Сейчас Санкт-Петербург уже невозможно представить без Мариинского дворца или дворца Белосельских-Белозерских, которые создал Андрей Иванович Штакеншнейдер, знаменитый русский архитектор.

Андрей Штакеншнейдер. Фото: Commons.wikimedia.org

Он появился на свет в Гатчинском уезде 6 марта 1802 года. Отец будущего зодчего, заметив, что мальчик хорошо рисует, в 13 лет отдал его в Императорскую академию художеств. Впрочем, особых талантов во время учебы Андрей Иванович не показал.

То, что молодой человек имеет незаурядные способности, заметил уже в 1825 году легендарный Огюст Монферран, когда привлек Штакеншнейдера к работе архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора.

По сути это была первая самостоятельная работа Андрея Ивановича, которой заказчик остался очень доволен. А Штакеншнейдера даже представили императору. И уже после этого архитектора стали привлекать к дворцовому строительству.

сайт вспоминает пять самых знаменитых его творений.

Мариинский дворец

Сегодня здесь находится городской парламент. Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня в этом величественном здании в стиле неоклассицизм, являющимся важной частью Исаакиевской площади, заседают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

А в XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева. Новое здание, которое закончили строить в 1844 году, предназначалось в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I - великой княжны Марии Николаевны в честь ее венчания с герцогом Лейхтенбергским. Дворец стал официальной резиденцией этой фамилии.

Позже здесь размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров, а после февральской революции 1917 года - Временное правительство России. Известно здание и тем, что в апреле 1902 года в вестибюле террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.

Есть также легенда, что Николай II хотел подарить Мариинский дворец своей фаворитке, балерине Матильде Ксешинской. Однако знаменитая танцовщица отказалось от щедрого дара. Ей не нравилось, что скульптура Николая I, расположенная перед зданием, повернута спиной к его фасаду.

Николаевский дворец

Николаевский переименовали в Дворец Труда. Фото: Commons.wikimedia.org

Расположен на площади Труда (ранее - Благовещенской), а построен был по распоряжению императора Николая I, который хотел возвести парадную резиденцию для своего третьего сына Николая. Дворец решили строить именно здесь, на месте двухэтажных деревянных казарм для моряков, рядом с открытым недавно первым постоянным мостом через Неву.

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года, а сдан в декабре 1861-го. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. Сюда из Зимнего дворца переехал Великий князь Николай Николаевич с супругой Александрой Петровной. При дворце имелись манеж и церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

После смерти владельца в 1894 году во дворце разместился женский институт Ксении Александровны. В советское время здание перешло в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда». Сегодня его арендуют различные частные компании.

Ново-Михайловский дворец

Дворец является памятником федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org

Его построили в 1857-1862 годах специально для великого князя Михаила Николаевича - сына императора Николая I. Событие приурочили к женитьбе князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Здание расположено в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной, 18.

Поскольку в городе уже существовал Михайловский дворец, новое строение решили наречь Ново-Михайловским. Применяемые в сооружении дворца технологии были уникальны для России тех лет - при возведении использовались металлические стропила и балки. Кроме того, резиденцию оборудовали водопроводом, что также было в диковинку.

Однако прожил здесь князь недолго - уже в декабре 1862 года император сделал Михаила Николаевича наместником на Кавказе. Великий князь с семьёй был вынужден уехать из столицы, а в Петербург вернулся лишь в 1881 году.

Позже в здании располагались музей, Коммунистическая академия и, наконец, Институт восточных рукописей РАН. Ряд учреждений Академии наук работают в Ново-Михайловском по сей день.

Дворец Белосельских-Белозерских

Здесь жил один из убийц Распутина. Фото: Commons.wikimedia.org

Узнаваемое здание на Невском проспекте, 41, выполненное в стиле «русское необарокко». Штакеншнейдер перестроил трехэтажный дворец архитектора Демерцова, придав ему современный вид. Это произошло в 1847-1848 гг.

Он восхитил современников. О здании писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Кстати, дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенном на Невском проспекте в XIX веке.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, который впоследствии «прославился», как соучастник убийства Григория Распутина.

После революции здесь находились общественные организации, позже - Петербургский культурный центр, Музей восковых фигур и т.д. C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.

Царицын и Ольгин павильоны в Петергофе

Николай I подарил павильон своей супруге. Фото: Commons.wikimedia.org

Оба находятся на разных островах Ольгина пруда в Колонистском парке Петергофа. Острова так и называются - Царицын и Ольгин.

Царицын павильон построен в 1842-1844 годах для императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I, в модном «помпейском» стиле. Он напоминает облик древнеримских домов, найденных около Неаполя при раскопках погребенного под слоем вулканического пепла античного города Помпеи. Павильон был окружён цветущим садом с фонтанами, статуями и мраморными скамьями. Почти всю вторую часть XX века здание стояло пустое и находилось в ужасном состоянии. Только в 2005 году его отреставрировали и открыли для посетителей.

Ольгин павильон отремонтировали только в XXI веке. Фото: Commons.wikimedia.org

Ольгин павильон построили позже, в 1846-1848 годах, для дочери императора Николая I великой княгини Ольги Николаевны. Здание также похоже на домик из Неаполя.

После революции Ольгин остров был запущен, в годы Второй мировой войны Ольгин павильон сгорел. Его реставрацию начали только в 2000-х. В 2005 году в здании был открыт музей.

Штакеншнейдер - архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные и Петергофа. Об этом замечательном человеке мы и расскажем в данной публикации.

Ранние детские годы архитектора

Родился Штакеншнейдер Андрей Иванович 22 февраля 1802 года на территории могущественной Российской империи. Дед будущего архитектора был уроженцем одного из крупнейших городов Севера Германии - Брауншвейга. Он был известным мастером, способным изготавливать различные вещи из натуральной кожи животных. А когда слава о его мастерстве дошла до российского императора Павла, его пригласили в столицу. Позднее дед решил остаться в России. Он женился, и на свет появился отец Андрея Ивановича.

Сам же Андрей родился в стенах фамильной фермы, где ранее проживало все семейство Штакеншнейдеров. Практически все свое детство маленький архитектор провел на мельнице, на которой работал его отец. Когда будущему мастеру исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Императорскую академию художеств. Однако из-за того, что особых талантов он так и не проявил, после окончания учебы его определили в комитет гидравлических работ и строений. Именно там наш архитектор Штакеншнейдер некоторое время работал, занимая должность рядового чертежника.

Разнообразие профессиональной деятельности

По истечении четырех лет работы чертежником наш герой получил выгодное предложение, благодаря которому он устроился на новое место работы. На этот раз его ожидала должность архитектора-рисовальщика.

Так он и попал на возглавляемое специальной комиссией по сооружению. Здесь он и проявил себя как талантливый архитектор. Штакеншнейдер позднее был замечен другим известным строителем и архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром. Именно он пригласил нашего героя для работы над Зимним дворцом.

Уход с работы и занятия частной практикой

В какой-то момент архитектор Штакеншнейдер решил, что ему самое время заняться частной практикой. В начале 1831 года он ушел из комиссии и с большим удовольствием занялся частным строительством. Одной из первых самостоятельных его работ стало проектирование графского дома. Имение принадлежало А. Х. Бенкендорфу.

После того как наш герой удачно справился с поставленной перед ним задачей, граф рассказал о нем императору. В итоге талантливого архитектора пригласили в один из самых богатых домов СПб. Штакеншнейдер практически сразу заполучил расположение Николая I.

Все чаще он стал получать индивидуальные заказы от императора. И спустя некоторое время стал практически единственным архитектором, которому доверяли строить не только огромные имения, но и княжеские, царские дворцы. И так было вплоть до самой смерти архитектора. Он длительное время работал и проектировал недвижимость царских и привилегированных лиц, получил почетное звание личного архитектора дворца Его Величества.

Первые награды и обучение за границей

Если верить сведениям из биографии, Штакеншнейдер впервые получил признание в 1834 году. В это самое время он активно работал над проектом «небольшого дворца императора», за который и получил многообещающее звание академика.

Однако, несмотря на это, наш герой чувствовал, что ему катастрофически не хватает опыта. При этом ему удалось добиться поддержки государя, и за счет государственного пособия выехать за границу на обучение. Так, он посетил Англию, Францию и Италию. А вернувшись, от представителей получил почетное звание профессора второй степени.

Работы над Мариинским дворцом

За время своей жизни Андрей Иванович проектировал и возводил здания различной сложности. Ему удалось побывать в Москве, Крыму, Санкт-Петербурге, Новгороде, Таганроге, Петергофе и даже Царском Селе. Во всех этих местах он довольно успешно работал и творил. Критики высоко оценивали его работы и утверждали об особенностях его строгого и одновременно демократичного стиля. Одним из самых величественных зданий, которое архитектору удавалось когда-либо построить, является Мариинский дворец.

Это здание, находящееся на красивейшей Исаакиевской площади, наш герой спроектировал в 1839 году. Строительство же дворца было окончено в 1844 году. О том, какие здания и дворцы Штакеншнейдер построил, помимо данного сооружения, где в настоящий момент находится резиденция Санкт-Петербургского Законодательного собрания, мы расскажем ниже.

Другие выдающиеся творения великого автора

Благодаря своему пытливому уму и прекрасной фантазии наш герой создал дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Напомним, что это уникальное строение в стиле необарокко было возведено в период между 1846 и 1848 годами.

Среди многочисленных произведений знаменитого архитектора можно встретить не только дворцы, но и детские больницы, часовни, дачные резиденции и многое другое. Например, в начале 1835 года была смоделирована и затем построена частная вилла известного актера кино Женьеса. Ровно через год наш герой работал над возведением дачного участка для Званцовых. А в 1834 году М. И. Мордвинова.

Известные постройки в Петергофе

Окрестности Петергофа и сам город стали прекрасным местом для вдохновения нашего мастера. Здесь он активно работал над планом великолепных пейзажных парков: Лугового и Колонистского.

Затем он думал над некоторыми элементами Колонистского парка отдельно. Так, нашему автору принадлежат зарисовки сразу двух павильонов: Ольгина и Царицина. Интересно, что Ольгин павильон создавался по заказу императора Николая I и в честь его дочери. Ее звали Ольгой. Сама постройка похожа на неаполитанскую башню, частично выступающую своим цоколем из-под воды.

Царицин же павильон возводился строго по просьбе супруги императора Александры Федоровны. Своими внешними признаками он походил скорее на старинное древнеримское здание, нежели на классическую постройку времен Николая I.

Величественные павильоны в различных парках

Андрей Иванович занимался планированием и двух других павильонов в живописном Луговом парке. Один из них - Розовый павильон, или «Озерки». По словам критиков, именно он был центральной композицией всего парка. Его строительство началось в 1845-м, а закончилось - в 1848 году. Второй - Бельведер, представлял собой двухэтажное здание, построенное из довольно массивных гранитных блоков.

В начале 1727 года наш герой затеял строительство дворцово-паркового ансамбля на собственной даче императора Петра II. Затем под чутким руководством архитектора была построена церковь Святой Троицы, дворец, оранжерея и домик для садовника в дворцово-парковом ансамбле XIX века. Далее был дворец в Знаменке, Фермерский дворец и Львиный каскад. Об этом удивительном объекте мы и расскажем далее.

Уникальный каскад в Дворцово-парковом ансамбле Петергофа

Во время проектирования Нижнего парка знаменитый архитектор применил принцип создания каскадных фонтанов. Считалось, что, таким образом, дворец, строящийся на территории парка, будет дополнен эффектным уголком живой природы. При этом изначально над проектом работал небезызвестный итальянский архитектор Николо Микетти. Но его идея сомкнуть кольцо каскада в пределах Эрмитажной аллеи так и не была воплощена в жизнь.

В период между 1854-1857 годами проект каскада был полностью переделан. На этот раз за его основу взяли проект А. И. Штакеншнейдера. По предварительным данным, он предполагал существенное увеличение изначальных размеров бассейна и добавление 14 колонн, высота каждой из которых составляла 8 м.

Между колоннами также установили 12 своеобразных мраморных чаш. Из старых декоративных элементов автор решил оставить маскароны (комические изображения мифических животных) и большие фигуры львов, из пасти которых выходили струи воды. Посреди колонного пантеона красовалась фигурная статуя «Нимфа Аганипа». Все, кто видел данный каскад, описывали его как нечто невероятно красивое, строгое и одновременно сказочное.

Несколько слов о личной жизни архитектора

Чрезвычайная занятость архитектора не помешала ему наладить и свою личную жизнь. Находясь на пике своей головокружительной карьеры, автор многочисленных работ встретил женщину, в которую сразу же влюбился. Это была Мария Федоровна Халчинская.

Спустя некоторое время после совместной жизни у супругов родилось 8 детей. Примечательно, что все они, кроме самой младшей Зинаиды, которая умерла в детстве, стали известными личностями. Например, дочь архитектора Елена во время своей бурной молодости стала писать мемуары. Позднее она даже открыла свой Сын архитектора Николай долгое время проживал в Петербурге. Он любил рисовать, увлекался архитектурным искусством и даже построил один из домов в Харькове.

Еще один сын Андрея Ивановича Александр окончил театральные курсы и стал одним из излюбленных артистов в Императорском театре. Однако у столь талантливого человека, как Штакеншнейдер, были и другие дети, которые не стали посвящать свою жизнь искусству.

Например, именно таким был его сын Адриан. После получения высшего образования он отправилась работать в канцелярию Немного позже он перебрался в Киев, несколько лет пожил в Харькове, где и возглавил судебную палату. Сын Владимир также с головою ушел в юриспруденцию. Дочери Мария и Ольга удачно вышли замуж и уехали жить за границу.

Память будет жить вечно

Андрея Ивановича уже давно нет в живых. Он умер в начале августа 1865 года. На момент смерти ему исполнилось 63 года. Память о нем продолжает жить в сердцах и умах наших соотечественников. А его величественные творения будут и дальше радовать туристов и местных жителей.

Яркими представителями первого поколения архитекторов-эклектиков в России были А. П. Брюллов (1798-1877), А. И. Штакеншнейдер (1802-1865), К. А. Тон (1794-1881) и другие.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (22 февраля 1802, имение Штакеншнейдеров, Гатчинский уезд, Санкт-Петербургская губерния - 8 августа 1865, Москва) - русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.

Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины.

Мальчиком он любил рисовать, с увлечением строил игрушечные сооружения. Отец обратил внимание на склонности сына и отдал тринадцатилетнего Андрея в Академию художеств Петербурга, которую тот закончил в 1820 году.

22 февраля 1802 года он поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств.

Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора.

Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. Работа с прославленным архитектором была не просто хорошей школой для молодого архитектора.

Огюст Монферран его заметил и стал его покровителем. Он привлек А.И. Штакеншнейдера к переделке комнат императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце уже в качестве архитекторского помощника, помог получить первую самостоятельную работу — строительство павильона в виде античного храма в имении барона Николаи под Выборгом.

А.И.Штакеншнейдер. Петергоф. Дворец «Бельведер» на Бабигоне. Главный фасад. Проектный чертеж. 1850

В 1831 году А.И. Штакеншнейдер уволился из Комиссии, получив опять же по рекомендации О. Монферрана заказ на перестройку усадьбы и барского дома графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль под Ревелем (Кейла-Йоа), ныне Таллинн — столица Эстонии. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Николаю I, заинтересовавшись работой молодого архитектора, привлек его к дворцовому строительству в Петербурге.

Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

Ново-Михайловский дворец — Годы постройки: 1857-1861.. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер…

В 1833 году Андрей Иванович работал на одном из островов Петербурга — Каменном острове, который принадлежал великому князю Михаилу Павловичу. В послужном списке отмечено, что работа над этим ответственным заказом была выполнена с совершенным искусством, прочностью и с соблюдением при том «экономии».

В 1834 году А.И. Штакеншнейдер сделал серию рисунков для люстр и канделябров по заказу Императорского стеклянного завода. Примером работ архитектора в прикладном искусстве являются хранящиеся в Эрмитаже торшеры из малахита и бронзы, созданные по его рисункам в 1836 году.

В 1834 году А.И. Штакеншнейдер получил звание академика архитектуры. В этом же году он женился на Марии Федоровне Холчинской, дочери петербургского чиновника.

В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.

С 1848 года - архитектор императорского двора. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.

Поражает необычное трудолюбие Андрея Ивановича. Кроме того, что он много и плодотворно работал сам, выполняя заказы двора и частные заказы не только в Петербурге и его пригородах, но и в разных уголках России (в частности, он много работал в Крыму), помимо преподавательской деятельности, он как член различных комиссий и комитетов, должен был участвовать в заседаниях, участвовать в приемке построек других архитекторов.

Работы и забот стало еще больше, когда А.И. Штакеншнейдера назначили заведовать всеми работами по загородным императорским дворцам. Он и сам много там работал как архитектор. Андрей Иванович сыграл решающую роль в парковом строительстве Петергофа XIX века. По его проектам были обновлены многие фонтаны и созданы новые в Нижнем парке, переделаны фонтаны вдоль Морского канала. Развитие камнерезного искусства позволило ветхие фонтаны из покрытого свинцом дерева заменить новыми из гранита и мрамора. Перед Большим каскадом появились два фонтана Мраморных скамей, и получилось, что через 113 лет в 1854 году осуществилось желание Петра I.

По проектам А.И. Штакеншнейдера были не только обновлены старые, но и построены новые дворцы и павильоны. Зодчий надстроил восточное крыло Большого Петергофского дворца и очень бережно обновил отделку многих его помещений.

Большие работы по проектам Андрея Ивановича были проведены по дороге из Санкт-Петербурга в Петергоф, вдоль которой со времен Петра I были дворцы и парки членов царской фамилии и вельмож. Здесь, как и в Петергофе, многое было обновлено и много построено нового с учетом того, что было сделано ранее, характером местности и требованиями времени и владельцев.

Эти работы еще продолжались, велись работы в Павловске, другом пригороде Петербурга, а А.И. Штакеншнейдеру поручается новое важное и ответственное задание – перестройка дворца князей Белосельских-Белозерских, расположенного на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Сегодня этот дворец привлекает внимание величественным обликом. Но, выделяясь оригинальностью, он не подавляет соседние постройки, хорошо вписывается в облик Невского проспекта. Интересна и внутренняя отделка дворца, особенно парадных помещений.

Недалеко от дворца князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте в доме при лютеранской церкви Петра и Павла несколько лет находилась квартира Штакеншнейдеров. Для большой семьи зодчего она стала тесна. И в 1852 году Штакеншнейдеры купили недалеко от Дворцовой площади старый дом, который был полностью перестроен по проекту и под руководством самого хозяина. Трехэтажный особняк стал не только домом многочисленной семьи, но и местом чертежных мастерских самого архитектора и его помощников.

Этот дом постепенно стал одним из центров культурной жизни Петербурга. Здесь по субботам собирались писатели и поэты, художники и актеры, скульпторы и архитекторы. Был организован в доме и домашний театр.

Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы.

Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие.

В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом. У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.

Сначала была продана построенная по проекту архитектора собственная дача в Петергофе, а потом семья рассталась и с домом, переехав в любимую архитектором Ивановку, полученную в подарок от отца. Здесь А. И. Штакеншнейдер родился, здесь он провел и три последних года своей жизни.

К моменту переезда Штакеншнейдеров в Ивановку было завершено строительство Ново-Михайловского и Николаевского дворцов, названных по имени их владельцев: первый из них создавался для великого князя Михаила Николаевича, а второй — для великого князя Николая Николаевича.

При возведении дворцов А. И. Штакеншнейдер использовал все технические новшества того времени. Во всех городских и загородных дворцах зодчий сооружал водопровод, который еще не был обязателен даже для городских строений; для отопления использовал не только камины, но и пневматические печи. Однако это не лишало зданий индивидуальности.

Ново-Михайловский дворец расположен на Дворцовой набережной, его главный фасад обращен к Неве. Центральный вход с легким козырьком, опирающимся на тонкие чугунные колонны, украшен ажурными решетками с витыми столбиками для фонарей. На втором и третьем этажах — окна с нарядными наличниками. Своеобразный балкон с декоративными вазами завершает главный фасад дворца. Отделка внутренних помещений созвучна их названию. Особенно торжественен второй этаж с парадными гостиными, столовой, танцевальным и банкетным залами.

Николаевский дворец, построенный на Благовещенской площади, которая выходит к Неве, напоминает Ново-Михайловский, но облик его строже, он не так монументален. Этот дворец также имеет три этажа. Как и в Ново-Михайловском, в Николаевском дворце парадные помещения располагались на втором этаже, поэтому он выделен высокими окнами. Главный фасад Николаевского дворца обращен к площади. Над главным входом расположен большой балкон с ажурной решеткой. Парадный двор отделен от площади высокой оградой на гранитном цоколе — ажурную решетку поддерживают чугунные столбы с декоративными вазами. При оформлении парадных помещений А. И. Штакеншнейдер широко использовал лепные украшения, а в отделке дворцовой церкви — мотивы допетровского зодчества России.

Начавшийся уже в поздних работах Росси процесс отделения внутреннего объема здания от его внешнего художественного выражения привел к рождению фасадов-ширм, фасадов-плоскостей. Если в классицизме такая плоскостность перебивалась сильными пластическими акцентами, то в новом направлении нивелировка, сглаживание деталей приводили к тому, что объем словно составлялся из нескольких плоскостей, поставленных под углом друг к другу.

Ясно читающиеся грани фасадов составляли как бы скорлупу, а не тело здания, которое уже не кажется цельным объемом. Вместе с тем, и это было одной из особенностей эклектики, необходимость строить композицию в глубь квартала привела к формированию совершенно особых приемов построения внутреннего пространства, не получивших, за редким исключением, никакого отражения в решении фасадов.

Более того, на этом строился даже своего рода эффект неожиданности, поражающей зрителя, когда он, войдя в сравнительно небольшие, низкие двери, теряющиеся на фоне многоярусного, монотонного, однообразного фасада, внезапно видел пронизанное светом свободное, воздушное пространство. Этот совершенно новый прием решения внутреннего пространства, типичный для эклектики, предопределил композицию целого ряда самых разнообразных сооружений второй половины XIX в., начиная от богатых доходных домов и особняков с их устремленными ввысь пространствами парадных лестниц, городских дворцов, с перспективами парадных зал и кончая крупными общественными сооружениями - театрами, банками, пассажами с их бесконечными крытыми галереями. В рассматриваемый период этот прием нашел наиболее яркое, впечатляющее выражение в ряде работ Штакеншнейдера, преимущественно в крупных дворцах - Мариинском (1839-1844 гг.), Николаевском (1853-1861 гг.), Ново-Михайловском (1857-1861 гг.), очень близких по своему характеру, несмотря на разницу в избранном стиле.

И «классические» детали фасадов Мариинского дворца, и «барочные» - Ново-Михайловского, и «ренессансные» - Николаевского очень графичны, тонки и сухо прорисованы и как будто приклеены к плоскости фасадов. В этих сооружениях можно проследить, как постепенно складываются те особенности и те противоречия, которые будут впоследствии определяющими качествами эклектики. С одной стороны, подчеркнутая многоярусность членения фасадов как будто призвана выявить ярусную структуру многоэтажных зданий. С другой - за этими протяженными, монотонными от повторяющегося ритма одинаковых окон и пилястр бесконечными фасадами нередко скрываются принципиально новые, смелые пространственные решения, не соответствующие структуре фасадов.

Трудно догадаться, например, что за плоскостными стенами Мариинского дворца с его сравнительно небольшими окнами, с его симметрично уравновешенной, еще классической композицией главного фасада скрыта редкая по смелости пространственная композиция целого ряда парадных зал, а в Николаевском дворце с его рядами одинаковых окон на протяженных плоскостных фасадах взорам входящего внезапно открывается пронизанное светом и воздухом пространство парадной лестницы, словно улетающей в глубь здания, «раздвигающей» его стены. Эти новые приемы говорили о зарождении совершенно нового отношения к архитектурному пространству.

В анфиладах барокко, в цепи парадных залов классицизма пространство каждого зала было фактически изолировано друг от друга, просматриваясь вместе лишь с одной точки, по центральной оси входов. На бесконечности перспективы, на повторяемости мотива распахнутых дверей был основан эффект анфиладного построения барокко. Парадные залы классицизма строились по принципу смены впечатлений, художественных контрастов при переходе из одного зала в другой, отличающийся от него объемом, архитектурным решением, размерами, цветом, иногда высотой. Система построения зал в классицизме, даже в Таврическом дворце, наиболее уникальном по пространственному решению, все же остается осевой, замкнутой. В Мариинском дворце, несмотря на осевое расположние зал, достигается совершенно новый пространственный эффект.

Здесь целая система зал различной формы и величины уходит в глубь дворца от парадной лестницы, которая смещена с центральной оси. Открывающиеся при выходе с нее залы, целиком просматривающиеся с самых разных точек, можно считать одним, причудливой формы, пространством, расчлененным на отдельные объемы легкими двухъярусными сквозными колоннадами. Такое слияние пространства нескольких зал создает совершенно необычайную перспективу. Каждое перемещение человека создает новые точки зрения на архитектуру, новые перспективы, новые ракурсы, динамичные и неожиданные. Их число бесконечно. И вместе с тем, несмотря на огромные «перетекающие» пространства, человек не теряется в них, не подавлен ими, потому что пропорции этих зал и их архитектура сомасштабны ему.

Характерно, что здесь нет большого ордера, обычно объединяющего пространство двусветных зал классицизма. Двухъярусные, поставленные одна на другую, как бы свободно «парящие» в воздухе, открытые колоннады почти одинаковы по размерам и не подавляют своими масштабами. Такое двухъярусное построение, характерное для парадных дворцовых зал Штакеншнейдера, очень симптоматично. Есть определенная закономерность в том, что при все большем увеличении абсолютных размеров зданий и все более смелом пространственном решении интерьеров зодчие стали стремиться к тому, чтобы придать им черты, приближающие их к реальному человеку, позволяющие ему найти себе место в архитектуре. Это, видимо, и было одной из причин того, что растущие в вышину здания приобретали все более мелкие членения, соразмерные человеку.

Может быть, и столь часто и справедливо отмечаемая измельченность деталей боковых куполов Исаакиевского собора была данью этой тенденции, долженствующей смягчить бесчеловечную грандиозность колоннад четырех портиков и венчающего купола, найти некий средний масштаб между ними и человеком. Не случайно из интерьеров и с фасадов зданий постепенно совершенно уходит большой ордер, объединяющий два этажа, и поярусные членения становятся определяющими для большинства новых сооружений 1840-1850-х годов. Они характерны не только для крупных общественных зданий и доходных домов, но и для небольших жилых домов и особняков. Стремление к разнообразию и «изяществу» становится определяющим в массовой рядовой жилой застройке, постепенно изменяющей характер города. Сначала на фоне классического Петербурга эти первые новые дома должны были казаться еще чужеродными, иногда чрезмерно вычурными, даже безвкусными. Но по тому, как горячо встречалась каждая новая постройка, как подробно описывались и даже анализировались все новшества, видно, как чутки были современники к малейшим изменениям в архитектурной направленности.

«Из числа домов, отстроенных вчерне на Невском проспекте, замечателен своим фасадом и внутренним расположением дом А. Ф. Шишмарева, исполненный по проекту академика Горностаева… Наружный фасад разбит на четыре этажа и имеет по концам два легкие выступа. Посредине фасада идет широкий пояс с вытесненным (eu creux) греческим орнаментом. Нижний этаж украшен рустиками… Внутренность дома, замечательная удобным расположением, смелою лестницей и прекрасною формой плафонов бельэтажа, ожидает в скором времени великолепной отделки» .

Даже судя по описанию, видно, что облик этого дома был уже очень далек от классицизма, хотя в нем и упоминается широкий пояс «греческого» орнамента. «Греческий орнамент», «греческий дом» - в эти понятия вкладывался теперь совершенно иной, более узкий и конкретный смысл, нежели в период классицизма.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной в 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года недалеко от Гатчины в мызе Ивановка. Эта мыза (усадьба) принадлежала отцу Андрея Иоганну Штакеншнейдеру, называлась по имени владельца. В детстве Андрей увлекался рисованием и сооружением игрушечных сооружений. Отец обратил внимание на эти занятия и отдал тринадцатилетнего сына а Академию художеств.

В Академии художеств Андрей Штакеншнейдер учился скромно, без наград. После окончания учёбы в 1820 году долгое время нуждался, был вынужден работать над небольшими частными заказами. В январе 1821 года архитектор поступил чертёжником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора , где Штакеншнейдер трудился под руководством Огюста Монферрана .

Работа с Монферраном оказалась большой удачей для молодого архитектора. Французский зодчий заметил талант Штакеншнейдера. Он смог организовать для своего подопечного заграничную поездку, но она сорвалась из-за болезни последнего.

В 1831 году после увольнения из Комиссии по возведению Исаакиевского собора по рекомендации Монферрана Штакеншнейдер перестраивал усадьбу графа Бенкендорфа под Ревелем (Таллин). Фактически это была первая самостоятельная работа архитектора. Заказчик остался ей крайне доволен, Штакеншнейдер даже оказался представлен императору. По итогам этого события зодчий был привлечён к дворцовому строительству.

С этого времени Андрей Штакеншнейдер стал известным архитектором. Ему начинают поступать выгодные заказы, поправляется материальное положение. В ноябре 1833 года он поступает на службу ко двору великого князя Михаила Павловича. Штакеншнейдер вёл строительные работы на Каменном острове, в то время принадлежавшем великому князю, переделывал интерьеры его дворцов.

В 1834 году Андрей Иванович Штакеншнейдер получил звание академика и чин титулярного советника. В это время он разрабатывал проект перестройки усадьбы Знаменка (близ Петергофа), этот проект был реализован лишь частично. В Петергофе архитектором были созданы Царицын, Ольгин и Розовый павильоны, Собственная Его Величества дача, Фермерский дворец в парке Александрия, Львиный каскад в Нижнем парке.


За границу архитектор смог выехать в 1837 году. Почти год он путешествовал по Италии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись из-за границы, Андрей Штакеншнейдер продолжил переделывать интерьеры в Знаменке, оформил несколько залов в Михайловском дворце . В конце 1830-х годов он начал создавать проект Мариинского дворца .

В 1844 году Андрей Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры, в 1851 году - чин статского советника, в 1858 году - чин действительного статского советника. С 1856 года он был "архитектором Высочайшего двора".

Долгое время семья Штакеншнейдеров проживала на съёмных квартирах. В 1852 году архитектор купил дом на Миллионной улице . Здание было полностью перестроено, после чего стало одним из культурных центров Санкт-Петербурга. На "субботах" у Штакеншнейдеров гостили по 50-60 человек, среди них И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, Г. Э. Боссе , А. П. Брюллов , И. К. Айвазовский, Н. А. Майков.

В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в Академии художеств. Андрей Иванович Штакеншнейдер был известен большим количеством своих учеников. Через четыре года работы в Академии их было уже более шестидесяти, гораздо больше чем у других преподавателей. Студентам архитектор часто помогал не только морально, но и материально.

Среди других известных работ зодчего - дворцы Белосельских-Белозерских , Николаевский , Ново-Михайловский . В 1850-х годах Штакеншнейдером были созданы дворец Бельведер и церковь "царицы Александры" в Петергофе (не сохранилась). В этот период Штакеншнейдером перестраивались некоторые залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа (Павильонный зал).

По проектам Штакенщнейдера строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Крыму, Таганроге.

Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался 8 августа 1865 года в Москве. Он был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни в им же построенной церкви святителя Григория Богослова.

Штакеншнейдер Андрей Иванович - Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.