Познавательно-игровая программа для учащихся начальных классов «Чумовое путешествие по городам Ямала»

Мероприятие чумовое путешествие разработана для обучающихся начальных классов. Было проведено в учреждении дополнительного образования, но может быть проведено и в школе для развития познавательного интереса детей к изучению своего края.
Цели: Знакомить детей с городами ЯНАО, с традициями коренных народов Севера – ненцев, их культурой.
Задачи: Формировать умение чувствовать красоту северной природы. Развивать композиционные навыки (умение правильно размещать детали аппликации), способности детей передавать характерные признаки и индивидуальные особенности ненецкого костюма. Развивать эмоциональность и фантазию в разных видах деятельности.

Форма проведения: познавательно – игровая программа
Материалы: снежки из ваты, 2 ведра, удочки 2 шт, рыбки, рога, арканы 2 шт, снегоступы 2 пары, коробки с собачками 2 шт, косточки из картона.

Ход мероприятия.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые ребята и взрослые. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам Ямала. Мы будем играть, мастерить поделку - коренных народов Севера и знакомиться с городами Ямало – Ненецкого автономного округа. Программа называется «Чумовое путешествие по городам Ямала». Почему оно чумовое, вы догадываетесь? (От названия жилища коренных народов севера ненцев). Верно!
Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами живем? Как называется наш город? (Новый Уренгой). А где он расположен? (В ЯНАО). Да, верно, посмотрите, как с высоты на карте выглядит наш округ. Что обозначает зеленый цвет на карте? (Это суша, болото и т.п.). А что означает голубой цвет? (Реки, вода). Именно с нашего города Новый Уренгой мы с вами начнем сегодня наше путешествие.
Что нам известно о городе, в котором мы с вами живем? (Ответы детей). На стеле города написано, что это город газодобытчиков и строителей. Наш город достаточно молод. Ему 42 года. Он создан в 1975 году. Но за этот короткий срок наш город стал красивым, светлым, уютным и благоустроенным.
Это первый по величине город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр Салехард как по численности населения, так и по промышленному развитию.
Город расположен на берегу реки Ево-Яха, притока Пура. Реки Тамчара-Яха и Седэ-Яха протекают через город и делят его на две части - Северную и Южную. Территорию городского округа со всех сторон окружает Пуровский район.
Новый Уренгой - неофициальная газовая «столица» России. Существует несколько версий происхождения слова «Уренгой». В переводе с хантыйского языка слово «Уре» означает «старица» (старое русло реки), в ненецком языке есть слово «Нго», или остров, то есть «остров среди старого русла реки». В некоторых источниках слово «Уренгой» переводится как «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый жёлтой травой».
Чем он знаменит каждому горожанину? В нашем городе ежегодно проходит «Праздник народов Севера» в последнюю неделю марта. А еще, тем, что каждую зиму на площади устраивают красивый, сказочный ледяной городок. Где можно весело провести время всей семьей.
Я предлагаю вам сейчас представить, что мы находимся в ледяном городке и поиграть в снежки.
Игра в снежки.
Ведущая. Необъятен, суров Север! Не объехать его на машине. Да и на санях не под силу. А вот на вертолете – быстро, весело, здорово! Только нужно нам пилотов набрать и командира экипажа. (Выбирают).
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Ведущая: Полетим в поселок Тазовский,
Не скучаем мы в пути.
С высоты глядим на реку
Тазовск – «место у реки».
Фонограмма шум вертолета

Ведущая: Мы прибыли в поселок Тазовский! Ребята, давайте посмотрим, где находится Тазовский на нашей карте. Посмотрите, вот где он находится. А что это за тоненькая синяя волнистая линия? (Это река). Верно! Тазовский находится у реки.
Тазовский – это поселок городского типа. Он также находится в Ямало – Ненецком автономном округе. В районе этого поселка живут ненцы, т.к. это «место у реки» ловят там рыбу и охотятся. Я предлагаю вам присоединиться к рыбакам и порыбачить!
Игра «Рыбалка».
Дети разбиваются на команды и ловят рыбку по очереди. Кто быстрее.
Фонограмма Игра рыбалка
Ведущая: Молодцы! Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Ведущая: В дорогу! В дорогу!

Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета
Ведущая: Полетим мы в Салехард – город на мысу!
Мы увидим там, друзья, полярную красу.
Встретим новых мы друзей, песни попоем!
И расскажем всем о том, как дружно мы живем.
(Звучит фонограмма, вертолет летит…)

Ведущая: Вот мы и прилетели в Салехард! Салехард – центр Ямало-Ненецкого автономного округа, его столица. Салехард – с гордостью скажет вам любой его житель – единственный на планете город на Полярном круге.
Посмотрите на карте, где он находиться. Название этого города переводиться с ненецкого так: «Сале» - мыс, «Хард» - город. Город на мысу. А что такое мыс кто-нибудь знает? Мыс это часть суши. Посмотрите, здесь на карте проведена пунктирная линия, это Полярный круг. Мы прибыли прямо к самому Полярному кругу!
Город Салехард раньше назывался Обдорск от названия реки Обь и слова “дор”, в переводе с языка коми - “место возле”, “около чего-нибудь”) он был основан казаками в 1595 году. В середине 18 века сюда съезжались купцы на ярмарки, а в конце 18 века крепость была упразднена. С 20-х годов XIX века в Обдорске стали селиться русские на постоянное жительство.

В декабре 1930 года был образован Ямало-Ненецкий автономный округ, его центром стал город Обдорск, а c 1933 года он стал называться Салехардом. Статус города посёлок получил в 1938 году. Это первый и единственный город на Северном полярном круге.
Историю нашего округа описывали, изучали многие краеведы, ученые, как в настоящее время, так и в прошлые века. Одним из таких замечательных исследователей исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателем одной из первых школ в Обдорске был церковнослужитель. Назовите его имя, (подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде).
Ответ: Иван Семенович Шимановский
С давних времен Салехард был торговым центром Сибири и славился своей ярмаркой. На ярмарке продавали рыбу, мех и изделия, сделанные своими руками.
Я предлагаю вам тоже сделать своими руками кисы – национальную зимнюю ненецкую обувь. (Проводится мастер класс).

Фонограмма Мастер класс
Практическая работа.
Сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем. (Дети рассказывают правила, после чего приклеивают детали аппликации).
Как называются эти узоры? («Чумики»). Дети приклеивают орнамент на кисы. Что лежит у нас на столе? (Мех). А как мы можем его приклеить? Что будем намазывать клеем, мех или фон? (Будем намазывать мех). А почему? (Так удобнее, можно распределить клей по мездре, экономно его использовать). (Дети приклеивают мех). После того, как приклеим мех нам надо украсить кисы узорами «чумики». Для этого возьмем узоры желтого и красного цвета. Вот и готовы ваши кисы. Обычно северные народы используют для украшения своей одежды и обуви бисер. Но чтобы справиться с заданием быстрее, я предлагаю приклеить вместо бисера паетки. Красивые кисы у вас получились. Они пригодятся в долгом зимнем путешествии. А теперь продолжаем наше путешествие.
Ведущая: Приглашаю вас занять места в нашем виртуальном вертолете.
Командир: Всем приготовиться к полету!
Пилоты: Есть приготовиться к полету!
Все дети: В дорогу! В дорогу!
По синему небу! К Полярному кругу!
По краю земли! Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма 07 Шум вертолета

Ведущая: Давайте посмотрим, куда мы прилетели. На берегу реки Обь расположен город, его еще называют городом семи лиственниц. Назовите его.
Лабытнанги – город в Ямало-Ненецком автономном округе, окружного подчинения. Он находится в 20 км от столицы округа города Салехарда. Расположен город на восточных склонах Полярного Урала, за Северным полярным кругом. Это город-пристань на левом берегу р.Оби.
Лабытнанги - словосочетание хантыйское. Обозначает оно - “семь лиственниц”. Из хантыйского фольклора известно, что число “семь” обладает магической силой. Лиственница для коренного населения дерево священное, так что семь лиственниц - понятие священное вдвойне.
Раньше это было поселение хантыйских оленеводов, живущих во временных жилищах - чумах. Статус города посёлок получил 5 августа 1975 года.
Новую жизнь поселению дала пришедшая сюда железная дорога - детище сталинского ГУЛАГа. Благодаря этой дороге город стал плацдармом освоения Уренгойского, Ямбургского и других крупнейших газовых месторождений. Культурное пространство города весьма велико. Об этом говорит тот факт, что более 250 праздников проводится в городе. Лабытнанги - один из самых спортивных городов округа.
Начиная с 1999 года, в городе проходят хантыйские национальные праздники “Вороний день”, которые символизируют приход весны, пробуждение природы и возрождение традиций и обычаев коренных народов Севера.
И мы с вами тоже сейчас поиграем.
Фонограмма Ненецкая
Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала-это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом С в разных направлениях (каждый в своей! колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к пирамидкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свою пирамидку, бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая пирамидку, нельзя задевать ее.
Ведущая. Нам пора в дорогу. Я приглашаю вас занять места в вертолете.
Ведущая: В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Ведущая: Мы прилетели в город Надым. Надым – центр Надымского района.
Это первый город, который появился на территории округа, благодаря открытым на Ямале крупнейшим месторождениям природного газа.
В середине 60-х годов для ускоренного освоения месторождения Медвежье было принято решение о закладке поблизости города. Статус города небольшому посёлку газовиков Надыму присвоен в 1972 году.
Место, где находится город, издавна было известно богатыми ягельными пастбищами, где ненцы пасли своих оленей.
ИГРА «ЗААРКАНЬ ОЛЕНЯ».
Давайте представим, что мы прибыли к ненцам и нам нужно заарканить оленей. Для этого мы разделимся на две команды. Каждый игрок бросает аркан – тынзян и старается зацепить рога и подтянуть их. Побеждает та команда, которая заарканит больше оленей.
Фонограмма Ненецкая
Ведущая. Снова занимаем места в нашем вертолете. Наше путешествие продолжается.
В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Ведущая. Мы прибыли в Тарко – Сале. Тарко-Сале – город в ЯНАО, центр Пуровского района. Население около 40 тысяч жителей.
Город находится в красивейших местах, на месте слияния рек Айваседапур и Пякупур и образования реки Пур.
Основан в 1932 году как административный центр Пуровского района. На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает “мыс на развилке”. Когда-то на место, где стоит город, приехал шаман и открыл на месте слияния двух рек стойбище. Начало города связано с освоением запасов углеводородного сырья.
23 марта 2004 года Государственная Дума ЯНАО приняла решение о придании посёлку городского типа Тарко-Сале статуса города.
На территории Тарко-Сале действуют сельскохозяйственный кооператив “Верхне-Пуровский” (оленеводство, звероводство, пушной промысел).
Ведущая: Как вы думаете, кто помогает оленеводам пасти оленей? (Ответы детей). Это собака. И сейчас мы с вами поиграем в игру
«НАКОРМИ СОБАЧКУ».
Дети делятся на две команды, и каждый игрок берет косточку бежит к коробке – будке и бросает ее в пасть собаке (прорезь в виде пасти). Кто быстрее, тот и победил.
Фонограмма "Накорми собачку"
Ведущая. А теперь, занимаем места в вертолете. Мы возвращаемся домой в свой любимый город Новый Уренгой.
Фонограмма Шум вертолета
Ведущая Отправляемся в дорогу,
Возвратимся в город свой,
Самый лучший в мире этом
Город Новый Уренгой!
Я надеюсь, что наше путешествие прошло для вас не зря, и вы узнали для себя что-то новое. И мы сейчас это проверим. Я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины. А вопросы эти вы сами вытащите из ненецкой сумочки.
Вопросы викторины.
1. В каком году создан г. Новый Уренгой? (В 1975)
2. Какие реки протекают в черте нашего города? (Ево – Яха, Тамчара – Яха, Седэ-Яха)
3. В каком районе находится г.Новый Уренгой? (В Пуровском р-оне)
(В ненецком языке есть слово «Нго», или остров, то есть «остров среди старого русла реки». В некоторых источниках слово «Уренгой» переводится как «лысый холм», «холм, на котором растут лиственницы, пригодные для шестов чума», «холм, покрытый жёлтой травой»)

4. Как переводится название г.Салехарда? (Название этого города
переводиться с ненецкого так: «Сале» - мыс, «Хард» - город. Город на мысу)

5. Как раньше назывался г. Салехард? (Обдорск)
6. В каком году г. Обдорск получил новое название и какое? (г. Салехард, в 1933 году)
7. Назовите фамилию исследователя исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателя одной из первых школ в Обдорске. (Подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде. Правильный ответ Иван Семенович Шимановский).
8. Какой город ЯНАО называют городом семи лиственниц? (Лабытнанги).
9. Как переводится с ненецкого языка название г. Тарко-Сале? (На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает “мыс на развилке”)
Ведущая. Молодцы! На этом наше мероприятие подошло к концу. До новых встречь!
Фонограмма 12 Финал
Звучит фонограмма песни «Новый, новый, новый…»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.

Цель и задачи :

1 .Развивать интерес к истории родного края, области;

2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.

Образовательная технология: развивающее обучение.

Содержание :

1 .Визитные карточки каманд.

2.Вопросы деда-краеведа.

3.Составь пословицы.

4. Мозаика.

5.Разминка для капитанов.

6.Д\З стихи о родном крае.

7. Подведение итогов

Вед. Храня преданья вековые,

Велик и молчалив наш край.

Богат природой и народом,

Истории его - не забывай .

1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».

Представление команд: название и девиз.

II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».

Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом

1. Найди лишнее! В нашем крае растут :

А) берёзовые леса

Б) оливковые рощи

В) осиновые леса

2.Самый крупный зверь наших мест :

А) волк

Б) белый медведь

В) лось

З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :

А) лещи

Б) осетры

В) карпы

4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :

А) дрофа

Б) цаплю

В) колибри

5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:

А) калина

Б) малина

В) грецкий орех

6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?

А) Ледяное

Б) Прозрачное

В) Глубокое

III. Сектор: «Составьте пословицу! ».

Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.

Тому тяжело, кто помнит зло

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Легче руками работать, чем головой.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

IV. Сектор: «Мозаика».

Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!

V. Сектор: «Разминка для капитанов».

Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами

1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?

А ) Сталинград

Б) Царицын

2.Станица Преображенская была основана как:

А) крепость

Б)

З.Мы живём на:

А) нижнем Поволжье

Б) среднем Поволжье

4.С какими районами граничит Киквидзенский?

А) с Еланским

Б) с Нооанинским

5.Наш край богат:

А) черноземом

Б) нефтью

6.Наш край славится:

А) Казачеством

Б)

7.Какая крупная река протекает по нашему району?

А) Бузулук

Б) Хопер

VI.Сектор: «Легенды нашего края»

(Д/З)Стихи о Родном Крае.

VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»

Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.

    Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Оно понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

VI II .Сектор : «Темная лошадка»

Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.

I X .Сектор: Угадай-ка

Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.

    Сорока

    Волга

    Клест

    Снегирь

    Сокол

    Пеликан

    Стриж

X .Сектор: Моя малая Родина.

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.

В конце игры: подведение итогов, награждение команд.

МИЛЫЙ СЕРДЦУ КРАЙ

Игровая программа с элементами краеведения

ЦЕЛЬ:

    Подведение итогов воспитательной работы класса по теме «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой» за год

ЗАДАЧИ:

    Проверить эрудицию учащихся по теме воспитательной работы класса

    Воспитывать патриотические чувства к своей Малой Родине;

    Воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;

    Способствовать расширению кругозора;

    Развивать творческие способности, сообразительность, творческую активность,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Класс разделен на 2 команды, дано задание: каждая команда должна придумать название и эмблему соответствующие теме воспитательной работы класса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Плакаты, воздушные шары, тесты, бумага, фломастеры, грамоты, подарки.

УЧАСТИНКИ:

6 класс, приглашенное жюри

РЕЗУЛЬТАТ:

Вручение грамот и подарков, фотографии и отзывы детей.

Люблю тебя в любое время года
Мое родное русское село
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Кивает мне знакомая береза,
И я в ответ ей "Здравствуй!" говорю,
Как хорошо мне, как по-русски просто
Жить в моем светлом, ласковом краю!

Дорогие мои ребята, уважаемые гости, сегодня у нас радостный и в тоже время немного грустный день, у нас с вами последний классный час, и я решила посвятить его конкурсной программе.

Для конкурсной программы нужны 2 команды, и, конечно же, жюри, а еще веселые и умные конкурсы! В жюри я пригласила известных вам людей, которые весь год принимают активное участие в жизни нашего класса – Щелкунова Ольга Юрьевна учитель нашей школы, Мельникова Светлана Николаевна – член родительского комитета.

И так, в нашей программе 7 конкурсов, за каждый конкурс выставляется определенное количество баллов, подведение итогов и чаепитие! Принимаем такой план?

Всем участникам желаю удачи!

    «Давайте познакомимся»

(название команды+эмблема, при оценивании учитывается отражение темы воспитательной работы класса, максимально 3 балла, на усмотрение жюри может быть дан дополнительный 1 балл)

    Разминка

(обе команды получают карточку со словом РОДИНА, за 2 минуты составить как можно больше новых слов из этого слова, сколько слов – столько баллов)

    «Битва воздушных шаров»

(у каждого участника привязан воздушный шар к ноге, вызываюся по одному человеку от команды, и по команде пытаются лопнуть шар соперника. Сколько лопнули шаров, столько и баллов, максимально 6)

    «Знаешь ли ты свой край?»

(тест, количество баллов соответствует количеству правильных ответов)

Тест «Знаешь ли ты свой край?»

    Протяженность реки Оять

(259-260 км)

    Народный промысел нашего села

(гончарный)

    Из чего образуется глина?

(из вулканического пепла)

    Перечислите все бывшие названия города Санкт-Петербург

(Петроград, Ленинград)

    Какой район Ленинградской области считается самым дальним?

(Подпорожский район)

    На территории нашего района находятся 3 монастыря, назовите их.

(Покрово-Тервенический, Введено-Оятский, Александро-Свирский)

    Сколько улиц в Алеховщине?

(22)

    В честь кого назван местный фестиваль бардовской песни «Владимирские Зори» (фамилия, имя, отчество)

(Романов Владимир Николаевич)

    В каком году принят официальный флаг Алеховщинского сельского поселения (подчеркнуть)

2009 2010 2011

    На какой улице нашего села до сих пор стоят купеческие дома

(Набережная улица)

    «Пуговкобанк»

    «Капитаны, капитаны….»

(каждый капитан должен дать ответ на 4 вопроса, вопросы разной сложности и чем сложнее вопрос, тем больше баллов за правильный ответ 2, 3,4,5 баллов)

    «Радуга дуга»

(я называю цвет, в команде находим такой цвет у участника и все хватаемся, если нет такого цвета, один участник из команды выбывает, игра до последнего участника, максимально 5 баллов)

Тренировка – черный.

Красный, синий, желтый, белый, коричневый, зеленый, серый.

    «Как курица левой лапой»

(по одному участнику от команды, желательно мальчика – разуться, снять носок и фломастером, зажатым в пальцах ноги, написать слово АЛЕХОВЩИНА, максимум 6 баллов)

А теперь дадим время жюри подвести итоги нашей конкурсной программе, и пока идет подсчет баллов небольшая игра «Эмоции» я даю каждому фразу как ее произносить написано на листочке.

«Ты самый лучший» - спокойно, с иронией, как другу, с любовью, с утверждением, вопрос.

«Мне понравилось» - спокойно, с вопросом, с иронией, с радостью, со злостью, с восторгом

А теперь все вместе «Я люблю свой класс и буду по всем скучать» - с любовью.

Молодцы! Спасибо!

А теперь важный момент, жюри слово вам.

Подведение итогов, оглашение результатов, вручение памятных подарков и грамот за работу.

А теперь, приглашаем всех к столу на праздничное чаепитие!

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Познавательно-игровая программа

«Люблю тебя, мой край родной!»

Анисимова Лариса Константиновна,

учитель начальных классов

с. Панаевск

Цель:

Формирование коллектива, умения работать сообща; формирование интереса и уважения к традициям и культуре родного края, чувства толерантности и патриотизма.

Задачи:

    Закрепить знания детей о государственных символах России;

    Воспитывать чувство любви к своей Родине – малой Родине;

    Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    Формировать умение быстро схватывать услышанное;

    Развивать познавательные интересы;

Оборудование: компьютер, карточки, музыка, интерактивная доска

Ход игры:

Звучит стихотворение

(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 5-6 человек в каждой.)

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами поговорим о нашем крае, о нашей малой Родине.

Суров этот далекий край: бесконечно долго тянется метельная зима, ненадолго появляется на сером зимнем небе холодное солнце, жестокие морозы сковывают почти до дна многочисленные озера и реки. Но на суровых жизненных дорогах не растеряли жители Севера главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к «малой», суровой, северной, но самой дорогой Родине.

Дети ненцев и ханты живут и учатся в городах и посёлках нашего округа.

Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о нашем родном крае”.

Тогда, берите с собой свои знания и вперед.

Дети читают стихотворение.

1-ый: Старый двор, берёзки молодые,

Хоровод кудрявых тополей,

Это все страна моя Россия,

Милый образ Родины моей.

2-ой: Васильки, как глазки голубые

Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы

И пшеницы косы золотые

Заплетает осенью в снопы.

3-ий: Перезвон валдайских колокольцев

Слышится в журчании ручья

И на ранней зорьке у околицы

Раздаются трели соловья.

4-ый: А зимой сверкает и искрится

Снег, как подвенечная фата.

И ни с чем на свете не сравнится

Белоствольных рощиц красота!!!

Учитель: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.

Ну, а теперь разрешите объявить разминку : «Подумай-ответь»

Как называется страна, в которой мы живём?

Какая река соединяет все села и поселки нашего района? (река Обь )

Как называется наш район? (Ямальский)

Как называется посёлок, в котором мы живём?

Какие еще села есть в нашем районе? (село Мыс-Каменный, село Новый Порт, село Панаевск, село Салемал, село Сеяха, село Яр-Сале)

Первый конкурс “Всезнайки” .

Выберите среди представленных флагов, флаг нашей страны (выбирают).

Выберите среди представленных гербов, герб нашей страны (выбирают).

Выберите из представленных фотографий фотографию Салехарда

Учитель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Второй конкурс «Буквенные заморочки»

Учитель: А сейчас мы поиграем в очень интересную игру. Каждой команде я дам буквы, вы должны будете составить и записать как можно больше слов из этих букв.

(Буквы: П а н а е в с к о т б л ь)

Третий конкурс - “Собери свою школу”

Учитель: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая. У каждой группы на столе лежат пазлы цветные. Вам нужно из них собрать правильно и быстро.

(Побеждает та группа, которая быстрее и правильнее справляется с заданием. Звучит музыка, необходимо собрать пазлы с фотографией Панаевска и оленя.)

Учитель: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательными!

Игра «Кто как кричит»

Голубь - воркует, медведь - ревет, утка - крякает, коза - блеет, гусь - гогочет, конь - ржет, корова – мычит, кошка – мяукает, петух – кукарекает.

Четвёртый конкурс - “У нас живут…”.

Учитель: Сейчас вам будут представлены животные, запишите номера тех, которые живут в нашей местности.

Пятый конкурс «У нас растут…»

Учитель: Сейчас вам будут представлены растения, запишите номера тех, которые растут в нашей местности.

Игра «Назови детёныша».

Шестой конкурс «В мире северных загадок»

- Попробуйте и вы отгадать северные загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может. (Лодка)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может. (Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

Учитель: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о малой Родине” подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны.

Жюри объявляет результаты игры. Награждаются победители.

Учитель: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами.

Игровая программа направлена на знакомство детей с животным и растительным миром Ярославского края, с целью привить детям бережное отношение к окружающему миру родного края

Задачи.

Образовательные.

    Учить применять полученные знания на практике.

    Способствовать развитию наблюдательности у детей, развивать абстрактное мышление умение быстро ориентироваться в обстановке и находить правильные ответы на задания.

Воспитательные.

    Воспитывать интерес к окружающему миру, доброе отношение к природе.

    Воспитывать интерес к изучению природы родного края, осведомлённости о его экологических проблемах.

    Прививать любовь к живой природе.

    Воспитывать культуру поведения, самодисциплину, ответственность, доброжелательность и взаимопомощь.

    Воспитывать уверенность в своих силах.

Развивающие.

    Развивать такие качества, как умение слушать другого человека.

    Развивать познавательный интерес.

    Развивать навык поиска информации.

    Развивать навык работы в группе, коммуникативные способности.

Коррекционные.

    Развивать речь, внимание, память, мышление и творческие способности учащихся.

    Развивать опыт участия и опыт использования приобретённых знаний и навыков в осуществлении позитивных мероприятий.

    Развивать интерес, любознательность.

Ведущий: На лесной полянке в маленькой избушке жил-поживал лесовичок Листик. Много чудес умел делать Лис­тик -- ведь он был волшебником, - но больше всего на свете он любил ухаживать за растения­ми, животными, поддерживать порядок в лесу, охранять свои владения от непрошеных гостей. И за это матушка-природа делала Листику по­дарки. Его избушку украшали картины из сухих цветов, а пол был покрыт красивым ковром из разноцветных листьев. А звери и птицы помога­ли ему по хозяйству, радовали Листика расска­зами о лесной жизни. И, конечно, именно лесовичок Листик, который знает самые разные тайны жизни чудесницы-природы, проведет нашу игру.

Видео сопровождение «Природа России»

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в уникальное путешествие, очень интересное и познавательное. Ребята, все вы, наверно, любите природу, читаете книги о животных, растениях, о явлениях природы. Вы наблюдаете за окружающим миром и знаете много интересного о нашей родной природе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам б дет сопутствовать удача.

В нашей сегодняшней игре принимают участие команды…

Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.

Конкурс «Ботанический»

Командам выдаются карточки. Необходимо их распределить.

Одна карточка - список растений (на каждой карточке запись одного растения):

герань (1), папоротник (2), колокольчик (3), кувшинка (4), тюльпан (5), вороний глаз (6), (2), зверобой (2), черника (2), клюква (2), чертополох (З), (2), фуксия (1), иван-да-марья (2), клевер (3), лотос (4), гладиолус (5), волчье лыко (6), тысячелистник (3), костяника (2), морошка (2), сурепка (3), (5).

По 6 карточек для команды с названиями разделов:

    КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЛЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЛУГОВЫЕ РАСТЕНИЯ

    ОЗЕРНЫЕ РАСТЕНИЯ

    САДОВЫЕ РАСТЕНИЯ

    ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ

Члены команды либо распределяют карточки-растения к карточкам-разделам, либо на карточках-растениях в скобках указывают номер карточки-раздела.

Эти таинственные животные

Каждый обитатель леса не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.

1. Этот зверь так же необходим природе, как и все остальные животные. Своё жилье строит в глухих, непроходимых местах и живет там постоянно семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленых и больных животных. Волки.

2. Это животное-одиночка и не терпит соседей, свое гнездо тщательно выстилает мягкой травой, сухими листьями и мхом. Здесь появляются на свет детеныши – от 3до 7 слепых малышей. Отлучаясь из гнезда, мама зарывает их в подстилку, чтобы не мерзли. Белка.

3. Это животное – хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако имеет ряд черт отличающих ее от других зверей. Например, подушечки лап у нее покрыты шерстью. Рисунок глаз, как у кошки, продолговатый. Эти животные никогда не живут стаями и охотятся поодиночке. Лисица.

4. Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору? В гору, так как у него задние ноги длиннее передних.

5. Сколько часов в сутки спят хорьки? Хорьки спят до 20 часов в сутки.

6. Она прекрасно приспособлена к жизни в воде и никогда от неё не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных, земноводных и даже на мелких млекопитающих. Чтобы легче заметить рыбу, часто залезает на возвышенные места, например на свисающие над водой ветки, откуда и бросается на добычу.

Выдра.

7. Травоядное животное, обитающее около воды. Питается растительностью на мелководье рек и озер. При появлении хищника это животное ищет спасения прямо в воде. Он в состоянии проплыть много километров. Самка производит на свет одного - двух малышей, которые расстаются с матерью через девять месяцев. Это животное является самым крупным в России. Лось.

8. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. Бобр.

Река Волга, ее обитатели и растительный мир

Кто там мечется повсюду,
Не замрет ни на минуту?
Непоседа и вертун,
Всех подвижней рыбка …… вьюн.

Измоталась рыбка за день,
Что за день, будь он неладен!
Отдыхает от погонь
В плотных зарослях …. чехонь.

Ясный день, как на картинке!
Ну, откуда здесь дождинки?
На воде не счесть колец
Забавляется ….. голец.

Рыбка шустро взглядом ищет
Что-нибудь себе из пищи.
Вся в заботах, суетясь,
Промелькнула в речке …. язь.

Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно …. ёрш.

Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому ……лещу!

Хорошо в реке и сытно,
Только жаль, всего не видно.
Смотрит из воды на берег
Любопытен очень …. жерех.

Кто на дне залег под илом,
Чтоб малькам не видно было?
Труд напрасен, виден им,
Притаившийся ….. налим.

К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит …. карась!

Рыба крупная икру
Мечет рано по утру.
До чего ж черна икра
У красавца …. осетра!

Рыбка в зарослях ютится,
Норовит от всех укрыться.
Осторожен как и встарь
Этот маленький ….. пескарь.

Необыкновенное путешествие

Участвуют все картинки с животными, насекомыми, растениями и карта Ярославской области. Все обитатели едут из Рыбинска по городам области. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить обитателя в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного или птицы. (Например: в Рыбинске – рысь, Ярославле– ястреб и т.д.).

    Рыбинск – рысь

    Пошехонье - пастушок, пискулька

    Данилов – дупель

    Тутаев – турча болотная

    Любим – луток

    Ярославль – ястребиная славка

    Мышкин – московка

    Углич - усач-кожевник

    Гаврилов-Ям – голубянка –орион

    Ростов – росянка английская

    Переславдь – Залесский – прострел раскрытый

Птицы

Ответы: аист, чайка, сойка, ворона, славка, утка, синица, скворец, ласточка, пеночка, московка, мухоловка, журавль, поползень, кукушка, чечевица, вертишейка, воробей, жаворонок.

Заключительная беседа.

Очень хочется верить, что всё, о чем мы с вами говорили, останется в вашей памяти. Михаил Пришвин сказал: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Любите и берегите природу. Пусть благодаря именно вам, она станет богаче! А наш край станет ещё красивее!

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах хрупкая роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький растёт.

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад -

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке!

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой!

Ты - тоже часть её чудес,

Ведь для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться!