собой оппозиционную манеру в поведении. Он может проявляться по-разному, от пассивного сопротивления до борьбы против действующих законов и обычаев.

5. Обида, то есть зависть или ненависть по отношению к окружающим за определенные действия, вымышленные или действительные.

6. Подозрительность, которая может варьироваться в диапазоне от осторожности и недоверия к людям до убеждения в том, что они наносят или планируют нанести вред.

7. Еще один вид реакции - вербальная агрессия. Она представляет собой выражение негативных чувств как через словесные ответы (угрозы, проклятия), так и через форму (визг, крик).

8. Чувство вины представляет собой возможное убеждение человека в том, что он является плохим, что неправильно поступает. Сюда же относятся угрызения совести, ощущаемые им.

Завершая описание методики Басса-Дарки, отметим, что опросник включает в себя 75 утверждений. На них испытуемый должен ответить однозначно: либо "да", либо "нет". На основании этого оценивается степень агрессивности человека. Перейдем теперь к методу интерпретации полученных результатов.

Интерпретация результатов

Обработка методики Басса-Дарки не представляет большого труда. Вопросы сформулированы так, что они относятся лишь к одной форме агрессии. Кроме того, результаты методики Басса-Дарки несложно интерпретировать еще и потому, что влияние общественного одобрения того или иного ответа максимально ослаблено.

Норма агрессивности, согласно Рогову Е. И., - величина ее индекса, которая равняется 21 ±4. Что же касается враждебности, она должна находиться в пределах 6,5-7 ±3. Схема Хвана А. А. несколько более сложна, однако она не сильно усложняет такой способ исследования агрессии, как методика Басса-Дарки. Интерпретация результатов по Хвану А. А. следующая. Сырые баллы, набранные по каждой отдельной шкале, нужно умножить на коэффициент. Его цель - привести к ста баллам максимальное значение параметров по каждой шкале, которую предлагает методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности.

Интерпретация, однако, не вполне однозначна. Пользуясь этой методикой, нужно понимать, что агрессивность, являющуюся свойством личности, а также агрессию, понимаемую как акт поведения, проанализировать можно только в рамках психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы человека. Иначе результаты могут быть неточными. Поэтому данная методика (опросник Басса-Дарки) применяется вместе с другими, такими как (например, Люшера) и личностные тесты различных психических состояний (Спилберг, Кэттелл).

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Темы: агрессивность.

Тестируем: свойства личности.

Возраст: взрослым.

Тип теста: вербальный. Вопросов: 75

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тест

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю несогласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

"нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

"нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

"нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

"нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

"нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3.

О методике (дополнительно)

Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека.

Методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надёжность.

Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

Мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

Инструментальная агрессия, как средство.

При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью.

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса-Дарки.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер).

Литературные источники:

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.49-54.

2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - с. 80-84.

3. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – 2- е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. С.257-262.

4. Практикум по психологии профессиональной деятельности. – СПГУ., 2000. С.119-124.

5. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С. 163-167.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С.174-180.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. С.167-172.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1998. - С. 240-246.

9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996.

Примерные области использования методики

Агрессивность, враждебность:

Доступ к оружию Инспектор ОБ Кандидат УИИ

Коммуникативная сфера. Эмоционально-волевая сфера. Поведенческая сфера: Продавец. Секретарь-референт Сотрудники госслужбы. Спецконтингент

Конфликтология Криминальная заражённость: Насильники

Обследование осужденных

Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". На русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 году. Рекомендовано использовать в работе педагога - психолога с детьми начиная с подросткового возраста.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности и агрессия, как акт поведения, могут быть понятны в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

0 - 20

низкий уровень

20 - 30

0 - 14

31 - 41

15 – 25

средний уровень

42 -52

26 – 36

53- 63

37 – 47

повышенный уровень

64 -74

48 – 58

75 - 85

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

0 – 17

низкий уровень

18 – 27

0 – 14

28 – 38

15 – 25

средний уровень

39 – 49

26 – 36

50 - 60

37 – 47

повышенный уровень

61 - 71

48 – 58

72 - 82

59 – 69

высокий

83 - 93

70 – 80

очень высокий

94 и более

81 – 92

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел , Спилбергер ), проективными методиками (Люшер ) и так далее.

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет

26. Я не способен на грубые шутки. да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет

54. Неудачи огорчают меня. да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет

60. Я ругаюсь только со злости. да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет

72. В последнее время я стал занудой. да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет


Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник А. Басса и А. Дарки. Цель опросника - дифференциация проявления агрессии и враждебности. Он выделили следующие виды реакций:

1)Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2)Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3)Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4)Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5)Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6)Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7)Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8)Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались принципы:

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы группируются в восемь вышеперечисленных шкал, на основании которых можно судить о характерных способах проявления агрессии. На основании этих шкал вычисляются также две производные шкалы - индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу) и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) (шкалы 1, 3, 7).

Эти индексы позволяют перейти от абстрактных шкал к конкретным паттернам межличностного взаимодействия. Высокие значения индекса враждебности позволяют предположить, что в новые социальные отношения подросток будет вступать с негативными установками; в случае возникновения конфликтной ситуации он будет приписывать её возникновение другим участникам; отношения будут непрочными и сильно подверженными аффективным поступкам.

Таким образом, в качестве рассматриваемых и упоминаемых в этой части методик были выделены четыре, которые в наибольшей степени отвечают сформулированным требованиям, и использование которых позволит получить наиболее точные результаты, необходимые для дальнейшего анализа и изучения проблемы.

Анализ существующих психодиагностических методик показал, что далеко не все методики одинаково подходят для данного исследования.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам - поставьте рядом с ним знак «+», если нет - знак «-».

1.Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5.Я не всегда получаю то, что мне положено.

6.Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7.Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10.Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15.Я часто бываю не согласен с людьми.

16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21.Меня немного огорчает моя судьба.

22.Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26.Я не способен на грубые шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.Довольно многие люди завидуют мне.

31.Я требую, чтобы люди уважали меня.

32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34.Я никогда не бываю мрачен от злости.

35.Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36.Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37.Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40.Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41.Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42.Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43.Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44.Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45.Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46.Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю.

47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49.С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50.Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54.Неудачи огорчают меня.

55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56.Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59.Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60.Я ругаюсь только от злости.

61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62.Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64.Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65.У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66.Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67.Я часто думаю, что жил неправильно.

68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69.Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71.Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72.В последнее время я стал занудой.

74.Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75.Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Описание методики

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». А. Бассе разделил понятия «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью).

Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется еще один пункт - угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.