Фото: сайт газеты "Большой город"

В облаке пыли и пепла, накрывших Манхэттен после теракта 11 сентября 2001 года, были канцерогены. Многие спасатели и выжившие заболели раком, а в ближайшие годы количество больных может увеличиться в несколько раз. Об этом пишет в понедельник «Большой город» в тексте по материалам фичера CityLab («Вот что мы знаем о раке и 11 сентября спустя 14 лет»).

В конце августа умерла от рака желудка Марси Бордерс (Marсу Borders), прославившаяся как «пепельная женщина» с фотографии Стэна Хонды (Stan Honda) для агентства AFP. Бордерс прошла мимо фотографа, на секунду задержавшись во время эвакуации: недавно устроившаяся в Bank of America молодая женщина была полностью покрыта пеплом и пылью от разрушенной Южной башни ВТЦ. Возможно, именно эта пыль и убила ее, как и других людей, которые смогли выжить после теракта.

По данным 2014 года, почти 2,5 тыс. человек, пострадавших или участвовавших в спасательных работах, заболели раком. Их число в ближайшие годы будет стремительно расти, уверены эксперты.

11 сентября 2001 года Манхэттен буквально накрыло облаком пыли. В ней были частички асбеста, стекловолокна, ртути, бензола и других химических веществ-канцерогенов. Ими дышали те, кто выжил после теракта, а также те, кто пришел их спасать. На строительство Всемирного торгового центра, по официальным оценкам, ушло 300-400 тонн асбеста.

Постепенно люди, так или иначе связанные с терактом, начали заболевать. Первые сообщения появились в 2002 году: доктор Дэвид Презант (David Prezant), работавший в Департаменте пожарной безопасности Нью-Йорка, заметил, что пожарные, участвовавшие в тушении, страдают от респираторных заболеваний. Он назвал это «кашлем ВТЦ».

Спустя 10 лет после терактра, в 2011 году, семьям тех, кто умер от этой болезни и тем, кто ею страдает, начали выплачивать компенсации. В 2011 году, в дополнение к основанному через пару лет после текракта Фонда компенсаций жертвам, также была организована программа World Trade Center Health Program, которая помогает пострадавшим вылечить последствия теракта.

В 2012 году власти добавили в список заболеваний, по которым можно получить компенсацию, около 50 различных видов рака, понимая, что разрыв между воздействием (во время теракта) и проявлением болезни может быть крайне долгим. Вредные вещества, выделившиеся после теракта, могут вызывать, например, рак щитовидной железы, рак простаты и меланому. Эксперты World Trade Center Health Program полагают, что чаще всего пострадавшие заболевают раком легких и пищеварительной системы.

Асбест также приводит к мезотелиоме, однако этот вид рака проявляется обычно минимум через 11 лет после контакта с канцерогеном. Иногда первые симптомы проявляются через несколько десятилетий после образования опухоли. Специалисты World Trade Center Health Program ожидают притока больных в ближайшие 30 лет.

Часто люди, заболевшие в результате теракта раком, напрямую не связывают болезнь с последствиями катастрофы. Поэтому они не получают помощь из специальных фондов. В зоне опасности и жители Нью-Йорка, которые просто находились рядом с башнями-близнецами. Они не считаются пострадавшими от теракта. Например, в World Trade Center Health Program беспокоятся за здоровье учеников соседних со Всемирным торговым центром школ.

При этом программа помощи World Trade Center Health Program должна закончиться в октябре, а фонд для выплаты компенсаций — в октябре 2016 года. Если они не будут продлены, то люди, заболевшие раком после теракта, не будут получать помощи и финансирования для лечения, а ученые — для дальнейших исследований.

Комментарии (7)

    15.09.2015 16:54

    Неонатолог

    Так теперь известно, что при строительстве там были заложены ядерные заряды на глубине 70 метров. Это входило в план строительства как метод демонтажа этих зданий. Без этого их бы просто не разрешили возводить. Не даром же стальные конструкции сыпались вертикально, а дно ямы на месте зданий представляет из себя оплавленный гранит. То есть имел место маленький рукотворный Чернобыль по команде их властьимущих.

    16.09.2015 11:25

    Прохожий

    А может все-таки пепельная нигра умерла от 10 летнего пристрастия к кокаину и вызываемых им последствий?
    Почему в статье об этом ни слова?
    Журнашлюхи такие журнашлюхи

    16.09.2015 21:40

    Чукигек

    Ну, а где же их лучшие в мире эскулапы? Они, что тоже не справляются с онкобольными, как и в России? Или там у прохиндеев в белых халатах тоже маленькая зряплата?

    17.09.2015 01:54

    Дима Э

    Чукигек "Или там у прохиндеев в белых халатах тоже маленькая зряплата?"
    не маленькая - там "медицинская страховка". Даже фильм отсняли "здравозахоронение". Страшное дело в США приболеть.
    На Кубе - на нищей Кубе врачь хвалился как быстро вдвоем они пришили человеку отрезаные пальцы. Вопрос - скольк стоит? Ответ - бесплатно. В США дядка у которого пила отхватила два пальца - решал, какой пришивать. Потому что 2 страховка не оплатит. Там и про ликвидаторов есть сюжет, каково им живется.

В Нью-Йорке впервые для гостей открыл свои двери Национальный мемориальный музей 11 сентября (National September 11 Memorial & Museum). В церемонии принял участие Президент США — Барак Обама. Первыми посетителями стали выжившие в теракте, родные и близкие погибших, спасатели и пожарные, а также все, кто принимал участие в строительстве музея и журналисты. Официальное открытие музея состоится 21 мая.

Экспонатами музея стали самые разные предметы, найденные на руинах Всемирного торгового центра. Теракт 11 сентября 2001 года унёс жизни 2983 человек, из них 1634 — в башнях ВТЦ — большинство из которых погибло в момент столкновения самолета.

Южная башня обрушилась в 9:59 — через 56 минут после столкновения с самолетом. Северная башня продержалась 102 минуты после удара и рухнула в 10:28. Обломки, оставшиеся от двух 110-этажных зданий Всемирного торгового центра, ещё в течение трех месяцев после обрушения продолжали гореть и тлеть.

15 ФОТО

1. Антенна с крыши северной башни Всемирного торгового центра.
2. Надпись, выцарапанная на одной из стальных балок, которая была найдена среди обломков ВТЦ. «Моим друзьям. Мы будем тосковать».
3. «Лестница выживших» — фрагмент лестницы, по которой сотням людей, попавшим в ловушку, удалось выбраться из горящего здания и спастись.
4. Шлепанец американской авиалинии — один из экспонатов музея 11 сентября в Нью-Йорке.
5. Фрагмент самолета, который врезался во Всемирный торговый центр в тот трагичный день.
6. То, что осталось от пожарной машины, которая участвовала в спасательной операции 11 сентября.
7. Велосипедная стоянка, которая стояла в северной части ВТЦ, полностью уцелела.
8. Искореженная машина нью-йоркской пожарной части.
9. Фотография молодого человека, который с красной повязкой на лице раз за разом возвращался в горящее здание ВТЦ и спас 24-х человек, но сам погиб. Рядом с его снимком стоит внутренняя колонна одной из башен.
10. Так называемая «последняя колонна» Всемирного торгового центра стала частью экспозиции музея 11 сентября.
11. Элементы конструкции — одни из немногих, которые не были разрушены во время теракта.
12. А это фотографии террористов — угонщиков самолетов. 15. Волнующая выставка, рассказывающая трагическую историю 11 сентября 2001 года, чтобы будущие поколения никогда не забыли об этом страшном дне.

Серию террористических актов 11 сентября 2001-го трудно забыть. За самым масштабным терактом в истории человечества наблюдал весь мир. Виновниками американской трагедии стали боевики из запрещенной террористической группировки «Аль-Каида»*. Кроме двух угнанных самолетов, направленных в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, два других воздушных судна были разбиты в Пентагоне и городе Шаксвилл в штате Пенсильвания. В тот кровавый сентябрьский день погибло 2977 человек — большая часть в башнях-близнецах. Также это один из тех терактов, где смерть людей неизбежно попала в прямой эфир сотен СМИ по всему миру.

В тот день 200 человек выбросились из Южной и Северной башен из-за отсутствия надежды на спасение. Но были и те, кто смог спастись из горящего второго корпуса. Кто эти люди, рожденные в рубашках?.

Александр Скибицкий — 65 этаж

Спасся из Южной башни за несколько минут до столкновения

Александр Скибицкий эмигрировал в США из Краснодара, а сейчас проживает в Канаде. В 2001-м он работал в Южной башне на 65 этаже. Около девяти утра Александр находился на своем рабочем месте и предвкушал выходные с женой на Гудзоне. Вскоре стало известно, что Северная башня горит, но причина была неясна. Работники офиса не подозревали, что в соседний небоскреб уже врезался самолет. Никто не мог даже представить, что кто-то может влететь в городское здание в столь ясный день. Такое развитие событий было из разряда фантастики.

Его коллеги тут же начали звонить родным и сообщать, что с ними все в порядке, но Александр чувствовал, что это не просто пожар. Как рассказывал Скибицкий СМИ, он и его коллега из Пакистана чувствовали неладное и решили покинуть офис вопреки объявлению службы безопасности о том, что жизни людей ничто не угрожает. Они боялись, что огонь перекинется на Южную башню. Тем временем, работники офиса начали упаковывать документы и компьютеры на случай чрезвычайной ситуации.

AP Photo / David Karp

Александр и его сослуживец Волли спустились вниз на лифте, но их остановила охрана и попросила вернуться на рабочие места. Мужчины не послушались и прорвались наружу. Ближайшие улицы ко Всемирному торговому центру были усыпаны пеплом, а из Северной башни валил черный дым. Люди с верхних этажей (высота башен составляла по 110 этажей каждая) выпрыгивали из окон. Только тогда они поняли, что произошло на самом деле.

Буквально через несколько минут, по официальной информации в 09:02 утра, в Южную башню врезался самолет рейса 175 United Airlines. Борт протаранил с 77 по 85 этаж, Александр и его коллега могли погибнуть, не ослушайся они охрану на выходе. По его словам, в тот момент начался настоящий ад. Люди толпами выбегали из зданий, а на землю падали полающие тела. Южная башня рухнула быстрее, чем Северная. Все коллеги Александра погибли.

Дженис Брукс — 84 этаж

Спаслась из Южной башни в момент столкновения

Персональный консультант Дженис Брукс работала на 84 этаже Южной башни. Она готовилась приступить к работе, но вдруг услышала странный звук, напоминающий глухой холопок. Из окон здания напротив начали разлетаться бумаги, кто-то крикнул: «Бегите!». Дженис не сразу поняла, что ей делать и даже успела позвонить своему начальнику в Лондон, чтобы спросить разрешение покинуть рабочее место. Он сообщил ей, чтобы она как можно скорее убиралась из офиса, потому что в Северную башню влетел самолет. В тот момент об этом уже было известно из новостей по всему миру.

сайт

Брукс спустилась вниз на 12 этажей, но по громкоговорителям сообщили, чтобы все возвращались на свои рабочие места. Она начала подниматься обратно, а когда дошла до входной двери на свой этаж, содрогнулась и Южная башня. Моментально было разрушено шесть этажей корпуса, навстречу Дженис бежали раненые люди. Казалось, спастись было невозможно, ведь все лестницы были разрушены, но в хаосе и дыму люди нащупали дверь к другой лестнице и побежали по ней вниз. Дженис сняла туфли и помчалась к выходу на первый этаж, а в ее ступни впивались многочисленные осколки.

Стэнли Праймант — 81 этаж

Находился внутри Южной башни в семи метрах от влетевшего самолета

Праймант был сотрудником Fuji Bank, офис которого располагался на 81 этаже Южной башни. Когда самолет ударил по Северному корпусу, он поднимался на лифте в офис. Как только Стэнли вышел на связь, ему тут же стали звонить знакомые и интересоваться в порядке ли он. После этого он выглянул в окно и увидел, что в соседней башне полыхает огонь. Мужчина попытался дозвониться до отдела своего банка в Северной башне, но там уже никто не отвечал. Праймант решил, что из здания нужно выбираться и попытался выйти. Как и других, охрана и полиция вернули его обратно в задние.

сайт

Стэнли вернулся в свой офис и встал возле окна. Через несколько минут он заметил, как возле статуи Свободы пролетает самолет и стремительно приближается прямо в его сторону. Вскоре воздушное судно было настолько близко, что сквозь максимально звукоизолированные окна можно было услышать шум моторов. Праймант начал молится и залез под свой стол. Через несколько секунд этаж вспыхнул, но до его кабинета пламя не добралось.

Из помещения выбраться самостоятельно он не мог, так как оно было полностью разрушено. Мужчине оставалось только звать на помощь. На его истошные крики откликнулись люди, которые спускались по лестнице неподалеку. Вице-президент Euro Brokers Брайян Клар вернулся, чтобы помочь Прайманту. Им удалось выбраться из башни меньше чем за час. В 09.59 она рухнула, погребя под собой тысячи человек.

Рон ДиФранческо — 84 этаж

Спасся из Южной башни за несколько минут до обрушения здания

Утро 11 сентября ничем не отличалось для Рона от других. Он работал брокером, а его кабинет располагался на 84 этаже Южной башни. Как только он заметил дым в соседнем здании, ДиФранческо тут же решил выйти на улицу.

Через несколько минут после его ухода на лестницу, второй угнанный самолет врезался и в его башню. По пути он встретил людей, которые уговорили его идти наверх, так как пожар на нижних этажах был слишком сильным. Но двери на крышу оказались заблокированы, Рон добрался до свободной площадки в зоне удара и лег на пол. Вокруг него лежали задыхающиеся люди, всеобщая паника натолкнула его на мысль, что нужно снова попытаться спуститься вниз. Под адреналином от случившегося, ему удалось спуститься на первый этаж, а через несколько минут Южный корпус начал рушиться.

сайт

Вскоре он потерял создание, а очнулся уже в больнице с переломом позвоночника и многочисленными ожогами. Рон ДиФранческо стал последним человеком, который успел покинуть второе здание до обрушения. Кроме того, одним из четырех выживших американцев, находившихся выше 81 этажа в момент столкновения.

Паскаль Буззели — 64 этаж

Очнулся живым на руинах седьмого этажа Южной башни

Инженеру-конструктору Паскалю Буззели было 43 года, когда произошел террористический акт 11 сентября. Он поднимался на лифте на свой этаж и увидел людей в состоянии паники. Паскаль тут же позвонил своей жене и попросил ее включить телевизор, она сообщила мужу, что Северная башня протаранена самолетом и горит. Вскоре Буззели и его коллеги бросились к лестнице, чтобы спуститься вниз и успели достичь уровня 22 этажа, когда здание начало рушиться.

сайт

Он понял, что спастись вряд ли получится и свернулся в клубок, чтобы скатиться вниз по многочисленным обломкам. Очнулся Паскаль в руинах на седьмом этаже, отделавшись переломом ноги.

* террористическая организация запрещенная на территории РФ.

Яна Вахрушева

Десять лет назад в Нью-Йорке произошла трагедия, навсегда изменившая жизнь миллионов людей по всему миру. Все эти десять лет мы узнаем все больше и больше подробностей о теракте 11 сентября 2001 года, однако никто не рискнет сказать, что стало ясно до конца, что и почему произошло утром того осеннего дня в крупнейшем городе США.
Мы решили познакомить наших читателей со статьей, опубликованной на сайте британской газеты The Daily Telegraph, в которой собраны факты позволяющие лучше понять и острее ощутить ужас трагедии, символом которой стали две цифры 9/11.

1. Количество детей потерявших родителей в результате трагических событий 11 сентября составило 3051. 17 детей родились позже у женщин потерявших своих мужей во время террористической атаки. Через девять месяцев после теракта рождаемость в Нью-Йорке была выше, чем в годом ранее, на 20%.

2. По данным исследований, потребление алкоголя в Нью-Йорке в течение нескольких недель после теракта держалось на уровне на 25% выше, чем годом ранее. Потребление табака выросло на 10%, марихуаны - на 3,2%, а посещаемость церквей и синагог - на 20%.

3. Общая стоимость произведений искусства, утраченных в результате теракта, превышает 100 млн. долларов. Среди погибших шедевров - серия картин Entablature Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), работы Пабло Пикассо и Девида Хокни (David Hockney), множество других авторских предметов, элементов интерьера и проч.

4. Одним из неизвестных героев этого дня стала собака-поводырь, лабрадор Roselle, которая провела своего слепого хозяина Майкла Хингсона с 78 этажа Северной башни до дома его приятеля. Недавно собака умерла.

5. Пожарным понадобилось 100 дней чтобы погасить все очаги пожаров, вызванных атакой на Всемирный торговый центр (ВТЦ).

6. Родители 22-летней Лизы Энн Фрост, которая летела рейсом 175 авиакомпании United, ждали почти год, прежде чем спасатели, просеивавшие обломки на месте катастрофы, смогли найти хоть что-то, принадлежавшее их дочери. Лишь 291 тело было найдено не разделенным на фрагменты.

7. Всего рабочим пришлось просеять более 1 млн тонн обломков конструкций и мусора в поисках останков и предметов, принадлежавших жертвам теракта. Они нашли 437 часов и 144 обручальных кольца.

8. За три часа до атаки на ВТЦ, в Принстонском университете система, названная Генератором случайных событий, выдала сообщение о скором катастрофическом событии.

9. Секция здания Пентагона, в которую угодил угнанный террористами самолет, незадолго до атаки была подвергнута реконструкции, в ходе которой были особо укреплены стены и окна задания. Некоторые окна недалеко от зоны удара, остались неповрежденными.

10. Четыре самых популярных запроса в поисковой системе Google в неделю, когда произошел теракт, выглядели следующим образом (в порядке убывания): Nostradamus, CNN, The World Trade Center, Osama bin Laden.

11. Бестселлером в 2001 году в Америке был роман под названием “Осквернение: Антихрист восходит на Трон” (Desecration: Antichrist Takes the Throne) написанный Тимом ЛаХейем (Tim LaHaye) и Джерри Дженкинсом (Jerry Jenkins).

12. Когда лидер группы террористов Мухамед Атта проходил утром 11 сентября контроль в аэропорту Бостона, на его имя среагировала информационная система безопасности и багаж террориста в самолет не попал.

13. Сотни памятников, флагштоков и распятий по всему миру сделано из металла взятого на месте теракта. В частности из металла Северной башни сделан монумент в городе Падуя, в Италии.

14. Личный состав служащих системы обороны воздушного пространства США (NORAD - the North American Aerospace Defense Command), за неделю до теракта проводил учения в которых офицеры отрабатывали ситуацию захвата террористами четырех самолетов. Еще один раунд тренировок был запланирован на утро 11 сентября.

15. За полгода до теракта арендный договор сроком на 99 лет на здания ВТЦ был выкуплен за 3,2 млрд долларов девелоперской фирмой Ларри Сильверстайна (Larry Silverstein). Он сейчас восстанавливает офисный и торговый центр рядом с мемориальным комплексом и музеем.

16. В начале текущего года число жертв террористической атаки 11 сентября увеличилось на единицу и достигло 2753 человека. В медицинском центре в Нью-Йорке пришли к выводу, что Джерри Борг, бухгалтер и, по совместительству, актер, умер в конце 2010 года от заболевания легких, причиной которого стала пыль от руин ВТЦ.

17. Пятеро террористов жили и готовились к угону самолетов, непосредственно накануне теракта, в мотеле, расположенном поблизости от Национального Агентства по безопасности США (National Security Agency).

18. Черные ящики самолета, который врезался в здание Пентагона, были найдены 12 сентября 2001 года. Как сообщил позже Государственный секретарь США Дональд Рамсфельд, данные голосовой записи из одного из этих ящиков считать не удалось. Считается, что это единственный случай за 40 лет, когда на записывающем устройстве из носового отсека самолета не удалось обнаружить информацию.

19. Во время обрушения башен ВТЦ был уничтожен магазин, где продавали Коран и находилась комната для молитв мусульман.

20. Джон Патрик О’Нил, специальный агент ФБР, расследовавший первую террористическую атаку на ВТЦ в 1993 году и деятельность Аль-Каиды, покинул службу из-за разногласий с начальством. Позже он занял должность начальника службы безопасности ВТЦ, где погиб 11 сентября 2001 года.

21. Ученые использовали трехдневный запрет на авиационные полеты над территорией США после 11 сентября с тем, чтобы изучить влияние реактивных самолетов на климат. Они выяснили, что в эти три дня днем было несколько теплее, а ночью - несколько холоднее обычного. Причину этого исследователи усмотрели в следах, которые реактивные двигатели оставляют в атмосфере и которые фактически являются искусственными облаками. При интенсивных полетах эти следы днем отражают часть солнечного света, а ночью, наоборот, задерживают тепло.

11 сентября исполнится уже 15 лет со дня самого крупного теракта в мировой истории. Осенним днем 2001 года 2 пассажирских самолета, захваченных террористами, протаранили башни Всемирного торгового центра, третий самолет был направлен в здание Пентагона, а четвертый упал в штате Пенсильвания. Погибли почти 3 тысячи человек.

Среди жертв серии из четырех координированных терактов были американцы, канадцы, англичане, французы, японцы, китайцы — люди разных возрастов и национальностей, в том числе и 25 выходцев из бывшего СССР.

Некоторым чудом удалось спастись. Двое из уцелевших россиян — Андрей Ткач и Александр Скибицкий — поделились своими историями.

Андрей Ткач, уроженец Новосибирска, живет в США

«В 8:45 я был на работе, на 72-м этаже Северной башни Всемирного торгового центра. Как раз взял себе кофе и собирался засесть за отчет. Еще до того, как тряхнуло, услышал какой-то странный свист - потом, вспоминая, догадался, что это был шум от двигателя самолета на подлете к башне. И сразу следом все здание буквально сдвинулось на несколько метров, никто не смог удержаться на ногах, все попадали. Первая мысль - землетрясение. Мы замерли, не понимая, что происходит. Я подошел к окну, а там с неба почему-то падают бумаги и какой-то горящий мусор. Дыма и огня не видно, и совершенно непонятно, что происходит. Что делать дальше - тоже.

Мы дозвонились в Службу спасения. Там сказали: нужно оставаться на своих местах и дожидаться указаний. Мой коллега Дак Кинан, дольше всех работавший в нашей фирме, сказал тогда: главное - не паниковать, потому что в 1993 году во время теракта намного больше людей погибло не от взрыва, а из-за того, что их затоптала толпа, рванувшаяся к выходу. И теперь нужно вести себя спокойно и действовать организованно.

И тут до кого-то дозвонилась жена и сообщила: по CNN говорят, что в нас врезался самолет. Я сразу сказал: «Надо спускаться вниз». Мне возразили, что лучше дождаться инструкций. Все тот же Дак заявил, что если и идти, то на крышу, потому что в прошлый раз оттуда людей эвакуировали вертолетами. Начали спорить, уходить или нет, и куда. Решили узнать в Службе спасения. Долго не получалось набрать - не было связи или занято. А когда, наконец, дозвонились, там приказали оставаться на местах.

И тут я увидел, как мимо наших окон пролетел мужской костюм. Честно скажу: в первую минуту не понял, кому и зачем пришло в голову сбрасывать вниз костюм. А потом вдруг догадался, что это был человек. Решил плюнуть на все и уходить. Остальные остались ждать указаний или спасателей.

Когда вышел в коридор, там уже был дым. Лестница тоже оказалась затянута им, было темно и очень жарко, почти невыносимо жарко. Сверху спускались несколько десятков человек, пока совсем немного. Некоторые были ранены, с ожогами - остальные помогали им, подбадривали. Вниз мы шли медленно, потому что с каждым пройденным этажом людей прибывало: они появлялись из боковых выходов, нужно было останавливаться и пропускать новую партию. Особенно много людей на лестнице стало, когда наконец-то объявили о всеобщей эвакуации. Некоторые двери перекосило и заклинило, мы помогали их открыть.

Обогнать идущих было нельзя - лестницы очень узкие, не разминешься. Из-за дыма и пыли дышать становилось труднее - люди кашляли, задыхались. Я очень пожалел, что, как последний идиот, не догадался заранее намочить одежду, чтобы замотать рот и нос, а теперь было уже поздно, воды взять было негде. Прикрывал лицо платком. Тогда впервые мне пришла в голову мысль, что жизнь человека измеряется не прожитыми годами, а количеством сделанных вдохов. Гадал, сколько еще вдохов мне удастся сделать, прежде чем я умру.

Где-то на середине пути мы встретили первых пожарных, поднимавшихся наверх. Они шли в полной экипировке, несли оборудование. Казалось, что их бесконечно много. Из-за встречного потока на лестницах стало еще теснее. Когда они поднялись, на нас сверху начала литься вода из огнетушителей.

Не знаю, показалось мне или нет, но постепенно здание начало потрескивать и раскачиваться. Появился какой-то животный страх, он подталкивал, говорил: «Беги!». Если бы не толпа, преграждавшая путь, я бы побежал, но такой возможности не было. Мы спускались все медленнее, а страх становился все сильнее. Когда мы были уже почти внизу, снова тряхнуло так, что многие попадали с ног. Нам в лицо вдруг ударил страшный поток раскаленного пыльного дыма. Я не понял, что случилось. Потом узнал - это оттого, что обрушилась Южная башня.

Как только мы добрались до выхода из этого вертикального ада и появилась возможность бежать, я побежал. Рядом падали человеческие тела. Люди при ударе о землю раскалывались, как арбузы. Человека, бежавшего в нескольких метрах передо мной, раздавило упавшей бетонной глыбой, только кровь брызнула. Дальше толком и не видел, что было вокруг, мчался, не оглядываясь, как никогда в жизни.

Когда был уже метрах в пятистах, меня вдруг подняло в воздух и понесло над землей. Это рухнула Северная башня, но тогда я об этом не знал. Упав, полетел кубарем. Когда поднялся, секунд десять не мог сориентироваться, куда бежать дальше. Все вокруг напоминало черно-белый фильм о ядерной зиме. Пыль и пепел клубами, повсюду толстый слой пыли и бетонной крошки, в воздухе кружатся бумаги и мусор. Чуть дальше по улице лежит перевернутая вверх тормашками пожарная машина. И почему-то колеса у нее крутятся в воздухе.

На меня нашло оцепенение. Помню: стоял и, не отрываясь, смотрел на эти колеса. Не знаю, как долго я простоял. Потом ко мне подошел какой-то человек, тронул за плечо и спросил, все ли со мной в порядке. Тогда я наконец-то пришел в себя, отряхнулся от пыли и пошел. Не помню, как добрался до Бруклинского моста. Там уже были тысячи людей - метро не работало, все шли пешком. Толпа была огромная, но было очень тихо. Настроение у всех было подавленное: Нью-Йорк после 9/11 вообще на какое-то время перестал улыбаться. Над нами в небе со свистом проносились истребители.

В Бруклине возле меня остановился автомобиль, водитель предложил довезти до дома. Я хотел заплатить за проезд, но он отказался категорически. Сказал, что уже отвез нескольких человек и собирается до вечера развозить тех, кто сумел невредимым выбраться с Манхэттена. По дороге мы увидели первые американские флаги, вывешенные с балконов и из окон. Потом этих флагов стало много.

Дым над Манхэттеном стоял еще четыре дня, пока 15 сентября не прошел дождь, а запах гари оставался в городе до весны, пока не вывезли последние обломки».

Александр Скибицкий, уроженец Красноярска, живет в Канаде

«11 сентября 2001 года был прекрасный день - стояло бабье лето, которое в Штатах почему-то называют индейским. Настроение у меня было соответствующее, приподнятое: на выходных мы с женой собирались оставить сына с няней и впервые за долгое время расслабиться - махнуть на Гудзон. Помню, что я даже напевал про себя, когда запускал компьютер. Мой стол в офисе на 65-м этаже Южной башни стоял у окна, и мне очень нравилось, что в ясный день можно было увидеть даже кривизну горизонта. Перед тем как заняться делами, я по привычке подошел к окну, постоял, полюбовался видом, выпил кофе.

Самолета, врезавшегося в Северную башню, я не видел, взрыва тоже - окна нашего офиса выходили на другую сторону. Но взрыв мы почувствовали все: тряхнуло. Что произошло, никто толком и не понял.

Как только стало известно, что Северная башня горит, все тут же схватили телефоны и начали названивать родным. Рассказывали, что с ними все хорошо, что они не пострадали. А у меня была одна мысль: «Позвоню потом, а сейчас надо позаботиться, чтобы со мной и вправду было все хорошо». Сразу решил - нужно как можно быстрее выбираться, а то мало ли что. Вдруг Северная башня рухнет на нашу или еще что-нибудь случится.

Разумеется, я и представить не мог, что скоро и в нашу башню врежется еще один самолет. Никто и не предполагал, что соседнюю башню атаковали специально, все решили - это случайность. Помню, еще удивлялись, каким же нужно быть идиотом, чтобы врезаться в небоскреб при такой отличной видимости, как сегодня.

По громкой связи объявили, что нам ничего не угрожает, эвакуация не требуется. Нужно оставаться на местах, чтобы не мешать полиции и пожарным, работающим вокруг Северной башни. Шеф решил подстраховаться и скомандовал на всякий случай начать упаковывать документацию и компьютеры. Мы с моим приятелем бангладешцем Волли переговорили в сторонке и решили: все равно, что говорят, надо выбираться.

На скоростном лифте спустились вниз. Там потоку людей преградила путь охрана и объявила: всем следует немедленно вернуться на свои рабочие места, Южной башне ничего не угрожает. Дисциплинированные американцы повернули обратно и начали подниматься наверх на лифтах, а мы с Волли проскользнули наружу. Спустившись, попытался позвонить жене, сказать, что жив, но мобильная связь уже не работала.

Внизу все было завалено битым стеклом и бетоном, горели обломки самолета. Мы вынуждены были буквально через них перешагивать. Вокруг ревели сирены пожарных машин и скорых, в небе кружили вертолеты. Когда отошли на безопасное, как нам казалось, расстояние, то остановились посмотреть, что происходит. Из Северной башни валил дым - никогда раньше не видел настолько черного дыма. Успели разглядеть, как наверху, выше линии огня люди выбираются наружу и как-то держатся, ухватившись за колонны. Видели, как несколько человек выпрыгнули или выпали из окон. Одна пара падала, до последнего держась за руки.

И тут мы услышали звук низко идущего самолета - было похоже, что к нам на огромной скорости приближается поезд подземки. И сразу после этого раздался взрыв. Мы перевели взгляд и увидели, что горит наша башня, Южная. Над ней взметнулся буквально шар огня. Я мысленно перекрестился: «Хорошо, что выбрался». А какой-то человек, стоящий возле меня, выдохнул: «Это война». И тут я понял, что он прав.

Вокруг начался настоящий ад. Люди выбегали из башен толпами, в копоти и пыли, окровавленные. Падали с вершин башен и разбивались о землю. Некоторые упавшие тела горели, их пытались тушить. Полиция старалась организовать эвакуацию, успокоить и упорядочить толпу, но у нее не очень-то получалось.

За линией оцепления многих уже ждали родственники, которые успели примчаться на Манхэттен, увидев новости о нападении. До сих пор помню, как на одного парня буквально прыгнули, чтобы его обнять, жена и двое детей. Все вместе они упали на землю, лежали и смеялись от счастья. Те, кто еще не дождался родных, молились. Женщины плакали.

Южная башня, обрушившаяся первой, рухнула так быстро, что какое-то время дым сохранил ее очертания. Понимаете: ее уже не было, а дым на этом месте был. Толпа вокруг нас только и успела в один голос выдохнуть «О, мой бог!», как все уже было кончено. На нас обрушился огромный вал из дыма, пепла и пыли. Этот вал выглядел в точности так, как спецэффекты в кино, но только все это было по-настоящему. Сложно было в это поверить, не оставляло ощущение, что это все сон, декорации, так не бывает в жизни.

Когда пыль осела, мне показалось, что все вокруг как будто засыпало снегом. Как карточный домик, одна на одной лежат перевернутые машины. Стекла домов разбиты. В воздухе летают куски какого-то мусора, листы бумаги. Нельзя было разобрать, кто вокруг тебя, - настолько густым слоем пыли все были покрыты. Мне показалось, что такой же толстый слой пыли теперь и внутри нас. Легкие были полностью забиты - я тогда подумал, что уже никогда не смогу дышать нормально, не избавлюсь от этой пыли.

Человека, стоявшего неподалеку от нас, ранило обломком. Я подошел к полицейскому, говорю: «Там раненый». Он оборачивается ко мне - а у него поверх слоя пыли на лице бороздки от слез. Почему-то именно эта картинка запомнилась мне больше всего. Мы с Волли помогли раненому добраться до ближайшей скорой.

Еще запомнилось, как какая-то пожилая женщина металась по улице, бросалась к каждому прохожему, с отчаянием и надеждой в голосе спрашивая: «Фрэнки?». Пыталась стирать пыль с лиц, чтобы рассмотреть, он это или нет. Люди в ответ только отрицательно мотали головой - говорить никто не мог. Так и не знаю, кем был ей этот Фрэнки - сыном, мужем, братом?

Нам повезло поймать такси. По дороге таксист еще два раза останавливался и подбирал идущих людей, посыпанных пеплом. Даже посадил человека на переднее сиденье, чего обычно нью-йоркские таксисты никогда не делают. Только в такси я по-настоящему поверил, что остался жив. Мы тогда думали, что в башнях ВТЦ погибли не тысячи, а десятки тысяч людей. Цинично звучит, но очень повезло, что жертв оказалось намного меньше».