Дворец Алексея Михайловича Романова находится на территории московского музея-заповедника «Коломенское» . Музей состоит из большого живописного парка, в нем располагаются сохранившиеся исторические архитектурные постройки и, конечно, воссозданный дворец. Он похож на сказочный терем, его окна украшены затейливыми наличниками, башенки обшиты тесом, имитирующим камень. Симметрия и величие практически никого не оставляют равнодушным. Совсем недавно не было этого дворца — не щадит время шедевры деревянного зодчества, какими бы совершенными они ни были.

В 1990-е годы правительство Москвы приняло решение о воссоздании хором самодержца. Строительные работы начались в 2007 году, кропотливый и неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов смог сотворить за 3 года чудесный дворец, который мы сейчас имеем возможность видеть своими глазами.

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на официальном сайте объединенного музея-заповедника .

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5-7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах и поражавший своим великолепием вельмож и иноземных послов, прозвали "восьмым чудом света". К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры и создан деревянный макет дворца, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.


Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.


Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.


"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.


Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.


К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.


"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.


Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.


Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.


Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.


Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.


У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.


У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.


Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.


Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.





А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.


В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.


Роспись одного из потолков


Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.




Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.


Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.




Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.


Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.


А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.




Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.





Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.




Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.


Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.


Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.


Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.









Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.




А вот и ее портрет.






Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Коломенский дворец русского царя Алексея Михайловича – одна из самых интересных и значимых достопримечательностей Москвы с долгой историей. С давних времен небольшая подмосковная деревенька Коломенское была избрана русскими царями местом, где можно было отдохнуть и поохотиться. Сегодня Коломенское стало частью разросшейся Москвы, а территория дворца с парком относится к «Государственному архитектурному музею-заповеднику». Здесь, на территории в четыреста гектаров расположен не один Коломенский дворец, но и масса прочих исторических сооружений: древние монастыри, прекрасные церкви, дом Петра Великого, который, в разобранном виде, перевезли сюда из города Архангельска, хоромы царя Федора Алексеевича. К заповеднику относится парк и девственная природа этих мест: овраги и леса, простирающиеся до великолепной набережной Москвы-реки, что позволяет туристам добираться до царского дворца на одном из прогулочных теплоходов.

Цари начали посещать свои подмосковные владения в деревне Коломенское еще с четырнадцатого века, тогда по их приказу в окрестностях начали возводиться прекрасные церкви, терема и первый дворец. Со времен правления царя Василия Третьего тут появился прекрасный Храм Вознесения, постройки 1532 года. Любил бывать в Коломенском царь Иван Грозный. Но особо ценил отдых здесь русский царь Михаил Федорович, он и приказал перестроить старый дворец, новоселье в котором было отмечено в сентябре 1640 года. Смог привить любовь к Коломенскому он и своему сыну - наследнику русского престола Алексею Михайловичу, который, будучи страстным охотником, постоянно приезжал в эту загородную резиденцию. А, когда взошел на престол, приказал на месте старого, возвести новый дворец из дерева. Регулярно, при рождении каждого последующего ребенка, а их у царя было шестнадцать, от обеих супруг, Алексей Михайлович приказывал пристраивать новые помещения. В 1667 году царь решил заменить «систему теремов с переходами» целостным ансамблем, причем, приказал это простым рабочим людям – плотникам Семену Петрову и Ивану Михайлову, отделку поручил иконописцу Симеону Ушакову.

В августе 1672 года Коломенский дворец построили, освятили. В 1673 году мастер Петр Высоцкий оформил предвратную башню часами и соорудил механику рыкающих львов. Это был настоящий шедевр русского зодчества, огромный комплекс сооружений «Государев двор», включивший деревянные хоромы, Казанскую церковь, дворы Сытный, Кормовой, Хлебный, палаты Приказные и Полковничьи, здание караульни. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, часто звали русским «Восьмым чудом света», которое поражало внутренней и внешней красотой и роскошеством.

В восемнадцатом столетии столицу России из Москвы перенесли в Санкт-Петербург, и Коломенский дворец потерял прежнюю значимость, прекрасное здание стало постепенно приходить в упадок. В 1767 году, по приказу русской императрицы Екатерины Второй Великой Коломенский дворец разобрали, предварительно, сняв замеры с каждой детали, сделав чертежи и макет. И только благодаря этим мерам, предпринятым мудрой и дальновидной императрицей, через некоторое время дворец в Коломенском удалось снова восстановить в мельчайших подробностях, чтобы любой турист смог опять насладиться красотой древних царских хором.

Инициативу по восстановлению исторического шедевра взял на себя художник-реставратор П. Барановский, который внес в 1923 году предложение властям, устроить на месте бывшей царской резиденции-усадьбы «музей под открытым небом», рассказывающий о достижениях деревянного зодчества России. Началось восстановление с реставрации домика императора Петра Первого в Коломенском, в котором он жил, когда руководил строительством крепости в Архангельске, Водовзводной башни, Фряжского погреба, Храма Святого Георгия и его колокольни, и только в 1990 году очередь дошла до воссоздания летней царской резиденции – Коломенского дворца Алексея Михайловича.

Царские хоромы пришлось возводить с нуля, ориентируясь на старые литографии, рисунки, чертежи, замеры интерьеров и экстерьеров. Но так как на прежнем месте царского дворца стояли разросшиеся за века дубы с липами, приняли решение перенести реконструкцию постройки к селу Дьяковское. Строительство Коломенского дворца завершилось к 2010 году. Визуально дворец сохранил свой исторический вид, но при строительстве были применены современные материалы и технологии: дерево заменила надежная конструкция из железобетона, которую лишь облицевали бревнами. Изменилась и ориентация дворца относительно сторон света, тем не менее, у нас есть уникальная возможность ознакомиться с интерьерами, каковыми они были при русских царях, посетить палаты царя, царицы, покои их детей.

Интересней всего посещать Коломенский дворец в составе экскурсионной группы. Экскурсия стартует со знакомства с его мужской половиной, ее ведет женщина-гид, наряженная в традиционную национальную русскую одежу – длинный сарафан и кокошник на голове. За время данной проводят по всем дворцовым помещениям, расскажут много интересного о его возведении, об интерьере и его предметах, о ряде исторических фактов о жизни царя.

Столовая палата Коломенского дворца – очень впечатляющее место с роскошным убранством, где много веков назад было принято отмечать семейные, церковные праздники, встречать иностранцев, проводить важные дворцовые церемонии. Так как царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, был очень набожным человеком, он строго соблюдал все посты, поэтому пиры при нем были редкостью, ежедневно на царский стол подавалось одно или два блюда, и лишь во время торжественных событий, стол накрывался семью десятками разных угощений. Во время таких мероприятий было почетно сидеть как можно ближе к царю, за такое место бояре зачастую устраивали драки.

Думная палата – место приемов, расположенное при царских покоях, где происходила выдача жалованья, вручение наград, а также царь принимал челобитные от населения и бояр. Чаще всего тут собирались заседания «Боярской думы».

Престольная палата – несла роль «Тронного зала», в отличии от Думной палаты, где царь проводил советы с боярами, здесь он проводил торжественные приемы послов из других стран. Стены с потолком этой палаты покрыты яркой росписью, окна и двери украшены изящной позолоченной резьбой. На полу лежат дорогие восточные ковры, на стенах висят великолепные светильники, в зале стоит красивая расписная мебель. Кроме того, охрану царского трона Алексея Михайловича в Коломенском дворце несли два подвижных механических льва, способных издавать рык.

Царская опочивальня – небольшая комната с маленькой кроватью, которая, по нашим представлениям, подошла бы ребенку. Дело в том, что раньше считалось, что спать лежа – смертельно опасно, так как кровь может прилить к голове, поэтому знатные люди того времени, спали полусидя. Из другой мебели в спальне стоят лавки, комоды, сундуки. В опочивальне было принято стелить ковры и ставить часы. Иконы тут были в небольшом числе, но обязательно стоял поклонный крест и висели образа в «красном углу» и над дверями входа.

Моленная палата – комната, относившаяся к личным царским покоям, где государь совершал молитвы у иконостаса. Здесь несли службу попы и дьяки. Помимо икон тут была необходимая при совершении церковных обрядов мебель - аналои для книг.

Дворцовая мыльня – баня, с ее соответствующими атрибутами. В Коломенском дворце их было четыре, и самой крупной являлась та, что находилась около терема царевича. Ее и было принято решение реконструировать. В углу расположена изразцовая печь с закрытой каменкой. Вдоль стены от нее идет полок - банная лесенка, в виде подиума, у других стен – лавки для мытья. На полок с лавками раньше выкладывалось сено, составленное из ароматических трав, его покрывали простынями. По центру помещения мыльни располагается деревянная ванна, оснащенная скамейкой и с простынями внутри, там раньше мылся царь. Вода для помывки стояла в ушатах и кадках, она разогревалась благодаря раскаленным камням, которые доставали из печки-каменки и бросали в воду. Волосы мыли щелоком, которых хранился в медных тазах. Над входной дверью в мыльню находится икона Богоматери «Живоносный источник».

Мы рассказали лишь о мало части помещений дворца в Коломенском, которые туристы посещают во время своей экскурсии. Это очень интересное погружение в быт старины, ведь, несмотря на недавнюю реконструкцию, интерьеры хором воссоздали очень точно и тщательно. Изучив, дворцовые интерьеры, вы сможете многое узнать о личной и официальной жизни русских царей и их семейных отношениях. Особенно интересно в Коломенском дворце Москвы в период праздников Рождества и Масленицы, тут идут веселые театрализованные представления, катаются на санях, развлекают гостей прочими старинными увеселительными русскими забавами.

Как добраться до Коломенского дворца царя Алексея Михайловича в Москве?

Он находится по адресу: город Москва, проспект Андропова, дом 39, строение 69. Доехать до него можно на метро до станции Каширская, затем, выйдя из метро, пересечь Каширское шоссе с проспектом Андропова, и вы на месте.

Цена билета в Коломенский дворец и на его территорию:

Вход на территорию Коломенского парка – бесплатный, выставки – платные. Экспозиция работает каждый день, кроме выходного в понедельник. Вообще, дворец делится на половины - мужскую и женскую. По цене, билет на осмотр мужской половины для взрослого стоит двести пятьдесят рублей, льготный – сто двадцать рублей; на осмотр женской половины – сто пятьдесят рублей, льготный сто двадцать рублей. Если вы покупаете общий билет за четыреста рублей и льготный за двести рублей, то имеете право на полный осмотр дворца. Плюс отдельная оплата за фотосъемку – сто десять рублей. Экскурсия по дворцу проводится для туристов, купивших только полный билет.

Часы работы Коломенского дворца в Москве: с десяти утра до шести вечера. Касса закрывается за час до закрытия музея.

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Сегодня я приглашаю Вас посетить Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском был построен по указу царя Алексея Михайловича в 1667 — 1672 годах.

С именем Алексея Михайловича связано дальнейшее укрепление и развитие Государева двора в Коломенском, превращение Коломенского в самую

парадную царскую загородную резиденцию.

3 мая 1667 г. царь Алексей Михайлович присутствовал при закладке дворца. Дворец строили из дерева — самого любимого и распространенного в России материала. В народе считали, что в деревянном доме жить «теплее, здоровее и веселее».

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском фото

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском считают вершиной русского деревянного зодчества, для строительства дворца были собраны лучшие мастера со всей Руси.

Французский композитор Г. Берлиоз в письме к В. Одоевскому в 1868 г. писал: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь — та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, — это из области того, что я видел самого удивительного».

Для росписи царского дворца по указу царя Алексея Михайловича в Коломенское были присланы иконописцы и живописцы травщики из Оружейной палаты Кремля, были собраны лучшие мастера из разных уголков России — Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Вологды и Великого Устюга.

В Коломенском деревянный дворец представлял собой традиционную деревянную постройку, которая состояла из множества зданий, соединенных сенями и переходами. Такой тип постройки назывался хоромами или хоромным строением.

Мужскую половину дворца составляли царский терем, терем царевичей, Столовая палата. Женскую половину дворца составляли терема царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов, высота некоторых 20 — 30 метров, а также 270 комнат.

Деревянный дворец простоял в Коломенском 100 лет. После смерти Алексея Михайловича его дети — царь Федор Алексеевич, царевна Софья, цари Иван Алексеевич и Петр Алексеевич все реже бывали в любимой отцовской усадьбе. С переходом столицы в Санкт-Петербург постепенно уменьшается значение московских и подмосковных дворцов. И в 1767 году по указу императрицы Екатерины II обветшавшие царские хоромы были разобраны и на берегу Москвы-реки был построен новый дворец, который сильно пострадал во время войны 1812 года.

В 2007 — 2010 годах Дворец Алексея Михайловича XVII века был воссоздан и торжественно открыт на территории бывшего села Дьякова в юго-восточной части территории музея Коломенское.

Воссозданный Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском отражает искусство и быт самого яркого периода Московского царства, соединившего искусство допетровской Руси с искусством Западной Европы. Во дворце представлены парадные залы для торжественных приемов, пиров и личные покои членов царской семьи.

Экскурсия во дворце — все экскурсоводы в старинных русских одеждах:

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

В росписи помещений дворца использованы живонаписанные травы и цветы, мотивы дорогих восточных тканей, пейзажи и портреты исторических лиц. Они покрывают стены, двери, потолки, создавая фантастический сказочный мир.

Итак, входим в хоромы царя и царевичей, на мужскую половину дворца:

Сени перед Столовой палатой:

Столовая палата — здесь сейчас открыта экспозиция «Царский пир в Столовой палате дворца Алексея Михайловича»:

В залах интерьерной экспозиции Дворца Алексея Михайловича — Выставочный проект «Тайны гармонии» музея моды Вячеслава Зайцева:

Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате:

Изразцовая печь в Думной палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века:

Престольная палата. Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета. Плафон «Песнь песней царя Соломона»:

В комнате царевича Федора Алексеевича:

В кабинете Петра I:

Мыльня — банная комната:

Золотое убранство дворца — роспись стен, двери царских палат:

В настоящее время во Дворце Алексея Михайловича в Коломенском кипит жизнь — здесь есть постоянные экспозиции и выставки, а также осуществляется много новых выставочных проектов.

В «Театральной хоромине» Дворца Алексея Михайловича проходят концерты, фестивали, музыкальные вечера, праздничные мероприятия.

Посмотрите видео — виртуальная экскурсия по залам дворца:

Дворец царя Алексея Михайловича

Всю эту красоту нужно видеть. Приходите в музей Коломенское, посетите Дворец Алексея Михайловича в Коломенском деревянный дворец и Вы узнаете много нового и интересного, откроете для себя красоту и обычаи Древней Руси, увидите восьмое чудо света XVII века.

Территория воссозданного деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском находится вблизи станции метро «Каширская».

Адрес Дворец Алексея Мхайловича в Коломенском:

Москва, 2-я улица Дьяково-Городище, 27

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском как добраться из центра города:

Станция метро Каширская Замоскворецкой линии, далее выход в город по указателям к музею-заповеднику Коломенское.

Приятных Вам путешествий и отличного настроения!
До встречи на страницах сайта!

Описание дворца

Воссоздание дворца

Дворец царя Алексея Михайловича - деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Разобран не ранее 1767 года, при этом фундаменты дворца сохранились (равно, как и каменные постройки хозяйственных служб при дворце). В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведён с использованием современных технологий гипотетический экстерьерный макет дворца в натуральную величину (2-я улица Дьяково Городище, 27).

История

Василий III построил в подмосковном селе Коломенском в 1528-1532 годах шатровую церковь Вознесения. В это же время в Коломенском уже существовали монаршие хоромы. И. Забелин сообщает, что Иван Грозный в Коломенском дворце праздновал свои именины (29 августа).

В 1640 году Михаил Фёдорович построил новые хоромы на старом месте. Обычно новые строения ставили на месте старых. 17 сентября царь с боярами в передней избе праздновал окончание строительства.

Алексей Михайлович в молодости увлекался охотой и регулярно приезжал в Коломенский дворец. В 1649 и 1650 годах он строил в Коломенском новые хоромы. В 1657 году были пристроены новые хоромы по случаю рождения детей в царской семье.

В 1667 году завершился черновой этап строительства дворца Алексея Михайловича. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 - 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золочёные ворота, названные передними. Когда царя не было в Коломенском, ворота завешивали тканью для сохранения позолоты. Также был проведён ремонт деталей внешних украшений и механизм рыкающих львов, которые стояли у трона. Механика львов располагалась в особом чулане. Ремонт дворца завершился весной 1682 года. После стрелецкого бунта охрана дворца была усилена - было построено 16 изб.

В 1684 году были отремонтированы государевы хоромы и хозяйственные постройки; обновлены роспись помещений и зелень кровель. В 1685 году устроены боевые часы, передние ворота украшены железом и английским оловом. Это был последний ремонт дворца.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», но ремонтных работ практически не проводилось.

4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Екатерина повелела создать планы фасадов дворца и составить сметы ремонта. Смета была представлена 11 мая 1764 года. В 1766 году императрица повелела выстроить небольшой дворец на месте скотного и конюшенного двора Коломенского дворца.

31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить. Когда был разобран дворец - неизвестно. Выполненная перед разборкой деревянная модель дворца хранится в музее-заповеднике.

Описание дворца

С восточной стороны дворца располагались передние хоромы царя. В северной части большая столовая, крытая кровлей в куб (на рисунке справа). На вершине был установлен глобус с изображением льва и инрога. Столовая соединялась с другими помещениями столовыми сенями.

Кровля двух передних комнат была крыта в бочку (в центре рисунка). Над четвёртой и пятой комнатами стоял терем с шатровой кровлей. Вершина шатра украшена двуглавым орлом. Все кровли дворца крыты в чешую. Высота башен от 7 до 15 сажень.

В подклетах размещались: хозяйственные службы, кладовые, жильё дворовых людей. В двух подклетах располагались стрелецкие караулы: под столовой и под передними комнатами.

За комнатами царя, вглубь двора, располагались хоромы царевича. За хоромами царевича стояли государева мыльня, оружейная и стряпущие избы. Фасадом к северу стояли хоромы царицы.

В задней части дворца располагались хоромы больших и меньших царевен (на рисунке слева). Хоромы были покрыты шатровыми кровлями. Хоромы царевен соединялись длинными крытыми переходами с хоромами царя и царицы.

На шести воротах дворца висели иконы: Вознесения Христова, Богородицы Смоленской, Богородицы Казанской, Спаса Нерукотворенного, Иоанна Предтечи, Московских Чудотворцев.

Воссоздание дворца

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена - макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Виды заново построенного сооружения